Содержание
Шлем из кургана Черная Могила
Шлем из кургана Черная Могила,
Русь, X-XI вв
артикул H-036
Представленный вариант:
сталь ст3 1,5 мм;
бармица 27 см: кольца сведенные 1,8 х 10 мм, плетение 4 в 1;
внешняя сторона: латунные украшения, матовая шлифовка;
внутренняя сторона: покраска, подвес.
Вы можете купить или заказать данное изделие в представленной комплектации.
Также, по Вашему желанию, возможно изменение размера, комплектации, материала, отделки, цвета и других параметров изделия.
Для согласования цены и условий поставки свяжитесь с нами любым удобным Вам способом.
Copyright www. maxx-marketing.net
поиск по сайту
каталог товаров
-
ОРУЖИЕ
-
ДОСПЕХИ
-
АМУНИЦИЯ
-
ОДЕЖДА И БЫТ
направления
-
ЭПОХИ
-
Античность Средиземноморья -
Эпоха Викингов -
Княжеская Русь-
Костюмы и быт Княжеской Руси -
Доспехи и вооружение Княжеской Руси-
Доспехи воинов Княжеской Руси
-
Шлемы Княжеской Руси
-
Доспехи Корпуса в Княжеской Руси
-
Доспехи Рук в Княжеской Руси
-
Доспехи Ног в Княжеской Руси
-
Поддоспешная экипировка Княжеской Руси
-
Щиты Княжеской Руси
-
Мечи и сабли Княжеской Руси
-
Боевые топоры Княжеской Руси
-
Копья Княжеской Руси
-
-
-
Россия 15-17 веков -
Россия и Европа 18-19 веков -
Крестовые походы 12-14 веков -
Европейское средневековье 15-17 веков -
Кочевники Центральной Азии -
Средневековая Ближняя Азия -
Средневековье Дальнего Востока -
Фэнтези, кино и анимация -
Современность
-
-
ТЕАТР, КИНО, СЦЕНА
-
СПОРТ И ОТДЫХ
-
ПОДАРКИ
мы на связи
Есть вопросы?
Задайте их нам любым из удобных для Вас способом:
- по телефону 8-910-155-18-58
- по электронной почте TGladiator@yandex. ru
- через ВКонтакте vk.com/id23085695
мало ли что
Идут работы по обновлению информации на сайте.
Просьба уточнять цены по приведённым выше контактным данным.
А то мало ли что…
коллекции
Для удобстава навигации по сайту мы сгруппировали представленные в каталоге товары в КОЛЛЕКЦИИ.
Техническое сопровождение творческих и рекламных проектов. Изготовление доспехов, исторических костюмов, сценического реквизита.
Меч из Черной Могилы — тип «Z особый»
Один из самых знаменитых мечей Древней Руси – это каролингский меч из кургана «Черная могила».
Обычно, пишут что этот курган находится в районе Чернигова. Но на самом деле, это Чернигов находится в районе кургана. Вот, посмотрите, как выглядит Черная могила с высоты птичьего полета и что его окружает:
Немного о самом кургане. Черную могилу раскапывал профессор истории русского права Дмитрий Самоквасов, который стал одним из первых русских археологов. В 1875 году он представил результаты своих трехлетних раскопок на заседании III археологического съезда в Киеве.
Высота кургана «Черная могила» с четырехэтажный дом — 11 метров, а его площадь превышает 300 квадратных метров.
При этом, вещи, положенные в курган, размещены очень компактно – их радиус три с небольшим метра. Вещей много: и оружие и доспехи и бытовые вещи. Кстати, про шлем из Черной могилы мы обязательно вам еще расскажем.
Чьи мечи хранила Черная могила?
Судя по предметам, содержащимся в кургане, там похоронен очень влиятельный человек своего времени. Не всякий дружинник мог позволить себе позолоченный шлем и такой курган.
Поэтому считается, будто в кургане захоронен основатель Чернигова князь Черный. Но бездоказательно.
Реального подтверждения эпическим сказаниям о его жизни и подвигах не нашлось, хотя одна из улиц, идущих мимо кургана, и носит его имя. Есть версия, что легенда о князе Черном возникла уже после того, как появился курган – а то название есть, курган есть, а персонажа нету.
Кстати, персонаж этот вполне мог оказаться варягом, поскольку при раскопках была найдена статуэтка, изображающая древнее скандинавское божество.
И какими бы ни были загадки / разгадки, давайте вспомним, что в кургане похоронен не один человек, а три. Два мужчины – постарше и помоложе, и женщина. Княжеского ли они рода или нет – доподлинно неизвестно, и мы потому мы воздержимся от ярлыков «князь», «княгиня», «княжич».
Каждому мужскому скелету соответствует свой шлем, а вот груда самого разного оружия лежала только у останков старшего из мужчин. Самое примечательное в ней — мечи. Их было два и про один из них мы расскажем вам прямо сейчас.
Меч из Черной могилы среди других мечей
Этот меч относится к так называемому «каролингскому» типу меча, имевшему хождение в раннем средневековье – в IX — XI веках. Датировка условная, мечи каролингского типа встречались и раньше IX, и позже XI века.
Они подразделяют на несколько типов. Это вовсе не значит, что их делали по каким-то ГОСТам.
Наоборот, признаки этих типов были выведены «задним числом». То есть, если взять сто найденных в разное время мечей, то в чем-то они будут близки или хотя бы похожи. Вот вам и система, если говорить уж совсем просто.
Меч из Черной могилы советский и российский оружиевед Анатолий Кирпичников относит к специальному типу — «Z особый» и датирует 959-960 годами. Его коллега Эварт Окшотт говорил, что такие появились мечи во второй половине Х века. А это значит, что черниговский меч — один из первых образцов своего рода.
Одними из отличительных признаков мечей типов «Z» и «Z-особый» считаются отогнутые в разные стороны гарда и навершие специфической формы.
Как говорится «это жжжж неспроста». Прежде — и это видно на схеме — мечи делали с прямой гардой и прямым навершием. В итоге кисть руки фиксировалась в бою, особенно в момент удара. Это было кстати в пешем бою. Но пришел Х век и в битвах всех масштабов сильно выросло значение конницы.
А значит — возникла острая необходимость раскрепостить кисть руки. Поэтому навершие и перекрестье стали изгибать в разные стороны друг от друга. Так появились типы мечей «Z» и «Z особый», а необходимость раскрепостить руку вылилась в мечи с изогнутой вперед гардой и навершием в форме диска.
Общая длина меча из Черной могилы, длина его клинка и другие ТТХ
Слева — фото из книги Дмитрия Самоквасова, справа — фото пользователя «ТожеФорума» под ником bookworm, сделанное в Государственном Историческом музее в Москве
Ну и чтобы вы представляли меч из Черной могилы не только по картинкам, приведем его параметры:
- Общая длина меча 105 см,
- длина клинка – 90 см.,
- высота рукояти — 15.4 см.,
- ширина клинка у перекрестья — 5.3 см.,
- ширина самого перекрестья — 12.2 см.,
- высота перекрестья — 1. 9 см.,
- ширина стержня рукояти — 2.6 см.,
- ширина навершия — 8.7 см.,
- высота навершия — 5.5 см.
Сломанный меч и клеймо на его клинке
Теперь давайте разглядим меч поподробнее. Вы наверное уже заметили, что полная длина меча указана свыше метра, а на фото представлен обломок? Упоминание полной длины встречается у Самоквасова, который раскопал этот меч и у Анатолия Кирпичникова, который про него писал в первом томе «Древнерусского оружия».
Кроме того, чуть выше мы привели фото груды оружия из Черной могилы, сделанное Самоквасовым. И там меч длинный. А вот на фотографиях из Государственного исторического музея в Москве, где он хранится сейчас, клинок обломан. Видимо, меч не пережил длительного пребывания вне кургана.
Если заглянуть в дол этого меча, можно увидеть клеймо, которое оставил в клинке его автор. Клеймо расчищено, правда не целиком. Возможно, его бы очищали и дальше, но меч обломан, поэтому целиком его не прочитать в любом случае.
Навершие меча, покрытое растительным узором
Давайте повнимательнее рассмотрим эфес меча — там немало интересных нюансов. Начнем с навершия.
Не пугайтесь шизофреничной цветовой гаммы, я специально вытянул ее такой в «Фотошопе», что бы лучше проявились узоры на навершии меча.
По фото очень хорошо видно как собран меч. Его навершие образовано из двух частей. Внутри так называемой «нижней гарды», прилегающей к ладони воина, лежит овальное навершие.
Нижняя гарда приклепана к рукояти, а навершие закреплено уже на ней, с помощью длинных заклепок. Часто можно увидеть мечи, у которых навершие за минувшие века было утрачено, а нижняя гарда осталась. Рукояти таких мечей напоминают букву «Н».
Рукоять из цветного металла
Теперь перейдем к рукояти. Она очень напоминает рукоять, сохранившуюся на мече с клеймом «Людота». Про этот меч, давший имя нашему сайту, читайте по ссылке, а мы продолжаем.
Общее у этих двух мечей — и некоторых еще — в том, что рукоять образована не двумя деревянными накладками, обтянутыми сверху кожей, а обтянута металлом. Металл правда взят желтый, что бы не пачкал руки ржавчиной, и чтобы меч выглядел более парадно.
Возле гарды и возле навершия имеются железные (судя по всему) кольца, причем то, что у гарды — с зубчиками. На этом кадре оно особенно хорошо различимо:
А вот цветметаллическая накладка на рукоять местами прогнила. В обнажившихся брешах виден черен клинка, сделанный из черного металла.
Та же самая рукоять меча из Черной могилы под другим ракурсом (снято в Государственном историческом музее в Москве). Хорошо видно, что в сечении рукоять уплощенно-овальная.
Изогнутая гарда меча из Черной могилы
Теперь черед гарды. Она изогнута навстречу противнику — мы уже говорили, что это сделано для раскрепощения ладони. Однако она не слишком надежно укрывает пальцы, поскольку довольно короткая.
Есть мнение, что гарда на каролингских мечах, в отличие от более поздних, «романских», защищала пальцы воина в качестве упора.
Версия довольно спорная. Так порезаться можно было лишь при колющем ударе — рука движется к цели, а клинок уперся в некую преграду и остается на месте. Тогда да, пальцы соскальзывают на клинок и режутся о лезвия до костей.
Главный аргумент «против» — каролингский меч, в принципе, не был предназначен для колющих ударов. Его стихия — размашистые рубящие удары, а не точечные колющие.
Впрочем, в том, что гарда меча из Черной могилы — это отличный упор для пальцев, сомневаться не приходится.
Источники
- Д.Я.Самоквасов «Могильные древности северянской Черниговщины».
- А.Н.Кирпичников «Древнерусское оружие» т.1 «Мечи,сабли,кинжалы».
- Тожефорум
- Фото — Д.Я. Самоквасов, А.Н.Кирпичников, архив пользователя «Bookworm»
Метки: 10 век, Государственный Исторический музей, каролингский меч, Кирпичников, клеймо, Русь, Самоквасов, Черная могила, Чернигов
Реплика шлема тип II «Черная могила». – Wargear
550,00 €
Эти шлемы пришли на смену коническим шлемам нормандского типа, потому что давали гораздо лучшую защиту от ударов сверху — удар приходится под углом к поверхности, поэтому он соскальзывает. Это свойство имело важное значение в условиях конного боя.
Эти шлемы были склепаны из четырех железных пластин толщиной 1,2-1,7 мм, стянутых снизу обручем. В этом обруче были вырезаны прямоугольные петли и внутрь пропущен металлический стержень для крепления кольчужной планки. Навершие шлема представляло собой рукав, который, быть может, иногда служил для плюмажа; он был приклепан сверху к короне.
Передняя и задняя пластины были приклепаны к бокам, имели узорчатые, волнистые края. Каждый выступ этих ребер был приклепан полусферической заклепкой. Края соединения пластин венца проложены золоченой медной лентой.
Отличительной особенностью этих шлемов также является украшение. Сегменты короны были покрыты золоченой медью, а сверху — фигурными металлическими накладками. Ряд шлемов имел по бокам квадратные бляшки с небольшим выступом, своего рода небольшие умбоны, защищавшие бармицу.
Отличительной особенностью является также украшение в виде трилистника или трезубца на лбу, у которого центральная фигура была несколько выше боковых.
Квадратные умбоны, трилистник, обод и навершие могли быть посеребрены.
Как правило, не имели защиты лица, хотя известен поздний образец со стрелой для защиты носа.
Высота корпуса 18-22см, общая высота 25-29см.
Авентэйл
Баррель с открытым баттингом (70,00 €) Баррель с круглым баттингом (9 €)0.00) Баррель с открытыми заклепками (140,00 €) Баррель с круглыми заклепками (160,00 €)
Отделка
NoneMatt Finish Mirror Finish (40,00 €)
Используемый металл
НетМягкая сталь 2 мм Пружинно-отпущенная сталь (120,00 €) Нержавеющая сталь (140,00 €)
Опции
Насадка для бармотки (€22,00)
Подбородочные ремни (€10.00)
Внутренние кожаные ремешки (€20.00)
Матовый лак (защита от ржавчины) (10,00 €)
Скрытая защита под бардачком (35,00 €)
Шлем тип II «Черная могила», копия. количество
Артикул: 32430466
Рубрики: Древняя Русь и варяги IX-XI, Шлемы
Описание
Отзывы (0)
Описание
Эти шлемы пришли на смену коническим шлемам нормандского типа, поскольку давали гораздо лучшую защиту от ударов сверху — удар приходится под углом к поверхности, поэтому он соскальзывает. Это свойство имело важное значение в условиях конного боя.
Эти шлемы были склепаны из четырех железных пластин толщиной 1,2-1,7 мм, стянутых снизу обручем. В этом обруче были вырезаны прямоугольные петли и внутрь пропущен металлический стержень для крепления кольчужной планки. Навершие шлема представляло собой рукав, который, быть может, иногда служил для плюмажа; он был приклепан сверху к короне.
Передняя и задняя пластины были приклепаны к бокам, имели узорчатые, волнистые края. Каждый выступ этих ребер был приклепан полусферической заклепкой. Края соединения пластин венца проложены золоченой медной лентой.
Отличительной особенностью этих шлемов также является украшение. Сегменты короны были покрыты золоченой медью, а сверху — фигурными металлическими накладками. Ряд шлемов имел по бокам квадратные бляшки с небольшим выступом, своего рода небольшие умбоны, защищавшие бармицу.
Отличительной особенностью является также украшение в виде трилистника или трезубца на лбу, у которого центральная фигура была несколько выше боковых.
Квадратные умбоны, трилистник, обод и навершие могли быть посеребрены.
Как правило, защиты лица не имели, хотя известен поздний образец со стрелой для защиты носа.
Высота корпуса 18-22см, общая высота 25-29см.
Захоронение англосаксонского корабля в Саттон-Ху
Открытие могильника
Археолог-любитель Бэзил Браун сделал известное открытие еще в 1939 году, когда он смахнул почву Саффолка и обнаружил самую богатую нетронутую раннесредневековую могилу в Европе. Это больше, чем могила, это был впечатляющий погребальный памятник эпического масштаба: корабль длиной 27 м (88,6 фута) с погребальной камерой, полной ослепительных богатств.
По мере того, как Бэзил и команда археологов копали глубже, они обнаружили прекрасные сосуды для пиршества, роскошные подвесные чаши, столовое серебро из далекой Византии, роскошные ткани, золотые аксессуары для одежды, украшенные шри-ланкийскими гранатами, и культовый шлем с человеческой маской.
Археологи и землевладелец Эдит Претти были ошарашены. Это явно была могила важного человека — человека, которого должны помнить. Но кто это был? И что раскопки в Саттон-Ху могут рассказать нам об англо-саксонском обществе?
Это явно была могила важного человека – того, кого должны помнить. Но кто это был? И что раскопки в Саттон-Ху могут рассказать нам об англо-саксонском обществе?
Царская могила?
Царская могила?
Сью Браннинг, хранитель европейских коллекций раннего средневековья, говорит, что захоронение было местом последнего упокоения человека, умершего в начале седьмого века, в англо-саксонский период – до того, как существовала «Англия».
Она обращает внимание на усилия и людские ресурсы, которые потребовались бы для того, чтобы расположить и похоронить корабль – это включало бы перетаскивание корабля вверх по склону от реки Дебен, рытье большой траншеи, рубку деревьев для изготовления камеры, украшение ее нарядами и поднятие кургана.
Корабельные захоронения были редкостью в англо-саксонской Англии — вероятно, предназначались для самых важных людей в обществе — так что вполне вероятно, что была грандиозная похоронная церемония. Она продолжает:
«Именно эти усилия, в сочетании с качеством и количеством инвентаря, привезенного со всего известного мира того времени, заставили людей думать, что здесь мог быть похоронен англосаксонский король.
‘Мы не можем точно назвать имя этого короля, но популярным кандидатом является Редвальд, правивший королевством Восточная Англия примерно в это же время в начале седьмого века. Возможно, он обладал властью и над соседними королевствами, что, возможно, принесло ему хорошие проводы.
Фигуры иллюстратора Британского музея Крейга Уильямса, готовящие захоронение корабля Саттон-Ху.
Пропавшее тело
К сожалению, мы никогда не узнаем истинного обитателя могилы. Когда он был обнаружен в 1939, кислая местная почва потребовала от любых телесных останков, оставив лишь щель в форме человека среди сокровищ внутри.
Это привело к ранним предположениям о том, было ли захоронение корабля в Саттон-Ху на самом деле кенотафом — пустой могилой или памятником, воздвигнутым в честь человека, останки которого находятся где-то еще. Однако более поздний анализ обнаружил в почве фосфаты — показатель того, что когда-то здесь отдыхало человеческое тело.
В конце концов, Брюнинг не считает, что личность так уж важна: «Современная наука, возможно, разгадала тайну того, был ли здесь вообще кто-то похоронен. Но 1939 раскопок, проведенных Бэзилом Брауном и другими археологами, были проведены настолько хорошо, что их результаты изменили наше представление об этом историческом периоде, а также о жизни и верованиях людей, живших в то время. На мой взгляд, это более ценный результат».
Несмотря на отсутствие человеческих останков, удалось собрать личную информацию о жителях.
Эта золотая пряжка для ремня – шедевр раннесредневекового мастерства, изготовленная с использованием более 400 г золота и украшенная замысловатым орнаментом в виде переплетающихся существ, инкрустированных чернью (сплавом черного металла). В то время такой орнамент в виде животных был популярен у многих германоязычных народов.
Собираем доказательства
Сбор улик
Исследование меча Саттон-Ху, проведенное Браннинг, привело ее к выводу, что владелец был левшой, а следы износа указывали на то, что меч носили с правой стороны и несли в левой руке. Она продолжает:
‘Скорбящие клали меч справа от умершего, полагая, что владелец носил его именно там при жизни. Они эффективно решили закрепить эту леворукость очень наглядным образом на похоронах».
Браннинг экстраполирует, что левша могла дать преимущество в бою, поскольку большинство бойцов могли ожидать нападения правши.
‘Меня немного потрясло, когда я изложил эту теорию. Это показывает, что, хотя эти объекты могут спокойно стоять в витрине, на самом деле они не являются тихими объектами. Они громкие с информацией о людях в прошлом.
‘Эти следы износа на мече были сделаны настоящей рукой этого человека. Так что, хотя их личность до сих пор остается для нас загадкой, мы почти можем добраться до них сквозь время и прикоснуться к ним».
Руки с мечом Саттон-Ху — Уголок куратора со Сью Браннинг.
Внутри камеры
Другой инвентарь также многое говорит нам о погребенном там человеке.
Скорбящие в Саттон-Ху выбрали и расположили инвентарь вокруг погребальной камеры таким образом, чтобы передать сообщения о личности умершего человека и его статусе в обществе – как о могущественном лидере, богатом, щедром, связанном с остальным миром и славное римское прошлое.
Кураторы Британского музея объединились с иллюстратором Крейгом Уильямсом, чтобы воссоздать внешний вид погребальной камеры.
Здесь видно, что камера располагалась в самом сердце корабля, в самой нижней точке.
Погребальная камера была набита военной техникой, тканями и сокровищами высочайшего качества. Металлические предметы пережили кислую почву лучше, чем органические предметы, такие как ткань и дерево, но некоторые более тонкие вещи сохранились (включая крошечную божью коровку).
Как могла выглядеть погребальная камера Саттон-Ху, созданная иллюстратором Стивеном Крамми.
Захватывающий дух артистизм
Захватывающее дух мастерство
Знаменитый шлем Саттон-Ху был обернут тканью и уложен возле левой стороны головы мертвеца. Это произведение поистине захватывающего искусства, функциональное и красивое, со сводчатой крышкой и глубокими нащечниками.
Шлем покрыт сложными изображениями, включая сражающихся и танцующих воинов, а также свирепых существ. Маска для лица вместе образует дракона, крылья которого образуют брови, а хвост — усы. Гранаты украшают брови, но только один украшен отражателями из золотой фольги — возможно, это отсылка к одноглазому богу Водену.
Оружие, найденное вокруг тела, одинаково впечатляет: меч с перегородчатым навершием из золота и граната, сбруя для меча с очень сложной гранатовой решеткой и огромная золотая пряжка ремня, также искусно изготовленная.
Как ансамбль, они сделали бы владельца величественным, и являются работой мастера-ювелира с навыками, которые современные ювелиры пытаются воссоздать.
Уголок куратора: Сью надевает шлем Саттон-Ху.
Соединения на большие расстояния
Сосуды для питья и сложенные ткани были размещены на голенях, а возле ног была груда одежды и металлических предметов, включая кожаную обувь, серебряную чашу и уникальный кольчужный доспех.
Поверх него лежало огромное серебряное блюдо со штампами, показывающими, что оно изготовлено в Константинополе, столице Византийской империи (нынешний Стамбул). Блюду было уже сто лет, когда его похоронили в Саттон-Ху, и оно отражает дальние связи Восточной Англии.
Крышка этого кошелька должна была быть прикреплена к кожаному мешочку, который первоначально висел на поясном ремне. Внутри были найдены франкские золотые монеты. Сохранились только золотая рамка и защелка, кожаный мешочек сгнил.
Серебро и золото
Серебро и золото
Справа от туловища располагался вложенный набор из десяти серебряных чаш. Их форма и украшение показывают, что они пришли из Византийской империи в Восточном Средиземноморье в шестом веке.
Под ними находились две серебряные ложки, вероятно, тоже византийские, с греческими надписями на ручках. Одна надпись сложнее другой и могла быть добавлена позже кем-то, кто не знал греческого языка.
Был также большой украшенный кошелек, содержащий 37 золотых монет, три чистые монеты и два небольших слитка, что вызвало реакцию у археологов. Каждая монета была отчеканена разным монетным двором во Франции, через Ла-Манш, и они служат ключевым свидетельством даты захоронения в начале седьмого века.
В кошельке были обнаружены золотые монеты и слитки. Анализ их содержания золота и даты чеканки указывает на период около 610–635 гг. Н.э.
На войне и дома
Огромный деревянный щит был поставлен у западной стены камеры (головной конец погребения). Он был очень богато украшен кольцом из голов животных по краю и изображениями хищной птицы и дракона. Вдоль этой стены также располагался точильный камень (точильный камень). Это был длинный гладкий брусок с вырезанными на обоих концах человеческими лицами и увенчанный фигуркой оленя.
Предметы домашнего обихода лежали в восточной части комнаты, в том числе деревянные кадки и ведра, два маленьких котла и один очень большой с замысловатой железной цепью, подвешенной над огнем.
Этот щит с металлическим ободком и деталями из позолоченного медного сплава, золота и граната является наиболее сложным из сохранившихся из англо-саксонской Англии.