Кликабол. Всё самое интересное - здесь. Как на средневековом рыцарском шлеме крепилось забрало


Как выглядели самые причудливые и модные шлемы средневековых рыцарей

Рыцарский шлем с древних времен являлся один из важнейших атрибутов воина. Помимо своей основной защитной функции, он также служил устрашением для врагов. Особенно славилось искусством изготовления и разнообразием шлемов Средневековье. В этом обзоре самые модные шлемы того времени.

Шлем «Жабья голова»

Stechhelm или шлем «Лягушачья пасть». Использовался конными рыцарями с 14-го по 17-й века. Шлем из музея Метрополитен, ок. 1500 г.

Шлем Штеххелм, или «Жабья голова», или Шлем с «лягушачьим ртом», был очень популярен в Европе, начиная с конца 15 и до 17 века. Этот шлем, выглядевший довольно зловеще, предназначался для конного боя и довольно долго являлся самым популярным шлемом при проведении турниров.

Шлем Бацинет

«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Купольный бацинет, Master A, Milan, 1400 гг

Бацинет 14-го — 15-го веков

Бацинет или «бундхугель» («собачий шлем», «собачья морда»)- нетрудно догадаться, что свое название этот шлем получил за характерную форму. Шлем, имеющий откидное забрало в виде конуса, выглядит довольно забавно. Забрало своей формой напоминает морду собаки или мыши. Конус служил неплохой защитой лица при ударе, поскольку оружие соскальзывало с такого забрала. Большим плюсом этого шлема являлось то, что его забрало можно было не только поднять или откинуть, но даже полностью снять. Носили шлемы-бацинеты в основном рыцари, и популярен этот шлем был в 14-15 веках.

Шлемы-саллеты

В середине 15 века в Европе на смену бацинетам пришли шлемы-саллеты, салады, Sallet(Челата), представляющие собой покатые шлемы полусферической формы, имеющие узкие прорези-щели для глаз и вытянутый хвост.

Cалллеты прикрывали голову не полностью, лишь сверху, поэтому дополнением к ним служили еще горжет и подбородник. И в таком виде уже обеспечивалась максимальная защита.

Полный комплект — шлем, горжет и подбородник

Саллет в форме львиной головы, 1475-1480, усиленный броней ‘armor all’antica’ — сталь, покрытая тиснёной и позолоченной медью.

Саллет, покрытый масляной росписью, Германия, 1500 Челата с масляной росписью, носившаяся мечниками более низкого ранга.

Закрытые шлемы

В 16 веке в Европе большую популярность приобрели полностью закрытые шлемы, сферической формы и с забралами. Считается, что такие шлемы способны обеспечить максимальную защиту. Шлемы стали украшать чеканкой.

Закрытый шлем, Германия, начало XVI века

Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.

Закрытый шлем штатгальтера Испанских Нидерландов Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы. Милан. Около 1570 г

Закрытый шлем. Северная Италия. Вес 3,86 кг. Около 1600-1620 гг.

Гротескные шлемы

Одной из разновидностей закрытых шлемов стали шлемы армэ. Для них характерна довольно сложная система соединения отдельных частей. Забрало у этих шлемов также поднимается.В 16 веке большую популярность приобрели так называемые «гротескные» забрала. Оружейники с большой охотой и мастерством воплощали все, что приходило на ум рыцарям. Часто забралам придавали форму либо человеческого лица, либо морды животного. Шлемы при этом походили на что угодно, только не на шлем, и их стали называть гротескными.

1520-1530 Германия

Южная Германия, 1510-20.

Немецкий (Нюрнберг) или австрийский (Инсбрук), 1520-25 Армэ с забралом-маской. Инсбрук или Нюрнберг. Вес 3,23 кг. Около 1520-1525 гг.

Парадный птичий шлем 16-го века. Птицеголовый шлем из Германии, начало 16 века

Шлем герцога Урбино. Милан 1532-35гг.

Зубастый шлем неизвестного итальянского мастера 17-го века

Шлемы Императора Карла V Мудрого

Шлем Коломана Кольмана «Хельмшмидта»

Еще один весьма странного вида закрытый шлем-маска, который был популярен в начале 16-го века в Австрии и Германии.

Закрытый шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г. Аугсбург, Германия, 1515

Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.

Использовался он как на турнирах, так и в бою. Кольман (Colman), «Хельмшмидт» — это фамилия знаменитой династии оружейников, изготовивших этот шлем. Шлем в виде довольно скуластого лица с роскошными усами отличается не совсем обычной формой, напоминающей тыкву.

«Рогатый» шлем

Шлем Генриха VIII, 1511-1514

Этот шлем — один из самых знаменитых. В 1514 году император Священной Римской Империи Максимилиан I подарил Генриху VIII Тюдору, королю Англии, «костюмный» доспех, частью которого и являлся этот «рогатый» шлем. К сожалению, кроме шлема от этих доспехов больше ничего не сохранилось.Выполненный в виде предельно детализированного человеческого лица, выражающего ехидство и презрение, с круто загнутыми рогами, напоминающими бараньи, выглядит шлем довольно зловеще. К нему прилагались сменные маски, с помощью которых можно было менять выражение лица на шлеме, но эти маски тоже не сохранились.

Шлем Бургиньот

Бургиньот, бургундский шлем или штурмхаубе, от нем. Sturmhaube — «штурмовая каска», появился в первой половине 16 века. Бургиньот имеет округлую форму и тонкий острый гребень. Разновидностей этого шлема огромное множество. У всех бургиньотов есть подвижный щиток, похожий на козырек, который можно поднимать вверх, а также науши, закрепленные на шарнирах. Очень часто макушка такого шлема украшена разными фигурками и геральдическими знаками.

Бургиньот открытого типа с ремешком. Северная Италия. Вероятно, Милан. 1571 г. Науши соединяются между собой только подбородочным ремешком

Бургиньот закрытого типа. Франция. Вес 2,24 кг. 1610 г. Науши образуют жесткую конструкцию

Бургиньот Савойяр. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Кольман Helmschmid, шлем (бургиньот) императора Карла V, 1530

Очень красивые шлемы бургиньот

Начиная с 17 века шлемы, как и остальные доспехи, уже не могли противостоять огнестрельному оружию, и постепенно вышли из употребления.

Источник: kulturologia.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

leafclover.club

Как выглядели самые причудливые и модные шлемы средневековых рыцарей

Страшно … Аж жуть!: Устрашающие и причудливые шлемы средневековых рыцарейРыцарский шлем с древних времен являлся один из важнейших атрибутов воина. Помимо своей основной защитной функции, он также служил устрашением для врагов. Особенно славилось искусством изготовления и разнообразием шлемов Средневековье. В этом обзоре самые модные шлемы того времени.Шлем «Жабья голова»

Stechhelm или шлем "Лягушачья пасть". Использовался конными рыцарями с 14-го по 17-й века. Шлем из музея Метрополитен, ок. 1500 г.

Шлем Штеххелм, или «Жабья голова», или Шлем с «лягушачьим ртом», был очень популярен в Европе, начиная с конца 15 и до 17 века. Этот шлем, выглядевший довольно зловеще, предназначался для конного боя и довольно долго являлся самым популярным шлемом при проведении турниров.

Шлем Бацинет

«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Купольный бацинет, Master A, Milan, 1400 гг

Бацинет 14-го - 15-го веков

Бацинет или «бундхугель» («собачий шлем», «собачья морда»)- нетрудно догадаться, что свое название этот шлем получил за характерную форму. Шлем, имеющий откидное забрало в виде конуса, выглядит довольно забавно. Забрало своей формой напоминает морду собаки или мыши. Конус служил неплохой защитой лица при ударе, поскольку оружие соскальзывало с такого забрала. Большим плюсом этого шлема являлось то, что его забрало можно было не только поднять или откинуть, но даже полностью снять. Носили шлемы-бацинеты в основном рыцари, и популярен этот шлем был в 14-15 веках.

Шлемы-саллетыВ середине 15 века в Европе на смену бацинетам пришли шлемы-саллеты, салады, Sallet(Челата), представляющие собой покатые шлемы полусферической формы, имеющие узкие прорези-щели для глаз и вытянутый хвост.

Cалллеты прикрывали голову не полностью, лишь сверху, поэтому дополнением к ним служили еще горжет и подбородник. И в таком виде уже обеспечивалась максимальная защита.

Полный комплект - шлем, горжет и подбородник

Саллет в форме львиной головы, 1475-1480, усиленный броней 'armor all'antica' - сталь, покрытая тиснёной и позолоченной медью.

Саллет, покрытый масляной росписью, Германия, 1500 Челата с масляной росписью, носившаяся мечниками более низкого ранга.

Закрытые шлемы

В 16 веке в Европе большую популярность приобрели полностью закрытые шлемы, сферической формы и с забралами. Считается, что такие шлемы способны обеспечить максимальную защиту. Шлемы стали украшать чеканкой.

Закрытый шлем, Германия, начало XVI века

Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.

Закрытый шлем штатгальтера Испанских Нидерландов Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы. Милан. Около 1570 г.

Закрытый шлем. Северная Италия. Вес 3,86 кг. Около 1600-1620 гг.

Гротескные шлемы

Одной из разновидностей закрытых шлемов стали шлемы армэ. Для них характерна довольно сложная система соединения отдельных частей. Забрало у этих шлемов также поднимается.

В 16 веке большую популярность приобрели так называемые «гротескные» забрала. Оружейники с большой охотой и мастерством воплощали все, что приходило на ум рыцарям. Часто забралам придавали форму либо человеческого лица, либо морды животного. Шлемы при этом походили на что угодно, только не на шлем, и их стали называть гротескными.

1520-1530 Германия

Южная Германия, 1510-20.

Немецкий (Нюрнберг) или австрийский (Инсбрук), 1520-25 Армэ с забралом-маской. Инсбрук или Нюрнберг. Вес 3,23 кг. Около 1520-1525 гг.

Парадный птичий шлем 16-го века. Птицеголовый шлем из Германии, начало 16 века

Шлем герцога Урбино. Милан 1532-35гг.

Зубастый шлем неизвестного итальянского мастера 17-го века

Шлемы Императора Карла V Мудрого

Шлем Коломана Кольмана «Хельмшмидта»

Еще один весьма странного вида закрытый шлем-маска, который был популярен в начале 16-го века в Австрии и Германии.

Закрытый шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г. Аугсбург, Германия, 1515

Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.

Использовался он как на турнирах, так и в бою. Кольман (Colman), «Хельмшмидт» - это фамилия знаменитой династии оружейников, изготовивших этот шлем. Шлем в виде довольно скуластого лица с роскошными усами отличается не совсем обычной формой, напоминающей тыкву.

«Рогатый» шлем

Шлем Генриха VIII, 1511-1514

Этот шлем - один из самых знаменитых. В 1514 году император Священной Римской Империи Максимилиан I подарил Генриху VIII Тюдору, королю Англии, «костюмный» доспех, частью которого и являлся этот «рогатый» шлем. К сожалению, кроме шлема от этих доспехов больше ничего не сохранилось.Выполненный в виде предельно детализированного человеческого лица, выражающего ехидство и презрение, с круто загнутыми рогами, напоминающими бараньи, выглядит шлем довольно зловеще. К нему прилагались сменные маски, с помощью которых можно было менять выражение лица на шлеме, но эти маски тоже не сохранились.

Шлем Бургиньот

Бургиньот, бургундский шлем или штурмхаубе, от нем. Sturmhaube - "штурмовая каска", появился в первой половине 16 века. Бургиньот имеет округлую форму и тонкий острый гребень. Разновидностей этого шлема огромное множество. У всех бургиньотов есть подвижный щиток, похожий на козырек, который можно поднимать вверх, а также науши, закрепленные на шарнирах. Очень часто макушка такого шлема украшена разными фигурками и геральдическими знаками.

Бургиньот открытого типа с ремешком. Северная Италия. Вероятно, Милан. 1571 г. Науши соединяются между собой только подбородочным ремешком

Бургиньот закрытого типа. Франция. Вес 2,24 кг. 1610 г. Науши образуют жесткую конструкцию

Бургиньот Савойяр. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Кольман Helmschmid, шлем (бургиньот) императора Карла V, 1530

Очень красивые шлемы бургиньот

Начиная с 17 века шлемы, как и остальные доспехи, уже не могли противостоять огнестрельному оружию, и постепенно вышли из употребления.

Источник: https://kulturologia.ru/

worldartdalia.blogspot.com

Самая совершенная защита рыцаря — Битва Наций

Уже к завершению пятнадцатого века, оружейники придумали замену саладу, который казалось бы и так был совершенен, но новый шлем был сделан так, что все детали, которые ранее одевались отдельно от шлема, теперь были надежно прикреплены к шлему.

Теперь форма шлема обрела сферический вид, на вершине которого располагался стальной гребень. Подбородник надежно защищал весь низ лица и всю шею рыцаря, а забрало свободно перемещалось по верхнему стальному гребню.

Для защиты рыцарской груди было придумано ожерелье, которое было выполнено из качественной стали. Само ожерелье полностью защищало плечи рыцаря и его грудь. По верхнему краю ожерелья проходила небольшая стальная каемка, которая заходила в специально выкованный желобок на нижней части шлема.

Тело рыцаря по прежнему закрывалось кирасой, которая состояла из нагрудника, который был выкован так, чтобы удар копья в грудь отражался, а второй частью был наспинник, который прочно соединялся с нагрудником с помощью ремней.

К правой стороне кирасы был прикреплен крюк, который помогал рыцарю удерживать достаточно тяжелое копье. По низу кирасы проходила небольшая пластинчатая защита, а со спины рыцаря защищала набедренная защита.

Также к кирасе крепились оплечья, которые прикрывали плечи рыцаря. Но размеры оплечий слегка отличались друг от друга, это было сделано для большего удобства при держании копья. Нередким был случай, когда на оплечья прикреплялись стальные гребни, которые прикрывали шею рыцаря от боковых атак.

Далее к оплечьям закреплялись наручи, которые состояли из двух частей. Верхняя часть была довольно проста, и выглядела в форме трубки, а вот нижняя часть разделялась еще на две, так, чтобы можно было закрепить наручи на руке рыцаря.

Сами кисти рук были защищены кольчужными рукавицами, которые в дальнейшем были заменены на стальные перчатки.

Далее для защиты ног также существовала защита, если смотреть на доспех сверху, то защита ног начинается с налядвянников, которые защищали верхнюю часть ног, затем шли наножники и поножи. В основном эти части не изменялись, только вот поножи, были исключением и менялись в ногу с обувью.

battleofthenations.com.ua

какие есть правила поведения средневековых рыцарей

Рыцари могли делать все!

устарели... ну, например, право первой ночи!!!<br>А используется , особенно юными мальчиками - серенады под окном любимой!!!

В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь:<br><br>быть беззаветно преданным Богу;<br><br>верно служить своему сеньору;<br><br>заботиться о слабых и беззащитных;<br><br>соблюдать все обязательства и клятвы.<br><br>Кроме того, считалось, что настоящему рыцарю положено быть влюбленным, совершать подвиги на войне и на турнирах во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения.<br><br>В действительности рыцари далеко не всегда следовали правилам чести. Во время войн они творили всяческие бесчинства; в подземных тюрьмах собственных замков годами держали пленников, требуя за них выкуп. Простолюдинов рыцари презирали, смотрели на них свысока. Если подчиненных им крестьян они щадили (поскольку те их кормили), то “чужих” крестьян, как и горожан, нещадно грабили, а то и убивали.<br>Рыцарь (от немецкого слова “риттер”, т. е. всадник) имел шлем с забралом, кольчугу — позже ее сменили кованые латы,— щит, длинное тяжелое копье и меч. Пока рыцарь оставался на коне, он был грозной боевой силой. Но стоило выбить рыцаря из седла, как он становился беспомощным, ибо не мог без посторонней помощи быстро подняться и встать на ноги.<br><br>В конном строю сражались только феодалы; все они, начиная с самого короля, были конниками, или рыцарями. Однако существует и другое, более узкое значение слова рыцарь: мелкий феодал, не имеющий наследственного титула (барона, графа и т. п.), а также своих вассалов, но обладающий достаточными средствами, чтобы приобрести дорогостоящих боевых коней и вооружение, необходимых для службы в рыцарском войске.<br><br>Важнейшим занятием рыцарей были война и участие в военных состязаниях — турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах.<br><br>Сыновей рыцарей с малых лет учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться на диких зверей. Обучение письму. чтению и математике не было обязательным. Когда мальчик становился юношей, он проходил через торжественный обряд посвящения в рыцари. Сеньор юноши ударял его мечом плашмя по плечу, посвящаемому надевали шпоры — знак принадлежности к рыцарству, и новый рыцарь лихо вскакивал на коня.<br>

Рыцарское воспитание — система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет — пажи; до 21 года — оруженосцы. Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари. <a rel="nofollow" href="http://antoin.livejournal.com/648335.html-" target="_blank">http://antoin.livejournal.com/648335.html-</a> ОЧЕНЬ полезная статья о рыцарстве.

Искать подвиги, бороться с врагами и защищать родину, защищать слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, при входе в помещение снять головной убор.

touch.otvet.mail.ru

Как выглядели самые причудливые и модные шлемы средневековых рыцарей

Страшно … Аж жуть!: Устрашающие и причудливые шлемы средневековых рыцарей

Рыцарский шлем с древних времен являлся один из важнейших атрибутов воина. Помимо своей основной защитной функции, он также служил устрашением для врагов. Особенно славилось искусством изготовления и разнообразием шлемов Средневековье. В этом обзоре самые модные шлемы того времени.

Шлем «Жабья голова»

Stechhelm или шлем "Лягушачья пасть". Использовался конными рыцарями с 14-го по 17-й века. Шлем из музея Метрополитен, ок. 1500 г.

Шлем Штеххелм, или «Жабья голова», или Шлем с «лягушачьим ртом», был очень популярен в Европе, начиная с конца 15 и до 17 века. Этот шлем, выглядевший довольно зловеще, предназначался для конного боя и довольно долго являлся самым популярным шлемом при проведении турниров.

Шлем Бацинет

«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Купольный бацинет, Master A, Milan, 1400 гг

Бацинет 14-го - 15-го веков

Бацинет или «бундхугель» («собачий шлем», «собачья морда»)- нетрудно догадаться, что свое название этот шлем получил за характерную форму. Шлем, имеющий откидное забрало в виде конуса, выглядит довольно забавно. Забрало своей формой напоминает морду собаки или мыши. Конус служил неплохой защитой лица при ударе, поскольку оружие соскальзывало с такого забрала. Большим плюсом этого шлема являлось то, что его забрало можно было не только поднять или откинуть, но даже полностью снять. Носили шлемы-бацинеты в основном рыцари, и популярен этот шлем был в 14-15 веках.

Шлемы-саллетыВ середине 15 века в Европе на смену бацинетам пришли шлемы-саллеты, салады, Sallet(Челата), представляющие собой покатые шлемы полусферической формы, имеющие узкие прорези-щели для глаз и вытянутый хвост.

Cалллеты прикрывали голову не полностью, лишь сверху, поэтому дополнением к ним служили еще горжет и подбородник. И в таком виде уже обеспечивалась максимальная защита.

Полный комплект - шлем, горжет и подбородник

Саллет в форме львиной головы, 1475-1480, усиленный броней 'armor all'antica' - сталь, покрытая тиснёной и позолоченной медью.

Саллет, покрытый масляной росписью, Германия, 1500 Челата с масляной росписью, носившаяся мечниками более низкого ранга.

Закрытые шлемы

В 16 веке в Европе большую популярность приобрели полностью закрытые шлемы, сферической формы и с забралами. Считается, что такие шлемы способны обеспечить максимальную защиту. Шлемы стали украшать чеканкой.

Закрытый шлем, Германия, начало XVI века

Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.

Закрытый шлем штатгальтера Испанских Нидерландов Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы. Милан. Около 1570 г.

Закрытый шлем. Северная Италия. Вес 3,86 кг. Около 1600-1620 гг.

Гротескные шлемы

Одной из разновидностей закрытых шлемов стали шлемы армэ. Для них характерна довольно сложная система соединения отдельных частей. Забрало у этих шлемов также поднимается.

В 16 веке большую популярность приобрели так называемые «гротескные» забрала. Оружейники с большой охотой и мастерством воплощали все, что приходило на ум рыцарям. Часто забралам придавали форму либо человеческого лица, либо морды животного. Шлемы при этом походили на что угодно, только не на шлем, и их стали называть гротескными.

1520-1530 Германия

Южная Германия, 1510-20.

Немецкий (Нюрнберг) или австрийский (Инсбрук), 1520-25 Армэ с забралом-маской. Инсбрук или Нюрнберг. Вес 3,23 кг. Около 1520-1525 гг.

Парадный птичий шлем 16-го века. Птицеголовый шлем из Германии, начало 16 века

Шлем герцога Урбино. Милан 1532-35гг.

Зубастый шлем неизвестного итальянского мастера 17-го века

Шлемы Императора Карла V Мудрого

Шлем Коломана Кольмана «Хельмшмидта»

Еще один весьма странного вида закрытый шлем-маска, который был популярен в начале 16-го века в Австрии и Германии.

Закрытый шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г. Аугсбург, Германия, 1515

Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.

Использовался он как на турнирах, так и в бою. Кольман (Colman), «Хельмшмидт» - это фамилия знаменитой династии оружейников, изготовивших этот шлем. Шлем в виде довольно скуластого лица с роскошными усами отличается не совсем обычной формой, напоминающей тыкву.

«Рогатый» шлем

Шлем Генриха VIII, 1511-1514

Этот шлем - один из самых знаменитых. В 1514 году император Священной Римской Империи Максимилиан I подарил Генриху VIII Тюдору, королю Англии, «костюмный» доспех, частью которого и являлся этот «рогатый» шлем. К сожалению, кроме шлема от этих доспехов больше ничего не сохранилось.Выполненный в виде предельно детализированного человеческого лица, выражающего ехидство и презрение, с круто загнутыми рогами, напоминающими бараньи, выглядит шлем довольно зловеще. К нему прилагались сменные маски, с помощью которых можно было менять выражение лица на шлеме, но эти маски тоже не сохранились.

Шлем Бургиньот

Бургиньот, бургундский шлем или штурмхаубе, от нем. Sturmhaube - "штурмовая каска", появился в первой половине 16 века. Бургиньот имеет округлую форму и тонкий острый гребень. Разновидностей этого шлема огромное множество. У всех бургиньотов есть подвижный щиток, похожий на козырек, который можно поднимать вверх, а также науши, закрепленные на шарнирах. Очень часто макушка такого шлема украшена разными фигурками и геральдическими знаками.

Бургиньот открытого типа с ремешком. Северная Италия. Вероятно, Милан. 1571 г. Науши соединяются между собой только подбородочным ремешком

Бургиньот закрытого типа. Франция. Вес 2,24 кг. 1610 г. Науши образуют жесткую конструкцию

Бургиньот Савойяр. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Кольман Helmschmid, шлем (бургиньот) императора Карла V, 1530

Очень красивые шлемы бургиньот

Начиная с 17 века шлемы, как и остальные доспехи, уже не могли противостоять огнестрельному оружию, и постепенно вышли из употребления.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

klikabol.mirtesen.ru

Экзоскелеты средневековых рыцарей - pro_vladimir

Некоторым светилам от науки ну очень хочется чтоб устои не трогали. Не теребили странности, что с этих устоев торчат во все стороны. Они ради этого готовы разучится отличать высоту дверного проёма от высоты потолка. Технические элементы готовы заклеймить красивой бесполезностью. Складывается впечатление, что они ради привычного готовы, между военным парадом и гей парадом поставить знак равенства. А фигли, там и тут бесполезные украшения строем. Оказывается, далеко не все в состоянии отличать круглое от квадратного, особенно когда им не хочется замечать разницы.

Собственно, каждый в состоянии почитать комментарии, что это эти светлые головы тут высекли: http://pro-vladimir.livejournal.com/265941.htmlА началось всё вот с этого: http://assucareira.livejournal.com/257192.html

dmitrijan: Что забавно, про Рыцарей «истинных» и правильных, это тех, что от кончика до мыска в «железе», мы знаем весьма и весьма немного. Больше дополнений и рассказов по дополнениям к дополнениям, как мы бы сами делали.Картинки про рыцарское отношение больше сходят на идеализацию, да и там есть тонкость, что дама сердца Рыцаря ОБЯЗАНА быть за мужем, т.е. ни о каком физическом сношении Рыцаря с дамой не могло быть и речи, только платки и вздохи, причём прилюдно, т.е. на публику. Более того, часто это было вообще визуальным контактом или в одностороннем режиме платка от руки избранной дамы, после протирки глаз и промокания рта дамой! Естественно от чувств-с. И вот такой платок со слезами, облизанный оной и соплями Дамы передавался Рыцарю. Ценность необычайная, коль ради этого аж собирали турниры!

Т.е. материальный носитель выделений Дамы передавался не ОТ Рыцаря к Даме, а совсем наоборот, ОТ Дамы к Рыцарю. При этом физического контакта небыло ВОВСЕ, ни в каком виде, и ни под каким предлогом, а для надёжности Даму ещё запихивали куда повыше.

Выходит, Рыцари были, Дамы тоже, но они физически не контактировали, а только опосредованно. Странный ритуал? Неужели он не имеет практического смысла? Зачем Рыцарю сопливый и мокрый от слёз платок Дамы? Фетиш? Даму же, спасённую, от того же Дракона, обязан был вывозить верный спутник, оруженосец или кто-то подобный, уже не такой металлизированный и вполне похожий на людей, даже со вполне внятным лицом и без всякого забрала. Да и довозили ли к Рыцарю, или помещали в башню уже другого Замка, ещё тот вопрос. Может их вообще перетаскивали с места на место, оставляя под охраной, пока другой Рыцарь шлялся где-то ещё?

Рыцари, как доносят до нас сказания, имели и иные странности. За ПОТЕРЮ Рыцаря всё его войско ликвидировалось вчистую, не засчитывалось поражение с переходом под другого рыцаря, а именно ЛИКВИДИРОВАЛОСЬ физически. Что придавало этому войску вполне неплохой стимул по защите Рыцаря. Этот странный обычай неплохо известен из документов, хотя объяснить его историки не могут никак.

Так же известно и то, что ПОРЧА, даже ПРИКОСНОВЕНИЕ к Рыцарю кого-то из воинов/солдат каралось немедленной смертью оного, не важно чьим он был. Т.е. захват Рыцаря мог осуществлять ТОЛЬКО Рыцарь! Позже Рыцаря заменят на стяг Знамени с «лампочкой» на древке и ликом на стяге полотнища, потеря которого так же приравнена к полному поражению подразделения, но с менее печальными для него последствиями, ибо их лишь брали в плен, хотя обращаться могли не менее жестоко, но не ликвидировали тут же на поле. Что чем-то напоминает утерю вебкамеры на палке, что транслировала бой неким высшим надзирателям, и с потерей которой воинов/солдат, что потеряли свою «камеру», ждала менее ужасная участь, хотя они и понижались в должности, разжалуясь из звания солдат. Нечто типа срыв погон и отправка в дисбат, что конечно ужасно, но не всегда не сразу смертельно.

Известны в истории и случаи, когда Рыцари вели сражение по НЕСКОЛЬКУ дней, а армия оных наблюдала в сторонке, «покуривая», возможно все вместе отмечая это событие, посматривая на сражение. Ведь недаром говорят про театр боевых действий, может оно и было театром, а уже потом зрители начинали бить морды друг другу, а у нас разве так не бывает? Де судью на мыло и понеслась. И вот когда Рыцарь сдался на милость победителя, тогда его воины были переподчинены с СОГЛАСИЯ проигравшего Рыцаря победителю. А так бы их попросту ликвидировали. Т.е. переподчинение происходило с СОГЛАСИЯ проигравшей стороны, нечто типа пакта о капитуляции, а не по самому факту победы. У нас разве не так? А казалось бы зачем? Зачем выносить какие-то ключи от каких-то городов и Замков победителям? Те ведь могут их и так отобрать. Но нет! Даже полностью, ПОЛНОСТЬЮ разгромленные враги ОБЯЗАНЫ подписать что-то там и вынести ключи победителям, иначе никак. Типа победа не засчитывается.

Собственно накладные доспехи из разных материалов использовать вполне логично, но вот использовать доспех целиком из металла, включая ботинки, которые будут скользить, уже не логично. Хотя и прочно, но гнётся. Тем паче, что всегда есть масса уязвимых мест, например шея, и пущенный камень пращой, попавший в шлем, способен оторвать голову прямо вместе со шлемом, а попасть в шею не так и трудно. Тем более что можно применять те же пики не с острым наконечником, а в виде ухвата и им легко спихнуть эту «железяку» на землю, где легко и непринуждённо оторвать голову ударом того же меча с размаху. Ну, или запустить палицу или иной увесистый предмет.

http://uienifer-travel.blogspot.ru/2015/03/metropolitan-museum-of-art_21.html

Есть множество способов отделить голову от туловища и никакие шлемы и доспехи не спасут, разве что свисающая кольчуга, но у Рыцарей таковой небыло и хороший удар меча наискось в район плеча по шее, начисто ломает шейные позвонки. Впрочем, тут достаточно увесистой дубинки.

Если же до металлических ботинок, то удар по мыскам ног придуман не вчера, и опущенный ТУПОЙ, но тяжёлый предмет на ноги легко выводит всю эту «железяку» из строя, если конечно там мясо-костный аппарат под моделью «люди». Да вы сами уроните себе на ноги что-то тяжёлое, попробуйте. А ещё любой удар по железяки отзывается весьма неплохим гулом, можете проверить, надев ведро и попросить себя стукнуть по нему, впечатлений будет масса.

Т.е. все болевые точки людей никуда не деваются даже в такой «защите», а их уязвимость известна и противостоять ей можно лишь хорошей подвижностью в бою, где необходимо иметь ещё и хороший обзор. Т.е. легкобронированный танк может выиграть лишь за счёт подвижности. В то время как тяжеловооруженный и бронированный танк всё так же имеет гусеницы, амбразуры и баки, которые, при желании, можно повредить намного проще, чем пробивать броню.

Что известно про Рыцарей в полном доспехе? Что у них даже икроножное сочленение ЦЕЛЬНОЕ и отсутствует пятка как таковая, т.е. «ботинок» сразу загибается на стопу. При этом просунуть ногу стопой вперёд через цельный икроножный доспех можно лишь либо отстегнув ступню, либо не имея оной или растянув доспех, ну или доспех на несколько размеров больше или имея тоненькие ножки. А вот поздние доспехи уже имели дверцы на икроножном сочленении, казалось бы зачем? Впрочем, их крепление было весьма хлипким, типа на шнурочках.

Так же не имели «дверцы» и ранние шлемы, вот забрало открывалось уже позднее, а голову нужно совать через шейное отверстие. При этом это не свитер и не вязанный материал, что растягивается, и не джинса, что можно натянуть, это металл! У кого есть желание, тот может попытаться просунуть голову в 10 литровую банку через узкое горлышко. Если уши пройдут, то пролезет, а вот вытянуть обратно ой проблема! Причём на самих шлемах, зачем-то, в районе ушей, были приделаны гофрированные тарелочки! Их неплохо видно на гравюрах. Муляж ушей или аналог мембраны микрофона/динамика? И не только на шлеме имелись!

При этом КАЧЕСТВО изготовления именно таковых цельных доспехов на порядок выше, чем поздних, с дверцами как на шлеме, так и на икроножном сочленений. Да и крепёжик на кожаных ремешках с крючочками оставляет желать лучшего, как по качеству, так и по прочности, в отличие от остальных деталей доспеха. Производство доспехов деградировало со временем?

Известны из документов и другие странности, связанные с «железными» Рыцарями. Говорят нам же легенды, что даже со снесённой головой такой Рыцарь мог сражаться! А на гравюрах мы можем видеть, что удаление головы, как конечности не несло Рыцарю поражения. Его приходилось мечом выколупывать из доспеха через шейное отверстие! Это Рыцарь так втягивал голову в корпус или голова была не обязательным предметом Рыцаря? Да и шлемы били сменные, типа парадный, боевой и ещё какой-то! Это из пояснения историков. Или типа 1 голову срубили со шлемом, надену ещё?

Впрочем, это можно отнести к странностям, хотя оставившим массу свидетельств из прошлого, коим мы не очень-то и верим, ведь мы так не умеем. Хотя встречались и на вид люди, не только святые, что могли двигаться без головы, но не долго. Такие случаи известны как в прошлом, так и в нынешнем, когда уже обезглавленный трупп умудрялся убежать. Может для этого казнённых путём обезглавливания связывали, чтобы не убегали с места казни? Впрочем, такой труп убегал недалеко и падал обездвиженный из-за потери крови. Хотя с отсутствующими мозгами люди всё же жить могут, как показывает практика медицины, которая дала этому синдрому даже название – отсутствие мозга. Обычно умирают, но некоторые, как показывает практика, живут. Но вот чтобы с оторванной головой ещё мог и продолжать сражаться, тут как-то у людей проблемы.

"Мозг. Иногда его нет"http://pro-vladimir.livejournal.com/199884.html

"Мозг. Иногда его нет 2"http://pro-vladimir.livejournal.com/207856.html

Вполне возможно Рыцарь втягивал голову при отсечении шлема или как-то иначе её просовывал в цельнометаллический шлем через довольно узкое шейное отверстие. Важно то, что Рыцарей ВСЕГДА облачали в Замках, т.е. голыми или в неглиже их вне Замков не видели. Видели людей, что носили накладные доспехи или доспехи с дверцами. Этих видели. А вот хозяев цельнометаллических – нет. Ну, может где-то высоко и далеко выходила фигура в полном облачении и всяческих мантиях – поди, разгляди, как он там выглядит. Обычно это связывали с тем, что они так боятся покушения, что даже на пирах и в прочих местах носят доспехи.

Т.е. доспех Рыцарями не снимался вне Замка. Что уже странно. Т.е. в походе много дней вы в доспехе, недель! Вы писаете и какаете прямо туда! И чтобы не очень воняло, вас поливают водой через… через приподнимаемое забрало или шейное сочленение. Тут у историков есть версии, в летописях нет точного указания, как поливать водой рыцаря, но есть чёткое объяснение, что лить нужно вовнутрь, сверху и не менее нескольких раз в сутки! Вероятно, это легче всего делать через открывающееся забрало, некоторые шлемы даже сделаны на подобии воронок, де просвет щели изнутри смотрит вверх!

И так – вы рыцарь, внутри такой железки, вас несколько раз на дню поливают водой, вы ещё в поддёвке, она, естественно намокает. Вопрос: через сколько дней вы там загнётесь, даже не добравшись до поля сражения, сидя в этом мокром непотребстве? Хотя конечно можно предположить, что рыцаря потом ещё на костре сушили, разводя под ним костёр, хотя это больше похоже на варку заживо, когда разбухшие какашки присыхают к заднице. А особенно интересно поглядеть на любителей реконструкции, которые ДЕТАЛЬНО восстановят все подробности быта рыцарей, включая испражнение под себя и с поливанием водой. Ведь это не выдумка историков, они копались в архивах и накопали эти сведения, но вот применили их так, как могли.

http://kraeved1147.ru/wien-armory-chamber/

Историкам ничего не стоит рассказать нам про тысячи рабов, что тягали камни для пирамид, вытесанных бронзовыми зубилами, что им стоит рассказать про одевание рыцаря в полевых условиях? Ну, снял, одел, какая разница, разве им привыкать? Но нет! Они упорно, ибо так написано в документах, уверяют, что Рыцари выходили из Замка уже в Доспехах! На приёмах, пирах и прочем они были в Доспехах! Варьируются детали и версии, но сама суть остаётся! И уж потом начинают выдвигать версии почему, де кто-то на пирушке ткнёт ножичком в спину или отравит, потому ели крайне мало и только с рук доверенных лиц, которые, как можно догадаться, кормили через шлем забрала. Т.е. морды-то Рыцаря фактически никто не видел! Да и без шлема как-то тоже, или что-то такое странно. А ведь шпиёну проблем небыло подсунуть отравленного паука или ещё кого, да вылить чашку яду прямо на шлем, делов-то! При желании. Наверняка среди противников Рыцаря могли найтись и смертники. Опять же кучи бюстов на подставках, доставшиеся нам, слишком смахивают на сменные головы, которые можно куда-то крепить. Кто-то предполагает, что это так меняли головы статуям. А может, и Рыцари использовали этот приём? Ну а что? Какая разница, если они могут обходиться без шлема и головы? Всадник вон без головы есть, почему бы не быть Рыцарю без головы?

Про залив воды историки так же взяли из документов, и объяснили это как смогли. Ну а как смочь? Естественно как понимаем. Коль недели в походе, то какает под себя, то нужно смывать. Вот его и поливали водой и он там продолжал сидеть в мокром непотребстве с обосранной задницей, причём какашки, как можете проверить, таким образом из штанов никак не вымыть. Это из серии бронзовых зубил. Причём реконструировать эту ситуацию с сидением в одежде и попыткой помыться от экскрементов путём обливания, легко каждый может проверить сам. А ведь это взято из архивных документов!

Одно дело принимать ванну в нижней одежде, что было принято у еуропейской знати, или вонять, не моясь, кося под аристократов, это одно, но какали-то и писали они не в штаны при этом! Можно быть сильным и скакать в доспехах, но вот какать через забрало шлема пока как-то уникумов не наблюдается, а дырки на цельных доспехах для этого так же нет, разве что съёмный гульфик? Хотя он больше похож на сливной кран, закрытый пробкой, чем орган, что требует именно такого выделения в облачении. Ну, разве что фетиш?

http://unclejosef.livejournal.com/106603.html

Совсем другое дело, если это головоногий моллюск, а доспех ему нужен как аквариум, тогда объяснимы все заделанные тщательно щели в доспехе и необходимость выходить в свет только в нём. Да и с необходимостью освежаться внутрь водой, и прочие бытовые мелочи легко объяснимы, как и высокая сила при порой маленьком росте. Ведь физическую механику не обмануть, если у людей скелет внутренний и мышцы базируются на них, то объём мышц имеет значение, а кости скелета мешают наращивать объём их, как и прочность самих мышц имеет предел, ибо попросту порвутся. А вот если вы целиком мышца, то весь доступный объём для вас доступен для наращивания мощи, а внешний панцирь используете как кости, как делают это раки, крабы, да и остальные, имеющие мощные клешни, однако они же для них являются и скелетом.

При этом такая конструкция скелета позволяет быть относительно собственного веса сильнее, как пример муравей, способный поднять в 50 раз больше своего веса, в то время как слон, имеющий внутренний скелет, не может себе позволить этого. Люди же в своей массе с трудом поднимают даже собственный вес. И хотя есть тренированные уникумы, но и их возможности ограничены прочностью костей и мышц. Т.е. чем больше и мощнее кости, тем больше и мощнее можно нарастить «мышечный» аппарат, не сломав их!

Соответственно не сложно прикинуть, что при том же размере, имея внешний костный скелет или иной скелет, чем внутренний, внешний скелет из тех же материалов будет в разы мощнее и прочнее, чем внутренний. А значит, возможность нарастить мощность «мышц» повышается без риска сломать собственные кости и порвать мышцы, и те и те имеют физический предел прочности. При этом люди, с внутренним скелетом, способны не просто вывихивать себе суставы от чрезмерных нагрузок на мышцы, например зевнув, но даже ломать собственные кости мощью собственных мышц и рвать оные! И случаи эти медицине известны. Ведь про способность порвать мышцы при чрезмерных нагрузках мы наверняка слышали? Физику-то не обмануть!

Однако внешний скелет имеет некоторое ограничение по подвижности. Хотя он подвижен, но подвижен менее чем скелет внутренний или совсем безкостный. Например, раку трудно угнаться за рыбой, а черепаха может ловить крыс на корабле, только падая на них всем своим весом, но никак не догоняя! Хотя черепахи довольно быстро бегают при этом, но вот с манёвренностью у них проблемы. Однако это с лихвой компенсируется внешней прочностью скелета и мощностью «мышечного» аппарата. Однако более подвижные рыбки за счёт подвижности и массовости вполне способны распотрошить рака разными ухищрениями и объединившись, хотя с каждой из них по отдельности рак/краб расправился бы легко, а пробить его панцирь рыбка вряд ли с наскока сможет.

Иными словами из бытовой суеты, дошедшей до нас про Рыцарей, мы можем установить, что это что-то не очень похожее на людей. Как минимум образ их жизни отличается от привычного людям распорядка и типа. А на гравюрах и даже портретах можно видеть целиком металлизированного Рыцаря и людей сопровождений с открытыми лицами и накладными доспехами типа кирас. При этом более ранние шлемы вовсе не имеют откидных забрал, типа не умели делать!

Долго ли вы просидите в настолько добровольном заточении и не покидая Замка? Причём сами Замки, если присмотреться, к житию людей не очень приспособлены – продуваемые и какие-то склизкие, больше похожи на тюрьмы, чем на желаемое жильё. Вы бы сами там стали проводить все свои дни, будучи повелителем окрестных земель? А ездить в полностью облачённом доспехе и даже спать? Ведь даже про «спать», говорят, Рыцарь спал стоя! Это же какая выдержка и сила воли к победе нужна? Чтобы делать под себя прямо в штаны, сидеть в железке в мокрой одежде, в плавающих собственных выделениях, да ещё и спать стоя? Это нечто типа добровольной пытки? Да вы там сгниёте заживо!

"Рассматриваем основание "Замка святого ангела""http://pro-vladimir.livejournal.com/145337.html

Т.е. зачем-то Рыцарь всегда был в доспехах на открытых пространствах, зачем-то ему требовалась вода и довольно много, причём вовнутрь. Может для компенсации испарения и утечек, а не для смыва экскрементов? И для чего-то существовал разрекламированный и растиражированный ритуал передачи «платка» от неких Дам, за сердце или что-то ещё Рыцари то ли сражались, то ли что-то делали? Зачем им вообще этот платок с соплями и выделениями Дам? Фетиш? Или передача генного материала? Ведь моллюски-то гермафродиты и у них нет понятия кто кого и сколько раз, а семенной материал при спаривании они могут и вовсе выпускать в воду. Но тут нет воды, как таковой, а передать через воздушную среду семенной материал можно и платком. Тогда логичен принцип и Дамы замужем и битва за её платок, когда более достойный Рыцарь получает семенной материал и удаляется к себе в замок плодиться и размножаться. Типа рыбка в мобильном аквариуме вышла из своего, добралась до соседнего, получила порцию семян, и увезла в свой аквариум. Всё вполне логично. Уж пологичней чем тиражировать и романтизировать фетишизм на сопливый платок выделений Дам.

Иными словами поведение Рыцарей, тех что шастали в полном металлизированном облачении, никак не похоже на поведение людей, разве что издали и приблизительное. Однако же и вылезти из своего подвижного аквариума, перепугав окрестности тоже не логично. Люди тут же объединяться в борьбе с «нечистью» и забьют уродца, даже если сильно перепугаются, то всё разно забьют, несмотря на любые потери!

Ну, разве что «Чужой» будет ну очень большим и ну очень страшным, тогда его логично прикормить и пугать им соседей, де не будете платить дань – выпустим! Разве не так доносят до нас бытиё прошлого легенды, как дань под страхом гнева некого «божества»? А так вроде свой, может и странный, но свой. В конце концов, даже пловцы, опускаясь под воду, надевают ласты и облачаясь в костюмы, становясь похожими на странных, но всё же рыб. Чем другие обитатели нашего мира хуже, когда им нужно попасть в среду, где местные будут шокированы их видом? Конечно нужно немного быть похожими на аборигенов, чтобы не вызывать у них желания бороться с нечистью.

Ну а аборигены? А они, узрев похожего на себя пришельца, но более мощного/сильного/продвинутого, если не смогут прибить, растащив на амулеты, стеная, на кого тот их покинул, то конечно захотят быть похожими на него, облачаясь в такие же одежды и повторяя ритуалы. Мимикрия, в природе тоже встречается. Разве нынче люди не хотят подражать известным силой или чем-то ещё личностям? Даже одеваться как они и подражать манерам? И наряжаются, и разрисовывают себя, и подражают! Обычно внешне, чтобы не напрягаться, но зато до такого абсурда могут довести подражание, это что-то.

Люди, такие люди с их Культом карго, таким культом карго.

"Карго культ"http://pro-vladimir.livejournal.com/225581.html

"Landzeughaus – железные рыцари Граца, Оружейная, часть 2 Доспехи"http://ru-travel.livejournal.com/28716863.html

Немного повторюсь - на сегодняшний день насчитывается около 32000 экспонатов. Из них около 3840 кирас, шлемов и щитов, примерно 2414 штук различного холодного оружия, примерно 5395 штук древкового оружия, 3867 экземпляров огнестрельного оружия, 4259 пистолетов. Кроме этого есть в наличии большое количество стрелковых принадлежностей. Таким арсеналом вполне можно было вооружить около 5000 солдат.

По большей части оружие было предназначено для пеших и конных солдат 16-17 веков. Встречается так же оружие офицерского состава с богатым оформлением, авторами которого были мастера из Инсбрука, Аугсбурга и Нюрнберга.

Редкими вещами являются кираса Эрцгерцога Карла 2, Австрийского созданная Конрадом Рихтером в Аугсбурге в 1565 году, доспехи Конрада Зойсенхофера 1510 года и доспех Михаэля Витца младшего, изготовленный в 1550 году в Инсбруке.

Вместо того чтобы просто голову снести, этот зачем-то ему меч куда-то внутрь суёт, пытаясь вскрыть как консерву, где под материей "рубахи" оказывается есть ещё что-то.Типа ща голову откручу и скажу, что так и былО.Чем-то напоминает потрошение краба/рака/креветки/улитки/черепахи.

"Мальтийские рыцари при Дворце Великого магистра"http://dmitrij-an.livejournal.com/4183.html

Какие-то не воинственные рыцари.Особенно вот эти:Во, самый умильный справа, сразу видно что прошёл много сражений, аж морда лица стала такая изумительная. Ой, это шлем?!Больше похоже на орден мастеровых или бригаду шабашников, которым предоставили выбор, где тусоваться и они выбрали, починили, и стали жить пока их не выгнали. По некоторым впечатления некая мастерская с кучей оборудования и спецзащиты.

Это что хотите, но не шлем для воена. Да его засмеют. С такой-то мордой!

И конечно горизонтальная прорезь рта в бою ну очень необходима! Наверное выплёвывать что оскорбительное для врага. А может зубы.В принципе водолазный костюм с ботинками и шлемом тоже можно назвать рыцарским. И написать кучу научных работ, что он предназначен для мощной поддержки наступающей пехоты. А ещё лучше такого писателя засунуть в этот костюм и пусть попробует поддержать пехоту.

Комментировал: dmitrijanСложил воедино: Владимир Мамзерев. 11.05.2016

pro-vladimir.livejournal.com

Глава 5 Турнирные доспехи - Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения - Эварт Окшотт - rutlib5.com

Глава 5 Турнирные доспехи

На заре рыцарской эпохи на турнирах сражались в обычном рыцарском облачении. Но по мере того, как правила становились все более и более церемониальными, и поскольку на турнирах бессмысленно погибал цвет рыцарства, для них были разработаны специальные доспехи и специальное вооружение. Притупленный наконечник копья (кронель) впервые появляется около 1180—1190 годов, в это же время в некоторых кругах становится модным пользоваться во время турнирных поединков тупыми мечами. Сто лет спустя мечи для турниров становятся еще более безвредными – их стали делать из китового уса, так как железные рыцарские мечи – пусть даже и незаточенные – были смертоносным оружием. Вы помните – боевой меч был острым как лезвие бритвы и мог наносить страшные раны. Самое раннее упоминание о мечах из китового уса содержится в отчете об оснащении турнира в Виндзоре в 1278 году; в этом же турнире использовали шлемы и панцири из кожи. Семнадцать лет спустя специальная комиссия английских баронов утвердила статут, в котором регулировалось применение оружия и доспехов на турнирах:

«…ни один отпрыск знатного лорда, то есть ни граф, ни барон, не может иметь другого доспеха, кроме кольчуги, кирасы, наплечников, кольчужного капюшона, и ничего более; не должен он нести заостренный кинжал, или меч, или булаву, но только широкий меч. Если же найдут такого, кто в какой-то из перечисленных частей нарушил статут, то лишится коня, на котором явился на турнир, и будет заключен в тюрьму сроком на один год.

Те же, кто придет смотреть турнир, не должны надевать никаких доспехов, не должны нести меч, или кинжал, или дубину, или булаву, или камень; при обнаружении же этих нарушений, как у упомянутого ранее оруженосца, все перечисленное будет конфисковано. Ни слуга, ни пехотинец не должны иметь при себе мечи, кинжалы, дубины или палицы; если же таковые нарушения обнаружатся, то виновный будет заключен в тюрьму на семь лет».

Это были мудрые и разумные меры предосторожности, предпринятые в добросовестных усилиях предотвратить убийства и предвосхитившие более спортивные правила турниров XIV и XV веков. Специальное упоминание кольчуги в первом пункте говорит о том, что к 1295 году уже появились и получили широкое распространение пластинчатые доспехи.

В одной английской рукописи, датированной приблизительно 1330 годом, мы видим миниатюру, изображающую рыцаря, сражающегося на турнире с каким-то подобием подушек, прикрепленных к передней луке седла и защищающих ноги, наподобие мотоциклетных щитков. (Трактат Уолтера Майлмета «Благородным, разумным и мудрым царям». Библиотека христианской церкви. Оксфорд.) Пятьдесят лет спустя такие щитки стали делать из деревянных или металлических пластин – эти пластины были частью специального турнирного седла.

 

 

Рис. 55. Доспехи периода около 1450 года. Показано, что подставка для копья прикреплена к нагрудному панцирю. На древке копья видна большая гарда, защищавшая правую руку воина. Эти гарды появились не ранее 1380—1400 годов.

 

До 1425 года не было отчетливого различия между обычными полевыми доспехами и доспехами турнирными. Только на исходе XV столетия разработали высокоспециализированные турнирные рыцарские доспехи. Самое раннее определенное упоминание о специальных турнирных доспехах мы находим у анонимного французского автора в рукописи, датированной приблизительно 1446 годом. Этот автор – деталь за деталью – описывает доспехи, которыми рыцари пользовались на турнирах:

1. Кираса или бригандина с упором для копья (рис. 55) и специальные пряжки, которыми пристегивались шлем и другие детали лат.

2. На левую руку надевали латную рукавицу, называемую по-французски main de fer (железную рукавицу). Эта рукавица делалась из одного куска железа и защищала руку от кисти до трех дюймов выше локтя.

 

 

Рис. 56. Седло для высокого турнира в доспехах (Hohenzeuggestech), около 1440 года. Арсенал лондонского Тауэра.

 

3. Наплечник из одного куска железа, защищавший левое плечо.

4. На правую руку надевали маленькую латную рукавицу, называемую по-французски gagnepain, то есть на руку, «добывающую хлеб» – так в старину образно называли рыцарский меч.

5. Над малой правой рыцарской рукавицей предплечье закрывала специальная деталь, называемая «наруч», который по-французски называют «epaule de mouton» (баранья лопатка). Это укрепленная на шарнирах деталь, которая, закругляясь, прикрывает локоть и нижнюю часть плеча (рис. 61).

6. На правом плече маленький наплечник с большой пластиной, прикрывающей подмышку (рис. 61).

7. Приспособление, сделанное из набивного кожаного чехла, похожее на фланец яхты и называвшееся грушей из-за сходства формы. Эта груша подвешивалась к плечу и служила для поглощения удара, передаваемого со щита на грудь.

8. Сам щит, маленький, четырехугольный, вогнутый, изготовленный из прочного дерева и покрытый кожей или пластинами рога.

Дальше автор рассказывает, что французские рыцари на турнирах носили ножные доспехи, что говорит о том, что во Франции были не в ходу высокие седла с защитой для ног, столь популярные в Германии, Англии и Нидерландах той эпохи.

 

 

Рис. 57. Рыцарь в доспехах, предназначенных для Hohenzeuggestech. Около 1510 года. На нем надеты такие же доспехи, предназначенные для турнира, как и те, что изображены на рис. 61. Грудь коня и ноги рыцаря прикрыты большими подушками, контуры которых угадываются под конской попоной.

 

 

Рис. 58. Шлем из собрания историко-искусствоведческого музея в Вене. Этот шлем принадлежал австрийскому семейству фон Пранк. Он был изготовлен около 1380 года. Видна усиливающая пластина на левой стороне забрала, которая немного переходит и на левую сторону. Большой кожаный султан сохранился и представляет собой очень большую редкость.

 

Большая часть наших знаний (весьма, впрочем, скудных) об искусстве турнира почерпнута из немецких источников, так что мы лучше знаем о том, как проходили турниры именно в этой стране. Самая ранняя форма турнирных доспехов и стиль проведения турниров, отличавшийся от старого международного стиля, появляется около 1380—1390 годов и получает название «Hohenzeuggestech». В Германии словом «Gestech» было принято обозначать турнирный поединок на тупых копьях, и в буквальном переводе оно обозначает высокое искусство поединка в доспехах. Наиболее яркой отличительной чертой такого поединка было использование специального седла, которое было выше обычного боевого седла благодаря тому, что приподнималось на узкой раме над хребтом лошади приблизительно на десять дюймов. Впереди такое седло защищало всадника от стоп до пояса, причем щиты для ног выглядели как вилка, спускавшаяся вдоль потника конской сбруи с обеих сторон (рис. 56). От задней высокой луки седла спускались вниз две изогнутые деревянные пластины, фиксировавшие бедра всадника и не дававшие ему вылететь из седла при ударе. В такое седло садились в обычных полевых доспехах. Вместо шлема с забралом, надевавшегося во время войны, на турнирах пользовались более открытыми шлемами. Открытый тип шлема вышел из употребления приблизительно к 1450 году и был заменен так называемым немецким шлемом, чтобы отличить его от шлема в итальянском стиле, снабженного поднимающимся забралом, обычно не использовавшимся немцами. Вместо этого они прикрывали грудь и ноги лошади кожаными объемистыми подушками, которые заодно защищали ноги всадника (см. рис. 57).

 

 

Рис. 59. Шлем (принадлежавший сэру Николасу Хандберку?), хранящийся ныне в Кобхэмской церкви в графстве Кент. Около 1400—1410 годов. Этот шлем очень похож на шлем Генриха V (хранится в Вестминстерском аббатстве).

 

Вероятно, мы знакомы с турнирными шлемами лучше, чем с другими частями турнирных доспехов, так как шлемы (или их изображения) нарисованы на множестве аристократических гербов. Шлемы для турниров (pro torniamentis) впервые упоминаются в 1268 году, но мы не можем с уверенностью сказать, что доподлинно знаем, как они выглядели. Но мы точно знаем, как выглядели турнирные шлемы сто лет спустя. Есть два сохранившихся до наших дней таких шлема, изготовленные около 1380 года, – один хранится в Вене, другой в Копенгагене. У обоих этих шлемов на левой стороне забрала имеется дополнительная усиливающая пластина (рис. 58). На шлеме Генриха V, хранящемся в Вестминстерском аббатстве, тоже есть такая усиливающая пластина, поэтому можно утверждать, что это был турнирный, а не боевой шлем. От шлемов, подобных шлему Генриха V, ведут свое происхождение так называемые «лягушачьи» шлемы с покатым забралом, столь хорошо нам знакомые. Из рис. 59 можно получить наглядное представление о том, на что были похожи такие шлемы. Появившаяся позже разновидность большего шлема, названного по-немецки турнирным шлемом (Stechhelm), показана на рис. 60. У этих шлемов была толстая набивная подкладка, приклепанная к железу.

 

 

Рис. 60. Турнирный шлем, выполненный в немецком стиле, но изготовленный в Англии. Около 1475 года. Арсенал лондонского Тауэра. Обратите внимание на металлические полосы, которыми шлем крепили к замкам на нагруднике и на задней пластине кирасы.

 

 

Рис. 61. Полное снаряжение для турнира (немецкий стиль). Сделано в Германии около 1485 года. Собрание Уоллеса, Лондон.

 

В последней четверти XV века возникают два наиболее хорошо известных стиля турнирных доспехов. До наших дней сохранились образцы и того и другого стиля: доспехи для турниров, сделанные по германской и итальянской моде, и доспехи для поединков насмерть, то есть для схваток на настоящих острых копьях. На рис. 61 показаны великолепные образцы немецких доспехов первого типа, сделанных около 1485 года. Эти доспехи можно увидеть в коллекции Уоллеса в Лондоне. Очень тяжелые доспехи, но рыцарь надевал их на довольно короткое время и не должен был в них двигаться. Итальянский стиль был, по сути, таким же, но более уродливым. Шлемы ничем не напоминали изящные немецкие изделия такого рода, а скорее были похожи на гигантские пузырьки из-под таблеток (рис. 62). Более легкие доспехи совершенно иного типа использовали для поединков на настоящих копьях или для реального боевого оружия. Голову рыцаря защищал легкий шлем салад с подъемным забралом. Такие же шлемы, правда менее тяжелые, применялись на войне. Туловище было прикрыто лишь полудоспехом или бригандиной, руки и ноги не защищались вовсе. Левый бок и левую руку прикрывали деревянным щитом, обтянутым кожей. Правую руку закрывала гарда копья (рис. 63). Такие гарды не встречались до середины XIV века и редко применялись до середины следующего, XV века. Правда, мы то и дело встречаемся с работами современных иллюстраторов, которые дают в руки своим персонажам из XII и XIII века копья с гардами, что является недопустимым анахронизмом.

 

 

Рис. 62. Турнирный шлем в итальянском стиле. Принадлежал Гаспару Фракассо, миланскому послу при императорском дворе в Вене. Около 1490 года. Музей истории искусства Вены.

 

В смертельных поединках не применяли седла с защитой для ног. Вместо этого ноги прикрывали специальными пластинами, крепившимися к доспехам туловища (рис. 63). Это предвосхитило широкое применение таких пластин в начале XVII века. Для поединка такого рода использовали более тяжелое, чем обычно, копье; его нельзя было перекинуть через шею коня, поэтому соперники сшибались своими правыми сторонами. Древко копья было слишком толстым, чтобы его можно было обхватить рукой, поэтому рыцарь направлял удар с помощью вделанной в гарду специальной рукоятки. Копье удерживали с помощью специальной подставки (рис. 61 и 63).

 

 

Рис. 63. Доспехи для поединков реальным оружием. Щит, изготовленный из дерева и кожи (изображен справа), крепился к выступу на нагруднике кирасы. Гарда очень толстого копья имеет полукруглую форму и превосходит размером гарду турнирного копья. Ее верхняя часть отогнута назад и влево, чтобы прикрыть плечо и грудь. При смертельном поединке противники сталкивались своими правыми сторонами. Лошади надевали глухие шоры (с металлическими шанфронами или просто прикрывали глаза материей), чтобы она не шарахалась в сторону.

 

Эти доспехи для турнирных поединков и серьезных схваток продолжали оставаться в ходу до 1540—1550 годов. С середины XVI века возникают новые стили, новые моды; особенно это касается продукции королевских мастерских в Гринвиче. Появились дополнительные детали доспехов, так называемые двойные детали. Их добавляли к обычным полевым доспехам. Сначала это были всего лишь усиливающие пластины на левую сторону, потом появилось столько дополнительных деталей, что из одного базового доспеха можно было сделать несколько различных вариантов, приспособленных для разных видов поединков. Все вместе эти детали назывались гарнитуром или набором доспехов. Именно таким и был настоящий гарнитур, а не таким, каким нам сейчас часто его представляют, – полные, надетые на рыцаря доспехи. Такие полные доспехи до 1620 года называли просто сбруей.

 

 

Рис. 64. Рыцарь в снаряжении для смертельного поединка. Видны щитки, прикрывающие ноги, шоры на глазах лошади и длинная подставка для тупого конца копья. На правой руке нет защиты, так как ее прикрывает большая гарда.

 

Были еще, кроме того, специальные доспехи для потешных поединков пешком, но поскольку это не имеет никакого отношения к лошадям, то я не стану на них останавливаться.

 

Конечно, в наши дни в умах укоренилось немало раздражающе-навязчивых неверных и искаженных представлений о чарующем, популярном и уже отдаленном времени Средневековья. Мне хотелось бы в заключение упомянуть шесть наиболее распространенных заблуждений, касающихся средневековой жизни, – как в мирное время, так и на войне.

Никогда не существовало такого понятия, как цепная кольчуга. Это просто кольчуга, и она так называлась со времен Нормандского завоевания Англии. Цепную кольчугу придумали писатели XIX века, это глупый термин, и ему нет места в настоящей науке о доспехах.

Доспехи не были исключительно тяжелы. Носить их было довольно удобно. Также не было слишком тяжелым оружие, которое применяли, сражаясь в доспехах.

Рыцарей не приходилось сажать в седла с помощью лебедок. Возможно, если он был стар, утомлен или ранен, то нуждался в посторонней помощи или пользовался подставкой, чтобы сесть в седло, но никогда для этого не использовались механические приспособления. Это очередная глупость, и если когда-то она казалась забавной, то должен сказать, что в ней нет ничего смешного.

Рыцарский конь никогда не был ломовым битюгом, но не был он и рысаком. Вы когда-нибудь обращали внимание, как бежит цирковая лошадь, когда несет на себе наездника? Если лошадь не идет легким галопом, то она бежит точно так же, как и средневековый рыцарский конь.

У копий не было металлических гард вплоть до 1400 года. Сужение древка для более удобной хватки появилось только около 1450 года. Копья до этого представляли собой длинные стержни, слегка сужавшиеся к концу.

Для того чтобы надеть доспехи, рыцарь не нуждался ни в гаечном ключе, ни в отвертке. Точно так же, для того чтобы их снять, не нужен был консервный нож. Конструкция доспехов была надежна и проста. Для крепления деталей применяли ремни и застежки. А после 1500 года, в некоторых случаях, пружинные замки.

К сожалению, с этими неточностями вы постоянно будете сталкиваться в исторических сочинениях, в исторических романах и пьесах (если, конечно, их написал не Шекспир), в фильмах и телевизионных постановках. Но все это не так; это прегрешение не только против средневековых рыцарей и их наследия, но и против истины.

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib5.com