Экипировка античных воинов: галлы. Галл с крылышками на шлеме


Экипировка античных воинов: галлы | Warspot.ru

Среди народов древности кельты, или галлы, славились своей воинственностью и тягой к странствиям. Они широко расселились в западной и центральной части Европы, от Британских островов до долины Дуная. Перейдя через Альпы, галлы заняли северную Италию, изгнав населявшие её ранее народы. Им удалось разбить римскую армию, захватить и разграбить сам Рим. На протяжении двухсот лет они были самыми опасными врагами римлян. Римский страх перед галлами был настолько велик, что закон предписывал на случай войны с ними призывать в армию даже стариков и калек. Впоследствии галльские орды наводнили Македонию и Грецию, разграбили Дельфийский храм Аполлона, а затем переправились в Малую Азию. В качестве наёмников галлы служили во многих армиях того времени, принимали участие в основных войнах, и даже их враги признавали их отчаянную храбрость на поле боя.

Греческие и римские авторы оставили нам довольно подробные описания внешнего вида галльских воинов, используемую ими военную тактику и боевые приёмы. Греческий историк и географ Страбон, живший в конце I века до н. э., писал о них так:

«Всё галльское племя помешано на войне, отличается отвагой и быстро бросается в бой; впрочем оно простодушно и незлобливо… Кто бы, когда и где ни пожелал бы под любым случайным предлогом раздражить галлов, найдёт их готовыми встретить опасность… Что же касается их силы, то она зависит отчасти от крупного физического сложения, а частью обусловлена их многочисленностью… Галльское оружие соответствует их большому росту: длинный меч, висящий на правом боку, длинный прямоугольный щит в соответствии с ростом и “мандарис” (matara) — особый род дротика. Некоторые галлы употребляют также луки и пращи».

Это описание дополняет его современник Диодор Сицилийский:

«На войну они ведут с собой и свободных слуг, которых набирают из бедняков и используют в сражениях как возничих или оруженосцев… Выстроившись к бою, галлы имеют обыкновение выходить перед строем и вызывать храбрейших из противников на поединок, потрясая оружием и устрашая врагов… Некоторые из них презирают смерть настолько, что устремляются навстречу опасностям обнажёнными, в одном только поясе. Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн».

В новом интерактивном проекте Warspot предлагаем ознакомиться с реконструкцией внешнего вида, оружия и защитного снаряжения галльского воина I века до н. э., составленной на основе описаний античных авторов и археологических находок.

warspot.ru

Douce Gaule - Poesia Ad Alta Voce

Поскольку некоторое время назад случилось прибавить к своей непростой национальной сущности еще и эту, пора разобраться с этно-символикой и корнями.Начнем с простого, жизненного и насущного: французские форумы полны вопросами: были у галлов на шлемах крылышки или это все придумали Юдерзо и Госинни.Сразу скажу: не придумали, но взглянем, в буквальном смысле, на кое-какие детали.

Вот характерный эпизод славного комикса: решив прекратить деятельность ваятеля менгиров и стать воином, как Астерикс, Обеликс немедленно заказывает себе шлем с крылышками.

Разумеется, вклад Ю. И Г.в популяризацию именно такого галльского костюма неоценим. Достаточно взглянуть на костюмы, предлагаемые для маскарадов, в серьезном и мультяшном вариантах.

Откуда же Ю. и Г. (к слову, не галлы этнически) взяли идею крылышек? Вот, думаю, откуда. Марка сигарет «Голуаз» появилась примерно в 1910 г., а характеристический шлем с крылышками в качестве эмблемы – не позднее 1925 (творение художника Мориса Жио).

Попробуем пойти дальше. Где же прототип сигаретного шлема и как, собственно, выглядели кельтские шлемы?

Музеи мира позволяют лицезреть некое количество кельтских шлемов различных моделей. Среди них попадаются шлемы с металлическими наушниками. Эти наушники, вроде бы, не всегда крепились жестко и во время быстрой верховой езды могли подниматься в воздух. Взглянем, допустим на статую Верцингеторикса из Клермон-Феррана (открытие – 1903). Скульптор, кстати говоря, Бартольди. Мне кажется, или у него все на одно лицо?

Но, кажется, среди канонических изображений можно найти такие, которые визуально гораздо ближе к кельтскому шлему в сигаретно-комиксном виде. Существуют изображения Гермеса, вроде приведенного ниже. Вот он, примерно, наш шлем.

Казалось бы, круг замкнулся, ничего удивительного. В IVв. до н.э. кельты ходили на Рим. Из долины По, которая по-немецки называется Poebene. Царили же тогда повсеместно этруски, так что сами понимаете. В III в. до н.э. кельты разорили Дельфы. Разумеется, могли перенять некоторые детали. И получается, что из греко-римского мира мне, несмотря на свежеприобретенные корни, выйти так и не получилось.Но проблема в том, что крылатый шлем – вовсе не обязательный аксессуар Гермеса. Важнее а) кадуцей и б) сандалии. Соответственно, вопросы только множатся. Не было ли обратного влияния? Крылышки на сандалиях – просто шпоры, кадуцей – уже что-то моисеево скорее, чем аполлоново. Кстати, кельтские шлемы частенько бывали с рогами, а не с крылышками.

Напоследок взглянем на такой критерий истины как торговля. Торговый дом «Гермес» основан человеком по фамилии Гермес, а не неополитеистической сектой, и был не храмом духа, а не очень дорогим предприятием, производившим товары для верховой езды. Никакого кадуцея на эмблеме. Но взглянем на форму коляски.

Что из всего этого следует? Исчезновение есть растворение. Возникновение есть кристаллизация. Настоящий кельтский символ – штаны, а не шлем. Я остаюсь в своем пространстве, но, по завету Трисмегиста, продолжаю вглядываться и вслушиваться.

alta-voce.livejournal.com

Питер Конноли о кельтских шлемах и кольчугах (Часть 4) » Военное обозрение

В древности были оружием кулак и ногти, и зубы.После камни и сучья деревьев дремучего леса…Позже еще человек познал мощь бронзы с железом.Только сначала в ходу была бронза, а позже железо. Тит Лукреций Кар «О природе вещей»

Археологам можно сказать повезло. Кельтские шлемы находят во множестве. Их описания оставили нам и древние авторы. Но вот что интересно: например, описание кельтского шлема, оставленное Диодором, не соответствует тем сведениям, что предоставлены нам археологией. Из них явствует, что шлемы кельтов были бронзовыми и украшены нашлемным украшением, что делало их владельцев зрительно значительно выше. Он же сообщает, что они могли иметь форму рогов, или же вид птицы либо зверя. И такие шлемы нашли, но они не являются массовыми.

Шлем. Латенская культура (Британский музей, Лондон).

Например, в районе между Анконой и Римини – территории, где селились сеноны, обнаружены шлемы с козырьком в тыльной части и небольшим заострением в верхней части. Таким шлемам было дано название монтефортинских – по названию погребения, где они были впервые найдены. Материалом для них была броня и, скорее всего, в Италии появились одновременно с сенонами.

Галльский шлем. Музей Сен-Жермен, Франция Сен-Жермен.

Правда у классического монтефортинского шлема кроме назатыльника и довольно вытянутой маковки были еще и нащечники, а ранние шлемы в погребениях сенонов их не имеют. В 282 г. до н.э. это кельтское племя римляне вытеснили с мест его проживания. Так что шлемы, обнаруженные в сенонских погребениях, должны быть сделаны раньше этого времени. Материал, из которого они сделаны, это либо железо, либо железо и бронза, и только изредка они полностью бронзовые. На некоторых есть сложный держатель для какого-то неизвестного нам нашлемного украшения, напоминающий двойную вилку.

Шлем культуры Вилланова XIX в. до н.э. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Люди этой культуры первыми начали заниматься обработкой железа на территории нынешней Италии, и они также кремировали своих усопших с последующим захоронением их праха в урнах в форме двойного конуса.

Нащечники у такого шлема уже есть, и, что интересно, они все имеют форму треугольника, состоящего из трех выпуклых дисков. Она настолько походит на нагрудные пластины самнитских панцирей, что можно подумать, что либо самниты смотрели на эти нащечники, когда делали свои панцири, либо сеноны скопировали их с панцирей, принадлежавших самнитам. В III в. до н.э. их форма упростилась, они стали совсем треугольными по форме, а вместо дисков на них появились три «шишечки». Сами италийцы, однако, быстро переняли монтефортинские шлемы у кельтов и использовали весьма широко. Например, на шлеме, найденном в Болонье, есть надпись на этрусском языке, что дает возможность датировать его временем, когда этрусски еще не покинули этот район. Но этот же шлем получил и всеобщее признание на всей территории Западной Европы, а не только в Италии.

Найдены были такие шлемы в Югославии, на победном фризе в Пергаме его тоже можно увидеть, а принадлежал он явно галатам. Хотя кельты были вытеснены из Италии уже к первой четверти II в. до н.э., монтефортинский шлем никуда не исчез, вот только делать его стали из железа. Нащечники форму свою немного изменили, но, как и до этого, оставались основной узнаваемой чертой этих шлемов ,которые стали основным видом шлема ранней римской армии, в которой использовался… в течение четырех столетий! По подсчетам специалистов их могло быть сделано около трех-четырех миллионов, так что неудивительно, что их находки столь часты.

Шлем из Алезии.

Был и другой тип шлема, похожий на монтефортинский, но без «шишечки» у него на макушке. Такой шлем называют «кулус», по образцу, найденному во Франции. По мнению Конноли он не имел такого успеха, как монтефортинский, но все равно широко использовался в I в. до н.э. Его происхождение может быть столь же древним, как монтефортинского – один из них, обнаруженный в сенонском погребении, и есть экземпляр из гальштатского погребения, который может быть отнесен к 400 г. до н.э.

Некоторые из шлемов имеют что-то вроде украшений в виде крылышек по бокам, похожих на крылышки самнитских шлемов. Считается, что имели распространение на Балканах в III – II вв. до н.э. На арке в Оранже можно увидеть полусферическим шлемы с козырьками и рогами. И опять же изумительный образец рогатого шлема явно церемониального предназначения нашли в реке Темзе неподалеку от моста Ватерлоо. Его так и назвали, но он явно не боевой, хотя очень многие художники не избежали соблазна надеть его на головы воинов, участвующих в битве! Ну а шлемы с фигурками животных, описанные Диодором, крайне редки. Собственно археологами был найден только один такой экземпляр. Причем нашли его в Киумешти, в Румынии. Это опять таки типичный монтерфонтинский шлем «с шишечкой» и фигуркой птицы на его верхушке. Распростертые в стороны крылья имеют петли, и, по идее, могут хлопать во время скачки, когда его хозяин мчался по полю брани.

Кельтские воины. Рисунок Ангуса МакБрайда.

В ряде кельтских погребениях на севере Италии нашли этрусские шлемы, относящиеся к типу негау. Это также сфероконический шлем, но с поперечным гребнем и ободом. И кельты заимствовали этот тип, что подтверждают находки шлемов негау в районе Центральных Альп, то есть в местах их проживания.

В I в. до н.э. в обиход вошли сразу два новых шлема, родственные друг другу. Поэтому принято их объединять в один аген-портский тип. Первый – агенский тип похож на «котелок» с полями, а портский «котелок» имеет большой назатыльник. Нащечники на них уже нового типа — того, который потом переняли римляне. Считается, что именно портский тип - это непосредственный прототип так называемого имперского галльского шлема I в. н.э. Образцы этих шлемов, сделанных целиком из железа, находят и в северной Югославии, и в Центральных Альпах, и в Швейцарии, и во многих районах центральной и юго-западной Франции. Все эти места – римский фронтир в начале I в. до н.э., поэтому удивляться этой их локализации не приходится.

Шлем типа Монтефортино (350 – 300 гг. до н.э.). Музей национальной археологии в Перудже. Италия.

Нащечники из Алезии в центральной Франции I в. до н.э. представляют собой довольно странную смесь классического италийского типа, поскольку украшены «шишечками» и «трехдискового» старого типа. Существуют находки также и конических греко-италийских шлемов, имеющие характерные кельтские украшения. Почему так? Очевидно, много оружия захватывалось в качестве трофеев. Шлем разбит, но целы нащечники: «возьмем и поставим их на новый шлем!» Возможно, что захватывались и кузнечные принадлежности – матрицы, пуансоны для ковки, ну, что там тогда применялось и этим опять же пользовались уже в своих интересах. Видимо, римляне были практичны (а об этом все источники говорят!) и не считали предательством использование чужих доспехов.

Тем не менее, большинство кельтов сражались без доспехов. Диодор пишет, что они мазали голову известью и зачесывали волосы на затылок таким образом, что они походили на вставшую торчком лошадиную гриву. Эту прическу мы видим на нескольких монетах, так что несомненно, что так и было. Возможно, именно через это и появился гребень на шлемах, только делали его уже не из собственных волос, а из конских!

Панцирь, сделанный в форме накидки из Этрурии. Музей Филадельфийского университета.

От 420 – 250 гг. до н.э. до нас дошли всего несколько бронзовых дисков, которые можно назвать нагрудными пластинами, хотя это могли быть и декоративные украшения конской сбруи. Статуя из Грезана с юга Франции, датируемая IV– III вв. до н.э., показывает нам воина с панцирем в виде квадратной нагрудной пластины и наспинной пластины на ремнях. Но статую эту нельзя назвать типично кельтской; возможно она вообще и отношения-то к ним не имеет!

По мнению Питера Конноли кольчуга появилась у кельтов около 300 г. до н.э. И это несмотря на то, что пристрастия к доспехам у них не было. Не было, а вот как-то придумали! Кольчуги называет кельтскими Страбон. И действительно самые ранние экземпляры кольчуг обнаружены именно в кельтских погребениях! Но так как кольчуга была чрезвычайно трудоемкой и дорогой вещью, пользоваться ей могли практически одни только кельтские аристократы, а может быть… жрецы?!

Бронзовый шлем из Монтефортино с нащечниками. I в. до н. э., нашли в Рейне возле Майнца. Германский Национальный Музей (Нюрнберг, Германия).

На разных статуях, изображающих облаченных в кольчуги воинов, что нашли в южной Франции и в северной Италии, можно увидеть два типа этого доспеха: один с широкими наплечниками в виде накидки; и второй, который походит на греческий льняной панцирь уже без «пелерины». Вероятно, первый тип как раз и был исконно кельтским.

В Румынии в погребении III в. до н.э. нашли и фрагменты кольчуги, и, может быть даже не одной, так как одна часть колец состоит из рядов чередующихся штампованных и соединенных встык колец, а на второй все кольца заклепанные. Такое плетение считается более надежным. Диаметр колец равен примерно 8 мм. Наплечники у кольчуги в форме греческого льняного панциря пристегивались у нее к груди. То есть додуматься до кольчуги с рукавами, короткими либо длинными, кельты в то время так и не смогли, а просто взяли льняной панцирь и заменили в нем гибкую ткань на гибкую кольчугу!

Кирасы кельтов. Музей Сен-Жермен, Франция.

Диодор, однако, очень часто пишет о том, что те же галлы шли в бой обнаженными. Вначале, наверное, так и было, но сам-то он описывает время более позднее. Так, например, Полибий описывает газатов, которые перешли Альпы, сражаться вместе с кельтами в сражении при Теламоне в 225 году. И вот они-то как раз и придерживались старых обычаев. А все остальные галлы были одеты в штаны и легкие плащи. Ну, а при Цезаре кельты сражались уже полностью одетыми!

Для сравнения: доспехи греческого гоплита из музея в Аргосе.Кельтская культура очень популярна на Западе (и почему так понятно!). Вот такой настенный календарь на 2016 год с изображением кельтских древностей Британского музея можно купить в его стенах за 9,99 фунтов стерлингов.

topwar.ru

Экипировка античных воинов: галлы

Штаны

Наиболее непривычной для греков и римлян деталью галльской одежды были штаны. Обитатели Средиземноморья штанов не носили, не были они известны и европейцам эпохи Железного века. Возможно, штаны пришли к галлам откуда-то с востока, из степей северного Причерноморья, от всадников-кочевников, подолгу проводящих время в седле. Всадникам штаны необходимы для защиты нежной кожи внутренней стороны бёдер от едкого конского пота. С этой целью штаны изготавливались из тонко выделанной кожи или ткались из шерсти.

Штаны из Торсберга. Музей Шлезвига

По словам античных авторов, галлы носили штаны под тунику, а иногда только с плащом. На талии они держались при помощи пояса. Страбон писал, что галлы носят узкие и короткие штаны, наподобие бриджей. Именно так выглядят штаны, которые носят воины на рельефах котелка из Гундеструпа. С другой стороны, греческие и римские изобразительные источники часто показывают галльских пленников, облачённых в широкие штаны полной длины, так называемые бракки. Покрой штанов изображён довольно свободным: висящая ткань собрана вокруг талии и висит складками на боках.

Это изображение контрастирует с археологическими находками из болота в Торсберге (Дания), правда, относящимися к более позднему времени. Найденные здесь штаны первой половины IV века н. э. были довольно узкими, подогнанными под тело. Возможно выбор той или иной модели определялся местом проживания, племенными традициями, модой или личными предпочтениями.

Причёска

Диодор Сицилийский рассказывает, что галлы носили длинные волосы, знать брила щёки и отращивала густые вислые усы, а люди попроще носили бороды. Самые интересные сведения он сообщает о причёсках галлов:

«Их волосы русые от природы, этот естественный цвет они стараются усилить ещё более с помощью искусственных средств. Поэтому галлы очень часто моют волосы известковым раствором и зачёсывают их ото лба к макушке и шее, напоминая таким образом видом своим сатиров и панов».

Римский денарий 48 года до н. э. с изображением головы галла

В ирландских сагах нет упоминания об известковом растворе, но есть упоминания о волосах настолько жёстких, что на них можно было накалывать яблоки. У Кухулина, главного героя ирландского эпоса, о волосах говорится, что они были тёмными у самых корней, светлыми на концах и переходного цвета в середине. Такая расцветка может быть результатом использования красителя. Среди изображений галлов этому описанию причёски соответствует терракотовая голова, которая сегодня находится в Каирском музее, а также, возможно, профильное изображение на монете, датируемой серединой I века до н. э.

Стремление заставить волосы выглядеть похожими на вздыбленную гриву восходит к первобытным временам и, возможно, объясняет появление волосяного султана на шлеме. Однако современные косметологи утверждают, что известь плохо влияет на корни волос, приводя к их выпадению и, соответственно, к раннему облысению.

Плащ

Галльский плащ назывался «сагум». Его изготавливали из грубой длинноворсной овечьей шерсти. Плащ ткался одним куском на вертикальном станке и имел четырёхугольную форму. Размеры плаща из Торсберга, правда, относящегося к более позднему времени, — 1,68 м в ширину и 2,36 м в длину. Такой плащ надевали, скрепляя его на правом плече бронзовой или железной застёжкой-фибулой. Правая рука при этом оставалась открытой, и воин всегда был готов к защите. По длине полы плаща достигали колен. Такой плащ был универсальной защитой, он защищал воина в непогоду, а ночью на привале воины спали, завернувшись в него, как в одеяло. Даже в бою, плотно скатав и обвязав вокруг груди, его могли носить для дополнительной защиты.

Реконструкция плаща из Торсберга

На изобразительных источниках края плащей часто украшены кистями бахромы. В зимнее время плащ могли изнутри подбивать мехом. Ирландские саги раннего средневековья содержат многословные описания одежды, в них фигурируют плащи пурпурного, алого и зелёного цветов. Сохранились упоминания о плащах, украшенных узором в полоску и в клетку, а также об аппликациях из ткани, изготавливавшихся отдельно и затем пришивавшихся к поверхности плаща. Судя по изобразительным источникам, сагум не имел капюшона.

Пояс

Диодор Сицилийский писал, что свои мечи галлы носят на правом боку, на железной или бронзовой цепи. Такие поясные цепи археологи часто находят вместе с ножнами. Их обычная длина — около 0,5 м, на одном конце у них кольцо, а на другом крючок. Одно из звеньев цепи пропускалось через небольшую скобу на тыльной стороне ножен, затем цепь, на которой висел меч, оборачивалась вокруг спины и оба её конца соединялись с кожаным поясом, носившимся на талии. Кольцо на одном конце железной цепи играло, таким образом, роль пряжки, а крючок на другом конце — роль язычка ремня.

Меч

В рукопашной схватке галлы сражались длинными мечами, которые Диодор Сицилийский противопоставлял коротким мечам греков и римлян. Полибий сравнивал испанские мечи римлян, которыми те преимущественно кололи, с лишёнными острия галльскими мечами, предназначенными исключительно для рубки. Дионисий Галикарнасский так описывал принятый у варваров способ сражаться:

«…Они то поднимали мечи вверх и наносили удары, наваливаясь всем своим телом подобно каким-то дровосекам или землекопам, то направляли неприцельные удары сбоку, словно намереваясь разрубить вместе с самими доспехами все тело противника».

Галльские мечи III–I веков до н. э. Музей археологии, Майнц

Широкую известность имеет следующее описание Полибием галльского меча:

«Пригоден только для первого удара, а вслед за тем притупляется и наподобие скребницы искривляется вдоль и поперёк настолько, что второй удар получается слишком слабый, если только воин не имеет времени выправить меч ногою, уперев его концом в землю».

Археологические находки позволяют проверить утверждения античных историков. К настоящему времени известно несколько сотен находок мечей, относящихся к периоду V–I веков до н. э. Наиболее ранние находки, относящиеся к V–III векам до н. э., имеют прямой обоюдоострый клинок с акцентированным остриём и коротким перекрестьем. Длина клинка колебалась от 55 до 65 см. К III веку до н. э. благодаря успехам в технологии железообработки галльские оружейники постепенно научились ковать длинные и прочные клинки, достигающие 80–90 см. Мечи этого времени главным образом были оружием всадников, позволявшим им в бою наносить тяжёлые рубящие удары сверху.

Эта иллюстрация даёт хорошее представление о том, как изменялись размеры галльских мечей между V и I веками до н. э.

Рентген сохранившихся клинков говорит о них как об оружии высокого качества. Клинок изготавливался путём перековывания перемежающихся друг с другом стальных пластин с высоким и низким содержанием углерода. Как правило, сердцевина меча состояла из металла с низким содержанием углерода, проложенного с обеих сторон пластинами высокоуглеродистой стали. Соседство высоко- и низкоуглеродистых частиц делало меч прочным, устраняя хрупкость, и гибким, лишая мягкости.

Рукояти мечей изготавливались из дерева. Традиционно использовалась Х-образная форма, которая происходила от ранних антенных рукоятей бронзовых мечей Гальштаттского периода. Мечи с такой рукоятью изображены среди галатских трофеев на рельефе из Пергама. Вес меча вместе с рукоятью достигал 1 кг.

Галльский меч и ножны III века до н. э., современная реконструкция

Меч галлы носили в ножнах с правой стороны, подвешивая его к поясному ремню на бронзовой, реже железной цепи. Сами ножны изготавливали из двух железных пластин, из которых одна, более широкая, краями охватывала другую. Устье ножен усиливалось накладкой сверху и декоративным окончанием в нижней части.

Шлем

Наиболее известной и широко распространённой моделью галльских шлемов были монтефортины. Название происходит от галльского могильника в провинции Фермо на востоке Италии, где шлемы, относящиеся к этому типу, были впервые обнаружены в большом количестве. Эти находки относятся к периоду между второй половиной IV века до н. э. и началом III века до н. э., когда жившие к югу от устья реки По галлы-сеноны были окончательно покорены римлянами, а затем вовсе изгнаны ими из Италии. Ввиду простоты своей формы и в то же время высоких защитных свойств монтефортины нашли широкое применение у соседей галлов — этрусков, а затем и у римлян, которые продолжали выпускать их различные модификации вплоть до начала I века н. э.

Форма такого шлема представляет собой высокий цельный купол с характерным навершием, выполненным в форме шишки. Единым целым с куполом был напоминающий небольшой козырёк назатыльник, предназначенный для защиты шеи, а также утолщённый нижний край шлема, которому придавали характерную форму витого орнамента. Для защиты лица и скул с боковых сторон к ободу шлема на заклёпках крепились небольшие нащёчники, как правило, подтреугольной формы. Шлемы из сенонских могильников обычно полностью выкованы из железа и лишь изредка из бронзы. Шлем украшался плюмажем из перьев или конского хвоста. Для его крепления на макушке шлема монтировался железный держатель. Другим украшением были чеканные накладки из бронзы и золота с аппликациями из кораллов и эмали. Роскошно украшенные таким образом шлемы из Агриса (Франция) или Каносы ди Пулья (Италия), скорее всего, принадлежали вождям или правителям.

Шлем из Юбиаско (Швейцария), середина I века до н. э. Музей Цюриха

Два новых типа галльских шлема появились во второй половине II — I веке до н. э. По сходству конструкции их иногда объединяют в общий тип Ажен-Порт. Форма шлема представляет собой глубокий котелок с вертикальными стенками, нижняя часть которого расширяется в широкие поля для защиты лица и шеи. В то время как в шлемах, найденных в центральной и юго-западной Франции и Швейцарии, поля образуют единое целое с куполом, в шлемах восточноевропейского происхождения козырёк для защиты лица и назатыльник для защиты шеи, подчас имевший довольно большие размеры, делались приставными и крепились к куполу шлема при помощи заклёпок. Общая характерная черта шлемов Ажен-Порт — рельефное ребро жёсткости, проходящее в 2–3 см выше края и полностью опоясывающее купол шлема. Для защиты лица с боков к куполу шлема на шарнирах подвешивались нащёчники, форма которых характерна для италийских и греческих аналогов этого времени.

По сообщению Диодора Сицилийского, галлы украшали шлемы рогами, выступающими протомами птиц или зверей, благодаря которым носившие их воины казались выше. Шлемы, украшенные рогами, изображены на римской триумфальной арке из Оранжа, датируемой второй половиной I века до н. э. или началом I века н. э. Пример археологических находок подобных украшений — шлем из Беттерси (Великобритания) с изображением рогов, а также шлем из Кьюмешти (Румыния) с изображением птицы.

Щит

Павсаний, писавший о вторжении кельтов (галатов) в Грецию в 279 году до н. э., отмечал, что единственная их защита состояла из большого щита. Доспехов, прикрывающих тело, галаты не носили. Его слова — преувеличение, однако на их основании можно предположить, что доспехи у галатов действительно встречались редко даже среди вождей и знатных воинов. Форма щита у галлов на взгляд греков также была необычной. Диодор Сицилийский описывает их следующим образом:

«Щиты [у галатов] высокие, в человеческий рост, с особыми украшениями, на некоторых из них выступают также искусно изготовленные медные изображения животных не только для красоты, но и для большей надёжности».

Статуя галльского воина из Мондрагона, II век до н. э. Музей Авиньона

Греческий термин, который использовался для обозначения галатского щита у Диодора, Павсания, Страбона и других авторов, — фирея (θυρεός) — в буквальном смысле означал входную дверь из-за сходства размеров и формы.

Этому описанию соответствует большое количество изображений щитов на скульптурах, монументальных рельефах, фресках, монетах и статуэтках, изображающих галатских воинов. На представленной выше скульптуре галльского воина из южной Франции, датируемой II веком до н. э., высота щита, установленного на землю, достигает груди стоящего позади него воина. Сам щит по своей конструкции весьма напоминает современный ему римский скутум. Особенностью такого щита была единственная рукоять в центре, за которую воин держал щит в бою. Рукоять представляла собой простую горизонтальную перекладину. Чтобы кисть могла свободно её удерживать, в центре щита делалось круглое отверстие, которое снаружи закрывалось деревянным веретенообразным умбоном. Умбон был изнутри выдолблен, снаружи его полость защищалась горизонтальной железной полоской. В более поздних экземплярах железные поля умбона приобрели сходство с крыльями бабочки.

Щиты IV–III веков до н. э. из Хьёртспринга. Исторический музей, Копенгаген

Археологические находки включают несколько фрагментов из Латенского озера (Швейцария) и 131 щит и отдельные фрагменты из Хьёртспринга (Дания), относящиеся к IV–III векам до н. э. Последние находки демонстрируют широкое разнообразие форм и размеров щитов. Изготовлены они из древесины дуба. Чтобы щит не щербился от ударов, его обтягивали войлоком или кожей. Как свидетельствует Диодор и другие авторы, лицевая сторона щита ярко расписывалась, а также, возможно, украшалась накладными чеканными фигурами и изображениями. Примерами богатого оформления являются вотивные бронзовые щиты из Беттерси и Витама (Великобритания). Современные реконструкции щитов описанных типов могли весить примерно 6–7 кг, из которых 4 кг приходилось на деревянную основу, 2 кг на кожаную обшивку, а остальное — на металлические детали и украшения.

http://warspot.ru/8149-ekipirovka-antichnyh-voinov-gally

bolivar1958ds.mirtesen.ru

Символические крылья — Posmotre.li

Нет, это не настоящие крылья. Это просто визуальный элемент дизайна, который может намекать, что перед нами хороший, чистый и духовно сильный персонаж. Вдобавок это может указать на мистическую природу героя, хотя необязательно.

Хотя не стоит забывать, что крылья бывают у разных существ. В том числе и довольно неприятных (пусть де-факто и безобидных, как летучая мышь, например). И символические крылья в «нехорошем» варианте будут придавать герою зловещий или потусторонний облик, намекать на его приверженность Злу или простую недружелюбность к герою.

В ряде случаев крылья являются не элементом одежды персонажа, а образовываются позади него, к примеру, в виде тени. Это также может нести в себе символический подтекст.

Литература[править]

  • «Властелин колец» — в книге есть указания, что воины Гондора носят крылатые шлемы. Также крылья имеет и великая Корона Гондора, не зря же другое её название — Крылатая Корона (по сути, она представляет собой вариант того же самого шлема; самая первая корона Гондора и была обычным шлемом).
  • «Гарри Поттер» — «тёмный» вариант: в тексте не раз подчёркивается, что развевающаяся за плечами Северуса Снейпа мантия похожа на крылья летучей мыши.
    • Возможно, это вдохновило автора дать ему абилку к левитации.
    • Интересно, что обыгрывается летучая мышь как в жизни — выглядит страшно и неприятно, на самом деле — ничего ужасного.
  • «Мифы Ктулху» — собственно Ктулху, чьи крылья нужны только для красоты.
  • «Сломанные сказки» Карины Кейнс — Бен Бенну Фенхуан, огненный феникс с огненными же крыльями.
  • Ник Перумов, «Адамант Хенны» — раса перьеруких избирает вождями тех, у кого на руках растут реальные птичьи перья (возможно, элитный подвид этой расы). Никаких реальных преимуществ это вождям не дает, а вот символически над прочими возвышает.

Кино[править]

  • «Ромео и Джульетта» 1996 г. — Джульетта на балу.
  • «Чернокнижник» — с фитильком: собственно в фильме этого нет, но рекламный постер к фильму неизменно изображал заглавного персонажа с крылатой тенью позади.

Телесериалы[править]

  • «Ходячие мертвецы» — Дэрил, при всей якобы неоднозначности персонажа, не стесняясь щеголяет в куртке с вышитыми крыльями. Кого ты хочешь обмануть, Дэрил?
  • Lucifer — в одной из серий был момент, когда главный герой встал так, что его же собственные (давно отрезанные) крылья, висевшие на стене, оказались у него за спиной.

Мультфильмы[править]

  • «Монстр в Париже» — платье Люсиль с парой лебединых крыльев.

Мультсериалы[править]

  • «Братья Вентура» — субверсия. Головорезы Монарха черт знает сколько времени рядились в бабочек, и только к концу второго сезона обнаружили, что дурацкие крылья на их костюмах, оказывается, работают!

Комиксы[править]

  • Бэтмен же!
  • Комиксы про Астерикса и Обеликса — крылатый шлем Астерикса. Также крылья в дизайне имеют и некоторые другие персонажи. К слову, в реальности многие воины галлов тоже носили шлемы, украшенные крыльями птиц.
Веб-комиксы[править]
  • Goblins: Life Through Their Eyes — Кор. Когда он использует Возложение Рук, за его спиной возникают цепи, принявшие форму крыльев. А на концах у цепей — головы, в том числе и детские…

Аниме и манга[править]

  • Sailor Moon — две пары ангельских крыльев за спиной героини, как детали униформы, в образе Вечной Сейлор Мун.
    • Обстёбывается в одной из серий — Усаги не может в таком виде ходить по собственному дому.
  • Berserk — оба варианта в одном персонаже. В облике Фемто у него крылья летучей мыши, но после перерождения Гриффит начинает щеголять доспехами, украшенными белоснежными перьями. Крылья и на его знамени, и в а сбруе его коня, и в украшении его столицы — всё, чтобы показать, что он Избранный, Спаситель, Ястреб Света. В общем, выходит даже чересчур.
    • В арке «Золотой век» гербом отряда Ястребов является окрыленный меч.
  • X — символические крылья иногда показывают у Драконов Земли, они же Семь Ангелов. Совершенно типичные крылья, белые, с перьями… вот только Драконы Земли — антагонисты.
  • Hellsing — то, что тень Алукарда неминуемо будет принимать форму демонических крыльев — это ожидаемо и, в общем-то, логично; самый эпический пример — конечно, в Бразилии, на выходе из разгромленного отеля. А вот необычный пример: ватиканские боевые вертолеты Девятого Крестового Похода, подлетая к Лондону, отстреливают тепловые ловушки, из-за чего выглядят с земли как гигантские ангелоподобные фигуры.
  • Tolyo Ghoul — кагуне укаку-типа выглядит как крылья. Летать на них, конечно, нельзя но смотрятся красиво. А иногда и символично: так, кагуне Тоуки имеет укаку-тип и как бы намекает читателю о том, что девушка куда лучше, чем может показаться сперва. Это же справедливо и для её брата, который сперва производит впечатление полного отморозка.
    • А вот коукаку-крылья матери Хинами Фуэгучи не слишком подходят для атаки, но зато их можно рассматривать как готовность матери защищать своего ребёнка.

Видеоигры[править]

  • Strider (оригинал и римейк 2014 года) — такие металлические крылья за спиной носит киборгизированный охотник за головами по имени Соло. Вместе с его шлемом крылья придают Соло облик ловчей хищной птицы.
  • Epic Battle Fantasy III: стереотипно-дьявольские крылья Акрона вряд ли могут нести какую-то функцию, кроме декоративной. Акрон — лавкрафтианское нечто, частично вросшее в землю, и летать не может по определению.
  • Deus Ex Mankind Divided — в трейлере Адам встаёт перед лампами так, чтобы образовались крылья.
  • Final Fantasy VIII. Риноа Хартилли. Два символических белых крыла нарисованных на синем плащике. Ясно что практических функций нести не могут, но чистоту символизируют.
    • При высвобождении силы колдуньи она отращивает настоящие крылья и даже летает.
  • King's Bounty (оригинальная игра 1990 года) — крылья на шлемах у дварфов.
  • Starcraft — Королева Клинков, на спине которой растут костяные крылья. Однако используются они не для полётов, а как альтернатива пси-клинкам в ближнем бою. Впрочем, в финальной сцене кампании Heart of the Swarm она всё-таки взлетает, а после превращения в Зел-Нага приобретает полноценные крылья (в некоторой степени тоже символические — эта раса может летать на чём угодно).
    • Символические крылья носит на спине Артанис. Но они так прорисованы, что получается бафос-нежданчик.
  • Warcraft — крылья Повелителей ужаса являются биологической частью тела, но никогда не используются для полёта. Подсвечено самими Повелителями ужаса: «Если у меня есть крылья, почему я хожу пешком?»
    • Крылья есть и у других демонов — владык преисподней, суккубов и у эльфов скверны, все они ходят пешком. Ещё не функциональные крылышки есть у недоброго друида Фендрала Оленьего Шлема, а у доброго Малфуриона нет крыльев, но у него из рук перья растут.
    • Более классический вариант показывают паладины — среди визуальных эффектов их способностей есть крылья из света.
    • В DotA, выросшей из мода WarCraft, есть Баланар, Ночной сталкер. Основан на повелителе ужаса и тоже имеет нелетающие крылья. Зигзаг: в патче 7.06 способность «Охотник в ночи» стала полуактивной, и ночью он может ненадолго подлететь на своих недокрыльях. Да и до этого анимация бега под руной ускорения была полётом, пусть и не позволяла всё же перепрыгивать уступы. А Люцифер, Несущий погибель ходит с обожжёнными крыльями и явно никуда не улетит. И ещё Террорблейд, с перевёрнутыми крыльями, которые в уберформе становятся более нормальными, но возможности летать не добавляют.
  • «ПараПа — город танцев» очень любит этот троп. Впрочем, некоторые модели крыльев не просто «символизируют»: на них реально можно летать.
  • Dragon Nest — аналогично. Единственно, что не полетаешь на этих крылышках.
  • Dragon Age: Inquisition — когда маг оживляет павших персонажей, у них временно появляются прозрачно-зелёные крылья.
  • «InFamous: Second Son» — на куртке Делсина нарисованы две птицы — злая красная и добрая синяя. При худшей репутации рисунок сменяется птичьим черепом, обрамлённым крыльями.
  • Valkyria Chronicles — поркавианы, хрюшки с крыловидными отростками на спинах (назвать их крыльями не поворачивается язык у местных зоологов).
  • Child of Light — крылья Авроры явно символические. Она летает потому, что она Дитя Света, а не на этих малюсеньких крылышках, которые поднять ее вместе с огромной короной и огромным мечом ну никак не смогут. В анимации видно, что она ими только машет.
  • Производители MMORPG любят этот троп. Примеров сотни, та же Goddess или League of Heroes.
  • Серия Darksiders. Местные демоны имеют ПЕРЕВЁРНУТЫЕ мясистые крылья, в большинстве случаев к тому же очень маленькие и, конечно же, не летают.

Визуальные романы[править]

Музыка[править]

Реальная жизнь[править]

  • Крылатые гусары Речи Посполитой. Впрочем, у них крылья ещё и служили защитой от аркана.
    • Так же встречались у крымско-татарских улан и у османских делилер.
  • Упомянутые в разделе комиксов кельтские воины.
  • Крылья ангелов на иконах — тоже символические, означают быстроту их действий. Согласно Библии и житиям святых, ангелы могут принимать любой облик и чаще всего являются в виде обычных людей.
    • То же касается крыльев демонов, если тех изображают с крыльями.
  • Страусы используют крылья в брачных играх.

posmotre.li

шлем с крыльями — Действительно ли у викингов были шлемы с рогами? Где можно узнать об этом поподробнее? — 22 ответа



В разделе Общество на вопрос Действительно ли у викингов были шлемы с рогами? Где можно узнать об этом поподробнее? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это В массовой культуре викингов часто изображают с рогатыми шлемами. На самом деле, археологи не могут точно сказать, какой формы были шлемы викингов. Представление о рогатых шлемах связано с рисунками, обнаруженными в захоронениях (например, Осебергский корабль) . Сейчас учёные склоняются к тому, что если шлемы с рогами и использовались, то только в ритуальных целях, а не в бою.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Действительно ли у викингов были шлемы с рогами? Где можно узнать об этом поподробнее?

Ответ от Молодая[гуру]Рогатые шлемы

Ответ от Александр[гуру]Шлем викинга – это головной убор солдата, выпущенный в бесклассовом обновлении, который выглядит, как металлический шлем с двумя рогами по бокам

Ответ от Hades[гуру]а откуда у Одина и валькирий шлем с крыльями?всё идет от древнейшей одежды - шапка из снятой птичей неощипаной кожи.потом шаманы.Один -шаман.дальше эта фигня с крыльями перешла и на свиту.

Ответ от Павел Поляков[гуру]Рогатые шлемы, это что-то вроде парадной формы.

Ответ от Голубка[эксперт]да, такие маленькие рожки, как у черта...

Ответ от Ђамерлан Аушева[новичек]они были на самом деле они как считают луди были дикарями и все что на них дыло из животных шерсть и также рога в шлеме для зашиты также выглядело сверепо!!!! так что я думаю что уних были шлемы с рогами!!! !

Ответ от Нава[гуру]нет. Рога -помеха в бою...

Ответ от Евтей[гуру]По здравому смыслу рогов на шлемах не было, это не практично, в бою они только мешали бы..

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru