Тест по русскому языку по теме "Слитное, раздельное и дефисное написание слов.Задание А13". Река вдоль которой мы шли в течении своем делала много изгибов


В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего (НЕ)ЛЬЗЯ было сказать, куда свернёт протока - (В)ЛЕВО или (В)ПРАВО.

2) Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда докторприносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ.

3) Я часто спорил с ним, но ВСЕ(ЖЕ) благодаря ему (МА-ЛО)ПОМАЛУ стал замечать, что для самого меня не всё было ясно, и яуже старался выработать в себе возможно определённые убеждения,ЧТО(БЫ) указания моей совести были определённы и не имели бы в себе

ничего смутного.

4)(ПО)МОЕМУ, наш гость (СО)ВСЕМ не говорит (ПО)РУССКИ.

Ответ: 1.

В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, ПОТОМУ(ЧТО) (В)ПРО­ДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.

2) А в (СЕРО)ЧЕРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.

3) Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин.

4) Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своем делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (В)ЛЕВО, то (В)ПРАВО.

Ответ: 3.

В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что (ВО)ВСЕ нельзя было понять, что это такое.

2) (НА)КОНЕЦ мы перешли речку (В)БРОД и поехали (В)СТОРОНУ: нам хотелось (ПО)СКОРЕЕ выбраться из леса.

3) Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

4) Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) уп­ражнение было выполнено правильно.

Ответ: 1.

В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно?

1) (ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал решал, ЧТО(БЫ) ещё усовершенствовать в его лодке.

2) Бойцы (ПО)ОДИНОЧКЕ (НА)СПЕХ писали письма и разговарива­ли (В(ПОЛ)ГОЛОСА.

3) Метелица покинул отряд около четырех часов (ПО)ПОЛУДНИ и (НА)СОВЕСТЬ гнал жеребца, а за ним (В)СЛЕД бежала тайга.

4) Метелица ТАК(ЖЕ) знал, что он должен вернуться в отряд этой же ночью во ЧТО(БЫ) то ни стало.

Ответ: 1.

В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) Маргарита наклонила щётку щетиной (В)ПЕРЕД, так что хвост её поднялся (К)ВЕРХУ и, очень замедлив ход, пошла к самой земле, и это скольжение (В)НИЗ принесло ей удовольствие.

2) КОГДА(ТО) Архип Петрович хорошо понимал (ПО)ЛАТЫНИ.

3) (НА)ЗАВТРА были отложены основные дела, (ПО)ТОМУ(ЧТО)приезд незваных гостей расстроил все планы.

4) (НА)ДВОЕ разрезав арбуз, бабушка велела, ЧТО(БЫ) мы(ПО)БРАТСКИ поделили одну половину между всеми соседскими ребятишками.

Ответ: 1.

 

В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1) (ГОРЬКО)СОЛЕНАЯ морская вода разъедала ноги, и (ПО)ЭТОМУ мальчишки решили рыбачить с обрыва.

2) Слушатель, ЧТО(БЫ) быть хорошим слушателем, должен учиться, стремиться узнать ЧТО(ТО) новое, неизведанное.

3) Чайковский заметил, что сосновые стволы ТО(ЖЕ) отбрасывают свет на подлесок и на траву очень слабый, но ТАКОГО(ЖЕ) ЗОЛО'ГИСТО(РОЗОВАТОГО) тона.

4) (ПО)ПРЕЖНЕМУ разнообразие и сила освещения вызывали у него то состояние, когда кажется, что (ВОТ)ВОТ случится ЧТО(ТО) необык­новенное.

Ответ: 4.

 

41.В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1)(ДРЕВНЕ)ГРЕЧЕСКИЕ и (СТАРО)СЛАВЯНСКИЕ книги таят в се­бе ещё много неразгаданных смыслов.

2) (МЕРТВЕННО)БЛЕДНЫЙ цвет его лица и (ПО)ПТИЧЬИ склонен­ная набок голова вызывали у окружающих КАКОЕ(ТО) тягостное чувство.

3) ПОЗДНЕ(СПЕЛЫЙ) сорт яблок имел ГОРЬКОВАТО(КИСЛЫЙ) вкус.

4) (ПО)ПРАВДЕ сказать, вы мне (ВО)ВСЕ не нравитесь.

Ответ: 2.

 

В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1) (ПОЧТОВО)ТЕЛЕГРАФНЫЕ столбы тянулись (В)ДОЛЬ тайги.

2) (МУТНО)ЗЕЛЁНЫЕ волны океана, вздымаемые (СЕВЕРО)ЗАПАДНЫМ ветром, (ПО)ПРЕЖНЕМУ наводили на моряков страх.

3) (МОНГОЛО)ТАТАРСКОЕ иго КОГДА(ТО) было (ПО)ИСТИНЕ тяжким испытанием для Руси.

4) (ВИЦЕ)ПРЕЗИДЕНТ пригласил (ВОЕ)НАЧАЛЬНИКОВ в зал.

Ответ: 2.

В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?

1) Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался?

2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.

3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь.

4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство.

Ответ: 1.

studopedya.ru

Тест по русскому языку по теме "Слитное, раздельное и дефисное написание слов.Задание А13"

В I А 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях из дома, и В(МЕСТЕ) сидят на завалинках.

Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.

Утром шёл дождь, день ТО(ЖЕ) не радовал, так как и днем было темно от туч, (ПО)ЭТОМУ у меня окончательно испортилось настроение.

(ОТ)ТОГО, как пройдет эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.

2) (ЗА)ТО усердие, с каким Серёжа играл на скрипке, а ТАК(ЖЕ) за длину волос его называли Башметом.

Хотя и двух жизней не хватит, ЧТО(БЫ) исполнить все мои мечты, (ЗА)ТО у меня всегда есть надежда на лучшее.

Внутренне мы ТАК(ЖЕ) молоды, как и лет тридцать назад, и ПО(ЭТОМУ) в праздник веселимся от души.

Баржа двигалась вниз (ПО)ТЕЧЕНИЮ, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Удивительное создание – кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверёк необычайно терпелив и вынослив.

3) (ОТ)ТОГО поворота дорога шла (В)ВЕРХ среди столетних сосен.

Я заметил, что сестра ТАК(ЖЕ), как и я, волнуется, (ПО)ЭТОМУ поспешил её успокоить.

По карте можно странствовать ТАК(ЖЕ) , как по земле, но когда попадаешь на эту настоящую землю, (ТОТ)ЧАС сказывается знание карты.

(В)ПЕРВЫЕ эксперимент прошёл удачно, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся , то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.

4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым – (ЗА)ТО её и любили в деревне.

Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы: один (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.

(С)НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперед, ЧТО(БЫ) не остаться во тьме.

КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на лес по ту сторону реки.

В ТУ(ЖЕ) секунду в голосе сурового адвоката послышалось нечто (В)РОДЕ сочувствия.

5) Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, (ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.

А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.

В 1896 году Врубель, (НЕ)ВЗИРАЯ ни на какие трудности и удары судьбы, был вполне счастлив: (В)НАЧАЛЕ года он познакомился, а позже обвенчался с певицей Надеждой Забелой.

Хозяйка быстро пошла (В)ГЛУБЬ квартиры – (ОТ)ТУДА послышался детский плач.

6) Витька ТО(ЖЕ) пошёл в кондитерскую, ПОТОМУ(ЧТО) очень любил пирожные.

Боттичелли жил во Флоренции – в городе, который (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких столетий (ПО)ПРАВУ считался центром итальянской культуры Возрождения.

«Что вы имеете (В)ВИДУ?» - директор посмотрел (ПО)ОЧЕРЕДНО на своих собеседников.

(НЕ)СМОТРЯ на плачевную судьбу первой постановки, «Лебединое озеро» Чайковского перевернуло представления о балетной музыке и стало (В)ПОСЛЕДСТВИИ визитной карточки русской балетной школы.

Она ВСЕ(РАВНО) осталась за дверью, ЧТО(БЫ) подслушивать.

7) Акула часто нападает (С)НИЗУ, загибая рыло, ТАК(КАК) оно мешает ей захватывать добычу.

Антон Степанович ТУТ(ЖЕ) показал нам старинный медальон (В)ВИДЕ сердечка.

(НА)РЯДУ с картинами на современные темы, большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.

За (ПОЛ)ЧАСА он собрался в город, ПРИ(ЧЕМ) забрал все деньги.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера княгиня (ОТ)ТОГО была невесела, что давно не виделась с братом.

В II А13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Запишите эти слова

1. И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах.

Мне было горько (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу.

Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО выше верхушек вишен.

(В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

(ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

(НА)ВСТРЕЧУ нам ехал (ЯРКО)КРАСНЫЙ автобус.

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней.

И(ТАК), ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей?

(В)ОТЛИЧИЕ от Андрея Петровича Степан Ильич более добродушен, (ТО)ЕСТЬ менее обидчив и менее вспыльчив.

Между тем (В)ПЕРЕДИ, сквозь деревья сверкнула вода, и (В)СКОРЕ дорожка привела нас к большому озеру.

Я заболел (В)НАЧАЛЕ осени, и это ТО(ЖЕ) (В)КОНЕЦ меня расстроило

4. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего нельзя было сказать, куда свернет протока — (В)ЛЕВО или ВПРАВО.

Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ.

Я часто спорил с ним, но ВСЕ(ЖЕ) благодаря ему мало-помалу стал замечать, что для самого меня не все было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определенные убеждения, ЧТО(БЫ) указания моей совести были определенны и не имели бы в себе ничего смутного.

(ПО)МОЕМУ, наш гость совсем не говорит (ПО)РУССКИ.

В открытое окно поезда пахло дождем и (КАК)БУДТО грибами, а (В)ДАЛИ равнины уже мелькали печальные огни станции.

5. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

По- летнему лесу приятно гулять, (ПО)ТОМУ(ЧТО) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.

А в (СЕРО)ЧЕРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.

За (ПОЛ)ЧАСА он собрался в город, (ПРИ)ЧЕМ забрал все деньги.

Река, вдоль которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своем делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то влево, то вправо, ТАК(ЧТО) поблескивающее зеркало ее упиралось в заросли ивняка.

Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) упражнение было выполнено правильно.

6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремленной (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок.

(ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.

КОГДА(ТО) в центре полуострова (В)СЛЕДСТВИЕ землетрясения образовалась гора.

Он постоянно обнаруживал свои знания, (ТАК)КАК хотел, чтобы и другие ТАК(ЖЕ) знали.

( В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (за)то дни стоят теплые, безветренные.

7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях из дома, и В(МЕСТЕ) сидят на завалинках.

Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.

Утром шёл дождь, день ТО(ЖЕ) не радовал, так как и днем было темно от туч, (ПО)ЭТОМУ у меня окончательно испортилось настроение.

(ОТ)ТОГО, как пройдет эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.

В III А 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Матрёна Филимоновна (ТОТ) ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.

И молодые, и старые работали КАК(БЫ) (НА) ПЕРЕГОНКИ.

Левин ни о чём не думал, ничего не желал, кроме одного: ЧТО(БЫ) не отстать от мужиков и работать ТАК(ЖЕ), как они.

Мудрый Кутузов, свободный от страсти, тщеславия, а ТАК(ЖЕ) честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы» и (ПО) ЭТОМУ стал представителем народной освободительной войны.

(ПО) ЧЕМУ сýдите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ) ЧЕГО вы так требовательны к нему?

2. Они иногда часами молчали, ЗА (ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо – и (ПО) ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

Работу свою Сергеев знал и любил её ЗА (ТО), что она ему давалась, (ПО) ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА (ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК (ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В (ПОЛ) ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК (БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК (ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

3.Продавец ТАК (ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В) СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Братья остались (НА) ЕДИНЕ и (С) НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запечатлён художник.

ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая – даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.

4.(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского является переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и В(ТЕЧЕНИЕ) месяца изучал полученные в библиотеке книги.

Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.

А вечером он сидел опять ЗА (ТЕМ) же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, ПО (ЧЕМУ) ему так хорошо в этом доме.

5. Хижинка наша из досок да фанеры, ПО (ЭТОМУ) в ней ТАК (ЖЕ) холодно, как в палатке.

ЧТО (БЫ) ни происходило, штурман (ВСЁ) РАВНО сохранял спокойствие.

Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО (БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?

(ОТ) ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

6. Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение в ушах затрещала канонада.

Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.

Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

7. Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО) ЭТОМУ (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

Лесная малина (ПО) СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, ПО (ЭТОМУ), даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

(В) СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое – (ПО) ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

(ПО) ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО (БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

В IV

А 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1.Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК (ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.

(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

(В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.

2. Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ (ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОМУ все были очень довольны.

Баржа двигалась вниз (ПО) ТЕЧЕНИЮ, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.

3. Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.

ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его виноватому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.

4. Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) упражнение было выполнено правильно.

В тундре, (НА)ПРИМЕР, ТО(ЖЕ) есть свои красивейшие места.

В открытое окно поезда пахло дождем и (КАК)БУДТО грибами, а (В)ДАЛИ равнины уже мелькали печальные огни станции.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера княгиня (ОТ)ТОГО была невесела, что давно не виделась с братом.

5. Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, (ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.

А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.

В 1896 году Врубель, (НЕ)ВЗИРАЯ ни на какие трудности и удары судьбы, был вполне счастлив: (В)НАЧАЛЕ года он познакомился, а позже обвенчался с певицей Надеждой Забелой.

Хозяйка быстро пошла (В)ГЛУБЬ квартиры – (ОТ)ТУДА послышался детский плач.

6. (ОТ)ТОГО поворота дорога шла (В)ВЕРХ среди столетних сосен.

Я заметил, что сестра ТАК(ЖЕ), как и я, волнуется, (ПО)ЭТОМУ поспешил её успокоить.

По карте можно странствовать ТАК(ЖЕ) , как по земле, но когда попадаешь на эту настоящую землю, (ТОТ)ЧАС сказывается знание карты.

(В)ПЕРВЫЕ эксперимент прошёл удачно, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся , то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.

7. Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремленной (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок.

(ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.

КОГДА(ТО) в центре полуострова (В)СЛЕДСТВИЕ землетрясения образовалась гора.

Он постоянно обнаруживал свои знания, (ТАК)КАК хотел, чтобы и другие ТАК(ЖЕ) знали.

( В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, ( ЗА)то дни стоят теплые, безветренные.

КЛЮЧИ к заданию №13

В I (В солнечный день…)

№ задания

ответы

1

тоже, поэтому

2

чтобы, зато

3

впервые, поэтому

4

сначала, чтобы

5

причем, несмотря

6

несмотря, впоследствии

7

полчаса, причем

В II

1-Тотчас, зачастую (И тотчас же хлынул дождь..)

2-Тоже, потому

3-Впереди, вскоре

4-Вследствие, влево

5-Полчаса, причем

6-Наподобие, ввысь

7-Тоже, поэтому

В III

Ответы (Матрена Филимоновна тотчас…)

1. также, поэтому

2. зато, потому

3. наедине, сначала

4. кверху, тотчас

5. поэтому, поскольку

6. оттого, тоже

7. затем, оттуда

В IV

Ответы (Надо было дождаться Семёнова …)

1. итак, наконец

2. причём, поэтому

3. потому, вровень

4.Например, тоже

5.Причем,несмотря

6. Впервые, поэтому

7. Наподобие, ввысь

infourok.ru

Обособленное определение.11 класс - Русский язык

Предмет: Русский язык

Класс: 11

Учитель: Малахова И.В.МБОУ СОШ 12

Тема: Обособленные определения

Цели:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания по теме: « Обособленные

определения»; закрепить умения правильно ставить знаки препинания

при обособленных определениях, видеть ошибки в использовании причаст-

ного оборота, заменять придаточную часть сложноподчиненного пред-

ложения обособленным определением, находить в тексте предложения с

обособленными определениями; повторить орфоэпию.

Развивающие:

активизировать самостоятельную деятельность, развивать

познавательную активность, умение логично и грамотно излагать

свои мысли.

Воспитательные:

воспитывать любовь к языку, прививать культуру общения.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить материал по теме: «Обособленные определения», составить таблицу с примерами.

Когда определения обособляются

Условия обособления

Какие определения обособляются

Примеры

Если имеют значение причины, условия, уступки

Согласованные и несогласованные определения, стоящие перед определяемым словом

1.Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря. (Бабочки кружились почему?)

2.Обычно спокойный, лектор на этот раз сильно волновался. (Лектор волновался несмотря на что?)

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

2. Орфоэпическая разминка ( работа с текстом -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки. Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Взаимопроверка.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1 )1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,4 4)3,4

4. Работа по теме урока.

Сообщение темы и цели урока .

Записи в тетради.

Разбор проблемного задания.

Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых.

Расскажите об остальных случаях обособления определений, используя таблицу, которую вы составили дома.

Ответы учащихся.

5.Закрепление.

1) Индивидуальная работа по карточкам (сильные учащиеся выполняют работу на компьютере).

2) Остальные учащиеся «по цепочке» выполняют задания на интерактивной доске.

Цель: отрабатывать умение определять условия обособления определений в предложениях и расставлять необходимые знаки препинания.

Задание. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения.

1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

2. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

3. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

4. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды.

5. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась.

6. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.

7. Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

8. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега бежали мутными ручьями на потопленные луга.

3)Задание. Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Объясните.

1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.

2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.

4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.

5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

6. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.

7.Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.

8. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

9 В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк.

10 Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.

4) Графический диктант.

1. И, убелённый сединою, я вновь иду в поля твои, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.

2. По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.

3. Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой, этим непосредственным выражением красоты и добра.

4. Сорока вспорхнула и, распустив хвост, по прямой полетела прочь.

6.Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

5)Самостоятельная работа. Задание: списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

Много былей я знаю веселых и грустных

О хлебах испече…ых на листьях капустных

О замеша...ых круто духмя…ых опарах

О колосьях наполне…ых солнечным жаром

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой

Что лежит на ладони сухой и щербатой

О ладони что стала от стужи лиловой

И о стуже степной по-январски суровой.

( Н.Поляков)

Проверка.

6)Готовимся к ЕГЭ.

-В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

С помощью таблицы (она изображена на интерактивной доске) повторите материал и выполните задание.

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение « который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием ( Возьми папку, которая лежит на диване.- Возьми папку, лежащую на диване.).

2. Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. ( Она подарила мне колье, которое купила в городе.- Она подарила мне колье, купленное в город.

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. - Учащиеся, выполнившие задания на « отлично» ,будут освобождены от экзаменов. ).

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным .(Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. ( Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать,)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

5.Нельзя заменить, если при сказуемом стоит частица «бы». (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражение.)

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части.( Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

7)Групповая работа. Задание: Замените, где возможно придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Объясните.

Река, вдоль которой мы шли, в течении своем делала много изгибов.

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Все творчество писателя Е.Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

6.Итоги урока.

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным придаточным оборотом?

7.Домашнее задание.

Упражнение 243 ( для слабых учащихся)

Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями ( для сильных учащихся).

8. Рефлексия.

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение-мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился- зря прожил день.

multiurok.ru

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

10 заданий ЕГЭ по русскому языку типа А19 с ответами: Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Проверьте свою готовность к заданиям А19 ЕГЭ по русскому языку. Выполните тесты и сверьтесь с ответами внизу статьи.

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах.

2) Мне было горько (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу.

3) Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО выше верхушек вишен.

4) (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

2) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

3) ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

4) (ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней.

2) И(ТАК), ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей?

3) (В)ОТЛИЧИЕ от Андрея Петровича Степан Ильич более добродушен, (ТО)ЕСТЬ менее обидчив и менее вспыльчив.

4) Между тем (В)ПЕРЕДИ, сквозь деревья сверкнула вода, и (В)СКОРЕ дорожка привела нас к большому озеру.

4. В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1) (В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

2) Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым.

3) (ПО)ЯСНОМУ небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег.

4) Там, (ВЫСОКО)ВЫСОКО, бродили ветерки, у НАС(ЖЕ), (В)НИЗУ, было (ТИХО)ТИХО.

5. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего (НЕ)ЛЬЗЯ было сказать, куда свернет протока — (В)ЛЕВО или (В)ПРАВО.

2) Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ.

3) Я часто спорил с ним, но ВСЕ(ЖЕ) благодаря ему (МА-ЛО)ПОМАЛУ стал замечать, что для самого меня не все было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определенные убеждения, ЧТО(БЫ) указания моей совести были определенны и не имели бы в себе ничего смутного.

4) (ПО)МОЕМУ, наш гость (СО)ВСЕМ не говорит (ПО)РУССКИ.

6. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, (ПО)ТОМУ(ЧТО) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.

2) А в (СЕРО)ЧЕРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.

3) Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин.

4) Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своем делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (В)ЛЕВО, то (В)ПРАВО, ТАК(ЧТО) поблескивающее зеркало ее упиралось (В)ДАЛИ то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.

7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Меж двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала ИЗ(ПОД) снега колея заброшеной нехоженой дороги.

2) Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремленной (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок.

3) (ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.

4) КОГДА(ТО) в центре (ПОЛУ)ОСТРОВА (В)СЛЕДСТВИЕ землетрясения образовалась гора.

8. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) Не могу судить, МНОГО(ЛИ) он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, (ТАК)КАК хотел, ЧТО(БЫ) и другие ТАК(ЖЕ) знали.

2) (В)СКОРЕ (В)ЛЕВО на довольно крутой пригорок повела тропа, и через (ПОЛ)ЧАСА сосновый лес окружил нас.

3) Когда он говорил о ЧЕМ(НИБУДЬ), относящемся к медицине, то не походил ни на одного из наших городских докторов, а производил КАКОЕ(ТО) новое, особенное впечатление.

4) (НА)ВСТРЕЧУ нам ехал (ЯРКО)КРАСНЫЙ автобус.

9. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что (ВО)ВСЕ нельзя было понять, что это такое.

2) (НА)КОНЕЦ мы перешли речку (В)БРОД и поехали (В)СТОРОНУ: нам хотелось (ПО)СКОРЕЕ выбраться из леса.

3) Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

4) Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) упражнение было выполнено правильно.

10. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно?

1) В тундре, (НА)ПРИМЕР, ТО(ЖЕ) есть свои красивейшие места.

2) В открытое окно поезда пахло дождем и (КАК)БУДТО грибами, а (В)ДАЛИ равнины уже мелькали печальные огни станции.

3) (ПО)НАПРАСНУ мы всматривались (В)ДАЛЬ: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.

4) Я заболел (В)НАЧАЛЕ осени, и это ТО(ЖЕ) (В)КОНЕЦ меня расстроило.

№ зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

1

2

4

2

1

3

1

2

1

2

www.egeigia.ru

Раскройте скобки 1) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой...

2) Мне было горько (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу.

3) Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО выше верхушек вишен.

4) (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

5) Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

6) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

7) ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

8) (ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

9) Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней.

10) И(ТАК), ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей?

11) (В)ОТЛИЧИЕ от Андрея Петровича Степан Ильич более добродушен, (ТО)ЕСТЬ менее обидчив и менее вспыльчив.

12) Между тем (В)ПЕРЕДИ, сквозь деревья сверкнула вода, и (В)СКОРЕ дорожка привела нас к большому озеру.

13) (В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

14) Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым.

15) (ПО)ЯСНОМУ небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег.

16) Там, (ВЫСОКО)ВЫСОКО, бродили ветерки, у НАС(ЖЕ), (В)НИЗУ, было (ТИХО)ТИХО.

17) Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего (НЕ)ЛЬЗЯ было сказать, куда свернет протока — (В)ЛЕВО или (В)ПРАВО.

18) Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ.

19) Я часто спорил с ним, но ВСЕ(ЖЕ) благодаря ему (МА-ЛО)ПОМАЛУ стал замечать, что для самого меня не все было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определенные убеждения, ЧТО(БЫ) указания моей совести были определенны и не имели бы в себе ничего смутного.

20) (ПО)МОЕМУ, наш гость (СО)ВСЕМ не говорит (ПО)РУССКИ.

21) (ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, (ПО)ТОМУ(ЧТО) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.

22) А в (СЕРО)ЧЕРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.

23) Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин.

24) Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своем делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (В)ЛЕВО, то (В)ПРАВО, ТАК(ЧТО) поблескивающее зеркало ее упиралось (В)ДАЛИ то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.

napyaterku.com

ЗАДАНИЕ 13 | Школьные файлы SchoolFiles.net

Егораева Г. Т. ЕГЭ 2017. 1000 заданий с ответами по русскому языку ЗАДАНИЕ 13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1. В открытое окно поезда пахло дождём и (КАК)БУДТО грибами, а (В)ДАЛИ равнины уже мелькали печальные огни станции. И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах. Мне было горько (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу. Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО выше верхушек вишен. (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду. Ответ:__________________________ 2. Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж. (B)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян. ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай. (ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной. (C)НАЧАЛА представления всё стало раздражать Степана, и он очень пожалел, что не ушёл (ВО)ВРЕМЯ. Ответ:__________________________ 3. Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ (ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней. И(ТАК), ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей? (В)ОТЛИЧИЕ от Андрея Петровича Степан Ильич более добродушен, (ТО)ЕСТЬ менее обидчив и менее вспыльчив. (ЗА)ТЕМ парком был старинный замок, который (В)ПОСЛЕДСТВИИ обветшал и разрушился. Между тем (В)ПЕРЕДИ сквозь деревья сверкнула вода, и (В)СКОРЕ дорожка привела нас к большому озеру. Ответ:__________________________ 4. (В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднималась гряда гор.(ОТ)ТОГО озера прорыли канал, ЧТО(БЫ) вода в помещичьем пруду не покрывалась ряской. Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым. По ясному небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака, (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег. (В)ДАЛЕКЕ раздался выстрел, и ТОТ(ЧАС) послышался истошный женский крик. Ответ:__________________________ 5. Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего (НЕ)ЛЬЗЯ было сказать, куда свернёт протока. Новенький СРАЗУ (ЖЕ) подружился с нами, (ПО)ТОМУ что был беззлобен и улыбчив. Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ. Я часто спорил с ним, но всё же благодаря ему (МАЛО)ПОМАЛУ стал замечать, что для самого меня не всё было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определённые убеждения, ЧТО(БЫ) указания моей совести были определённы и не имели бы в себе ничего смутного. Понимаете, наш гость (СО)ВСЕМ не говорит (ПО)РУССКИ. Ответ:__________________________ 6. (ПО) ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, так как (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного. А в (СЕРО)ЧЁРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай. Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин. Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв. (ПО)ТОМУ, как вы ведёте себя в обществе, мы ТО(ЖЕ) можем многое о вас рассказать. Ответ:__________________________ 7. Меж двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала ИЗ(ПОД) снега колея заброшенной дороги. Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремлённой (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок. (ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.(КОГДА)ТО в центре материка (В)СЛЕДСТВИЕ землетрясения образовалась гора. (ПО)ЭТОМУ тракту (НЕ)РАЗ вели этапом осуждённых. Ответ:__________________________ 8. Не могу судит

schoolfiles.net

Тема: Обособленные определения

Предмет: Русский язык

Класс: 11

Учитель: Щукина Р.Е.

Тема: Обособленные определения

Цели:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания по теме: « Обособленные

определения»; закрепить умения правильно ставить знаки препинания

при обособленных определениях, видеть ошибки в использовании причаст-

ного оборота, заменять придаточную часть сложноподчиненного пред-

ложения обособленным определением, находить в тексте предложения с

обособленными определениями; повторить орфоэпию.

Развивающие:

активизировать самостоятельную деятельность, развивать

познавательную активность, умение логично и грамотно излагать

свои мысли.

Воспитательные:

воспитывать любовь к языку, прививать культуру общения.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

^

Когда определения обособляются

^ Какие определения обособляются Примеры
Если имеют значение причины, условия, уступки Согласованные и несогласованные определения, стоящие перед определяемым словом 1.^ , бабочки кружились около фонаря. (Бабочки кружились почему?)

2.Обычно спокойный, лектор на этот раз сильно волновался. (Лектор волновался несмотря на что?)

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

2. Орфоэпическая разминка ( работа с текстом -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки. Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Взаимопроверка.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1 )1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,4 4)3,4

4. Работа по теме урока.

Сообщение темы и цели урока .

Записи в тетради.

Разбор проблемного задания.

Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых.

Расскажите об остальных случаях обособления определений, используя таблицу, которую вы составили дома.

^

5.Закрепление.

1) Индивидуальная работа по карточкам (сильные учащиеся выполняют работу на компьютере).

2) Остальные учащиеся «по цепочке» выполняют задания на интерактивной доске.

Цель: отрабатывать умение определять условия обособления определений в предложениях и расставлять необходимые знаки препинания.

Задание. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения.

1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

2. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

3. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

4. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды.

5. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась.

6. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.

7. Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

8. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега бежали мутными ручьями на потопленные луга.

3)Задание. Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Объясните.

1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.

2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.

4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.

5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

6. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.

7.Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.

8. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

9 В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк.

10 Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.

4) Графический диктант.

1. И, убелённый сединою, я вновь иду в поля твои, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.

2. По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.

3. Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой, этим непосредственным выражением красоты и добра.

4. Сорока вспорхнула и, распустив хвост, по прямой полетела прочь.

6.Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

5)Самостоятельная работа. Задание: списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

Много былей я знаю веселых и грустных

О хлебах испече…ых на листьях капустных

О замеша...ых круто духмя…ых опарах

О колосьях наполне…ых солнечным жаром

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой

Что лежит на ладони сухой и щербатой

О ладони что стала от стужи лиловой

И о стуже степной по-январски суровой.

( Н.Поляков)

Проверка.

6)Готовимся к ЕГЭ.

-В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

^

^ Нельзя заменить причастным оборотом
1.Если местоимение « который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием ( Возьми папку, которая лежит на диване.- Возьми папку, лежащую на диване.).

2. Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. ( Она подарила мне колье, которое купила в городе.- Она подарила мне колье, купленное в город.

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. - Учащиеся, выполнившие задания на « отлично» ,будут освобождены от экзаменов. ).

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным .(Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

^

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

^

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части.( Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

^ . Задание: Замените, где возможно придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Объясните.

^

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

^

Все творчество писателя Е.Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

^

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным придаточным оборотом?

7.Домашнее задание.

Упражнение 243 ( для слабых учащихся)

Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями ( для сильных учащихся).

Для всех: задания А26 .

8. Рефлексия.

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение-мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился- зря прожил день.

dmee.ru