Тайна «Черной могилы» . Шлем из черной могилы


Суонтаки: меч из древней могилы

Николай Чеботарев 20.03.2013

каролингский меч из Суонтаки

Тысячу лет назад исход сражения решал каролингский меч, который довольно просто узнать благодаря его характерным формам.

Но в каждом правиле есть исключения. История знает несколько каролингских мечей, совсем нетипичных для своего времени. Один из них нашли в 1968 году в деревне Суонтаки в Финляндии.

Меч был обнаружен в могиле, причем само интересное — в женской. Разумеется, специально могилу никто не искал, это произошло случайно, во время земляных работ.

Когда рабочие поняли, что нашли скелет, они вызвали специалистов, но было уже поздно. Целостность захоронения была нарушена. И на самом краю могилы, в смешанном слое почвы, лежал каролингский меч…

Кто хозяин?

Обычно оружие клали все-таки мужчинам, которые должны были воспользоваться им на том свете. Зачем оружие финской женщине — понятно не до конца.

Да, в Скандинавских сагах есть, например, такие упоминания:

Вебъёрг, командир отряда, решительно атаковала противника; (…) Она наносила Сокнарсоти тяжелые удары и долго атаковала его, одним взмахом меча пробив ему щеку, челюсть и подбородок; ему пришлось зажать во рту бороду, чтобы удержать подбородок на месте».

женщина-викинг

Но Суонтаки — это Финляндия, а не Скандинавия, хотя и находится по соседству. Так зачем женщине в могилу положили меч?

Тому есть два объяснения.

Первое. Покойная была знатной женщиной и имела большой политический вес. Тогда этот меч был для нее скорее символом власти, нежели профессиональным инструментом. Хотя кто знает наверняка…

Еще нюанс: в другой женской могиле, которую нашли в 1911 году в местечке Калвола, так же хранился меч. А это уже интересно.

Второе. Могло случится и так, что экскаваторщик случайно перемешал два соседних захоронения, одно из которых было мужским и потому (совершенно логично) содержало меч.

В любом случае, официально принята первая версия, а вторая остается всего лишь гипотезой. Так что мы будем склоняться к тому, что это захоронение все-таки женское, хотя и с мечом.

Второй меч

Кстати, тогда в Суонтаки было найдено два меча. Один — тот о котором мы говорим, другой… Это как бы не совсем меч. Это просто его клинок, украшенный, кстати, серебром. Куда делись перекрестье, навершие, рукоять — не сказано.

Вполне вероятно, что некогда это был полностью собранный меч, снабженный деревянным  или костяным эфесом. Который, соответственно, сгнил за тысячу лет — могилу датируют примерно 1030 годом.

Такие примеры в истории оружия встречаются. Деревянные эфесы мы знаем по гладиусам, коротким мечам римских  легионеров. Костяной эфес имеет каролингский меч, приписываемый венгерскому королю Стефану. Это славное оружие хранится сейчас в Сокровищнице собора Св. Вита в Праге.

Но вернемся к  нашему мечу. От разложения в земле его спасло отсутствие органики — кожи или дерева. Сам он железный, а эфес и рукоять сделаны из бронзы. Кстати, каролингский меч из Фощеватой, который собрал мастер Людота, тоже имеет бронзовую рукоять.

каролингский меч из Суонтаки - рукоятьИнтересно, что в финской литературе его обычно называют «Suontaan loistomiekka», то есть роскошный (богато украшенный) меч из Суонтаки.

Кстати, о его украшениях. Вернее, о декоре.

Украшение меча

На перекрестье и навершии меча хорошо виден рельефный узор, выполненный в стиле Урнес. Его отличают сочетание широких и тонких линии, асимметричность и волнообразность:

каролингский меч из Суонтаки - прорисовкакаролингский меч из Суонтаки - фото

Урнес — это типично скандинавский орнамент. Назвали его в честь деревянной церкви, что расположена в Норвегии. Вот ссылка на карты Гугл — путешествуйте на здоровье)))

Сама церковь была построена в 12 веке, но снаружи ее стены украшают гораздо более древние резные панели. Они были изготовлены в 11-м веке и украшали некую церковь, которая стояла на этом самом месте, но была впоследствии разрушена.

  Деревянная церковь в Урнесстиль скандинавского орнамента "Урнес"

Вот на фото сама церковь и — крупнее — те самые панели на ее стене.Только представьте: им почти тысяча лет, и все это время они были на свежем воздухе. Под ветром, дождем, снегом. И до сих пор целые! Кстати,  сейчас церковь признана достоянием мировой культуры и включена в фонд защиты ЮНЕСКО.

 

Клинок

Меч из Суонтаки имеет клинок так называемого четвертого типа по типологии Гейбига. Что это значит в переводе на язык простых смертных? А вот что.

  • Длина клинка: 70 – 83,2 см.
  • Ширина клинкау основания: 45,7 – 51 мм.
  • Длина дола: 62,5 — 69 см.
  • Ширина дола: 17,8 – 30,5 мм.

Кстати, на самом клинке имеются клейма:

каролингский меч из Суонтаки - клеймо

 

А каким меч был прежде?

Понятно, что этот каролингский меч, непохожий на большинство своих собратьев, привлекает внимание кузнецов-оружейников. К большому сожалению, пока не попадалось полное соответствие оригинала и его реконструкции, а жаль. Ведь именно такой меч дал бы нам понимание того, каким он был при жизни своей хозяйки.

Но рано печалиться!В запасниках «Людоты» есть два приятных подобия, которые я приведу здесь для наглядности.

Итак, меч от американской фирмы «Albion Swords Ltd» — одного из ведущих производителей дорогих, но качественных реконструкций мечей.

каролингский меч из Суонтаки - "Валькирия"

Авторы прямо говорят, что это версия «по мотивам». Например, они отказались от бронзовой рукояти, но что бы быть не ввести своих клиентов в заблуждение, назвали меч «Валькирия». Говорят, за определенную доплату они готовы сделать и правильную, бронзовую рукоять.

Вот еще одна версия. Работа достойная, но автор, к сожалению неизвестен:

каролингский меч из Суонтаки в дереве

Однако и здесь рукоять упрощена, сделана деревянной. Так что лучше всего смотреть на меч из Суонтаки «живьем». Сделать это вы сможете, посетите Национальный исторический музей в Хельсинки.

Вот он какой:

каролингский меч из Суонтаки в музее

Статья «Суонтаки: меч из древней могилы» впервые опубликована на сайте «Людота». Вы можете копировать ее в свой блог или на сайт при условии сохранения копирайта. Копирайт: http://ludota.ru/suontaki-mech-iz-drevnej-mogily.html

Фото

Zasa Lein, James Gunn, «Albion Swords Ltd»

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Шлем из Манвеловки - Песня о безответной любви к Родине

Дублирую сюда свой пост из нового комьюнити 

velikaja_step Кстати говоря, все кто интересуется реконструкцией Степных народов периода Раннего Средневековья - вам сюда!

Продолжая тему степных шлемов, хочется собрать информацию о еще одном экземпляре. Начнем с цитаты из реферата А. Гончара по статье Л. Чуриловой.

"Большой интерес среди публикуемых вещей представляет железный сфероконический шлем. Его высота 18 см, диаметр по нижнему краю 22 см. Шлем склепан из четырех пластин с неровным, зигзагообразным краем, передняя и задняя пластины накрывают боковые (одна из боковых пластин частично утрачена).

Размеры пластин 18x21 см. На каждом выступе (мыске бокового шва) — заклепка. Всего вдоль каждого шва шесть заклепок. По краю шва между пластин корпуса пущена медная прокладка; на лобной части фигурная пластина и виде трезубца, к которой крепился наносник (сохранилась лишь его верхняя часть). Внизу пластины шлема скреплены с обручем, имеющим волнистый верхний край. На макушке четырехугольная пластина с четырьмя заклепками, служившая для укрепления втулки шишака.

Втульчатые сфероконические шлемы, по мнению А. П. Окладникова, были «типичными средневековыми шлемами степных племен Южной Сибири и Центральной Азии». Так же как шлем из Манвеловки, они состоят из нескольких крупных пластин, при этом передняя и задняя накрывают боковые. Пластины скреплены между собой заклепками. Такова конструкция шлема из Каранаевских курганов (Южный Урал), обнаруженного в насыпи кургана, материалы которого датируются X в. Шлем из Манвеловского погребения аналогичен по форме и конструктивным особенностям славянским шлемам II «черниговского» типа (по классификации А. Н. Кирпичникова), распространенного в Киевской Руси в домонгольский период.

Шлемы «черниговского» типа, как и манвеловский, склепаны, из четырех крупных пластин, по зигзагообразному краю соединения пущена медная прокладка. Шлемы увенчаны втулкой, внизу пластины корпуса охвачены обручем. Шлем из «Черной могилы» (X в.), почти тождественный по своей конструкции публикуемому шлему, также имеет налобную пластину в виде трезубца. От Манвеловского многие шлемы «черниговского» типа отличаются наличием золоченой обтяжки наголовья, золоченых и посеребренных украшений корпуса".

От себя добавлю, что геометрия Манвеловки немного отличается от "Черной Могилы" и аналогичных шлемов 10-13 вв., да и трезубец там достаточно своеобразен.

Само погребение интерпретируется специалистами как мадьярское и датируется 9в.

Фотографии оригинала из Днепропетровского музея.

Профиль

Вид сзади-снизу

Еще ссылки на изображения с сайта, откуда запостить их сюда не получается.

Вид спереди Вид сзади Вид сбоку Прорисовка

Далее приведу несколько комментариев по этому шлему с Тоже Форума.

Sergei (С.Ю. Каинов): "1. Навершия не было. Сверху купола шлема приклёпана 4-х угольная пластина. 2. Наносник, скорее всего, был коротким. 3. Подвес бармицы как на Пече. 4. "Выпушки" под трезубцем и верхней пластиной не заметил. Между пластинами корпуса прокладка есть. На прокладке выбиты точечки, только не понятно один ряд (как на Пече) или два (как на ЧМ)"

Теперь самая весёлая часть - варианты реконструкции.

Вариант от чешского коллеги по имени nieczar. ИМХО, очень близко к истине, вызывает сомнение лишь длинный наносник и медная "выпушка" под пластиной-навершием.

Красивый вариант от Дитриха. Навершие может вызвать сомнения, а также не канонично сделана овальная поперечная пластинка на центральном зубце. На прорисовке она прикреплена, здесь же является частью центрального зубца. По фотографии оригинала трудно судить как оно было на самом деле.

 

folker.livejournal.com

Тайна «Черной могилы» — Рамблер/субботний

8 февраля отмечается День российской науки. В преддверии праздника корреспондент телеканала "Культура" Юлия Зиньковская попыталась разгадать тайну "Черной могилы" — знаменитого кургана, находки из которого хранятся в Государственном Историческом музее и вызывают интерес не только историков, но и физиков!

Сотрудники Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" не первый месяц работают с артефактами и делают интересные открытия. О том, кто захоронен в одном из самых загадочных мест Чернигова, ходит немало легенд. А что же наука? Наука медленно, но верно исследует артефакты, которые с годами становятся более "говорящими". О кургане и находках из него рассказала Вероника Мурашева — заведующая сектором отдела археологических памятников ГИМа.

— Существует поверье, что "Черная могила" — место захоронения основателя города Чернигов, легендарного князя Черного. Согласно другому мнению, в этом знаменитом кургане захоронен современник князя Святослава, упомянутый в "Повести временных лет", — воевода Претич с "другой стороны Днепра", спасший Киев от печенегов и пришедший на помощь княгине Ольге в 968 году. К какой из точек зрения склоняются историки?

— Пока эта информация ничем не подкреплена! Но в результате исследования мы надеемся найти ключ к этим загадкам. Во-первых, потому что одновременно с изучением найденных там предметов мы получаем целую серию радиоуглеродных дат, которые помогут нам определить временной период этого комплекса. А если мы получим точную дату, мы будем знать, в каком историческом пласте нам искать "хозяина" этого погребения. Пока мы имеем дату, отличающуюся от традиционной: склоняемся к концу Х века, а не к 60-70 годам. Раньше ведь этот курган датировался именно этим временем, что означало бы принадлежность к эпохе Святослава. А конец Х века отправляет нас к эпохе Владимира. Совершенно разные исторические контексты!

— Курган "Черная могила" был раскопан в 1872-1873 годах Д. Я. Самоквасовым. Что же он обнаружил?

— Он изучил это погребение, которое сделано по обряду кремации. Самоквасов раскопал основную часть этого кургана (он был высотой до 9 метров). Археолог исследовал верхний слой насыпи, где были найдены остатки тризны. Туда же был помещен шлем. Ниже обнаружены остатки сожжения. Большая часть коллекции находится в нашем музее. Основная масса — это огромные конгломераты спекшегося оружия, потому что огонь был настолько силен, что все срослось в единый "ком". Мы даже толком не знаем, что конкретно было сожжено, только собираемся реконструировать полный состав погребения. Но мы знаем, что там было копье, достаточно знаменитое, потому что на нем был инкрустирован крест, который считается признаком христианизации похороненного человека. Возможно, он уже принял христианство. Мы стали рассматривать это копье, и оказалось, что это вовсе не один предмет!

Нам предстояло исследовать его части с помощью "Курчатовского источника синхротронного излучения" — синхротрона. Кроме того, Самоквасов обнаружил предмет, который долгое время считался "боевым ножом". Мы подвергли его исследованиям различными способами рентгенографии. Оказалось, что этот самый предмет совершенно не является ни боевым, ни ножом! Выяснилось, что оба его края имеют фестончатый характер. Значит, он никак не мог применяться как боевой нож.

После рентгенографии и исследования синхротроном нам стало известно многое о двух пластинах, одна из которых была составной частью боевого копья, а вторая была приклеена к «боевому ножу». Обе имели фестончатый край! Более того, на этих двух пластинах был выявлен потрясающей красоты орнамент! Его совершенно невозможно было даже предполагать! Он выполнен с помощью инкрустации серебряной проволокой. Сама орнаментальная схема типична для поздней эпохи викингов и выполнена в скандинавском стиле, который называется "еллинг". Слово происходит от названия первой столицы Датского королевства — Еллинга. Это столица Харальда Синезубого, в честь которого был назван "Bluetooth".

— Какова судьба находок из "Черной могилы"? Какие работы проводились над ними до того, как они были изучены с помощью синхротрона?

— Нам известно, что основные реставрационные работы проводились в 70-80-е годы. И, к сожалению, результаты этих работ не очень удачные. Были перепутаны предметы, из частей разных экспонатов были склеены другие, "фантазийные" предметы. И только сейчас мы обратились к полному научному исследованию этого выдающегося комплекса. Он долгое время хранился в экспозиции, был нашей гордостью, но, как видите, мы не все хорошо понимали! Мы находились в неком заблуждении.

— Каков был вердикт сотрудников "Курчатовского института"? Что неожиданного Вы узнали для себя?

— Прежде всего то, что это боевой нож, который оказался не ножом, а "варварским скипетром" — символом власти. Исследования, которые провел "Курчатовский институт", помогли нам получить новую интерпретацию старых вещей. Мы совершенно по-другому посмотрели на них. Мы смогли точнее выявить структуру конгломератов спекшегося оружия, сняли маску с предмета, который выдавал себя за одно, а оказался совсем другим, более интересным! Никаких аналогий ему неизвестно. Поскольку он лишен практического смысла, нам остается предполагать, что это один из символов власти эпохи викингов, эпохи образования Древнерусского государства. Это род скипетра. Таких варварских скипетров известно всего несколько. Для времени кургана "Черная могила" (конец Х–начало XI века) — всего два! Это, безусловно, настоящее открытие!

Мы совершенно не ожидали таких результатов! Я Вам честно скажу, когда первый раз увидела реконструкцию этого скандинавского орнамента, я просто рыдала, потому что это настолько новые знания! Никогда неизвестно, куда приведет исследование. Не только мое воображение было поражено, но и моих коллег, которые занимаются изучением этой эпохи. Более того, отмечу, что летом я делала доклад на международном конгрессе, посвященном эпохе викингов. Показала получившуюся с помощью синхротрона картинку исследователям мировой величины, и они тоже были поражены! Такого предмета никто не видел раньше. Это удивительно.

— Какие шаги делаются на пути взаимодействия музея с научными институтами?

— Мы пробуем различные пути. Например, сейчас мы поставили себе задачу выработать методику выявления клейм на мечах. Большинство клинков имеют клейма, говорящие о месте их производства. Не так просто их выявить: сохранность металла разная. Мы стараемся выудить информацию из всего на свете! И в этом нам помогает не только "Курчатовский институт", но и Институт географии РАН, где нам делают радиоуглеродный анализ, помогающий получать даты, Институт геологии рудных месторождений РАН, который нам вот-вот проведет свинцово-изотопный анализ. Это поможет выявить источники серебра, которые использовались для украшения предметов из кургана "Черная могила".

— Как работает схема сотрудничества ГИМа и "Курчатовского института"? Может быть, следует наладить постоянный контакт между музеями и научными центрами?

— Это не так просто юридически. Сейчас мы работаем в рамках гранта, поддержанного Российским научным фондом. Для того, чтобы предмет покинул стены музея, нужны серьезные юридические основания… Для нас этот грант стал как раз таким основанием. Проект Российского научного фонда рассчитан на три года. В самом скором времени исследования продолжатся. Ну а мы все впечатлены уже первыми результатами!

Если говорить об отделе археологии ГИМа — это тоже автономный научный институт. У нас есть несколько экспедиций, и мы каждый год привозим новые экспонаты. Поэтому первая группа наших функций — изучение старых коллекций, их хранение, реставрация, систематизация, постоянный осмотр, а вторая — это обработка новых научных поступлений. Здесь кипит целая жизнь, наполненная событиями и страшно интригующая!

В "Курчатовском институте" тоже кипит жизнь! Мы убедились в этом сами. О том, как исследуются "экзотические" материалы из Исторического музея, мы поговорили с Еленой Терещенко, старшим научным сотрудником лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных науках Курчатовского НБИКС-центра, и Романом Сениным, заместителем руководителя отдела синхротронно-нейтронных исследований.

— Какие инструменты используются для исследования исторических артефактов?

— "Курчатовский институт" имеет уникальный опыт, экспериментальную базу, прежде всего, в материаловедении. Исторически здесь начиналось радиационное материаловедение, затем полупроводниковое, биологическое. Сейчас у нас создаются новые материалы с помощью нано— и биотехнологий. В 2015 году по инициативе директора "Курчатовского института" Михаила Валентиновича Ковальчука была создана лаборатория естественнонаучных методов в гуманитарных науках, где с помощью установок и методик классического физического материаловедения начались исследования исторических артефактов. Конечно, основную роль здесь играет дуэт двух мегаустановок — синхротрона и нейтронного источника, плюс наша суперсовременная лаборатория электронной микроскопии и других ресурсных центров "Курчатовского института".

— В чем заключается специфика работы с музейными экспонатами?

— При работе с артефактами, прежде всего, исследования не должны наносить вреда экспонату, должны быть недеструктивными. Когда же мы берем пробу для анализа, это должна быть микропроба, величиной буквально с песчинку.

— Какие установки применялись для исследования находок из кургана "Черная могила"?

— Они изучались на синхротронном источнике "Курчатовского института", нейтронном источнике "ИР-8", а также в лаборатории электронной микроскопии.

— Что такое синхротрон и как он работает?

— Если кратко, это очень мощная материаловедческая мегаустановка. Синхротронное излучение — это электромагнитное излучение заряженных частиц, которые движутся в магнитном поле со скоростью, близкой к скорости света. Магнитное поле буквально "срывает" с электронов потоки фотонов, так получается синхротронное излучение. А так как длина волны синхротронного излучения, используемая в экспериментах, — доли нанометра, это позволяет разглядеть внутренние детали нанообъекта, в частности, определить атомную структуру молекул, в том числе белков, различных тканей, структуру искусственно созданных нанослоев, наномембран и так далее.

Яркость синхротронного излучения выше рентгеновского в миллионы раз. Она и позволяет просветить глубинные слои вещества — органического и неорганического.

Синхротрон состоит из двух частей: самого ускорителя частиц, который генерирует излучение, и станций-лабораторий, где полученный световой поток применяют для различных задач. В ускорителе частиц заряженные электроны набирают ход по кольцевой траектории, пока не достигнут скорости света. Электроны «запускаются» в линейном ускорителе, после чего они набирают скорость на малом кольце и переходят из него в большое. Излучение по каналу попадает на одну из экспериментальных станций, расположенных по периметру кольца. Всего на Курчатовском синхротроне сегодня работают 15 экспериментальных станций, ещё восемь в процессе создания.

Курчатовский синхротрон — единственная мегаустановка, запущенная после распада СССР. Сегодня наш синхротрон — центр огромного научного комплекса, инструмент для междисциплинарных исследований в области физики, химии и биологии, которым пользуются ученые со всей страны.

— Сколько времени понадобилось, чтобы исследовать конгломераты спекшегося оружия, клинок и то, что считалось "боевым ножом"?

— На получение изображения скипетра ушла неделя, а само исследование — это не один месяц! И оно продолжается. Мы сейчас исследуем серебро, делаем 3D-реконструкцию этого удивительного орнамента на скипетре. Фигура бога Тора и несколько наконечников стрел, наконечник копья тоже анализируем в настоящее время. Это непростой процесс, и в то же время увлекательный. Наши ученые не только проводят измерения: мы собираемся, обсуждаем, спорим.

— В чем, по-Вашему, значимость применения естественнонаучных методов в изучении артефактов?

— Прежде всего, естественнонаучные методы позволяют увидеть артефакты буквально послойно, их структуру, состав. Все это дает много новой информации, которая дополняет результаты исторических исследований. С другой стороны, это может дать совершенно новый и неожиданный результат, как это было с экспонатами из ГИМа. Осознание открытия пришло, когда мы увидели на просвет первую фотографию предмета, который был под мастикой. Оба исследуемых предмета оказались с фестончатым краем, а на одном проявился орнамент. При исследованиях с помощью электронной микроскопии нас тоже ждал сюрприз — состав медного сплава с очень необычными примесями. Когда сотрудники ГИМа вместе с нами увидели спектры, их расшифровку, они сказали: "Это необычно! Особенно для той эпохи".

Вообще сегодня это общемировая тенденция: естественнонаучные методы применяются в искусствоведении, музееведении, при подготовке к реставрации. Они позволяют увидеть то, что скрыто следами времени, прочитать угасшие тексты, увидеть утраченные части, понять технологии мастеров прошлого. Естественнонаучные методы — это новые возможности в прочтении истории, совместная работа на одну цель "лириков и физиков".

weekend.rambler.ru

Черниговские шлемы — Википедия Переиздание // WIKI 2

Шлемы черниговского типа существовали в X—XIII веках в странах Восточной Европы[1]. Эти шлемы имели сфероконическую форму и были склёпаны из четырёх металлических сегментов.

Данные шлемы вытеснили конические шлемы норманнского типа, поскольку давали значительно более хорошую защиту от ударов сверху — удар приходится под углом к поверхности, поэтому соскальзывает. Это свойство было важным в условиях конного боя.

Конструкция

Эти шлемы склёпывались из четырёх железных пластин толщиной 1,2—1,7 мм, снизу стягивающихся обручем. В этом обруче были вырезаны прямоугольные петли и внутри пропущен металлический пруток для крепления кольчужной бармицы. Навершием шлема была втулка, которая, возможно, иногда служила для плюмажа; она приклёпывалась сверху к тулье. Передняя и задняя пластины наклёпывались на боковые, они имели узорные, волнистые края. Каждый выступ этих краёв приклёпывался полушаровидной заклёпкой. Края соединения пластин тульи прокладывались позолоченной медной лентой. Отличительной чертой этих шлемов также является украшение. Сегменты тульи покрывались золочёной медью, а поверх — фигурными металлическими накладками. Ряд шлемов имели с боков квадратные бляшки с небольшим выступом, своего рода маленькие умбоны, защищавшие бармицу. Отличительной чертой также является украшение в виде трилистника или трезубца на челе, в которой центральная фигура была немного выше боковых. Квадратные умбоны, трилистник, обод и навершие могли серебриться. Как правило, не имели наносников, хотя известен поздний образец со стрелкой для защиты носа. Высота корпуса составляла 18—22 см, общая высота — 25—29 см.

Происхождение

Аналоги отдельных особенностей имеются на шлемах многих народов этого и более раннего периода. К таким особенностям относятся волнистые края сегментов, покрытие шлемов золочёной медью, четырёхсегментная конструкция тульи, налобный трилистник, элементы декора. Например, шлем из древнемадьярского захоронения IX—X в. у села Манвеловка Васильковского района Днепропетровской области отличается тульёй из четырёх склёпанных пластин, в основании скреплённых обручем, а сверху к тулье на 4 заклёпках крепилась втулка. Обрез пластин волнообразный, по краю — медная прокладка. В налобной части шлем украшен фигурой в виде трезубца, к которой крепился наносник. На территории Краснодарского края было найдено 3 бронзовые умбоновидные пластины со следами золочения и лужения, а одна обнаружена при раскопках Саркела; находки датируются X—XI веками и связываются с тюрками.

Ранние археологические находки шлемов черниговского типа датируются X веком. Историки пришли к общему выводу, что они возникли на Руси под влиянием азиатских шлемов посредством тюркских народов, и во второй половине X века были переняты соседями — подобные шлемы встречаются в Польше, Самбии, Венгрии. В Польше они приобрели большую популярность, поэтому она стала вторым центром их производства[2]. На Руси эти шлемы были принадлежностью знатных дружинников и получили распространение не только на юге, но и на севере, включая Новгородские земли. На западе шлемы черниговского типа применялись до XII века, в самой Руси — до середины XIII века.

Галерея

Каталог

Место находки Регион Датировка Высота корпуса, см Диаметр основания, см Примечания Источник
Гульбище, Чернигов Русь Середина — вторая половина X века 20 22×25 Шлем сильно повреждён. Найден Д. Я. Самоквасовым в 1872 г., хранится в ГИМ. [3]
Чёрная могила Русь Вторая половина X века - - Шлем был найден Д. Я. Самоквасовым в 1872—1873 г. и отдан в музей Киевского университета, не описан. [3]
Чёрная могила Русь Вторая половина X века 22 19×22 Найден Д. Я. Самоквасовым в 1872—1873 г., хранится в ГИМ. [3]
д. Мокрое у г. Дубно Русь X—XI 25,5 (с навершием) 22 Найден в 1925 г. при случайных работах. Находился в музее г. Дубно, утрачен. [3]
Черниговщина Русь X—XI - - Фрагмент пластины корпуса шлема. Хранится в Центральном музее вооружённых сил Украины. [3]
Новгород Русь 1050—1070 - - Фрагмент — медный налобный трилистник с частью венца. [3]
Украина Русь X—XI - - Фрагмент — боковая умбоновидная бляха. [3]
Восточная Европа - вторая половина X—XI века 26 (общ.) 20 Обстоятельства находки неизвестны, шлем был сильно повреждён, отреставрирован. Предположительно — Южная Русь. Хранится в Галерее «Русские палаты». Датировка предположительная. [3]
Райки Русь XII — первая половина XIII века 18 18×22,5 Найден при раскопках Райковецкого городища 1929—1935, разрушенного в 1240 году. Шлем отличается от ранних образцов, был снабжён наносником. Хранится в Житомирском музее. [3]
Владимир-Волынский Русь X—XI - - Случайно найден в 1931 г., датировка и отнесение к данному типу — предположительные. [3]
д. Гожуха, Калишская земля Польша - 20, с навершием — 27 - Найден в 1866, в болоте. Хранится в Народном музее в Кракове. [3]
Познаньское воеводство Гич Польша вторая половина X — начало XI века 21,5 19,5 Найден до 1858. Хранится в Археологическом музее в Познани. [3]
Гнезно Польша - - - Фрагменты шлема, хранятся в Археологическом музее в Познани. [3]
Ольшувка (бывш. Дмитрово), Турекского уезда, Калишской земли Польша - 25 (с навершием) 19 Найден в 1919, хранится в Государственном археологическом музее в Варшаве. Шлем выполнен без применения меди, золочение по железу. [3]
имение Фридрихсберг Восточная Пруссия Начало XI в. 29,3 (общ.) 21 Найден в погребальном комплексе близ Кёнигсберга в 1889. [3]
Экриттен Восточная Пруссия Первая половина XI в. около 20 - Найден К.Энгелем в 1939, в погребении. [3]
«Walric» Восточная Пруссия или Польша XI - - Хранится в музее Лидса в Англии, найден будто бы на месте Вальрицкой битвы в XIX веке. Пластины тульи с прямыми краями. [3]
Печ Венгрия - - - Образец отличается от шлемов черниговского типа — без медной обтяжки, трилистника, умбонов, навершие не является втулкой. Шлем имеет другую форму, с более низкой конической частью, в остальных деталях схож со шлемами черниговского типа. [3]
«Hermann-historica» Венгрия - - - Аналогичен шлему из г. Печ, но отличается яйцевидной формой. Продавался в 2006 на аукционе в Германии. Возможно, шлем поддельный. [3]
Берег Краснодарского водохранилища Кочевники X—XI - - Три части корпуса шлема, очень схожего с древнерусскими. [3]
- - - - - Сильно повреждённый шлем неизвестного происхождения, описан А. Н. Кирпичниковым по фотографии, предоставленной С. Ю. Каиновым. [3]
Андреевская щель Кочевники - - - Обломки шлема, найденного при прокладке траншей в 1991 году. Известен по фотографии А. М. Новочихина. [3]

Примечания

Литература

  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Издательство «Наука», 1971.
  • Кирпичников А. Н., «Восстановленная антикварная воинская редкость. Новые наблюдения о раннесредневековых золочёных шлемах» // Дьнєслово: Збірка праць на пошану дійсного члена Національної академії наук України Петра Петровича Толочка з нагоди його 70-річчя. Институт археологии НАН Украины, Киев, 2008.
  • Кирпичников А. Н. Раннесредневековые золочёные шлемы. Новые находки и наблюдения. — СПб.: ИПК «Вести», 2009. — 500 экз.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 26 июня 2018 в 15:46.

wiki2.org