Черный салад, Германия, 1480-1500 гг. Салад шлем фото


Рыцарские шлемы | Журнал Популярная Механика

Мастер включает горелку, и металл раскаляется докрасна. Мастер берет в руки молоток, и заготовка грубой формы постепенно превращается в рыцарский шлем. Полтысячи лет назад искусство изготовления рыцарских доспехов достигло уровня создания шедевров. Современные реконструкторы идут по следам кузнецов-виртуозов Средних веков и эпохи Возрождения.

Олег Макаров

18 мая 2018 11:00

«ПМ» посетила мастерскую Сергея Журавлева — известного реконструктора и по совместительству кузнеца, создающего современные реплики исторических доспехов. Мы решили поговорить о рыцарских шлемах. Об их истории в европейском Средневековье и о технологии их воссоздания в наши дни.

Горшок для псов-рыцарей

На гобелене из Байе, знаменитом памятнике средневекового искусства, мы видим нормандских воинов, завоевавших Англию в XI веке. Там нет ничего, что бы ассоциировалось с рыцарями в блестящих латах и шлемах с забралами. На воинах кольчуги и простые шлемы с остроконечной тульей и наносниками. «Рассматривая гобелен из Байе, — говорит Сергей Журавлев, — мы можем прийти к заключению, что в те времена еще не была разработана техника таранного удара копьем, зажатым под мышкой. Воины носили копья в руках и били ими с размаху. Однако в более поздние времена, когда таранная техника все же появилась, доспех, а вместе с ним и шлемы стали утяжеляться».

Чтобы защитить всадника от таранного удара копьем, острие которого могло соскользнуть с треугольного щита в лицо, в конце XII века европейские мастера стали изготавливать так называемые топфхельмы. «Топфхельм» в переводе с немецкого означает «шлем-горшок», и действительно, он походил на кастрюлю со смотровыми щелями и отверстиями для вентиляции. Нечто подобное можно увидеть на головах псов-рыцарей в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». «Вряд ли режиссера заботила точность реконструкции внешнего вида тевтонских рыцарей, — говорит Сергей, — скорее, в его задачу входило создание эффектного устрашающего образа. Да и самих настоящих топфхельмов сохранилось совсем немного. Однако распространенность в XIII веке кастрюлеобразных шлемов является несомненным историческим фактом».

Топфхельм

«Горшковый шлем», появившийся в эпоху крестовых походов. Топфхельм склепывался из нескольких пластин. Обзор осуществлялся через пару смотровых щелей, предлицевая пластина имела отверстия для вентиляции. Топфхельм был кавалерийским шлемом и к концу XIV века вышел из употребления.

Бросить шлем на поле боя

В XII веке также получил распространение цервельер, или черепник. Это легкий шлем, защищавший лишь верхнюю часть головы. Иногда под него поддевался кольчужный капюшон. Против таранного удара копьем цервельер был бесполезен, но у него оказалось важное преимущество перед топфхельмом: в легком шлеме было проще ориентироваться на поле боя. Поэтому рыцари надевали сначала черепник, а поверх него — топфхельм и так отправлялись на сражение. После того как войско противника рассеивалось и нужно было кого-то преследовать или сражаться с пехотой, рыцарь сбрасывал топфхельм и продолжал биться в одном цервельере. «На некоторых современных изображениях мы можем увидеть топфхельм за спиной рыцаря, прикованный цепями к латам, — рассказывает Сергей, — но такая картина вряд ли существовала в реальности. Эксперименты, проведенные реконструкторами, показывают, что сражаться с болтающимся сзади на цепях тяжелым шлемом-горшком было бы чрезвычайно затруднительно. Скорее всего рыцарь просто сбрасывал с себя верхний шлем, оставляя его на поле боя, а подбирали его и возвращали владельцу, как можно предположить, оруженосцы».

www.popmech.ru

Черный салад, Германия, 1480-1500 гг. / Блог Zhukoff / MReen — история тут.

Представленный образец происходит  из коллекции музея города Кемптена (Швабия), где он выставлялся с 1946 по 2006 год.

На тулье шлема сохранились многочисленные отверстия для крепления тканевой обтяжки, ныне утраченной. Как и полагается наголовьям из категории «чёрных», салад не шлифован после ковки. Его поверхность несет следы первичной обработки (выравнивания на подкладном инструменте), каковые должны были скрываться посредством грунтовки и покраски, или обтяжкой тканью. Как известно, именно эта черта — определяющая для всей группы подобных шлемов («чёрная», нешлифованная поверхность — чёрный салад).

Наголовье — типичное для германского оружейного искусства конца 15-го столетия. Фронтальная часть выраженно килевидная, сильно оттянутый назад хвостовик и заметно расширяющаяся тулья в передней проекции — яркие маркеры саладов, изготовленных в мастерских Иннсбрука, Аугсбурга и Нюрнберга.

Их форма (и данный экземпляр не исключение) сочетает в себе крайнюю простоту и функциональность с несомненными художественными достоинствами, следуя известному принципу: «качественное вооружение не может не быть красивым». Причем, собственно боевая эффективность конструкции и её геометрические особенности напрямую связаны со сопосбом производства, крайне технологичного и простого, рассчитанного на массовую продукцию.

Корпус шлема выкован из единой заготовки. Волнообразный срез нижней части и отсутствие выраженного перехода от хвостовика к затылку являются типичными следами «верхней ковки» методом так называемого «райзинга» — основного приема изготовления подобных наголовий. «Волна» нижнего среза, при этом, образуется сама собой, будучи результатом расхождения металла. Обычно ее спрямляли, обрезая лишнее, так чтобы низ шлема был ровным, что вело к усложнению процесса от стадии рассчета до финальной доводки. В случае с черными саладами, эта стадия просто выбрасывалась из технологической линейки. Тому же упрощению служила и крайне упрощенная проработка затылочной части. Помимо относительной простоты производства, подобная форма позволяла значительно облегчить подгонку размеров шлема к голове владельца — черные салады являются практически универсальными, наподобие современных армейских касок, где точное сопряжение головы и наголовья осуществлялось утяжкой подшлемника.

Пожалуй, только сверхразвитое оружейное ремесло было в состоянии сообщить рядовому шлему, предназначенному для широкого производства, столь яркие эстетические достоинства, превратив маркеры технологичности в своего рода фирменный стиль, которого не чурались даже представители высшей аристократии.

Высота шлема: 21.5 cm. максимальная длина: 45 cm. Вес: 1580 г.

mreen.org

Шлем Сервильер он же Черепник » SwordMaster

загрузка...

Cервильер — шлем простой сферической формы, тулья которого выкована из одного куска метала, предназначенный для защиты верхней части черепа. В качестве дополнительных защитных приспособлений вместе с Сервильером применяется кольчужная бармица. Использовался рыцарством как самостоятельный шлем и поддевался под Топфхельм, исключительно как самостоятельный шлем применялся небогатыми воинами. Иногда носился под шляпой в качестве "скрытой защиты".

Французское слово Cervelliere и итальянское Cervelliera и немецкое Hirnhaube можно перевести как "черепник" или "мозговик". По этому часто его по русски и называют Черепник есть произношение Цервелиер и повсякому. Немецкое Kalottenhelme переводится как шлем шапочка-ермолка, очень описательно, но у нас такой термин не применяется.

Чуть ниже показана хорошая картина эволюции средневекового шлема, см. рисунок 1. Шлемы типа Сервильер как будто-бы использовались в относительно небольшом промежутке времени, также они являются  промежуточным шагом в развитии от "Норманнских" шлемов к Бацинету, подвидом которого и считаются. Дело в том что "классические" Сервильеры действительно активно применялись с 1250 и до 30 годов 14 века. До этого периода был активно в применении Кольчужный капюшон. Дальше их окончательно вытеснили высокие округло-конические Бацинеты. В 15 веке Черепники  используются, но как уменьшенная и облегченная разновидность шлема Салад.

Сам Черепник имеет имеет несколько форм за счет удлинения нижнего края шлема, изменений высоты и формы тульи шлема, а также способов крепления подшлемника, кольчужной бармицы и науший. Характерная особенность Сервильеров - ряд отверстий по нижнему краю шлема для крепления подшлемника. Вервеллы как крепления кольчужной бармицы  известны с начала 14 века, но в принципе, для Сервильеров не характерны.

эволюция шлемов
Рис.1 Развитие средневековых шлемов

Ранние образцы, еще толком не Сервильеры

наверх

Самое раннее из известных мне изображений шлема с полусферической тульей появляется на рыцаре с небольшой бронзовой скульптуры в замке Gross comburg chandelier в Германии.1140 года.  На многих изображениях второй половины 12 века видны шлемы полусферической или сферическо-цилинрической формы, тулья у них по видимому цельнокованая, и они также снабжены наносником и обручем у основания. Ни о каком ношении их под Топфхельмами речи быть не может — Топфхельмов еще нет. Полоса по периметру  может быть простой формы, но в некоторых случаях с орнаментальной резьбой, на некоторых миниатюрах мы видим декоративную полосу металла, проходящую поверх тульи шлема. Время от времени видны шлема аналогичные шлемам из Нидерреальты рис. 5, как например в манускрипте Жизнь Святого Гутлака рис. 3. Вообще черепники с наносниками мы можем видеть  на очень многих иллюстрациях второй половины 12 и начала 13 века,  встречаются они и на страницах Библии Мациевского 1240 г. рис. 19. Но наверняка к середине 13 века они уже считались устаревшими.

ранний черепник черепник
Рис.2 Рыцарь в чешуйчатом доспехе и Черепнике замок Gross comburg chandelier, Германия. Рис. 3 Шлема середины 12 века. Виден Черепник без наносника. (The life of Saint Guthlac  British Museum Library Board).

Другой образ с конца 12-го века из книги Педро де Эбуло, написанной для прославления сицилийцев (Petrus de Ebulo Liber ad honorem Augusti sive de rebus Siculis) 1196-года. Шлема изображены разными цветами - зеленый, красный. У наносника, который начинается на макушке есть интересная деталь — навершие, в виде большой шляпки заклепки на верхней части некоторых шлемов, которое похоже на шляпку от заклепки на шлеме из Нидерреальты (Niederrealta) смотрите рис. 5. .

шлема черепники
Рис.4 Полусферические шлема из рукописи de Ebulo Liber. 1196 год.

Сохранившиеся образцы

Наиболее типичные Сервильеры
наверх
Рис.5 Шлем из Нидерреальты (нем. Des Helm von Niederrealta)

Размеры:

Длина: • Без декоративных заклёпок: 21 см; • С декоративными заклёпками: 23 см; Ширина: • Без декоративных заклёпок: 18,4 см; • С декоративными заклёпками: 20,4 см; Толщина стенок: около 0,1 см; Ширина нижней полосы: 2,5 см; Вес после очистки и со всеми дополнениями: 0,938 кг.

Полукруглый купол шлема цельнокованный из одной железной пластины. Несколько уплощённый перед приподнят кверху. Явные следы ковки чётко видны на внутренней поверхности шлема (Рис. 4). Наружная поверхность шлема гладко заполирована. Нижняя кромка обрамлена железной полосой шириной около 2,5 см с расположенными в ряд 63 заклёпками в верхней части полосы. Ниже в обрамляющей полосе расположен второй ряд из 66 заклёпок, не соединённых с куполом, поскольку низ полосы спускается ниже кромки шлема. Если верхние заклёпки несут определённую функциональную нагрузку, нижние чисто декоративны. В самом низу, почти по краю обрамляющей полосы, находится круговой ряд тесно расположенных небольших просверленных отверстий для крепления подкладки шлема, которая должна была смягчать давление на голову воина. В этих отверстиях были обнаружены следы кожи и ткани.

Приклёпанная позже к нижнему краю обрамляющая железная полоса с нахлёстом в затылочной части шлема вместе с заклёпками была полностью облужена. Кроме того, расположенная между рядами заклёпок полоса была раньше декорирована узором, нанесённым очень тонким пуансоном. Между двумя горизонтальными окраинными линиями находилась двойная волнообразная линия декора. Декор представлял собой последовательность мелких прилегающих друг к другу выбитых пуансоном кружков. Датирован концом 12 века

 

Шлем из Шамосона (Chamoson helmet)
шлем из шамосона
Рис. 6 Изображение слева спереди, справа сзади, вес 1,5 кг, высота 17,5 см, длина 20 см, ширина 18 см. Ок. 1180 г.

Аналогичный шлему из  экземпляр найден в 1928 году в швейцарском Шамосоне (Chamoson). К сожалению, исследование этого шлема не было столь всеобъемлющим, как шлема Нидерреальты, но у нас есть определенная информация:

Тулья шлема выкована из одного куска железа и по периметру выложена металлическими обручами из цветного металла. Обручи присоединены к тулье шлема при помощи заклепок, при этом большинство этих заклепок у нижнего края тульи является чисто декоративными. Среди ряда заклепок проложен узор, который является упрощенной формой шлема Нидерреальты. Шляпки заклепок у нижнего края шлема имеют сильно выпуклую форму. Обручи, полоса у основания, и заклепки, возможно, были позолочены, но это не точно. В верхней части шлема, вышеуказанные обручи не перекрываются, а приложены друг к другу под углом 90st. Поверхность обручей украшена таким же образом, как и полоса у основания. В нижней части этой полосы просверлен ряд небольших отверстий для пришивания мягкого подшлемника.

Тесная связь между шлемами очевидна. Кроме того, оба шлема найдены в альпийском регионе.

Похожий на Нидерреальтский шлем хранится в Musée de l'Armée, в Париже, но он без украшений и отверстия крупные и редкие, по видимому для заклепок.

простой бацинет 
Рис. 9 Черепник из Северной Италии, около 1320 г. Приведено по каталогу Герман Хисторика

Нетипичные и поздние образцы

наверх

Ниже показана фотография Сервильера с сильным центральным ребром.  Он продавался на закрытом ныне интернет-аукционе. Происходит из Центральной Европы, датирован аукционщиками серединой 13 века. У основания шлема есть серия больших отверстий, некоторые из которых заполненных заклепками.

черепник с центральным ребром
Рис. 10 Сервильер (Cerveliere) с центральным ребром, середина 13 века.

Предыдущие рассмотренные нами шлема для монтажа подшлемника имели множество мелких отверстий для пришивания подшлемника при помощи нитей или тонких кожаных шнурков, или крепление подшлемника проводилось при помощи заклепок, смотрите рисунки 7 и 10. Крепление подшлемника при помощи заклепок было обычной практикой в шлемах позднего возрождения, где через кожаную полосу у основания приклепывался подшлемник-парашут и подбородочные ремни.

шлема позднего средневековья
Рис. 11 Шлемы с приклепанным паршутом. Первый слева  Аугсбург, 2 половина 15 ст. Видно большое число крупных шляпок заклепок у края шлема, и подобное с середины 15 века проявляется очень часто. Среднее изображение показывает  внутреннюю часть шлема конца 15 века где сохранился кожаный подшлемник и ремешки.  Правое фото показывает ряд отверстий под заклепки, на шлеме типа Саллет. Все шлемы с аукционов Герман Historica.

Отверстия для заклепок и подшлемник которые они держат сохранились и шлеме из замка Дин рис. 12.

Утверждается будто представленный ниже Черепник, хранящийся в замке Дин (Dean) и помеченный как ранний Бацинет, датируется периодом первых войн за независимость, то есть 13-14 веков. Внешне напоминает предыдущие шлема. Заклепками приковано по кругу кожаный ремень, на который прикреплен подшлемник и и подбородочные ремешки, а к подшлемнику пришито при помощи шнурков кольчужную бармицу. Future Museum South West Scotland

Рис. 12 Сервильер из замка Дин, якобы начало 14 века, но клеймо на тулье говорит скорее о конце 15 века.

Шлем на рис. 13 датированый 1490-1500 имеет серию парных отверстий для крепления  подшлемника, а в описании шлема написано что он из коллекции Хиггинса (Higgins Armoury Museum), к сожалению, ничего больше неизвестно.

шлем черепник черепник
Рис. 13 Шлем из "Коллекции Хиггинса", от 1490 до 1500 Рис. 14 Черепник из Collezione Nazionale Odescalchi di Roma (Inv. 749), датирован концом 15 века

Парочка Сервильеров хранятся в музее оружия в Польше. Особенно интересен шлем на рис. 15. Помимо небольшого хребта вдоль тульи шлема можно увидеть большое количество отверстий по всему периметру основания шлема. Некоторые отверстия на передней стороне закрыты заклепками с шляпками из цветного металла. Назначение отверстий на лобной части тульи непонятно. В соответствии с довоенным номером Zeitschrift für Historische Waffen-and Kostümkunde 1929-1930,  это шлем датируется 15 веком. Шлем был выкован из одного куска металла,  его размеры:  высота 15 см, длина нижней 23 см, ширина 19,5 см, вес 1850 г. По периметру шлема  имеет в общей сложности 21 закрытое и намеченное отверстие.

Изобразительные источники шлема Сервильер 13-14 век

наверх

Очень богатым источником  являются Сервильеры из Библии Мациевского. Есть бесчисленное множество низких полусферических этих шлемов без наностиков и  Черепников с наносниками. Небольшая выборка представлена на, рис.17. У некоторых шлемов  можно увидеть ряд точек по периметру шлема, что очень вероятно, схематически иллюстрирует шляпки от заклепок удерживающих подшлемник.

Шлемы часто носят под кольчужными капюшонами, предварительно одевая на голову чепчик. Так же Черепники носят самостоятельно и они могут быть вместе с кольчужной бармицей. При этом Черепник пришит или приклепан к подшлемнику. Поскольку никаких признаков крепления бармицы нет и эта бармица как  будто виднеется из под Сервильера, то можно сделать два предположения что бармица крепится к подшлемнику или же Сервильер одевается на кольчужный капюшон.

черепник из библии Мациевского
 Рис. 18 Рыцарь слез с коня чтобы поздороваться с королем, оруженосец держит его Сельвильер за подбородочные ремешки. Рыцарь в чепчике, чепчик как полноценный головной убор не воспринимали – снимать чепчик в знак приветствия не требовалось. На заднем плане два рыцаря в Черепниках с кольчужными бармицами.

 

Черепники Библия Мациевского Черепники Библия Мациевского
Рис.19 В библии Мациевского 1240 года. показано большое разнообразие мечей, доспехов и шлемов. Тут видим: Топфхельмы, Шапели, Черепники с наносниками и без и кольчужные капюшоны.

Но все же чаще всего Черепник встречается на изображениях 1250-1330 х годов. Позже богатые и бедные воины переходят на другие типы шлемов.

шлема черепники
Рис.20 Roman de Thèbes, France, Paris. нач. 14 века. Черепники похожи на вышеуказанный шлем 1320 года с аукциона.
рыцари конца 13 века
Рис. 21 Битва против жителей Жабеша (Battle against the inhabitants of Jabesh. © Koninklijke Bibliotheek) Из под Сервильров выглядывает подшлемник к которому прикреплена Кольчужная бармица, сам подшлемник держится на заклепках. Интересен пример удара в глазницу Топфхельма
Рис. 22 Нападение на башню, начало 14 века, пример арбалетного огня. Посмотрите внимательно на воина, падающего с лестницы
рыцари
Рис. 23 Легенда о трех братьях, которые были рыцарями, а стали преступниками. © Koninklijke Bibliotheek
топфхельмі и сервильеры
Рис. 24. Битва на Каталунских холмах ( Battle of the Catalaunian plains, between Attila, Aetius, Meroveus and Theodoric I; from Jacob van Maerlant's Spieghel Historiael (KB KA 20, fol. 146v) )1325-1335. Показаны Топфхельмы, Кольчужные капюшоны, и конечно Черепники

Кроме Черепника без полей Библия Мациевского показывает, шлем с полусферической тульей и с ободком по краям, что в общем-то не делает еще его Шапелем, а так в целом они похожи на шлем из Niederrealt.. Но изображения таких шлемов очень редки.

шлем - черепник
черепник-шапель
Рис. 25. Сервильеры с небольшими полями. Рисунки 1250-1270 г. Считается будто Черепники с полями часто носили рыцари испанского ордена Калатравы

Черепник очень похожий на Черепник на рис. 13, но без отверстий и ремешков носит на голой голове рыцарь, изображенный на фреске второй половины 13 века, см. рисунок 26. Хотя тут возможно мы имеем дело с войлочной шапочкой, которая и есть подшлемник. Но на рисунке 27 изображен рыцарь уж точно в Черепнике без каких либо признаков подшлемника или фиксации, а вместо бармицы — кольчужное ожерелье, достоверно ли это изображение или художник что-то перепутал  вопрос дискуссионный. Кольчужные ожерелья часто встречаются в музейных коллекциях. Но вот шлем так носить не хорошо. Оба изображения от Seckau Abtreikirche в Нижней Австрии, относится к 1270

стеганка 13 век
Рис. 26 Рис. 27

Вот небольшая скульптура рубежа 13/14 веков. На ней мы можем увидеть двух воинов в Сервильерах одетых, на первый взгляд поверх кольчужного капюшона.  Ремешков мы не видим потому что скорей всего эти шлемы  прикреплены непосредственно к подкладке которая должна быть под кольчужным капюшоном. Но если ремешки все же были, то скульптор не захотел их изображать.

фигурка избиение младенцев
Рис. 28.  Резная скульптура избиения младенцев около 1300, из Франции,храненится в муузее Майер ван ден Берг(Mayera van den Bergh), Антверпен, Бельгия.  Очень похоже на барельеф Гульельмо Беради 1289 г. смотри

Иллюстраций, показывающих шлем аналогичный по форме шлему из Niederrealty, немало. Вот например "смерть Роланда" из Хроники Рудольфа фон Эймса (Chronique du Monde, Rudolf von Ems) из Берлина, начала 14-го ст. Гредхельм лежит рядом, возможно он был одет поверх Сервильера. Что интересно копия из St Galen (рис. 30) сделана почти сразу после Берлинской, но Роланд изображен в уже поустаревшем, но все еще популярном полном кольчужном кольчужном доспехе представляющем собой единое целое с кольчужным капюшоном. Что как по мне говорит не только о том что эти варианты доспехов некоторое использовались параллельно, но и о том что Черепник должен быть заменить верхушку кольчужного капюшона.

Песнь о Ролланде
Рис. 29.  Смерть Ролланда из "Мировой хроники" Рудольфа фон Эймса, ок 1300. Berlin Рис. 30. Еще одно изображение из этой хроники, но копия из St Galen.

Многочисленные изображения Черепников таких же, как шлем из Niederrealty (рис. 5) есть Манесском Кодексе (рис. 31-35). Большинство шлемов похожи на шлема из Niederrealt, то есть полусферические шлемы с цветной границей у основания. Из под шлемов видно подшлемники, у некоторых шлемов которые комбинированы с кольчугой из затылка выглядывают шнурки. Любопытно то что в воздухе изображены Топфхельмы со свисающими подбородочными шнурками.

сервильеры сервильры изо черепник
 Рис. 31 Сервильеры из Манесского Кодекса (Codex Mannese), нач. 14 века. Рис. 32  Нерыцарская тяжелая кавалерия 14 век Рис. 33 Рыцарь в Черепнике как с рисунка № 9,  атакует монгола.
сервильеры манесский кодекс сервильеры манесский кодекс
Рис. 34 Нерыцарская тяжелая кавалерия 14 век Рис. 35 Любопытно что Черепник не смог защитить от камня воина в гамбезоне и Черепнике. У воина с топором и в кольчуге из под Черепника (аналогичного рис. 13) выглядывает белый лоскут ткани.

Интересной разновидностью является Сервильер-шлем с центральным ребром как на рис.10. Но эта разновидность очень редкая. Кроме спорного артефакта есть небольшое количество изображений.

сервильер
Рис. 36 Арест Христа, скульптура, Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия, датированный 1300-1325

К середине 14 века популярность Черепников совсем упала, их можно было увидеть было только на пехотинцах, и то большинство пехоты предпочитало Бацинеты округло-конической формы или Шапель.

бацинеты из романа об александре черепник
Рис. 37. Бацинеты из "Романа об Александре" 1340 г. Обратите внимание на Черепник под шляпой. Остальные используют Бацинеты более традиционной формы. Рис. 38. Деталь Хроники Сен Дэни  изображающая события восстания "Жакерии". Черепник аналогичен рис. 10,12,15. (Chroniques de St Denis, 1400, British Library). Рис. 39. Деталь фрески "Распятие Христа" 1376-79 г. (Altichiero, da Zevio (c. 1330 - c. 1390) Crucifixion

Черепники 15 - нач 16 века

наверх

В конце 15 веке на Черепниках появляются вырезы для открытия ушей. И в середине 15 века, появляется противоположная деталь — дисковидные науши. Часто даже на очень детальных картинах мы не видим никаких признаков подбородочных шнурков и подшлемника. Но иногда виден и подшлемник и ремешки. На протяжении всего 15-го и начала 16 века шлем все еще используется, он легкий и маленький, поэтому легко может носиться хоть весь день. Идеальный вариант для каких-нибудь стражников  и телохранителей и легко снаряженных пехотинцев. Но при этом, конечно, обладателю этого шлема лучше уклоняться от ударов.

черепник шлем черепник
Рис. 40. Убийство Святой Урсулы, Ханса Мемлинга, 1491. Полусферическая тулья шлема со слегка вытянутым затылком, нечто среднее между Сервильером и Салеттом. У остальных воинов тоже похожие шлема. Рис. 41. Библия Мартина Корвина (Bibbia di Mattia Corvino) 1492. Солдаты в Черепниках, а рыцарь в Арме. Рис.42.  Ганс Букхеймер: Доппельсолдер Максимилиана I. Воин в Черепнике (рис. 14 и 16), к которому изнутри пришит подшлемник. Любопытно что у него и шляпа есть, но она отброшена за спину. Наверняка надевается поверх черепника.

 

черепники
Рис. 43. Глупо носить шлем без подшлемника и без ремешков. При чем насколько это глупо видно на этой картине.  Полиптих "Донны Бриджиты" (Polittico di donna Brigida) 1479г. Рис. 44. У воина Черепник с дисковидными наушами. Бернхард Штригель. (Bernhard Strigel. Coffin of holygrave in Fraunenkurshe to Memlingen: Sleeping GrabwArcher)

 

черепник
Рис. 45. И еще одна сцена воскресения 1519 года, написанная Йоргом Райтгебом (Jörg Ratgeb), который был капитаном Ландскнехтов  и был казнен в Пфорцхайме (Pforzheim) в 1526 году, его разорвали четыре лошади. Поэтому я думаю что к его картине нужно отнестись с особым вниманием. Тут один воин изображен в Черепнике с ремешками, у друго Шаллер с полузабралом, у третьего на голове только подшлемник. Много интересных деталей это и кувшин из под вина и карты и фляга. Оружие: Двуручный топор, аркебуза, арбалет и двуручная булава. Обращает на себя внимание и непонятная одежда воинов, как будто это снятые с разных людей обноски.

Спорные образцы шлема

наверх

Изображений шлемов переходного типа между Сервильером и обычным  Бацинетом не так много, соответственно, появляется вопрос - а был ли такой шлем вообще? Возможно, образцы шлемов с округлой тульей, спускающейся  на уши из Романе об Александре, и являются ими, но я их причисляют к обычным Бацинетам. Очень интересные, но редко встречающиеся даже на картинах высокие конические, но не глубокие шлемы, с ребристой тульей. Артефактов (по моему не больше трёх) совсем мало. Черепниками эти шлемы не являются,  и "классическими" округло коническими Бацинетами тоже не являются. По моему их делали в подражание шлемам Руси и Ближнего Востока.

бацинеты из Романа об Александре немецкие рыцари
Рис. 46. Воины из Романа об Александре,1340. Рыцари в высоких но не глубоких шлемах. Рис. 47. Францисканскя церкковь в Вене Западный портал. Барельеф изображающий воинов. 1350 год. Рис. 48. Бацинет. 1340-1350. Парижский музей Армии (Musee de l'armee. Paris) инв. M.Po.676

 

бацинет
Рис. 49. Напомню так выглядит "классический" Бацинет. Округло-конической формы, глубокий со скошенной к затылку верхушкой. Из Королевских Арсеналов в Лидсе 1390 г. iv 497. Еще одно фото Рис. 50. А вот шарообразный но глубокий, и таких немало. Из Национального Музей в Нюрнберге. инв. номер w1271.

 

шаллер лучника шаллер лучника
Рис. 51. Шлем лучника, многие сказали бы Шаллер лучника, аналогичные изображены на рис. 40Милан (?), Середина 15 векаЦельновыкованая тулья с полукруглым вырезом для лица и слегка расклешенными краями. По периметру с отверстиями для подкладки. Знак оружейника выбит с внешней стороны защиты шеи. Найден при раскопках, очищен, поврежден коррозией, но в общем сохранился неплохо. Высота 19,5 см.Простой шлем рядового бойца, чья маркировка, вероятно, может быть связано с миланским оружейником.

Выводы и варианты реконструкции

наверх

Подытоживая все вышеуказанное можно сказать что Черепник мог иметь собственный подшлемник крепившийся при помощи шнурков или заклепок, редко мог не иметь никаких креплений подшлемника. Фиксировался при помощи подбородочных ремешков или шнурков, которые крепились к подшлемнику. Иногда никакой фиксации могло и не быть и тогда Сервильер носился как шапка. Также хорошим тоном будет носить дополнительно льняной чепчик под Черепником рис. 17 и18.

Также он носился под кольчужным капюшоном и над кольчужным капюшоном и чаще всего вместо верхушки кольчужного капюшона. На кольчужный капюшон, особенно когда он единое целое с остальной кольчугой, одевался шлем сначала Норманнский затем Высокий черепник с наносником, а потом и Топфхельм. Но вот представьте себе вы одели стеганый чепчик затем кольчужный капюшон и Топфхельм, а потом вы получили по голове и почувствовали боль, но не от оружия, а от того что шлем сдавил вам голову. Или так: во время боя с вашей головы слетел Топфхельм или вы его сбросили и остались в кольчужном капюшоне, который мало поможет при серьезном ударе по макушке. В такой ситуации верхушку кольчужного капюшона лучше заменить на Черепник, тяжелее чем лоскут кольчуги он не будет (скорей всего будет легче), если хорошо подогнан под голову будет удобен, и предоставит более жесткую защиту.

Бармица Сервильера крепилась часто к подшлемнику, это хорошо видно на рис. 21 и 22. При этом шлем с бармицей (а то и весь хоуберк) одевался на голову как чулок и никаких ремешков с наружи не может быть видно потому что их и нет. Плюс такая конструкция  во время боя очень надежна — шлем практически невозможно сорвать с головы.

Сейчас, по причине "небугуртооптимальности" Сервильеры делают редко и одевают не для боевого применения, а только ради историчности. 

наверх
Литература и ссылки по теме:

J. H. von Hefner-Alteneck "Medieval Arms and Armor: A Pictorial Archive"Dover Publications | 2004-12-23 | ISBN: 048643740X Arms & Armor of Medieval Knight By Stephen R., and Edge, David TurnbullArms & Armor . Pictorial Archive from nineteenth-century sources. C.B.GraftonК. А. Жуков и Д. С. Коровкин "западноевропейский доспех эпохи раннего ренесанса" / Под ред. А. В. Арановича. — СПб.: СПГУТД, 2005

Шлем из Нидерреальты. Тоже Город

A few questions about mid-to-late 14th C arms and armour

Цервельер и топ, кто знает как они конектились? Тоже Форум

Italian painter, Veronese school

Bewaffnung und Panzerung eines Ritters von 1280 - 1320

загрузка...

swordmaster.org