История боя, лёгшего в основу фильма «Аты-баты, шли солдаты...». Съемки фильма аты баты шли солдаты


История создания фильма «Аты-баты, шли солдаты…» | Блог Базар Мырзахметов

После успеха фильма «В бой идут одни «старики» Леонид Быков решил свою новую картину снова снимать о войне. А тут еще и удобный случай представился: известные драматурги Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (авторы «Офицеров») представили на киностудию имени Довженко свой сценарий «Аты-баты, шли солдаты…».

27 октября 1975 года сценарий обсудили на студии, а в ноябре уже началась его режиссерская разработка. 16 декабря фильм был запущен в подготовительный период. В течение двух последующих месяцев подыскивались места натурных съемок, рисовались эскизы декораций, подбирались актеры. Изначально самую колоритную роль в картине — неунывающего ефрейтора Святкина — Быков примеривал на себя.

На остальные роли он взял артистов из Киева и Москвы, причем малоизвестных. Единственным исключением был Владимир Конкин, который после триумфальной роли Павла Корчагина в телевизионной версии 1973 года стал одним из самых снимаемых молодых актеров отечественного кино (за эту роль он был удостоен премии Ленинского комсомола). Ему досталась вторая главная роль в фильме — лейтенант Суслин.

На остальные роли Быков взял следующих артистов: Елену Шанину, Бориса Химичева, Александра Крыченкова, Евгению Уралову (все — Москва), Леонида Бакштаева, Ивана Гаврилюка. Николая Сектимснко, Отабека Ганиева, Михаила Езепова, Наталью Наум (Киев).

В середине января 1976 года съемочная группа приехала в Загорск, где в скором времени должны были начаться натурные съемки фильма. Однако из-за задержки со стороны Министерства обороны, которое не смогло вовремя выделить необходимые войска, съемки пришлось перенести — сдвинуть на целую неделю. Они начались в конце января. А 9 февраля Быков отправился в Госкино СССР, чтобы утвердить там актерские пробы. Просмотр состоялся в присутствии зампреда Госкино Бориса Пашенка и главного редактора сценарно-редакционной коллегии Даля Орлова. Все актеры были утверждены.

Маршал топает ногами

Съемки фильма начались с одного из самых тяжелых эпизодов: марш-броска роты Суслина. Сделано это было неслучайно — Быков хотел, чтобы с первых же дней актеры погрузились в материал, на собственной шкуре познали, что такое воевать в лютую стужу. А морозы в те дни в Подмосковье действительно стояли суровые — в иные дни ртутный столбик термометра зашкаливал за 30-градусную отметку.

Из-за этих морозов на съемочной площадке то и дело глохла техника, заболевали люди. Однако ни одной жалобы от кого бы то ни было не поступало, поскольку каждый из участников съемок понимал, какое кино снимается. К тому же сам постановщик фильма Леонид Быков личным примером заражал весь коллектив, тянул лямку вместе со всеми.

Из кинофильма …«Аты-баты, шли солдаты…» — Бери шинель, пошли домой. Поёт Алексей Покровский.

Весь февраль съемки велись на пределе возможного. Были отсняты объекты: «поле у обелиска» (лети погибших бойцов приходят к могиле своих отцов), «улицы города», «строевой смотр», «дороги войны». За месяц было отснято более полутора километров цветной кинопленки, но готовый материал долго не могли проявить — на студии Довженко не было лишней гехнюш.

А когда очередь до «Аты-баты…» наконец-то дошла, выяснилось ужасное — многое из отснятого оказалось браком. Причем произошло это по вине самой студии — когда группу отправляли в экспедицию, то забыли поменять рамку с обычного кадра на широкоэкранный.

В итоге перед группой встала проблема: как переснять испорченное, если те же войска удалось выбить на ограниченное время с большим боем? Однако, как ни крутили, но иного выхода, как вновь идти на поклон к министру обороны Андрею Гречко, придумать не сумели. Ходоком опять стал Леонид Быков.

Едва режиссер переступил порог министерского кабинета, как на него обрушился поток смачного российского мата. «Что явился, мать-перемать! Министерство обороны для тебя лакеи, что ли? Да я вас всех в…у и высушу…» Быков стоял потрясенный, вытянув руки по швам, как будто солдат-первогодок.

Да и как не встать, когда в тебя бросает громы-молнии член Политбюро, да еще Маршал Советского Союза. К тому же хозяин кабинета был прав: измотанные февральскими съемками солдаты имели право на заслуженный отдых, и не их вина была в том, что у киношников отказала проявочная техника.

Между тем Гречко малость успокоился и, устало опустившись в кресло, спросил: «Что, так и будешь молчать?». Гость наконец поборол свою робость и как можно деликатнее изложил суть проблемы. При этом тактика им была избрана беспроигрышная: Быков напирал на то, что снимается фильм о войне, о героизме советских солдат и преемственности поколений. А Гречко сам был фронтовиком, и эта тема для него была святая.

Вот почему уже спустя несколько минут его гнев сменился на милость, и он по громкой связи вызвал к себе своего помощника. Когда тот застыл в дверях, министр коротко приказал: «Разберись с этими горе-киношниками. О проделанном доложи». В итоге «добро» на продление сроков военной экспедиции было получено и съемки под Загорском продолжились. Правда, разнос, устроенный Быкову министром, очень скоро аукнется режиссеру серьезными проблемами со здоровьем, но об этом речь впереди.

В середине марта снимали кульминацию фильма — последний бой роты Суслина. К тому моменту морозы уже отступили, но легче от этого не стало: съемки велись от рассвета до заката со множеством дублей. Затем были отсняты объекты: «проселочная дорога», «у хаты Вари», «станция», «железнодорожный тупик».

Быков пишет завещание

7 апреля съемки под Загорском были благополучно завершены, но буквально на следующий день Быкова свалил инфаркт — второй по счету (первый он тоже заработал на киношной ниве, когда снимал в 64-м году своей первый режиссерский дебют — комедию «Зайчик»). Быкова определили в одну из столичных клиник. Видимо, чувствовал он себя там весьма неважно, если вдруг надумал написать… завещание.

Написав завещание поздно ночью, когда все спали, Быков запечатал его в серый конверт и спрятал в тумбочку. А в десятых числах апреля вручил его редактору киностудии имени Довженко Эмилии Косничук, которая приехала из Киева специально его навестить и заодно сообщить, что от фильма его никто отлучать не собирается (Быков думал, что так произойдет после скандала с Гречко). Когда встреча подходила к концу, Быков извлек на свет запечатанный конверт и передал редактору.

При этом сказал: «Вручите Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку как-нибудь». — «Как это как-нибудь?» — удивилась Косничук. «А так, — улыбнулся Быков. — Когда захотите, пожав плечами, редактор спрятала конверт в сумку. Самое интересное, что, принеся послание к себе домой, она положила его в шкаф и… забыла на несколько лет! Распечатают завещание Быкова через три года, за несколько дней до его трагической гибели.

Дни шли за днями, а здоровье Быкова никак не улучшалось. Он всей душой рвался домой, в Киев, но врачи стояли на своем: надо продолжать лечиться. Быков от отчаяния чуть на стенку не лез. 20 апреля, в письме все той же Эмилии Косничук (редактор студии имени Довженко) рука режиссера вывела полные грусти строчки: «Все цветет, лопаются почки, поют соловьи. Часами смотрю на воду, а жить не хочется.

Это не фраза кокетничающего юноши. Нет. Просто не вижу смысла. Раньше хотелось достать клочок земли, построить халупу своими руками. А сейчас даже этого не хочется… глубокая ночь».

26 апреля, когда Быков все еще лежал в больнице, в Москве от сердечного приступа умер министр обороны А. Гречко. Зла на него Быков никогда не держал и тот досадный инцидент, который приключился между ними в феврале, уже успел благополучно забыть. Тем более что именно Гречко помог ему завершить работу над натурными эпизодами под Загорском.

Триумф и трагедия Леонида Быкова

В Киев Быков вернулся аккурат к майским праздникам. И его настроение сразу изменилось. В утопающей в зелени столице Украины жизнь казалась прекрасной и счастливой. А тут еще и любимая работа подоспела: 10 мая в павильонах киностудии имени Довженко были возобновлены съемки «Аты-баты…».

К удивлению всех присутствующих, только что вернувшийся из больницы Быков начал работу не с самого легкого для себя ЭПИЗОДИК в нем его герой — ефрейтор Святкин — лихо отплясывал перед своими однополчанами «Цыганочку». На съемках режиссер выглядел бодрым и веселым, и никто из его коллег, глядя на него, вряд ли мог себе вообразить, что каких-нибудь пару недель назад этот человек готов был уйти из жизни.

В течение полутора месяцев в павильонах студии имени Довженко были отсняты следующие объекты: «канцелярия роты», «кабинет начальника училища», «квартира Кости», «буфет», «вагон», «хата Вали», «госпиталь», «чердак», «казарма». 21 июня съемки фильма были благополучно закончены, после чего в течение двух месяцев шел монтаж. 27 августа фильм был сдан руководству киностудии, причем практически без поправок.

Та же история повторилась и в Госкино. Там в эти же дни принимался другой фильм о войне — «Восхождение» Ларисы Шепитько — так фильм Быкова был поставлен в пример: дескать, вот какое кино о минувшей войне нам нужно — героическое, зовущее на подвиги. А фильм Шепитько, как мы помним, был назван «религиозным и упадническим».

«Аты-баты, шли солдаты…» вышел на широкий экран 25 апреля 1977 года. Касса, собранная им за несколько месяцев проката, выглядела внушительно: его посмотрели 35 миллионов 800 тысяч зрителей. Для фильма о войне это был рекорд: последний раз нечто подобное было в 1974 году, причем опять же с фильмом Леонида Быкова — его «В бой идут одни «старики» собрал 44,3 млн. зрителей.

В ноябре 1977 года за оба последних фильма Леонид Быков был удостоен Госпремии Украинской ССР. Однако радость от этого события была безнадежно испорчена. Виновником этого стал 19-летний сын лауреата Олесь, который оказался замешан в криминальной истории. А произошло вот что. Друзья Олеся предложили ему покататься на отцовской «Волге», на что тот ответил согласием. Он выпросил у родителя ключи от автомобиля, объяснив ему, что хочет восстановить водительские навыки.

А едва выехал за порог дома, как тут же в салон подсели его друзья. Но у тех на уме было совсем иное. Накатавшись вволю, они тормознули «Волгу» возле ювелирного и, попросив Олеся подождать их, скрылись в магазине. А спустя пять минут гуртом выбежали обратно и приказали Олесю что есть силы жать на газ. Оказывается, они ограбили магазин и скрылись с места преступления на быковской машине.

Но кто-то из случайных прохожих успел запомнить ее номер, и уже вечером этого же дня всю гоп-компанию повязали. Включая и Быкова-младшего. Когда Леонид узнал об этом, у него случился третий инфаркт (второй, как мы помним, он заработал на съемках «Аты-баты…» в начале 76-го).

Однако лечь в больницу Быков отказался. Не смог он приехать и на церемонию награждения его госпремией, поскольку ему было стыдно за сына. Он даже заявил, что отказывается от столь высокой награды, поскольку недостоин ее. Когда об этом узнал первый секретарь ЦК КП Украины Щербицкий, который обожал фильмы Быкова, он распорядился отправить премию лауреату на дом.

Быков принял награду прямо в постели, а на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербинкою…» Что касается Олеся, то ему помогут избежать более сурового наказания именно заслуги его отца: в то время как его приятели, ограбившие ювелирный, получат по 15 лет тюрьмы, он отделается годом пребывания в психушке.

Широкоформатный фильм. Последний фильм Леонида Быкова и его последняя роль в кино…

Они погибли 18 марта 1944 года, их было всего восемнадцать человек – комсомольский взвод, остановивший колонну немецких танков. Трагическое и комедийное, героическое и лирическое сплелись на экране в необычную ткань повествования об отцах, навсегда оставшихся молодыми, и о детях, пришедших туда, где ровно тридцать лет назад приняли свой последний смертный бой самые родные для них люди…

В фильме Снимались: Леонид Быков, Владимир Конкин, Елена Шанина, Леонид Бакштаев, Евгения Уралова, Гия Авалишвили, Богдан Бенюк, Николай Гринько, Отабек Ганиев, Иван Гаврилюк, Владимир Герасимов, Михаил Езепов, Нина Кирьякова, Маргарита Кошелева, Борис Кудрявцев, Сергей Иванов, Петр Любешкин, Виктор Мирошниченко, Леонид Марченко, Наталья Наум, Вилорий Пащенко, Николай Сектименко, Борис Химичев

Режиссер: Леонид Быков

Сценаристы: Борис Васильев, Кирилл Рапопорт

Оператор: Владимир Войтенко

Композитор: Георгий Дмитриев

Художник: Георгий Прокопец

Премьера фильма состоялась 25 апреля 1977

Источник

×

cont.ws

Ящик пандоры – Аты-баты, шли солдаты… История боя, лёгшего в основу фильма

В основу знаменитого фильма Леонида Быкова легла история боя взвода лейтенанта Широнина у села Тарановка.

В 1977 году на советские экраны вышел фильм Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…». Эта пронзительная картина о войне стала последней работой в жизни Быкова.

История бойцов, принявших свой последний бой у станции Подбедня, стала памятником для всех советских солдат и офицеров, сложивших головы в таких вот маленьких сражениях, из которых состоит большая война и большая Победа, запала зрителям в душу. В прокате 1977 года её посмотрели чуть менее 36 миллионов зрителей. И сегодня этот фильм остаётся популярным и любимым.

«Украинские панфиловцы»Сила фильмов Леонида Быкова в том, что его военные картины базировались на документальном материале. «В бой идут одни „старики“» родился на основе воспоминаний боевых лётчиков. В основу «Аты-баты, шли солдаты…» также легли реальные военные истории. История боя у станции Подбедня очень похожа на историю боя лейтенанта Петра Широнина, который произошёл в марте 1943 года под Харьковом.

Взвод лейтенанта Широнина впоследствии прозвали «украинскими панфиловцами». Как и панфиловцев настоящих, широнинцев также ждало в постсоветский период испытание скептиками и разоблачителями. Дескать, и бой шёл не так, и танков подбито меньше, и людей было больше.

Линии обороны — переездПосле окончательного разгрома немецких войск под Сталинградом Красная Армия попыталась развить своё наступление и вышла в район Харькова, где столкнулась с крупной гитлеровской группировкой. Немцы рассчитывали мощным контрударом нанести поражение советским войскам, обратив их в бегство.

Отражать удары гитлеровцев предстояло 25 гвардейской стрелковой дивизии. 78 гвардейский полк дивизии должен был занять оборону у села Тарановка Змиевского района Харьковской области.

На левом фланге обороны полка располагался железнодорожный переезд, оборона которого была возложена на 1 взвод 8 стрелковой роты, которым командовал гвардии лейтенант Пётр Широнин.

Позиции бойцы занимали после восьмидесятикилометрового марша, но времени на отдых не было. Окопы и ходы сообщения рыли ночью, потому что знали: удар гитлеровцев может последовать в любой момент.

Приказ, который был отдан взводу Широнина, требовал сдерживать атаки немцев на переезд как можно дольше, пока в тылу разворачивались резервы.

Они сражались за Советскую РодинуАтаки немцев начались 2 марта, но главный удар по переезду был нанесён 5 марта 1943 года.

Участок, который защищал взвод Петра Широнина, был наиболее удобным для использования гитлеровцами танков. И рано утром 5 марта на позиции взвода двинулись 35 танков и бронемашин, а также несколько сотен солдат противника. У лейтенанта Широнина была одна пушка, 24 бойца, гранаты и противотанковые ружья.

Пушка сумела подбить один танк, прежде чем гитлеровцы уничтожили её ответным огнём. Но взвод отступать, не выполнив боевую задачу, не собирался.

Как и у лейтенанта Суслина, бойцы у Широнина были со всего Советского Союза. Сам лейтенант родился в Кировской области РСФСР, старшина Нечипуренко был из Казахстана, командир отделения Иван Вернигоренко — из Украины, рядовой Василий Танцуренко — из Приморья, рядовой Крайко — из Белоруссии…

Но для всех них последним и главным рубежом стал переезд у села Тарановка.

Павшие и живыеНемцы рвались вперёд с яростью, подбираясь всё ближе. Бойцы, чтобы остановить танки, шли на самопожертвование. Красноармеец Андрей Скворцов, подбираясь к вражеской «самоходке», был ранен. Когда «самоходка» наехала на него, он успел подорвать её гранатами, заставив остановиться навсегда.

Помощник командира взвода Александр Болтушкин бросился со связкой гранат под наползающий на окопы танк, выведя его из строя. Потери немцев росли, но и число защитников переезда уменьшалось.

Когда бой завершился, казалось, что не выжил ни один из бойцов Широнина. Но потом стало известно, что, получив тяжёлые ранения, бой пережили шестеро: сам лейтенант Широнин, старший сержант Вернигоренко, красноармеец Букаев, красноармеец Исаков, красноармеец Торопов и красноармеец Тюрин.

Пётр Широнин

Василий Исаков погиб в том же 1943 году, только в августе. Александр Торопов дожил до Победы, но погиб уже в мирное время: 27 мая 1946 года был убит в бою с бандеровцами.

Последним из широнинцев ушёл из жизни Иван Вернигоренко: его не стало в январе 1984 года. Сам лейтенант Пётр Широнин умер в 1968 году.

25 ГероевСогласно данным, опубликованным в советский период, взвод уничтожил шестнадцать танков противника и свыше ста гитлеровцев. Впоследствии эти данные стали считать завышенными. Стоит, правда, отметить, что сведения подавало вышестоящее командование: никто из широнинцев, израненных в бою, просто физически не мог не то что приписывать лишние заслуги, но и просто отчитаться о бое.

Бой взвода гвардии лейтенанта Широнина был высоко оценён. Указом президиума Верховного совета СССР от 18 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, все 25 бойцов взвода, включая его командира, были удостоены звания Героев Советского Союза. Случаев, когда Героями становились сразу все бойцы подразделения, за весь период войны было крайне мало.

В советские годы подвигу «украинских панфиловцев» уделялось особое внимание. В честь них ставили памятники и называли улицы, моря бороздил траулер «Герои широнинцы».

Сегодня память о подвиге бойцов лейтенанта Широнина померкла. У современных властей Украины новые герои, и историю Великой Отечественной войны они рассматривают под совершенно иным углом.

Но жители села Тарановка и сегодня несут цветы к монументу в память о бойцах, погибших здесь весной 1943 года.

«Аты-баты, шли солдаты…»

Источник: matveychev-oleg.livejournal.com

pandoraopen.ru

Военное кино. "Аты-баты, шли солдаты…". Путешествие во времени по следам героев-воинов :: ТВ Центр

Последней работой талантливого, любимого миллионами зрителей актёра и режиссёра Леонида Быкова стала картина о Великой Отечественной войне "Аты-баты, шли солдаты…". В творческой биографии автора это был второй фильм на данную тематику (в 1973 году с большим успехом прошла картина "В бой идут одни "старики"). Отличительной чертой быковских кинолент о войне, и в особенности картины "Аты-баты, шли солдаты…", является удивительное сочетание трагедии и юмора, героизма и лирики, при полном отсутствии какого-либо пафоса и нравоучения.

Фильм, выпущенный в 1977 году на киностудии имени Довженко, рассказывал о буднях обычных солдат немного в ином ракурсе, чем другие военные картины. Один из главных персонажей – ефрейтор Святкин – являет собой пример крайне самоироничного героя, который своим отношением к происходящему обескураживает зрителя. С улыбкой на лице он встречает все испытания, которые выпали на его долю. И даже во время сражения на поле боя не теряет чувства юмора: "А если тут вдруг заварушка начнётся, ну что-то вроде войны…" – говорит Святкин, отправляясь в атаку.    

Сюжет фильма построен на раскрытии человеческих отношений в комсомольском взводе, состоявшем из 18 молодых ребят, которым хочется жить и любить, петь и смеяться, но военное время требовало самопожертвования и героизма, подвига и их жизней. Каждый образ – это небольшая история, каждый человек — скромный герой, готовый стоять на смерть ради Отчизны.

Сценаристы мастерски переплетают настоящее с минувшим. Кадры, повествующие о войне, взаимосвязаны с происходящим 30 лет спустя. В том месте, где в 1944 году шли ожесточённые бои, и проливалась кровь молодых солдат, собрались родственники этих героев, чтобы почтить их память. От обелиска с именами погибших бойцов камера плавно переходит на взвод солдат, идёт перекличка – так зритель впервые знакомится с главными персонажами. По ходу фильма возвращения в прошлое и обратно в настоящее происходят всё чаще. Смерть героев чередуется с кадрами возложения красных гвоздик на снег к месту их гибели, а сцена, где солдат Крынкин признаётся в краже мыла для того, чтобы его родные смогли купить себе хлеба, перекликается с уже мирными воспоминаниями его сестёр. Каждый кадр проникнут любовью и человеческим теплом. Это фильм не только о войне, он о крепкой мужской дружбе, о сплочении людей разных национальностей для общей победы, о самопожертвовании и силе человеческого духа.

Обычные солдаты, которые защищали, на первый взгляд, ничем не примечательную деревню, совершили настоящий подвиг. Ценою собственных жизней, они остановили колонну немецких танков, отвоевали свою землю у врага и тем самым подарили будущее потомкам.

Замечательная музыка звучит в фильме "Аты-баты, шли солдаты…". Все звуковые фрагменты подобраны очень гармонично. Задорные строевые песни, блистательный танец Свата "Цыганочка с выходом" (персонаж Быкова), легендарная "День Победы" и, конечно же, финальная баллада "Бери шинель, пошли домой" на стихи Булата Окуджавы... Такие душевные и понятные всем песни не оставляют равнодушными зрителя, вызывая в его душе бурю переживаний.

Через год после съёмок кинолента "Аты баты, шли солдаты…" принесла Леониду Быкову Государственную премию имени Шевченко Украинской ССР.

Интересные факты:

Картина "Аты-баты, шли солдаты…" в 1977 году стала лидером советского кинопроката, её посмотрели свыше 35 миллионов зрителей.

Фильм снимался зимой 1976 года в Загорске (в настоящее время – Сергиев Посад). Леонид Быков начал с самого тяжёлого эпизода – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Режиссёр добивался одного – чтобы с первых же дней съёмок актёры погрузились в материал и на собственном опыте поняли, что значит воевать в тридцатиградусные морозы. Киноаппаратура выходила из строя, но никто из артистов не жаловался, поскольку Быков заражал всех своим энтузиазмом.

За месяц было отснято более полутора километров плёнки. Однако позже выяснилось, что большая часть материала оказалась в браке. Это случилось из-за технической накладки на студии. Леонид Быков вынужден был идти на поклон к маршалу Гречко и просить его ещё раз выделить солдат для съёмок, при этом режиссёру пришлось выслушать в самых нелитературных выражениях всё, что министр думает о горе-киношниках.

Изначально персонаж Суслина Быков берёг для себя, но затем отдал его Владимиру Конкину, ставшему в то время очень популярным после роли Павки Корчагина.

В 1977 году помимо награждения Леонида Быкова Государственной премией имени Шевченко Украинской ССР, военная кинолента "Аты-баты, шли солдаты…" завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Быстрице (Чехословакия).

 

Цитаты из фильма:

"Всё в порядке – Бобик сдох!"

"Завтрак – пшено, обед – пшено, ужин – пшено! Узбек вам птичка, что ли?"

"Мужчина не плачет, мужчина огорчается".

"Нам бы кралю, нам бы кралю хоть одну!.. – А что это они поют такое? – "По долинам и по взгорьям", товарищ генерал".

"Начальство всегда найдёт!"

"Порядок в танковых войсках!"

"Суслик бежит! - На полусогнутых".

"Я не философ, а филолог. - Да один хрен, грамотный!"

 

Мария Кулагина

www.tvc.ru

Аты-баты, шли солдаты…

Отгремел парад Победы, отгремели Марши...А фильмы — остаются.И Актеры остаются. На кинопленках, в памяти, в Душе...Последний фильм Леонида Быкова и его последняя роль в кино…

Они погибли 18 марта 1944 года, их было всего восемнадцать человек – комсомольский взвод, остановивший колонну немецких танков. Трагическое и комедийное, героическое и лирическое сплелись на экране в необычную ткань повествования об отцах, навсегда оставшихся молодыми, и о детях, пришедших туда, где ровно тридцать лет назад приняли свой последний смертный бой самые родные для них люди…

После успеха фильма «В бой идут одни «старики» Леонид Быков решил свою новую картину снова снимать о войне. А тут еще и удобный случай представился: известные драматурги Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (авторы «Офицеров») представили на киностудию имени Довженко свой сценарий «Аты-баты, шли солдаты…».

27 октября 1975 года сценарий обсудили на студии, а в ноябре уже началась его режиссерская разработка. 16 декабря фильм был запущен в подготовительный период. В течение двух последующих месяцев подыскивались места натурных съемок, рисовались эскизы декораций, подбирались актеры. Изначально самую колоритную роль в картине — неунывающего ефрейтора Святкина — Быков примеривал на себя.

На остальные роли он взял артистов из Киева и Москвы, причем малоизвестных. Единственным исключением был Владимир Конкин, который после триумфальной роли Павла Корчагина в телевизионной версии 1973 года стал одним из самых снимаемых молодых актеров отечественного кино (за эту роль он был удостоен премии Ленинского комсомола). Ему досталась вторая главная роль в фильме — лейтенант Суслин.

На остальные роли Быков взял следующих артистов: Елену Шанину, Бориса Химичева, Александра Крыченкова, Евгению Уралову (все — Москва), Леонида Бакштаева, Ивана Гаврилюка. Николая Сектимснко, Отабека Ганиева, Михаила Езепова, Наталью Наум (Киев).

В середине января 1976 года съемочная группа приехала в Загорск, где в скором времени должны были начаться натурные съемки фильма. Однако из-за задержки со стороны Министерства обороны, которое не смогло вовремя выделить необходимые войска, съемки пришлось перенести — сдвинуть на целую неделю. Они начались в конце января. А 9 февраля Быков отправился в Госкино СССР, чтобы утвердить там актерские пробы. Просмотр состоялся в присутствии зампреда Госкино Бориса Пашенка и главного редактора сценарно-редакционной коллегии Даля Орлова. Все актеры были утверждены.

Съемки фильма начались с одного из самых тяжелых эпизодов: марш-броска роты Суслина. Сделано это было неслучайно — Быков хотел, чтобы с первых же дней актеры погрузились в материал, на собственной шкуре познали, что такое воевать в лютую стужу. А морозы в те дни в Подмосковье действительно стояли суровые — в иные дни ртутный столбик термометра зашкаливал за 30-градусную отметку.

Из-за этих морозов на съемочной площадке то и дело глохла техника, заболевали люди. Однако ни одной жалобы от кого бы то ни было не поступало, поскольку каждый из участников съемок понимал, какое кино снимается. К тому же сам постановщик фильма Леонид Быков личным примером заражал весь коллектив, тянул лямку вместе со всеми.

Весь февраль съемки велись на пределе возможного. Были отсняты объекты: «поле у обелиска» (лети погибших бойцов приходят к могиле своих отцов), «улицы города», «строевой смотр», «дороги войны». За месяц было отснято более полутора километров цветной кинопленки, но готовый материал долго не могли проявить — на студии Довженко не было лишней гехнюш.

А когда очередь до «Аты-баты…» наконец-то дошла, выяснилось ужасное — многое из отснятого оказалось браком. Причем произошло это по вине самой студии — когда группу отправляли в экспедицию, то забыли поменять рамку с обычного кадра на широкоэкранный.

В итоге перед группой встала проблема: как переснять испорченное, если те же войска удалось выбить на ограниченное время с большим боем? Однако, как ни крутили, но иного выхода, как вновь идти на поклон к министру обороны Андрею Гречко, придумать не сумели. Ходоком опять стал Леонид Быков.

Едва режиссер переступил порог министерского кабинета, как на него обрушился поток смачного российского мата. «Что явился, мать-перемать! Министерство обороны для тебя лакеи, что ли? Да я вас всех в…у и высушу…»

Быков стоял потрясенный, вытянув руки по швам, как будто солдат-первогодок.

Да и как не встать, когда в тебя бросает громы-молнии член Политбюро, да еще Маршал Советского Союза. К тому же хозяин кабинета был прав: измотанные февральскими съемками солдаты имели право на заслуженный отдых, и не их вина была в том, что у киношников отказала проявочная техника.

Между тем Гречко малость успокоился и, устало опустившись в кресло, спросил: «Что, так и будешь молчать?». Гость наконец поборол свою робость и как можно деликатнее изложил суть проблемы. При этом тактика им была избрана беспроигрышная: Быков напирал на то, что снимается фильм о войне, о героизме советских солдат и преемственности поколений. А Гречко сам был фронтовиком, и эта тема для него была святая.

Вот почему уже спустя несколько минут его гнев сменился на милость, и он по громкой связи вызвал к себе своего помощника. Когда тот застыл в дверях, министр коротко приказал: «Разберись с этими горе-киношниками. О проделанном доложи». В итоге «добро» на продление сроков военной экспедиции было получено и съемки под Загорском продолжились. Правда, разнос, устроенный Быкову министром, очень скоро аукнется режиссеру серьезными проблемами со здоровьем, но об этом речь впереди.

В середине марта снимали кульминацию фильма — последний бой роты Суслина. К тому моменту морозы уже отступили, но легче от этого не стало: съемки велись от рассвета до заката со множеством дублей. Затем были отсняты объекты: «проселочная дорога», «у хаты Вари», «станция», «железнодорожный тупик».

7 апреля съемки под Загорском были благополучно завершены, но буквально на следующий день Быкова свалил инфаркт — второй по счету (первый он тоже заработал на киношной ниве, когда снимал в 64-м году своей первый режиссерский дебют — комедию «Зайчик»). Быкова определили в одну из столичных клиник. Видимо, чувствовал он себя там весьма неважно, если вдруг надумал написать… завещание.

Написав завещание поздно ночью, когда все спали, Быков запечатал его в серый конверт и спрятал в тумбочку. А в десятых числах апреля вручил его редактору киностудии имени Довженко Эмилии Косничук, которая приехала из Киева специально его навестить и заодно сообщить, что от фильма его никто отлучать не собирается (Быков думал, что так произойдет после скандала с Гречко). Когда встреча подходила к концу, Быков извлек на свет запечатанный конверт и передал редактору.

При этом сказал: «Вручите Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку как-нибудь». — «Как это как-нибудь?» — удивилась Косничук. «А так, — улыбнулся Быков. — Когда захотите, пожав плечами, редактор спрятала конверт в сумку. Самое интересное, что, принеся послание к себе домой, она положила его в шкаф и… забыла на несколько лет! Распечатают завещание Быкова через три года, за несколько дней до его трагической гибели.

Дни шли за днями, а здоровье Быкова никак не улучшалось. Он всей душой рвался домой, в Киев, но врачи стояли на своем: надо продолжать лечиться. Быков от отчаяния чуть на стенку не лез. 20 апреля, в письме все той же Эмилии Косничук (редактор студии имени Довженко) рука режиссера вывела полные грусти строчки: «Все цветет, лопаются почки, поют соловьи. Часами смотрю на воду, а жить не хочется.

Это не фраза кокетничающего юноши. Нет. Просто не вижу смысла. Раньше хотелось достать клочок земли, построить халупу своими руками. А сейчас даже этого не хочется… глубокая ночь».

26 апреля, когда Быков все еще лежал в больнице, в Москве от сердечного приступа умер министр обороны А. Гречко. Зла на него Быков никогда не держал и тот досадный инцидент, который приключился между ними в феврале, уже успел благополучно забыть. Тем более что именно Гречко помог ему завершить работу над натурными эпизодами под Загорском.

В Киев Быков вернулся аккурат к майским праздникам. И его настроение сразу изменилось. В утопающей в зелени столице Украины жизнь казалась прекрасной и счастливой. А тут еще и любимая работа подоспела: 10 мая в павильонах киностудии имени Довженко были возобновлены съемки «Аты-баты…».

К удивлению всех присутствующих, только что вернувшийся из больницы Быков начал работу не с самого легкого для себя ЭПИЗОДИК в нем его герой — ефрейтор Святкин — лихо отплясывал перед своими однополчанами «Цыганочку». На съемках режиссер выглядел бодрым и веселым, и никто из его коллег, глядя на него, вряд ли мог себе вообразить, что каких-нибудь пару недель назад этот человек готов был уйти из жизни.

В течение полутора месяцев в павильонах студии имени Довженко были отсняты следующие объекты: «канцелярия роты», «кабинет начальника училища», «квартира Кости», «буфет», «вагон», «хата Вали», «госпиталь», «чердак», «казарма». 21 июня съемки фильма были благополучно закончены, после чего в течение двух месяцев шел монтаж. 27 августа фильм был сдан руководству киностудии, причем практически без поправок.

Та же история повторилась и в Госкино. Там в эти же дни принимался другой фильм о войне — «Восхождение» Ларисы Шепитько — так фильм Быкова был поставлен в пример: дескать, вот какое кино о минувшей войне нам нужно — героическое, зовущее на подвиги. А фильм Шепитько, как мы помним, был назван «религиозным и упадническим».

«Аты-баты, шли солдаты…» вышел на широкий экран 25 апреля 1977 года. Касса, собранная им за несколько месяцев проката, выглядела внушительно: его посмотрели 35 миллионов 800 тысяч зрителей. Для фильма о войне это был рекорд: последний раз нечто подобное было в 1974 году, причем опять же с фильмом Леонида Быкова — его «В бой идут одни «старики» собрал 44,3 млн. зрителей.

В ноябре 1977 года за оба последних фильма Леонид Быков был удостоен Госпремни Украинской ССР. Однако радость от этого события была безнадежно испорчена. Виновником этого стал 19-летний сын лауреата Олесь, который оказался замешан в криминальной истории. А произошло вот что. Друзья Олеся предложили ему покататься на отцовской «Волге», на что тот ответил согласием. Он выпросил у родителя ключи от автомобиля, объяснив ему, что хочет восстановить водительские навыки.

А едва выехал за порог дома, как тут же в салон подсели его друзья. Но у тех на уме было совсем иное. Накатавшись вволю, они тормознули «Волгу» возле ювелирного и, попросив Олеся подождать их, скрылись в магазине. А спустя пять минут гуртом выбежали обратно и приказали Олесю что есть силы жать на газ. Оказывается, они ограбили магазин и скрылись с места преступления на быковской машине.

Но кто-то из случайных прохожих успел запомнить ее номер, и уже вечером этого же дня всю гоп-компанию повязали. Включая и Быкова-младшего. Когда Леонид узнал об этом, у него случился третий инфаркт (второй, как мы помним, он заработал на съемках «Аты-баты…» в начале 76-го).

Однако лечь в больницу Быков отказался. Не смог он приехать и на церемноию награждения его госпремией, поскольку ему было стыдно за сына. Он даже заявил, что отказывается от столь высокой награды, поскольку недостоин ее. Когда об этом узнал первый секретарь ЦК КП Украины Щербицкий, который обожал фильмы Быкова, он распорядился отправить премию лауреату на дом.

Быков принял награду прямо в постели, а на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербинкою…» Что касается Олеся, то ему помогут избежать более сурового наказания именно заслуги его отца: в то время как его приятели, ограбившие ювелирный, получат по 15 лет тюрьмы, он отделается годом пребывания в психушке.

Леонид Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе «Минск — Киев» 11 апреля 1979 года возле посёлка Дымер. Он возвращался на своей «Волге» с дачи под Киевом. Впереди него двигался трактор с мотокультиватором, и Быков решил его объехать. Однако при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком. Удар пришёлся в правую переднюю дверь. Ремень безопасности передал динамическое усилие на туловище и фактически не оставил целым ни одного внутреннего органа

На момент смерти Быкову было всего 50 лет. Похоронен Леонид Фёдорович Быков на Байковом кладбище в Киеве (участок № 33 на границе с участком № 49).

…Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… Леонид Быков

 спасибо

feldgrau.info

«Аты-баты, шли солдаты» – последняя работа Леонида Быкова

15 апреля 1977 года на экраны вышел второй фильм о войне режиссера Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Как и первая военная картина Быкова «В бой идут одни старики», «Аты-баты…» имела оглушительный успех у зрителей. Как и в «стариках», Леонид Быков стал не только режиссером фильма, но и исполнителем одной из главных ролей. «Аты-баты, шли солдаты» — последняя законченная работа любимого миллионами актера и режиссера.

В марте 1944 года комсомольский взвод из 18 человек остановил колонну немецких танков. Почтить память отцов, навсегда оставшихся молодыми, на месте боя 30 лет спустя собираются дети героев… В киноленте разворачиваются две сюжетные линии: непосредственно история о «стариках» и события, произошедшие тридцать лет спустя на месте памяти, где собираются родные и близкие погибших.

— А почему у вас ушанка не завязана?!— Чтобы лучше слышать команды: вдруг вы скажете «отбой»?— Отбой! Ефрейтор Святкин все танки перестрелял!

Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты»: Леонид Быков и Владимир Конкин

Съемки фильма начались в феврале 1976 года в подмосковном Загорске. Леонид Быков с первых дней решил «погрузить» всю съемочную группу в военные будни и начал с одного из самых сложных эпизодов фильма – марш-броска роты лейтенанта Суслина (сыграл Владимир Конкин). В те дни морозы под Москвой стояли суровые, термометр нередко опускался до -30 градусов. Гримерам не надо было ничего делать: лица и так у всех были багровыми от мороза. Техника постоянно не выдерживала. Но Быков с командой не сдавались. За месяц были отсняты все натурные эпизоды. В общей сложности полтора километра кинопленки.

Уже при проявке пленки на киностудии Довженко выяснилось, что многое оказалось браком. Причем по вине самой киностудии. Надо переснимать. Как? Если военная техника и солдаты, «выписанные» в Министерстве обороны, уже отправлены обратно в части. Спасать свой фильм Леонид Быков отправился лично и прямиком к Министру обороны маршалу Гречко. Съемки в Загорске были возобновлены.

В сценах последнего боя Владимир Конкин снимался без дублера. При подготовке в окопе, где стоял его герой лейтенант Суслин, вырыли дополнительную яму, куда он должен был скрыться при приближении танка. А чтобы актер понял, когда наступит время «Ч», техники поставили флажки.

Владимир Конкин: «Начались съёмки. Я видел, что танк пересёк «красную линию», но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. Стою, смотрю на приближающийся уже вплотную танк, словно кролик на удава. Спас меня ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжёлая машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй… Когда меня откопали, гимнастёрка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей. «Наверное, это как на войне», — сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине «скорой помощи».

Буквально на следующий день по окончанию экспедиции в Загорск у Леонида Быкова случился инфаркт. Съемки снова остановлены. Быков пролежал в московской больнице месяц. Именно там он написал свое завещание, в котором, по его же словам, «срежиссировал свои похороны».

— Цыганочка с выходом. Прикрой, атакую!

Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты»: Леонид Быков в роли ефрейтора Святкина

В начале мая Леонид Федорович вернулся в Киев, чтобы продолжить работу над фильмом уже в павильонах киностудии Довженко. И снова начал с непростого эпизода. «Цыганочка с выходом», которую ефрейтор Святкин (собственно его и сыграл сам Быков) лихо отплясывает перед своими сослуживцами – настоящий подвиг для актера, только перенесшего инфаркт.

Когда «Аты-баты, шли солдаты» был готов, его первый предпремьерный показ состоялся в клубе воинской части в Загорске, в благодарность местным военным и жителям, которые выручили «киношников» зимой 1976 года.

«Аты-баты, шли солдаты…» вышел на широкий экран 25 апреля 1977 года. Касса, собранная им за несколько месяцев проката, выглядела внушительно: его посмотрели 35 миллионов 800 тысяч зрителей. Для фильма о войне это был рекорд: последний раз нечто подобное было в 1974 году, причем опять же с фильмом Леонида Быкова — его «В бой идут одни «старики» собрал 44,3 млн. зрителей.

blog.inter.ua

Леонид Быков и Владимир Конкин на съёмках "Аты-баты, шли солдаты…", 1976 год

Фильм "Аты-баты, шли солдаты…" был последней работой замечательного Леонида Быкова. Он снимался зимой 1976 года недалеко от Загорска - у села Городок (ныне село Радонеж) и на станции Хотьково. Леонид Быков начал с самого тяжёлого эпизода – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Режиссёр добивался одного – чтобы с первых же дней съёмок актёры погрузились в материал и на собственном опыте поняли, что значит воевать в тридцатиградусные морозы. Киноаппаратура выходила из строя, но никто из артистов не жаловался, поскольку Быков заражал всех своим энтузиазмом.За месяц было отснято более полутора километров плёнки. Однако позже выяснилось, что большая часть материала оказалась в браке. Это случилось из-за технической накладки на студии. Леонид Быков вынужден был идти на поклон к маршалу Гречко и просить его ещё раз выделить солдат для съёмок, при этом режиссёру пришлось выслушать в самых нелитературных выражениях всё, что министр думает о горе-киношниках.Изначально персонаж Суслина Быков берёг для себя, но затем отдал его Владимиру Конкину, ставшему в то время очень популярным после роли Павки КорчагинаИз рассказа Конкина: "Поле горело и дымилось. Ветродуй "проветривал" нас до костей, но мы держались в своих шинелях, ватниках и полушубках. Сцену боя снимали тремя камерами, за одной из которых сидел сам Быков. Я работал без дублёра. При подготовке к съёмке в окопе, где стоял мой герой, вырыли дополнительную ямку, куда я должен был скрыться при приближении танка. У каждого из них есть "мёртвая зона", попадая в которую, водитель перестаёт видеть то, что творится прямо перед машиной. Чтобы я понял, когда наступит время проваливаться, техники поставили флажки. Мне сказали: как только танк к ним приблизится, срочно ложись.

Начались съёмки. Я видел, что танк пересёк "красную линию", но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. Стою, смотрю на приближающийся уже вплотную танк, словно кролик на удава. Спас меня ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжёлая машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй... Когда меня откопали, гимнастёрка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей. "Наверное, это как на войне", — сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине "скорой помощи". Серьёзных травм не было, но съёмки остановили на два дня..."

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

news.boyarka.name

История боя, лёгшего в основу фильма «Аты-баты, шли солдаты...»

  Содержание: Леонид Быков в фильме «Аты-баты, шли солдаты...»В основу знаменитого фильма Леонида Быкова легла история боя взвода лейтенанта Широнина у села Тарановка.

В 1977 году на советские экраны вышел фильм Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты...». Эта пронзительная картина о войне стала последней работой в жизни Быкова. История бойцов, принявших свой последний бой у станции Подбедня, стала памятником для всех советских солдат и офицеров, сложивших головы в таких вот маленьких сражениях, из которых состоит большая война и большая Победа, запала зрителям в душу. В прокате 1977 года её посмотрели чуть менее 36 миллионов зрителей. И сегодня этот фильм остаётся популярным и любимым.

Сила фильмов Леонида Быкова в том, что его военные картины базировались на документальном материале. «В бой идут одни „старики“» родился на основе воспоминаний боевых лётчиков. В основу «Аты-баты, шли солдаты...» также легли реальные военные истории. История боя у станции Подбедня очень похожа на историю боя лейтенанта Петра Широнина, который произошёл в марте 1943 года под Харьковом. Взвод лейтенанта Широнина впоследствии прозвали «украинскими панфиловцами». Как и панфиловцев настоящих, широнинцев также ждало в постсоветский период испытание скептиками и разоблачителями. Дескать, и бой шёл не так, и танков подбито меньше, и людей было больше. И всё-таки я возьму на себя смелость рассказать каноническую версию этого небольшого, но яростного сражения. Пётр Широнин.После окончательного разгрома немецких войск под Сталинградом Красная Армия попыталась развить своё наступление и вышла в район Харькова, где столкнулась с крупной гитлеровской группировкой. Немцы рассчитывали мощным контрударом нанести поражение советским войскам, обратив их в бегство. Отражать удары гитлеровцев предстояло 25 гвардейской стрелковой дивизии. 78 гвардейский полк дивизии должен был занять оборону у села Тарановка Змиевского района Харьковской области. На левом фланге обороны полка располагался железнодорожный переезд, оборона которого была возложена на 1 взвод 8 стрелковой роты, которым командовал гвардии лейтенант Пётр Широнин. Позиции бойцы занимали после восьмидесятикилометрового марша, но времени на отдых не было. Окопы и ходы сообщения рыли ночью, потому что знали: удар гитлеровцев может последовать в любой момент. Приказ, который был отдан взводу Широнина, требовал сдерживать атаки немцев на переезд как можно дольше, пока в тылу разворачивались резервы. Атаки немцев начались 2 марта, но главный удар по переезду был нанесён 5 марта 1943 года. Участок, который защищал взвод Петра Широнина, был наиболее удобным для использования гитлеровцами танков. И рано утром 5 марта на позиции взвода двинулись 35 танков и бронемашин, а также несколько сотен солдат противника. У лейтенанта Широнина была одна пушка, 24 бойца, гранаты и противотанковые ружья. Пушка сумела подбить один танк, прежде чем гитлеровцы уничтожили её ответным огнём. Но взвод отступать, не выполнив боевую задачу, не собирался. Как и у лейтенанта Суслина, бойцы у Широнина были со всего Советского Союза. Сам лейтенант родился в Кировской области РСФСР, старшина Нечипуренко был из Казахстана, командир отделения Иван Вернигоренко — из Украины, рядовой Василий Танцуренко — из Приморья, рядовой Крайко — из Белоруссии… Но для всех них последним и главным рубежом стал переезд у села Тарановка. Немцы рвались вперёд с яростью, подбираясь всё ближе. Бойцы, чтобы остановить танки, шли на самопожертвование. Красноармеец Андрей Скворцов, подбираясь к вражеской «самоходке», был ранен. Когда «самоходка» наехала на него, он успел подорвать её гранатами, заставив остановиться навсегда. Помощник командира взвода Александр Болтушкин бросился со связкой гранат под наползающий на окопы танк, выведя его из строя. Потери немцев росли, но и число защитников переезда уменьшалось. Когда бой завершился, казалось, что не выжил ни один из бойцов Широнина. Но потом стало известно, что, получив тяжёлые ранения, бой пережили шестеро: сам лейтенант Широнин, старший сержант Вернигоренко, красноармеец Букаев, красноармеец Исаков, красноармеец Торопов и красноармеец Тюрин. Василий Исаков погиб в том же 1943 году, только в августе. Александр Торопов дожил до Победы, но погиб уже в мирное время: 27 мая 1946 года был убит в бою с бандеровцами. Последним из широнинцев ушёл из жизни Иван Вернигоренко: его не стало в январе 1984 года. Сам лейтенант Пётр Широнин умер в 1968 году. Согласно данным, опубликованным в советский период, взвод уничтожил шестнадцать танков противника и свыше ста гитлеровцев. Впоследствии эти данные стали считать завышенными. Стоит, правда, отметить, что сведения подавало вышестоящее командование: никто из широнинцев, израненных в бою, просто физически не мог не то что приписывать лишние заслуги, но и просто отчитаться о бое. Бой взвода гвардии лейтенанта Широнина был высоко оценён. Указом президиума Верховного совета СССР от 18 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, все 25 бойцов взвода, включая его командира, были удостоены звания Героев Советского Союза. Случаев, когда Героями становились сразу все бойцы подразделения, за весь период войны было крайне мало. В советские годы подвигу «украинских панфиловцев» уделялось особое внимание. В честь них ставили памятники и называли улицы, моря бороздил траулер «Герои широнинцы». Сегодня память о подвиге бойцов лейтенанта Широнина померкла. У современных властей Украины новые герои, и историю Великой Отечественной войны они рассматривают под совершенно иным углом. Но жители села Тарановка и сегодня несут цветы к монументу в память о бойцах, погибших здесь весной 1943 года.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

news.boyarka.name