Барбют. Шлем барбют


WikiZero - Барбют

Wikipedia Open wikipedia design. "Коринфский" барбют XV века с Y-образным вырезом. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка. Барбют 1-й половины XV века с забралом. Рисунок Пизанелло из "Кодекса Валларди", Лувр. 1440-1450г.

Барбют (англ. Barbute итал. Barbotto) — итальянский пехотный шлем XV века, в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых нащёчников. Y-образный вырез некоторых барбютов XV века копирует античные шлемы гоплитов (Сorinphian barbute). Существует два объяснения этого названия, буквально означающего "бородатый" (итал. Barba — борода): шлем "с бородой", то есть с выступами, закрывающими щеки, и "шлем, из-под которого торчит борода владельца". Некоторые барбюты снабжались бармицей (barbute a camalia), основная масса — нет (barbute sin camalia). Барбюты ковались разной формы — от полностью открывающих лицо до полностью закрывающих его. В Италии XV-XVI века слово "барбют" использовалось также для обозначения численности латников в отряде (например, "отряд в 1000 барбют"). Также этот шлем имел и другие названия (в зависимости от региона): к примеру, в Германии их называли «итальянскими саладами» или «итальянскими бацинетами».

В настоящее время барбют классифицируется как открытый тип шлема, так как, несмотря на полную защиту головы, имеет ничем не прикрытый вырез в лицевой части (исключение составляют некоторые образцы барбютов с забралом, первые из которых появились в начале XV века). Очень часто из-за схожести формы барбют путают с бацинетом, особенно в тех редких случаях, когда барбют дополняется бармицей, бувигером или забралом. Однако у него имеется отличительная особенность — его боковые стороны, «нащечники», защищают щеки и уши. На передней стороне шлема делается вырез в форме буквы Т или Y. В шлемах с Y-образным вырезом встречается ярко выраженный недлинный наносник, который исчезает после 1450 года. Благодаря вырезу обзор и дыхание воина не затрудняются, при этом и голова остается защищенной. Купол барбюта обыкновенно сферический или сфероконический. Задняя часть несколько удлинена и прикрывает затылок, немного опираясь на плечи, а в более поздних образцах затыльник еще и выгибался назад, имея схожесть с саладами, только короче и более покатый. Также существовали и полностью открытые барбюты — без нащечных пластин, что также их делало похожими на бацинеты или салады.

Несмотря на присутствие барбюта в составе некоторых миланских доспехов в музейных экспозициях, он был чисто пехотным шлемом. В книге Фреда и Лилианы Функен есть изображение барбюта с забралом типа "воробьиный клюв", однако никаких иных подтверждений использования барбюта в кавалерии нет.

Барбют был популярен примерно до конца XV века, когда был вытеснен саладами.

  • Christopher Gravett (Author) & Angus McBride (Illustrator). Knights at Tournament. — Osprey Publishing, 2000. — 64 p. — ISBN 1-85532-937-9.

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.Images, videos and audio are available under their respective licenses.

www.wikizero.com

Барбют — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Файл:06-296.png

"Коринфский" барбют XV века с Y-образным вырезом. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

Барбют (англ. Barbute итал. Barbotto) — итальянский пехотный шлем XV века, в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых нащёчников. Y-образный вырез некоторых барбютов XV века копирует античные шлемы гоплитов (Сorinphian barbute). Существует два объяснения этого названия, буквально означающего "бородатый" (итал. Barba — борода): шлем "с бородой", то есть с выступами, закрывающими щеки, и "шлем, из-под которого торчит борода владельца". Некоторые барбюты снабжались бармицей (barbute a camalia), основная масса — нет (barbute sin camalia). Барбюты ковались разной формы — от полностью открывающих лицо до полностью закрывающих его. В Италии XV-XVI века слово "барбют" использовалось также для обозначения численности латников в отряде (например, "отряд в 1000 барбют"). Также этот шлем имел и другие названия (в зависимости от региона): к примеру, в Германии их называли «итальянскими саладами» или «итальянскими бацинетами».

В настоящее время барбют классифицируется как открытый тип шлема, так как, несмотря на полную защиту головы, имеет ничем не прикрытый вырез в лицевой части (исключение составляют некоторые образцы барбютов с забралом, первые из которых появились в начале XV века). Очень часто из-за схожести формы барбют путают с бацинетом, особенно в тех редких случаях, когда барбют дополняется бармицей, бувигером или забралом. Однако у него имеется отличительная особенность — его боковые стороны, «нащечники», защищают щеки и уши. На передней стороне шлема делается вырез в форме буквы Т или Y. В шлемах с Y-образным вырезом встречается ярко выраженный недлинный наносник, который исчезает после 1450 года. Благодаря вырезу обзор и дыхание воина не затрудняются, при этом и голова остается защищенной. Купол барбюта обыкновенно сферический или сфероконический. Задняя часть несколько удлинена и прикрывает затылок, немного опираясь на плечи, а в более поздних образцах затыльник еще и выгибался назад, имея схожесть с саладами, только короче и более покатый. Также существовали и полностью открытые барбюты — без нащечных пластин, что также их делало похожими на бацинеты или салады.

Несмотря на присутствие барбюта в составе некоторых миланских доспехов в музейных экспозициях, он был чисто пехотным шлемом. В книге Фреда и Лилианы Функен есть изображение барбюта с забралом типа "воробьиный клюв", однако никаких иных подтверждений использования барбюта в кавалерии нет.

Барбют был популярен примерно до конца XV века, когда был вытеснен саладами.

Напишите отзыв о статье "Барбют"

Литература

  • Christopher Gravett (Author) & Angus McBride (Illustrator). Knights at Tournament. — Osprey Publishing, 2000. — 64 p. — ISBN 1-85532-937-9.

Отрывок, характеризующий Барбют

И повернувшись, бросился без оглядки из дома, как будто за ним гнался сам Сатана... Я стояла в совершенном шоке, всё ещё ожидая услышать его шаги, но ничего не происходило. Понемногу приходя в себя, и наконец-то сумев расслабить своё одеревеневшее тело, я глубоко вздохнула и... потеряла сознание. Очнулась я на кровати, поимая горячим вином из рук моей милой служанки Кеи. Но тут же, вспомнив о случившемся, вскочила на ноги и начала метаться по комнате, никак не соображая, что же такое предпринять... Время шло, и надо было что-то делать, что-то придумать, чтобы как-то защитить себя и свою семью от этого двуногого чудища. Я точно знала, что теперь всякая игра была кончена, что началась война. Но наши силы, к моему великому сожалению, были очень и очень не равны... Естественно, я могла победить бы его по-своему... могла даже просто остановить его кровожадное сердце. И все эти ужасы сразу бы закончились. Но дело в том, что, даже в свои тридцать шесть лет, я всё ещё оставалась слишком чистой и доброй для убийства... Я никогда не отнимала жизнь, наоборот – очень часто возвращала её. И даже такого страшного человека, каким был Караффа, пока ещё не могла казнить... На следующее утро раздался сильнейший стук в дверь. Моё сердце остановилось. Я знала – это была инквизиция... Они забрали меня, обвиняя в «словоблудии и чернокнижии, одурманивании честных граждан ложными предсказаниями и ереси»... Это был конец. Комната, в которую меня поселили, была очень сырой и тёмной, но мне почему-то казалось, что долго я в ней не задержусь. В полдень пришёл Караффа... – О, прошу прощения, мадонна Изидора, Вам предоставили чужую комнату. Это не для Вас, конечно же. – К чему вся эта игра, монсеньор? – гордо (как мне казалось) вскинув голову, спросила я. – Я предпочитала бы просто правду, и желала бы знать, в чём по-настоящему меня обвиняют. Моя семья, как вы знаете, очень уважаема и любима в Венеции, и было бы лучше для Вас, если бы обвинения имели под собой истинную почву. Караффа никогда не узнал, сколько сил мне стоило тогда выглядеть гордой!.. Я прекрасно понимала, что вряд ли кто-нибудь или что-нибудь может мне помочь. Но я не могла допустить, чтобы он увидел мой страх. И поэтому продолжала, пытаясь вывести его из того спокойно-ироничного со-стояния, которое видимо было его своеобразной защитой. И которого совершенно не выносила я. – Вы соблаговолите мне сообщить, в чём моя вина, или оставите это удовольствие своим верным «вассалам»?!. – Я не советую Вам кипятиться, мадонна Изидора, – спокойно произнёс Караффа. – Насколько мне известно, вся ваша любимая Венеция знает, что вы – Ведьма. И к тому же, самая сильная, которая когда-то жила. Да Вы ведь этого и не скрывали, не правда ли? Вдруг я совершенно успокоилась. Да, это было правдой – я никогда не скрывала своих способностей... Я ими гордилась, как и моя мать. Так неужели же теперь, перед этим сумасшедшим фанатиком я предам свою душу и от-кажусь от того, кто я есть?!. – Вы правы, ваше преосвященство, я Ведьма. Но я не от Дьявола, ни от Бога. Я свободна в своей душе, я – ВЕДАЮ... И Вы никогда не сможете этого у меня отнять. Вы можете только убить меня. Но даже тогда я останусь тем, кем я есть... Только, в том случае, Вы уже никогда меня не увидите...

o-ili-v.ru

обзор шлемов |

Армэ

Название поисходит от искаженного старинного слова hiaumet и английского helmet. Малый шлем армэ следовал за бацинетом в поисках совершенства и стал последним неуязвимым шлемом Средневековья.

Армэ узнают с первого взгляда: его округлая форма, близкая к форме головы, подчеркивает подбородок и шею. Гибрид, родившийся из салада и того, что мы окрестили «саладом-армэ», не имеет такой полной защиты шеи и требует прикрепления дополнительных деталей.

I

АРМЭ (I)

1. Бикок или бикокет часто смешивают с большим бацинетом, представленным на следующих рисунках. Он получил весьма малое распространение и только во Фран­ции, около 1450 г. Он раскрывался надвое, как пасхальное яйцо, чтобы можно было вставить в него голову. Забрало откидыва­лось вперед.

2. Большой усовершенство­ванный бацинет, 1400 г. Переходная форма от бацинета к армэ.

3- Большой усовершенствованный бацинет, 1410 г.

4. Немецкий бикокет, 1440 г. Несмотря на название, это уже армэ, видны характерные для армэ де­тали и форма.

5. Итальянский армэ с коль­цами, 1430-1440 гг. Забрало восстановле­но. Этот шлем уже обладает всеми характе­ристиками настоящего армэ.

6. Миланский армэ, 1450 г, со скрытыми шарнирами заб­рала и усиленной лицевой частью.

7. Ита­льянский армэ, 1451 г.

8. Армэ уникальной конструкции, 1430 г. Зубцы существенно снижают опасность случайного раскрытия шлема, оставляя свободным для обзора зна­чительное пространство после того, как опускается забрало. Положение утрачен­ного забрала показано красной линией.

9. Тот же армэ в открытом положении, вид спереди и сзади. Можно видегь клеймо ору­жейника, прописная буква «Т», часто непра­вильно приписываемое Томмазо деи Негрони. Считается, что кольца служили для крепления бармицы, закрывавшей стык шлема и кирасы. Шлем, повторяющий фор­му шеи, представленный на рис. 4, 5, 6 и 8, открывался таким же способом, какой представлен на рис. 9.

II

АРМЭ (II)

1. Полный немецкий доспех середины XV в., включающий армэ с шарнирным подбородником. Этот доспех один из лучших по конструкции и исполнению. Он весит всего 25 кг. Его фиксированные пластины набедренника расширяющейся формы обеспечивали превосходную посадку всадника на лошади. Сделанный точно «по мерке», доспех плотно облегал тело человека, характерные физические черты которого он повторял, особенно ног, которые определяют телосложение каждого человека. Здесь хорошо видны изгибы большой латеральной мышцы — а, прямого внутреннего мускула - b; портняжной мышцы — с; внешней и внутренней икроножных мышц — d и е; малоберцовых мышц — f и g. Об этой живой грации средневекового доспеха говорил Стефен В. Грэнксэй из музея Метрополитен в Нью-Йорке («Доспехи»), именно благодаря ей так трудно подделывать эти «полые статуи».

2. Армэ с рис.1 в профиль. Верхняя часть забрала называлась «обзором», нижняя часть — «поддувалом». Из соединения этих двух частей возник мезай, употреблявшийся с конца XV до конца XVI в., не вытеснивший, однако, совсем старого забрала (см. рис. 5 и 6) вплоть до 1520 г.

3. Армэ, представленный на рис. 1, вид сзади. Откидные части крепятся двумя крючками. Каска одевается при открытом бувигере. После этого снимается штифт (а), система имеет преимущество, состоящее в том, что подбородок закрывается одним элементом, в отличие от старых конструкций из двух частей, представленных на рис. 5 и б, а также на рис. 4, 5, 6 и 8 на предыдущей странице.

4. Армэ 1470 г. с поднятым мезаем из одного элемента и с открытым бувигером, вращающемся на одном шарнире, так же как на рис. 1, 2 и 3.

5. Флорентийский армэ с усиленной лицевой частью, около 1490 г., в это время шлемы украшаются гравировкой и дамаскировкой.

6 и 7. Армэ конца XV в. Литерой а обозначен рондель, призванный маскировать и защищать стык подвижных частей забрала. На болт надевался внутренний ремень, которым армэ скреплялся с задней частью кирасы. Эти шлемы весят от 3 до 4 кг, однако вес турнирных модификаций, которые можно отличить с первого взгляда, достигает 5 кг.

Связанные записи
  • Нет связанных записей.

www.armour.com.ua


Смотрите также