Содержание
Священные лики Большого Леса
: 15 Янв 2005 , Открытие Сибири , том 4,
№1
Может ли народ «сочинить» себе «биографию», запечатлев в легендах и мифах то, чего не было? То есть предъявить в своем эпосе потомкам и миру более высокий уровень самосознания и даже общественного устройства, чем был он в древности на самом деле?!
Анализируя результаты этнографических изысканий, XIX–XX вв. к. и. н. Александр Соловьев склонен предполагать, что былинные остяцкие богатыри («железные волки с заиндевелыми боками», «с оленьими ногами, свирепых рук и ног суставами»), как и воинственность обских угров, освященная «огненной и многоязыкой девой Тарой*», отнюдь не вымысел… И главный аргумент в этом споре – бронзовые отливки с изображением человеческого лица – личины или «чудские образки», которые до сих пор находят в дремучих лесах Приобья и Приуралья
«. .. – Какой муж с крепкими суставами ног родился… на другом конце города?
– Кольчугу с Сотней Торчащих Рожков Носящий Богатырь – мой брат там родился.
– После него кто родился?
– Звенящую Кольчугу из Блестящих Колец Носящий Богатырь – мой брат здесь родился.
– После него кто… родился?
– Богатырь с Остроконечным Мечом – мой брат здесь родился…»
С. К. Патканов. Былина про богатырей города Эмдера.
Свыше ста лет минуло с тех пор, когда ученый мир императорской России впервые услышал легендарные истории из жизни остяцких богатырей, записанные в глубинах таежного Прииртышья Серафимом Паткановым. Полные загадочных образов, мрачного таежного колорита, ярких неожиданных эпитетов и контрастных сравнений, с чуждой «цивилизованному» уху ритмикой повторов – они явили современникам давно исчезнувший и совершенно незнакомый мир жизни западносибирских аборигенов.
За свою работу «Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по былинам и героическим сказаниям» [1] исследователь получил Малую золотую медаль Русского географического общества. Однако картины легендарной жизни обских угров и современное состояние их быта (с которым сталкивались ученые и путешественники в конце позапрошлого – начале прошлого веков) являли разительный контраст. И мнения о том, можно ли верить историзму образов народной фантазии, разошлись. Одни, преимущественно историки, и прежде всего такие крупные и авторитетные исследователи эпохи феодализма, как С. В. Бахрушин, З. Я. Бояршинова, утверждали, что хорошо известные в русских актовых документах остяцкие «княжества» могли в прошлом достигать весьма высокого уровня социально-политического развития и даже приобретать формы близкие к феодальным. Другие маститые специалисты, в их числе классики отечественной этнографической науки – В. Н. Чернецов и Б. О. Долгих, считали обско-угорское общество гораздо более архаичным. Побывав в начале прошлого века в Западной Сибири, они предположили, что в этом суровом краю «экономические условия не давали должной обеспеченности», а «муки родов культуры» были столь велики, что у народа не оставалось никаких сил на созидание чего-либо выходящего за рамки насущных потребностей, следовательно – и за рамки патриархальных родоплеменных отношений. Таким образом разгорелась дискуссия об «остяко-вогульском» феодализме.
Прошли годы, утихли страсти, но историков и этнографов наших дней по-прежнему легко поделить на признающих высокий, фактически предгосударственный (как минимум – поздний военно-потестарный) уровень общественного развития аборигенов западносибирской тайги и на отрицающих подобный «прорыв» местного населения – заурядного потребителя чужих идей и технологий – к более прогрессивному общественному устройству.
А что же археологические данные? С одной стороны, они явили миру немало находок, свидетельствующих о том, что обско-угорскому обществу Приобья доступен был весь спектр достижений цивилизаций Востока и государств Поволжья. С другой – раскопки ряда поселенческих комплексов, в том числе и Эмдера, которому посвящена наиболее впечатляющая остяцкая легенда, дают унылый и весьма бедный материал.
В поисках ответа обратимся к одному из самых ярких и загадочных звеньев этой древней культуры – бронзовым отливкам с изображением человеческого лица, – так называемым личинам.
«Чудские образки» или личины, которые наряду с другими предметами мелкой пластики время от времени находили в лесистой части Приуралья и Приобья, с давних пор привлекали внимание специалистов. Еще в начале прошлого века один из крупнейших российских археологов А. А. Спицын опубликовал обширный свод такого рода древностей, поступавших в Москву и Петербург из отдаленных районов Сибири. Он не ставил перед собой цели «строгого разбора материала» и попросту отнес эти поделки к «шаманским», поскольку «религия инородцев урало-алтайского мира есть шаманизм» [2]. С его легкой руки все изделия такого рода воспринимались впоследствии исследователями либо как атрибуты шаманских мистерий, либо в роли самостоятельных божков-шайтанов.
Однако со временем появились основания рассматривать личины в качестве сакрализованных изображений духов предков. То есть выполненных в бронзе портретов реальных людей, после смерти возведенных устной традицией в ранг сакральных покровителей.
Чтобы далекому от проблем археологической и этнографической наук читателю легче было разобраться, о чем идет речь, обратимся к обычаям традиционных верований таежных аборигенов Западной Сибири.
После смерти соплеменника обские угры (да и селькупы тоже) изготавливали особую куклу – иттерма (нгытарма), изображавшую покойного. Кукла эта в течение определенного времени (как правило, год) хранилась в семье, где ей оказывались все знаки внимания, положенные живому очень уважаемому человеку. В дальнейшем скульптурки могли отнести в лес или на могилу, могли сжечь. Изображения самых почитаемых предков помещались в особые священные места на чердаках или в специальных лесных амбарчиках, где они начинали выполнять функции небесных покровителей, освящая своей помощью жизнь членов семьи, рода, племени. (Иерархия подобных образов достаточно разветвлена и устойчива в народной традиции.) Причем при всех разночтениях символики куклы изображали вполне конкретных людей и должны были быть узнаваемы. Некоторые из них даже могли содержать «частицы» реального человека, например волосы покойного и/или кусочки его одежды. В наши дни достижению портретного сходства служит научно-технический прогресс: вместо того, чтобы вырезать из дерева условно стилизованный лик человека, манси, проживающие на притоке Оби – реке Ляпин, наклеивают на голову куклы фотографию.
Среди прекрасных археологических находок, сделанных в последнее время уральскими коллегами, наряду с бронзовыми образками встречаются и замечательные «портреты», вырезанные из дерева. Они практически тождественны своим металлическим «собратьям», но закреплялись на небольших куколках, собранных из кусочков меха, ткани и человеческих волос. Ясно, что «священного металла», каким с незапамятных времен считалась в тайге бронза, на всех не хватало, и отлитые из него персоны в силу необычных свойств материала могли иметь особый сакральный смысл и, скорее всего, принадлежать людям выдающимся. Соответственно, бронзовые личины предполагали весьма долговременное, если не вечное хранение, что, по разумению древних, было необходимо для жизнеобеспечения и выживания популяции.
Из записок путешественников и трудов исследователей, в разное время посетивших глухие места таежного «захолустья», известно, что лица почитаемых идолов самого высокого ранга обивались металлом. К примеру, по данным Г. Ф. Миллера, одна из главных святынь обско-угорского мира – Белогорский шайтан «представлял (собой – Ред.) фигуру человека небольшого роста, очень грубо сделанную из дерева. Но дерево нельзя было заметить, т. к. все лицо идола было покрыто белой жестью и имело только отверстия для глаз и рта» [3]. Аналогичные сведения приводит и близкий гетману Мазепе Григорий Новицкий, сосланный Петром I в 1712 г. в Сибирь и волею судеб ставший первым этнографом остяцкого мира. Он, в частности, писал, что в Шокоровских юртах видел хантыйских божков, которые представляли собой «…в среде поленце отпятьдесят лет прикладами обитое сукнами, а наверху з жести изваянная личина, мало что быше подобие человека…» Особо Новицкий подчеркивает тот факт, что почитаемый «кумир изсечен из дерева в подобие человече, сребрено имеющ лице» [4]. Свидетельства такого рода можно было бы пополнить наблюдениями, сделанными в начале и середине прошлого века, но думается, лучше будет обратить внимание на недавние находки этнографа А. В. Бауло во время экспедиции к хантам. Так, в поселке Зеленый Яр ему удалось обнаружить фигурки духов-покровителей с лицами, покрытыми «серебром», а также небольшую матерчатую куклу с самым настоящим средневековым образком вместо лица.
Прекрасно сознавая недолговечность материала, из которого изготавливались идолы, остяки через несколько лет – как правило, 7 (сакральное число) – их обновляли. Для этого они тесали новые тела, но, что особенно важно, при этом «жестяное лицо главного тонха не делается вновь, а прикрепляется на нового тонха. Все остальные металлические изделия тоже сохраняются» [5]. Таким образом священные персоны обретали вечность. Высокий ранг некоторых из них подтверждался и тем, что фигуркам в ряде случаев сопутствовали находки разнообразного оружия – мечей, сабель, наконечников стрел, копий, кинжалов и т. д., обладание которыми всегда было прерогативой богатырей и власть предержащих.
Итак, едва ли мы ошибемся, предположив, что бронзовые личины изображали не простых людей, а персон незаурядных, которые, уходя в мир иной, становились предками-покровителями и продолжали свое бытие в составе семьи, рода, племени. Находясь, разумеется, в другом измерении и будучи наделенными в связи с этим новыми, сверхъестественными возможностями. А поскольку мир мертвых мыслился зеркальным отражением мира живых и люди продолжали в сей юдоли вести «жизнь» аналогичную земной, оставаясь в прежних возрастных и социальных группах, то масштабы новых возможностей духов-покровителей зависели во многом от исключительности прежних – земных – прерогатив умерших.
Но какое отношение наблюдения начала XVIII в. и тем более наших дней имеют к далеким-далеким столетиям?
Оказывается – самое непосредственное. Обращаясь с высоты сегодняшнего дня к тем временам, можно заметить, что таежный мир выглядит неким очагом стабильности в «котле» этно- и культурогенеза, бурлившего на открытых просторах Северной Азии с эпохи бронзы. «Большой лес» поглощал группы попадавших в него кочевников-скотоводов. Они неизбежно растворялись в среде аборигенов, привнося в их быт технологические достижения и духовные ценности собственной культуры. Нынешнее коренное население региона, а именно обские угры – ханты и манси (в прошлом остяки и вогулы), самодийцы – селькупы и лесные ненцы (еще недавно остяко-самоеды и, соответственно, просто самоеды) являются прямыми потомками обитателей таежного Прииртышья, Нижнего и Среднего Приобья эпохи раннего железа (кулайская культура) и средневековья (потчевашская, усть-ишимская, релкинская культуры). В разные исторические эпохи они встречались на южных опушках великого леса с кочевниками, испытывали на себе мощное духовное влияние их мира, впитывали и сохраняли его в традиционных системах своего мировоззрения. Хотя мало что радикально менялось в тайге: очень устойчив и предельно рационален быт ее жителей. И заимствовали они у пришельцев только то, что было действительно нужно, без чего нельзя было обойтись. А если уж что-то и внедрялось в их культуру, то бережно сохранялось веками, порой отходя на второй план и переосмысливаясь, а потом вновь актуализируясь, но почти никогда не исчезая бесследно.
Даже при первом, самом беглом взгляде на бронзовые личины внимание привлекают две вещи. Первая – это чрезвычайно обобщенные, очень похожие друг на друга лица, передающие не столько индивидуальные черты, сколько характерные признаки биологического вида. В редких случаях вокруг глаз могут быть намечены трехлучевые ресницы либо полосы татуировки (раскраски) вдоль щек или небольшие усики вокруг рта. Ясно, что ни о каких портретных характеристиках речи тут быть не может. Но ведь образы должны быть узнаваемы? И здесь принципиальное значение имеет вторая особенность этих поделок: сугубо индивидуальное оформление верхней (расположенной над линией бровей) части изделий. Разглядывая ее, легко прийти к выводу, что таежный мастер пытался доступными ему средствами в первую очередь донести до зрителя характеристики разного рода головных уборов.
Древние художники всегда были внимательны и весьма щепетильны в передаче деталей и ничего случайного не изображали. Само мировоззрение традиционного общества не могло поощрять такие вольности – привнесение в канонические образы собственного видения мира. Следовательно, далеко не случайная форма верхней части отливок обусловлена тем, что основное значение в системе распознавания образа в древнем сообществе имел не сам портрет, а сопровождающие его статусные регалии.
Подобные принципы мышления были присущи не только представителям «примитивных» таежных культур, но и античному миру, с его поразительной пластикой скульптуры и непревзойденным реализмом изображения, где регалии, как символ образа, были не менее важны. Вспомним львиную шкуру и палицу Геракла, трезубец Посейдона, лук и кифару Аполлона, венок и виноградную лозу Диониса.
Во все исторические эпохи своеобразным «социальным паспортом», знаком отличия персоны были: головной убор, пояс, шейные гривны, дорогое клинковое оружие. Эта атрибутика, возникшая в воинской, дружинной среде, имела очень широкое, отнюдь не региональное распространение и через века в отдельных, в том числе и символических проявлениях дошла до наших дней. Думается, мы не погрешим против истины, если скажем, что девять человек из десяти, изображая короля, поместят ему на голову корону, генералу – папаху, былинному богатырю – сфероконический шлем. Точно так же для коренных жителей западносибирской тайги головной убор, а точнее, каноны оформления верхней части головы идола были важнейшим символом, зрительно связанным с образом конкретного священного персонажа и его рангом.
Все многообразие созданных в таежной глубинке сакральных образов может быть условно сведено к четырем основным типологическим группам: с заостренным, зубчатым, круглым и плоским «теменем». Так, остроголовый силуэт бронзовой личины или деревянного изваяния ассоциируется с боевым сфероконическим шлемом и, соответственно, – с высоким воинским, богатырским рангом персоны, послужившей «прототипом» идола. Согласно сведениям фольклора, воспевавшего героические деяния предков-богатырей и запечатлевшего их облик, последние отличались от обычных людей не только физической силой и телесной мощью. Они имели еще и соответствующее вооружение, а важнейшей составляющей комплекта их защитной боевой одежды был шлем. Этот элемент был настолько важным, что нашел отражение и в былинных именах-прозвищах богатырей: «Звенящую Кольчугу из Блестящих Колец носящий богатырь», «Семирядный Медный Шлем» и т. п. Сочетание, с одной стороны, стальной кольчуги, с другой – медного шлема может вызвать недоумение читателя. Но то, что шлем назван именно медным, глубоко символично. Это связано с пришедшими из глубины времен представлениями о меди как о металле – особом знаке сакральности и непобедимости. То, что шлем «семирядный», тоже не случайно, ведь 7 – это особое, заветное число. И многорядность боевых наголовий также вполне находит объяснение в археологических материалах и изобразительной традиции. Так, реальные предметы, собранные из нескольких надвинутых друг на друга конических колец, смонтированных из свернутых металлических лент, хорошо известны по материалам Истяцкого клада. Изображение многорядного шлема легко усмотреть на приостренном, выполненном в форме колпака наголовье личины из Парабельского клада в Среднем Приобье и недавно обнаруженной бронзовой фигурке из поселка Шурышкары в Нижнем Приобье.
Целый ряд деталей оформления верхней части головы «остротеменных» бронзовых личин – в том числе и сфероконическая форма макушки, навершие, рельефно выделенная налобная бляха, боевая полумаска – недвусмысленно указывают на изображенные здесь металлические шлемы. Серьезное тому подтверждение получил недавно А. В. Бауло. В одном из хантыйских домов ему удалось «не только зафиксировать хранение средневекового железного шлема в «священной» нарте, но и увидеть, как этот шлем воспроизводится в деревянной скульптуре».
А теперь обратимся к находкам, сделанным близ небольшого озера на правом берегу реки Суйги – левого притока реки Кети, на окраине поселка Рыбинское. В их числе – выразительная фигурка человека со стилизованным туловищем и тщательно смоделированной головой в островерхом головном уборе, в котором легко узнается приземистый боевой шлем, состоящий из цилиндрической тульи и низкого конического верха. Похожие предметы воинской экипировки известны и в европейской изобразительной традиции. Аналогичный убор венчает голову фигуры «верхового воина, влекущего за волосы пленника», отчеканенного в медальоне на стенке золотого кувшина из так называемых Сокровищ Аттилы – клада VII–IX вв., обнаруженного в 1799 г. в Венгрии.
Поперек тульи шлема на рыбинской отливке хорошо заметна рельефная полоса – обруч с прикрепленными к нему изображениями двух птиц. Металлические фигурки пернатых, животных и человека на плоских обручах головного убора украшали нередко короны сибирских шаманов. То есть на голове рыбинской личины поверх шлема надета шаманская корона, чем древний художник хотел подчеркнуть, что умерший при жизни совмещал две функции: обладал и светской, и духовной властью. А это прямой признак военно-потестарного общественного устройства. По замечанию В. Н. Басилова: «Время вдохновенного избранника духов или божеств прошло. Царьку не нужен независимый священнослужитель, окруженный ореолом сверхъестественного избранничества. Ему удобно сосредоточить дела по связи с богами в своих руках… Общество настойчиво приучают к мысли: царь – потомок богов и их главный жрец…». Почему короны европейских монархов имеют отдаленное сходство с шаманской металлической шапкой? Скорее всего, потому – отмечает исследователь, – что шаманская корона некогда послужила прототипом царской.
В круг личин с комбинированными головными уборами входит и «трехглавая» верхне-нильдинская фигурка начала II тыс. н. э., которая, вероятно, тоже изображает остяцкого князя. Наголовье этой персоны более сложно для расшифровки, но некоторые детали помогают все же понять его странное устройство. В основе реальных или мифологизированных объектов, облик которых пытались передать доступными средствами плоского литья древние мастера, лежали объемные, трехмерные предметы.
Но далеко не всегда возможности изобразительной техники позволяли художнику воспроизводить их с соблюдением всех пропорций. И подчас, избегая сложных ракурсов, они дополняли фронтальное изображение элементами, которые едва ли могли быть видны под этим углом в реальности, но были очень важны для правильного восприятия образа. Так, верхняя часть лица верхне-нильдинской личины закрыта полумаской воинского шлема, купол которого скрывается надетой на тулью «короной» – лентой с низкими и широкими зубцами, увенчанными четырьмя довольно крупными головками-личинами. Очевидно (если помнить о вынужденном искажении перспективы и пропорций в древних изделиях), в реальности эти личины располагались на лбу, затылке и на висках, обеспечивая защиту с каждой из четырех сторон света. По той же схеме расположены деревянные остроголовые изваяния менквов-сторожей священного амбарчика Нер-ойки и Чохрынь-ойки, прикрепленные манси у его углов.
Таежные литейщики были очень рациональны, скупы в выразительных средствах и не изображали ничего лишнего. В этом им помогал широко распространенный в древнем мире мировоззренческий принцип – целое существует внутри любого наделенного смыслом фрагмента бытия. Таким образом, полумаски на личине было вполне достаточно, чтобы стало понятно, что здесь присутствует шлем, зубцы олицетворяли корону. Совмещение в изображении атрибутов светской и духовной власти рождало новую, понятную всем символику.
Не исключено, что верхне-нильдинская личина может оказаться ключом к пониманию смысла, заложенного в изображение трех менквов «в характерной позе священной пляски с мечами, описанной в свое время Кастреном…», воспроизведенное на поверхности знаменитой бляхи с Шайтанского мыса. Но оставим в стороне менквов и их танцы и обратим внимание на головы фигур. По справедливому замечанию В. Н. Чернецова, здесь можно увидеть «надглазья» на шлеме, а точнее – боевую полумаску, над которой ближе к темени у каждой из фигур высится по три остроконечных зубца. Исследователь считает данных персонажей менквами, ибо в «угорском фольклоре менквы выступают как одно-, двух- и трехголовые, причем в деревянной скульптуре современных хантов трехголовость изображается именно в виде трехзубого темени». Конечно, между эпохой создания бляхи с Шайтанского мыса и началом второй четверти XX в., когда исследователь познакомился с творчеством «современных» хантов, прошло почти тысячелетье, и многие реалии первых веков II тыс. н. э. были переосмыслены. А многие из тех, что дошли до наших дней в рамках наследия традиционных культур, пережили эффект «испорченного телефона» при трансляции от поколения к поколению. И все же исследователь, возможно, не столь уж далек от истины. Если внимательно посмотреть на отливку, несложно заметить, что вышеупомянутые зубцы как будто «вырастают» из узкого обода (особенно явного у центральной фигуры), охватывающего верхнюю часть шлема. Таким образом можно считать, что перед нами очередные «короны», надетые поверх шлемов. А учитывая аксессуары верхне-нильдинской личины, легко представить на месте зубцов этих корон опять же маленькие личины. Особенно если знать, что они там должны быть. Как знал это средневековый таежный житель. Следовательно, можно допустить, что собственно воплощениями менквов на бляхе с Шайтанского мыса являются не сами «танцующие» персоны с саблями в руках, а как раз эти самые острые выступы на ободках поверх их шлемов. Вероятно, инструментарий мастера на позволял выполнить на «зубцах корон» мелкую деталировку лица и он ограничился лишь условным контуром, передававшим абрис голов менквов, символика которого вполне была понятна современникам.
Все рассмотренные нами предметы старины – это изображения разного рода духов, менквов, божков-шайтанов, чем они и являлись в представлениях аборигенов Большого Леса. Мы же постарались выделить в них набор некогда реальной и актуальной для древних обществ социальной символики (разумеется, канонизированной в качестве атрибутов священных персон). И увидели в них (в частности, в бронзовых личинах) современников былинных остяцких воителей – «железных волков с заиндевелыми боками» и «косатых богатырей с оленьими ногами, свирепых рук и ног суставами», сжигаемых страстью к войне и подвигам, оставляющих в разоренных городках «площади усеянные телами мужей и жен» – легендарных воинов далекой эпохи, когда полыхал огнем «многоязычный рот» девы Тарн*, когда огромный филин с человеческим лицом взлетал над Лесом.
Литература
1. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по былинам и героическим сказаниям // Живая старина. 1891. Вып. III–IV.
2. Спицын А. А. Шаманские изображения //Записки отделения русской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906. Т. 8. Вып.1
3. Миллер Г. Ф. История Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1931. Т. 1. С. 248.
4. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком 1715 г. Новосибирск, 1941. С. 55, 72.
5. Городков Б. Н. Поездка в Салымский край. // ЕТГМ (Ежегодник Тобольского губернского музея). Тобольск, 1913. Вып. 21. С. 52.
6. Шульц Л. Р. Краткое сообщение об экскурсии на реку Салым Сургутского уезда //ЕТГМ. Тобольск, 1913. Вып. 21. С. 9.
В статье использованы рисунки и фотографии автора
* Остяцкая богиня войны
: 15 Янв 2005 , Открытие Сибири , том 4,
№1
Островерхий Шлем Русского Богатыря — CodyCross ответы
Решение этого кроссворда состоит из 8 букв длиной и начинается с буквы Е
Ниже вы найдете правильный ответ на Островерхий шлем русского богатыря, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска.
ответ на кроссворд и сканворд
Понедельник, 11 Ноября 2019 Г.
CodyCross Спорт Rруппа 156
ЕРИХОНКА
предыдущий
следующий
ты знаешь ответ ?
ответ:
CODYCROSS Спорт Группа 156 ГОЛОВОЛОМКА 4
- Жидкость из живицы, с едким запахом
- Потаённый, труднодоступный уголок
- Разновидность спорта, бывает лёгкой и тяжёлой
- Место пополнения запасов топлива
- Обильное выпадение зимних осадков
- Раздел механики, изучающий законы движения
- Место соединения книжных листов
- Коллекция музыки и звуков
- В __ мешке ночуют туристы
- Насыпь для защиты от пуль и снарядов
- Школа в древней греции
- Эта ящерица может менять свою окраску
- Устный обмен информацией
- Он пьёт очень много воды (разг. )
- Деталь для застёгивания рубашки
- Фильм о британском анархисте v значит __
- Лицо, осуществляющее подготовку и выпуск книги
- «аппетит __ во время еды», поговорка
похожие кроссворды
- Островерхий холм, бугор, остроконечная вершина горы
- Шлем русского ратника 5 букв
- Шлём русского витязя 5 букв
- Шлём русского богатыря 5 букв
- Шлем русского ратника букв
- Особенность русского языка или русского письма 6 букв
- Средневековый шлем, имеющий вид бычьей головы
- Спортивный шлем
- Невысокий шлем конической формы
- Узбекский шлем
- Кожаный спортивный шлем.
Шлемы | Helmet Heroes Wiki
Show Equipment For: |
---|
Warrior: |
Archer: |
Wizard: |
Cowboy: |
Цветок для волос | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 70 | 24 | Рита |
Зеленая шапочка | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | Н/Д | 28 | — |
Глазная повязка | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 120 | 42 | Джеральдо |
Бумажная шляпа | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 160 | 56 | Продавец |
Красная шапочка | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 200 | 70 | Продавец |
Синяя шапочка | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 140 | 49 | Продавец |
Бумажный пакет | 2 | 5 | 1 | 0 | 1 | 0 | 275 | 96 | Продавец |
Куриная шляпка | 2 | 25 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | 17 | Платежный сейф |
Клеверная шляпа | 2 | 8 | 0 | 2 | 1 | 0 | 900 | 315 | Продавец |
Лыжная полумаска | 2 | 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 300 | 105 | Продавец |
Полная лыжная маска | 3 | 7 | 2 | 0 | 1 | 0 | 500 | 175 | Продавец |
Оттенки | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 350 | 122 | Тиберий |
Шляпа Кун | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 2 | 560 | 196 | Продавец |
Шапка Деда Мороза | 4 | 4 | 0 | 0 | 8 | 0 | Н/Д | 244 | — |
Повязка на голову | 400 | 280 | 140 | 140 | 140 | 140 | Н/Д | 192 | — |
Восточная шляпа | 4 | 12 | 1 | 3 | 1 | 0 | Н/Д | 472 | — |
Шляпа детектива | 5 | 7 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 250 | 437 | Продавец |
Ветхая шляпа волшебника | 5 | 8 | 0 | 0 | 3 | 0 | 1 300 | 454 | Ануп |
Половинка кокоса | 5 | 12 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 200 | 420 | Продавец |
Шляпа лучника | 5 | 11 | 0 | 7 | 0 | 0 | 1600 | 560 | Продавец |
Кокосовый шлем | 7 | 16 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1800 | 630 | Картер |
Красная шляпа волшебника | 8 | 12 | 0 | 0 | 7 | 0 | 4000 | 1400 | Ануп |
Сомбреро | 8 | 14 | 0 | 0 | 0 | 6 | 4 300 | 1 505 | Снуп |
Маска клоуна | 11 | 14 | 2 | 0 | 3 | 0 | Н/Д | 875 | — |
Маска Франкенштейна | 11 | 11 | 6 | 1 | 0 | 0 | Н/Д | 875 | — |
Хоккейная маска | 12 | 15 | 5 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 927 | — |
Шлем из кокосовых листьев | 13 | 21 | 3 | 1 | 1 | 0 | 2 900 | 1 014 | Картер |
Лазерные оттенки | 13 | 12 | 0 | 14 | 0 | 8 | 3 100 | 1 085 | Гадюка |
Кожаный шлем | 14 | 22 | 2 | 2 | 0 | 0 | 3 400 | 1 190 | Альпипа |
Шляпа с нашивками лучника | 15 | 17 | 1 | 9 | 1 | 0 | 3 500 | 1 225 | Снуп |
Шлем-ковш | 520 | 530 | 180 | 180 | 180 | 180 | Н/Д | 1 470 | — |
Череп монстра | 15 | 26 | 5 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 1 505 | — |
Тыквенный шлем | 16 | 25 | 7 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 1 750 | — |
Гоночный шлем | 17 | 29 | 1 | 0 | 0 | 0 | 6000 | 2 100 | Альпипа |
Армейский шлем | 18 | 31 | 3 | 3 | 0 | 4 | 6 500 | 2 275 | Альпипа |
Римский шлем | 19 | 35 | 8 | 0 | 2 | 0 | 7000 | 2 450 | Альпипа |
Ковбойская шляпа | 20 | 13 | 0 | 0 | 0 | 10 | 8 100 | 2 835 | Продавец |
Синий шлем для лица | 23 | 42 | 4 | 0 | 1 | 0 | 8 200 | 2 870 | Альпипа |
Шлем Аполлоса | 24 | 39 | 2 | 8 | 0 | 0 | 15 000 | 5 250 | Тиберий |
Кошачья шапка | 25 | 18 | 3 | 7 | 3 | 0 | 6000 | 2 100 | Рита |
Шлем сахарной головы | 26 | 48 | 5 | 0 | 0 | 0 | 10 000 | 3 500 | Альпипа |
Ковбойская поясная шляпа | 27 | 15 | 0 | 0 | 0 | 15 | 11 500 | 4 024 | Картер |
Синяя шляпа волшебника | 23 | 13 | 0 | 0 | 14 | 0 | 8000 | 2800 | Ануп |
Зеленый шлем для лица | 30 | 45 | 2 | 9 | 0 | 0 | 22 000 | 7 699 | Трэвис |
Спартанский шлем | 32 | 53 | 6 | 1 | 1 | 0 | 15 000 | 5 250 | Снуп |
Стальная каска | 33 | 47 | 1 | 10 | 1 | 0 | 29 000 | 10 150 | Трэвис |
Синяя шляпа с поясом волшебника | 30 | 14 | 0 | 0 | 18 | 0 | 11 000 | 3 849 | Ануп |
Рыцарский шлем | 35 | 56 | 7 | 0 | 0 | 0 | 18 000 | 6 300 | Снуп |
Металлический шлем кошки | 35 | 53 | 2 | 0 | 6 | 0 | 21 000 | 7 349 | Рита |
Шляпа ведьмы | 36 | 15 | 1 | 1 | 19 | 0 | 13 000 | 4 550 | Тиберий |
Ковбойская шляпа в маске | 36 | 18 | 0 | 0 | 0 | 17 | 15 000 | 5 250 | Снуп |
Каменный шлем | 37 | 58 | 8 | 0 | 0 | 0 | 22 000 | 7 699 | Тиберий |
Шлем Strong Basket | 37 | 49 | 1 | 11 | 0 | 0 | 40 000 | 14 000 | Снуп |
Шляпа с подвеской | 38 | 14 | 0 | 4 | 6 | 0 | 15 000 | 5 250 | Рита |
Шляпа волшебника и очки | 40 | 16 | 0 | 0 | 22 | 0 | 19 000 | 6 650 | Трэвис |
Шлем с шипами | 41 | 52 | 15 | 12 | 1 | 0 | 65 000 | 22 750 | Трэвис |
Прочный полный шлем | 42 | 51 | 2 | 11 | 0 | 0 | 53 000 | 18 550 | Шанс |
Золотой шлем | 43 | 61 | 7 | 2 | 2 | 0 | 26 000 | 9 100 | Тиберий |
Шляпа пирата | 44 | 20 | 2 | 0 | 0 | 20 | 27 000 | 9 450 | Ануп |
Рогатый шлем | 45 | 62 | 12 | 2 | 0 | 0 | 30 000 | 10 500 | Трэвис |
Шляпа коптера волшебника | 45 | 18 | 0 | 1 | 23 | 0 | 26 000 | 9 100 | Трэвис |
Защитный шлем | 46 | 54 | 1 | 13 | 1 | 0 | 80 000 | 28 000 | Снид |
Глубоководный шлем | 47 | 64 | 6 | 0 | 0 | 0 | 32 000 | 11 200 | Рикардо |
Шляпа шута | 50 | 19 | 0 | 3 | 25 | 0 | 35 000 | 12 250 | Трэвис |
Адамантиевый шлем | 50 | 65 | 13 | 1 | 1 | 0 | 45 000 | 15 749 | Уоллес |
Остроконечная пиратская шляпа | 53 | 22 | 0 | 1 | 2 | 22 | 35 050 | 12 267 | Шанс |
Конусный шлем | 54 | 67 | 13 | 2 | 2 | 0 | 50 000 | 17 500 | Трэвис |
Маска призрака | 55 | 21 | 7 | 0 | 27 | 0 | 51 000 | 17 850 | Трэвис |
Самурайский шлем | 57 | 56 | 7 | 14 | 0 | 0 | 100 000 | 35 000 | Снид |
Маска шляпы волшебника | 58 | 25 | 0 | 0 | 28 | 0 | 65 000 | 22 750 | Шанс |
Магниевый шлем | 60 | 72 | 14 | 0 | 1 | 0 | 65 000 | 22 750 | Уоллес |
Грибной шлем | 61 | 27 | 2 | 2 | 28 | 0 | 75 000 | 26 250 | Шанс |
Цинковая каска Snout | 62 | 74 | 15 | 0 | 2 | 0 | 80 000 | 28 000 | Уоллес |
Шлем крестоносца | 65 | 76 | 16 | 1 | 0 | 0 | 100 000 | 35 000 | Шанс |
Зачарованный шлем | 65 | 31 | 0 | 1 | 30 | 0 | 90 000 | 31,499 | Шанс |
Стальной шлем с маской | 66 | 32 | 0 | 0 | 0 | 24 | 83 000 | 29 049 | Шанс |
Королевский шлем | 69 | 34 | 0 | 1 | 31 | 0 | 112 000 | 39 200 | Снид |
Древний шлем | 70 | 80 | 17 | 1 | 2 | 0 | 135 000 | 47 250 | Шанс |
Цепной шлем | 74 | 84 | 19 | 0 | 0 | 0 | 160 000 | 56 000 | Шанс |
Штурмовой шлем | 74 | 71 | 6 | 19 | 0 | 12 | 173 000 | 60 549 | Гадюка |
Ковбойский рыцарский шлем | 76 | 44 | 3 | 0 | 0 | 27 | 156 000 | 54 600 | Шанс |
Синий хрустальный шлем | 77 | 45 | 0 | 0 | 32 | 0 | 161 000 | 56 350 | Гадюка |
Розовый хрустальный шлем | 77 | 50 | 3 | 4 | 23 | 0 | 170 000 | 59 499 | Рита |
Шлем будущего | 78 | 90 | 17 | 3 | 3 | 0 | 195 000 | 68 250 | Гадюка |
Шлем киборга | 81 | 75 | 3 | 21 | 1 | 7 | 210 000 | 73 500 | Гадюка |
Шлем Ненависти | 84 | 94 | 19 | 0 | 0 | 0 | 235 000 | 82 250 | Снид |
Гибридный шлем | 87 | 70 | 7 | 12 | 10 | 0 | 285 000 | 99 750 | Шанс |
Неоновый магический шлем | 90 | 52 | 3 | 0 | 37 | 0 | 225 000 | 78 750 | Гадюка |
Промышленная каска | 90 | 76 | 5 | 25 | 0 | 9 | 275 000 | 96 250 | Гадюка |
Шлем из чешуи динозавра | 90 | 99 | 22 | 0 | 0 | 0 | 285 000 | 99 750 | Снид |
Химическая маска | 91 | 49 | 0 | 2 | 0 | 32 | 220 000 | 77 000 | Тиберий |
Шлем волка из сплава | 93 | 78 | 16 | 20 | 1 | 0 | 320 000 | 112 000 | Тиберий |
Астрошлем | 96 | 60 | 0 | 2 | 35 | 0 | 290 000 | 101 500 | Гадюка |
Шлем робота | 98 | 106 | 21 | 0 | 2 | 3 | 365 000 | 127 749 | Гадюка |
Шлем Ахиллеса | 104 | 82 | 0 | 30 | 0 | 0 | 345 000 | 120 749 | Трэвис |
Реликтовый шлем | 110 | 65 | 4 | 0 | 39 | 0 | 380 000 | 133 000 | Трэвис |
Императорский шлем | 110 | 110 | 25 | 0 | 0 | 0 | 470 000 | 164 500 | Снид |
Архаичный шлем | 112 | 87 | 7 | 31 | 0 | 0 | 412 000 | 144 200 | Ануп |
Элементный шлем | 123 | 70 | 6 | 0 | 43 | 0 | 439 000 | 153 650 | Картер |
Шлем смотрящего | 130 | 120 | 33 | 0 | 0 | 0 | 590 000 плюс Материалы • 4 пуха | 206 500 | Бобби |
Земляной шлем | 135 | 93 | 0 | 35 | 0 | 0 | 505 000 | 176 750 | Рикардо |
Аналитический шлем | 142 | 74 | 0 | 0 | 45 | 0 | 510 000 | 178 500 | Рикардо |
Шлем доблести | 144 | 78 | 4 | 0 | 0 | 43 | 520 000 | 182 000 | Джеральдо |
Шлем Крушителя Черепов | 145 | 126 | 36 | 0 | 0 | 0 | 700 000 | 244 999 | Шанс |
Титановый шлем | 168 | 134 | 38 | 0 | 2 | 0 | 835 000 | 292 250 | Рикардо |
Змеиный шлем | 185 | 81 | 13 | 2 | 47 | 0 | 700 000 | 244 999 | Рикардо |
Кислотный шлем | 185 | 142 | 43 | 3 | 0 | 0 | 1 050 000 | 367 500 | Рикардо |
Шлем Репгуана | 190 | 105 | 0 | 48 | 0 | 0 | 1 100 000 | 385 000 | Варфоломей |
Шлем Критон | 210 | 150 | 43 | 0 | 0 | 0 | 1 350 000 | 472 499 | Варфоломей |
Пиратский шлем | 232 | 97 | 0 | 0 | 0 | 48 | 1 250 000 | 437 500 | Джеральдо |
Шлем с капюшоном Темного Кейна | 235 | 94 | 8 | 0 | 50 | 0 | 1 300 000 | 455 000 | Варфоломей |
Шлем с лезвиями | 265 | 167 | 48 | 0 | 0 | 0 | 2 150 000 | 752 500 | Варфоломей |
Божественный шлем | 310 | 175 | 0 | 80 | 2 | 0 | 5 100 000 плюс Материалы• 4 Пальмовые доски | 1 785 000 | Ремесленник |
Призрачный капюшон | 325 | 145 | 0 | 0 | 90 | 0 | 4 100 000 плюс материалы • 3 фиолетовых листа дерева | 1 435 000 | Ремесленник |
Шлем силовика | 325 | 143 | 4 | 0 | 0 | 61 | 3 800 000 плюс Материалы • 3 терновая древесина | 1 330 000 | Скотт |
Мифриловый шлем | 370 | 255 | 85 | 0 | 0 | 0 | 5 600 000 плюс Материалы• 2 Кубика синего гриба | 1 959 999 | Ремесленник |
Атомный шлем | 371 | 200 | 0 | 0 | 0 | 95 | 7 300 000 плюс Материалы • 3 дерева клена | 2 555 000 | Хьюберт |
Таинственная племенная маска | 375 | 215 | 0 | 100 | 1 | 0 | 8 200 000 плюс Материалы • 2 Пальмовая древесина | 2 870 000 | Хьюберт |
Гидротехнический шлем | 390 | 185 | 0 | 0 | 125 | 0 | 8 800 000 плюс материалы • 6 кубов синего гриба | 3 080 000 | Хьюберт |
Циро-шлем | 450 | 340 | 120 | 0 | 0 | 0 | 9 400 000 плюс Материалы• 5 Ледяная рыба | 3 290 000 | Хьюберт |
Шлем добычи | 452 | 245 | 21 | 115 | 0 | 0 | 12 100 000 плюс Материалы • 2 Омате | 4 235 000 | Дженкинс |
Шлем Вранглера | 485 | 250 | 0 | 0 | 0 | 125 | 18 000 000 плюс Материалы • 1 Грибной кой | 6 300 000 | Дженкинс |
Зачарованный шлем | 500 | 225 | 0 | 0 | 155 | 0 | 17 500 000 плюс Материалы• 2 Dark Reaper | 6 125 000 | Дженкинс |
Ультра Шлем | 560 | 385 | 155 | 0 | 0 | 0 | 19 000 000 плюс Материалы • 2 блестящих рыбки-льва | 6 650 000 | Гамлет |
Маскировочный шлем | 550 | 300 | 0 | 140 | 0 | 0 | 17 000 000 плюс Материалы • 4 тыквенных панциря рыбы | 5 950 000 | Гамлет |
Шлем Порчи | 748 | 320 | 12 | 0 | 0 | 160 | 31 000 000 плюс Материалы• 1 Омате | 10 850 000 | Исаак старший |
Шлем тысячелетия | 748 | 340 | 0 | 170 | 8 | 0 | 32 000 000 плюс Материалы • 2 блестящих зеленых пятна | 11 200 000 | Исаак старший |
Шлем с крылатым черепом | 749 | 300 | 4 | 0 | 200 | 0 | 33 000 000 плюс Материалы • 2 кубика синего гриба | 11 550 000 | Исаак старший |
Магмовый шлем | 750 | 450 | 175 | 0 | 0 | 0 | 35 000 000 плюс Материалы • 4 лавовых рифовых рыбы | 12 250 000 | Исаак старший |
Ангельский шлем | 1005 | 430 | 0 | 200 | 11 | 0 | 66 000 000 плюс Материалы • 3 Снежная рыба | 23 100 000 | Итан |
Шлем Neoplasti | 1009 | 418 | 9 | 2 | 0 | 195 | 69 500 000 плюс Материалы • 6 плавников | 24 325 000 | Тоддуэлл |
Шлем из драгоценных камней | 1010 | 405 | 2 | 0 | 230 | 0 | 68 000 000 plus Материалы• 3 Кримпер | 23 800 000 | Итан |
Шлем Бога | 1015 | 585 | 200 | 0 | 0 | 0 | 73 000 000 плюс материалы • 1 блестящая рыба-лев | 25 550 000 | Итан |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
159,95 $ AFX FX39 Hero Full Face Dual Sport Helmet #996408
+4 еще
AFX FX-41DS FX-41 FX41 DS Двойной спортивный шлем
AFX — Шлемы
Самая низкая цена:
$ 164,95
См. подробности
Аэродинамическая конструкция оболочки, изготовленная из передового полисплавного пластика для обеспечения легкости и прочности — Откидная, плотно прилегающая, быстросъемная защитная маска с одним поворотным винтом; сам щиток изогнут, оптически правильный состав, устойчивый к царапинам и защищает от УФ-лучей — Щиток можно снять, чтобы можно было кататься с открытым лицом или использовать с большинством очков — Роскошная сумка для переноски в комплекте — Сертификация DOT и ECE 22.05 —
Двойной спортивный шлем GMax GM11D Adventure
GMAX — Шлемы
Самая низкая цена:
$ 129,95
Подробнее
Компания GMAX очень рада представить совершенно новый двойной спортивный шлем GM11D. Этот совершенно новый двойной спортивный шлем GMAX действительно всесезонный спортивный шлем.
Двойной спортивный шлем Icon Variant с козырьком
Значок — Шлемы
Рег.: $370,00
Продажа: $ 350,00– $ 370,00
Узнать подробности
Вариант, протестированный в аэродинамической трубе, раскрывает дорожные характеристики, специально созданные для вашего стиля езды. Для Street Rider, пожалуй, самым важным фактором является окружающая среда. Компания ICON проанализировала типичные для улицы ситуации — защита от ударов, комфорт, вентиляция, видимость — и устранила эти проблемы с помощью мирового стандарта Variant.All, который соответствует или превосходит следующие требования: DOT FMVSS 218 (США), ECE 22-05 (ЕВРОПА), ГАИ АС1698 (АВСТРАЛИЯ) И SG (ЯПОНИЯ) СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ИСПЫТАНИЙ. Не поставляется с сертификационными наклейками SAI или SG, если они не приобретены в этой стране. Стекловолокно/Dyneema…
Двойной спортивный шлем GMax GM11D
GMAX — Шлемы
Самая низкая цена:
$ 124,95
См. подробности
Легкий корпус из термопластичного поли сплава Обтекаемый вентиляционный патрубок новой конструкции для максимального потока воздуха в открытом положении Аэродинамическая конструкция козырька была изменена таким образом, чтобы воздушный поток беспрепятственно проходил через шлем, что практически исключает подъем шлема на высоких скоростях Шлем можно быстрое преобразование из конфигурации с козырьком в конфигурацию без козырька Шлем включает в себя прозрачную защиту, защиту козырька и боковые пластины для использования, когда козырек снят, чтобы придать шлему чистый уличный вид анфас Прозрачный экран полностью скрыт под козырьком и выходит за рамки -в поле зрения, когда в…
+4 еще
Двойной спортивный шлем Arai XD4 XD-4 Flare
Араи — Шлемы
Самая низкая цена:
$ 739,95
См.