Четырёхчастные шлемы без наверший, клёпаные впотай. Шлем 13 века


Конструктивные особенности открытых шлемов XIII века (норманок, севельеров)

Меня заинтересовал вопрос о том как крепились пошлемники к шлемам открытого типа. Если с топхельмами более менее ясно (подшлемники пришнуровывались через дырочки), то с открытыми шлемами не все так просто. Дело в том, что на преобладающем количестве копанины, которая попадалась мне на глаза, по нижнему краю идет ряд дырок, например, как здесь Путем логического додумывания мы с комрадами склоняемся к мнению, что у шлемов такого типа с большой степенью вероятности, подшлемник был вшивным и крепился на кожанную полосу, которая в свою очередь приклепавылась на клепки по нижнему краю купола. К такому мнению пришли так как на сохранившихся норманках видны ряды дырочек по нижнему краю, расстояние между дырочками не позволяет пришить вшивной подшлемник к шлему через дырочки, как на поздних шлемах. В тоже время на шлеме святого варцлава отчетливо видны следы клепок
И далее, вариант со шнуровкой кожанным ремнем через дырочки отпадает, так как на изо на 13 век нет изображений с таким шнуром. В идеале, как версия имхо, должно получится примерно так как на копанной шапели 15 века file.qip.ru/photo/Wokggy3-/post-6-85954-444_2_.. В ходе более детального изучения копанины попалась интересная инфа о том, что шлем из частной коллекции, указанный на первом фото, весит 958 гр, а оригинал по мнению авторов статьи весил около 1 кг, то есть толщина стенок у такого шлема ну никак не может быть 2 мм. Конечно, для каждого шлема вес будет варьироваться в зависимости от оригинала, но данные, которые мне удалось найти свидетельствуют о том, что открытый шлем весил в пределах 1 — 1,2 кг!.. Иными словами, открытый шлем должен быть сделан из стали 1,5 мм или меньше, должен быть цельнокован и, вероятно, закален. Помимо этого, на норманках с большой долей вероятности делался небольшой крючок для крепления кольчужного клапана, вот как здесь на шлеме из Ледницкого озера
    Что думаете насчет наших логических додумываний?

mreen.org

Четырёхчастные шлемы без наверший, клёпаные впотай. / Реконструкция комплекса на IX

Смотрю я на накопленные фотографии — и верю.

Скажите, много ли причин в них не верить?

Знаменитый шлем из реки Темза (до реставрации)

 

Он же, но уже после реставрации, с приделанным носом.

 

Шлем, который по описанию «найден в лавке в центре Англии»

Подозреваю, что это один и тот же шлем.

 

А вот ещё такой — из частной коллекции А

 

А вот «из частной коллекции В»

А вот ещё экземпляр, найденный в Краснодарском крае. Куплен на Вернисаже в Мск.

 

 

А вот с аукциона Герман Хисторика

 

В силу расхожести данного элементарного типа шлемов, приведу ещё пару примеров. Вот шлем половецкий 13-го веку.

 

Шлем из Рязани, 13 век.

 

А вот ещё шлемик, тоже степной, тоже 13 век.

  Не понимаю, чем обосновано требование органиаторов Русборга 2014 «у каждого шлема иметь навершие».  

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.

mreen.org

От 10 к 13 веку » SwordMaster

кольчуга

кольчужный доспех

Князь Святослав

Схема плетения кольчуги

ратник в кольчуге

 «Броня кольчатая».  Кольчуга – слово новое, появилось оно примерно в XV-XVII вв., в древности же кольчугу называли очень просто – «Броня». Первоначально, кольчуга появилась в Ассирии или Иране, она была известна римлянам и их соседям.  Сложно проследить историю появления кольчуги на Руси. Однако можно смело говорить, что в VI-VII веке Славяне четко представляли себе что это такое, а в VIII-IX уже ее активно использовали.  Кольчуга  имеет большое сакральное значение – мало того, что она железная (т. е. наследует всю магию железа), он еще и сделана из многих тысяч колец, а ведь кольцо – один из священных знаков. До сих пор находятся на территории России «куриные боги» – дырявые камешки, которые носили как оберег древние Славяне. Вспомним также скандинавские дырчатые камни – огромные глыбы с дырками (тоже чрезвычайно сильные магически предметы).  Так что кольчуга – это не просто доспех, это знак святости воина.  Кольчуга очень сложна в производстве, однако то, что за кольчугу расплачивались несколькими деревнями – несомненная гиперболизация: зачем кузнецу деревни? Тем более, вряд ли ратник, пусть даже из княжеской дружины, владел ими или соответствующей суммой.  Древний мастер делал кольчугу из 20-30 тысяч колец диаметром 0,8-2,0 мм. Причем существуют строгие соотношения диаметра кольца и диаметра проволоки. Диаметр кольца не должен быть больше чем в десять раз диаметра проволоки и не должен быть меньше чем в три раза. В общем, диаметр колец в среднем был 0,8-1,2 см. Причем, иногда в одной кольчуге применяют разные диаметры колец – в уязвимых местах – плечах, груди плетение делают мелкими кольцами, а например, на кольчужный капюшон или на подмышки используют более крупный диаметр. Изготовление кольчуги

Как же производилась кольчуга?

Попробуем основываясь на археологических материалах, опыте историков и клубов исторической реконструкции, воспроизвести этот процесс. Сначала мастеру потребуется более 600 м. или 7-10 кг. (зависит от металла) проволоки соответствующего задумке автора сечения. Обычно использовали металл не самой высокой пробы – иначе кольчуга будет слишком дорога, работа трудоемка, а толка от этого не так уж много. Существуют легенды о кольчугах из дамасской стали – это гиперболизация. Итак, проволока произведена или куплена – что дальше?  Дальше мастер брал интересный инструмент – небольшой вороток с осью необходимого внутреннего диаметра будущего кольца и длиной 15-30 см. Причем ось закрепляется не стационарно – она должна вытаскиваться из станка. В оси с противоположной от рукояти стороне, находится отверстие чуть большего диаметра, чем диаметр проволоки. Еще одна особенность конструкции воротка – отверстие для оси (в станке) с противоположной рукояти стороны делается не насквозь, иначе дальнейшая работа будет невозможна. Конец проволоки закрепляется на оси при помощи дырочки в оси, и проволока наматывается на вороток – получается длинная пружина. Стоит отметить, что эта процедура требует от мастера изрядной силы. Вороток иногда зажимают в тисках, иногда он стационарно крепится на верстаке.     После того, как пружинка готова, она снимается с оси, растягивается так, чтобы между витками было расстояние в несколько миллиметров и разрезается на колечки. Изготовление кольчуги

altПроцесс этот – не из легких. Сегодня для этого используют электротехнику или (для особо сильных мастеров) – кусачки (или ножницы по металлу). Стоит отметить, что на кольчугу у современных реконструкторов уходит в среднем двое кусачек из хорошей стали…  Итак, мастер нарезал несколько пружинок – теперь пора приступать собственно, к плетению.  Плетение начинается с того, что мастер делает условную единицу плетения – одно звено. Обычно это совокупность пяти колец, четыре из которых продеты в пятое – это стандартный способ плетения (бывают еще 6-в-1 и даже 8-в-1). Итак, мастер сваривает 4 кольца, берет пятое и делает конструкцию, как на рисунке справа, после чего пятое кольцо заклепывает. Потом «пятерочки» соединяются в полоски, соответственно, соединяясь двумя крайними кольцами с основным кольцом (заклепываемым), оно же в, свою  очередь, соединяется с двумя крайними следующей пятерочки.     Есть ещё один способ плетения – на веревочку нанизывается определенное количество замкнутых колец, потом каждые два соединяются заклепываемым, потом опять делают ряд замкнутых колец, соответственно вставляя их в соответствующие заклепываемые.  Главный принцип – колечки среднего ряда (заклепываемые) в «пятерке» проходят под кольцами нижнего и над кольцами верхнего ряда – это обеспечивает лучшее скольжение вражеского оружия по кольчуге при вражеском ударе по ней.  Теперь у нашего мастера есть небольшой кольчужный лоскуток (как на фото), однако владение таким плетением ещё не обеспечивает успех в создании кольчуги. Следующий очень важный шаг – придание железному полотну формы кольчуги. Проще всего – делать кольчугу на себя самого или точно зная размеры будущего хозяина. Сначала нужно сплести ту область кольчуги, что будет закрывать грудь. Для этого надо сделать кольчужный пояс примерно на 10 см. больше обьема груди  будущего хозяина и шириной не меньше в 10-20 см. (это не принципиально). После, к этому поясу подгоняются две шлеи, которые будут держаться за плечи – основу будущих рукавов и воротника – должна получиться короткая железная майка без рукавов. Если все получилось хорошо, мастер наращивает рукава (направление колец остается тем же). После того, как готовы рукава и проверено, как кольчуга сидит, можно ли опустить и поднять руки, наращивается подол (низ кольчуги) и окончательная длина рукава. Обычно кольчуги делали длиной на ½ длины бедра выше колен или, как в XII-XVII в длинной, как рубаху (почти до колен).  Рукава делаются чуть ниже локтя, редко делали рукава как у рубахи. Все эти параметры можно посмотреть на ратнике, изображеном в начале раздела.  Теперь надо подумать о воротнике. Можно вообще не делать воротника, если например, предусматривается шлем с бармицей (см. раздел о шлемах), а можно, если такового нет, сделать воротник как у обычной рубахи, только с запАхом, завязывающийся при необходимости кожаным ремешком. В любом случае надо закруглить и подогнать под голову хозяина дырку для нее. На воротник использовались часто кольца большего диаметра и плоские кольца (сегодня их «народные умельцы» заменяют шайбами Гровера). Главное – проверить, будет ли влезать при таком воротнике голова в дырку для нее.  Также кольчугу иногда дополнительно отделывали, вплетая на рукава, в воротник и подол кольчуги ряды медных или золотых колец.  Особо дорогие кольчуги также могли носить на своих кольцах различные надписи. В Европе, например, иногда на все кольца кольчуг состоятельных ландскнехтов (позднее средневековье) наносили магические надписи и заклинания, а на кольчуге Бориса Годунова, мастер выбил на каждом кольце надпись «С нами Бог, кто же на ны».  Часто, особенно, в позднее средневековье, на кольчужную основу стали надевать дополнительные металлические детали – листы железа различной формы. Они прикреплялись в наиболее уязвимые места (грудь, живот, плечи) для лучшей их защиты (см. кольчугу на титульном листе) Также они могли вплетаться в кольчугу – кольца соединялись с отверстиями на листе железа.  alt
Теперь кольчуга готова. Конечный продукт весит до 10кг.  в зависимости от размера и от использованного в работе способа плетения и материалов.  Перед татаро-монгольским нашествием, в эпоху утяжеления доспеха, появляются нагавицы – кольчужные чулки, становится все больше кольчуг с длинными рукавами. Это делалось для того, чтобы дать отпор рыцарям, шедшим на Русь с запада.  Почти всегда на картинах и картинках, фильмах, даже в учебниках истории изображается, как тот или иной исторический персонаж сидит в кольчуге за столом (иногда даже при этом держит щит), расхаживает по мирному городу, путешествует. Это глубочайшее заблуждение – представим космонавта или водолаза в их скафандрах где-нибудь на улицах города или за столом. Та же история была и с доспехом. Воин, как и любой человек, путешествовал, сидел за столом в обычной одежде, но при возникновении опасности, быстро одевал доспех. Всегда перед сражением давалась команда о том, чтобы воины надевали свои брони. Бывало даже так, что сражение задерживалось до тех пор, пока воины обеих сторон не приготовятся. Кольчуги иногда возили воины с собой, иногда их возили в общем обозе – каждый знал свою кольчугу «в лицо». Когда же убегали с поля боя, кольчуги чаще всего, бросали – они очень мешали уносить ноги, а при этом бросали абсолютно все, что мешало бежать.  В отряде, наряду с лекарем, всегда имелся кузнец, способный в полевых условиях залатать порванные в бою кольчуги.  Кольчугу не носили на голое тело, под нее поддевали специальные подкладки, сделанные из кожи или плотной материи, на худой конец, на рубаху. Иногда под кольчугу также надевали стеганку-«тегиляй» (см. раздел «другие виды брони»)  Естественно, кольчуга, как и любое железо, ржавеет. Кто захочет идти в битву, одев ржавую кольчугу? – никто. Тем более, в летописях упоминаются «начищенные кольчуги». Чистили их очень просто. Брали бочку, клали туда кольчуги, засыпали песком и пускали с высокой горки. Был и более цивилизованный способ – брали опять же бочку, только на этот раз, ее прикрепляли к специальному механизму таким образом, что она походила на барабан  стиральной машины. И опять в этот барабан клали кольчуги, насыпали песок и при помощи ворота крутили бочку вокруг своей оси (как в стиральной машине). После такой операции, чистая кольчуга приобретала металлический блеск, причем со всех сторон. Воин в чистой кольчуге блестел и переливался на солнце кольцами своей «железной кожи».

Княжеский дружинник-конник. Середина X в. Комплекс вооружения степного типа.Норманнское влияние

Изготовление ламилляра

плетение ламилляров

 Пластинчатый доспех.  Пластинчатый, чешуйчатый или как его еще называют, ламеллярный доспех почему-то принято считать исключительным достоянием греческого, римского и византийского воина, однако у других народов такой вид доспеха тоже имел широкое распространение. В русском войске дощатая броня впервые появилась в VIII-X, однако познакомились Славяне с ней не у византийцев, а у скифов в гораздо более раннее время. Действительно, на Руси в X веке значительно преобладала кольчуга – на каждые четыре кольчуги найден только один пластинчатый доспех. В летописях его называли «Броня дощатая». Однако в более позднее время, панцирь приобретает популярность – в послемонгольское время, в слоях XIV-XV в. на каждый один кусок кольчуги приходится девять остатков пластинчатого доспеха.  Ламеллярный доспех представляет собой совокупность прямоугольных (с закругленными углами) пластинок, связанных ремешками.  Существует несколько видов доспеха. Первый – с пластинками примерно 8-10 см в длину и 1,5-3,5 см. в ширину. Пластины изогнуты так, чтобы отводить удар противника. Такой доспех мог использоваться по-разному иногда его делали длинным, с руковами и носили как отдельную броню, иногда – делали укороченный вариант, без рукавов и носили поверх кольчуги. Второй вид пластинчатого доспеха развился при контакте с татаро-монголами (они пользовались тоже подобными доспехами). Он представляет собой совокупность почти квадратных пластин размером 6 см. длину, 4-6 см. в ширину, пришитых к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины при этом наслаивались одна на другую, образую эффект чешуи. Такой вид доспеха более удобен и лучше защищает воина, чем доспех «ременного плетения»  Такие доспехи довольно сложны в изготовлении, их очень трудно подогнать под нужный размер. Хотя их изготовление менее трудоемко, чем изготовление кольчуги, оно не очень просто. Мастеру придется заготовить более 600 пластинок, несколько метров прочных кожаных ремешков или изготовить кожаную основу для крепления пластинок. После этого, следя за правильным положением пластинок, мастер их скрепляет. 

Другие виды брони  Хотя кольчуга и была наилучшей защитной одеждой, имеющей оптимальное соотношение тяжесть-защита, было изобретено довольно много иных видов доспеха. Особенно во времена татаро-монгольского ига и возвышения Москвы было освоено множество азиатских броней. Например, тегиляй – стеганый доспех, похожий на современную телогрейку или пуховик. Набивался он очень плотно (это – главный показатель его качества) и мог уберечь воина от удара булавы или кистеня, но ни коем образом от стрелы, копья или топора. В эти времена особо сильно наблюдается ориентация доспеха и вообще всего вооружения на восток. Все становится «восточного типа» – вместо меча – сабля, вместо шишака – мисюрка, вместо сулиц – джид – набор дротиков в одном футляре, копья ушли в прошлое, появилось много других видов вооружений.  Тегиляй мог быть как одеждой и скромной защитой бедняка, так и, крытый бархатом, парчой и шелком, мог стать одеждой знатного воина, тем более, что нередко в тегиляй зашивали металлические пластины. Он мог носиться как отдельно, так и под кольчугой.  Также на Русь частично перешел монгольский доспех под названием «хуяг», он представлял собой панцирь, похожий на чешуйчатый доспех, однако в его изготовлении могли применяться как железо, так и бронза и даже твердая, как фанера, кожа. Однако, вернемся в рассматриваемую нами эпоху, VII-X века. В это время совершенно лидирующее положение занимает кольчуга.  Однако кольчуга была не у всех. Это и понятно – не каждый воин мог себе ее позволить. Но такой воин не отчаивался – во-первых, без громоздкого доспеха он получал огромное преимущество в скорости, что тоже очень важно в битве, он мог стать лучником или копейщиком, что предусматривает относительно дальний бой. К тому же, ни один доспех, тем  более кольчуга, на спасет от прямого попадания стрелы или удара копья…    

Княжеские междуусобицы

«Руки-ноги береги!» Кольчуга кольчугой, а ведь руки и ноги у нашего воина абсолютно открыты…И противнику ничего не стоит отрубить ему, к примеру, руку, держащую меч или рубануть по ноге, практически обездвижив его таким образом. Для защиты конечностей применялись различные средства. Начнем их описание с тех, что защищают руки. Плечо воина надежно защищено кольчугой, однако нижняя часть руки – только рубахой. Были, конечно кольчуги с длинным рукавом, как у рубахи, однако встречаются они редко. Чтобы защитить ее применялись различные наручи. Производились они из твердой кожи или железа. Наручи делаются таким образом, чтобы они закрывали всю руку ниже локтя, при этом не мешая ее движениям. Еще один вариант наруча – на войлочную основу прикрепляются металлические длинные пластины, идущие вдоль руки. Наруч застегивается с тыльной стороны локтя при помощи шнуровки или специальных ремешков между прочим, железные наручи – первый шаг к западноевропейскому тяжелому доспеху, сделанный ни кем иным, как нашими предками. Для защиты кистей рук применялись латные или кольчужные рукавицы и перчатки. Латные рукавицы сделаны из кожи или плотной материи и отделаны металлическими пластинами. Наряду с латными рукавицами использовались и кольчужные перчатки (трех- и пятипалые) – перчатки, связанные из колец точно также как кольчуга. Однако, все эти рукавицы и перчатки использовались в основном, в позднем средневековье. В X же веке использовали в основном или простые кожаные рукавицы (или перчатки) или же шли в бой с «голыми руками» – все равно левую руку защищал щит, а правую – перекрестие (гарда) меча. А чем же защищали ноги? Верхнюю часть ног прикрывал подол кольчуги или пластинчатого доспеха, однако нижняя их часть была открыта. Существует множество всевозможных конструкций. Начнем с ноговиц – как говорилось в разделе о кольчуге – это кольчужные чулки. Они хорошо защищали ноги до самых пяток, однако были очень тяжелы – бегать в ноговицах очень трудно. Поэтому их применяли в основном конные воины. Также были конструкции сродни кожаным наручам – сработанные из плотной кожи со шнуровкой или ремешками сзади, они надежно защищали ногу ниже колена, при этом кожа – материал довольно легкий, что позволяло такие поножи использовать и пешим воинам. Иногда кожа отделывалась для прочности относительно тонкими металлическими пластинами. Существует также войлочный вариант понож, как и наручей. Самый же простой способ защитить ноги – обмотать их берестой. Береста очень легка и при этом может выдержать хороший удар противника, к тому же, поскольку такой способ – одноразовый, такие поножи не требуют никакого ремонта. Самую же нижнюю часть ног защищал, как правило, сапог из плотной кожи. Сапоги получают распространение еще в глубокой древности, они претерпевают со временем конструктивные изменение. Сапог не всегда был таким как его представляют многие – красный, с длинным острым носком (червленые сапоги – атрибут знатного человека, боярина или князя). Слово «сапог» попало в русский язык от тюркоязычных соседей Славян – кыпчаков, печенегов. Обычно, у рядового воина X века были сапоги цвета кожи и без всяких острых закрученных носков – как правило носок был тупой или острый, но не приподнятый (наиболее простая конструкция). Голенище было высотой чуть ниже колен. Если не было сапог, носили поршни – обувь, похожую на кожаные тапочки или башмаки – довольно высокую обувь со вшитой подошвой (как у ратника в начале раздела «броня кольчатая»). Единственное, что не носил воин в военном походе, так это лапти – они очень быстро снашивается (одной пары хватало примерно на неделю-месяц), к тому же, он не удобен для бега и верховой езды.

ламелляр кирасаВитязи в бронях Курган Черная Могила  Битва вомнов Святослава с Хазарами

Шлем Липовец, реконструкция Оспри

Шлем. Было доказано, коническая форма (как на воине в начале раздела «Броня кольчатая») тех шлемов пришла с Востока – шлемы такой же формы были изображены на восточных серебряных блюдах VII-VIII вв. А уже только потом, через Русь, о них узнали в Европе.  Но, пройдя до Европы, на Руси она популярна не была. Однако отложим разговор о формах шлемов, давайте разберемся с характерными частями шлемов всех типов. На железную основу, собственно, шлем, могли быть прикреплены многочисленные полезные детали. Начнем с бармицы. Бармица – это полотно кольчужной материи, прикрепленной сзади на шлем. Она защищает шею воина от подлого удара сзади. Если бы не было бармицы, воину отрубили бы голову, а с ней он получит только синяк. Бармицу, как правило, делали из довольно крупных колец и толстой проволоки. Иногда, особенно в позднее время, в XIII-XV века, брамицу делали не только сзади, но и спереди – для защиты лица от точных ударов противника. Иногда ее также делали из плотной кожи или войлока (который, в принципе, на Руси почти не использовался и как материал для бармицы был не очень популярен), что значительно облегчало шлем. Крепилась к шлему она особым способом, придуманным именно на Руси – посредством специальной оси, за которую цеплялись колечки. Длиной бармица была такой, чтобы концы ее лежали на плечах. Кожаная или войлочная бармица может быть покороче – даже не доставать до плеч. Иногда ее украшали. Концы лежащие на плечах делали из золотых медный, или других цветных колечек, придавая краям форму зигзага – когда одевали шлем, получалось «солнышко» на плечах и груди воина. Другая интересная деталь это триада наносник – полумаска – личина. Они представляют некоторую деталь, закрывающую часть лица. Наносник – это деталь, прикрывающая нос воина (см. шлем на предыдущей странице). Зачем прикрывать нос? – вопрос спорный, скорее всего, чтобы в него не ударили, к тому же, шлем с наносником смотрится красивее, чем без него. Наносник делался или вместе с передней пластиной шлема или же, в более дорогом варианте, приклепывался отдельно. Иногда наносники делались из дорогого металла, что еще раз подчеркивает его эстетическую функцию. Он мог быть и прямым и наклоненным под углом носа хозяина или изогнут, повторяя форму носа. При использовании наносника обычно делаются специальные выкружки для глаз. Полумаска же к этим выкружкам прибавляет еще и снизу железные перемычки – получаются своеобразные железные очки. Они защищали область вокруг глаз, придавали воину устрашающий вид. К тому же, именно к такой маске можно прикрепить бармицу, закрывающую лицо – останутся открытыми только глаза. Шлемы с личиной – неотъемлемый атрибут христианского комплекса вооружения. Шлем с личиной шлем, с прикрепленной спереди маской, имитирующей лицо человека. Они появились в XII веке. В бою маска надвигалась на лицо – вовсе не для защиты, а для того, чтобы христианский бог не увидел того, кто убивает людей под этой маской, и подумал, что это их убивает человек с лицом маски. Вообще, такое примитивное мышление свойственно для христианства – еще не успели выработаться глубокие традиции (и сейчас их тоже нет) и обычаи, как в язычестве. Личину иногда делали похожей на хозяина, иногда нет. Такие шлемы, естественно, привилегия знатных людей, простому воину такой шлем был дороговат, да и просто не нужен – он не метил в рай и не хотел стать после смерти святым.  Еще одна деталь шлема, без которой он немыслим, но которую почти всегда упускают из виду, это – ремешок-застежка под подбородком, призванный зафиксировать шлем на голове – без него он просто свалится с головы. Крепился он просто. С двух краев шлема есть специальные петли, куда его пристегивали. Иногда, особенно у викингов, шлем снабжался нащечниками – кожаными пластинами, усиленными железными накладками – они прикрывали щеки бравого викинга или Русского воина.  Все эти конструкции были если неотъемлемой, то хотя бы важной частью всех Русских видов шлемов.

Как носили шлем? Если вы думает, что шлемы носили как показано в фильмах, то есть как шапку, вы ошибаетесь. Проведем аналогию с гонкавми «Формула 1» как надевают шлем гонщики? Они его одевают на специальный подшлемник из плотной ткани – также поступали наши предки. Наденьте на голову кастрюлю, ударьте по ней сверху. Больно? В шлеме без подшлемника воин испытывал практически такие же ощущения. Поэтому под шлем доблестный русский воин поддевал мягкий и плотный подшлемник, который бы смягчал удары по шлему и устранял дискомфорт, связанный с ношением железа на голове. Использовали чаще всего меховой подшлемник – «прилбицу». В летописях упоминаются волчьи и барсучьи подшлемники. Еще вспомним, когда одевают свои шлемы все те же гонщики «Формулы 1» – тогда когда сядут в машину и не ходят в них дома и по магазинам… Так же и воины одевали свои шлемы непосредственно перед битвой, а не расхаживали в них на пиру и у себя дома. Иногда под шлемом носили даже простую меховую шапку…

Боярин во всеоружии

Теперь разберемся, какие шлемы защищали головы наших великих предков?  Обоснованное предпочтение они отдавали сфероконическим (или фаллическим) шлемам. Именно такие шлемы чаще всего изображают художники, иллюстрируя эпоху Древней Руси. Такая конструкция идеальна для отвода ударов – вражеское оружие скользит по шлему, в то время, как шлем любой другой формы раскололся бы от такого удара. Самые ранние сфероконические шлемы датируются X веком.  Технология их изготовления не очень сложна – изготавливались такие шлемы из четырех изогнутых специальным образом пластин, которые, скрепляясь заклепками. Сзади у шлема как правило, была брамица. Также на острую пику шлема часто крепился яловец – флажок в качестве украшения и опознавательного знака. Увидят воины мелькающий яловец своего боевого товарища в гуще врагов и пойдут ему на помощь. В то же отверстие мог вставляться султанчик – кисточка цветных волосков или даже перьев. Султанчик придавал русскому ратнику облик азиатского воина.  Однако шлем – это не только защита, это еще и украшение. Отважные русские богатыри в начищенных блестящих шлемах и кольчугах внушали их врагам ужас. Не зря в Хазарии Русских воинов называли «железными  богатырями». Шлем украшали позолотой. Делали на шлемах всевозможные узоры, сцены сначала из языческих, позднее – из христианских. Этот орнамент служил прежде всего, как оберег от нечистой силы, могущей навредить хозяину шлема в бою, так и как великолепное украшение. В летописях иногда писали, что воевода бился вместе со своими воинами «златым шеломом посвечивая». Естественно, золотой, а точнее – позолоченный шлем могли позволить только очень богатые люди. Такой шлем в бою был своеобразным маяком, как своим: «Держитесь меня! Здесь мы пробьемся к цели!», так и врагам: «Эй вы, вот он я! Я вас не боюсь!». Естественно, такой шлем был славным трофеем для врагов, однако, как и подобает истинному воину, вождь не должен бояться умереть. Как говорил великий князь Святослав, «Да не посрамим Землю Русскую, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут!»  Наверно, именно так кричал отважный князь своим воинам, попав в засаду, устроенной подлыми печенегами.

К XII-XIII вв. выработался специфический вид шлема, сочетающий все плюсы наносника, выкружки для глаз, бармицы и, что главное, использующий более крутую сфероконическую форму (сравниете справа с шеломом на предыдущей странице).

Облачение к бою

        Облачение боярина к бою ( вторая половина XIII века)

В походе русское войско шло, как правило, налегке — тяжелое снаряжение и доспехи везли в обозах. Однако быстрый переход со стремительным вступлением в бой прямо с марша («поход в борзе») предполагал передвижение прямо в тяжелом вооружении.

Облачение проводилось в следующем порядке: на плотные набивные штаны или отдельно надеваемые стеганые чулки натягивали кольчужные чулки и крепили их либо к поясу, либо ремнями через плечи. Поверх нижней сорочки надевали яркую, красочно вышитую рубаху с длинным подолом, затем плотный стеганый поддоспешник (на плече у воина в кольчужном капюшоне), который служил для смягчения ударов. На стопы отрок пристегивал шпоры (шпоры со звездчатым колесиком впервые появляются на Руси в первой половине XIII в.). Поверх поддоспешника надевалась кольчуга, на предплечья пристегивали наручи — налокотники.

Затем боярина облачали в пластинчатый (чешуйчатый, либо ламеллярный) панцирь с застежками, как правило, по бокам, после чего опоясывали мечом. Поверх панциря на шею часто надевали крест-складень или иконку.

На голову надевался мягкий подшлемник либо шапка. Затем воин садился в седло (не без помощи слуг). За спину вешался щит на плечевом ремне. Шлем надевали в последнюю очередь — он мог висеть у пояса или у седла. К седлу привешивали секиру либо булаву, позже — второй, длинный меч, кон-чар или саблю в полторы руки. В правую руку воин брал копье, левой управлял конем. Боевые рукавицы также надевали непосредственно перед боем. Арсенал бойца, кроме того, мог быть дополнен саадаком (лук в налучье и стрелы в колчане), кинжалом, легким боевым топориком или чеканом. Полное снаряжение могло весить более 30 кг.    Комплекс вооружения – по материалам А. Н. Кирпичникова

(«Древнерусское вооружение. Комплекс боевых средств, IX—XIII вв.», вып. III): шлем с чеканкой, изображающей Богородицу, в качестве прототипа взят шлем с полумаской из с. Никольское; доспех — пластины из раскопок в Новгороде; щит — Симоно-Хлудовская Псалтырь; шлем с полями — с. Пешки. Помимо боевого на стене висит охотничье копье с массивным широким наконечником — рогатина, на окне — подсвечник из Лиможа (Франция) (из раскопок боярской усадьбы, г. Вжиш).

swordmaster.org

Обзор боевых шлемов - это... Что такое Обзор боевых шлемов?

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения.

История

Известной ещё в самой глубокой древности, примитивной формой шлема была меховая или шерстяная шапка.

Так, бурка комплектовалась папахой, в которой вязли самые лихие сабельные удары. Отороченные мехом и набитые пенькой стрелецкие шапки давали тот же эффект. Однако, недостатком мягких шлемов было то, что кроме сабель существовали и палицы.

Шлемы могли производиться и по тому же принципу, что и усиленные кожаные панцири, — либо шлем из амортизирующей подложки и нескольких слоёв кожи обшивался полосами железа, либо на него крепились стальные бляхи. Но от хорошего удара не помогало ни то, ни другое. Надлежащий уровень защиты могла обеспечить только сплошная жёсткая конструкция.

Самостоятельная ценность мягких шлемов была очень ограничена. Как и стёганая броня, они могли быть полезны главным образом в комплекте с другими доспехами. Так, под металлический шлем практически обязательно надевалась амортизирующая шапка. «Практически» — потому, что любящие оригинальность японцы обходились без. Японцы использовали почти плоский шлем, который устанавливался на узел волос на макушке самурая. При ударе сверху узел волос выполнял роль амортизатора, а шлем кренился на бок, спуская вражеский клинок мимо плеча.

Дело, таким образом, было за самим прочным и жёстким шлемом, в комплекте с которым амортизирующая шапка могла бы принести много пользы. Однако, если отковать даже изогнутую наплечную пластину было под силу только большому специалисту, то уж об изделии такой сложной формы, как шлем, и говорить нечего.

Шлем часто бывал произведён по совершенно иной и, как правило, более высокой технологии, чем остальная часть защитного снаряжения. Так, ещё у шумеров медный шлем соседствовал с кожаным панцирем, а в средневековье сварной шлем дополнял кольчугу, кожаный доспех или чешую. Даже в эпоху пластинчатых доспехов шлем приобретался отдельно от панциря.

Подобно тому, как это было с кирасами, древнейшие металлические шлемы первое время отливались, — сначала из меди, затем из бронзы, а потом только сменились сварными. Но если в период средневековья доспехи ещё могли производиться по упрощённой технологии, то со шлемом так не получалось. Потому в Европе до возрождения городской цивилизации цельнометаллические шлемы представляли большую редкость — для основной массы рыцарей они стали доступны только к началу XIV века, а для основной массы горожан, — только к его концу. В середине XIV века генуэзские арбалетчики имели хоуберки и бригантины, но шлемы — ещё нет (спорное заявление — на большинстве иллюстраций 13-14 веков наиболее распространённым типом шлема был цельнометаллический шлем в виде широкополой шляпы, который сравнительно легко изготавливался).

Азиатские шлемы

С самого начала при изготовлении шлемов наметилось два пути достижения максимальной прочности. Азиатские шлемы ещё с шумерских времён стали делаться коническими, — чтобы при ударе сверху клинок соскальзывал.

Другой метод усиления шлема был реализован в Средиземноморье, где шлемы имели круглую форму, зато снабжались гребнем, а иногда и не одним. Греки делали гребень продольным, а римляне — поперечным. Для пущей же надёжности поверх гребня ещё мог быть пущен конский хвост.

Позже бронзовый шлем с гребнем и конским хвостом использовался драгунами. Бронза не могла противостоять нередкому уже в XVIII веке дамаску, но вот конский хвост — мог.

На Востоке же, где дамаск появился много раньше, бронзовые доспехи вовсе не имели хождения, и даже железные приходилось дополнительно усиливать. Азиаты, однако, пошли иным путём и стали защищать металл наружным амортизатором: на конический шлем наматывали тюрбан. У арабов он имел небольшой размер, но у турецких воинов иногда огромный, тюрбан полностью скрывал шлем и нависал над плечами. Разрубить такой шлем было совершенно нереально. Но его ношение требовало накачанной шеи.

Для обеспечения же защиты от ударов не только собственно в голову, но и лицо, очень часто шлем снабжался приваренными деталями, защищавшими нос и щеки. Кроме того, для защиты шеи и горла к шлему могла крепиться кольчужная бармица. Так делали в Азии и на Руси, но в Европе — редко. Европейский открытый шлем с XIV века стал напоминать современную каску, а в XV веке приобрёл широкие поля, закрывающие лицо от ударов сверху.

Русь

В X веке на Руси, как и в других странах Европы, бытовали конические норманнские шлемы. Они не получили большого развития и вскоре же были вытеснены сфероконическими, похожими на купола, которые давали несравнимо лучшую защиту от ударов сверху. Ранние шлемы склёпывались из 4 частей. Большинство снабжалось бармицей. К XI веку на Руси (и в Европе) появляются цельнокованные шлемы. Технология их производства была сложнее, но и прочность выше. В XII веке уживаются высокие сфероконические шеломы, с шпилем и наносником, в котором человек мог не обращать внимания на удары сверху. Так что шлемы простых воинов были вполне разнообразны, а князья могли носить своеобразные шлемы с полумасками, полностью закрывавшие голову. Монгольское нашествие сильно повлияло на развитие русских шлемов — ряд типов навсегда исчез, но шеломы получили дальнейшее развитие. Они лишаются наносников и практически вытесняют все остальные типы. Но, несмотря на идеальную защиту сверху, у этих шеломов был и важный недостаток — они были уязвимы для боковых ударов. Поэтому во второй половине XVI века они вытесняются низкими полусферическими шишаками. Ерихонки снабжались наушами, назатыльником и козырьком с наносником. А беднейшие люди носили другие шлемы, такие, как мисюрки и разнообразные «железные шапки»; но их процент был невелик.

В Европе

иногда вместо приварки наносья шлем просто делался закрывающим всю верхнюю часть лица или даже полностью всё лицо до подбородка. Для глаз в этом случае, естественно, оставлялись прорези. Такие «полуглухие» шлемы обычно конструировались с учётом возможности использования их и в качестве открытых. «Дорический», как его называли в античности, шлем мог носиться сдвинутым на затылок. В средние века сдвигаемые шлемы именовались варбудами.

Восточные же конические шлемы иногда могли быть снабжены подвижным забралом. В частности, русские шлемы XIII века изредка могли иметь подъёмную маску закрывающую верхнюю часть лица, а византийские имели решётчатое забрало. Но забрало для открытых шлемов имело небольшое распространение, — хороший обзор, позволяющий следить за вражеским клинком, представлялся более важным, чем защита лица.

Отдельный и своеобразный вид забрала представляла плотно прилегающая к лицу бронзовая или железная маска использовавшаяся парфянами и японскими самураями. Маска не соединялась со шлемом, что позволяло надевать или не надевать её по обстоятельствам, а плотное её прилегание к лицу означало сохранение хорошего обзора. Кроме того, в комплекте с ней мог быть применён и японский качающийся шлем.

На шлеме, впрочем, могли устанавливаться и детали никакой дополнительной защиты не дающие. Например, давно волнует умы вопрос, зачем германцы приделывали уже к железным шлемам рога, и не было ли это опасно (не сломается ли шея, если удар придётся по рогу).

Рога устанавливались для связи, — чтоб дружина видела, где её вождь, если он участвует в сражении. У других народов для этого использовались цветные плюмажи или блестящие значки. Позже напротив, цветные плюмажи укреплялись на шлемах рядового состава — с тем чтобы полководец мог наблюдать за перемещением войск.

С рогами германских и остриями азиатских шлемов связано ещё одно недоразумение. Нередко высказывается мнение, что они могли служить для нанесения ударов. Нет. Не могли. Гребни греческих шлемов, имевшие выступ направленный вперёд — ещё может быть, но рога — абсолютно исключено. Удары головой в свалке могут быть очень эффективны (особенно, если голова в шлеме), но бьёт человек лбом, а не макушкой.

Несмотря на всё разнообразие устройства, неистребимым недостатком всех упомянутых выше шлемов было то, что крепились они, в конечном счёте, на шейные позвонки. И тут ничего нельзя было поделать — при падении с лошади открытый шлем мог спасти от сотрясения мозга, но помешать сломать шею не мог. Опять же, и после удара палицы по затылку, совершенно целый шлем мог оказаться на голове своего совершенно мёртвого владельца.

Решение проблемы было найдено в Европе, отчасти, возможно, потому, что европейское седло более способствовало падениям, а сами приёмы рыцарского боя заключались или в выбивании противника из седла копьём или в оглушении его тупым тяжёлым предметом.

Глухой шлем

С XIII века в Европе появляются глухие шлемы в форме усечённого конуса (перевёрнутого ведра), главное достоинство которых заключалось в том, что при ударе сверху амортизирующая шапка под шлемом сминалась и края его опускались на плечевые пластины. Таким образом, удар приходился не по голове, а по плечам, а это большая разница.

По мере дальнейшего совершенствования доспеха принцип защиты головы путём опоры шлема на плечи был сохранён. В начале XIV века конструкция глухого шлема усложнилась. Теперь собственно шлем устанавливался не на плечи, а на стальной воротник, а лицо защищалось подвижным забралом. Однако, на протяжении всего XIV века такие шлемы производились в считанном количестве, и распространились с XV века.

Глухой шлем, впрочем, не был лишён и недостатков. Возможности вертеть головой в нём почти не было, а амбразуры очень сужали поле зрения, тем более, что щели забрала находились далеко от глаз, чтобы наконечник меча, проникнув в них, не мог причинить раны. Что же касается слуха, — ничего, кроме собственного сопения, воин в глухом шлеме не слышал. Да и дышалось в нём так же легко, как в противогазе.

Поднятое забрало не решало всех этих проблем, так что, глухой шлем был хорош только для боя в плотных построениях. Если же начинался индивидуальный бой, да ещё пеший или с несколькими противниками, рыцарь снимал шлем, оставаясь в капюшоне хоуберка. Оруженосцы и конные сержанты, а также пехотинцы, вовсе, предпочитали открытые шлемы.

То, что рыцарь часто оказывался вынужден шлем снимать, причём амортизирующая шапка, бывшая его частью, при этом снималась тоже, а оставшийся кольчужный капюшон серьёзной защиты не давал, кстати, привело к уникальному явлению: под глухим шлемом наиболее предусмотрительные воины стали носить другой, — маленький, плотно облегающий череп.

Иногда в Европе и Азии делались «полуглухие» шлемы, опирающиеся на плечи, но оставлявшие лицо открытым, однако разработать конструкцию, совмещающую возможность вертеть головой с опорой на плечи, средневековые мастера не смогли.

Весили шлемы не так уж мало — редко менее 2 кг. Вес же глухих шлемов с подвижным забралом и дополнительным железным подшлемником доходил даже почти до 5 кг.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 июня 2011.

dic.academic.ru