Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели кузнечики. В воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен весели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берез. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера. Задания: 1. Выпиши из четвертого предложения грамматическую основу и все словосочетания. 2. Выпиши последнее предложение и укажи падеж всех существительных. 3. Выпиши из текста слова с приставками. Выдели их. 4. Укажи количество букв и звуков в словах: Ястребы - сырые- горячей- только – 5. Сделай звуко-буквенный разбор слова ястребы 6. Разбери по составу слова: сухих, верхушками, запахом, ловкий, перелетные, побелка. 7. Разбери существительное в воздухе как часть речи и прилагательное грибным (запахом) 8. Выпиши из текста пять слов с безударной проверяемой гласной, подбери проверочные слова. Диктант весь день мы шли сосновыми лесами


Тексты контрольных работ по русскому языку для V–IX классов

2016 год – Год водоохранных зон в Республике Татарстан

V класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 

Спущенный пруд грустно изумил меня. Обширное пространство, затопляемое обыкновенно водою, представляло теперь голое, нечистое, неровное дно, состоящее из тины и грязи, истрескавшейся от солнца, но ещё не высохшей внутри; везде валялись жерди, сучья и коряги или торчали колья, воткнутые с прошлого года для вятелей. Прежде всё это было затоплено и представляло светлое, гладкое зеркало воды, лежащее в зелёных рамках и проросшее зелёным камышом. Молодые его побеги ещё были неприметны, а старые гривы сухого камыша, не скошенного в прошлогоднюю осень, неприметно желтели между зеленеющих краёв прудового залива и, волнуемые ветром, ещё неприятнее, как-то безжизненно шумели. Надобно прибавить, что от высыхающей тины и рыбы, погибшей в камышах, пахло очень дурно. Но скоро прошло неприятное впечатление. Выбрав места посуше, неподалеку от кауза, стали мы удить – и вполне оправдались слова отца: беспрестанно брали окуни, крупная плотва, средней величины язи и большие лини. (С.Аксаков)

Грамматическое задание

  1. Определите тип и стиль речи.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Выпишите непонятные слова, найдите объяснения в толковом словаре.
  4. Составьте с этими словами 3–4 словосочетания или два предложения.
  5. Выпишите причастия, подчеркните их как члены предложения. Объясните орфограммы в этих словах.
  6. Найдите подобные орфограммы в других частях речи. Какие это орфограммы, и какие это части речи?
  7. Выпишите из текста предложения с причастным оборотом (I вариант) с деепричастным оборотом (II вариант) и объясните знаки препинания.
  8. Определите способ образования слова безжизненно (I вариант), затоплено (II вариант).
  9. Объясните правописание слов нечистое, неровное (I вариант), неприметны, неприятное (II вариант).
  10. Выпишите из текста прилагательные в сравнительной степени.

VI класс

Прослушайте текст, составьте план и напишите изложение.

 

Родник

Через лес была потоптана тропа, много людей ходило по тропе. Все любовались лесом. Он и в самом деле был прекрасен. В знойные дни в нём стояла приятная прохлада. На полянках пестрели цветы. В густой листве щебетали, свистели и щёлкали птицы.

Однажды шёл по тропе охотник. У оврага он сел отдохнуть, и его взгляд задержался на дне оврага. Потом он спустился вниз на дно.

Земля под ногами была сырая и прохладная. Он взял сук и стал рыть землю. Работал он долго, вырыл яму, стал глядеть в неё. Из ямки сочилась вода.

Скоро ямка наполнилась до краёв. Вода потекла по дну оврага тонкой струйкой. Напившись, охотник ушел, а родник продолжал жить.

Через несколько дней на родник наткнулись школьники. Они напились ключевой воды и собрались уходить. Но один из них остановил товарищей и сказал, что бережок над ключом очень крутой. Надо срыть его, чтобы родник дольше жил.

Ребята сходили за лопатами и срыли крутой бережок.

И родник всё живёт. Ручей из него журчит, а над ручьём разрослись лопухи, трава и цветы.     (По материалам периодической печати)

VII класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 

На Глухом озере

На Глухое озеро мы шли впервые и потому прихватили с собой провожатым деда…

Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог, перебирались через сухие болота…

Жара густо настаивалась в хвое, кричали медведки. Мы отдыхали в густых чащах осин и берез, пробирались через заросли на сырые места и дышали грибным прелым запахом травы и корней.

Мы долго лежали на привалах и слушали, как шумят океанским прибоем вершины сосен, – высоко над головой дул медленный ветер, лаская нас. Он был, должно быть, очень горяч.

Только к закату мы вышли на берег озера. Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.

Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей, поблес­кивало внизу. По черной воде расплывались широкие кру­ги – играла на закате рыба. (К.Паустовский.)

Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор предложения На Глухое озеро мы шли впервые и потому прихватили с собой провожатым деда… (I вариант), Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой (II вариант).
  2. Выпишите из предложений словосочетания: На сухих полянах из-под ног дождем сыпались кузнечики (I вариант), В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы… (II вариант). Выполните синтаксический разбор одного из них.
  3. Разберите слова по составу: поблес­кивало, перебирались (I вариант), расплывались, пробирались (II вариант).
  4. Подчеркните в тексте предложения с однородными членами предложения (I вариант), с деепричастным оборотом (II вариант). Объясните знаки препинания.

VIII класс

Прочитайте текст.

 

(1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по той струне стучит костяной молоточек.

(8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11). В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица.(16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

7) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(20) –Зачем?

(21) –А просто так…

(22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (По В.Пескову)

Выполните задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тип и стиль речи. Докажите.
  3. Какова основная тема текста?
  4. Определите способ образования слова потоптался (I вариант), проглотить (II вариант).
  5. Выполните фонетический разбор слова листьям (I вариант), дробью (II вариант).
  6. Выполните синтаксический разбор предложения В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла (I вариант), Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта (II вариант).
  7. Выпишите из предложения В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок (I вариант), Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов (II вариант) все словосочетания и выполните синтаксический разбор одного из них.
  8. Выпишите из текста сложные слова, объясните, как они образованы.
  9. Составьте памятку «Как надо вести себя в лесу».

IX класс

Прочитайте текст.

 

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. Что же случилось?

Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. Было задумано расширить площадь лугов. Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. Но есть и очень большие минусы. Их не всегда замечают. Ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! И это ещё не всё. Тысячи людей большого города едут в лес. Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? Совсем наоборот. Засыпали соответствующие учреждения письмами. А там своё суждение. «У нас план. И чего шум подняли? Вещество вполне безопасное. Ничего не случится с вашим зверьём».

Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

– Мы? Лоси погибли от чего-то другого. У нас есть инструкция. Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» Вот видите, качество молока… Про лосей же ни слова…

– Но ведь можно было об этом догадаться. Предупреждали же…

– Мы согласно инструкции…

Вот и весь разговор.

…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. Мы не должны забывать в любом деле о самом главном – о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу, рыбу в воде… (По В.Пескову)

Выполните задания:

  1. Определите тип и стиль речи. Докажите.
  2. Выпишите из текста по два именных и глагольных словосочетания. В каких словосочетаниях грамматическая связь главного и зависимого слова выражена с помощью окончания, а в каких с помощью предлога и окончания. Определите форму зависимых слов.
  3. Определите способ образования слова проявление (I вариант), подсчитывать (II вариант).
  4. Выпишите из второго абзаца (I вариант), из последнего абзаца (II вариант) предложения с однородными членами предложения и объясните знаки препинания.
  5. Определите все части речи (в том числе и служебные) в предложении.

Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (I вариант), Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей (II вариант).

  1. Выполните фонетический разбор слова ещё (I вариант), зверьём (II вариант).
  2. Выполните синтаксический разбор предложения Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать (I вариант), А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей (II вариант).
  3. Выпишите из текста известные вам выразительные средства и укажите их.
  4. Какие виды предложений по цели высказывания использованы в тексте. Выпишите их и укажите вид.
  5. Выполните морфологический разбор одного наречия и одного местоимения.

magarif-uku.ru

Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели...

1. Ястребы висели - основа; висели в небе, висели над верхушками сосен, над верхушками сосен - все словосочетания со связью управление2. К закату - дательный, на берег - винительный, озера - родительный3.Пробирались, вышли 4.яст-ре-бы - три слога, первый ударный: я - звуки й -согл., зв.-непарный, мягк.-непарный, а - гласный, ударный; с - с согласный, глух-парный, твёрдый-парн.; т - т - согл., глух-парный, твёрдый-парн.; р - р - согласный, звонкий-непарный,мягкий-парный, е - и - гласный, безударный; б- б- согл., зв.-парн., тв.-парн.; ы -ы гласный, безударный; букв - 7, звуков - 86. сух-их; верх-ушк-ами; запах -ом; ловк-ий; пе-лёт-н -ые; по-бел- к-а7.в воздухе - н.ф. -воздух, сущ., гарицательное, неодушевл., 2 склонение, мужской род, ед.число,предложный пад., в предложении - обстоятельство местагрибным - прилагат., н.ф. грибной, относительное, ед.число, мужской род, творит.падеж,  в предложении - определение8. сОсновыми - сОсны, лЕсами - лЕс, запАхом- пАхнет, вЕрхушками - вЕрх, кОрней - кОрень, вИсели - вИснуть

Оцени ответ

shkolniku.com

Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели...

1. Ястребы висели - основа; висели в небе, висели над верхушками сосен, над верхушками сосен - все словосочетания со связью управление2. К закату - дательный, на берег - винительный, озера - родительный3.Пробирались, вышли 4.яст-ре-бы - три слога, первый ударный: я - звуки й -согл., зв.-непарный, мягк.-непарный, а - гласный, ударный; с - с согласный, глух-парный, твёрдый-парн.; т - т - согл., глух-парный, твёрдый-парн.; р - р - согласный, звонкий-непарный,мягкий-парный, е - и - гласный, безударный; б- б- согл., зв.-парн., тв.-парн.; ы -ы гласный, безударный; букв - 7, звуков - 86. сух-их; верх-ушк-ами; запах -ом; ловк-ий; пе-лёт-н -ые; по-бел- к-а7.в воздухе - н.ф. -воздух, сущ., гарицательное, неодушевл., 2 склонение, мужской род, ед.число,предложный пад., в предложении - обстоятельство местагрибным - прилагат., н.ф. грибной, относительное, ед.число, мужской род, творит.падеж,  в предложении - определение8. сОсновыми - сОсны, лЕсами - лЕс, запАхом- пАхнет, вЕрхушками - вЕрх, кОрней - кОрень, вИсели - вИснуть

obrazovalka.ru

Диктанты - Мои файлы - Каталог файлов

Если ребёнок сомневается, какую букву написать сразу, может оставлять "зелёные огоньки". При проверке, применив правило, написать нужную букву.

Ребёнок допустил много ошибок, разобрать каждую ошибку и снова попробовать написать диктант.

 

Выделенные слова проговаривать по слогам.

 

Лето в лесу.

 

     Июль - середина лета. Как хорошо в лесу! На деревьях зелёная листва. В воздухе сильно пахнет душистой травой. В кустах у речки слышны голоса птиц. Летом голод не страшен для зверей.

 

 

На реке.

    

     Стоят тёплые летние деньки. Друзья бегут к речке. Далеко слышен весёлый крик мальчиков. Вот и речка с чистой прозрачной водой. Плещутся тут дети с утра до вечера. Как хорошо после холодной воды лежать на горячем песке! Спасибо нашей речушке.

 

 

Первое сентября.

 

     Денис встал ещё ночью. Он долго лежал с открытыми глазами. Тут проснулась мама. Она стала гладить школьную форму. Денис быстро оделся. Вот мальчик идёт в школу. Около школы стоят ребята. В руках у детей пышные букеты. Вышла учительница и повела учеников в класс.

 

 

Кузька.

 

     Дождь стучал по стеклу и рызбудил кота Кузьку. Он потянулся и лениво подошёл к окну. Тут наш кот проснулся. Начал ловить лапой капли. А они не ловятся! Прыгает, хватает, а капель нет. Удивляется глупый кот. Где капли?

 

 

Запасите корм для птиц.

 

     Зима не за горами. Пора подумать о заготовке корма для наших пернатых друзей. Многие посетители птичьих кормушек - большие любители лесных ягод. В зимнюю бескормицу ягоды рябины и калины будут большим лакомством для голодающих птиц.

 

 

Зелёные огоньки.

 

     Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Они ползали и освещали свой маленький и удивительный мир. Мы решили понаблюдать за этими зелёненькими огоньками. Несколько святлячков всю ночь горели и переливались на листочках сирени. Светят в темноте маленькие жучки. А мы хотим узнать о них больше. Завтра прочитаем об этих зелёных огоньках в умной книге.

 

 

Пришла зима.

 

     Ночью ударил мороз. Он сковал льдом лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. Вдруг каркнул ворон. Робкий зайчишка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц и зверей..

 

 

Раннее утро.

 

     Бабушка разбудила меня рано утром. Деревня ещё тихо спала. Над рекой стелился туман. Трава от него была мокрая. Мы поспешили навстречу солнцу. Под нашими ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки. В росистой траве загорались от солнца огоньки земляники.

 

 

Зимой в лесу.

 

     Побелели поля и пригорки. Тонким ледком покрылась река и уснула в тишине. Ходит зима по горам и долинам. Ступает тихо и глядит по сторонам. Поправляет свою волшебную картину. Вот между кустов серый зайчик крадётся. Скорей оденься в белую шубку! Под холодным сводом неба застыли белые деревья.

 

 

Гадкий утёнок.

 

    С каждой ночью полынья становилась всё меньше. Утёнок стал работать лапками. Он выбился из сил. Утром мимо проходил крестьянин. Он увидел на льду птицу и отнёс домой. Утёнка отогрели.

    Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утёнка в эту суровую зиму.

    Вернулась весна! И гадкий утёнок увидел в воде своё отражение. Его объяла радость. Это был красивый белый лебедь.

 

 

Выдра.

 

    На снегу около берега виднеются свежие следы. Они исчезают в полынье. Кто нырнул под лёд? Постойте за деревом! Может, на ваше счастье вынырнет.

    Вдруг из полыньи вылезает выдра. Она съедает добычу. Движения у выдры ловкие, сильные. Вот она быстро съехала со льда и отправилась на подлёдную рыбную ловлю.

 

 

Советы школьнику.

 

     В твоём учебнике много текстов. Внимательно читай их. Отвечай на вопросы. Это поможет запомнить самое главное из статьи.

     Но природу нельзя изучать только по учебнику. Друзья помогут наблюдать днём за солнцем, а ночью за луной и звёздами. Труд людей объединяет. Илья Петрович объяснит работы воды и ветра.

     У Татьяны много книг и журналов. Там есть объяснения и ответы на трудные вопросы. Человек - часть природы. Какое счастье - много знать!

 

 

Весна.

 

     На улице звенели говорливые ручейки. В доме топили печь. Маленькая девочка долго смотрела в окно. На месте горки была большая лужа. От радости хотелось прыгать и петь. В лесной чаще охотник увидел огромное животное. В свою норку прошмыгнула мышь..

 

 

 

В зоопарке.

 

     У медведицы Машки весной появился маленький медвежонок. Назвали его Топик. Он подрос и подружился с обезьянкой Чикой. Они едят  из одной чашки, катаются на одном колесе, играют в догонялки. Принимают в свою компанию бельчонка Пуфика.

 

 

Дорога к озеру.

 

     Весь день мы шли сосновыми лесами. На лесных полянах пели кузнечики. В воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен висели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берёз. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера.

 

 

Весеннее утро.

 

     Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкое весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

 

 

После грозы.

 

     Грозовой ливень насытил землю водой, очистил воздух от пыли и гари. Промытое голубое небо широко улыбалось. Радостное солнце трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом полыни и мяты. Прекрасно в такой ласковый день побегать по влажной прибрежной траве. Мы бродим по песчанному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде и радуемся всему. А вокруг капает с деревьев, играет нежное солнышко. Поют зяблики, соловьи, дрозды. Хорошо!

 

 

Пернатые друзья.

 

     Солнце греет всё сильнее. На деревьях распукаются почки. Из тёплых стран прилетают к нам грачи, скворцы, дрозды и другие пернатые друзья. Птицы уничтожают вредных насекомых, очищают от них деревья, грядки. Сейчас у птиц горячая пора. Они строят гнёзда. Берегите птиц!

 

 

Суворов.

 

     Наружность Суворова неказистая. По выражению одного автора, чин его был по делам, но не по персоне. Фигура, взгляд, слова и движения Александра Васильевича отличались живостью и решимостью. Он считал, что изнеженность разъедает волю и здоровье. По утрам Суворов бегал и занимался гимнастикой. Никогда не курил и не нюхал табак. Ездил всегда на обычной лошадёнке. Это не мешало ему побеждать и стать известным военным человеком.

 

 

Правильно писать - это не допускать как описок (пропусков, замен, перестановок букв), так и ошибок - нарушений правил письма.

Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

 

130a-klass-2011.ucoz.ru

Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели...

1. Ястребы висели - основа; висели в небе, висели над верхушками сосен, над верхушками сосен - все словосочетания со связью управление2. К закату - дательный, на берег - винительный, озера - родительный3.Пробирались, вышли 4.яст-ре-бы - три слога, первый ударный: я - звуки й -согл., зв.-непарный, мягк.-непарный, а - гласный, ударный; с - с согласный, глух-парный, твёрдый-парн.; т - т - согл., глух-парный, твёрдый-парн.; р - р - согласный, звонкий-непарный,мягкий-парный, е - и - гласный, безударный; б- б- согл., зв.-парн., тв.-парн.; ы -ы гласный, безударный; букв - 7, звуков - 86. сух-их; верх-ушк-ами; запах -ом; ловк-ий; пе-лёт-н -ые; по-бел- к-а7.в воздухе - н.ф. -воздух, сущ., гарицательное, неодушевл., 2 склонение, мужской род, ед.число,предложный пад., в предложении - обстоятельство местагрибным - прилагат., н.ф. грибной, относительное, ед.число, мужской род, творит.падеж,  в предложении - определение8. сОсновыми - сОсны, лЕсами - лЕс, запАхом- пАхнет, вЕрхушками - вЕрх, кОрней - кОрень, вИсели - вИснуть

Оцени ответ

nebotan.com