Что такое клавесин? Фото и описание музыкального инструмента. Велосипед относится к мотоциклу как клавесин к


интересные факты, видео, история, фото, слушать

Музыкальный инструмент: Клавесин

 

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин. В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

 

Звук

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков.  Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.

Фото:

  

  

 

Интересные факты

  • Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями.
  • А вы замечали, что у некоторых клавесинов нижние клавиши черные, а верхние белые – все в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано? Клавесины с такой расцветкой клавиш были распространены во Франции в XVII веке. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на черной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток.
  • Первое время клавесин располагали на столе, немного позднее мастера добавили красивые ножки.
  • Одно время за клавесином приходилось сидеть дирижеру, причем он умудрялся левой рукой играть, а правой – руководить музыкантами.
  • Пытаясь воссоздать звук клавесина, некоторые мастера пошли на хитрость. Так, в рояле Красный Октябрь, изготовленном в советское время, третья педаль опускает на струны специальную ткань, к которой приделаны язычки из металла. Молоточки ударяют по ним и возникает характерный звук. Такая же конструкция есть и у советского фортепиано «Аккорд».
  • Ножные переключатели на клавесине появились лишь в 1750 году.
  • Поначалу динамику звука меняли с помощью удвоения и утроения струн, только в XVII-XVIII веках стали изготавливать инструменты с 2-мя и даже 3-мя мануалами, расположенными друг над другом с разными регистрами. При этом верхний мануал был настроен на октаву выше.
  • Долгое время старейшим клавесином, сохранившимся до наших дней, считался инструмент итальянского мастера Иеронимуса в 1521 г. Однако, позже нашли более древний клавесин, изготовленный 18 сентября 1515 года Винцентиусом из Ливигимено.
  • Клавесины XVI века преимущественно были итальянского происхождения (Венеция) и изготавливались из кипариса. Французские инструменты с двумя клавиатурами (мануалами) были из орехового дерева.
  • Большинство клавесинов имеет лютневый регистр, он характеризуется носовым тембром. Для того, чтобы добиться такого звука, струны заглушались кусочками ткани из войлока или кожи.
  • В средние века при дворе испанского короля Филиппа II был так называемый «кошачий клавесин». Это было устройство, состоящее из клавиатуры и прямоугольного ящика с несколькими отсеками, куда помещались кошки. Перед этим животных прослушивали, наступая на хвосты, и располагали по голосам. Затем хвосты несчастных кошек закрепляли под клавишами, при нажатии на которые, в них вонзалась игла. Животное сильно кричало, а исполнитель продолжал наигрывать свою мелодию. Известно, что Перт I также заказал «кошачий клавесин» для своей кунсткамеры.
  • У известного французского клавесиниста Ф. Куперена есть трактат «Искусство игры на клавесине», которым пользуются музыканты и в наше время.
  • Именно Куперен стал активно использовать при игре на клавесине большой (первый палец), до этого, музыканты играли только четырьмя, а пятый был не задействован. Эту идею совсем скоро перехватили и другие исполнители.
  • Известный исполнитель Гендель, в детстве был вынужден практиковаться игре на клавесине на чердаке, так как отец был против карьеры музыканта и мечтал, чтобы сын получил юридическое образование.
  • Интересно, что действие прыгунка описал У. Шекспир в своем 128 сонете.
  • Музыкантов, игравших на клавесине, называли клавиристами, так как они успешно владели еще органом и клавикордом.
  • Примечательно, что диапазон концертного клавесина середины XVIII века был шире, чем у фортепиано, которое его чуть позже вытеснило

 

 

Произведения

 И.С. Бах - Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо ре-мажор (слушать)

М. Коретт - Концерт для клавесина с оркестром ре-минор (слушать)

Г.Ф. Гендель - Сюита для клавесина №4 Sarabande (слушать)

 

Конструкция

Внешне клавесин своим видом немного напоминает рояль. Вытянутая треугольная форма дополнена красивыми ножками, а струны в нем располагаются горизонтально, параллельно клавишам.  Каждая клавиша оснащена толкачиком, его иногда еще называют прыгуном, на его верхнем конце закрепляется язычок. Звук у клавесина извлекается при помощи щипка. При нажатии на клавишу приводятся в движение упругие язычки, изготовленные из птичьих перьев, в более современных моделях уже использовались пластмассовые. Они цепляют тугую струну ,и из-за этого возникает характерный звук щипка.

 

История происхождения

Первые сведения об этом инструменте принято относить к 1511 году, поэтому считают, что возник он в XVI веке. Однако чуть позднее появилась новая информация о том, что в итальянском источнике 1397 года («Декамерон» Дж. Боккачо) также имеются сведения об инструменте. Самое древнее изображение датируется 1425 годом – на алтаре в Миндене.

Своим происхождением, клавесин обязан псалтериуму. Конструкция этого старинного предшественника была измена и присоединен клавишный механизм. Первые клавесины не очень были похожи на современную версию. Они были прямоугольной формы и внешне скорее напоминали «свободный» клавикорд, только струны были у него разной длины.

В свое время, клавесин был очень популярен и его успешно использовали в ансамблях, оркестре. В XVII – XVIII вв инструмент получил широкое распространение именно как сольный. Своеобразный тембр клавесина, как нельзя лучше соответствовал этому галантному времени. К началу XIX века инструмент практически вышел из обихода, пока культура игры на нем не возродилась на рубеже XIX-XX вв.

 

Разновидности

Название «клавесин» принадлежит клавишным инструментам с диапазоном до 5 октав и имеющих крыловидную форму. Встречаются и более маленькие по размерам разновидности инструмента, которые бывают с одним набором струн, а их диапазон доходит только до 4 октав. Так, среди них выделяются: спинет, у которого струны расположены по диагонали, мюзелар – прямоугольной формы и струнами, расположенными строго перпендикулярно клавиатуре. Кроме того, к разновидностям относится и вёрджинел.

 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать клавесин

soundtimes.ru

Клависин

КЛАВЕСИН

 

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин (происходит от франц. слова). В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

Звук, тембр:

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков.  Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.Интересные факты:

  • Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями.
  • А вы замечали, что у некоторых клавесинов нижние клавиши черные, а верхние белые – все в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано? Клавесины с такой расцветкой клавиш были распространены во Франции в XVII веке. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на черной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток.
  • Первое время клавесин располагали на столе, немного позднее мастера добавили красивые ножки.
  • Одно время за клавесином приходилось сидеть дирижеру, причем он умудрялся левой рукой играть, а правой – руководить музыкантами.
  • Пытаясь воссоздать звук клавесина, некоторые мастера пошли на хитрость. Так, в рояле Красный Октябрь, изготовленном в советское время, третья педаль опускает на струны специальную ткань, к которой приделаны язычки из металла. Молоточки ударяют по ним и возникает характерный звук. Такая же конструкция есть и у советского фортепиано «Аккорд».
  • Ножные переключатели на клавесине появились лишь в 1750 году.
  • Поначалу динамику звука меняли с помощью удвоения и утроения струн, лишь в XVII-XVIII вв стали изготавливать инструменты с 2 и даже 3 мануалами, расположенными друг над другом с разными регистрами. При этом верхний мануал был настроен на октаву выше.
  • Долгое время старейшим клавесином, сохранившимся до наших дней, считался инструмент итальянского мастера Иеронимуса в 1521 г. Однако, позже нашли более древний клавесин, изготовленный 18 сентября 1515 года Винцентиусом из Ливигимено.
  • Клавесины XVI века преимущественно были итальянского происхождения (Венеция) и изготавливались из кипариса. Французские инструменты с двумя клавиатурами (мануалами) были из орехового дерева.
  • Большинство клавесинов имеет лютневый регистр, он характеризуется носовым тембром. Для того чтобы добиться такого звука, струны заглушались кусочками ткани из войлока или кожи.
  • В средние века при дворе испанского короля Филиппа II был так называемый «кошачий клавесин». Это было устройство, состоящее из клавиатуры и прямоугольного ящика с несколькими отсеками, куда помещались кошки. Перед этим животных прослушивали, наступая на хвосты, и располагали по голосам. Затем хвосты несчастных кошек закрепляли под клавишами, при нажатии на которые, в них вонзалась игла. Животное сильно кричало, а исполнитель продолжал наигрывать свою мелодию. Известно, что Перт I также заказал «кошачий клавесин» для своей кунсткамеры.
  • У известного французского клавесиниста Ф. Куперена есть трактат «Искусство игры на клавесине», которым пользуются музыканты и в наше время.
  • Именно Куперен стал активно использовать при игре на клавесине большой (первый палец), до этого, музыканты играли только четырьмя, а пятый был не задействован. Эту идею совсем скоро перехватили и другие исполнители.
  • Известный исполнитель Гендель, в детстве был вынужден практиковаться в игре на клавесине на чердаке, так как отец был против карьеры музыканта и мечтал, чтобы тот получил юридическое образование.
  • Интересно, что действие прыгунка описал У. Шекспир в своем 128 сонете.
  • Музыкантов, игравших на клавесине, называли клавиристами, так как они успешно владели еще органом и клавикордом.
  • Примечательно, что диапазон концертного клавесина сер. XVIII века был шире, чем у фортепиано, которое его чуть позже вытеснило

insidegates.ru

история музыкального инструмента – Ярмарка Мастеров

Клавесин     -      (франц. clavecin) -  это щипковый клавишный муз. инструмент.

Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итал. работы датируется 1521. К. произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Первоначально клавесин был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду "свободный" клавикорд, в отличие от к-рого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм.

 

Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке - толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр).

Звук клавесина - блестящий, но мало певучий (отрывистый), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. Музыкант, играющий на клавесине, сразу после нажатия клавиши терял всякую связь со струной, дальше она звучала сама по себе, без малейшего участия человека.

С целью усиления звучности К. применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), к-рые настраивались в унисон, октаву, а иногда и др. интервалы.

С нач. 17 в. вместо жильных использовались металлич. струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

В 17-18 вв. для придания К. динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), к-рые располагались террасообразно одна над другой. Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями.

Внешне К. обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16-17 вв. выделялись по качеству звука и своему художеств, оформлению К. антверпенских мастеров Руккерсов.

 Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти.

Среди франц. клавесинистов кон. 17-18 вв.- Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Франц. клавесинная музыка - иск-во утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократич. этикету. Деликатное и холодноватое звучание К. гармонировало с "хорошим тоном" избранного общества.

У франц. клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра - характерная форма иск-ва рококо) были женские образы ("Пленительная", "Кокетливая", "Сумрачная", "Застенчивая", "Сестра Моника", "Флорентинка"Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллич. картинки крестьянского быта ("Жнецы", "Сборщицы винограда" Куперена), звукоподражательные миниатюры ("Курица", "Часы", "Щебетание" Куперена, "Кукушка" Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки - обилие мелодич. украшений.

Как ни старались мастера, они не смогли преодолеть основной недостаток клавесина - его однообразное по громкости звучание. Сила звука зависела не от того, с какой энергией музыкант ударял пальцем по клавише, а от упругости перышка, защипывающего струну. Искусные музыканты могли взять звук чуть-чуть громче или чуть-чуть тише, но для исполнения многих произведений такой небольшой разницы в силе звучания уже не хватало.

Были скованы и композиторы. В нотах музыкальных пьес, предназначенных для клавесина, они не могли указать «фортиссимо», то есть «очень громко», так как знали, что громче какого-то среднего уровня клавесин звучать не может. Не могли указать «пиано» и тем более «пианиссимо», то есть «тихо» и «очень тихо», ибо знали, что на такие нюансы этот инструмент тоже неспособен. Клавесины с двумя и тремя клавиатурами и комплектами струн делались так, чтобы эти комплекты были разными не только по тембру, но и по громкости. Музыкант мог хоть как-то варьировать силу звука, но и этого было уже недостаточно. Два разных музыкальных предложения можно было сыграть с различной громкостью, но внутри предложения звуки были однообразными по силе.

Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, а точнее, вообще клавишеструнника, но вдобавок стал бы более послушен то энергичным, то мягким движениям пальцев музыканта. Иначе говоря, мог как угодно гибко звучать и «форте», и «пиано». Стоит ли удивляться, что новый инструмент, воплотивший в себе эту главную идею, так и стал называться — фортепиано?

Примерно со 2-й половины 20 века просыпается интерес к историческим инструментам, то есть к таким копиям старинных клавесинов,  изготавление которых производилось  бы в полном соответствии  со старинной технологией производства . Сегодня такие инструменты называются "Аутентичные клавесины".

А в наши дни обучение игре на клавесине в России возможно  в Санкт-Петербурге, Казани  и Москве.

www.livemaster.ru

Что такое клавесин? Фото и описание музыкального инструмента

Те люди, которые хоть немного связаны с музыкой, слышали о таком инструменте, как клавесин. На данный момент он не так популярен, но его звук может действительно завораживать слушателя. Все-таки постараемся рассмотреть вопрос о том, что такое клавесин. Какую историю он имеет?

Музыкальный инструмент клавесин

Те, кто посещал уроки музыкальной истории и литературы, могут с уверенностью сказать, что клавесин – это древний инструмент, который появился еще в XV- XVI веке.

Механизм его работы достаточно сложен, а звук - своеобразен. Для того чтобы понять это, нужно прослушать несколько композиций при игре на таком инструменте.

Большей частью такой инструмент сейчас можно встретить в специализированных местах, а именно в консерваториях и музыкальных учреждениях. Все эти инструменты считаются раритетом, и на них играют очень аккуратно, с бережностью и осторожностью, так как старые щипковые механизмы могут поломаться.

Музыка клавесина сегодня

Мало кто на данный момент может похвастаться тем, что предпочитает слушать музыку, исполняемую на клавесине. Нужно приложить немного усилий, чтобы найти такого рода аудиозаписи.

Возможно, это связано с тем, что инструмент звучит непривычно для нас.

История клавесина

Для того чтобы понимать, что такое клавесин, стоит немного углубиться в его историю. Это позволит узнать, каким образом он создан.

Музыкальный инструмент клавесин обладает достаточно интересным и динамичным звуком. Он был создан ещё в XV веке. Этот инструмент конструктивно значительно отличался от клавикорда, так как каждая деревянная клавиша в нем была присоединена к струне. Именно за счет такого нового подхода клавесин играл довольно громко, что на то время могло очень удивлять людей.

Создавался такой инструмент большое количество времени, так как механизм, который требовал отдельную струну на каждую клавишу, должен был быть качественно выполнен.

Виды такого инструмента также могут быть разными. Он мог быть уменьшенным, как, например, фортепиано, и расширенным - как рояль. Это также могли быть и клавесины, которые имели несколько рядов клавиш, но сегодня такие сложно где-то увидеть.

Это делалось для того, чтобы изменять силу звука в зависимости от того, какое произведение должно было быть сыгранным.

Далее рассмотрим, как с XV века менялся клавесин. Инструмент постоянно совершенствовали для гармоничного звучания. Имеется в виду, что при его первоначальной конструкции диапазон звука составляет только три октавы, далее - четыре. После этого были созданы более сложные формы инструмента, в которых было два и даже три яруса клавиш.

Переключатели позволяли постоянно изменять регистры звучания инструмента, можно было даже одновременно использовать несколько регистров. В таком случае клавесин мог выступать как самостоятельный инструмент. По одному регистру использовалось при аккомпаниации в пении с ансамблями и хоровыми коллективами.

Чем отличается такой вид инструмента?

Первая отличительная черта такого инструмента – это клавиатура клавесина. Каждый из нас знает, как выглядит клавиатура фортепиано. Так же она выглядела и у клавесина, только без покрытия эмалью. Это были простые деревянные шлифованные дощечки.

Также стоит отметить, что такой же тип клавиатуры и механизма использовали создатели инструмента, который сейчас носит название фортепиано. Можно сказать, что это его первоначальная версия, которая была усовершенствована. На протяжении долгого времени в конструкцию инструмента вносились коррективы, был изменен механизм прикрепления струны к клавише.

Клавесин в современности: где можно услышать

Мощное звучание и необычный внешний вид вызывают интерес к такому инструменту, как клавесин.

Как можно понять, сегодня клавесин является не столь популярным инструментом, но его до сих пор используют некоторые музыканты для того, чтобы добиться оригинального звучания и поразить публику. Он фигурирует даже в современных фильмах и сериалах. Многие смотрели сериал «Ганнибал». Главные роли там исполнили Хью Дэнси, Мадс Миккельсен и Каролин Давернас. Зрители могут отметить, что герой, который был в роли Ганнибала Лектора, овладел таким необычным искусством, как игра на клавесине. Он отметил, что звуки клавесина обладают большей силой. Этот инструмент позволяет придать музыке новое звучание.

"Когда играет клавесин" - это фильм советского кинематографа. Он был выпущен на экраны в 1966 году. В нем также присутствует сюжетная линия, которая связана с таким инструментом.

Звук клавесина

Звучание клавесина совершенно несхоже с музыкой, исполняемой на других видах инструментов. Это определяется конструктивными особенностями клавесина. У него на каждую струну приходится особый звук.

Люди, которые имеют хороший слух и соответствующее образование, знают, что на фортепиано можно сыграть такие аккорды, которые требуют разрешения. Это могут быть доминантовые аккорды, а также терцкварты, которые должны прийти в тонику (консонантное и разрешенное звучание).

На фортепиано такие аккорды звучат очень напряженно. На таком инструменте, как клавесин, они будут еще более диссонансными. Опять же, это зависит от того, что каждая клавиша издает совершенно уникальный звук, но он соответствует привычному нам звукоряду.

Клавесин: фото. Музыкальный инструмент в разобранном и собранном виде

Мы уже практически разобрались в данной теме. Для того чтобы лучше понимать, что такое клавесин и как он выглядит, стоит взглянуть на фото. Так можно в деталях рассмотреть инструмент и выяснить, какие особенности он имеет. В таком случае важно понимать, что клавесин может быть достаточно прост по своему внешнему виду, но его звучание при этом абсолютно уникально. Именно данный инструмент обладает красивым тембром, который можно использовать в разных направлениях классической музыки.

Посмотрим, как выглядит изнутри такой музыкальный инструмент, как клавесин. Фото демонстрируют, что находится у него под крышкой. Можно увидеть, что клавесин является также достаточно сложным конструктивно. В нем находится множество струн, которые приводились в колебание щипком. Для этого использовали птичье перо или натуральную кожу, закрепленную на специальном стержне. Интересно, что на каждую клавишу и струну приходится особый тон.

Как можно видеть, клавесин по внешнему виду весьма непримечателен. Но на тот момент, когда его только создали, он поражал воображение публики.

Пользовался клавесин популярностью и в XX веке. Музыканты играли на нем классические произведения разных композиторов.

Итог

На данный момент клавесин не имеет большой популярности, а о его существовании как музыкального инструмента некоторые люди и вовсе не знают. Но стоит сказать, что специфический звук, свойственный этому инструменту, очень интересен. Именно благодаря ему музыка, испольняемая на клавесине, звучит так завораживающе. Стоит отыскать записи музыкальных произведений, исполняемых на этом инструменте, и послушать их.

Увы, клавесин сегодня практически не используется как аккомпанемент в музыкальном сопровождении. Сегодня большим спросом пользуются другие инструменты - те, которые звучат более мелодично и обыденно.

Надеемся, прочитав эту статью, вы узнали, что такое клавесин, и увидели, как он выглядит.

fb.ru

Чем отличается пианино от фортепиано и какой инструмент является их прародителем?

Пианино, фортепиано, рояль. Все это три музыкальных инструмента, являющихся струнными. Конечно, все они берут свое начало от средневековых клавикордов и клавесина, на которых играли музыканты в 16 —17 веках. И если быть точным, первым музыкальным инструментом, который был изобретен в Средние века, стало фортепиано. А рояль и пианино возникли позже как две его разновидности. Так чем отличается пианино от фортепиано и рояля? Чтобы ответить на этот популярный вопрос, обратимся к эпохе Средневековья, когда знатные дамы с удовольствием обучались музыке на клавесинах.

Усовершенствованная модель клавесина

В далеком 1709 году мастер из Италии Бартоломео Кристофори начинает работать над созданием особого молоточкового механизма для клавесина, так как данный инструмент имеет недостатки: быстро затухающий звук и постоянный уровень громкости.

Получив клавесин, имеющий тихий и громкий звук, Кристофори дает ему название пианофорте, которое впоследствии заменяют на фортепиано (по-итальянски «форте» — громко, а «пиано» — тихо).

В модели, созданной Бартоломео, есть все детали современного механизма: это шультер, шпиллер, молоточек, демпфер и фенгер. Первая модель Кристофори относится к роялям.

Что же касается пианино, которое переводится с итальянского, как «маленькое фортепиано», то оно появилось позже, в 1800 году. Первую модель сконструировал американец Хокинс, создав компактный клавишный инструмент с необычным вертикальным построением струн (в рояле построение струн горизонтальное).

Сравнительно небольшой размер и удобная прямоугольная форма позволили новинке стать популярной среди музыкантов-любителей. Вот чем отличается пианино от фортепиано: это разновидность струнного музыкального инструмента, имеющая компактный размер и форму.

«Королевская» модель фортепиано

Слово «рояль» переводится с французского языка как «королевский». Эта модель из категории струнных считается основным видом фортепиано. Струны, дека и механическая часть здесь располагаются горизонтально, что дает более громкое и насыщенное («королевское») звучание. Корпус имеет крыловидную форму, которая сразу же выделяет этот вид из класса родственных инструментов. Его чаще используют на концертах, чем пианино, которое считается больше «домашним» вариантом, пригодным для обучения музыкальному искусству.

Шаги в мир музыки: как научиться играть на гитаре в домашних условиях .Как из видео вытащить музыку, можно узнать из этой статьи.

Еще одно отличие от других струнных «сородичей»: особый механизм двойной репетиции. Он позволяет музыкантам проигрывать легко повторяющиеся нажатия на клавиши. Чтобы добиться звуковой выразительности, у пианино есть две педали, у рояля же их три. Третья, средняя, выполняет функцию «расщепленной клавиатуры», придавая дополнительную красочность звучанию музыкальных этюдов и сложных концертных произведений.

Пианино лучше использовать на концертах в небольших залах, а рояль прекрасно подойдет для виртуозного исполнения на больших площадках.

www.rutvet.ru

От велосипеда к мотоциклу — Все о мотоциклах

И первый мотоцикл, и первый автомобиль появились во многом очень похожим путем. «Самым первым» и в том, и другом случае считается экипаж с двигателем внутреннего сгорания, пред-шествовавшие конструкции с паровыми двигателями до переломного 1885 года этим термином стараются не называть, хотя после этой даты к подобным машинам без тени сомнения прилагают термин «мотоцикл» или «автомобиль». Общий у этих двух машин отец — немецкий инженер Готлиб Даймлер, хотя опять-таки чуть ли не каждая страна называет своих «родителей». Но родословные древа, хотя и тесно переплетены кронами и корнями, все-таки разные: если автомобиль числит в своих предках едва ли не все типы колесных повозок, то прародитель мотоцикла один — велосипед.

Солидные монографии по истории автомобиля принято начинать с середины четвертого тысячелетия до нашей эры — именно к этому времени относятся первые колеса, останки которых обнаружены в развалинах городов Месопотамии. Мотоцикл не претендует на лавры патриарха и скромно возводит начало своей предыстории всего лишь к XVII веку нашей эры. На витраже в провинциальной английской церкви святого Жиля изображен херувим, восседающий на двухколесной машине с одним колесом спереди и одним сзади. Неизвестно, является этот экипаж плодом фантазии мастера либо он имел перед глазами какой-либо образец — возможно, игрушку. Известно одно: церковь (и витраж) относятся к 1642 году — за 150 лет до появления на парижских улицах первого «целорифера»!

Именно так назвал свою машину граф Меде де Сиврак, впервые представивший свое изобретение пораженным парижанам в саду Пале-Рояль в июне 1791 года. Устройство новинки было просто до предела: горизонтальный деревянный брус длиной около метра, от которого спереди и сзади отходили вниз по две вертикальные стойки, к нижней части стоек крепились оси колес. Никакой по-пытки сделать колесо поворотным не было, зато спереди аппарат украшала конская голова, сзади — хвост, седло также было заимствовано от лошади. Приводить в движение цепорифер следовало, отталкиваясь кончиками ног от земли, изменять направление движения либо наклоном машины, либо, остановившись, перестановкой переднего колеса. Но даже в таком несовершенном виде машина завоевала немало поклонников во Франции. Ее успеху не помешала даже Великая французская революция — так же как и ее распространению: седоков на двухколесных «велоциферах» (такое название получила новинка к началу XIX века) увидели улицы Германии, Великобритании, даже России.

Так выглядел далекий предок мотоцикла — «бегунок» Карла Дрейза

Неповоротное переднее колесо было главным недостатком велоцифера, и именно оно стало первой точкой приложения умов изобретателей. В 1816 году главный лесничий Баденского княжества Карл Фридрих Христиан Людвиг Дрейз фон Зауэрброн (1785-1851) приделал к экипажу поворотную вилку переднего колеса. На свое изобретение он взял патент Баденского княжества от 12 января 1818 года, а уже в апреле этого года продемонстрировал свой экипаж, которому он дал название «велосипед», в Люксембургском саду в Париже. Излишне говорить, что в Германии именно он считается изобретателем велосипеда.

В конце 1819 года английский механик Найт построил первый цельнометаллический велосипед, правда, из-за тяжести машины идея тогда признания не получила. Еще более важное изобретение сделал другой англичанин, Льюис Комперц, в 1820 году: он применил рычаги для ручного привода на переднее колесо. Но лишь в 1861 году француз Пьер Мишо установил педали на переднем колесе и тем самым обеспечил велосипеду второе рождение. Мишо был также первым, кому удалось начать массовое производство велосипедов: из его мастерской вышло 162 велосипеда в 1862 году и более 400 в 1863. Начиная с этого времени велосипед превращается из экзотической игрушки в повседневное средство транспорта.

Главный недостаток прямого привода на переднее колесо — водитель должен слишком быстро работать ногами для того, чтобы достичь приличной скорости. Поэтому передние колеса стали быстро увеличиваться в диаметре, в результате чего возникла курьезная конструкция велосипеда-паука: огромное переднее колесо — диаметром до двух метров — и крохотное заднее. Моменты начала движения и остановки приводили на этом экипаже к недюжинным затруднениям — вспомните остроумный рассказ Марка Твена! Но даже в этом еще несовершенном виде велосипед приобрел множество поклонников, а его производство встало на промышленную основу.

В 1868 году французский изобретатель Клемент Адер впервые применил на велосипеде обрезиненные обода; велосипед фабрики «Фантом» 1869 года уже имел металлическую раму и колеса с проволочными спицами, и еще в 1868 году парижский часовщик Андре Жюльме установил педали в центре машины, связав их цепью с задним колесом. Теперь велосипед был готов к установке двигателя.

Дело оставалось за самим двигателем. Общепринятый в середине XIX века паровой двигатель на эту роль годился мало: мешали громоздкий котел, внушительный цилиндр да необходимость иметь на борту запас воды и твердого топлива. Но «трудно» — еще не значит «невозможно». Почти одновременно, в 1869 году, такие «велопаровики» сделали американец Сильвестр Роупер и француз Л. Перро (по некоторым данным, Роупер построил первый экземпляр своей машины еще в 1860 году).

Сильвестр Роупер за основу взял велосипед «Хэнлон» с железной рамой, деревянными колесами, усиленными железными ободами, и кованой передней вилкой. Позади сиденья водителя была подвешена на подпружиненных крюках (для смягчения толчков) паровая машина. В нижней части внушительного цилиндра располагалась топка (топливом служил мелко измельченный уголь), над топкой находился котел, над котлом — два цилиндра, которые могли качаться с амплитудой 6 см, и это движение передавали заднему колесу длинные шатуны — как в паровозе. Уже в этой машине для управления были применены вращающиеся рукоятки — вернее, вращался весь руль: при вращении вперед открывалась подача пара в цилиндр, при вращении назад действовал тормоз на заднее колесо. Роупер утверждал, что его машина способна взять любой подъем и на прямой развить скорость 60 км/ч — правда, свидетельств подобных подвигов не сохранилось. Сама же машина дожила до наших дней и сейчас находится в музее при Смитсонианском институте в США.

Паровой велосипед Сильвестра Роупера (1969 год) с торчащей за седлом водителя дымовой трубой

Люциус Коупленд у своего велосипеда 1884 года

Но несмотря на то что паровой двигатель доказал принципиальную возможность использования даже на велосипеде, будущее принадлежало все-таки двигателю нового типа — внутреннего сгорания.

Первый работоспособный двигатель внутреннего сгорания построили в 1856 году итальянские изобретатели Барсанти и Маттеччи, запатентовавшие его еще в 1853 году. Но настоящую популярность двигатель такого типа получил благодаря французскому изобретателю Этьену Ленуару, построившему свой двигатель в 1860 году. Первые двигатели внутреннего сгорания были во многом подобны паровым — только вместо пара в рабочие цилиндры подавался горючий газ, поджигавшийся свечой от бунзеновских батарей. Увы, по эффективности новый двигатель не мог многим похвастаться даже по сравнению с паровой машиной: КПД его составлял всего 4%. А если прибавить к тому же, что этот двигатель требовал подвода газа по трубам и 120 м3 воды в час для охлаждения, то станет ясно, что для привода какого-либо экипажа новинка пока не годилась.

Важный шаг в усовершенствовании двигателя сделали немецкие изобретатели Николаус-Август Отто (1832-1891) и Евгений Ланген (1833-1895). В 1876 году они построили двигатель, работающий по четырехтактному циклу — подобно всем современным автомобильным двигателям и львиной доле двигателей мотоциклетных. Разделив два оборота вала двигателя на четыре такта, они смогли решить задачу предварительного наполнения цилиндра смесью, с тем чтобы искра могла поджигать смесь в начале рабочего хода. КПД двигателя Отто возрос до 15%, но всетаки он продолжал оставаться слишком громоздким, а главное — работал на горючем газе, и потому его было невозможно установить на какое-либо транспортное средство. Эту задачу — сделать двигатель Отто пригодным для транспорта — блестяще разрешил другой немецкий изобретатель, Готлиб Даймлер (1834-1900).

Даймлер родился в селении Шорндорф, недалеко от Штутгарта, входившего тогда в состав кгюхотного Когюлевства Вюотембергского. Его семье принадлежала пекарня, служившая одновременно и винной лавкой, но смолоду его привлекал совсем другой мир — мир техники. Он прошел ученичество у местного оружейника, затем закончил штутгартский политехникум, после чего работал на паровозном заводе.

В 1861 году Даймлер уехал в Париж, чтобы изучить двигатель Этьена Ленуара. Затем он объехал Англию, набираясь бесценного опыта. Вернувшись в 1863 году в Вюртемберг, он стал директором профессионально-технической школы. Там произошла встреча, во многом определившая и его будущее, и будущее автомобиля и мотоцикла. Одним из учеников школы был Вильгельм Майбах (1846-1929) — как говорится, механик милостью Божьей. Приметив одаренного юношу, Даймлер взял его под свое покровительство (Майбах был сиротой), и впоследствии они работали и создавали новые машины вместе.

Лист к описанию патента Даймлера на «Повозку для верховой езды с бензиновым мотором», 1885 год

В 1870 году Даймлер стал главным инженером «Машиненбау Гезельшафт» в Карлсруэ, крупной фирмы, выпускавшей локомотивы и стационарные двигатели. Через два года его переманил к себе Евгений Ланген. Но в конце концов Даймлер и Отто не смогли сработаться, и в 1881 году Даймлер, а с ним, разумеется, и Майбах ушли от Лангена и Отто. Даймлер купил для своей большой семьи — у него было пятеро детей — дом в Канштадте, пригороде Штутгарта, и вскоре превратил сарай в проектное бюро, а теплицу в мастерскую.

Теперь Даймлер мог уже не беспокоиться о хлебе насущном: акции «Газмоторен-Фабрик Дойц», фирмы Лангена и Отто, давали вполне приличный доход — и он смог отдаться воплощению своих проектов. В 1881 году Даймлер совершил продолжительную поездку в Россию, чтобы на месте ознакомиться с новым видом топлива — нефтью. В те времена нефть добывали для переработки в керосин, служивший источником искусственного освещения, и смазочные масла. Бензин же считался малоценным побочным продуктом, использовавшимся лишь в качестве чистящего средства, к тому же опасным в обращении из-за легко образующихся взрывоопасных паров. Но именно эта легкость испарения и привлекла Даймлера, который решил использовать бензин в качестве топлива для своего двигателя.

К 1885 году двигатель Даймлера прошел стадию исследований и был готов к использованию, оставалось лишь найти подходящую машину для его установки. Самым простым вариантом изобретателям представился велосипед, и в один прекрасный день Вильгельм Майбах стал первым в мире мотоциклистом, ибо именно эта машина считается во всем мире первым в мире мотоциклом.

29 августа 1885 года Готлиб Даймлер получил немецкий патент № 36423 на «Rcitwagen mil Petroleummotor» («Повозка для верховой езды с бензиновым мотором»). К этому времени мотоцикл, построенный еще весной, уже прошел цикл испытаний, увенчавшийся поездкой сына Даймлера Пауля из Канштадта в Унтертюркхейм и обратно — целых семь километров.

Вертикальный одноцилиндровый двигатель был установлен в центре деревянной рамы — ходовая часть первого мотоцикла выглядела смехотворно даже по меркам восьмидесятых годов прошлого века, напоминая скорее создание Дрейза. От двигателя ременная передача шла на промежуточный шкив, с которого крутящий момент передавался зубчатой передачей на заднее колесо. Ременная передача обеспечивала два передаточных отношения и нейтральное положение — роскошь, к которой вернутся лишь через четверть века. По бокам машины были установлены поддерживающие ролики.

Первый в мире мотоцикл

Рабочая смесь готовилась в карбюраторе испарительного типа — проще говоря, просто в бензобаке: воздух засасывался так, что он всплывал пузырями через бензин, насыщаясь его парами. Через впускной патрубок смесь попадала в камеру сгорания двигателя посредством впускного клапана, открывавшегося автоматически от разряжения в камере. Под впускным клапаном был установлен выпускной, получавший привод от штифта, проходящего в фигурном пазе маховика. Для улучшения продувки еще один автоматический клапан был установлен в днище поршня — через него подавался чистый воздух. Для воспламенения смеси служила калильная трубка, подогревавшаяся с наружного конца керосиновой горелкой. Запускался двигатель коленчатой рукояткой с правой стороны. Картер и головка цилиндра были отлиты из бронзы, цилиндр — из латуни. Цилиндр окружал стальной кожух, внутри которого шел охлаждающий воздух от вентилятора, установленного на коленвалу. При рабочем объеме 264 см 3 двигатель развивал максимальную мощность 0,5 л. с. при 700 об/мин и был способен разогнать 90-килограммовую машину до скорости 6 или 12 км/ч, в зависимости от выбранного передаточного отношения.

Этот мотоцикл остался единственным в биографии Даймлера и Майбаха. Одноколейный транспорт вовсе не привлекал их — им просто надо было испытать двигатель. Через год они установили его на повозку, получив первый автомобиль, затем — на лодку, дрезину, дирижабль. К сожалению, самый первый мотоцикл погиб в большом пожаре в 1903 году. Тогда из сохранившихся деталей и по восстановленным чертежам были сделаны две копии. Сейчас число точных копий насчитывается десятками.

Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах были первыми, прошедшими весь цикл: изобретение, патентование, постройка образца, испытания. Поэтому во всем мире именно они считаются творцами первого мотоцикла. Впрочем, у некоторых историков в Англии, Франции и Италии есть свое особое мнение. Наиболее предпочтительны в этом споре позиции англичанина Эдварда Батлера (1863-1940).

Батлер взял британский патент на свой экипаж еще в 1884 году, но первый образец был построен лишь в 1887 году. Его машина была весьма необычной: три колеса — два спереди и одно сзади, по обе стороны заднего колеса располагались цилиндры двигателя, а перед ним было установлено сиденье водителя. Двухцилиндровый двигатель работал по двухтактному циклу, разработанному англичанином Дугалдом Клерком (1854-1931). В задней части цилиндра находилась камера сгорания, в передней смесь предварительно сжималась. Зажигание — электрической искрой от разработанного самим Батлером электростатического аппарата. Охлаждался цилиндр водой, резервуар для которой находился в заднем крыле. Из передней части цилиндра выходил шатун, соединенный с длинной тягой, идущей к заднему колесу. Оригинально решалась проблема сцепления — больное место для всех машин с прямым приводом от двигателя на ведущее колесо: по бокам заднего колеса стояли два ролика, при нажатии на педаль поднимавшие заднюю часть экипажа. Управляемыми были два передних колеса, поворачивавшиеся при помощи двух рычагов. Общий рабочий объем двигателя составлял 1037 см 3 и при 100 об/мин он обеспечивал скорость машины 20 км/ч.

Трицикл Эдварда Батлера

Мотоцикл «Славия» Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента, 1899 год

В 1895 году фирма «Де ДионБутон» начала серийное производство трициклов, оборудованных двигателями новой конструкции. Двигатель устанавливался за задней осью и приводил ее через шестерни и открытый дифференциал. Граф Де Дион, с энтузиазмом относившийся ко всем видам «моторного» спорта, заявлял новинку на многочисленные соревнования и с триумфом подтверждал ее превосходные качества. К концу XIX века трициклы «Де Дион» были, несомненно, самыми распространенными машинами во всей Европе, не говоря уже о множестве копий, выпускавшихся фирмами Франции, Германии, Великобритании. В 1899 году лицензию на трицикл «Де Дион» приобрел и промышленник из Риги Александр Лейтнер, выпустивший несколько трициклов под звучным названием «Россия».

Популярность трициклов в конце XIX века может подтвердить и тот факт, что на первой «гонке моторов», состоявшейся в России 11 (25) октября 1898 года, из семи участников шестеро выступали на французских трициклах «Клеман» с двигателями «Де Дион». На этой машине шел и победитель гонки, Павел Николаевич Беляев, показавший на заснеженной дороге, изобиловавшей поворотами и подъемами, среднюю скорость 25,14 км/ч.

Появление на ринге достаточно легкого и надежного двигателя значительно оживило деятельность велосипедных фирм, начавших производство мотовелосипедов либо с двигателями «Де Дион», либо с его облегченными вариантами. Наиболее удачливыми в новом бизнесе оказались эмигранты из России — братья Михаил и Евгений Вернеры. Четверо братьев Вернеров были довольно известными в России издателями, выпускавшими журналы «Вокруг света», «Друг детей» и «Сверчок». Но Париж всегда как магнитом тянул русского человека, и Михаил с Евгением перебрались в столицу Франции, рассчитывая и там заниматься журналистикой. Этим планам не суждено было воплотиться, и братьям пришлось обратиться к помощи второго своего увлечения — техники. Они организовали мастерскую по ремонту граммофонов, пишущих машинок и фотоаппаратов. В середине 90-х годов прошлого века они занялись новинкой — велосипедом с моторчиком. В 1896 году они построили опытный образец с двигателем, располагавшимся горизонтально перед втулкой заднего колеса, но результаты испытаний их не удовлетворили, и они перенесли двигатель, установив его над передним колесом. В 1897 году было выпущено 12 мотоциклов новой модели, с одноцилиндровим четырехтактным двигателем мощностью 0,75 л. с. при 1200 об/мин, оборудованным калильным зажиганием и ременным приводом на переднее колесо. Мотоцикл (или мотовелосипед) с таким двигателем развивал скорость до 35 км/ч. Вскоре появилась усовершенствованная модель, с электрическим зажиганием, а в 1898 году началось производство новой модели, с более мощным двигателем. Машина стала очень популярной: к началу 1901 года было выпущено свыше 3500 мотоциклов «Вернер», по лицензии их производство наладили также в Германии и Великобритании, не говоря уже о многочисленных подражаниях.

Один из первых мотоциклов марки «Вернер», еще с калильным зажиганием, купил в 1898 году чешский промышленник Вацлав Клемент (в те годы его страна звалась Австро-Венгрией). Клемент с 1895 года вместе с Вацлавом Лаурином изготовлял велосипеды «Славия». И ему пришла в голову идея расширить производственную программу копией французской новинки. Но испытания и «Вернера», и вскоре изготовленной точной его копии не устроили компаньонов, и для лучшей устойчивости они решили переместить двигатель в нижний угол рамы. Их мотоцикл, увидевший свет в 1899 году, имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 239 см 3 и мощностью 1,75 л. с. зажигание от магнето собственной конструкции, привод на заднее колесо плоским ремнем, весил 55 кг и развивал максимальную скорость 55 км/ч. В сущности, это был первый мотоцикл современной компоновки, если не считать мотоцикла Даймлера.

Но хотя новая схема на стыке веков получала все большее распространение (назовем, к примеру, французский «Пежо» 1899 года и английский «Фелон энд Мур» 1900 года), только братьям Вернер пришла в голову идея ее запатентовать — поэтому формально именно они считаются создателями современного мотоцикла. «Новый Вернер», выпущенный в 1901 году, не только имел большой коммерческий успех, но и стал образцом для всех конструкторов мотоциклов — от России до Соединенных Штатов.

pwr-moto.ru

К какому транспортному средству относится велосипед?

К двух колесному транспортному средству, значит и на него распространяются все те же требования как и к другому ТС. А дорожки уже к администрации.

Переход лучше пересекать пешком - тогда вы 100% считаетесь пешеходом. Из правил дорожного движения помню, что ездить велосипед должен не по тротуару, а по обочине дороги.

Велосипед относится к немеханическим ТС. При движении на дорогах, велосипедист должен руководствоваться п. 1- 24 ПДД + все приложения

К какому транспортному средству относится велосипед?

touch.otvet.mail.ru