Фото гагарин в шлеме: Фотографии Юрий Алексеевич Гагарин Космонавты Шлем Ракета Улыбка

Содержание

Юрий Гагарин. Как это было. Первый человек в космосе

Комсомольская правда

Дом. СемьяКнижная полкаБИЗНЕС-ПРЕСС

11 апреля 2022 12:45

Сколько у Гагарина было скафандров, кто написал буквы СССР на шлеме и какие подарки получил первый в мире космонавт после возвращения на Землю?

Сколько у Гагарина было скафандров, кто написал буквы СССР на шлеме и какие подарки получил первый в мире космонавт после возвращения на Землю?

В 2022 году День космонавтики отмечается в России 12 апреля и проходит 61 раз: первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года.

Так получилось, что корреспонденты «Комсомолки» вели эту тему, передавая главного героя как эстафету. Василий Михайлович Песков первым из журналистов приехал в семью Юрия Гагарина в тот момент, когда спускаемый аппарат корабля «Восток-1» еще только входил в плотные слои атмосферы, возвращая космонавта на землю.

А на следующий день спецкоры Василий Песков и Павел Барашев единственные из советских журналистов вылетели на спецсамолете из Москвы в Саратов, чтобы привезти Гагарина в столицу на торжества, посвященные может быть самому главному событию XX века. Владимир Губарев, Леонид Репин, Ярослав Голованов в разные годы ярко вели космическую тему в «Комсомолке».

С 1997-го историей космонавтики занимается Александр Милкус. Он собрал «народную энциклопедию о Юрии Гагарине». Журналисты региональных редакций «Комсомолки» встречались с теми, кто помнил Юрия Алексеевича, и с их потомками, записывали рассказы о первом космонавте планеты. В «Комсомолку» присылали воспоминания очевидцы, приходили любительские фотографии космического первопроходца.

Все эти материалы вошли в книгу ИД «Комсомольская правда» «Юрий Гагарин. Как это было. Первый человек в космосе». Специально для наших читателей приводим интересные рассказы и факты о первом полете человека в космос.

СКОЛЬКО СКАФАНДРОВ БЫЛО У ГАГАРИНА

Скафандров для первого полета человека в космос было изготовлено не меньше четырех. Для тренировок и для самой опасной командировки.

Полетных было два. Один — тот, в котором Гагарин и сел в шарик «Востока-1». Второй — точно такой же, запасной. На случай, если первый прохудится.

Американцы в 1990-х купили на аукционе тренировочный «костюм» Гагарина и выставили его на почетном месте в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне, в одной витрине со скафандром астронавта Джона Гленна (первый американец, побывавший на космической орбите).

А настоящий, боевой скафандр Гагарина — тот, в котором он и провел знаменитые 106 минут, хранится в России. Но видели его за эти 55 лет лишь несколько тысяч счастливчиков.

Скафандр Гагарина — удивительное даже по нынешним меркам произведение инженерного искусства (см. схему). На Гагарина было надето восемь слоев! Нательное белье. На нем — теплозащитный комбинезон. Он состоял из трех слоев — два верхних — из шелка, внутри шерстяной ватин и… система вентиляции. По специальным каналам подавался воздух, чтобы космонавт не вспотел и не перегрелся.

На комбинезон надевался сам скафандр. И он тоже из трех слоев. Внутренний — подкладка. Сверху герметическая оболочка из листовой резины толщиной 0,5–0,6 мм. Затем — силовая оболочка с силовой системой, которая не давала скафандру слишком раздуваться, когда в нем повышалось давление.

И только сверху — оранжевая ткань. На «Звезде» ее называют «верхней одеждой». Ее главная задача — быть видной издали. И все! Когда космонавты стали приземляться внутри корабля, от верхнего «гардероба» логично отказались.

И все это фантастическое сооружение со шлемом, ботинками, перчатками весило всего… 23 кг!

КТО НАПИСАЛ БУКВЫ «СССР» НА ШЛЕМЕ ГАГАРИНА

На всех предполетных фотографиях шлем Гагарина чист. На послеполетных появляются буквы СССР. Как так?

Тут есть одна занятная история. Уже перед самим стартом конструкторы задумались — не попадет ли спустившийся с неба космонавт в оранжевом костюме в переделку? Мало ли как к нему отнесется население. Только ведь недавно — 1 мая 1960-го — был сбит американский летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс.

В комнате, где бригада «Звезды» одевала Юрия Гагарина и его дублёра Германа Титова, было шумно, толпилось много народу — члены госкомиссии, министры и конструкторы.

У Гагарина брали автографы. В общем, суета и суматоха. Пора было садиться в автобус и ехать на старт. Но тут выяснилось, что удостоверение Ю.А. Гагарина — гражданина СССР, находится под термооболочкой скафандра, сразу его не достать.

«Когда до назначенного времени выезда космонавтов на стартовую площадку оставалось минут пятнадцать — двадцать, начальник ЦПК Е.А. Карпов, ткнув пальцем в гермошлем Гагарина, сказал:

— Надо бы тут чего-то написать. А то будет приземляться, подумают люди, что это еще один Пауэрс какой-нибудь спустился», — пишет в книге воспоминаний «С человеком на борту» знаменитый летчик-испытатель и, кстати, постоянный автор «Комсомолки» в те годы Марк Лазаревич Галлай.

Инженер-испытатель и самодеятельный художник Виктор Давидьянц где-то раздобыл красную нитрокраску и вывел на шлеме буквы «СССР».

— Надо, чтобы они высохли! — заметил кто-то. Но времени на это уже не было.

— По дороге высохнут! — заметил Карпов.

СЛОВО «ПОЕХАЛИ!» ГАГАРИН ПЕРЕНЯЛ У ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ ГАЛЛАЯ

За год до полета Гагарина Сергей Павлович Королёв открыл в своем ОКБ-1 должность «инструктор по пилотированию космического корабля». Инструктор? Так он должен был бы сам сначала слетать в космос! Но мудрый Королёв все предусмотрел. Должность была создана под летчика-испытателя Марка Галлая. Он был не только асом, но еще и творческим, увлекающимся всем новым человеком. Галлай «придумал», как будет проходить космический полет, основываясь на своих инженерных знаниях и на… фантазии.

Занятия на тренажерах были индивидуальными. Объяснив задание, Галлай перед нажатием на тренажере кнопки «Пуск» каждый раз спрашивал:

— К полету готов?

— Готов!

— Ну, тогда — поехали!

Вот это самое «Поехали!» и услышал в 1961-м весь мир.

Вернувшись из полета, Юрий Гагарин доложил инструктору: «Марк Лазаревич, всё было в точности так, как вы мне расписали. Будто бы вы там уже побывали до меня».

ПОДАРКИ ЗА ПОЛЕТ: «Два пальто, плащ, костюмы, белые рубашки…»

Конечно же, каким будет вознаграждение за полет, Юрий Гагарин не представлял себе, устраиваясь 12 апреля 1961 года в катапультном кресле корабля «Восток».

Нужно было выполнить боевую задачу — для недавнего летчика-истребителя это формулировалось именно так. Не подвести конструкторов и инженеров.

Да и вряд ли вообще кто-то на полигоне Тюра-Там, вскоре получившем название космодром Байконур, думал в тот день о званиях и наградах. Только бы все прошло хорошо, космонавт вернулся живым и здоровым, приземлился на территории Советского Союза.

Это уже потом — и торжественная встреча в аэропорту Внуково с красной дорожкой, проложенной от трапа самолета к трибунам начальства. И нескончаемая кавалькада правительственных автомобилей, сопровождавшая на Красную площадь. И расчувствовавшийся Никита Хрущёв, Председатель Совета Министров Союза ССР, подписавший через шесть дней после знаменитого космического полета секретное распоряжение:

«1. Признать необходимым подарить от имени Правительства СССР первому летчику-космонавту СССР майору Гагарину Ю.А. и членам его семьи автомашину «Волга», жилой дом, мебель и экипировку согласно приложению. Отнести связанные с этим расходы за счет резервного фонда Совета министров СССР.

2. Обязать Министерство обороны СССР (т. Малиновского) выделить майору Гагарину Ю.А. четырехкомнатную квартиру по месту службы».

По нынешним временам весьма скромный набор, не правда ли? Предел мечтаний того времени — четырехкомнатная квартира и автомобиль «Волга».

АВТОМОБИЛИ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА

Через пару лет после легендарного полета у Гагарина было две «Волги» ГАЗ-21. Одна, светло-бежевая с номером 12-04 юаг («12.04, Юрий Алексеевич Гагарин»), купленная за собственные деньги. И черная с номером 78-78 мод — та самая, подаренная Совмином.

Машина была специальной сборки (автомобилисты, жившие в советское время, этот термин хорошо знают). Но это не спасало от постоянных поломок. Как-то, когда Гагагин приехал на Горьковский автозавод, рабочие поинтересовались: «Как машинка-то?» Гагарин сказал правду: «Бывают проблемы». На заводе за одну ночь перебрали автомобиль…

А в 1965-м у Гагарина появилось спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Он увидел авто на выставке 1965 года во Франции. Заметив, что Гагарин пристально рассматривает гоночный автомобиль, французы отправили его в подарок первому космонавту планеты.

О подарке узнал член Политбюро ЦК КПСС, главный идеолог СССР Михаил Суслов. И передал космонавту совет — быть осмотрительнее с подарками из капиталистических стран. После такого напутствия Гагарин ездил на Matra очень редко.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Друг Гагарина выступил против попыток Роскосмоса стереть «СССР» с его шлема

Друг Гагарина выступил против попыток Роскосмоса стереть «СССР» с его шлема

  • Картина дня
  • Общество
  • Космос

11

0

7785

  • 09 апреля 2021 17:38
  • Валентин Лазарев, журналист «Ридуса»

Друг Юрия Гагарина, полковник ВВС в отставке Валентин Петров высказал свое мнение о решении «Роскосмоса» убрать с изображений первого космонавта планеты надпись «СССР» на его шлеме. Петров предположил, что космическая госкорпорация пошла на этот шаг из политических соображений.

Не нужно было этого делать. Это же история, нужно сохранять, что было, и гордиться тем, что наша страна сделала за все эти годы. Может, они сделали это в угоду кому-то, кто не очень ценит достижения Советского Союза. Эти люди неправы, мягко говоря, — сказал Петров.

Четыре буквы «СССР», как видите, удалены со шлема космонавта.© roscosmos.ru

По словам отставного офицера, указание страны на шлеме космонавта было необходимо как опознавательный знак, для того чтобы при приземлении его друга за рубежом очевидцы поняли, что перед ними представитель Советского Союза.

Это на тот случай, если он непонятно где приземлится. И это перед самым стартом было, в самый последний момент написали на шлеме, — сообщил Валентин Петров news.ru.

Валентин Петров.© youtube.com

В преддверии 60-летнего юбилея покорения человеком космоса российская госкорпорация «Роскосмос» создала на своем сайте раздел «Пилотируемая космонавтика: 60 лет». В нем можно увидеть фотографии Юрия Гагарина, на которых надпись «СССР» со шлема убрана.

Еще в ноябре прошлого года «Роскосмос» подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Поехали!», под которым корпорация планирует наладить выпуск алкоголя, парфюмерии, электроники, канцелярских товаров, одежды и обуви, компьютерных игр. Также в список категорий вошли транспорт и перевозки.

Пользователи Рунета беспощадно высмеяли «Роскосмос» за такое усиленное внимание к непрофильной деятельности. Впрочем, дважды герой Советского Союза космонавт Владимир Джанибеков в разговоре с «Ридусом» сказал, что купил бы водку «Поехали!».

Читайте также:

  • «Это просто так»: ЕР оправдалась за самопиар в граффити с Гагариным
  • Друг Гагарина выступил против его перезахоронения

Гонки в космос: Юрий Гагарин и Алан Шепард

В 1961 году в космос полетели первые люди: Юрий Гагарин и Алан Шепард. Прокрутите вниз, чтобы сравнить их расу с космосом, или нажмите ниже, чтобы перейти к разделу:

.

Терминология      Создатели истории      Космические корабли      Технологические вызовы      Назад на Землю


_

Что в имени?

Космонавт и космонавт — это два слова, которые означают одно и то же. Оба слова имеют один и тот же греческий корень, naut, означающий моряк.

Космонавт

Космо происходит от греческого слова «пространство».

Астронавт

 Астро происходит от слова «звезды».

Когда Советский Союз объявил о полете Гагарина, они использовали слово космонавт, чтобы отличить его от американских астронавтов. Предыдущие поколения российских энтузиастов космоса называли космических путешественников космонавтами.

_

Кто был первым человеком в космосе?

Юрий Гагарин

Юрий Александрович Гагарин (1934-1968)

Юрий Гагарин был молодым летчиком советских ВВС, когда в 1960 году его вместе с 20 другими отобрали для подготовки космонавтов. Его историческая единственная орбита вокруг Земли 12 апреля 1961 года заняла всего 108 минут с момента запуска до приземления. После того, как Гагарин вернулся и советская пресса опубликовала новость о его бегстве, он стал международным героем.

Алан Шепард

Алан Б. Шепард мл. (1923–1998) 90 002 Летчик-испытатель ВМС США Алан Шепард присоединился к программе астронавтов в 1959.
Он стал первым американцем и вторым человеком в космосе 5 мая 1961 года, когда пилотировал космический корабль Mercury Freedom 7 в 490-километровом (300-мильном) 15-минутном суборбитальном полете.
 

_

Что они летали?

Восток 3КА

Космический корабль «Восток-3КА» доставил в космос Юрия Гагарина и других космонавтов «Восток» в начале 1960-х годов. У этого транспортного средства была разгонная ступень, которая поднимала сферический корабль над земной атмосферой. В основании космического корабля также находился конический модуль оборудования, несущий кислород и топливо. Инженеры покрыли космический корабль металлизированной пленкой, чтобы он хорошо отражал свет и был заметен в ночном небе.
 
 

Эта модель ракеты-носителя «Восток-3КА» в масштабе 1:3 включает в себя разгонный блок ракеты-носителя, который поднял сферический корабль над земной атмосферой. Эта модель была одной из серии, созданной для демонстрации в конце 1960-х — начале 1970-х годов.

 

В цифрах

Экипаж : 1
Длина : 5 м (16 футов 5 дюймов)
Диаметр : 2,3 м (7 футов 6 дюймов)
Масса : 5 900 кг (5 900 фунтов)0006 : ОКБ-1

 

Меркурий

Астронавты совершили две суборбитальные миссии и четыре орбитальные миссии в капсулах «Меркурий» с 1961 по 1963 год. Титан использовался во всей капсуле из-за его легкого веса и прочности. Абляционный теплозащитный экран на тупом конце и специальные черепицы на конической и цилиндрической частях защищали от огромного тепла при входе в атмосферу. Оранжевая аварийно-спусковая башня имела твердотопливные двигатели для отделения капсулы от ракеты-носителя в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Если он не использовался, его сбрасывали во время запуска.

Почти все системы космического корабля исправно работали во время каждого из шести пилотируемых полетов. При сбоях в работу вступала резервная автоматическая система, либо космонавт выполнял задачу с помощью ручного управления. В результате этого успеха НАСА очень мало изменило капсулу во время программы «Меркурий».

В цифрах

Экипаж : 1
Длина : 3,3 м (10 футов 11 дюймов)
Диаметр : 1,9 м (6 футов 2 дюйма)
Масса : 1341 кг (2956 фунтов)
Дизайн : Исследовательский центр НАСА в Лэнгли
Производитель : McDonnell Aircraft

 

Подсветка объекта
Капсула ртути Алана Шепарда

Шепард назвал капсулу «Меркурий», на которой он летал в «Свободе 7», число, обозначающее семь астронавтов Меркурия; НАСА назвало миссию Mercury-Redstone 3 (MR-3).

В октябре 1961 года НАСА передало Смитсоновскому институту «Freedom 7» — первый пилотируемый космический корабль, вошедший в Национальную коллекцию.

Просмотр записи Freedom 7

_

Технологические вызовы

Для запуска людей в космос как Соединенные Штаты, так и Советский Союз независимо друг от друга усовершенствовали шесть систем: ракету-носитель, космический корабль, систему жизнеобеспечения, подготовку пилотов, систему управления и спасения.

Ракета-носитель

И Советский Союз, и Соединенные Штаты адаптировали существующие военные баллистические ракеты для запуска первых людей в космос.

Советы использовали модифицированную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7 для запуска Юрия Гагарина в космос с Байконура в Республике Казахстан в 1961.

Ракета-носитель «Восток» на Парижском авиасалоне 1967 года, вид спереди.

Ракета-носитель «Восток» на Парижском авиасалоне 1967 года, вид сзади.

Р-7, первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, запустила в 1957 году первый спутник «Спутник». На ракету была добавлена ​​дополнительная ступень ракеты, чтобы преобразовать ее в «Восток».

Модифицированный Редстоун армии США запустил Алана Шепарда в космос с мыса Канаверал в 1961 году.

Запуск Freedom 7 с астронавтом Аланом Шепардом на борту с использованием ракеты Mercury-Redstone (MR-3).

НАСА также использовало Редстоун для суборбитального полета Вирджила Гриссома на Меркурий. Модифицированная межконтинентальная баллистическая ракета Atlas ВВС США запустила Джона Гленна с мыса Канаверал во время первой американской орбитальной миссии 20 февраля 1962 года. НАСА использовало ракеты Atlas для следующих трех орбитальных полетов Mercury.

Космический корабль

Первый космический корабль должен был быть достаточно легким, чтобы доставить пассажира в космос, и в то же время достаточно прочным, чтобы выдерживать нагрузки и нагрев при запуске и входе в атмосферу.

Советские конструкторы разработали возвращаемый космический корабль с человеком на своем опыте отправки собак в космос. Сферическая возвращаемая капсула использовала парашюты для замедления спуска, но космонавту пришлось катапультироваться из капсулы на высоте 7000 метров (23000 футов), чтобы пережить приземление. В ранних советских отчетах о полете Гагарина эта деталь опускалась.

Приборная панель в автомобиле.

НАСА разработало капсулу «Меркурий» для посадки на воду. Парашют был развернут на высоте 7 500 метров (24 500 футов), чтобы замедлить космический корабль. В отличие от космонавта «Восток», космонавт оставался внутри на протяжении всего спуска. Во время запуска спасательная ракета сверху могла вытащить капсулу в экстренной ситуации.

Интерьер капсулы Шепарда Freedom 7.

Система жизнеобеспечения

Обе страны имели опыт полетов на большой высоте. Американские и советские инженеры адаптировали высотные летные костюмы к системам жизнеобеспечения своих космических кораблей, чтобы обеспечить выживание в случае чрезвычайной ситуации.

Гагарин имел слой давления, который образовывал герметичную среду и позволял ему дышать. Под этим слоем он носил термобелье. Этот скафандр был нужен Гагарину, чтобы выжить после высотного прыжка с парашютом, завершившего его полет.

Алан Шепард носил модифицированную версию летного комбинезона ВМС США Mark IV для своей миссии Freedom 7 .
Серебристое покрытие должно было улучшить его видимость в случае необходимости экстренного спасения.
 

Подсветка объекта
Костюм Алана Шепарда

Костюм был плотно облегающим и создавал давление на нижнюю часть тела, чтобы избежать скопления крови в ногах пилота. Скафандр был адаптирован от его первоначальной конструкции кабины к той, которая будет интегрирована в космический корабль – капсулу Меркурий. Инженеры добавили дополнительные пряжки и шкивы, чтобы удерживать костюм на месте в течение одной минуты микрогравитации, которую Шепард испытал во время своего полета. К плечам добавили ограничители, чтобы руки космонавта не парили бесконтрольно в невесомости. Перчатки скафандра также оснащены фонариками на кончиках пальцев, чтобы космонавт мог сфокусировать луч света на любой заданной точке в кабине.

Посмотреть костюм ШепардаВыделение объекта
Тренировочный скафандр Юрия Гагарина.

Осмотрите тренировочный костюм Юрия Гагарина. Примечательные особенности включают шлем с козырьком, который не отделяется от костюма, надувной резиновый воротник для использования в случае приземления на воду и ярко-оранжевый комбинезон из нейлона, в рукав которого вшито зеркало, помогающее космонавту находить труднодоступные места. — см. переключатели и датчики.

Рассмотрите скафандр Гагарина поближе

Лучший друг космонавта — его собака

Советский Союз запустил в космос собаку Лайку в ноябре 1957 года и доказал, что жизнь в космосе возможна, по крайней мере, в течение ограниченного периода времени. Дальнейшие советские и американские полеты с животными подтвердили это.

В августе 1960 года СССР запустил на орбиту двух собак, Белку и Стрелку. Этот однодневный полет был одним из нескольких испытательных орбит аппаратуры Восток. Собаки выжили и дожили, чтобы произвести пометы щенков.

Откройте для себя историю одного щенка

Белка с нетерпением готовится к полету.

 

НАСА запустило шимпанзе Хэма в суборбитальный полет в январе 1961 года. Хэм пережил полет в хорошей форме и прожил до 1983 года.

Узнайте его историю

Хэм, показанный здесь в своей кушетке после спасения океана.

Обучение пилотов

В дополнение к продвинутой летной подготовке и обучению своих пилотов противостоять высоким гравитационным силам, Советы уделяли особое внимание физической подготовке своих кандидатов в космонавты.

 

НАСА использовало центрифугу ВМС США в Джонсвилле, штат Пенсильвания, для проверки способности астронавтов выдерживать серьезные силы ускорения и торможения.

 

Командование и управление

Чтобы обеспечить безопасный полет, каждая страна должна была создать сеть для отслеживания своих космических кораблей и связи с ними.

В течение первых четырех лет советских полетов человека в космос СССР полагался только на наземные станции внутри страны для отслеживания космических полетов. В результате космонавты потеряли связь с наземным управлением примерно на половине каждого витка.

 

Соединенные Штаты создали всемирную сеть наземных станций, кораблей и самолетов. Он обеспечивал почти непрерывный контакт между космонавтом и наземным управлением во время первых суборбитальных и орбитальных миссий.

Восстановление

После того, как капсула приземлилась, экипаж должен был быстро прибыть, чтобы безопасно вернуть ее и находящегося на ней человека.

«Восток» и «Гагарин» приземлились на землю в СССР. Таким образом, советское правительство могло использовать свои существующие поисково-спасательные силы и не раскрывать никаких сбоев, неудач или подробностей о своей технологии космических полетов.

После приземления в океане астронавты Меркурия обычно покидали свои капсулы. Военные корабли и самолеты США в зоне приземления подняли капсулы и астронавтов.

Пронзительная советская тайна

Официальным лицам США требовалась своевременная и точная информация о советской космической программе, но ее было трудно получить из-за окружавшей ее секретности. Только спецслужбы США могли предоставить необходимую информацию. Их всемирная сеть наземных станций, кораблей и самолетов отслеживала советские ракеты и космические корабли и перехватывала сигналы, передаваемые между ними и наземными диспетчерами. Аналитики оценили данные для оценки текущей и будущей советской космической программы.

_

Что дальше?

После приземления космонавты и астронавты сразу же стали национальными героями, и их работа продолжилась как образцы своих национальных идеалов.

Когда Гагарин вернулся в Москву 14 апреля 1961 года, его провели парадом из аэропорта на Красную площадь, где советские руководители встретили его у Могилы Ленина.

Это был самый масштабный праздник в Москве со времен окончания Великой Отечественной войны.

В соответствии с американской традицией возвращающихся героев Алан Шепард получил награду от президента Кеннеди в Белом доме и парад на Пенсильвания-авеню.

СССР и Соединенные Штаты сосредоточили большую часть своей публичной дипломатии в космической гонке на убеждении других стран в своих лучших намерениях и демонстрации их возможностей в космосе. Для этого требовались командировки космонавтов, астронавтов и космической техники.

Юрий Гагарин путешествовал по СССР и миру после своего полета. Здесь он встречается с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру.

Алан Шепард и другие астронавты Меркурия путешествовали по всему миру. НАСА и Государственный департамент совместно отправили Джону Гленну Friendship 7  космический корабль в кругосветном путешествии в 1962 году. Путешествие называлось «Четвертая орбита Friendship 7 ».
В популярной культуре

Первые полеты человека в космос оставили неизгладимый след в массовой культуре обеих стран. Искусство, литература, игрушки и предметы коллекционирования отдавали дань уважения этим пионерам космоса. С того момента, как советское информационное агентство сообщило о его полете, лицо Юрия Гагарина стало известно всему миру.

Откройте для себя песню, вдохновленную Гагариным

Следующий в космосе

Миссии Гагарина и Шепарда были первыми в своем роде, но далеко не последними. Узнайте, что было дальше с космическими программами в СССР и США.

Хотя Советский Союз выполнял свою программу тайно, после того, как полеты были успешными, личности космонавтов были опубликованы с большим энтузиазмом.
Первые шесть космонавтов, слева направо:
Павел Попович, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Адриан Николаев, Валерий Быковский, Герман Титов

Восток 2
  • Дата: 6-7 августа 1961
  • Пилот: Герман Титов
  • Время полета: 1 день, 1:18
  • Орбиты: 17
Восток 3
  • Дата: 11-15 августа 1962 г.
  • Пилот: Адриан Николаев
  • Время полета: 3 дня, 22:22
  • Орбиты: 64
Восток 4
  • Дата: 12-15 августа 1962 г.
  • Пилот: Павел Попович
  • Время полета: 2 дня, 22:52
  • Орбиты: 48
Восток 5
  • Дата: 14-19 июня 1963 г.
  • Пилот: Валерий Быкойский
  • Время полета:  4 дня, 23;07
  • Орбиты: 81
Восток 6
  • Дата: 16-19 июня, 1963
  • Пилот: Валентина Терешкова
  • Время полета: 2 дня, 22:50
  • Орбиты: 48

Первые американские астронавты были известны как «Меркурийная семерка».
Верхний ряд слева направо: Алан Шепард, Гас Гриссом, Гордон Купер. Первый ряд слева направо: Уолтер Ширра, Дик Слейтон, Джон Гленн, Скотт Карпентер.

Колокол Свободы Меркурий 7
  • Дата: 21 июля 1961 г.
  • Пилот: Вирджил «Гас» Гриссом
  • Время полета: 0:15
  • Орбиты: суборбитальная
Меркурий Дружба 7
  • Дата: 20 февраля 1962 г.
  • Пилот: Джон Гленн
  • Время полета:  4:55
  • Орбиты: 3
Меркурий Аврора 7
  • Дата: 24 мая 1962 г.
  • Пилот: Скотт Карпентер
  • Время полета:  4:55
  • Орбиты: 3
Меркурий Сигма 7
  • Дата: 3 октября 1962 г.
  • Пилот: Уолтер Ширра
  • Время полета:  9:13
  • Орбиты: 6
Меркурий Вера 7
  • Дата: 15 мая 1963 г.
  • Пилот: Гордон Купер
  • Время полета: 1 день, 10:20
  • Орбиты: 22

Юрий Гагарин, первый человек в космосе: история, факты, хронология

Советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе, стартовав с космодрома Байконур на ракете «Восток-1» 12 апреля 1961 года в 09 :07 по московскому времени, облет Земли за 108 минут, после чего благополучно приземлился.

Но кем был Юрий Гагарин и какая цепь событий привела к его монументальному космическому полету в разгар холодной войны?

Спутник-1 — спутник, запустивший космическую гонку. Предоставлено: NASA

К 1961 году, менее чем через 4 года после запуска первого искусственного спутника Земли «Спутник-1», Советский Союз был вовлечен в напряженную гонку за то, чтобы превзойти США в плане достижений в области космических полетов.

Во многом благодаря работе дальновидного российского инженера-ракетчика Сергея Королева к этому моменту Советы достигли всех важных вех: первый искусственный спутник Спутника-1, первое животное в космосе, первое столкновение с Луной.

Но они знали, что если им удастся запустить человека раньше США, это укрепит их репутацию космической сверхдержавы.

Это был самый напряженный этап всей космической гонки. Хотя Советы мало что рассказывали публично, США гарантировали, что весь мир узнает, что их астронавт «Меркурий-7» Алан Шепард должен победить своих конкурентов в космической гонке и стать первым человеком в космосе.

Астронавты НАСА «Меркурий-7» Джон Гленн, Гас Гриссом и Алан Шепард стоят перед ракетой «Редстоун». Предоставлено: НАСА

12 апреля 1961 года до полета Шепарда оставалось всего три недели, когда по всему Советскому Союзу прозвучало объявление о том, что Юрий Гагарин опередил его. Гагарин был советским героем, и, застигнутые врасплох, США были унижены.

Эти первоначальные объявления изображали полет без изъянов: идеальная победа над США. На самом деле, полет несколько раз чуть не закончился катастрофой.

В последующие десятилетия правда о том, что произошло, медленно выявлялась, и в 2011 году, к 50-летию полета, российское правительство выпустило сотни официальных документов о миссии.

Юрий Гагарин на отдыхе с женой Вельнтиной и дочерью Еленой. Фото ADN-Bildarchiv/ullstein bild через Getty Images

Теперь он известен как первый человек, побывавший в космосе, но кем был Юрий Гагарин?

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в колхозе в деревне Клушино, в 200 км к западу от Москвы в Смоленской области.

Увлечение Юрия Гагарина летательными аппаратами началось в раннем возрасте. Он провел много школьных дней, строя модели самолетов и узнавая о советских воздушных героях Второй мировой войны.

В 16 лет он устроился на местный литейный завод и быстро заработал себе место в техникуме в Саратове, где вступил в местный аэроклуб.

В 1955 году он был зачислен в летную школу ВВС, где познакомился и женился на Валентине Горячевой. У пары родились две дочери.

К 1959 году Гагарин был тайно отобран в первый в истории класс космонавтов, где показал себя способным и популярным.

Отпечатанная в СССР марка с изображением полета Юрия Гагарина, около 19 г. 86. Фото: Flexx/Getty Images

Когда выбирали миссию «Восток-1», он был явным лидером вместе со своим коллегой Германом Титовым. В конце концов, путь Гагарина от фермы к литейщику и к звездам был воспринят как лучшее воплощение советских идеалов.

Больше похоже на это

После его исторического полета правительства всего мира пригласили Юрия Гагарина посетить его, но не Великобританию.

Кабмин дня боялся расстроить своих союзников в США, поэтому вместо этого именно профсоюзы взяли на себя ответственность пригласить советского героя с визитом с 11 по 15 июля 1961. Чтобы узнать больше об этой части истории космических полетов, прочитайте полную историю визита Юрия Гагарина в Великобританию.

Хотя изначально Гагарин оставался космонавтом советской космической программы, когда первый полет нового корабля «Союз» привел к гибели его пилота, Гагарина сочли слишком ценным активом. Ему навсегда запретили летать в космос.

Но, несмотря на эту предосторожность, 27 марта 1968 года Гагарин погиб, когда истребитель МиГ-15УТИ, на котором он летал, разбился во время учений.

Сегодня десятки улиц и городов носят его имя, а памятники ему установлены по всему миру в память о человеке, который поднялся с Земли, чтобы достичь звезд.

Знак, указывающий на Гагарин, армянское село, названное в честь русского космонавта, расположенное в Гегаркуникской области, Армения. Предоставлено: Жан-Филипп Турню / Getty Images.

Миссия Юрия Гагарина на корабле «Восток-1», которая сделала его первым человеком в космосе, была почти отменена еще до ее начала.

Во время последнего взвешивания в ночь перед полетом наземный экипаж понял, что общий вес Гагарина, его скафандра и сиденья превышает установленный предел на 13 кг.

Инженеры работали всю ночь, чтобы удалить все оборудование, которое не должно было быть там, и устранить любые повреждения, которые они создали по пути.

Капсула «Восток-1», в которой Юрий Гагарин совершил свой исторический полет. Предоставлено: Keystone-France / Getty Images

Тем временем Гагарин и его дублер Герман Титов проводили время гораздо более расслабленно. Они получили строгие инструкции не обсуждать предстоящую миссию и вместо этого провели ночь, играя в бильярд и болтая о своей жизни, прежде чем стать космонавтами.

Оба были отправлены спать в 21:30, но опасения по поводу наступающего дня означали, что ни один из них не смог заснуть в ту ночь.

Гагарина разбудили в 5:30 утра и подарили букет тюльпанов из сада местной женщины.

Он не брился — советские пилоты считали это неудачей, — а вместо этого съел завтрак из тюбиков, похожий на те, которые он будет пробовать позже во время полета.

Справа налево: Президент СССР Никита С. Хрущев, Юрий Гагарин, Герман Титов и Тамара Титов машут толпе в Москве, 12 августа 1961. Фото Keystone/Getty Images

После этого Гагарин надел свой недавно облегченный скафандр и сел в специальный автобус, который доставил его на стартовую площадку. На горизонте взвилась 30-метровая ракета, сияющий серебристым шпилем на синем фоне неба.

«Чем ближе мы подходили к стартовой площадке, тем больше становилась ракета, как если бы она меняла размеры», — позже вспоминал Гагарин в своей автобиографии Дорога к звездам . «Он был похож на гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца сиял на его остроконечной вершине».

Гагарина быстро погрузили в капсулу «Восток», прежде чем техники начали герметично изолировать его от мира, готового к запуску. Только дверь не закрывалась.

Интересно ощущение невесомости. Все плавает. Плавание — это все. Замечательно! Интересно.

Юрий Гагарин во время полета корабля «Восток-1»

Экипаж принялся спешно откручивать панели, чтобы добраться до проблемы, успев ее устранить за время, достаточное для запуска. Тем временем Гагарин шутил с коллегами по радио и пел про себя.

Вскоре пришло время готовиться к запуску. За две минуты до старта Гагарин почувствовал раскачивание и движение ракеты, пока она готовилась, прежде чем в 9:07 по московскому времени заработали двигатели Р7.

Внутри капсулы Гагарин издал победный возглас: «Поехали! [Перевод: ‘Пошли!’] До свидания, дорогие друзья, до скорой встречи».

Юрий Гагарин приветствует друзей и товарищей на базе Байконур по пути на космический корабль «Восток-1» перед стартом. Фото Keystone-France/Gamma-Keystone через Getty Images

Когда ракета поднялась в воздух, Гагарин подвергся интенсивным перегрузкам, частота его сердечных сокращений увеличилась до 150 ударов в минуту.

Напряженные условия запуска мешали радиосигналу, а перегрузки мешали ему говорить.

В течение одной мучительной минуты техники ничего не могли сделать, кроме как ждать возвращения сигнала и сообщить им, что их коллега все еще в безопасности и мчится вверх в своем путешествии к звездам.

Когда же голос Гагарина все-таки прозвучал в эфире, он был свободен от опасений. «Я вижу Землю», — сказал он впервые, когда человеческие глаза видели такой вид. «Я вижу облака. Это красиво. Какая красота!»

Продолжая подниматься, он сообщил о своем «приподнятом настроении» и о том, как гладко проходит полет. Как-то слишком гладко получилось бы.

Запуск ракеты «Восток-1» с Юрием Гагариным, что сделало его первым человеком, побывавшим в космосе. Предоставлено: Sovfoto/Universal Images Group через Getty Images

Двигатели не выключились, когда они должны были, и Гагарин в итоге превысил заданную высоту 230 км, вместо этого достиг 327 км.

Тем временем советская медиа-машина начала работать, объявив, что миссия запущена безупречно и движется к успеху.

На орбите Гагарин приступил к работе, хотя это не касалось собственно пилотирования космического корабля. Несмотря на то, что он был высококвалифицированным пилотом, советские психологи опасались, что опыт невесомости и видение Земли сверху полностью распутает человеческий разум.

Вытекла капля воды, и Гагарину потребовалось несколько минут, чтобы восхититься идеальной сферой, подвешенной в воздухе. элементы управления.

На космическом корабле действительно был конверт с кодом для разблокировки управления, но его предполагалось открывать только в экстренных случаях — факт, который не устраивал нескольких наземных сотрудников, которые тайно сообщили Гагарину код в подготовка к запуску.

Юрий Гагарин внутри космического корабля «Восток-1» незадолго до полета, который должен был сделать его первым человеком в космосе. Фото: Sovfoto/Universal Images Group via Getty Images

Однако Гагарин не потерял рассудка. Вместо этого он легко акклиматизировался к странному опыту и, казалось, вполне наслаждался собой.

«Интересно ощущение невесомости», — сказал он во время полета. «Все плавает. Плавание — это все. Замечательно! Интересно».

Когда гравитация Земли исчезла, Гагарин обнаружил, что ему легче передвигаться, чем на Земле.

В промежутках между пометками в бортовом журнале он позволял своему блокноту и прикрепленному к нему карандашу парить перед собой, удивляясь тому, как они зависают в условиях микрогравитации.

Однако, когда он поймал его, чтобы сделать свой следующий отчет, он нашел блокнот, но не карандаш. Он отвязался и уплыл, и больше его никто не видел.

Восход солнца над Землей глазами экипажа космического корабля «Колумбия», 22 января 2003 г. До полета Гагарина психологи размышляли о том, как влияет на человеческий разум наблюдение нашей родной планеты из космоса. Предоставлено: NASA

Не имея возможности делать заметки, он перешел к испытаниям трубок для еды и воды, которые потребуются его товарищам-космонавтам в более длительных миссиях.

Пока Гагарин доказывал, что может потреблять их без земного притяжения, из трубки с водой вырвалась капля воды, и Гагарину потребовалось несколько мгновений, чтобы полюбоваться идеальной водяной сферой, подвешенной в воздухе.

Вернувшись на Землю, США перехватили сигнал Гагарина, когда он пролетал над головой. Пока ЦРУ готовило отчет для президента Кеннеди, НАСА сообщило Алану Шепарду, что он не будет первым человеком, достигшим космоса.

Полет Гагарина всегда задумывался как короткое испытание. Через 78 минут космический корабль приготовился вернуться на Землю — этап, который, без ведома Гагарина, стал гораздо более опасным, чем планировалось изначально.

Траектория полета была рассчитана таким образом, чтобы атмосферное сопротивление естественным образом сбивало космический корабль с орбиты, а еды, воды и воздуха хватило на 10 дней, чтобы Гагарин смог пережить ожидание.

Как и Гагарин, здесь астронавт НАСА Лерой Чиао наблюдает за водной сферой в невесомости, находясь на борту Международной космической станции. Предоставлено: NASA

Однако из-за того, что «Восток» преодолел заданную высоту до высоты, где воздух был намного разреженным, теперь для возвращения потребуется 20 дней.

Поскольку ничего не оставалось делать, кроме как надеяться, что двигатели заработают, космонавту не сообщили о его затруднительном положении.

Не подозревая о риске, Гагарин надел шлем, пристегнул ремни безопасности и стал ждать, пока заработают двигатели. К облегчению всех на земле, они это сделали.

В течение 42 секунд Гагарин ощущал замедление космического корабля, но замедление закончилось внезапным толчком. Его спускаемый модуль отделился от приборного модуля, как и ожидалось, но связывающий их трос не разорвался.

Доброжелатели ждут прибытия Юрия Гагарина после его успешного полета, Москва, СССР. Фото ТАСС через Getty Images

Из-за неповоротливого отставшего капсула вышла из-под контроля. Солнце сверкнуло в окна, ослепив Гагарина, в то время как перегрузки заставили его зрение стать серым, поскольку кровь вытеснялась из его мозга.

Несмотря на это, Гагарин оставался спокойным, сообщая о своей ситуации на землю.

В течение 10 минут температура стремительно росла, угрожая испепелить капсулу, пока не раздался последний грохот — трос перегорел.

Приборный модуль оторвался, когда спускаемый аппарат выровнялся в правильную ориентацию. Люк открылся, Юрий Гагарин катапультировался на высоте около 7 км над поверхностью Земли и спрыгнул с парашютом в безопасное место.

Под собой Гагарин мог видеть серебристую полосу реки Волги, извивающейся через Саратовскую область России — то самое место, где он научился летать 9 лет назад.0003

Через 108 минут после старта ноги Гагарина снова коснулись Земли.

Когда он открыл свой шлем, чтобы сделать глубокий вдох земного воздуха, он заметил женщину, ее внучку и их пятнистого теленка, наблюдающих за ним в замешательстве.

«Вы прибыли из космоса?» — спросила женщина. «На самом деле, да», — ответил он, когда группа ближайших сельскохозяйственных рабочих побежала к нему, выкрикивая его имя.

Американская газета The Huntsville Times сообщает об историческом полете Юрия Гагарина 12 апреля 1961. Фото: AFP/Stringer

Чуть более часа спустя радио с гордостью сообщило о его возвращении на «священную землю нашей родины».

Но видение, вызванное этими ранними передачами, сильно отличалось от полета, который только что испытал Гагарин. По «официальной» версии космонавт не катапультировался, а приземлился на «Востоке» — необходимое условие для признания достижения по международным авиационным правилам.

Он также явно приземлился точно в цель, а не в 300 км от курса, как это было на самом деле.

Хотя точные детали этой истории могли измениться за последние 60 лет, одно остается неоспоримым. Юрий Гагарин стартовал обычным гражданином, а вернулся героем.

Гагарин и его капсула приземлились отдельно (в 10:55 и 10:57 соответственно) под Саратовом, далеко от намеченного места в Пестравке. Ссылка на карту: anatoly zak/russianspaceweb.com

Все время по московскому времени (UTC +3)

  • 5:30 утра Юрий Гагарин и Герман Титов просыпаются, завтракают и надевают скафандры.
  • 5:45 Космонавты садятся в транспортный автобус и едут на стартовую площадку.
  • 6:50 Автобус подъезжает к стартовой площадке. Рабочий пишет CCCP на шлеме Гагарина, чтобы его не приняли за вражеского пилота по возвращении на Землю.
  • 7:07 Гагаринские борта Восток-1.
  • 9:07 Взлет. Через несколько минут перегрузки мешают Гагарину говорить.
  • 9:12 Радиосвязь возобновляется.
  • 10:02 Радио Москвы сообщает о запуске.
  • 10:25 Восток-1 возвращается в атмосферу. Вскоре после этого приборный модуль не может полностью отсоединиться, что приводит к вращению спускаемого аппарата.
    Фото гагарин в шлеме: Фотографии Юрий Алексеевич Гагарин Космонавты Шлем Ракета Улыбка
Scroll to top