Основные виды шлемов древнерусских воинов: Русские доспехи X-XVII веков

Бобров Л.А., Пастухов А.М., Белоусова Н.Е. Шлемы цинских императоров XVII – начала XIX вв. (по материалам Хуанчао лици туши)

Бобров Л.А., Пастухов А.М., Белоусова Н.Е. Шлемы цинских императоров XVII – начала XIX вв. (по материалам Хуанчао лици туши)1

Бобров Л.А., Пастухов А.М., Белоусова Н.Е. Шлемы цинских императоров XVII – начала XIX вв. (по материалам Хуанчао лици туши // Общество и государство в Китае. М.: Институт востоковедения РАН, 2015. Т. XLV, часть 1. С. 90-101.

Более двух столетий «Восьмизнамённая армия» Цинской империи оставалась главной военной силой в континентальной Восточной

——————
1. Исследование проведено за счёт гранта Российского научного фонда (проект No 14-28-00045).

-90-


Азии. Маньчжурские правители вели успешные военные компании в Китае, Корее, Монголии, Тибете, Восточном Туркестане и Казахстане. Ожесточённые столкновения с русскими отрядами в Приамурье (в середине — второй половине XVII в. ) и джунгарскими армиями в Центральной Азии (в конце XVII — середине XVIII вв.), в конечном счёте, также завершились победой императорских войск. К сожалению, несмотря на обилие вещественных, изобразительных и письменных источников, цинское военное искусство исследовано ещё в недостаточной степени. Это крайне негативно сказывается на изучении военно-политической истории народов региона в целом и атрибуции и датировке предметов вооружения цинского производства из музейных собраний и частных коллекций в частности. Так, например, стандартизированные цинские шлемы XVII–XIX вв. нередко определяются музейными сотрудниками как: «монгольские шишаки XIII столетия» (Канский краеведческий музей), юаньские наголовья (Музей монгольского вторжения, Хаката, Япония), «тибетские шлемы» (ГМИНВ), «шеломы казахских батыров» (ПЦКРК), и даже, как «шлемы древнерусских воинов» (Музей г. Одессы, Украина). Схожая ситуация наблюдается при датировке и атрибуции цинских корпусных панцирей, клинкового и древкового оружия. В подобных условиях важным и перспективным направлением научных исследований является публикация эталонных предметов цинского вооружения, а также материалов имперских кодексов, регламентирующих оружие и доспехи маньчжурской аристократии, представителей императорской свиты, воинов элитных подразделений, солдат и офицеров «Восьмизнамённой армии» и китайских «Войск Зелёного знамени».
Особое значение, в данной связи, имеет перевод и военно-исторический анализ соответствующих разделов знаменитого цинского кодекса Хуанчао лици туши (1759 г.), текст которого содержит детальное описание конструкции и системы оформления шлемов, панцирей, щитов, саадаков, клинкового, ударного, ударно-рубящего, длиннодревкового и огнестрельного оружия армии Цинской империи.
Целью настоящей статьи является перевод и оружиеведческий анализ разделов Хуанчао лици туши, посвящённых двум вариантам «императорского шлема для большого осмотра [войск]» (хуанди даюэ чжоу и 皇帝大閱胄一; хуанди даюэ чжоу эр 皇帝大閱胄二).
Для перевода был выбран китайский вариант текста, опубликованный в издании Хуанчао лици туши 2004 г. [5, с. 605, 606]. Он проиллюстрирован оригинальными изображениями шлемов, помещёнными в текст кодекса 1759 г. (рис. 1, 1, 2) (см. Приложение). Перевод выполнен А.М. Пастуховым и снабжён развёрнутыми комментариями, подготовленными авторами настоящей публикации.

-91-


«Императорский шлем для большого смотра [войск. Вариант] 1 (хуанди даюэ чжоу и 皇帝大閱胄一).
Согласно установлениям ныне правящей династии (бэньчао динчжи 本朝定制) 2 императорский шлем для большого смотра войск (даюэ 大閱) 3 делается из кожи 4 , окрашенной лаком (сю 髹) 5. На самом верху (дин 頂) 6 жемчужина из Маньчжурии (дунчжу 東珠) 7, [её] опора (чэн 承) — золотое облако (цзиньюнь 金雲). Внизу сделаны 3 золотых возносящихся дракона (цзинь шэнлун 金升龍) 8, каждый из

——————
2. В позднецинском кодексе Цин хуйдянь ту (淸會典圖, 1899), раздел «О военной подготовке», часть 1 (武備一), созданном на основе более ранних уложений маньчжурской династии, относительно даты введения шлема подобной конструкции и декора указано: «21 год [эры правления] Цяньлун (1756)». Однако из текста Хунчао лици тушу видно, что он был введён до 1756 г. (ссылка на уже существующие «правила ныне правящей династии», в противовес второму варианту императорского шлема действительно введённого Цяньлуном в 1756 г. ).
3. Согласно династийной истории Цин ши гао, первый большой смотр войск был проведён императором Хуантайцзи в 1633 г. С 1656 г. было принято решение проводить большой смотр войск 1 раз в 3 года. Целью проведения смотра было поддержание воинского духа в армии, а также строевая подготовка войск.
4. Имеется в виду особым образом обработанная и затвердевшая кожа животных, которая традиционно использовалась народами Восточной Азии для изготовления отдельных элементов защитного вооружения и целых панцирных комплексов. Средневековые авторы нередко уподобляли прочность кожаного панцирного покрытия его железному аналогу: «Все листья (то есть пластинки панциря. — Авт.) по твёрдости приравниваются к железу, а в толщину всего половина цуня. Если испытать их луком и стрелами, то пробить невозможно. Железные доспехи, пожалуй, не сравнятся» [6, с. 200].
5. Иероглиф сю 髹 означает либо тёмно-красный лак, либо процесс лакировки/окраски. Соответственно, кожа может быть либо просто лакированной, либо окрашенной тёмно-красным лаком. Судя по внешнему виду сохранившихся шлемов, следует использовать вариант перевода «окрашено лаком».
6. Здесь и далее речь идёт о надвершии (навершии шпиля) императорского шлема.
7. Маньчжурский жемчуг считался очень дорогим и качественным. Самые крупные жемчужины достигали 12–13 мм в поперечнике. Их добычу контролировали специальные отряды, набранные из воинов племени солон. Для сбора жемчуга для нужд императора и его семьи было сформировано 59 отрядов по 30 человек в каждом. Ещё 39 отрядов отвечали за сбор жемчуга для принцев крови [1, с. 368].
8. Шэнлун 升龍 — дракон, символизирующий усопшего императора. В паре с нисходящим драконом цзянлун символизирует непрерывность и преемственность императорского правления.

-92-


них украшен рубином (хунбаоши 紅寶石). Ниже сделан золотой шар (цзиньюаньчжу 金圓珠), [на котором] выгравированы (лоу 鏤) 3 дракона, [и который] украшен тремя драгоценностями из лазурного камня я 9 и 4 жемчужинами (чжэньчжу 珍珠). Ниже сделан драгоценный зонт (баогай 寶蓋) [в виде] облаков с золотыми краями (цзиньчуйюнь 金垂雲), украшенный 6 камнями цинхунбаоши (靑紅寶石) 10 и рубинами. [Зонт] просверлен насквозь [и] вертикально установлен [на шпиль] трубки (гуань 管) с выгравированным свернувшимся драконом (паньлун 蟠龍) 11, [к зонту подвешен] султан из 24 хвостов 12 соболя сюньдяо (сюньдяо ин 薰貂纓) 13, длина 6 цунь (寸) 5 фэнь (分) 14, на ало-золотой подкладке (хунпянь цзиньли 紅片金裏) 15. У конца шпиля (гуаньмо 管末) на основании (чэн 承) — 5 лепестков [в форме] облака (юнье 雲葉), также выгравирован дракон (лун 龍). Ниже сделан круглый цоколь (юаньцзо 圓座) 16, [на котором] выгравированы 4 истинных дракона (чжэнлун 正龍) 17, и который украшен 8 жемчужинами и 4 рубинами. Под цоколем золотая чаша (пань 盤), на которой выгравированы 4 бегущих дракона (синлун 行龍 ), украшенные 4 жемчужинами и 8 рубинами. От верха до чаши в высоту 1 чи (尺) 1 цунь (寸) 18.

——————
9. Камень я остался не идентифицированным.
10. Возможно, речь идёт о лазурите. Букв. цинхунбаоши 靑紅寶石 — «драгоценный камень тёмно-фиолетового цвета».
11. Дракон паньлун 蟠龍 считается драконом, живущим в озере и ещё не вознёсшимся на небеса.
12. Возможна также трактовка: «полос меха с хребта соболя».
13. Соболь сюньдяо 薰貂 не идентифицирован. Возможные переводы — «мягкий соболь» или же «ароматный соболь».
14. 20,8 см.
15. Хвосты соболя на султане распущены и подбиты подкладкой из алой материи с золотыми нитями.
16. Здесь и далее речь идёт о подвершии (пластине основания навершия) императорского шлема. Визуально данный элемент представлял помещённую в чашу коронованную полусферу.
17. «Истинный дракон» чжэнлун — это дракон, изображаемый с извивающимся телом и расставленными в стороны лапами, голова при этом изображена анфас. Наиболее часто встречается на парадных одеяниях императоров и на серебряных цинских монетах.
18. 35,2 см.

-93-


Спереди и сзади на шлеме 19 имеются накладки (лян 梁) 20, также гравированные [изображениями] драконов, каждый украшен тремя жемчужинами, двумя «кошачьими глазами» (маоцзин 猫睛) 21, двумя сапфирами (ланьбаоши 藍寶石) и двумя рубинами, истинный дракон держит во рту восточный топаз (хуанбаоши 黃寶石). Справа и слева от накладок золотом наведены санскритские надписи (фань-вэнь 梵文) в три яруса: в верхнем 8 [знаков], в следующем — 18, в промежутках инкрустации из золота в виде подвесок (цзинь инло 金瓔珞) 22, в следующем — 24. Спереди сделан козырёк (уцин 舞擎), [на котором] выгравированы 4 дракона, украшенные 5 жемчужинами и 4 рубинами. На налобной пластине (ху’э 護額) нарисованы два золотых дракона (цзиньлун 金龍), между ними — пламенеющая жемчужина (хочжу 火珠). Высота от начала накладок до налобника 8 цунь 5 фэнь 23.
Сзади свисает назатыльник (хусян 護項) 24, [его внешняя тканевая] покрышка (бяо 表) из ярко-жёлтого шёлка (минхуан дуань 明黃緞), подкладка голубого (юэбо 月白) 25 [цвета], кайма (юань 緣) [сделана

——————
19. Здесь и далее речь идёт о тулье императорского шлема.
20. Тулья цинских шлемов традиционно клепалась из нескольких (как правило двух) пластин, стыки которых прикрывались специальными (в данном случае фигурными) накладками-лян (梁 — кит. диалектн. «хребет»).
21. Кошачий глаз — первоначальное название зеленовато-жёлтой разновидности хризоберилла (цимофана) со специфическим световым эффектом бегающего по поверхности блика. В Европе впервые был описан Гаюи в 1798 г. Это оптическое явление напоминает наблюдателю глаз кошки. В настоящее время термин употребляется более широко в отношении различных декоративных и самоцветных камней, у которых отмечается перемещение переливающейся световой полосы при повороте камня. Если в современных европейских текстах термин «кошачий глаз» употребляется без указания минерала, то он относится к хризобериллу. Однако неизвестно, относится ли термин «кошачий глаз» в тексте Хуанчао лици туши исключительно к хризобериллу.
22. Имеется в виду характерный для цинских шлемов узор в виде ряда «драгоценностей» соединённых «перевязью» («ожерельем») со свисающими «кистями» («подвесками»).
23. 27,2 см. Имеется в виду расстояние от верхней части накладки (у пластины навершия) до нижнего края налобника.
24. Здесь и далее речь идёт о трёхчастной (пара наушников и назатыльник) бармице императорского шлема.
25. Буквальным переводом выражения юэбо 月 白 будет «серебристо-голубой» или «голубовато-белый», но в действительности подкладка императорских шлемов имеет голубой цвет.

-94-


из] тёмного японского шёлка (цин водуань 靑倭緞) 26, пятью цветами (уцай 五彩) вышит золотой дракон.
Справа и слева наушники (хуэр 護耳), [сделаны] подобно назатыльнику, по 4 ярко-жёлтых шнура (минхуан тяо 明黃絛) на каждом, напротив каждого уха [розетки в виде] золотого цветка (цзинь-юань хуа 金圓花), выполненного ажурной резьбой (лоукун 鏤空), чтобы было слышно 27. Сверху вышиты по 1 золотому бегущему дракону, снизу — по 3 истинных золотых дракона, изнутри простёганы хлопком (мянь 棉), снаружи на ткани (бу 布) 28 [видны] золотые [головки] заклёпок (дин 釘), прикреплены 6 завязок из тёмного шёлкового шнура (циндуаньдай 靑緞帶) 29.
Подшлемник (чжоучэнь 冑襯) имеет покрышку из шёлка тёмно-серого цвета (шициндуань 石靑緞), алую шёлковую подкладку, тоже подбит хлопком, сверху прикреплена [кисть] из алых нитей (хунжун 紅絨).
Императорский шлем для большого смотра [войск. Вариант] 2 (хуанди даюэ чжоу эр 皇帝大閱胄二)
Почтительно сообщаю, что в 21-м году [эры правления] Цяньлун (1756) высочайше утверждён императорский шлем для большого смотра [войск]. Наверху жемчужина и шар с 3 выгравированными драконами, каждый из которых украшен 1 маньчжурской жемчужиной. На шлеме спереди и сзади накладки, середина украшена алмазными (цзиньганши 金剛石) змеями тэншэ (螣蛇) 30. Слева и справа от накладок санскритские надписи — в верхнем ярусе 12 [знаков], в следующем — 8, в следующем — 24.
Всё остальное — как в императорском шлеме для большого смотра [войск, вариант] 1» [5, с. 605, 606].

——————
26. Выражение цин водань может быть переведено, как «тёмный, тёмно-голубой, ярко-синий, ярко-зелёный, чёрный (синий до черноты) японский шёлк». Судя по подлинным образцам императорских доспехов, обкладка имела практически чёрный цвет. Таким образом, наиболее точным представляется приведённый выше вариант перевода.
27. Имеется в виду круглая розетка в виде золотого цветка снабжённая слуховыми отверстиями.
28. Бу 布 может означать и ткань вообще, и полотно в частности. Перевод зависит от контекста.
29. Служили для стягивания и фиксации горизонтальных лопастей наушников защищавших горло воина.
30. Змея тэншэ 螣蛇 — персонаж китайской мифологии, способна вызывать облака и туман.

-95-


Описания двух вариантов оформления императорского шлема для большого осмотра войск проиллюстрированы в Хуанчао лици туши соответствующими рисунками, демонстрирующими шлемы спереди и сзади (рис. 1, 1, 2). Данные описания и изображения должны были служить образцом для придворных мастеров-оружейников изготавливавших доспехи для членов правящей фамилии. Однако насколько точно выполнялись эти предписания на практике? Для ответа на данный вопрос сравним материалы кодекса Хуанчао лици туши с подлинными образцами шлемов маньчжурских правителей.
До нашего времени дошли не менее девяти шлемов принадлежавших цинским императорам XVII–XIX вв. В качестве примера, рассмотрим наголовье императора Сюанье правившего под девизом Канси в 1661–1722 гг. (рис. 2). В настоящее время данный шлем хранится в фондах Музея Императорского дворца Гугун в Пекине. 31
Тулья шлема склёпана из двух пластин трапециевидной формы изготовленных из твёрдой воловьей кожи. С внешней стороны они покрыты блестящим чёрным лаком. Стыки пластин тульи прикрыты специальными металлическими накладками (лян). Накладки с внешней стороны купола выполнены из золота и украшены изображениями драконов. В специальные «гнёзда» («касты») вставлены жемчужины и драгоценные камни округлой формы. Самый большой камень (топаз?) помещён в пасть дракона на нижней части накладки. По тулье шлема пропущены три узких золотых обруча, которые визуально делят купол наголовья на три горизонтальных яруса. 32 Нижний и верхний ярус украшены золотыми надписями представляющими собой буддийские мантры: «Ом мани падме хум» и др. На центральном ярусе, буддийские надписи вплетены в характерный для маньчжурских шлемов золотой узор в виде ожерелья с подвесками (цзинь инло). 33
Лицевая часть шлема снабжена налобником прямоугольной формы (ху’э), нижний край которого (согласно чжурчжэньской оружейной традиции) располагается значительно ниже кромки тульи

——————
31. Парадные шлемы других представителей правящего дома Цинской империи оформлены схожим образом.
32. Благодаря подобному приёму мастера-оружейники сымитировали форму «ступенчатого» шлема маньчжурской аристократии начала XVII в. [3, с. 197, рис. 11; 4, с. 474, рис. 196, 11].
33. Данный узор встречается уже на боевых и парадных наголовьях чжурчжэней Хоу Цзинь (1616–1636) и ранних маньчжурских шлемах датированных первой половиной XVII в. [там же].

-96-


шлема. 34 На поверхность налобника нанесены изображения сближающихся драконов цзиньлун и образ пламенеющей жемчужины (хочжу) между ними. К верхней части налобника приклёпан золотой пятиугольный «коробчатый» козырёк (уцин) украшенный прорезным узором в виде четырёх драконов. В «гнезда» на горизонтальной «полке» козырька вставлены девять жемчужин и драгоценных камней сгруппированных по три (рис. 2).
Навершие шлема состоит из подвершия (пластины-основания), трубки-втулки для плюмажа и шпиля с султаном и надвершием (шпилевым навершием). Подвершие целиком выполнено из золота и инкрустировано жемчугом и драгоценными камнями. Оно представляет собой массивную увенчанную «короной» (чэн) золотую полусферу (юаньцзо) в чаше (пань). Вся конструкция украшена тонким прорезным орнаментом. Коронообразная опора чэн несёт изображение дракона-лун, а её верхний край оформлен пятью фестонами-«лепестками». Поверхность полусферы покрыта четырьмя «истинными драконами» (чжэнлун) и инкрустирована 12 жемчужинами и рубинами. Драгоценные камни и жемчужины сгруппированы по три и вставлены в «гнёзда» по четырём сторонам шлема (рис. 2). На стенки чаши нанесены изображения четырёх драконов синлун. Двенадцать рубинов и жемчужин сгруппированы по три, но расположены не в виде треугольника (как на поверхности полусферы), а в ряд (рис. 2). Трубка-втулка украшена изображением дракона паньлун. Во втулку вставлен длинный шпиль увенчанный «зонтом» (баогай) и ярусным надвершием. Последнее состоит из золотого шара (цзинь-юаньчжу) инкрустированного жемчугом и драгоценными камнями красного цвета и украшенного гравировкой в виде трёх драконов. Над полусферой помещены фигурки трёх золотых «возносящихся драконов» (цзиньшэнлун) в обрамлении красных драгоценных камней (рубинов?). Венчает надвершие коронообразная опора чэн с большой белой жемчужиной. Султан шлема крепится к «зонту», который представляет собой инкрустированную драгоценными камнями округлую золотую пластину с фестончатым краем. Собственно султан состоит из узких полос соболиного меха на красной подкладке.
Шлем императора Сюанье снабжён трёхчастной матерчатой бармицей состоящей из пары наушников (хуэр) и назатыльника (хусян). Все элементы бармицы покрыты шёлком жёлтого цвета с чёрной

——————
34. В отличие от большинства шлемов офицеров и рядовых латников налобник императорского шлема имеет ровный нижний край. Подобная конструкция налобной пластины восходит к чжуржэньским (цзиньским) прототипам XII–XIII вв. [2, с. 267, 275, рис. 2, 3].

-97-


окантовкой по периметру и украшены рядами золотых заклёпок с полусферическими шляпками (рис. 2). Подбой бармицы выполнен из ткани голубого цвета. Наушники шлема имеют вырезную форму. В центральной части они снабжены округлыми золотыми пластинками со сквозными слуховыми отверстиями. Шёлковая покрышка наушников украшена изображением «бегущего дракона» (синлун). С помощью четырёх жёлтых шнуров к наушникам крепятся специальные прямоугольные лопасти, служившие для защиты горла. В боевом положении лопасти стягивались между собой и фиксировались специальными завязками из чёрного шёлка. Каждую лопасть покрывают изображения трёх «истинных драконов» (чжэнлун). Назатыльник хусян имеет форму трёхлепесткового бутона, в центре которого нашито изображение золотого дракона.
Сопоставление описания шлема из кодекса Хуанчао лици туши и подлинного образца из Гугун показало, что они практически в точности (подчас до мельчайших деталей) соответствуют друг другу. Особое значение имеет тот факт, что шлем императора Сюанье был изготовлен примерно за 50 лет до составления кодекса Хуанчао лици туши. Это подтверждает высказанное нами ранее предположение, что фразу «Согласно установлениям ныне правящей династии (бэньчао динчжи 本朝定制)», применительно к тексту Хуанчао лици туши, следует понимать, как отсылку к более ранним постановлениям цинских императоров, правивших до середины XVIII в. Таким образом, кодекс Хуанчао лици туши имеет высокую значимость не только в вопросах изучения вооружения и доспеха цинской аристократии с 1756 по 1818 г. (от утверждения базовых регламентов императора Хунли до принятия обновлённого кодекса императором Юнъяном), но и для реконструкции комплекса вооружения маньчжурской знати XVII — первой половины XVIII в.

Список сокращений
ГМИНВ — Государственный музей искусства народов Востока (г. Москва).
ПЦКРК — Президентский центр культуры Республики Казахстан (г. Астана).

Литература
1. Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской Империи. М.: «Восточный дом», 2002. 464 с.
2. Бобров Л.А. Шлемы «цзиньского» типа: конструктивные особенности и вопросы эволюции // История и культура Улуса Джучи. Казань: АН РТ, 2007. С. 267–287.

-98-


3. Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Эволюция защитного вооружения чжурчжэней и маньчжуров в периоды развитого и позднего Средневековья и Нового времени // Археология Южной Сибири и Центральной Азии эпохи позднего Средневековья. Новосибирск: ООО «РТФ»; НГУ, 2003. С. 66–212.
4. Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и Нового времени (XV — первая половина XVIII вв.). СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. 770 с.
5. Хуанчао лици туши (Иллюстрированное описание утвари, используемой для ритуалов Августейшей династии). Янчжоу: Гуанлин шушэ, 2004. 812 с.
6. Чжоу Цюй-фэй. За хребтами. Вместо ответов (Дин вай дай да). М.: «Восточная литература», 2001. 528 с.

Приложение

Рис. 1. Изображения императорских шлемов в кодексе Хуанчао лици туши (1759 г.).


1.1.
Первый вариант императорского шлема, оформленный «Согласно установлениям ныне правящей династии».

-99-



1.2.
Второй вариант императорского шлема, утверждённый императором Цяньлуном в 1756 г.


Рис. 2.
Шлем императора Канси (1662–1722). Музей Гугун (Пекин, КНР).

-100-

Доспехи и Оружие Древней Руси

Доспехи и Оружие Древней Руси

Есть замечательное правило: если в прошлое выстрелить из пистолета – будущее выстрелит в тебя из пушки. По версиям некоторых современных «деятелей от науки», пишущих книги или статьи на тему истории Древней Руси наши предки, оказывается, были настолько отсталыми дикарями, что жили на болотах, пугали всех прохожих под видом «леших» и прочей «нечисти». А потому, мол, и доблестных подвигов, борьбы с врагом за землю свою у наших предков не было – и была при этом «кучка разрозненных славянских племён, враждовавших друг с другом», как утверждают некоторые «знатоки древности». И бегали наши предки-русичи в одних портках, а то и без оных – именно на это делает упор в одной статье некий современный «археолог». Интересно, а в чём люди в те времена должны были бегать? В джинсах и кроссовках? Хотя, мы и сегодня ходим… в штанах. И в брюках. А женщины в юбках и платьях. Не понимаю, почему в статье о вооружении нужно делать акцент именно на штанах, при этом забывая главное – наличие того или иного вида вооружения у славян, технологию его изготовления, способы применения в бою… Подобные «исторические сведения», очерняющие или высмеивающие наших прапредков, можно назвать не только идеологической диверсией, но и сочинениями психически нездоровых личностей. К сожалению, подобным примитивным подходом к изучению отечественной истории до сих пор страдают российские псевдоучёные и религиозные деятели с ортодоксальным видением, ведущие отсчет истории Руси – России почему-то с одного, отдельно взятого периода.
Источник:
https://znaxar.com/articles/5979-oruzhie-i-dospehi-drevney-rusi.html

В многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств. Император Маврикий, например, рекомендовал византийской армии широко пользоваться методами ведения войны, применяемыми славянами…

Этим оружием русские воины владели хорошо и под командой храбрых военачальников не раз одерживали победы над противником.

За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей — Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились.

Кистень — это короткий ременный кнут с подвешенным на конце железным шаром. Иногда к шару приделывали еще шипы. Кистенем наносили страшные удары. При минимальном усилии эффект был ошеломляющий. Кстати, слово «ошеломить» раньше означало «сильно стукнуть по вражьей черепушке»

Головка шестопера состояла из металлических пластин — «перьев» (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XV—XVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время серьезным оружием.

И булава, и шестопер свое происхождение ведут от палицы — массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями, — которая также долгое время была на вооружении русских воинов.

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же — топорками, то есть короткими топорами.

И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка — обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.

Большой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие — железко — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко использовались в стрелецком войске.

Позднее в русском войске появились алебарды — видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.

Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.

Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом «на копьях» с трех сторон опрокинули монгольское войско и разгромили его.

Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.

Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага,в места не защищенные доспехами. Двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.

Копье состояло из древка и лезвия со специальной втулкой, которая насаживалась на древко. В Древней Руси древки называли оскепище(охотничье) или ратовище(боевое). Делали их из дуба, березы или клена, иногда с применением металла.

Лезвие (наконечник копья) называлось пером, а его втулка называлась вток. Оно чаще было цельностальное, однако применялись и технологии сварки из железных и стальных полос, а также цельножелезные.

Рогатины имели наконечник в виде лаврового листа шириной 5—6,5 сантиметра и длиной до 60 сантиметров. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывалось по два-три металлических сучка.

Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.
В Новгородской первой летописи записано, как разбитое войско «…побегоша на лес, пометавше оружие, и щиты, и совни, и все от себе».

Сулицей называлось метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 метра. Наконечники сулиц черешковые и втульчатые.

Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Даже слова «щит» и «защита» – однокоренные. Щиты использовались с древнейших времён и вплоть до распространения огнестрельного оружия.

Вначале именно щиты служили единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах найдены в византийских рукописях VI в.

По определению выродившихся римлян: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».

Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры — окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом «с головой».

Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно.
В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела «изгрызенной».

Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у «воинов в медвежьих шкурах» нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.

Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом.

По реконструкциям археологов, щиты VIII – X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.

Древнерусский круглый щит имеет скандинавское происхождение. Это позволяет использовать для реконструкции древнерусского щита материалы скандинавских могильников, например, шведского могильника Бирка. Только там найдены остатки 68 щитов. Они имели круглую форму и диаметр до 95 см. В трех образцах было возможным определение породы дерева поля щита – это клен, пихта и тис.

Также установили породу и для некоторых деревянных рукоятей – это можжевельник, ольха, тополь. В некоторых случаях были найдены металлические рукояти из железа с бронзовыми накладками. Подобная накладка была найдена и на нашей территории – в Старой Ладоге, сейчас она хранится в частной коллекции. Также, среди останков как древнерусских, так и скандинавских щитов, были найдены кольца и скобы для ременного крепления щита на плече.

Шлемы (или шеломы) являются видом боевого наголовья. На Руси первые шлемы появились в IX – X вв. В это время они получили свое распространение в Передней Азии и в Киевской Руси, однако в Западной Европе являлись редкостью.

Появившиеся позднее в Западной Европе шлемы были более низкими и скроенными по голове в отличие от конических шлемов древнерусских воинов. Кстати, коническая форма давала большие преимущества, так как высокий конический кончик не давал нанести прямого удара, что важно в районах конно-сабельного боя.

Шлем «норманнскког типа»

Шлемы, найденные в захоронениях IX – X вв. имеют несколько типов. Так один из шлемов из Гнездовских курганов (Смоленщина) был полусферической формы, стянутый по бокам и по гребню (ото лба к затылку) железными полосками. Другой шлем из тех же захоронений имел типично азиатскую форму – из четырех склепанных треугольных частей. Швы прикрывались железными полосами. Присутствовали навершие и нижний обод.

Коническая форма шлема пришла к нам из Азии и называется «норманнским типом». Но вскоре она была вытеснена «черниговским типом». Он отличается большей шаровидностью – имеет сфероконическую форму. Сверху присутствуют навершия с втулками для плюмажей. Посередине они укреплены накладками с шипами.

Шлем «черниговского типа»

По древнерусским понятиям, собственно боевое одеяние, без шлема, и называлось доспехами; позднее этим словом стало называться все защитное снаряжение воина. Кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась на протяжении X—XVII веков.

Кроме кольчуг на Руси была принята, но до XIII века не преобладала защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые — с XI по XVII век. Последний вид доспехов отличался особой эластичностью. В XIII веке распространяется ряд таких усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные бляхи (Зерцало), наручни.

Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались зерцалами. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин — передней, задней и двух боковых.

Пластины, вес которых редко превышал 2 килограмма, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).

Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда и название доспехов), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер.

В XVI веке на Руси получают широкое распространение кольчатый панцирь и нагрудные доспехи из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи. Такие доспехи называли бахтерец.

Собирался бахтерец из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с коротких боковых сторон. Боковые и плечевые разрезы соединялись с помощью ремней и пряжек. К бахтерцу наращивали кольчужный подол, а иногда — ворот и рукава.

Средний вес таких доспехов достигал 10—12 килограммов. В это же время щит, утратив свое боевое значение, становится парадно-церемониальным предметом. Это относилось и к тарчу — щиту, навершие которого представляло собой металлическую руку с клинком. Такой щит применялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко.

Бахтерец и щит-тарч с металлической «рукой»

В IX—X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками. После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями.

В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси.

В XI—XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком — яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.

Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные.

Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.

В конце XII — начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком.

Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника. Вместо прямого меча с появилась сабля — изогнутый меч. Сабля очень удобна для боевой рубки. В искусных руках сабля страшное оружие.

Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, булавы, кистени, шес-топеры, шлемы, панцири, круглые щиты в течение 200 лет практически без существенных изменений были на вооружении, и даже с появлением огнестрельного оружия.

С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляются массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитного вооружения свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем.

Утяжеление снаряжения не было значительным, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.

Численность войска Древнерусского государства достигала значительной цифры. По данным летописца Льва Диакона, в походе Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию Святослав имел 60 тысяч человек. В качестве командного состава рати руссов источники называют воевод и тысяцких. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.

Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии тысяцкого назначал князь. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.

В X веке впервые применяется термин «полк» как название отдельно действующего войска. В «Повести временных лет» за 1093 год полками называются войсковые отряды, приведенные на поле сражения отдельными князьями.

Численный состав полка не был определен, или, говоря иначе, полк не являлся определенной единицей организационного деления, хотя в сражении, при расстановке войск в боевой порядок, деление войск на полки имело значение.

Постепенно вырабатывалась система взысканий и поощрений. По более поздним данным, за военные отличия и заслуги выдавались золотые гривны (шейные обручи).

Золотая гривна и золотые пластины-обивки деревянной чаши с изображением рыбы

Мастерство древнерусских кузнецов Изучение найденных при археологических раскопках древнерусских орудий труда и ремёсел, оружия опровергает примитивную точку зрения некоторых «историков» о том, что якобы до 12 – 14 веков основой хозяйственной жизни на Руси были охота и промыслы, а не земледелие и ремесло, и показало высокий уровень развития этих областей хозяйства в Древней Руси ещё с 1 тыс. н.э. То же относится и к умению ковать оружие. Вообще, не только оружие, но и все основные орудия труда древнерусских земледельцев ещё с 9 – 10 веков, многочисленных ремесленников и строителей изготовлялись из железа и стали, в силу чего ремесло по добыче и обработке черного металла являлось одним из важнейших звеньев в производительных силах Древней Руси. Основой техники металлургического производства Древней Руси являлось прямое восстановление железной руды в металлическое железо. Этот способ производства железа и стали, носящий в историко-технической литературе название «сыродутный», был крупнейшим изобретением в истории человечества и на протяжении почти 3000 лет, до появления чугунолитейной техники, являлся единственным способом получения черного металла. В Древней Руси наряду с железом очень широко применялась углеродистая сталь. Режущие орудия труда, оружие и инструменты изготовлялись из стали. Древнерусские письменные памятники упоминают сталь под терминами «оцел» и «харалуг». Позднее, в 16 веке в русских источниках появляется новый термин – «уклад», обозначающий понятие сталь. Более того, существовало несколько способов получения разной стали! Что, в свою очередь, говорит о высокоразвитом и технологичном умении древних кузнецов. По-старому кузнец назывался коваль или ковач. Русское оружие 9 – 13 веков было очень разнообразно по форме и по роду применения. Среди археологических находок встречаются мечи, сабли, копья, стрелы (из металла делались наконечники), боевые топорики, булавы, кинжалы, боевые ножи, шлемы, кольчуги, щиты. Основным оружием профессионального воина Древней Руси – дружинника был меч, как было сказано выше. Массовым же оружием, которым вооружался в бою рядовой воин, было копье и топор, лук и стрелы. В области изучения оружия в своё время господствовали разнообразные теории, принижавшие культуру и технику Древней Руси. Всё русское оружие из погребений дружинников приверженцами «норманнской теории» рассматривалось как импорт из Скандинавии, а для видов, отсутствующих у скандинавов, – привезенным с Востока. Однако доказано, и свидетельством тому являются не только летописи, но и применяемый не раз комплексный металловедческий анализ археологических находок, что оружие и, в частности, мечи, успешно ковалось местными оружейниками – славянами. Поясним: металловедческое изучение археологических находок включает в себя микроструктурный (изучение строения металла или сплава под микроскопом, наблюдение ведется на специально подготовленной путем полировки и травления реактивами поверхности металла), рентгеноструктурный (изучение с помощью рентгеновских лучей атомной структуры металлов) и спектральный (исследование химического состава металлов на основании его спектра) анализ. Отбрасывать в сторону и игнорировать столь серьёзный метод изучения археологических находок – недопустимо для настоящего исследователя и преступно для любителя-«археолога». Проблема на сегодняшний день состоит в том, что большинство книг, рассчитанных на массового читателя, не только по вооружению русских воинов, но и вообще по истории Руси пишут дилетанты, либо жулики, не утруждающие себя хотя бы тем, чтобы заглянуть в академические и профессиональные источники, ознакомиться с уже существующими изысканиями учёных. Жульничество проявляется как раз в замалчивании ранее проведённых исследований и их результатов, доказывающих наличие высокоразвитых цивилизованных славянских народов, а не «дикарей, живущих на болотах»! Тема воинской доблести русских ратников, история развития вооружения и доспехов в Древней Руси настолько богата и обширна, что невозможно раскрыть её полностью только в одной статье. Надеемся, что в будущих наших материалах нам удастся сделать это более подробно. Завершая этот краткий исторический экскурс, приведём свидетельство ровесника ix века. Добротные мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине ix века писал: «Что же касается купцов русских – они же суть племя из Славян – то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому морю». Итак, мы видим, что древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников-воинов мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделки не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, делавших мечи из булатной стали!
Источник:
https://znaxar.com/articles/5979-oruzhie-i-dospehi-drevney-rusi.html

http://storyfiles.blogspot.com/2013/12/blog-post_19.html

Русская броня

Источник фото: Public Domain

Источник фото: Public Domain

В средние века Россия была захвачена различными соседними странами. Силы скандинавских викингов из Скандинавии и монголов из Монголии пришли сражаться. Эти войны повлияли на русский доспех.

Первый или «норманнский» период

В средние века Россия была захвачена различными соседними странами. Силы скандинавских викингов из Скандинавии и монголов из Монголии пришли сражаться. Эти войны повлияли на русский доспех.

Второй период Влияние Востока

Первый период русского доспеха также называли нормандским периодом. Норманны, или норвежцы, были представителями викингов, поселившихся на северо-западе России.

Известно, что с 9 по 13 века варяги основали Киевскую Русь. Киевская Русь — это свободная федерация, расположенная на территории современной Белоруссии, Украины.

По сравнению с другими средневековыми армиями Европы русская армия имела несколько единиц. Части русской армии отличались от остальных европейских армий своим вооружением. На них были кольчуги и другие вспомогательные доспехи.

Русские солдаты и элитные всадники носили кольчуги под шубами. Меховые бурки несколько символизировали старую форму русских войск.

Бояре были высшими войсками и военачальниками. Иногда в боях надевали бронежилеты. Их шубы имели бы богатый узор поверх кольчуги и носили бы меховые шапки на голове. Бояре использовали в качестве оружия длинный изогнутый меч.

Категории Русского Доспеха

К началу 13 века монголы вторглись в Европу. Россия не стала исключением, когда монголы завоевали Киевскую Русь. Это привело к падению указанной федерации.

В 13-15 веках каждое государство на Руси имело войска, искусные в кавалерии и стрельбе из лука, как монголы. Русские части тоже были похожи на воинские части византийских. Русские части носили конусообразные шлемы, использовали длинные копья и подобные изогнутые мечи.

К тому времени они скопировали эффективное оружие и доспехи в свою систему. Они будут использовать луки и стрелы, булавы, кольчуги, мягкие доспехи и треугольные щиты.

У русских частей были элементы, которые отличали их от византийских частей. Это были длинные стрелы в большом колчане, шелковые наряды, меха и остроконечные шапки, похожие на монгольские.

Другие русские части имели арбалеты, шубы поверх кольчуг и круглые каски. Круглые шлемы были похожи на те, что носили византийские арбалетчики.

Русские лучники не носили доспехов, но носили конусообразную шапку и стеганую экипировку. Некоторые юниты носили полную броню. Однако эти доспехи были не такими полными, как у европейских рыцарей.

Русские доспехи, которые носил каждый отряд, были легче, чем у европейских рыцарей. Он был сделан из нескольких железных полос с выгравированными на них деталями.

Металлические доспехи носили только для защиты груди, рук и ног. Они надевали эти металлические доспехи поверх кольчуги.

В качестве каски некоторые русские войска носили на голове конусообразную каску, под которой была кольчуга. Другие войска просто носили кольчугу на голове без шлема. Кольчуга по-прежнему необходима в русских доспехах.

Средневековое оружие и доспехи России подразделяются на три: Броня, Шылем и Щит. Доспех или Броня — бронежилет, Шолом или Шылем — шлем, Щит — щит.

Далее они будут классифицированы по различным типам.

Источник фото: Public Domain

Доспех или Броня

Также известен как бронежилет в Русской Броне.

Доспех — это общий термин для бронежилетов, а Броня — это общий термин для доспехов.

Броню можно разделить на Байдану, Бахтерец, Калантар и Кольчугу. Куяк Тегиляй и Юшман — другие доспехи.

Во-первых, Байдана произошла от арабского слова «Бадан», что означает короткие кольцевые доспехи.

Это форма брони из металлических колец. Кольца выглядят не как проволока, а как шайбы, большие и штампованные из металлического листа.

В нем было 10 000 колец, зарекомендовавших себя как эффективная защита от рубящих ударов саблей.

Далее, бахтерцы — это хромированные пластинчатые доспехи, происходящие от монгольского слова «бектер»,

, что означает тип доспехов.

Доспех собирали из узких, продолговатых, горизонтальных и слегка изогнутых железных пластин. Затем они расположили эти железные пластины вертикальными рядами.

Броня обладала исключительной гибкостью, а прочность бронезащиты утроилась.

Другой — Калантар, латный доспех 14 века.

Он состоял из расположенных горизонтально металлических пластин, скрепленных кольцевой сеткой.

Источник фото: Public Domain

Пластины, используемые в этом доспехе, крупнее бахтерца. Это парадный доспех, украшенный золотом, орнаментом и гравировкой.

Четвертым будет доспех Кольчуга из железных колец. Перед сборкой Кольчуги мастера готовили кольца.

Одни кольца были разомкнуты с одинаковым диаметром, а другие заварены.

Другое Кольчуга будет переплетена с медными кольцами для придания стильного вида, а затем отполирована до блеска.

Далее куякский доспех изготовлялся из металлических пластин, обычно округлой формы.

Но иногда они были и прямоугольными. В отличие от Калантара этот доспех был отделен от кожаной или тканевой основы.

Часто носили вместе с Кольчугой. Куякский доспех был похож на бригантину, но имел металлические пластины внутри кожаного плаща.
Еще один в списке — Тегиляй. Это было стеганое пальто, напоминающее западный гамбезон. Это была плотная хлопчатобумажная ткань с металлическими кольцами или пластинками, стеганными на груди.

Они создали его из золота и венецианского бархата с пуговицами и петлицами. Обычно его носят бедные воины из-за его защитных качеств и доступности.

Наконец, Юшман был еще одним типом доспехов, который сочетал в себе кольца, чешуйки или пластины. От персидского слова «дьявшан» оно означает кольчугу с переплетенными горизонтальными пластинами.

По сравнению с Колантаром у Юшмана были меньшие детали. Обычно его носили поверх кольчуги.

Шолом или Шылем

Шолом или Шайлем также известен как шлем. Различные типы шлемов, используемые русскими, — бармица, личина и мисюрка.

Шишак и Ерихонка — другие виды касок.

Быстрый просмотр

134,99 $

Быстрый просмотр

134,99 $

Быстрый просмотр

151,99 $

Быстрый просмотр

121,99 $

Быстрый просмотр

105,99 $

Быстрый просмотр

95,99 $

Быстрый просмотр

105,99 $

Быстрый просмотр

105,99 $

Бармица, Личина, Мисюрка

Бармицу делают из сцепленных пластин или кольчужную сетку из маленьких железных колец. Бармица была похожа на туго сплетенную рыболовную сеть или покрывало мусульманской женщины.

Следующая личина, металлическая маска для лица. Он был подвижным с гротескным дизайном. Поэтому личину прикрепляли к шлему шарниром. Меньшие формы они назвали полумаской.

В-третьих, Мисюрка известна как железная тюбетейка. Он защищает только макушку головы воина.

Шишак и Ерихонка

На четвертом Шишак, головной убор с коническим шлемом и набалдашником сверху. Это был обычный защитный головной убор в 12-14 веках.

У него была очень длинная заостренная вершина, которая заканчивалась острым концом. К нижнему краю шишака часто прикрепляли бармицу.
Далее идет Шлеми, металлический головной убор русского воина. Делали эти шлемы из двух-четырех пластин металла, соединенных между собой. Затем они разработали и чеканили его серебряными, золотыми и железными покрытиями.

Иногда добавляют украшения, гравюры или произведения искусства.

Другим может быть Шлем, который известен как полувизор или полумаска. В начале 13 века шлемы стали иметь забрала. Эти забрала использовались для защиты лица воина от ударов и выстрелов.

Либо закрывал лицо наполовину, либо полностью. Маски также были сделаны в отвратительных формах, чтобы устрашить врага.

Наконец, Ерихонка представлял собой высокий монгольский шлем. Ерихонка имела цилиндрический нижний край тульи и очень высокий конический верхний край тульи.

Богатые и знатные носили эти шлемы, украшенные драгоценными камнями, золотом и серебром. Они носили его поверх кепки или подкладки из толстой ткани, чтобы защитить голову.

Источник фото: Public Domain

Щити

Щити также известен как щит. Он был деревянным, плоским и состоял из слоев досок. В составе русских доспехов трансформациям подверглись и их щиты.
Русский щит 8-11 веков был круглым и в четверть роста человека. Это сделало его пригодным для защиты от ударов.

Он был овальной или воронкообразной формы, что усиливало его защитные свойства. На щите крепилась планка, облегчавшая переноску на руке.

Круглый щит считается самым ранним щитом. Он был легким, что делало его пригодным как для пеших, так и для всадников.

Вскоре длинные овальные щиты стали использоваться во второй половине 10 века. Когда наступил XI век, русские использовали миндалевидные щиты.

Миндалевидные щиты широко использовались в Европе. Он защищал всадников от подбородка до колен. По мере улучшения их шлема верхняя часть щита сглаживалась.

Затем к 13 веку ввели треугольный щит с закруглением. Этот тип щита держался близко к телу. Вместе с ним были введены и криволинейные трапециевидные щиты.

Развитие щитов

Долгое время щиты различались по форме. Эти щиты в основном делались из дерева, железа, тростника или кожи. Обод щита назывался короной, а пространство между короной и колпачком называлось Каймой.

Задняя сторона щита имела подкладку и удерживалась перевязками, называемыми столбцами. Цвета щита совершенно разные, но красный цвет символизировал все русские доспехи.

Сегодня, когда видишь русские доспехи несколько веков назад, не веришь, но они ассоциируются с красивым холодным комплектом одежды. Это может быть не та броня, которую вы себе представляете, как у викингов, римлян или греков, но она хорошо послужила русским.

Источник фото: Public Domain

12 потрясающих шлемов из древнего мира

Обновлено
3 сентября 2022 г. — 18:45
Джоанна Гиллан

Шлемы древнего мира могли быть ослепительными, ужасающими, пугающими, а иногда просто практичными. Здесь мы рассмотрим 12 невероятных шлемов со всего древнего мира.

Шлем и маска японского самурая. Самурайские шлемы предназначались для устрашения врага. Они были похожи на чертей или горных духов. Шлемы состояли из нескольких секций из металла, украшенного рогами, рогами, мехом, перьями, золотом, лаком или папье-маше. (общественное достояние)

Рибчестерский шлем. Римско-британский кавалерийский шлем из медного сплава с забралом-маской (1 st – 2 nd вв. н.э.). Украшен сценой стычки между пехотой и кавалерией. Шлем был найден в Рибчестере, Ланкашир, на северо-западе Англии. Шлем Рибчестер не использовался в бою, а служил либо для спорта, либо для церемоний. ( Попечители Британского музея / CC by SA 4.0 )

Боевой шлем Мескаламдуга, могущественного короля Киша. Он был обнаружен в 1924 году в Ираке на Королевском кладбище в Уре. Он был отчекан из цельного листа 18-каратного золота с рельефными чертами и выгравированными деталями. ( Музей Пенна )

Гладиаторский шлем Мурмилло . Мурмилло был типом гладиатора во времена Римской Империи. Шлем мурмиллона имел широкие поля, а также гребень, который украшали перьями или конским волосом. На этом гребне обычно была изображена стилизованная рыба, так как мурмилло иногда называют «рыбочеловеком». (WH_Pics/Adobe Stock)

  • Действительно ли древние воины шли в бой в крылатых шлемах?
  • Зловещий шлем римской кавалерии из Рибчестерского клада

Шлем гладиатора, найденный в Помпеях и богато украшенный сценами из греческой мифологии. Сейчас в Лувре. ( Кэрол Раддато / CC by SA 2.0 )

Рогатый шлем Генриха VIII . Историки считают, что причудливый шлем был отправлен в подарок королю Генриху VIII Максимилианом I, императором Священной Римской империи, в 1514 году нашей эры. Экспонируется сегодня в Королевском оружейном музее в Лидсе, Англия (Королевская оружейная палата / Некоммерческая лицензия)

Шлем из клыка микенского вепря, извлеченный из камерной гробницы. Этот тип шлема описан в «Илиаде» Гомера. 14-13 до н.э. В настоящее время находится в Национальном археологическом музее Афин. (Общественное достояние)

  • Разоблачение корней мифа о рогатых шлемах викингов
  • Шлем Мильтиада, символ известного древнегреческого воина

Рогатый шлем бронзового века возрастом 3000 лет, найденный в Дании в 1942 году. Шлем с длинными изогнутыми бычьими рогами, выходящими из круглой шапки, украшен клювом и большими глазами хищной птицы. (Национальный музей / CC BY-SA 3.0)

Кельтский парадный шлем, 350 г. до н.э. Найден погребенным в пещере в Агри, западная Франция. Вся кепка, защита шеи и защита щек были загромождены роскошным золотым узором из усиков и листьев. ( Xuan Che / Flickr )

Реплика кельтского шлема (3 век до н.э.) из Чумести, район Сату Маре (Районный музей Сату Маре). Wolfgang Sauber / CC by SA 3.0

Большой шлем с украшением Альберта Пранкского, Австрия (реплика). 14 9Оригинал 0219-го -го века нашей эры находится в Музее истории искусств в Вене. Археологические раскопки Венделя расположены в Уппланде, на восточном побережье Швеции, и использовались в качестве могильника в период Венделя (ок. 550–800 гг. н. э.). ( Ола Мирин / Государственный исторический музей / CC by SA 2.5 ) 

Верхнее изображение: ужасающий золотой самурайский шлем с маской тигра (теплый хвост / Adobe Stock)

Джоанна Гиллан

Связанные статьи о древнем происхождении

25 ноября, 2020 — 01:05
dhwty

Вендель и Вальсгарде — два археологических памятника, расположенных в Швеции.

Основные виды шлемов древнерусских воинов: Русские доспехи X-XVII веков
Scroll to top