Сахарная голова (шлем). Сахарная голова шлем


Шлем "Сахарная голова" pro et contra реальности.

Рис. 1. В начале 2000 гг. в среде русской реконструкции позднего Средневековья (читай 14 века) обрел популярность шлем, известный под жаргонным названием «Сахарная голова». Происходит оно, видимо, от западных реконструкторов и их термина Sugar loaf helmet. Не известно, есть ли у этого названия какие-то реальные исторические прототипы.

Что из себя представляет пресловутая «Сахарная голова» в обиходе отечественных практиков от истории?

Типологически это обычный «большой шлем», или топфхельм (горшковидный шлем), снабженный подъемным забралом. Как это нередко бывает, он перекочевал в реконструкцию путем «материализации виртуального». Причем, в прямом смысле слова.

В 1991 году состоялась премьера одного из лучших в плане изображения материальной культуры (и, особенно, вооружения) советских фильмов, посвященных средневековью. Это был «Рыцарский замок» С. Тарасова, поставленный по повести А. Бестужева-Марлинского «Замок Нейгаузен» 1824 года. Главный герой с ливонской стороны рассказа, Ромуальд фон Нордек, использовал в фильме шлем работы А.Горелика (см. на рис. 1). Наголовье отличалось несомненными эстетическими качествами и сильно не походило на анекдотические «рыцарские ведра», которыми снабжали ливонцев-тевтонцев, а за ними и всех рыцарей вообще со времен «Александра Невского» Эйзенштейна. Ничего удивительного, что светлый образ шлема получил невероятные мнемические качества в головах будущих и действующих на тот момент реконструкторов. Короче говоря, его хорошо запомнили.

Кроме того, шлем имеет совершенно определенный прототип в истории. Это барьельеф 1320-25 гг. из дворца Барджелло, Флоренция (рис. 2), относительно точно воспроизведенный в кино (учитывая обычную ситуацию с «кино-правдой» его реконструкцию можно признать почти фотографической).

Рис.2.

В 2000-2001 гг. шлем «материализовался», попав из реквизиторского цеха киностудии «Жанр» в руки реконструкторов. Есть мнение, что его несколько лет использовал Д. Барташев (известный под псевдонимом Астальдо). Многократный чемпион по историческому фехтованию, он был весьма и весьма заметной фигурой, которой старались подражать в разных аспектах, включая снаряжение. Шлем оказался легким, обеспечивающим хороший обзор и свободу дыхания. К тому же, в нем «воевал» сам Астальдо! Примерно тогда же родился емкий термин «сахарная голова», чтобы долго не объяснять о чем речь.

Результатом стал ряд подражаний. Как это обычно бывает, реконструкцию делали с реконструкции. Распространенная в те годы формулировка заказа у мастера: хочу шлем, как у Астальдо! Или, в лучшем случае: как в «Рыцарском замке!» В доинтернетную эпоху далеко не все знали, как выглядит шлем Барташева (и как выглядит Барташев), да и кино помнили уже не все — 10-12 лет прошло! Естественно, каждое вторичное воспроизведение оказывается хуже оригинала. К тому моменту, когда незаменимый «Тоже Форум» донес до широкой общественности оригинальное изображение, мастера и заказчики уже имели сформированный в уме образ, на который наложилась непрофессиональная трактовка источника.

Вот что получилось в итоге. Абсолютно неправильный, но аккуратно изготовленный шлем (рис.3).

Рис.3.

Абсолютно неправильный и чудовищно собранный шлем (рис .4).

Рис.4.

А так же различные фокусы с «разрезом глаз» (рис. 5-6).

Рис.5-6.

Шлем «сахарная голова» получил в реконструкции вторую жизнь, став практически неистребимым атрибутом, как фестивалей, так и турниров по «историческому» фехтованию. Как правило, он сопровождает доспех практически любого региона Европы и любого периода 14-нач. 15 века.

Какова же была настоящая «сахарная голова»?

Во-первых, не думаю, что шлем назывался именно так. Для искоренения вредного мема предлагаю отныне называть его менее романтично: «помойка с дверцей». Почему «помойка»? Это во-вторых: шлем имеет относительно точную временную привязку, а так же эволюционно-типологический контекст. Это боевое наголовье той эпохи, когда большой шлем начал постепенно отходить на второй план, как основное боевое наголовье тяжелой конницы, уступая место более практичным бацинетам и, превращаясь в туринрную принадлежность. Одномоментно, шло неизбежное усовершенствование системы на последнем этапе е эксплуатации, что выразилось в появлении подвижного забрала, которое сообщало массивному наголовью чуть большую мобильность и универсальность. При этом, такие полумеры не могли быть успешными и не могли нести сколько-нибудь продолжительного характера. Вполне закономерно, подвижное забрало ушло к бацинетам — шлему следующего поколения. Некоторое время они сосуществовали: топфхельмы с откидной маской и бацинеты с забралами в форме передней стенки топфхельмов. Прекрасно иллюстрируют этот переход миниатюра  «Романа об Александре» из Британской национальной библиотеки с фламандскими миниатюрами 1330-40 гг. (рис.7-9).

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Особенно показателен рисунок на 9-ой иллюстрации. Воины сражаются снаряженными в топфхельм и бацинет с забралом, которое конструктивно-геометрически почти полностью повтоярет лицевую часть первого.

Аналогичные  изображение можно видеть в практически синхронных иллюминированных рукописях и документах (до 1330-40 гг.): Хольхэмская Библия и Латрельская Псалтирь, Англия; Кодекс Балдуина Трирского, Германия, грамота вассальной присяги города Прато Роберту Анжуйскому, Италия (рис.10-13).

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис. 13.

При сличении источников представляется возможным выявить основные черты подобных шлемов переходного периода. 

Тулья имеет полусферический или куполовидный верх (иногда даже заостренно-сфероконический). В ряде случаев профиль тули ассиметричен за счет пологой образующей налобной части, что служило лучшему соскальзыванию копейного острия при фронтальном ударе (см. барельеф из дворца Барджелло). Забрало могло снабжаться усиляющими накладками в виде креста, как на классическом топфхельме, а могло выполняться в виде гладкой пластины.

Так же можно сказать чего категорически не было и не могло быть, а значит, не может использоваться при реконструкции: выраженно эксцентрично-куполовидного верха тульи (как на рис.3). Это следствие неверного «прочтения» источника — барельефа из Флоренции. В этом плане реконструкция из фильма С. Тарасова была практически идеальной. Еще раз, сравним исходный барельеф, «сахарную голову» и помойку с дверцей.

Рис.14.

Не правда ли, есть отличия? Полусферическая тулья оригинального изображения, ее возможная, но маловероятная трактовка в виде купола на шлеме из фильма и абсолютно неверная, чудовищно исполненная, интерпретация неведомого мастера. Вот так данный шлем выглядеть НЕ ДОЛЖЕН. Это НЕ ВЕРСИЯ ЕГО, но БРЕД, воплощенный в металле — подлинная «помойка с дверцей».

Возможные реконструкции, исполненные к настоящему моменту, см. на рис. 15-18 от мастеров «Стального наследия» и Д.С. Коровкина.

Рис.15-16

Рис.17

Рис.18

Известные вопросы вызывает оформление лицевого выреза под забралом в «коринфском» стиле, что, несомненно, дань образу из кинокартины Тарасова.

В любом случае, та самая «сахарная голова», шлем Ромуальдаа фон Нордека и Димы Барташева может и должен реконструироваться по принципам, отраженным в графической реконстуркции Дж.Л. Бочча (рис. 19) и НИКАК иначе:

Рис. 19.

Верхняя граница хронологии существования подобных шлемов: 1340 гг. Соответственно, при планировании комплекта реконструкции с таким наголовьем, необходимо расчитывать на кольчужно-бригандинный гарнитур в классическом его понимании. Никакое более позднее время топфхельмов с забралом такого рода не знает, а значит, их нельзя применять в реконструкции 1350-1390 гг., когда функции топфхельма полностью или  почти полностью узурпировал «большой бацинет» с забралом и защитой шеи. Т.е., если говорить просто: никаких развитых латный наручей и поножей, латных перчаток «песочные часы» со шлемом «сахарная голова» носить нельзя ни при каких условиях.

Если вдруг эстетика геометрически однотипных наголовий нравится реконструктору столь сильно, что он не в состоянии отказаться от нее, даже занимаясь периодом начала 15 в., стоит обратить взор на Италию, а конкретно, на материалы раскопок г. Халкиды на о. Эвбея, где найдена серия весьма схожих больших бацинетов, могущих выступить полноценой заменой с точки зрения внешнего эффекта. (Рис. 20).

Рис.20.

Удачной реконструкции.

 

mreen.org

Сахарная голова (шлем) - это... Что такое Сахарная голова (шлем)?

 Сахарная голова (шлем)

Немецкий топфхельм, ок. 1300 года н.э.

Современная реплика.

Топхельм, или топфхельм (от нем. topfhelm — «горшковый шлем» или англ. Great Helm — большой, великий шлем) — европейский тип шлемов, появившийся во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усеченного конуса, полностью скрывает лицо воина. Ниже прорезей для глаз часто сверлились небольшие отверстия для улучшения вентиляции. Важной деталью классического топхельма являлись две длинные металлический полосы, скреплявшие пластины, из которых был склёпан шлем, которые располагались на лицевой части в форме креста. Бармицы такие шлемы как правило не имели (из всех сохранившихся образцов только один имеет бармицу). Надевался топхельм обычно поверх сфероконического шлема (бацинета) со стеганой подложкой для сшибки на копьях, после чего часто снимался, так как был неудобен и сильно ограничивал обзор.

Топхельм давал хорошую защиту, но из-за дороговизны и ограниченности обзора использовался преимущественно рыцарской кавалерией.

Достаточно широко использовался до конца XV века. В последствии турнирных модификаций дал начало грандхельму.

Большой шлем

Поздняя разновидность горшкового шлема, надевавшаяся поверх другого шлема, и опирающаяся на плечи.

  • англ. top-helm (буквально "верхний шлем", искажённое нем. topfhelm) - жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • англ. under-helm (буквально "нижний шлем") - жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)

Сахарная голова

"Сахараная голова"(с рогами наличие которых для сахарной головы нетипично)

Поздняя разновидность горшкового шлема, отличающаяся остроконечной макушкой с которой лучше соскальзывал удар, но которая мало подходила для крепления геральдической нашлемной фигуры. По некоторым предположениям, некоторые варианты сахарной головы могли иметь забрало, чьё наличие не доказано (по альтернативной гипотезе — это не забрало, а наклёпанная пластина лицевого усиления).

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Сахарна Ноуэ
  • Сахарная болезнь

Смотреть что такое "Сахарная голова (шлем)" в других словарях:

  • Сахарная голова — Сахарная голова: Сахарная голова (в бумажной обёртке) сахарная голова способ расфасовки сахара сахарная голова (шлем) разновидность горшкового шлема с острой макуш …   Википедия

  • Шлем (доспехи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем …   Википедия

  • Шлем куполообразный — Существует несколько систем классификации шлемов. Содержание 1 По времени и территории распространения 1.1 Древний мир 1.2 Средние века …   Википедия

  • Черниговский шлем — Шлем из кургана Чёрная Могила, X век …   Википедия

  • Жабья голова — Штеххелм. Гравюра Альбрехта Дюрера, 1498 год. Жабья голова (англ. Frog Mouth Helmet, фр. …   Википедия

  • Норманнский шлем — (реконструкция) Норманнский шлем или Шлем с наносником  тип средневекового открытого шлема конической, «яйцевидной» или сфероконическ …   Википедия

  • Коппергейтский шлем — Вендельские шлемы  группа шлемов, распространённых в Северной Европе в так называемую Вендельскую эпоху (VI VIII в.н. э.). Коппергейтский шлем (вторая половина VIII века) Шлем из Саттон Ху (VI век, реплика) Применялись, в основном, англосаксами и …   Википедия

  • Закрытый шлем — Закрытый шлем  тип шлема XVI и начала XVII века, разновидность армета. Закрытый шлем отличался от армета устройством своей нижней част …   Википедия

  • Каркасный шлем — VI века Каркасный шлем (нем. Spangenhelm  шпангенхельм)  тип сегментного шлема на каркасе, распространённого в Европе, преимущественно у …   Википедия

  • Куполовидный шлем — Существует несколько систем классификации шлемов. Содержание 1 По времени и территории распространения 1.1 Древний мир 1.2 Средние века …   Википедия

dic.academic.ru

Сахарная голова (шлем) Вики

Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- «Большой Шлем», фр. Heaume— «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9-12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

Топфхельм раннего типа[ | код]

Изначально к появлению шлема типа «топфхельм» привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося. Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объёма, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объём позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась — из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще — в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица — железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века — в рукописи «Энеиды» ок. 1200 года, на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т. д.

Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема можно считать появление на нём продольного ребра, проходившего от лба до подбородка по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина стало в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появилась и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными — обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны на миниатюрах Библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

Топфхельм позднего типа[ | код]

К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема — сервильера, а, впоследствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны — профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше — когда вооружались непосредственно перед битвой.

Таким образом, воин в бацинете (или, чуть ранее, в сервильере) находился в достаточно снаряженном виде для боя. Но чисто гипотетически, как только он видел угрозу широкомасштабной схватки, он надевал поверх бацинета (сервильера) шлем-топфхельм и был готов к полевому сражению по максимуму, где ему отводилась главенствующая, «таранная» роль. Описанный выше умозрительный момент имеет отношение к периоду Столетней войны, с изменившимся характером боя, в частности, и войны, в целом. Хотя, английское рыцарство, вполне вероятно, столкнулось с этим несколько раньше, в шотландских походах начала XIV века. Такие увеличенные в размерах горшковые шлемы второй половины XIV века иногда называют кюбельхельмами (Kübelhelm).

В эту эпоху шла активная фаза поиска новых форм, что привело к появлению гибридов — шлемов с забралом, которые трудно отнести к определённой, «классической» классификации — они похожи на топфхельм и на бацинет одновременно.

Данный вопрос требует ещё выработки своей терминологии. Одна из таких попыток — введение термина «Сахарная голова» (Sugarloaf), родившегося в среде военных реконструкторов. Термин этот — поверхностный и абстрактный, совершенно не привязанный к морфологии шлемов в целом — призванный умозрительно обозначать «горшковые» шлемы с забралом. Вместе с тем, большинство топфхельмов XIV века демонстрируют сходство с настоящей сахарной головой, совершенно независимо от того, есть на них забрало или нет.

С начала XIV века, практически повсеместно, тулья шлема стоновится конической, либо цельнокованной, либо клепаной из двух-трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине, в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

Первая — предотвратить срывание шлема с головы владельца в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем — с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) — многократно изображены в сценах средневековых битв.

Вторая причина — дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе — не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею — цепи удерживают шлем (и голову в нём) от резкого откидывания назад.

Миф о том, что цепи служили для того чтобы сбрасывать «тяжелый» и «неудобный» шлем при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV—XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т. п., когда от всадника потребовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, а также отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет (хундсгугель) с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем — тяжелые турнирные шлемы типа «жабья голова» ведут свою родословную именно от топфхельма.

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Геральдика[ | код]

Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

Жаргонные названия[ | код]

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков..)
  • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism, в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

Ссылки[ | код]

Литература[ | код]

«Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

ru.wikibedia.ru

Сахарная голова (шлем) Википедия

Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- «Большой Шлем», фр. Heaume— «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9-12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

Топфхельм раннего типа

Изначально к появлению шлема типа «топфхельм» привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося. Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объёма, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объём позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась — из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще — в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица — железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века — в рукописи «Энеиды» ок. 1200 года, на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т. д.

Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема можно считать появление на нём продольного ребра, проходившего от лба до подбородка по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина стало в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появилась и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными — обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны на миниатюрах Библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

Топфхельм позднего типа

К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема — сервильера, а, впоследствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны — профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше — когда вооружались непосредственно перед битвой.

Таким образом, воин в бацинете (или, чуть ранее, в сервильере) находился в достаточно снаряженном виде для боя. Но чисто гипотетически, как только он видел угрозу широкомасштабной схватки, он надевал поверх бацинета (сервильера) шлем-топфхельм и был готов к полевому сражению по максимуму, где ему отводилась главенствующая, «таранная» роль. Описанный выше умозрительный момент имеет отношение к периоду Столетней войны, с изменившимся характером боя, в частности, и войны, в целом. Хотя, английское рыцарство, вполне вероятно, столкнулось с этим несколько раньше, в шотландских походах начала XIV века. Такие увеличенные в размерах горшковые шлемы второй половины XIV века иногда называют кюбельхельмами (Kübelhelm).

В эту эпоху шла активная фаза поиска новых форм, что привело к появлению гибридов — шлемов с забралом, которые трудно отнести к определённой, «классической» классификации — они похожи на топфхельм и на бацинет одновременно.

Данный вопрос требует ещё выработки своей терминологии. Одна из таких попыток — введение термина «Сахарная голова» (Sugarloaf), родившегося в среде военных реконструкторов. Термин этот — поверхностный и абстрактный, совершенно не привязанный к морфологии шлемов в целом — призванный умозрительно обозначать «горшковые» шлемы с забралом. Вместе с тем, большинство топфхельмов XIV века демонстрируют сходство с настоящей сахарной головой, совершенно независимо от того, есть на них забрало или нет.

С начала XIV века, практически повсеместно, тулья шлема стоновится конической, либо цельнокованной, либо клепаной из двух-трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине, в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

Первая — предотвратить срывание шлема с головы владельца в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем — с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) — многократно изображены в сценах средневековых битв.

Вторая причина — дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе — не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею — цепи удерживают шлем (и голову в нём) от резкого откидывания назад.

Миф о том, что цепи служили для того чтобы сбрасывать «тяжелый» и «неудобный» шлем при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV—XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т. п., когда от всадника потребовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, а также отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет (хундсгугель) с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем — тяжелые турнирные шлемы типа «жабья голова» ведут свою родословную именно от топфхельма.

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Геральдика

Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

Жаргонные названия

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков..)
  • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism, в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

Ссылки

Литература

«Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

wikiredia.ru

Сахарная голова (шлем) - Википедия

Топфхельм (в оружиеведнии XIX-XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm- "Большой Шлем", фр. Heaume— "Шлем") — шлем для кавалерийского боя появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже - цельнокованной), предличной пластины и назатыльника. Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие ( ширина 9-12 мм.) смотровые щели, на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для притока воздуха. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя узоры или изображения (например в виде короны на Шлеме Эдуарда Уэльского, известного как "Черный Принц"). На топфхельмах XIV века отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица. Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица. Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259) Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39. Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302) Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

Топфхельм раннего типа[ | ]

Изначально, к появлению шлема типа "топфхельм" привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части, таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося.Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объема, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объем позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась - из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще - в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица - железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века - в рукописи "Энеиды" ок. 1200 г., на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т.д.

Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема, можно считать появление на нем продольного ребра, проходившего от лба до подбородка, по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина было в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл, и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появляется и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными - обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны в библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

Топфхельм позднего типа[ | ]

К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема - сервильера, а, в последствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны - профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше - когда вооружались непосредственно перед битвой.

С этого времени, практически повсеместно, тулья шлема - коническая - либо цельнокованная, либо клепаная из двух- трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине , в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

Первая - предотвратить срывание шлема, с головы владельца, в рукопашной хватке. Примеры подобных захватов за шлем - с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) - многократно изображены в сценах средневековых битв.

Вторая причина - дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе - не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею - цепи удерживают шлем (и голову в нем) от резкого откидывания назад.

Миф о том, что цепи служили для того. чтобы сбрасывать тяжелый и неудобный шлем, при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV- XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных компаний, где использовались набеги, засады и т.п., от всадника требовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота и лучники, а так же отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем - турнирные шлемы "жабья голова" ведут свою родословную именно от топфхельма.

Сахарная голова[ | ]

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Геральдика[ | ]

Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

Жаргонные названия[ | ]

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism,в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

Ссылки[ | ]

Литература[ | ]

«Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator) ISBN 1-85532-937-9

encyclopaedia.bid

Реферат Сахарная голова (шлем)

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Потхелм
  • 2 Топфхелм раннего типа
  • 3 Топфхелм позднего типа
  • 4 Сахарная голова
  • 5 Геральдика
  • 6 Жаргонные названия
  • Литература

Введение

Современный кавалерист в сюрко и горшковом шлеме с нашлемной фигурой, бурлетом и намётом

Топфхелм (от нем. topfhelm — «горшковый шлем» или англ. Great Helm, фр. Grand Helm — большой шлем) — европейский кавалерийский шлем, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усеченного конуса, полностью скрывает лицо обладателя. Ниже прорезей для глаз часто сверлились небольшие отверстия для улучшения вентиляции. Был в широком употреблении с начала XIII до конца XIV веков, позже заменен штеххелмом.

Печать Людовика Блуазского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица.

Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица.

1. Потхелм

Потхелм (от англ. pot-helm — «шлем-кастрюлька» или «шлем-таблетка») — тип шлема, предок топфхелма, появившийся в середине-конце XII века в Европе как альтернатива норманнскому шлему. Особенностью его конструкции, сделавшей его популярным, было то, что он был проще цельнокованого сфероконического норманнского шлема: к плоской тулье приклёпывался обод — верхняя часть шлема. Ранние потхелмы снабжались наносником, как и норманнские шлемы, позже к шлему стали приклёпывать полноценную защиту лица в виде пластины. По форме потхелм мог быть как цилиндрическим, так и сужающимся книзу — такая форма лучше противостояла разрубанию при диагональному ударе. Надевался потхелм, как и все тогдашние шлемы, поверх кольчужного капюшона.

Дальнейшая эволюция привела к тому, что защита лица в отдельных шлемах стала коваться выпуклой — сферической или клиновидной формы. В других потхелмах защита лица ковалась одной деталью с верхней частью шлема. Кроме того, появилась защита затылка в виде узкой пластины, приклёпывавшейся к затылочной части шлема. Все эти усовершенствования привели к эволюции потхелма в топфхелм, которая произошла примерно в середине XIII века.

Печать Йоганна I, графа Хольстен-Киля (1247—1259 г.)

Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39.

Печать Йоганна II, графа Хольстен-Киля (1271—1302 г.)

Печать Генри де Лейси, графа Линкольна 1251—1311 г.

Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине.

Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

2. Топфхелм раннего типа

Топфхелм середины — второй половины XIII века представлял из себя цилиндрический кавалерийский шлем с усиленной крестовидной накладкой лицевой частью. Он полностью закрывал голову владельца, оставляя только узкие смотровые прорези для обзора и небольшие отверстия в лицевой части для дыхания. Возможно, некоторые шлемы изготовлялись сужающимися книзу. Шлем почти не закрывал шею (только спереди), и в целом был довольно удобен для кавалеристов, хотя и заметно уменьшал обзор, из-за чего не использовался пехотой. Надевался шлем также поверх кольчужного капюшона, под который надевался особой формы подшлемник с войлочным валиком вокруг головы — такая конструкция способствовала уменьшению риска быть оглушённым при ударе по шлему. Не последнюю роль в популярности этого типа шлемов сыграли турниры, где он был единственным способом обеспечить надёжную защиту головы владельца. Крестовидная накладка на лицевой части, очевидно, ковалась из стали, но для красоты могла быть позолоченной.

3. Топфхелм позднего типа

К началу XIV века форма топфхелма претерпела изменения, связанные его использованием исключительно в кавалерии. Верхнюю его часть стали ковать конической формы. Защита лица ковалась клиновидной формы, с вертикальным ребром жёсткости и узкими смотровыми прорезями, и из более толстой стали — многие сохранившиеся до наших дней шлемы имеют вмятины от корончатых наконечников турнирных копий. С начала XIV века большое распространение получили турнирные нашлемные украшения — различные геральдические фигуры, которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему на шнурках.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Ещё одной особенностью поздних топфхелмов стало то, что они очень ограничивали обзор, и поэтому использовались только в копейной сшибке. В ходе боя, после того как сшибка переросла в рукопашную схватку, шлем сбрасывался, и кавалерист дрался без него — обзорность в рукопашном бою важнее защиты. А для того чтобы шлем не потерялся во время боя — его крепили к доспеху специальной цепью. Но так как кольчужный капюшон давал довольно слабую защиту, то под топфхелм стали надевать сферический шлем, ранее возникший в пехоте — цервельер, к которому приплеталась бармица. Под топфхелм сверху цервильера надевался войлочный валик, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, больше шлем к голове ничем не крепился. Во второй четверти XIV века на смену цервельеру пришёл бацинет — сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплеталась бармица. Сперва бацинет ковался неглубоким и защищал голову до висков, как и цервельер, позднее, к середине XIV века, бацинеты стали коваться более глубокими, защищающими голову со всех сторон, с защитой лица, и начали вытеснять топфхелмы. Последние с полей боя переместили на турнирные ристалища, где хорошая защита головы во время копейной сшибки была приоритетнее хорошего обзора. Для турнирных сшибок топфхелмы ковались большого размера с удлинённой защитой лица, они защищаши шею и опирались на плечи, давай хорошу защиту от удара по голове копьём. Такой шлем в Англии называли «большой шлем» (англ. Great helm), и его изображали на большинстве надгробий XIV века как непременный атрибут доспеха рыцаря. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирным шлемом.

4. Сахарная голова

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Сахарная голова (от англ. sugarloaf helm, кюбельхелм нем. kubelhelm — «шлем-ковш» — отдельная разновидность топфхелма, существовавшая в первой четверти XIV века. От классического топфхелма отличалась сфероконическим куполом, похожим на купол более поздних бацинетов. Купол делался цельнокованым, нижняя часть приклёпывалась к нему и была аналогична по конструкции нижней части топфхелма. Так же, как и топфхелм, сахарная голова ковалась цельной, экземпляров с забралом не обнаружено ни по археологическим, ни по изобразительным источникам. Во второй четверти XIV века из-за популярности бацинетов от шлемов такого типа постепенно отказались. Поздние турнирные сахарные головы ковались с сильно выступающими смотровыми щелями, и собственно они в процесе эволюции и позволили создать штеххелм.

5. Геральдика

Так как топфхелмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотьемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхелм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. Топфхелм украшался бурлетом — тканевым валиком — и намётом — тканевым покрывалом, поверх бурлета изображалась нашлемная фигура. Позднее, к XV веку, появилась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

  • Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура - голова лебедя.

  • Топфхелм XIV века, принадлежавший Альберту фон Пранкху. Cейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене. Нашлемная фигура - рога, выполненные из кожи.

  • Ульрих фон Лихтенштейн. Изображение из Манесского кодекса. Нашлемная фигура - девушка со стрелой и факелом.

  • Дама подаёт шлем коленопреклонённому рыцарю. Миниатюра из манускрипта "Романс об Александре" (1338-1344г.) Нашлемная фигура - изображение лебедя.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

6. Жаргонные названия

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)

wreferat.baza-referat.ru

Реферат Сахарная голова (шлем)

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Потхелм
  • 2 Топфхелм раннего типа
  • 3 Топфхелм позднего типа
  • 4 Сахарная голова
  • 5 Геральдика
  • 6 Жаргонные названия
  • Литература

Введение

Современный кавалерист в сюрко и горшковом шлеме с нашлемной фигурой, бурлетом и намётом

Топфхелм (от нем. topfhelm — «горшковый шлем» или англ. Great Helm, фр. Grand Helm — большой шлем) — европейский кавалерийский шлем, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усеченного конуса, полностью скрывает лицо обладателя. Ниже прорезей для глаз часто сверлились небольшие отверстия для улучшения вентиляции. Был в широком употреблении с начала XIII до конца XIV веков, позже заменен штеххелмом.

Печать Людовика Блуазского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица.

Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица.

1. Потхелм

Потхелм (от англ. pot-helm — «шлем-кастрюлька» или «шлем-таблетка») — тип шлема, предок топфхелма, появившийся в середине-конце XII века в Европе как альтернатива норманнскому шлему. Особенностью его конструкции, сделавшей его популярным, было то, что он был проще цельнокованого сфероконического норманнского шлема: к плоской тулье приклёпывался обод — верхняя часть шлема. Ранние потхелмы снабжались наносником, как и норманнские шлемы, позже к шлему стали приклёпывать полноценную защиту лица в виде пластины. По форме потхелм мог быть как цилиндрическим, так и сужающимся книзу — такая форма лучше противостояла разрубанию при диагональному ударе. Надевался потхелм, как и все тогдашние шлемы, поверх кольчужного капюшона.

Дальнейшая эволюция привела к тому, что защита лица в отдельных шлемах стала коваться выпуклой — сферической или клиновидной формы. В других потхелмах защита лица ковалась одной деталью с верхней частью шлема. Кроме того, появилась защита затылка в виде узкой пластины, приклёпывавшейся к затылочной части шлема. Все эти усовершенствования привели к эволюции потхелма в топфхелм, которая произошла примерно в середине XIII века.

Печать Йоганна I, графа Хольстен-Киля (1247—1259 г.)

Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, середина XIII века. Folio 39.

Печать Йоганна II, графа Хольстен-Киля (1271—1302 г.)

Печать Генри де Лейси, графа Линкольна 1251—1311 г.

Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине.

Немецкий топфхелм, ок. 1300 года н. э.

2. Топфхелм раннего типа

Топфхелм середины — второй половины XIII века представлял из себя цилиндрический кавалерийский шлем с усиленной крестовидной накладкой лицевой частью. Он полностью закрывал голову владельца, оставляя только узкие смотровые прорези для обзора и небольшие отверстия в лицевой части для дыхания. Возможно, некоторые шлемы изготовлялись сужающимися книзу. Шлем почти не закрывал шею (только спереди), и в целом был довольно удобен для кавалеристов, хотя и заметно уменьшал обзор, из-за чего не использовался пехотой. Надевался шлем также поверх кольчужного капюшона, под который надевался особой формы подшлемник с войлочным валиком вокруг головы — такая конструкция способствовала уменьшению риска быть оглушённым при ударе по шлему. Не последнюю роль в популярности этого типа шлемов сыграли турниры, где он был единственным способом обеспечить надёжную защиту головы владельца. Крестовидная накладка на лицевой части, очевидно, ковалась из стали, но для красоты могла быть позолоченной.

3. Топфхелм позднего типа

К началу XIV века форма топфхелма претерпела изменения, связанные его использованием исключительно в кавалерии. Верхнюю его часть стали ковать конической формы. Защита лица ковалась клиновидной формы, с вертикальным ребром жёсткости и узкими смотровыми прорезями, и из более толстой стали — многие сохранившиеся до наших дней шлемы имеют вмятины от корончатых наконечников турнирных копий. С начала XIV века большое распространение получили турнирные нашлемные украшения — различные геральдические фигуры, которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему на шнурках.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида.

Ещё одной особенностью поздних топфхелмов стало то, что они очень ограничивали обзор, и поэтому использовались только в копейной сшибке. В ходе боя, после того как сшибка переросла в рукопашную схватку, шлем сбрасывался, и кавалерист дрался без него — обзорность в рукопашном бою важнее защиты. А для того чтобы шлем не потерялся во время боя — его крепили к доспеху специальной цепью. Но так как кольчужный капюшон давал довольно слабую защиту, то под топфхелм стали надевать сферический шлем, ранее возникший в пехоте — цервельер, к которому приплеталась бармица. Под топфхелм сверху цервильера надевался войлочный валик, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, больше шлем к голове ничем не крепился. Во второй четверти XIV века на смену цервельеру пришёл бацинет — сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплеталась бармица. Сперва бацинет ковался неглубоким и защищал голову до висков, как и цервельер, позднее, к середине XIV века, бацинеты стали коваться более глубокими, защищающими голову со всех сторон, с защитой лица, и начали вытеснять топфхелмы. Последние с полей боя переместили на турнирные ристалища, где хорошая защита головы во время копейной сшибки была приоритетнее хорошего обзора. Для турнирных сшибок топфхелмы ковались большого размера с удлинённой защитой лица, они защищаши шею и опирались на плечи, давай хорошу защиту от удара по голове копьём. Такой шлем в Англии называли «большой шлем» (англ. Great helm), и его изображали на большинстве надгробий XIV века как непременный атрибут доспеха рыцаря. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирным шлемом.

4. Сахарная голова

«Сахарная голова» (с рогами, наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Сахарная голова (от англ. sugarloaf helm, кюбельхелм нем. kubelhelm — «шлем-ковш» — отдельная разновидность топфхелма, существовавшая в первой четверти XIV века. От классического топфхелма отличалась сфероконическим куполом, похожим на купол более поздних бацинетов. Купол делался цельнокованым, нижняя часть приклёпывалась к нему и была аналогична по конструкции нижней части топфхелма. Так же, как и топфхелм, сахарная голова ковалась цельной, экземпляров с забралом не обнаружено ни по археологическим, ни по изобразительным источникам. Во второй четверти XIV века из-за популярности бацинетов от шлемов такого типа постепенно отказались. Поздние турнирные сахарные головы ковались с сильно выступающими смотровыми щелями, и собственно они в процесе эволюции и позволили создать штеххелм.

5. Геральдика

Так как топфхелмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотьемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхелм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. Топфхелм украшался бурлетом — тканевым валиком — и намётом — тканевым покрывалом, поверх бурлета изображалась нашлемная фигура. Позднее, к XV веку, появилась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год.

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIV века.

  • Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура - голова лебедя.

  • Топфхелм XIV века, принадлежавший Альберту фон Пранкху. Cейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене. Нашлемная фигура - рога, выполненные из кожи.

  • Ульрих фон Лихтенштейн. Изображение из Манесского кодекса. Нашлемная фигура - девушка со стрелой и факелом.

  • Дама подаёт шлем коленопреклонённому рыцарю. Миниатюра из манускрипта "Романс об Александре" (1338-1344г.) Нашлемная фигура - изображение лебедя.

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка.

6. Жаргонные названия

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Ундер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)

www.wreferat.baza-referat.ru


Смотрите также