Как выбрать интеграл. Интеграл шлем что это


Инструкции Совместимы ли мотошлем интеграл… экипировка

Необходимость ношения шлема уже ни у кого не вызывает сомнений, а на мотоциклистов без шлема смотрят как на белых ворон и такое поведение вызывает осуждение. Те, кто ратуют за езду без шлема, наверное сами на мотоцикле никогда не ездили, бо тут даже речи не идет о том чтобы попасть в аварию или просто самостоятельно разложиться, достаточно поймать камень в лоб или жука в глаз чтобы об необходимости носить шлем не возникало и тени сомнения..

Но речь в этой статье пойдет всё-таки о поведении шлема в случае падения или аварии. Чтобы шлем отработал на все 100, не слетел с головы от удара о поверхность или даже просто по собственной инерции, необходимо чтобы он был хорошо зафиксирован на голове. Как подобрать правильно сидящий шлем – тема сегодняшней статьи.

Этап первый – подбор размера, или о пользе распальцовки.

Будем считать что вы уже определились с типом шлема (интеграл, кросс, джет или трансформер) и с его дизайном (всё равно от первоначально выбранного шлема не останется и воспоминания ;-) , самое время выбрать подходящий размер. Размер шлема указан на наклейке на его визоре, в приблизительной шкале типа S,M,L,XL,XXL и на задней части снизу, цифрой. Цифра эта – окружность головы в сантиметрах в самой широкой ее части (условно на уровне лба). Казалось-бы, достаточно измерить голову да и заказать себе дешевый шлем по Интернету, однако не всё так просто. Проблема в том, что головы отличаются не только размером, но так-же и геометрией (или морфологией, кому как удобнее). И каждый производитель мотоциклетных шлемов рассчитывает свою продукцию под какую-то определенную морфологию, которая совершенно необязательно совпадет с формой вашей головы. Так оно обычно и бывает – возьмем с полки несколько шлемов различных производителей но одного размера, и какой-то будет жать в области лба или висков, а какой-то наоборот свободно болтаться. Тут остается только мерять, мерять и мерять, и не терять надежды (в особо трудных случаях). Даже на треугольную голову найдется свой шлем.

Другая особенность которую нужно учитывать и на которой не перестают попадаться всё новые и новые поколения мотоциклистов – это то что внутренний ударопоглощающий каркас шлема (сделаный из пенопласта) и обивка со временем «уседают», что выражается в увеличении фактического размера шлема. Шлем, который прекрасно сидел в магазине, не давил и не болтался, через два –три месяца начинает съезжать на затылок на скорости, давить на нос, и мотыляться влево-вправо от завихрений ветра.. Понятно, что и держаться на голове такой шлем в случае аварии будет весьма посредственно.

Как подобрать правильный размер и форму шлема, с учетом усадки? Тут нам поможет палец.

Надеваем выбранный шлем, который примерно подходит по размерам, и сами (или с помощью продавца) решительно давим на затылок, стараясь по максимуму приблизить голову к задней стенке шлема. Палец свободной руки (своей или продавца) с легким усилием стараемся просунуть между своим лбом и передней частью шлема. Должна войти первая фаланга пальца, но не больше. И уж понятно, рука внутрь проваливаться вообще не должна. 

Выводы, думаю, очевидны – если влазит больше первой фаланги, то шлем после разнашивания будет болтаться. Ниже фотография, как быть не должно :-)

Одна фаланга – в самый раз. Меньше – удивительно как вы его вообще надели, ну или геометрия шлема не подходит для вашей головы. На этом этапе стоит походить минут 5 по магазину в шлеме (который прошел тест распальцовки), и если где-то будет невыносимо давить – то геометрия шлема не подходит. Тут следует отличать ситуацию когда шлем сдавливает (это нормально) и когда он реально ДАВИТ! С каждой минутой боль всё усиливается и усиливается. Такой шлем не нужен.

Этап второй – фиксация шлема на голове

Будем считать что шлем подходящего размера найден. Следующий этап – убедиться что он хорошо фиксируется головой от латеральных перемещений, проворачивания в горизонтальной плоскости. Если тип выбранного шлема – открытый, полулицевой или джет (что по-сути одно и то-же, и одинаково плохо), то в силу отсутствия лицевой части эти шлема вообще никак не фиксируются от проворачивания и уже на этом этапе выпадают из нашей статьи. Не дай бог с ними попасть в аварию..

Чтобы проверить фиксацию шлема на голове, беремся за него двумя руками (как показано на фотографии) и пробуем его сдвинуть относительно головы влево-вправо.

Шлем не должен двигаться вообще. Точнее почти вообще, так как небольшое перемещение всё-же будет иметь место, за счет кожи лица. Скажем иначе – относительно кожи лица шлем должен быть неподвижен. Если-же удается провернуть голову внутри шлема хоть чуть-чуть, то такой шлем скорее всего не подходит. Иллюстрация :

Почему скорее всего? Потому-что в комплекте к шлему могут идти более толстые компоненты внутренней обивки, которые фиксируются в районе щёк. Не исключено что их установка решит проблему фиксации шлема на голове и исключит проворачивание. Проверьте содержимое коробки, даже очень дешевые шлемы бывает комплектуются такой опцией! 

Этап третий – ремешёк и застёжка.

На этом этапе, когда выбран подходящий размер шлема и шлем четко сидит на голове, стоит обратить внимание на ремешек и его застежку. Перед застегиванием ремешка следует убедиться что «лепестки», предохраняющие кожу от натирания ремешком, не завернулись в стороны и находятся на своих местах (вдоль ремня). Если у шлема застежка типа «двойное D» - то там ремешек регулируется автоматически при каждом его застегивании, что удобно при частом использовании различной экипировки и белья (виндстопперы, высокое горло свитера и тп). Если застежка самозащелкивающаяся, то на ее настройку придется потратить больше времени. Мало того, самозащелкивающиеся застежки со временем съезжают по ремешку, ослабляя фиксацию, плюс всегда есть риск того что такая защелка саморасстегнется. У меня Шарк с такой застежкой – и как минимум три раза в год она не срабатывает. К слову – на гоночных треках запрещены все виды застежек кроме «двойное D». На мой взгляд это говорит о многом.

Итак, ремешек затянут настолько, чтобы чувствовать его под подбородком, но не настолько чтобы возникали неприятные ощущения при болтании челюстью, например. Теперь стоит попытаться снять шлем, причем обязательно помогайте большими пальцами обеих рук сдвинуть ремешок в сторону подбородка.

Если вам это удалось – шлем не подходит, нужно поискать модель с менее выдающейся вперед лицевой частью. Также стоит обратить внимание на возможные неудобства связанные с ремешком (сильно врезается в горло если конструктивно сдвинут слишком к центру, неприятно цепляет замок и тп)

Этап четвертый - испытание временем

Под временем подразумевается минут 10 гуляния по магазину в шлеме. Поверьте, оно того стоит. На этом этапе получается окончательно оценить вашу совместимость с выбранным шлемом, и это лучше сделать еще до уплаты денег в кассу, чем в последствии на мотоцикле. В идеале вы вообще забудете под конец этих 10 минут о том что на голове шлем. Другой момент – если вы носите очки то это самое время попробовать их надеть. Верхний срез шлема должен находиться примерно на сантиметр выше бровей (зависит от конструкции шлема). Засада с очками в том, что некоторые шлема сильно сдавливают виски. И если без очков это давление равномерно распределяется по поверхности, то с очками ношение шлема быстро превратится в пытку. Стоит попробовать даже тем кто очки не носит, попробовать с солнцезащитными. Меня они летом очень часто выручают, плюс на небольших скоростях позволяют ехать с открытым забралом без риска словить что-то в глаз.Фактор конечно второстепенный, но может оказаться достаточным для перевешивания чаши весов в другую сторону.

Дополнительная информация, или хозяйке на заметку

Надеюсь что ни для кого не секрет, что лучшей с точки зрения защиты является шлем-интеграл. Причем понятие защиты тут комплексное, в которое входит как защита головы мотоциклиста от повреждений, так и комфорт и звукоизоляция. Единственным, пожалуй, недостатком является то что такая каска еще и хорошо сохраняет тепло. Что круто зимой, но не слишком приятно летом. Конечно, современные каски всё больше и больше поднимают планку эффективной вентиляции, и хоть мы еще далеки от персональных систем кондиционирования, но результаты (с учетом использования современных материалов) радуют с каждым годом всё больше и больше. Однако стоит иметь в виду, что чем сильнее развита система вентиляции шлема, тем шумнее он будет на скорости! Тут уж или-или..Еще один интересный момент – аэродинамика. Точнее ее отсутствие, вызывающие завихрения воздуха позади шлема, и сопутствующую им болтанку головы на высоких скоростях и оттягивание головы назад (сильная нагрузка на шею). Сейчас существует два различных подхода в проектировании и изготовлении мотоциклетных шлемов, направленные на подавление этого эффекта.Первый подход заключается в придании шлему наиболее аэродинамичной формы, поступаясь его габаритами (в результате сюрприз – шлем не влазит в кофр, в который влазят любые другие!) 

А второй – в установке спойлеров, мешающих возникновению наиболее неприятных завихрений. Что касается спойлеров, то имейте в виду следующее – по требованиям безопасности они закреплены на двухстороннем скотче, чтобы в случае аварии они могли спокойно оторваться, не мешая продвижению шлема «фейсом по тейблу». Это такая фича а не экономия на спичках.

reglinez.org

Как выбрать мотошлем интеграл

В этой статье я расскажу об устройстве закрытого шлема, особенностях, применяемых материалах и технологиях, об условии использования.

Закрытый мотошлем, он же интеграл, он же Full-Face (фуллфейс) - самый распространённый вид шлема.

Корпус шлема состоит и двух слоёв - внешнего и внутреннего. Внешний слой слой принимает удар и распределяет его на всю поверхность. Изготавливается из пластика(ABC или поликарбонат) или композитных материалов (стекловолокно, кевлар, карбон пропитаны смолой). Композитные шлема считаются более крепкими, к тому же они легче, чем пластик. Почему считаются? Потому что все шлемы, которые официально продаются, отвечают требованиям сертификатов безопасности. У нас с Вами нет других объективных показателей, по которым мы могли бы судить о надёжности шлема. В ход идут псевдо краштесты, где непонятно, что именно тестируется, на наши мысли влияет цена, бренд, рассказ знакомого и т.д. В моей практике люди попадали в неприятные ситуации и в пластиковых и в композитных шлемах, и те и другие со своей задачей справлялись.

Внутренний слой EPS - пенопласт. Деформируется, смягчая удар. После удара пенопласт лишь частично восстанавливает форму, при следующем ударе поглощает меньшее количество энергии. Поэтому рекомендуется менять шлем после аварии, даже если снаружи шлем не повреждён. Теоретически, наверное, возможно проверить пригодность шлема для дальнейшей эксплуатации, но на практике я с такими случаями не встречался. В некоторых шлемах внутренний слой "подстраивается" под форму головы.

С внутренней стороны, под пенопластом устанавливается подкладка с поролоновыми вставками. Ткань бывает от обычного полиэстера до высокотехнологичной типа Outlast, которая поддерживает температуру тела.

В области щек есть съемные подушечки, к некоторым шлемам можно купить их разной толщины, чтоб точно подогнать размер к лицу. Бывает, что отрегулировать посадку можно с помощью подкачки. Разработчики Scorpion Exo первыми применили такую технологию.

Под передней частью обычно устанавливается подбородочная шторка, предотвращает попаданию ветра и пыли в глаза.  

Большинство интегралов оснащены стеклом для шлема (визором). Как правило, визор быстросъемный с покрытием антифог с внутренней стороны и устойчив к появлению царапин снаружи.  Так пишут все производители, по факту же - визор запотевает и царапается. Как с этим бороться - читайте дальше.

Все чаще мотошлемы дополнительно  оснащаются пленкой Pinlock. По периметру этой пленки есть бортик. Pinlock устанавливается с внутренней стороны бортиком к визору между пластиковыми распорками. Так образуется "стеклопакет", который предотвращает запотевание. На сегодняшний день это самое эффективный способ борьбы с запотеванием. Справедливости ради стоит отметить, что "туман" всё же  бывает если долго стоять в пробке под дождём при температуре ниже 10 градусов.  Если в комплекте нет ни плёнки Pinlock, ни подготовки под её установку, то можно воспользоваться универсальной пленкой, например  FogStop от итальянской фирмы Raleri.

Визоры бывают прозрачные, затемнённые черные, синие, красные, желтые, зеленые, зеркальные и самозатемняющиеся (фотохромные).В гоночных шлемах, с внешней стороны визора есть крепления для комплекта отрывных плёнок. В основном они используются во время дождевых гонок. В обычной жизни мы протираем визор перчаткой. В гонках времени на это нет. Оторвал загрязненную пленку, следующий слой чистый и прозрачный, загрязнился, снова оторвал. Обратите внимание на фиксацию визора. Обычно он фиксируется в нижнем, верхнем и иногда в промежуточных положениях. Мне нравится вот такой вот рычажок. С его помощью можно заблокировать визор в закрытом положении или чуть-чуть приоткрыть для вентиляции.

 

Во многих моделях интегралов (за исключением гоночных) есть встроенный солнцезащитный визор. Сдвинул рычажок, визор опустился, солнце больше не слепит.

 

Почти у всех шлемов есть система вентиляции. Интенсивность обдува регулируется задвижками в подбородочной части, сверху в области лба и сзади, в затылочной части. Отверстия в подбородочной части направляют воздух на визор, в других местах - на обдув головы.

 

Застежка у шлемов бывает двух типов: микрометрическая и два D-образных кольца. Кольца считаются более надёжными. Я пользовался тем и другим, для меня они оказались одинаково удобными. Падал с разными застёжками, ни одна из них не отказала. D-образные кольца отпугивают некоторых покупателей  тем, что приходиться долго возиться с продеванием ремешка. На самом деле достаточно отпустить его на полную длину, чтобы снять или надеть шлем.

 

Полезной опцией является система экстренного снятия шлема с пострадавшего мотоциклиста. Если потянуть за эти красные полоски шлем снять гораздо проще.

Поверхность шлема может быть матовая или глянцевая. Например, черный матовый мотошлем выглядит брутально, отлично смотрится с любой экипировкой и мотоциклом. Сейчас выпускаются шлема в таком разнообразии расцветок, что глаза разбегаются. Можно подобрать не только под экипировку или мотоцикл, но и под настроение.

 

Вес интегралов может быть от 900г до 1600г, зависимости от применяемых материалов и "наворотов".

 

Если Вы планируете пользоваться гарнитурой, то обратите внимание на углубления по динамики. Ничего страшного, если их нет, гарнитуру можно будет установить, но такой небольшой бонус не помешает.

 

Многие мотоциклисты жалуются на высокую шумность. На сегодняшний день самыми бесшумными считаются шлемы Schuberth. Тем, кому по каким-то причинам он не подходит рекомендую пользоваться берушами. Я пользуюсь обычными оранжевыми от фирмы 3М. Кстати, есть отзывы о хорошей "шумке" двух моделей Blauer - Sky и Force One 800.Хорошая новость для тех, кто хочет пользоваться гарнитурой и страдает от шума. Беруши и в этом случае помогут. Один мотоциклист рассказывал, что пользуется и тем и другим и очень доволен. В общем, можете попробовать.Компанией Sena разработан шлем с активным шумоподавлением, на выставке были рабочие модели, однако в продажу пока что так и не поступили.На шумность в шлеме влияет множество факторов:- наличие, форма и размеры ветрового стекла. Я начал пользоваться берушами как раз после того, как на классический мотоцикл установил ветровик.- скорость движения.- направление и скорость ветра. Иногда как начнёт что-то свистеть..- положение тела на мотоцикле- громкость выхлопной системы. В одном из рассказов про путешествия мотоциклист писал, что после проезда 25км через один из норвежских туннелей ему пришлось отдыхать от своих прямотоков. Я проехал тот же туннель не заметив дискомфорта.

Есть мотоциклисты, которые выбирают шлемы известных брендов. Это понятно. Знакомая надпись добавляет уверенности в выборе. Менее известным и молодым брендам приходится бороться за ваш кошелёк, поэтому они предлагают какие-то свои фишки, особенности... В Marushin сделали самый дешевый легкий композит, Scorpion Exo предлагает полный фарш спортивно-туристического шлема по цене в 1,5 раза дешевле, чем Shoei и т.д.Уже ни для кого не секрет, что большинство шлемов выпускается в Юго-Восточной Азии, даже солидные бренды типа AGV. Поэтому не удивляйтесь надписи на коробке Made in China. В выборе шлема можно полагаться на отзывы, но надо понимать, что они могут быть прямо противоположными. Я не раз наблюдал, когда об одной и той же модели шлема разные  мотоциклисты делились разными впечатлениями.

Вы скажете: это все хорошо, спасибо, что расписал, но мне то что делать, как выбрать мотошлем?Отвечаю. 1. Определите сумму, которую Вы готовы потратить на шлем, умножьте её в 1,5 раза.2. Наберите в поисковике "купить мотошлем", выберите интересные модели, позвоните в магазин и уточните есть ли они в наличии, езжайте туда и примеряйте их.3. Наденьте подшлемник (чтоб уши не оторвать, да и в гигиенических целях это будет полезно). Примерьте. Обратите внимание на плотность посадки и свои ощущения. Шлем должен сидеть плотно насколько возможно, но без болезненных ощущений. Все "фишки", о которых мы говорили выше имеют значение только в том случае, если шлем сел.4. Полчаса ходите/сидите/лежите в выбранном шлеме. Если за это время он "прижился" на голове, Вы понимаете, что можете пробыть в нём часов 10-12, то смело можно покупать. Дистанционно шлем выбрать сложнее. Поэтому. есть смысл найти и примерить понравившийся экземпляр у кого-нибудь из знакомых.  Если таких нет, то уточняйте у продавцов соответствие размеров, гарантии возврата/обмена и только тогда заказывайте.

 

 

С уважением,

Гажа Юрий

 

motocomfort.ru

Интегральные шлемы — опасный интеграл

Австралийский ученый Родни Коутер вызвал настоящую сенсацию утверждением, что интегральные (цельные) шлемы сконструированы в принципе неправильно и даже более опасны для использования, чем классические.

Коутер работает в ведущем Австралийском институте по исследованию человеческого черепа в Аделаиде. Он сам водит мотоцикл, и в последние четыре года занимался исследованием несчастных случаев с мотоциклистами. Сейчас он убежден, что около 30 процентов фатальных исходов можно было бы избежать, если бы интегральные шлемы имели иную конструкцию.

Впрочем, первые предположения, что шлемы не создают оптимальных условий для защиты головы, были представлены шведом X. Кранцем. В период 1977— 1983 гг. он проанализировал 132 случая со смертельным исходом и пришел к следующему поразительному выводу: из 38 мотоциклистов с интегральными шлемами 11 получили смертельную травму черепной коробки. Из 64 мотоциклистов, использовавших обычный шлем, только шесть получили то же повреждение, т. е. в три раза меньше. Причиной столь тревожных результатов Кранц указал увеличение объема и веса головы вследствие использования интегрального шлема.

Коутер связывает смертельные травмы с закреплением шлема (ремнем под подбородком) и с самой дугой шлема, предохраняющей лицо от повреждения. Как известно, пациенты с тяжелыми ранениями лица имеют незначительные мозговые повреждения, т. е. лицо является идеальным буфером для принятия силы удара. Однако производители шлемов, выпуская их с предохраняющей дугой, лишают человеческую голову ее естественного «амортизатора» — лица. Чтобы доказать связь между этим «новшеством» и смертельными случаями, Коутер создал целый набор программ и компьютерную систему для точной классификации костных повреждений человеческой головы. Таким образом была выявлена важная закономерность. Раненые имели различные переломы костей лица, в то время как погибшие, вопреки значительно меньшим повреждениям лица, имели смертельные травмы черепа. При сравнении этих переломов Коутер установил одну общую зависимость: трещины вдоль черепной коробки проходят поперечно к суставу нижней челюсти, т. е. горизонтально. На основании этого он пришел к заключению, что сила натиска на предохранительную дугу интегрального шлема передается непосредственно на ремень подбородка и затем переносится прямо на челюстную кость, а оттуда, почти без изменений, сила удара обрушивается на черепную коробку.

Родни Коутер лично проводил аутопсию мозга, исследовал 988 случаев смертельных повреждений в нем у попавших в катастрофу мотоциклистов и пришел к выводу, что наиболее частые повреждения — в области черепной коробки — взаимосвязаны с головным и спинным мозгом.

Вместе с другими учеными Коутер предполагает, что одной из причин травм мозга является положение шеи при аварии. В данном случае чрезмерное «вытягивание» при смертельной травме аналогично повешению, и это подсказывает, что необходимо как минимум изменить принципиально закрепление шлема (ремня под подбородком). При «повороте шеи», т. е. при боковых ударах, исследования доказали смертность, меньшую в четыре раза.

Проведенные Коутером исследования, подтвержденные и учеными Новой Зеландии, заставили Австралийский институт стандартов разработать новые нормы по безопасности производимых в стране интегральных шлемов. Эти требования нацелены главным образом на два аспекта: улучшение защитной зоны в передней части шлема и сведение до минимума силы воздействия на черепную коробку.

Коутер с помощью технологического центра спроектировал новый шлем с полностью измененным внутренним «оборудованием». Он уже лишен «подбородочного» ремня, поскольку приспособления для закрепления шлема находятся в задней его части. Тем самым передача силы натиска через ремень и челюстную кость на черепную коробку предотвращается.

Второе изменение касается неподвижной жесткой предохранительной дуги шлема. Теперь она играет роль амортизатора, причем для этой цели слева и справа, между шлемом и дуговидной рамкой, размещены детали из искусственного материала, обладающие свойством поглощать энергию удара. При этом, естественно, предохранительная дуга смещается к лицу, защищая, однако, подбородок, челюсти и нос.

Технологический центр в Аделаиде подал заявку на патент. Более дюжины производителей шлемов в мире заинтересовались новинкой — как-никак на земном шаре продается ежегодно шлемов почти на полтора миллиарда долларов.

Как видим, в мире не прекращаются поиски путей для большей безопасности мотоциклистов и сохранения их жизни.

Мы не тешим себя надеждой, что наша промышленность с завтрашнего дня станет делать иные шлемы. Этого не случится.

Однако положение чрезвычайно серьезно.

В той войне на истребление, которая идет на наших дорогах, мотоциклисты (а это самые молодые, неопытные и необузданные участники движения) играют роль своего рода штрафных батальонов, идущих на погибель первыми. С той лишь разницей, что их смерти не спасают от гибели других и не сулят победы.

Когда-то мы сетовали на то, что сельские мотоциклисты неподконтрольны: и без номеров ездят, и без «прав», и шлемов-то не хотят надевать. Сегодня вакханалия вседозволенности захлестнула города. Автоинспекция как бы самоустранилась от контроля за мотоциклетной армией — международным требованиям и своему прямому назначению. (О специальной одежде и речи уже не ведем).

Думается, что в интересах спасения тысяч молодых жизней изготовление и испытание шлемов должны быть взяты под контроль.

ultrabiker.com

Выбор и использование мотоциклетных шлемов - Мотошлём - Экипировка. - Каталог статей

Думай!

Реалии современного дорож­ного движения заставляют любого здравомыслящего человека крепко призаду­маться о выживании. Плот­ный трафик, низкое качество дорожного полотна и все более агрессивная езда в со­четании с низкой культурой вождения приводят к устра­шающим результатам. Число ДТП с участием двухколесной техники растет с катастрофи­ческой скоростью. Несмотря на это, все больше людей во избежание пробок и толкотни в общественном транспорте пересаживаются на скутеры и мотоциклы.

Медицинская статистика говорит, что наибольшее ко­личество аварийных случаев с тяжелыми последствиями и смертельным исходом свя­заны с черепно-мозговыми травмами. Мозг - центр не­рвной системы, его поврежде­ние влечет за собой инвалид­ность или смерть. Даже самые мелкие травмы головы редко проходят бесследно.

Но защищать нужно не только мозг - нередко, и при безаварийной езде, страдают глаза: достаточно мелкому ка­мешку вылететь из-под колес впереди едущей машины. Да что камешек! Обычная муха, попавшая в глаз во время движения, надолго обеспечит дискомфорт и запросто может стать причиной аварийной ситуации.

Наиболее эффективным спо­собом защиты головы от травм был и остается шлем. Кроме того, современный шлем очень эргономичен и эстетичен. Этот предмет мотогардероба давно уже стал неотъемлемой частью имиджа байкера. Райдер в классном шлеме, да еще с темным визором, выглядит очень круто!

Как они устроены

В хорошем мотомагазине полки пестрят шлемами, как витрины елочными игруш­ками во время новогодних праздников. Если тебе кажет­ся, что Schuberth - это компо­зитор, a Suomy - северно-европейская народность, тогда тебе не помешает небольшой ликбез по экипировке.

Фирм, производящих мото­циклетные шлемы, великое множество. Как сделать правильный выбор и не рас­теряться в обилии моделей и марок?

Для начала рассмотрим конструкцию шлема. Устро­ены все они по одному при­нципу:

• внешняя твердая обо­лочка (скорлупа) предохра­няет содержимое, в том числе твои мозги, от повреждений твердыми предметами и тре­ния. Это первый барьер на пути главного врага головы -кинетической энергии:

• внутренняя дефор­мируемая прослойка распределяет энергию, не поглощенную скорлупой, и за счет сжимания гасит ее;

• подбородочный ремень и внутренние по­душечки, не позволяющие шлему слететь с головы;

• забрало (визор), убере­гающее глаза от летящих предметов, осадков и на­секомых. Тонированное стеклышко спасет от ярких бликов летом.

Скорлупа бывает двух видов: клееная (полимер­ные волокна, стеклоплас­тик, карбоновое волокно, кевлар) и литая из пласти­ков под давлением (поли­амиды, полиэтилены. АБС-пластики и т.п.).

Шлемы с клееной скор­лупой наиболее надежные, но и самые дорогие. Мно­жество слоев прочной тка­ни проклеивают специаль­ными смолами, зачастую - вручную. Многослойные шлемы, как правило, тяжелее однослой­ных литых. Исклю­чением являются карбоновые шлемы, склеенные из углеволок­на.

Вес карбонового шлема-ин­теграла - около 900 грамм.

Шлемы с литой скорлупой достаточно легкие, такой интеграл весит 1300-1400 г. За счет более простой техно­логии изготовления литые шлемы дешевле клееных.

Снаружи скорлупа покрыта специальными красками и лаком. Это предохраняет ма­териал от разрушения. При изготовлении скорлупы в ней сразу оставляют каналы для вентиляции - обычно на под­бородке, макушке и затылке.

Внутренняя оболочка шле­ма изготовлена из вспенен­ного пластичного материала (полистирола или стирофор­ма). Его свойства таковы, что при ударе он деформируется, то есть сжимается, и замедля­ет движение головы внутри шлема, тем самым смягчая удар. При этом, сжавшись, оболочка уже не расправится. Даже незначительный удар при легком падении может снизить защитные качества шлема, и в следующий раз он отработает хуже. Шлем - од­норазовое средство. После удара его необходимо заме­нить!

Для комфортного ношения и эффективной вентиля­ции шлема предназначена подкладка - мягкая, легко продуваемая материя, часто изготовленная из гипоаллер­генных материалов. В боль­шинстве случаев она легко снимается для стирки.

Разновидности шлемов

Шлем пилота MotoGP - Valentino RossiТеперь тебе известно уст­ройство шлема, но как вы­брать приемлемый по цене, удобный и, главное, обес­печивающий необходимую защиту?

Разнообразие конструкций шлемов можно объединить в несколько групп. Наиболее легкий по весу и простой по конструкции - открытый шлем, зачастую с козырь­ком (англ. Shorty helmet или Braincap). Такой головной убор прикрывает голову только до ушей, обеспечивая минимальную защиту своему владельцу. Зато в нем можно разговаривать, есть и пить. Такие шлемы предпочитают райдеры на чопперах, круи­зерах и кастомах, соглашаясь на них, скорее, как дань сти­лю, нежели реальную защиту.

Надо заметить, что асфаль­ту без разницы, откуда ты упал - со скутера, крутого чоппера или спортбайка. Рисковать потерей зубов, по­явлением синяков и ушибов в пол-лица в угоду стилю? Оно тебе надо? У западных байкеров есть поговорка: «Dress for the crash, not for the ride». Адаптированный перевод звучит как: «Экипи­ровка для падений, а не для понтов».

Более серьезную защиту обеспечивает шлем, прикрывающий 3/4 головы или полулицевой (англ. Open face helmet, Jet). Такие шлемы, помимо козырька, могут комплектоваться визором. Преимущества те же, что и у открытых шлемов, но защита уже гораздо выше. Люди с плохим зрением могут спо­койно одеть под такой шлем очки. У дорогих моделей этого типа визор прикрывает практически все лицо.

Шлем - одноразовое средство. После удара его необходимо заменить!

Кроссовый шлем спро­ектирован для езды по бездорожью. Конструкция с вынесенной вперед защитой подбородка обеспечивает хо­рошую вентиляцию и предохраняет от травм. Шлемы этого типа снабжаются развитым козырьком для защиты от летящей грязи. С таким шле­мом используют специальную маску-очки. наподобие гор­нолыжной. Его предпочитают водители жестких эндуро, мо­тотуристы, путешествующие по бездорожью, спортсмены, занимающиеся внедорожным мотоспортом и мототриалом.

В последнее время появ­ляется все больше кроссовых шлемов, снабженных визо­ром. Они сочетают в себе достоинства кроссового и шлема-интеграла, пользуясь заслуженным уважением во­дителей эндуро-туристов.

Максимальную защиту обеспечивают шлемы, закры­вающие голову целиком, - так называемые шлемы-интегра­лы (англ. Integral, Full-face). Помимо защитных качеств, они обладают и максималь­ными аэродинамическими свойствами. Шлемы такого типа используют гонщики MotoGP и простые владельцы спорт-байков и тюнингован­ных скутеров. Они самые дорогие. Кроме гарантии высокой степени защиты, перед производителем стоит сложная задача создания системы вентиляции и по­нижения шумности шлема, возникающей при высоких скоростях. Предотвращения запотевания визора - еще один момент, который нужно учитывать. «Ложкой дегтя» для интеграла является про­блематичность ношения очков. Да и в жаркую погоду вентиляции часто бывает недостаточно.

Достойную, на уровне ин­теграла, защиту и комфорт полулицевика обеспечивает шлем-модуляр или флип-ап (англ. Modular, Flip-up). Его конструкция позволяет поднять или откинуть подбо­родочную дугу вместе с забралом, открывая лицо. Пре­имущества данного элемента экипировки очень ценят мо­топутешественники. Степень защиты модуляра несколько ниже, чем у интеграла: при сильном ударе, особенно сбоку, подвижная часть может вылететь из креплений. Тем не менее, такие шлемы стано­вятся все более популярными.

Совсем недавно появился еще одна разновидность модуляров. Такие каски пу­тем нехитрых манипуляций можно модифицировать из интеграла в полулицевой или даже открытый шлем. Под­бородочная дуга может быть заменена на летний, более вентилируемый вариант, или полностью удалена. Также снимаются визор и защитный козырек.

Конечно, такая многофунк­циональность снижает степень защиты. Крепления сменной детали могут не выдержать сильного удара. Но производи­тели продолжают работать над усовершенствованием этоготипа шлемов.

Для комфортного ношения рекомендуем надевать под­шлемник (балаклаву). В холод он предохранит от замерзания и прикроет открытую шею, а в жару не даст поту и грязи пачкать подкладку шлема.

Открытый шлем (Shorty helmet или Braincap)

Полулицевой (Open face helmet, Jet)

Шлем-модуляр или флип-ап (Modular, Flip-up)

Кроссовый шлем

Шлем-интеграл (Integral, Full-face)

Что выбрать?

Для скутера в классическом варианте и шлем подойдет классический - 3/4. то есть Jet. Оптимальным выбором будет модель с длинным стеклом, закрывающим лицо до подбородка. Такой визор даст неплохую защиту, прикроет от непогоды и пыли.

Тем же, кто любит «отжечь» на всю катушку и передвига­ется очень активно, а также не брезгует стант-трюками, лучше всего подойдет шлем-интеграл. Для курильщиков и мотопуте­шественников хороши флип-апы и модуляры. Ну а крос­совый шлем - для любителей бездорожья.

Выбрать шлем, соответству­ющий внешнему виду скутера/мотоцикла и подходящий под стиль езды - это пол дела. Важно еще качество, которое будет обеспечивать реальную защиту. Обилие шлемов ма­лоизвестных брендов, а то и вовсе подделок, привлекает низкой ценой. Но сэкономив на покупке такого товара, ты рискуешь выложить намного больше денег за извлечение пластиковых кусочков из-под кожи и пластическую операцию. Шлем будет защищать голову, вот и не стоит на этом экономить.

Впрочем, это не значит, что нужно садиться на жесткую диету и копить на топовый интеграл Arai. Достаточно добро­тного шлема средней ценовой категории.

Официальный производи­тель мотоэкипировки продает шлемы, прошедшие специальное тестирование. Минималь­ные требования - соответствие продукции правилам «№ 22 ЕЭК ООН. серия поправок 05». То есть, данное изделие учиты­вает международный характер требований безопасности Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН. На ремешке такого шлема есть белая нашивка с буквой «Е» в кружочке и рядом мелких цифр. Цифра после литеры «Е» указывает на страну произво­дителя. 1 - Германия. 2 - Фран­ция. 5 - Италия. 22 - Россия и так далее.

Также есть другие способы омологации шлемов. Самый жесткий из них - австралийс­кий (AS/NZS 1698), американс­кие (DOT, Snell, ANSI) чуть мяг­че. О стандартах безопасности разных стран и омологации. соответствии установленным требованиям, а также о тестах шлемов на прочность, мы по­говорим как-нибудь потом.

 

Пару слов о китайцах

Шлемы, изготовленные «жел­тыми» производителями, не используются европейскими и американскими байкерами. И в продаже там их не встретишь. Никакой омологации они не соответствуют. Наши же при­лавки пестрят названиями ти­па Avai, NHK или собственных «брендов» типа PHOENIX. Так­же продавцы китайских скуте­ров лепят наклейки с брендами скутеров, которыми они торгу­ют, на безымянные китайские шлемы (пример - SkyMoto).

Качество пластика китайс­ких аппаратов уже ни для кого не секрет. Вот и для шлемов на маленьких китайских заводи­ках не станут мудрить с качес­твом, изготавливая свой товар из самых дешевых пластмасс.

В данной ситуации дешево купить - значит много потра­тить потом. Крепления стекол и застежки-фиксаторы плохо застегиваются и легко отсте­гиваются. Самопроизвольно. Поведение такого шлема при ударе предсказать невозможно. Он может просто расколоться на две половинки от малейше­го сотрясения, разлетевшись при этом на множество острых осколков. Также неизвестен материал визора - мало того, что он быстро мутнеет, так еще дает множество бликов. В дождь такой визор попросту бесполезен. Капли не вытира­ются даже тряпкой, оставляя разводы, Крышечки, прикрывающие вентиляционные отвер­стия, либо не работают, либо быстро ломаются.

Носи с умом

Чтобы померить шлем, надо взять его за ремни. Удерживая их возле точек крепления забралом к себе. С усилием раз­вести ремни со щечной час­тью в стороны. Надеть шлем и отпустить ремни, застегнув их и подогнав по размеру. Под­вигать шлем влево-вправо и вперед-назад, походить в нем некоторое время, закрыть-открыть забрало. Если ты носишь очки - примерь их. Шлем должен не двигаться на голове, а сидеть, как влитой, не вызывая при этом дискомфорта. Если шлем болтается на голове или сваливается при расстегнутом ремешке, он тебе велик. При езде в него будет задувать ветер, а в слу­чае аварии он может запросто провернуться или слететь с головы. Проехав же пару сотен километров в маленьком шлеме можно заработать хорошую головную боль. Перед тем, как снять шлем, снова разведи ремни в стороны.

Первое впечатление от пра­вильно подобранного нового шлема: немного маловат. Но, походив несколько минут, ты обнаружишь, что эластичные вкладыши приняли форму головы и уже нигде не жмут.

И в заключение: храни свой шлем бережно, это продлит срок его службы. Большинс­тво производителей предла­гает специальный мешочек в комплекте. Пользуйся им! Не стоит вешать шлем на руль и класть на бензобак. Обидно будет покупать новый из-за собственной небреж­ности, если он просто упал на асфальт с руля или седла. Большинство солидных фирм отказывают после таких паде­ний в обслуживании согласно гарантии безопасности. Даже если удар был не настолько сильный, чтобы повредить скорлупу, его может оказаться вполне достаточно для того, чтобы поцарапать краску или стекло. Только самые доро­гие модели шлемов имеют поверхность, стойкую к меха­ническим воздействиям. Даже пары бензина могут нарушить качество краски и начинки шлема, а значит, и сущест­венно снизить их защитные свойства.

Всегда надевай шлем, даже если выезжаешь только за ворота гаража! Очень часто аварии происходят именно в коротких поездках, когда их меньше всего ожидаешь. И помни: шлем действительно спасает жизнь!

Компании, производящие шлема

Лидеры индустрии про­изводства шлемов - AGV (Недавно объединился с Lazer и MDS), Arai, Shoei, Suomy, Schuberth, Shark.Icon, HJC, IXS, Dainese, X-lite (призводство Nolan Group) - стараются во всем не отстать от лиде­ров, в том числе и в цене.AFX, Airoh, Caberg, KBC. Marushin, MHR Helmets, Nolan, Uvex, NZI, OGK - шлемы качественные, бы­вают вполне недорогие.ROOF, Momo и BMW Helmets - качественные и экстравагантные шлемы.

Как выбрать свой размер

В первую очередь надо узнать «объем» головы. Для этого измеряется максимальная горизонтальная окружность - примерно над бровями и ушами. По результатам измерений смотри размер шлема в таблице. 

Окружность головы,см   49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64
Соответствующий размер шлема XXXS XXS XS S ML  L XL XXL

Данная таблица универсальна, а потому не идеальна. Свои нюансы в размерах есть у каждого производителя. хотя бы потому, что некоторые фирмы для всего диапазона размеров используют одну скорлупу, другие же - минимум три. Лучше всего руководствоваться фирменными таблицами изготовителя шлемов. Их можно найти на официальных сайтах компаний. Помни, что еще шлемы могут быть разной глубины и по-разному прикрывать подбородок. Так что без примерки все равно не обойтись.

Текст: Миха Dr.Puzzle Панфилов

delta72.at.ua