Немецкие шлемы М16-18. М16 шлем


Немецкие шлемы М16-18 - Амуниция-снаряжение

Модель 1916 года

В 1915 армейская группа Gaede (по имени командующего генерала) занимала позиции в горах Вогез, около швейцарской границы. Генерал Гаед был озабочен большим количеством ранений в голову, получаемых его солдатами на этом, «относительно тихом» участке фронта. Возмущенный бюрократизмом и бездействием вышестоящих, он спроектировал собственный шлем и изготовив около 1500 штук, отправил их войскам на своем участке фронта.

Потери личного состава после ввода каски M1916 Stahlhelm резко сократились. Каска же Gaede's была очень тяжелой около 4,5 фунтов. Она состояла из двух частей - мягкого кожаного колпачка и прикрепляемого к нему заклёпками подобию шлема из листов стали. Толстая искривленная стальная пластина защищала только область лба. С длинной носовой частью, свисавшей вниз, подобно шлемам викингов 11-го столетия. Каска оказалась менее чем успешной, но она имела одну характеристику, которую использовали в более поздних моделях - она была изготовлена из хромо-никелевого стального сплава, который оказался очень прочным.

Изображение

Стальная каска Армейской Группы "Gaede"

В феврале 1916 года небольшое количество «стальных шлемов» поступило в войска под Верденом.

Заметное уменьшение количества тяжелых ранений приводит к массовому производству M1916 Stahlhelm, и замены им «пикельхельма» на Западном фронте в течение нескольких месяцев, а на Восточном фронте к середине 1917. Когда новый шлем только начал поступать в войска, солдаты, отходящие в тыл с передовой, передавали свои М1916 тем, кто приходил на их место. На фотографиях того времени можно часто увидеть солдат одного подразделения в разных шлемах – в М1916 и «пикеле». Производство не могло сразу удовлетворить всю огромные потребности.

Корпус шлема формировался из цельного листа и проходил девять стадий штамповки. Заклепки под кламмеры M1891 Pickelhaube позволяли быстро прикрепить подбородочный ремень пекельхельма M1891. Подшлемник крепился тремя заклепками. Он изготавливался из кожи или полосы листового металла с тремя кожаными лепестками и шнуром, которые образовывали очень эффективную внутреннюю систему подгонки размера. Подшлемник был разработан так, чтобы между шлемом и головой было расстояние в один палец по бокам и два пальца сверху. Это должно было предотвратить повреждения головы от ударов по шлему. По бокам шлема имелось две трубочки – «рожки», которые выполняли две функции. Во-первых, осуществляли вентиляцию. Во-вторых, на них навешивалась тяжелая бронепластина, так называемый Stirnpanzer. Пластина имела вырез, которым одевалась на рожки, и затягиваемый на задней части шлема кожаный ремень. Пластина дополняла комплект нагрудной брони, получивший у коллекционеров прозвище «панцирь омара», который весил 35 фунтов. Предполагалось, что эта броня защитит часовых и пулеметчиков, которые были более уязвимы для вражеского огня, чем другие войска. Но солдаты выбрасывали броню при первой же возможности, так как ношение тяжелой брони в траншеях имело сомнительную ценность, что делает в наше время пластину и броню редкой находкой. Stahlhelm выпускался нескольких размеров, как и Pickelhaube. Наименьший размер был 60, наибольший – 68. Было также выпущено некоторое количество размера 70. Шлемы малых размеров - 60, 62 и 64 - имели дополнительный шаг на рожках, дабы бронепластина (которая выпускалась одного размера) могла быть присоединена ко всем шлемам. Размер шлема обычно отпечатывался на внутренней стороне юбки.

Изображение

В конце 1916 проверили камуфлирующие свойства белого покрытия. Успехи не впечатлили. В феврале 1917 года начали выпускать серое холстяное покрытие,

Изображение

Каска M1916 Stahlhelm обтянутая тканью

для удаления бликов на шлеме от солнца и луны. В 1917 шлем был упрощен, «пикельхельмовское» крепление подбородочного ремня заменили на крепление непосредственно к подшлемнику. Этот шлем идентифицируется как «M1917 Stahlhelm». В начале 1918 было опробована ещё одна модификация. Коллекционеры называют эту модификацию «шлем телефониста», или «кавалерийская модель», так как в этой модификации удалили часть юбки шлема, раскрыв уши.

Изображение

M1918 Stahlhelm, С различными типами окраски

Это было сделано для того, чтобы уши не повреждались при близких разрывах взрывной волной, отраженной глубокой юбкой шлема вовнутрь. Модель оказалась не очень удачной, и поэтому была произведена не очень большим количеством.

Stahlhelm окрашивался в цвет Feldgrau, пока приказ Генерального штаба, датированный 7 июля 1918, не установил схему камуфляжной окраски. Камуфляж для новых шлемов наносился по зеленому или коричневому основному фону Зеленые, желтые, охряные и ржаво-коричневые пятна в виде ромбов наносились с черной разделительной полосой шириной в палец. Допускалась подгонка камуфляжа под условия местности. Также существовали камуфляжные схемы без разделительной полосы.

Изображение

Различные маскировочные образцы

Шлем этот оказался самым удачным, причем в обеих мировых войнах. Ни одна страна не смогла разработать такой же сбалансированной по параметрам «цена-эффективность» модели. Впрочем, технологичность и относительная дешевизна шлема обусловились и более развитой, чем у союзников, промышленностью Германии. Например, для русских заводов штамповка крупных деталей из толстого листа долгое время была проблемой. Сборная из трех элементов конструкция каски Адриана, принятой с небольшими изменениями Италией и Россией, показывает, что Франция также не могла позволить себе штамповать каски полностью, а не по частям.

Проблема усиления защиты для шлемов упирается не в толщину брони и не в массу самого шлема (хотя последнее весьма важно для эргономики), а в сами возможности организма противостоять удару и толчку. Даже если лобовая пластина не будет пробита, пуля, отдав свою колоссальную энергию, приведет к гибели человека от контузии, а скорее даже от перелома шейных позвонков. Рекомендовалось даже упирать затылок в какой-то неподвижный предмет в случае использования с шлемом обр. 1916 г. дополнительной пластины. Сомневаюсь, однако, что это помогало, зато наверняка снижало удобство боевой работы. Пластины сильно утяжеляли шлем, снижая удобство носки, а потому носили их редко.Совсем иное дело, когда в шлем попадал осколок или отброшенный взрывом предмет. Его энергия была, как правило, невелика, шлем не пробивался, а удар гасился без видимых последствий для солдата. Без шлема осколочные ранения в голову приводили к тяжелому повреждению или смерти. Шрапнель присутствовала в боекомплектах орудий до 1914 года в количестве от 50 до 75%, и хотя с переходом к позиционной обороне удельный вес шрапнели упал, она все еще широко применялась. Пуля шрапнели, как правило, имела весьма небольшую скорость полета, а ее сферическая форма облегчала рикошетирование при попадании в прочную преграду под углом. Появление касок в немецкой и других армиях резко снизило потери укрытой в окопах пехоты от шрапнельного огня. Впрочем, вне окопа пехота была уязвима как прежде.

Изображение

M1916 Stahlhelm лобовой лист Stirnpanzer

Изображение

Солдат на посту в каске M1916 Stahlhelm

с пластинчатой кирасой Strinpanzer

Надбровная пластина тяжелая, весом около 5 фунтов (2.5kg). Пластина обеспечивала пуленепробиваемость на 150 футов (50 м) и крепилась к шлему кожаным ремнем с двойной заклепкой по бокам, эта конфигурация также использовалась в более позднем М18. Двухрядная заклепочная система, однако, не позволила достаточно растягиваться коже при результирующем давлении и ремни обрывались. Возможно это одна из причин, почему оригинальные ремни на M 18 сохранились редко. Качество обработки края пластин различается. Часто край не гладкий. Он обычно красился в тот же цвет, что и шлемы, но есть много примеров, когда слой краски был настолько тонок, что сейчас кажется, будто был непокрашен. Маркировки производителей обычно штамповались на металле с внутренней стороны справа. Krupp, например, представляется тремя, частично пересекающимися кругами. Другая часто встречающаяся марка - буква R, за которой следуют любые цифры, фигура в форме "звонка" или серии букв и цифр. Часто также встречается штамп букв AK, которые являются официальной военной акцептной маркой. Такой чернильный штамп, также находился на бронежилете, который носился в то же время, что и лобовая пластина. Однако, встречаются подлинные пластины без каких-либо маркировок вообще.

www.nakop.ru

Каска М16 | Экспонаты первой и второй мировой войны

Каска М16

Модель 1916 года

М16 стальной немецкий шлем проектировался с целью заменить кожу, сталь и войлочное покрытие версии pickelhaube из-за возросшего количества ранений в голову, которые получали солдаты германской армии.

Экспериментальное исследование шлема, под руководством профессора Шверда (Schwerd) Технического Института в Ганновере, началось в конце 1915 года созданием различных форм и конфигураций. Самые ранние эскизы проекта и патентованные рисунки устанавливают, что подобные рожку вентиляционные приспособления, для крепления надбровной пластины, были всегда составляющей частью проекта.

Шлем версии М16, впервые был выдан солдатам, воюющим в Вердене зимой 1915-16 г., в шести возможных размерах: 60, 62, 64, 66, 68 и 70. Размеры 60 - 64 из-за меньших параметров, имели регулируемую втулку вентиляционного рожка, чтобы держать лобовую пластину одного размера.

Несколько компаний производило М 16, среди них Eisenhuttenwerke и Siemens-Halske. Заводской код обычно наносили с внутренней стороны в левой ушной зоне, в конце кода проставляли размер шлема. Например, надпись для размера - 64, производимого Eisenhuttenwerke, самый массового изготовителя, - ET64 , для Siemens-Halske - Si64. Другие фабричные приставки включают K, W, TJ, BF и G.

Модель шлема M16 отличается толстым кожаным лепестковым подшлемником, который состоит из кожанного обруча и трёх кожаных сегментов с двумя язычками (three-tongued в патентованных рисунках). Каждый сегмент оснащен подушкой из конского волоса или полотна, чтобы смягчить удар головы, одна на лбу и по одной над ушами. Владелец подгоняет подшлемник под себя, стягивая язычки кожанным ремешком или шнурком.

Крепление подбородочного ремешка к шлему модель М16

Сегменты подшлемника обычно коричневые, светлые часто появляются в M17 и M18. Подбородочные ремни, как на M 16, так и M 17, варьируют в ширине и толщине, но в правильной конфигурации всегда крепятся к выступающим втулкам на раковине шлема в зоне ушной защиты, нужная длина регулируется двумя скользящими пряжками, петли ремешка фиксируются заклёпками. Подбородочные ремешки часто рвались и ремонтировались либо заменялись в полевых условиях.

Надбровная пластина тяжелая, весом около 5 фунтов (2.5kg). Пластина обеспечивала пуленепробиваемость на 150 футов (50 м) и крепилась к шлему кожаным ремнем с двойной заклепкой по бокам, эта конфигурация также использовалась в более позднем М18. Двухрядная заклепочная система, однако, не позволила достаточно растягиваться коже при результирующем давлении и ремни обрывались. Возможно это одна из причин, почему оригинальные ремни на M 18 сохранились редко. Качество обработки края пластин различается. Часто край не гладкий. Он обычно красился в тот же цвет, что и шлемы, но есть много примеров, когда слой краски был настолько тонок, что сейчас кажется, будто был непокрашен. Маркировки производителей обычно штамповались на металле с внутренней стороны справа. Krupp, например, представляется тремя, частично пересекающимися кругами. Другая часто встречающаяся марка - буква R, за которой следуют любые цифры, фигура в форме "звонка" или серии букв и цифр. Часто также встречается штамп букв AK, которые являются официальной военной акцептной маркой. Такой чернильный штамп, также находился на бронежилете, который носился в то же время, что и лобовая пластина. Однако, встречаются подлинные пластины без каких-либо маркировок вообще.

Австрийские лобовые пластины, более редкие , чем немецкие - обычно почти идентичны в форме и цвете, но некоторые сделаны из более толстого металла и имеют лучшую обработку граней. Австрийский ремень тканный и крепится единственной заклепкой с каждой стороны пластины или сшивается. Этот же вид ремня, применяемый на австрийских шлемах, имеет металлические армированные отверстия для зубца застёжки и кожаные укрепления в конце ремешка.

Модель 1917 года

Весной 1917 года, в связи с недостаточными поставками кожи, ввели подшлемник с металлическим обручем шириной 2,6 см, вместо кожанного М.16. Это перфорированный обруч с тремя группами по 32 отверстия, к которому прикреплялись три кожанных сегмента с амартизационными подушечками.

Подшлемник всё чаще изготавливают из светлой кожи, вместо коричневой М16. С внешней стороны шлем М 17 ничем не отличается от М 16.

Модель шлема М 17. Отличительные признаки: Металлический обруч и светлая кожа подшлемника, крепление подбородочного ремня как на М 16 кронштейном к шлему.

Модель 1918

Крепление подбородочного ремешка производится с двух сторон к прямоугольным рамкам металлического обруча. Кожанный ремешок состоит из двух частей. С правой стороны более длинный ремешок продевается через прямоугольное кольцо и имеет пряжку для регулирования длины и заканчивается металлическим карабином. Левосторонний ремешок более короткий продевается в прямоугольное кольцо короткой петлёй и фиксируется двумя клёпками, наподобие заклёпок на ремешке лобовой пластины. Заканчивается ремешок застёжкой для карабина и кожанным подбородником, защищающим лицо от повреждений металлическими деталями. Гладкая сторона подбородной накладки содержала марку производителя и дату. Например, "Hermann Freimann 1918 Nurnberg" and "Ludwig Raffael Nurnberg 1918."

В наши дни очень трудно найти M16 и M17 с оригинальными подбородочными ремешками, даже более проблематично относительно М18. Позднее на этих шлемах использовали подбородочные ремни и подшлемники послевоенного переходного шлема М27 и шлема парашютистов на четырёх кламерах.

Подшлемник М 16 с вариантом подбородочного ремешка

На М18 подшлемники чаще всего изготавливали из светлой кожи, но по-прежнему встречались и коричневые экземпляры. На подушке оттиск производителя иногда совпадает с оттиском на подбороднике.

Краска на М18 тёмно-зелёная, почти чёрная. Однако это может быть результатом старения.

Модель 1918 с вырезанными краями.

В августе 1918 года, когда Германское военное министерство решало вопрос о замене модели М91 (pickelhaube) , с фронта стали поступать жалобы солдат на плохую слышимость в шлеме М17. Учитывая это, было произведено 2 100 шлемов 64 размера с урезанной ушной секцией. Нововведение оказалось успешным настолько, что позволило телефонистам в полевых условиях работать не снимая шлема.

$400

0222

otvaga.net

Подшлемник стального шлема М16 | JURGEN

Описание процесса изготовления начну с краткого описания самого подшлемника. Итак, подшлемник состоит из двух, если можно так выразиться, основных деталей. Первая деталь: кожаный обруч и вторая деталь: три кожаных лепестка, к которым пришиваются карманы для подушечек. С помощью этих подушечек регулируется размер подшлемника методом их наполнения или же наоборот опустошения.

В оригинальных подшлемниках наполнителем подушечек является конский волос, но из-за отсутствия оного мне пришлось использовать обычную паклю.

Кожаный обруч представляет собой полосу кожи шириной 45 мм и толщиной примерно 4 мм сшитую стык в стык. Длина окружности обруча зависит от размера шлема. При изготовлении заготовку отрезал по длине таким образом, чтобы она в сомкнутом виде с трудом вставлялась в шлем, причем вставляется она таким образом, что лицо (гладкая сторона) кожи должно оказаться внутри шлема, а бахтарма, соответственно, наружу — к стенкам шлема.

Так как обруч крепится кламмерами точно по своему горизонтальному центру, то для удобства и точности «примерки» по всей длине заготовки обруча по центру карандашом провёл  линию. Кроме того, она позволяет регулировать через отверстия под кламмеры глубину посадки обруча в шлем. После того как длина заготовки обруча была определена, приступил к разметке отверстий под прошивку. Обруч прошивается в двух местах: на стыке и по верхней кромке по всей длине окружности. Последним швом пришиваются к нему и кожаные лепестки. Длина стежка этого шва 4 мм. Если у вас нет промышленной швейной машины, то отверстия под строчку легко «дырявить» промышленной швейной иглой №180-200, которую предварительно зажать в специальном держателе с цанговым зажимом.

Так как прошивать буду не на машинке, а вручную, то прежде чем сшивать заготовку обруча стык в стык, наметил и проколол отверстия под прошивку по всей длине окружности.

Шов на стыке — предварительно толстой иглой пробил на определенном расстоянии шесть отверстий на двух концах заготовки обруча и промазал торцы обувным клеем для последующего их склеивания. Затем прошил крест-накрест таким образом, чтобы «кресты» оказались сзади, на внешней стороне обруча, а стежки на лицевой (внутренней) стороне обруча.

Следующий этап: вырезание «полуотверстий» под шайбы крепления «рогов» — втулок шлема. Отмечать их удобнее и точнее тогда, когда обруч уже сшит и вставлен в шлем. Для их вырезания воспользовался подходящим круглым пробойником подходящего диаметра. После этого разметил на уже начерченной линии по центру обруча отверстия под кламмеры и выбил их пробойником. В итоге получил готовый обруч.

«Вторая» деталь подшлемника: кожаные лепестки с карманами и сами подушечки.

Лепестки вырезал по заранее приготовленному лекалу, кожу использовал такую же, как и на подшлемниках для М35, М40 или М42 — КРС-ная подкладка толщиной около 1,2-1,4 мм. Следующий этап: работа с х/б тканью, так как подушечки и карманы сделаны именно из неё. Подушечки сшил по «образу и подобию» оригинальных, оставив на одной (длинной) стороне каждой подушечки недостроченный шов, чтобы можно было позже наполнить её паклей (конским волосом) и дошить уже вручную. Карманы вырезал из такой же ткани. При стачивании карманов и кожаных лепестков удобно пользоваться клеем для текстиля. Я рекомендую «GUTERMANN Creativ HT2». Он очень удобен в использовании: склеивает практически мгновенно и не оставляет следов, но он имеет один большой минус — цена. Весьма дорогое удовольствие для постоянного использования.

Схема шитья карманов примерно такая: на кожаный лепесток приклеил тесьму, которая нужна для завязывания кармана, и нижний край кармана, затем пристрочил нижний край кармана и после приклеил «бока» кармана. Потом завернул боковины кожаного лепестка и пристрочил их. Прежде чем заготовку кармана стачать с кожаным лепестком, ее надо прострочить по верхнему краю, а нижний край просто подклеить, завернув его. Небольшое отступление по поводу тесьмы: я взял чуть неподходящую по ширине (она должна быть уже), так как нужной ширины не нашел, а синтетику ставить не хотелось. В общем по фотографиям должно быть понятно что и как делать.

Далее. Прежде чем пришивать лепестки на кожаный обруч, приклеил вторую тесёмку к обручу и чтобы удобнее было пришивать, приклеил и лепестки к обручу. Затем осталось прошить по окружности обруч и всё.

После этого наполнил подушечки паклей, предварительно хорошо распушив ее, вставил подушечки в карманы, завязал тесемки и вставил шнурок в отверстия лепестков. Подшлемник готов.

 

www.jurgen.ru


Смотрите также