Литиевые смазки. Классификация и применение. Смазка на основе литиевого мыла для мотоцикла
Литиевые смазки. Классификация и применение
Литиевые смазкиМинеральные литиевые смазкиСинтетические литиевые смазки Силиконовые смазки Эфирные смазки Полиальфаолефиновые смазкиКомплексные смазкиЛитиевые смазки EFELEЗаключение
Основными компонентами пластичных смазок являются базовые масла и загустители. Для улучшения и придания новых эксплуатационных свойств этих материалов (например, антикоррозионных, антиокислительных, противозадирных) в состав могут вводить различные присадки и твердые наполнители.
В большинстве пластичных смазок используются мыльные загустители – соли жирных кислот различных металлов. Чаще всего применяются литиевые, кальциевые, алюминиевые мыла или их комплексы. По загустителю дается название группе пластичных смазок.
Литиевые смазки
Пластичные смазки, изготовленные на основе литиевого мыла или их комплексов, относятся к литиевым смазкам.
Зная тип загустителя, можно определить область применения, многие свойства и характеристики материала. От применения того или иного загустителя зависят рабочий диапазон температур механическая стабильность, температура каплепадения, водостойкость.
Впервые пластичная смазка на базе простого литиевого мыла была зафиксирована патентом США № 2274675 3 марта 1942 года. Американский инженер-химик Кларенс Э. Эрл открыл новую эру в индустрии смазочных материалов.
На сегодняшний день более 70 % выпускающихся смазок являются литиевыми. Литиевый загуститель является одним из самых дешевых, но, в то же время, обеспечивает достаточно высокие эксплуатационные свойства пластичным смазкам. Литиевые смазки пользуются высоким спросом во всем мире.По сравнению с другими щелочными мылами литиевые имеют ряд достоинств. Они имеют лучшую водостойкость, чем у натриевых материалов, большую термостойкость, чем у кальциевых и натриевых смазок, характеризуются отличной механической стабильностью.
Главными преимуществами литиевых смазок являются универсальность применения и многофункциональность.Смазочные материалы с загустителями на основе простых или комплексных литиевых загустителей, обладают свойствами, удовлетворяющими самым взыскательным потребностям, и имеют широкую сферу применения.
Минеральные литиевые смазки
Подавляющее большинство пластичных литиевых смазок на базе минеральных масел в зависимости от предъявляемых требований используются в температурном диапазоне от -40 °С до +150 °С.
Обладая достаточно высокими эксплуатационными свойствами, минеральные смазки дешевле синтетических и полусинтетических материалов. При этом спектр их применения весьма широк – с их помощью обслуживают большинство узлов и механизмов со среднестатистическими условиями эксплуатации.
Минеральные масла в качестве базового компонента таких материалов накладывают некоторые ограничения на их применения. Так, минеральные масла могут вызывать набухание или разрушение некоторых видов пластмасс или эластомеров. Поэтому, перед использованием в узлах с парами трения "металл-пластмасса" или "металл-резина" рекомендуется провести тест на совместимость.
Синтетические литиевые смазки
Синтетические пластичные смазки – это материалы, в которых в качестве базовых используются искусственно синтезированные масла.
Большинство синтетических масел, использующихся в настоящее время в качестве базовых, были разработаны в период с 1920 по 1940 гг. Их стоимость даже сейчас остается достаточно высокой, поэтому доля синтетических пластичных смазок на рынке смазочных материалов составляет лишь небольшую часть.
Благодаря более высокой термостойкости, механической и химической стабильности эти материалы эффективно применяются в различных узлах трения, в том числе в парах трения "металл-пластмассы и "металл-эластомеры".
Силиконовые смазки
Силиконовые – еще один вид синтетических смазок. Эти материалы в качестве базового компонента используют силиконовые масла.
Силиконовые литиевые смазки характеризуются следующими особенностями:
- Широким диапазоном рабочих температур
- Высокой адгезией
- Безопасностью – не оказывают физиологического воздействия на организм человека
- Высокими диэлектрическими свойствами
- Химической инертностью и стойкостью
- Продолжительным сроком эксплуатации
- Отличными водоотталкивающими свойствами
- Низким коэффициентом трения
Из недостатков можно упомянуть тот факт, что силиконовые литиевые смазки обладают невысокой несущей способностью.
Эфирные смазки
Основное достоинство литиевых смазок, изготовленных на базе синтетических эфирных масел, является их способность работать при высоких скоростях. Фактор скорости Dnтаких материалов достигает значений 1300000 мм⋅об/мин и выше.
Эфирные литиевые смазки характеризуются следующими преимуществами:
- Устойчивостью к смыванию и водостойкостью
- Хорошими антикоррозионными свойствами
- Долгим сроком эксплуатации
- Обладают шумоподавляющим эффектом
Полиальфаолефиновые смазки
Среди синтетических материалов этой группы наиболее популярными стали полиальфаолефиновые (ПАО) литиевые смазки.
Использование ПАО-масел в качестве базовых обеспечивает литиевым смазкам дополнительные достоинства:- Высокие антикоррозионные свойства
- Более низкие температуры застывания
- Высокую стойкость к окислению и термостабильность
- Невысокая коксуемость и больший индекс вязкости по сравнению с минеральными маслами.
Комплексные смазки
Комплексные литиевые смазки в качестве загустителей используют дополнительные компоненты – мыла литиевых солей азелаиновой, адипиновой, уксусной и других кислот.
Смазки на комплексном литиевом загустителе характеризуются теми же положительными свойствами, что и простые литиевые, но имеют более высокую границу рабочих температур. Они лучше работают при воздействии воды, характеризуются более высокой механической стабильностью, уменьшенным маслоотделением.
В зависимости от дисперсионной среды диапазон рабочих температур может составлять от -50 до +230 °С.
Эти материалы применяются в оборудовании текстильной, станкостроительной, автомобильной и других отраслей промышленности.
Литиевые смазки EFELE
Компания "Эффективный Элемент" производит широкий ассортимент литиевых смазок различных видов. Они не уступают по качеству импортным аналогам, а по некоторым параметрам превосходят их.
Минеральные пластичные смазки EFELE на основе лития или литиевого комплекса представлены следующими материалами: EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213 и EFELE MG-214. Они эффективно работают в диапазоне температур от -40 °С до +160 °С. Эти смазки изготовлены на высококачественных минеральных маслах, поэтому их стоимость ниже, чем у аналогичных полусинтетических или синтетических материалов. Несмотря на это, минеральные смазки EFELE обладают высокими рабочими характеристиками.
EFELE MG-214 – это многоцелевая пластичная смазка, изготовленная на основе литиевого мыла. Диапазон рабочих температур -40...+120 °С. Предназначена для применения в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых передачах и других узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и других механизмов промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения.
EFELE MG-211 – за счет введения в состав материала противозадирных присадок, она получила повышенную несущую способность и может работать даже в аварийных ситуациях, спасая оборудование от заклинивая и остановки. Диапазон ее рабочих температур составляет -30...+120 °С. Она хорошо себя зарекомендовала в узлах трения ходовой части автомобилей и подъемно-транспортных машин, подшипниках электродвигателей и вентиляторов, в направляющих и шариков-винтовых передачах металлообрабатывающего оборудования, в узлах конвейеров, горно-добывающего, цементного, сталелитейного и общепромышленного оборудования.
EFELE MG-212 – в состав этой литиевой многофункциональной смазки помимо противозадирных EP-присадок в качестве твердосмазочного наполнителя введен дисульфид молибдена. Такой состав позволяет смазке работать в условиях повышенных нагрузок даже в запыленных условиях. Диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С. Применяется в узлах трения ходовой части автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, в высоконагруженных подшипниках общепромышленного обоурдования, подшипниках электродвигателей и вентиляторов.
Среди комплексных литиевых смазок можно отметить EFELE MG-213 с противозадирными EP-присадками. Такой состав позволяет ее использовать в условиях повышенных нагрузок и температур до +160 °С. Она обладает хорошей водостойкостью и практически не смывается. Применяется в узлах трения легковых и грузовых автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, а также в высоконагруженных подшипниках общепромышленного, металлургического, деревообрабатывающего оборудования, оборудования по переработке и производству полимеров, подшипниках электродвигателей и вентиляторов и т.д.
Синтетическая полиальфаолефиновая смазка EFELE SG-311 также изготовлена на литиевом загустителе.
Благодаря использованию полиальфаолефинов литиевая смазка EFELE SG-311 получила следующие преимущества:
- Очень низкую минимальную рабочую температуру (-60 °С)
- Способность работать при низких температурах и высоких скоростях
- Высокие антикоррозионные свойства
- Высокие термостабильность и стойкость к окислению
- Малую летучесть и коксуемость по сравнению с минеральными маслами
- Больший индекс вязкости по сравнению с минеральными маслами
- Невысокую стоимость по сравнению с другими синтетическими маслами
- Совместимость с пластмассами и эластомерами.
Она успешно выполняет свои функции в любой климатической зоне и используется для смазывания зубчатых передач в редукторах автомобильных стартеров, подшипников автомобильных генераторов, направляющих, деталей электропривода сидений, люка автомобиля; кнопок и ручек управления автомобиля; реечной передачи рулевого управления; подушек безопасности, защелок, рукояток, шарниров и рычагов дверных ручек, антенн, пластмассовых подвижных соединений автомобилей; шлицевых валов; небольших зубчатых передач, работающих на высоких и умеренных скоростях. Малое изменение вязкости с понижением или повышением температуры позволяют применять EFELE SG-311 для обслуживания узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники, в которых имеются пластиковые детали; пар трения пластик-пластик и пластик-металл в электромеханических устройствах.
Заключение
Использование простых и комплексных литиевых смазок не ограничивается приведенными примерами. В зависимости от предъявляемых требований они позволяют эффективно решать большинство задач при ремонте и обслуживании транспорта и оборудования в любой климатической зоне и в любой отрасли промышленности.efele.ru
ее характеристики и применение в автомобиле
Автомобиль включает в себя десятки узлов, в которых взаимодействуют движущиеся детали, сделанные из металлов или их сплавов. И в каждом таком узле возникают большие силы трения, обусловленные немалыми скоростями вращения и высокими механическими нагрузками.
Для нейтрализации негативных последствий трения необходимо использовать эффективные смазки. Среди всех видов смазочный материалов в автомобиле чаще всего применяют литиевые смазки. О них мы и расскажем в данном материале.
Литиевая смазка: что это такое?
Литиевые смазки – вязкие гелеобразные субстанции, содержащие в своем составе литий. Такие смазки появились в сороковых годах прошлого столетия и в настоящее время представляют собой доработанные почти до идеала многоцелевые антифрикционные смазочные вещества, производимые как в России, так и за её рубежами, путем обогащения простых нефтяных масел литиевым мылом.
По внешнему виду различные виды литиевых смазок могут отличаться как по цвету (от бледно-желтого, до темно коричневого), так и по степени вязкости, что определяет специфику каждой конкретной смазки.
Популярные у современных автомобилистов литиевые смазки находят широкое применение и в других областях:
- радиотехнические приборы;
- авиационное оборудование;
- измерительные механизмы высокой точности;
- машины и механизмы, подлежащие консервации, в том числе тяжелая индустриальная и военная техника;
- робототехника.
- всевозможные узлы, в которых протекают процессы трения, качения, скольжения;
Характеристики литиевых смазок
Литиевые смазки характеризуются следующими эксплуатационными свойствами:
- Термостойкость. Литиевые смазки могут успешно применяться в самых суровых климатических условиях, начиная от морозных северных широт, в которых температура воздуха опускается до минус 60 °С, до горячих цехов, в которых механизмы должны выдерживать температуру более 100 °С.
- Вязкость. Литолы оптимальным способом обволакивают поверхности металлических деталей, защищая их от воздействия неблагоприятных факторов агрессивной среды. Данное свойство литийсодержащие эмульсии сохраняют как при низких, так и при высоких температурах.
- Химическая устойчивость. Специальные присадки позволяют защищать металлические детали от окисления воздухом и водой. В то же время, отдельные виды литолов, могут неблагоприятно повлиять на пластиковые или алюминиевые элементы, что может ограничить область их применения только металлическими (не алюминиевыми) узлами.
- Простота очистки деталей. Большинство литиевых смазок легко смываются обычной водой, что упрощает и удешевляет процедуру очистки деталей.
- Способность к восстановлению. Литиевая смазка может восстанавливать молекулярные связи на поверхности трущихся деталей, что является основным условием восстановления их работоспособности, профилактики разрушения и продления срока службы.
Применение литиевых смазок в автомобиле
Основное назначение автомобильных антифрикционных смазок – не просто снижение трения, а повышение работоспособности автомобиля, продление его жизненного цикла. Срок службы подвижных металлических деталей легко достигается путем своевременного ухода за ними, который заключается в очистке и смазывании. Для нормальной работы автомобиля (особенно в послегарантийный период) необходимо регулярно проверять уровень смазки во всех узлах и своевременно ее заменять при обнаружении недостачи или сгущения.
Тревожными сигналами о необходимости применения смазки являются нехарактерные для нормально работающих механизмов посторонние звуки: скрипы, стуки, жужжание и пр. Кроме того, профилактическая смазка металлических деталей машины рекомендуется не только при ее консервации, но и при длительном хранении без эксплуатации (например, на время отпуска, командировки, вахты и пр.).
При этом литиевые смазки необходимо применять строго по назначению, так как для различных узлов автомобиля требуются различные их составы:
- Для ШРУСов применяются литиевые смазки с добавлением дисульфида молибдена. Такие смазки хорошо предохраняют механизмы, в которых имеют место высокие скорости вращения, как от механических воздействий, так и от кратковременного нагревания до 130 – 150°С.
- Для смазки тросов, резьбовых соединений, цепей и других трущихся деталей успешно применяется литиевая смазка с добавлением тефлона. Этот вид смазочных материалов имеет особо высокую устойчивость к внешним агрессивным факторам (перепады температур, влажность, загрязненность и запыленность), что способствует надежной защите открытых деталей от коррозии и окисления.
- Для защиты труднодоступных узлов автомобиля, работающих под высоким механическим давлением, применяют комплексные смазки с содержанием кондиционера металла. Такие смазки могут длительно выполнять свои функции, без необходимости их периодической замены.
- Для всех остальных узлов и деталей машин могут применяться универсальные литиевые смазки, имеющие сбалансированные универсальные качества (эффект отталкивания воды, хорошую липкость, широкий температурный диапазон, устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям).
Похожие статьи
avtonov.com
5 лучших смазок для подшипников — Рейтинг (Топ 5)
Ни скрипа, ни скрежета
Автор: Степан Кагнер
К счастью, времена, когда из доступных вариантов пластичных смазок был в лучшем случае литол, давно прошли. Но и у изобилия есть обратная сторона: всегда хочется выбрать лучшее, а разобраться в множестве наименований не так просто. Что ж, попробуем рассортировать тюбики, которые можно встретить на прилавках магазинов, и выбрать лучшие смазки для подшипников.
Для удобства введем две категории, наиболее востребованные в практике:
- Смазки общего назначения (классический пример – тот же литол) – это отличный выбор для малонагруженных сопряжений, работающих в узком температурном диапазоне. Простейший пример – втулки велосипедов: и обороты, и нагрузки здесь невелики, при низких температурах техника не используется, перегреву втулки также не подвергаются.
- Смазки для высоконагруженных соединений обычно имеют меньшую кинематическую вязкость, позволяющую им лучше проникать в пары трения. Также увеличивается содержание антифрикционных присадок, их качество. Такую смазку уже можно набивать в конические колесные подшипники автомобилей, применять ее при обслуживании колесных подшипников на кроссовых мотоциклах (там не спасают даже уплотнения – после пары моек под давлением в подшипнике стоит заменить смазку, если хочется рассчитывать на ресурс).
Лучшие смазки общего назначения
ГАЗПРОМНЕФТЬ EP 2 175 «Дешево и сердито» - это лучшее определение для литиевой смазки от «Газпрома». По своей сути это всем нам знакомый Литол-24, но с модифицированным пакетом присадок и более стабильной вязкостью. Отсюда и расширенный рабочий диапазон – в сравнении с литолом, работоспособным до 120 градусов нагрева, смазка «Газпромнефть» может выдержать все 130 (немного, но именно этих 10 градусов может не хватить). Кроме того, удалось улучшить и стойкость к воде – напомним, родоначальник отечественных литиевых смазок в влажной среде проявлял агрессивность к алюминиевым сплавам. С учетом доступной цены (указана для тюбика 0,35 г) EP 2 достойна занять свое место в мастерской — и место в рейтинге лучших смазок для подшипников (качения и др). Основные плюсы:
Минусы:
|
9.5 / 10 Рейтинг Отзывы Когда смазка стоит недорого – иногда проще ее чаще менять. Так что у меня газпромовская смазка всегда лежит в верстаке. |
В ногу со временем производители смазок начинают беспокоиться об экологии. Приставка «Bio» в названии указывает нам на то, что перед нами смазка на биоразлагаемой основе. Производитель предназначает ее в первую очередь для велосипедов, но Вы с успехом сможете применять Bio Grease и в любом другом малонагруженном узле. Умеренно густой состав прекрасно проникает в пары трения и стоек к воздействию воды, чем не могут похвастаться многие смазки на основе дисульфида молибдена. Расфасовка в пластиковом тюбике наиболее удобна для применения, остаток в опустошенной таре минимален. После работы смазка легко смывается с рук чистящим средством, а вот с мылом придется потрудиться: кстати, это неплохой тест на стойкость. Конечно, за качество приходится платить: цена у смазки Muc-Off далеко не бюджетная. Основные плюсы:
|
9.3 / 10 Рейтинг Отзывы Пользуюсь давно, и могу отметить, что по сравнению с другими смазками для подшипников, которые я использовал раньше, она работает ощутимо лучше. |
Лучшие смазки для высоконагруженных соединений
На этот раз немецкий концерн изменил своим традициям – труднопроизносимого названия на немецком языке на упаковке нет. Очевидно, «радлагерхохтемпературфетт» даже им показалось излишним, и высокотемпературная смазка для колесных подшипников от Liqui Moly называется просто – LM50. Минимальная фасовка – 0,4 кг, но для автохозяйств и прочих крупных потребителей есть и упаковка до 25 кг. LM50 гарантированно сохраняет смазочные и противозадирные свойства в диапазоне температур от -30 до 160 градусов. Помимо колесных подшипников, она может прекрасно работать в карданных крестовинах и других герметизированных игольчатых подшипниках, подшипниках скольжения. Смазка не только отлично удерживается в парах трения, но и стойка к вымыванию. С учетом вполне доступной цены (указана для тары 0,4 кг), ее можно смело назвать лучшей смазкой для подшипников (ступицы и др.). Основные плюсы:
Минусы
|
9.7 / 10 Рейтинг Отзывы За все время работы нашего сервиса смазки Liqui Moly всегда подтверждали свое качество. |
Специальная смазка, выпускаемая одним из ведущих мировых производителей подшипников, не могла не заслужить достойное место в рейтинге. Основа LGWA 2 – это минеральное масло, загущенное с литиевыми добавками. Однако же это далеко не литол: по своей предельной температуростойкости оно становится лидером рейтинга лучших смазок для подшипников (пиковая рабочая температура – 220 градусов), хотя для длительной работы в условиях высоких температур стоит предпочесть Liqui Moly. Немаловажный момент – превосходная влагостойкость смазки, одна из лучших в своем классе. Выбрать LGWA 2 для работы в сложных условиях, при высоких нагрузках будет правильным решением. Недостаток отметим только один – если остальные смазки, попавшие в рейтинг, можно легко найти в любом автомагазине, то SKF придется поискать. С учетом цены (указана за 400 г) придется дать смазке LGWA 2 второе место. Основные плюсы:
Минусы:
|
9.6 / 10 Рейтинг Отзывы Качество SKF – это то, чему можно доверять. Особенно смазке, которая закладывается в их подшипники на самом заводе. |
Многофункциональная смазка Motul по своему рабочему диапазону температур является чем-то средним между SKF и Liqui Moly. Цена же у французской смазки по сути наивысшая – указанная дана для тюбика 200 граммов, так что она превзошла и LGWA 2, хотя и немного. В какой-то степени это оправдано применением полусинтетической основы вместо минеральной, за антифрикционные свойства также отвечает литиевый комплекс. По антикоррозийным свойствам смазка Tech Grease является одним из лидеров своего класса, что в сочетании с отличной влагостойкостью становится хорошей рекомендацией для работы в сложных условиях. Но вот противозадирные свойства здесь хуже, чем у Liqui Moly, а с учетом того, что мы рассматриваем смазки в этой категории именно как рассчитанные на высокие нагрузки, по совокупности всех характеристик Tech Grease получает третье место. Основные плюсы:
Минусы:
|
9.4 / 10 Рейтинг Отзывы Так уж получилось, что в работе я использую почти всю линейку Motul. И пластичные смазки у них отличные. |
Минутка матчасти
Об основах смазок мы уже упоминали вскользь, но неплохо бы в завершение разъяснить их различия.
- Литиевые смазки – наиболее широко представленные на современном рынке. Это неудивительно – они имеют хорошую адгезию к поверхностям, ярко выраженные противозадирные и антифрикционные свойства. Вводя дополнительный пакет присадок или используя сложную основу, можно добиться и широкого температурного диапазона эксплуатации.
- Смазки с добавкой дисульфида молибдена (например, большинство смазок для ШРУСов) могут работать при значительно больших нагрузках, но они быстро теряют свойства при попадании воды. Недаром при разрушении наружного пыльника автомобильные «гранаты» изнашиваются буквально на глазах.
- Силиконовые смазки имеют превосходные проникающие свойства, отталкивают воду, но при высоких нагрузках их работать еще «не научили».
- Графитные (если быть точнее – графитно-кальциевые) смазки главным своим отличием имеют частичное сохранение свойств даже при высыхании основы: начинают работать мелкодисперсные чешуйки графита. Но для высоких нагрузок и оборотов графитную смазку использовать нельзя.
Обновлено: 21.10.2017
www.expertcen.ru
Пластичные смазки для подшипников | Автокомпоненты. Бизнес. Технологии. Сервис
На современных автомобилях число точек смазки усилиями конструкторов сокращено до минимума. Но все равно без смазок никак не обойтись при ремонте.
Пластичная смазка состоит из масла, различных присадок, наполнителей, красителя и загустителя, то есть вязкого вещества, подобно губке, удерживающего в себе молекулы масла. В качестве загустителя чаще всего используются мыла, так называются металлические соли жирных кислот – мягкие полужидкие массы.
По названию металла, образовавшего соль, именуется и смазка: литиевая, натриевая, кальциевая, бариевая. Мыло определяет, прежде всего, водостойкость и термостойкость смазки. Литиевые, кальциевые и бариевые смазки – водостойкие, а натриевые не очень, но зато выдерживают более высокую температуру, не становясь жидкими и не вытекая из узлов. Загустителями современных смазок часто служат и различные вязкие полимеры. Масло в составе смазки может быть минеральным или синтетическим (силиконовым, например).
Смазки бывают универсальными и специальными. Универсальные или многоцелевые смазки (multipurpose), как следует из названия, пригодны для применения везде, где от них не требуется каких-то особых качеств. Специальные смазки применяются там, где приходится работать при особо высокой или низкой температуре, в агрессивных средах, при повышенных нагрузках и скоростях скольжения, в течение долгого времени без замены. Существуют специальные смазки, проводящие электрический ток, не боящиеся морской воды и радиации, нерастворимые в топливе или предназначенные только для защиты от коррозии. Особые свойства обеспечиваются составом смазок, так, высокотемпературные смазки, допускающие нагрев свыше 150°C, содержат только синтетические масла. Смазки для тяжелых нагрузок содержат наполнители: дисульфид молибдена (MoS2), графит, тонкодисперсные порошки мягких металлов (цинк, медь, свинец), фторопласт (тефлон), вязкие полимеры.
Современные универсальные смазки по своим свойствам не уступают многим специальным и вполне могут применяться вместо них. Вот основные марки универсальных автомобильных смазок российского производства*, их свойства и область применения:
Литол-24. Основная и самая распространенная в отечественной автомобильной практике универсальная смазка. Состоит из индустриального минерального масла, загущенного литиевым мылом. Темно-желтая или вишневого цвета мазь, очень водостойкая, выдерживает нагрев до 120°C, может долго работать без замены. Применяется в подшипниках колес и всех прочих узлах трения, но кроме шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).
Лита, Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2У, Униол, Северол, Зимол. Все эти смазки подобны по составу, свойствам и области применения Литолу-24. Северол и Зимол, как следует из названий, более морозостойки, то есть не сильно густеют на морозе. Фиол-2У содержит дисульфид молибдена, она черного цвета и применяется в игольчатых подшипниках карданных шарниров.
ШРУС-4. Смазка, специально предназначенная для шариковых шарниров равных угловых скоростей, где велики удельные нагрузки со скольжением и вероятность задира поверхностей. Состоит из литиевого мыла с минеральным маслом, противозадирные свойства обеспечивает дисульфид молибдена, которого в смазке много – 10% по массе. Он же придает смазке радикально черный цвет. Имеет большое число зарубежных аналогов, также предназначенных прежде всего для ШРУС. Термостойкость – до 120°C. Может применяться в подшипниках качения, для смазки резьбы, шлицев сцепления, червячных, цепных и зубчатых передач, винтов домкратов.
ШРБ-4. Бариевая смазка, созданная специально для шаровых шарниров подвески и шарниров рулевых тяг, работающих в окружении воды, грязи и дорожных реагентов. Вязкая, очень липкая, волокнистая масса желтого цвета, при разлипании тянется между пальцами длинными нитями. Исключительно водостойка, держит нагрев до 130°C, хорошо удерживается на деталях, защищает от коррозии, инертна к резине. Правда, у сегодняшних автомобилей все шарниры, как правило, неразборные и смазывать их не надо. Остаются: подшипники, колесные болты, оси педалей, выводы аккумуляторной батареи.
№158 («Номер 158»). Литиево-калиевая смазка на основе вязкого авиационного масла МС-20. Закладывается в игольчатые подшипники карданных шарниров на заводе на весь срок их службы. Мягкая мазь, содержит канифоль и эффективную антиокислительную присадку – фталоцианин меди, благодаря которой имеет ярко-синий цвет и ядовита. Будьте осторожны! Применять «сто пятьдесят восьмую» лучше в герметично закрытых узлах: подшипниках электромоторов (стартера), редукторах стеклоочистителей, разумеется, в тех же карданных шарнирах. Рабочая температура – до 100°C.
Графитная смазка УСсА. Состоит из солидола – кальциевого мыла с минеральным маслом и молотого графита. Блестящая, черная, рыхлая масса. Предназначена для грубых механизмов, работающих на открытом воздухе: рессор, цепных передач мотоциклов прежних лет выпуска, винтов домкратов, лебедок, колесных болтов, сцепных устройств. Стоит недорого, водостойка, долго сохраняется на деталях. Не годится для подшипников качения, горячих узлов и точных механизмов, поскольку частицы графита в ней довольно крупные и подшипнику придется их перемалывать, а солидол-основа плавится и распадается уже при 70°C.
МС-1000, МС-Вымпел. Металлоплакирующие универсальные литиевые смазки. По виду тёмно-серая плотная паста с металлическим блеском. Содержат дисульфид молибдена, микропорошки цинка и других металлов, благодаря чему обладают высокими антизадирными и противоизносными свойствами. Создают металлоплакирующий эффект, то есть образование на трущихся поверхностях тонкой металлической (цинковой или иной) пленки, выглаживающей микронеровности и обеспечивающей низкие потери на трение и минимальный износ. Очень водостойки. Выдерживают температуру до 150°C. Подходят для всех узлов, особенно с высокими нагрузками, в том числе ШРУС.
ЦИАТИМ-201. Авиационная (давно не существующий Центральный институт авиационных топлив и масел) литиевая смазка на основе вазелинового приборного масла. Создана, прежде всего, для работы в авиационных узлах при низкой температуре за бортом. Но давно и широко применяется не только в авиации, но и в промышленности и на автотранспорте. Желтая мягкая мазь. Водостойкая, температурный диапазон – от –60 до +90°C. Неприменима для высоконагруженных узлов, подшипников колес, ходовых резьб и т.п., поскольку масло слишком «легкое».
Смазки типа ЯНЗ-2 и 1-13, как и различные кальциевые смазки – солидолы, считаются устаревшими, упоминание о них можно встретить в инструкциях к старым машинам, и в продаже их также еще можно найти, но в узлах современных автомобилей применять их не рекомендуется. Все они могут быть заменены более совершенными Литолом, Фиолами, МС-1000.
Разумеется, у этих смазок не счесть аналогов иностранного производства. Большинство «магазинных» смазок относится к универсальным. Но при их покупке обращайте внимание на указанную на упаковке область применения или хотя бы на допустимую рабочую температуру.
Смазки выпускаются в банках, тюбиках и специальных круглых картонных тубах, рассчитанных на шприц-нагнетатель.
Срок хранения смазок составляет около пяти-семи лет, в том числе в нераспечатанной емкости. Это не означает, что ровно по окончании срока смазку следует выбросить, все-таки смазка – это не ветчина! Просто свойства постепенно ухудшаются, и закладывать ее после истечения этого срока, скажем, в ответственные узлы нецелесообразно. Признаками старения смазки можно считать ее расслоение на масло и загуститель, а также трещины на поверхности смазки в банке, похожие на трещины на дне пересохшего озера.
Смазки не следует смешивать. При обслуживании узлов трения необходимо обеспечить чистоту и исключить попадание грязи в узел и в банку со смазкой. В частности, накладывать смазку в узел следует специальной чистой лопаточкой или отверткой, но не той, которой только что отворачивали грязные винты. И уж никак не пальцем руки, наверняка измазанной грязью от разборки узла. Внимание! Не заполняйте смазкой весь объем подшипника, достаточно трети или половины. Излишек все равно вытечет, особенно если подшипник высокооборотный.
Сегодня выпускаются и пластичные смазки в аэрозольных баллонах. Пользоваться ими очень просто: жидкая смазка вылетает из баллона под давлением, быстро проникая в самые узкие места между деталями. Через некоторое время растворитель из смазки испаряется, и она становится по-настоящему пластичной. Удобно, поскольку не надо разбирать соединение.
Специальные смазки
Силиконовая смазка. Белая масса, приготовленная на силиконовом (кремнийорганическом) масле, обычно с синтетическим загустителем. Главное преимущество – смазка не вызывает растворения или разбухания обычной, немаслостойкой резины, инертна к пластмассам и прочим синтетическим материалам, менее вредна для кожи рук, чем препараты на минеральных маслах. Непригодна для тяжелонагруженных подшипников колес и подобных.
Технический вазелин. Мягкая полупрозрачная мазь, белая или с желтоватым оттенком. Дешевая и очень легкоплавкая (+45°C), поэтому применяется только как консервационная, для защиты выводов аккумуляторной батареи, да и там может быть заменена любой «настоящей» смазкой. Для любых подшипников непригодна, поскольку наверняка расплавится и вытечет!
Медная смазка. Смесь синтетического или минерального масла с тонкой медной пудрой в виде чешуек. Цвет – соответствующий: яркая розово-золотистая медь. Применяется для резьб, втулок и соединений, работающих при высоких температурах и давлениях, небольших перемещениях и там, где вероятна коррозия. Частицы меди при трении деталей втираются в их поверхности, выглаживая их, увеличивая площадь контакта и уменьшая трение. Обеспечивает защиту от пригорания, «прихватов», задиров, увеличивает токо- и теплопроводность. Может быть использована для крепежных и шлицевых соединений, стыков системы выпуска, резьбы свечей зажигания, колесных болтов, тросов, рессор, клемм аккумулятора, деталей подвески и тормозов. Но в подшипниках качения эту смазку лучше не применять, так как чешуйки меди в ней довольно крупные.
Пушечная смазка ПВК, иногда называемая пушечным салом. Коричневая или темно-желтая вязкая мазь, предназначенная для долговременного противостояния коррозии при хранении. Применяется для защиты армейской техники, стоящей под открытым небом, откуда и появилось это грозное название. Содержит петролатум (похожее на очень вязкое повидло вещество) и ингибиторы коррозии. Для смазки узлов трения, и подшипников в том числе, смазка ПВК совсем непригодна!
a-kt.ru
характеристики и применение на автомобиле
Для правильной работы всех узлов и деталей автомобиля их необходимо своевременно смазывать. Это позволяет не только минимизировать риск поломки деталей, но и значительно снизить их износ. Ошибкой будет считать, что смазка, которую использовали на заводе при производстве автомобиля, прослужит бесконечно долго. Постоянно следует контролировать наличие достаточного количества смазки на трущихся элементах двигателя и других агрегатов автомобиля.
Оглавление: 1. Зачем нужна литиевая смазка 2. Состав литиевых смазок 3. Технические характеристики литиевых смазок 4. Применение литиевых смазок на автомобилеОбратите внимание: Водители со стажем и автомеханики рекомендуют проверять наличие достаточного количества смазки на ключевых агрегатах автомобиля каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Литиевая смазка может считаться универсальной. Она используется практически повсеместно на автомобиле, благодаря своим свойствам, про которые и пойдет речь в рамках данной статьи.
Зачем нужна литиевая смазка
Как и у любого другого смазочного комплекса, у литиевой смазки главная задача – это снижение силы трения деталей друг о друга в процессе работы. Таким образом, данный тип смазки значительно снижает износ механизмов автомобиля, а также позволяет избежать возникновения в процессе работы деталей посторонних шумов – стуков, тресков, щелчков и так далее. Во многом, «тихая» работа элементов автомобиля говорит о его исправности.
Также может использоваться литиевая смазка и для других целей, например, при консервации механизмов. Литиевая смазка не сильно высыхает при взаимодействии с воздухом, соответственно, ею рекомендуется смазывать механические узлы, например, при постановке автомобиля на длительное хранение.
Интересный факт: Литиевые смазки в данный момент занимают около 70% от всех смазок на автомобильном рынке. В отличие от других типов смазок, они имеют долгий срок службы, тем самым позволяя водителям реже смазывать детали для их грамотной службы.
Состав литиевых смазок
Создается литиевая смазка на основе углеводородов, загущение которых происходит с использованием литиевого мыла и жирных кислот. Подобное сочетание позволяет создать пластичный состав, но при этом стойкий.
Обратите внимание: В автомобильной среде литиевые смазки часто называют «мыльными».
Технические характеристики литиевых смазок
Литиевые смазки эффективно проявляют себя при работе внутри различных механизмов, особенно где имеет место быть повышенная температура. Свойства литиевых смазок позволяют им выдерживать температуру от -30 до 128 градусов по Цельсию, а при наличии определенных добавок жаростойкость таких смазок повышается и до 260-300 градусов по Цельсию.
Обратите внимание: Некоторые литиевые смазки могут иметь свойства, отличающиеся от приведенных выше. Например, известная смазка ЦИАТИМ 201 выдерживает температуру не выше 90 градусов по Цельсию, но, при этом, она способна не терять свойства при отрицательных температурах, вплоть до -60 градусов по Цельсию.
Помимо жаропрочности, нужно отметить и еще одну важную характеристику литиевых смазок – устойчивость к вымыванию водой. Образуемая пленка с трудом смывается с механизмов, соответственно, при незначительном попадании воды на нее, она не теряет свои свойства.
Важно: Благодаря добавлению в литиевые смазки графита, образуемая пленка получает возможность восстанавливаться.
Устойчива литиевая смазка, в том числе, и к механическим воздействиям.
Применение литиевых смазок на автомобиле
В автомобиле литиевые смазки можно использовать практически на всех узлах. Чаще всего они встречаются:
- В подвеске. Подобные смазки применяют для шаровой опоры, при этом важно использовать в подобном сценарии вариант смазки с примесями графита, который имеет способность самостоятельного восстановления;
- В рулевом механизме. В частности, литиевая смазка забивается внутрь пыльников рулевых наконечников;
- При креплении различных элементов. Все резьбовые соединения принято смазывать литиевой смазкой, чтобы они не ржавели, не разрушались и не «прикипали»;
- В подшипниках. В автомобиле подшипники имеются повсеместно, для их безотказной работы используется литиевая смазка. Но важно заметить, что для подшипников нужно выбирать смазку, в состав которой не входят графитовые компоненты;
- В различных соединениях. Это необходимо, чтобы снизить коррозию.
Важно заметить, что в магазинах можно встретить сотни вариантов литиевых смазок. Чтобы выбрать правильный вариант, подходящий конкретно для ваших целей, ознакомьтесь с инструкцией от производителя на упаковке.
Загрузка...okeydrive.ru
Смазки для подшипников Molykote и EFELE
Качество и долговечность работы подшипника напрямую зависит от выбранного смазочного материала.
Выбор смазки для подшипника качения является непростой задачей, при решении которой необходимо учитывать множество исходных параметров, описывающих условия эксплуатации узла трения.
Смазка подшипников материалами, свойства которых не в полной мере отвечают условиям их эксплуатации, приводит к резкому сокращению срока службы этих узлов.
Тепмература окружающей среды, нагрузка, скорость вращения, конструкционные материалы, рабочая среда, агрессивное воздействие внешней среды (пыль, влага, радиация и т.д.) - только полное соответствие смазки всем этим параметрам способно обеспечить его длительную бесперебойную работу.
Для подшипников, работающих при температуре не выше +120 °C, рекомендуются литиевые смазки (класса 2 по NLGI), для игольчатых подшипников - класса 1 по NLGI.
Если подшипник работает при более высоких температурах, то необходимы специальные смазочные материалы, загущенные комплексными мылами.
Примеры смазок для различных видов подшипников
- К смазке для высокоточных подшипников небольших размеров (видео- и аудиоаппаратура, бытовая техника, пищевое оборудование) предъявляются строгие требования и от них ожидаются высокие рабочие показатели. Для этих подшипников рекомендуется использовать синтетические смазки Molykote G-4500 и EFELE SG-311. Эти многофункциональные консистентные смазки разработаны на основе полиальфаолефина (ПАО) и имеет допуск для работы с пищевыми продуктами (класс 2 по NLGI).
- Подшипники, которые работают под воздействием влаги, необходимо обрабатывать смазками, в состав которых входят загущенные кальциевые мыла. Для высоких нагрузок необходима смазка, имеющая необходимую вязкость и устойчивая к воздействию влаги. К таким продуктам относятся Molykote G-0102, EFELE MG-221, EFELE SG-321, EFELE SG-301.
- Для подшипников, работающих в открытых и запыленных условиях, отлично подойдет сухое антифрикционное покрытие Molykote D-321R, которое отверждается при взаимодействии с воздухом и отлично работает при высоких температурах. Для подшипников скольжения лучше всего применять сухое антифрикционное покрытие EFELE AF-511.
- Подшипники, изготовленные из пластмассы, требуют более бережного ухода, поэтому для них рекомендуются специальные смазки: синтетическая смазочная паста Molykote E Paste (тяжелые условия эксплуатации, высокие нагрузки), силиконовая смазка Molykote PG-21 (широкий диапазон рабочих температур), силиконовая консистентная смазка Molykote PG-54 (для малых и средних скоростей), синтетическая консистентная смазка Molykote G-2001 (для высоких скоростей). Среди продукции EFELE можно выделить EFELE SG-321 и EFELE SG-311 (для низких температур) и EFELE SG-391 с пищевым допуском.
- Подшипники, работающие в агрессивной среде, следует обрабатывать смазками, устойчивыми к воздействию растворителей и химикатов. Здесь подойдут Molykote HP-870 и Molykote HP-300, устойчивые ко всем видам растворителей, а также фторсиликоновые консистентные смазки Molykote 1292 и Molykote 3451 и EFELE SG-394 на основе перфторполиэфира и политетрафторэтилена.
EFELE SG-321 и EFELE MG-221 являются новинками среди линейки продукции торговой марки EFELE. Они представляют собой универсальные пластичные смазки, выдерживающие широкий температурный диапазон. Смазки подходят для подшипников, подверженных очень высоким нагрузкам. Материалы устойчивы к смыванию, защищают от коррозии и преждевременного износа. EFELE SG-321 - морозостойкая смазка, может применяться при температурах от -55 °C, а EFELE MG-221 хорошо работает во влажной среде.
Более подробно о подборе смазочных материалов для подшипников при их различных режимах эксплуатации изложено в следующих статьях:
atf.ru
Смазки на основе загустителей из литиевого мыла и литиевого комплекса составляют по статистике около 70% смазок продаваемых во всем мире. Возникает два вопроса - почему они так популярны и все ли они одинаковы между собой. Смазки на основе этих загустителей имеют несколько важных отличительных особенностей, которые делают их универсальными для различных областей. Во-первых, они рассчитаны на длительные периоды эксплуатации. Во-вторых, они демонстрируют хорошую работоспособность в условиях высоких температур. В третьих, эти смазки имеют приемлемые показатели по стойкости к вымыванию и сопротивлению коррозии. Последние два показателя могут быть улучшены за счет дополнительных пакетов присадок. Смазки на основе литиевого мыла могут иметь температуру каплепадения до +195°С, а смазки на основе литиевого комплекса могут обладать температурой каплепадения до +280°С. Компания Lubri-Loy выпускает современный продукт с загустителем на основе литиевого комплекса - Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex NLGI2. Данная смазка имеет температуру каплепадения более + 260°С (500°F). Кратковременно смазка может выдерживать температурные нагрузки до +230°С, что выделяет ее среди конкурентов. Низкотемпературные свойства смазки в большой степени зависят от свойств базового масла, чем от загустителя. В смазке Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex NLGI2 используется высококачественное базовое масло позволяющее использовать смазку вплоть до -40°С. Смазки на основе литиевого комплекса превосходят смазки на основе простого литиевого мыла по механической стабильности, сопротивлению к вымываемости водой и коллоидной стабильности (сопротивление по выделению базового масла из смазки). В связи с тем, что смазки на основе литиевого мыла и литиевого комплекса не имеют хороших врожденных качеств по сопротивлению к вымыванию водой, то важным моментом становится наличие в них хорошего дополнительного пакета присадок. Влажная среда и присутствие воды является важным фактором при выборе пластичной смазки. Например, ступичные подшипники автомобилей работают в присутствии воды и когда вода попадает в рабочий узел, то это может вызывать разжижение или отвердевание смазки. Кроме того это влияет на способность смазки удерживаться в рабочей области контакта и обеспечивать качественную смазывающую пленку. Естественно, что наличие воды также вызывает образование коррозии. Для определения способности смазки сопротивляться к вымываемости водой разработан тест ASTM D1264. В течении одного часа подшипник с испытуемой смазкой вращается со скоростью 600 об/мин, при этом он поливается струей воды со скоростью 5 мл в секунду. Вода нагрета до температуры 38°C или 79°C. В конце теста оценивается количество вымытой смазки. Консистентная смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex в этом тесте демонстрирует хороший результат потери веса — 4,5%. Свойство смазки предотвращать коррозию оцениваются тестом ASTM D1743. Во время теста подшипник со смазкой погружают в воду на 1 минуту и затем держат в условиях высокой влажности при температуре 52°C в течении 48 часов. В конце теста оценивается появление коррозии (см. Рис.1). Смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex успешно выдерживает этот тест. Следующий важный тест для смазок ступичных подшипников — это ASTM D4290. Тест оценивает склонность смазки к вытеканию из подшипника. ASTM D4290 проводится в течении 20 часов, при температуре +160°C, тяговой нагрузке 111 Н и скорости вращения подшипника 1000 об/мин. В результате теста оценивает количество масла и смазки, вытекшей из испытуемого подшипника, а также состояние самого подшипника. Пластичная смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex теряет всего 6 гр. во время прохождения этого теста. Рис.1Если смазка во время хранения выделяет слишком много масла, то она может стать непригодной для использования или иметь характеристики, отличающиеся от заявленных. Тест ASTM D 1742 оценивает выделение смазки в период хранения. Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex в результате прохождения теста ASTM D 1742 теряет всего 2,5% масла. Для оценки противозадирных свойств смазки используется тест ASTM D2509. Схема установки для проведения теста представлена на рисунке Рис.2. Для проведения теста образец 2 прижимается системой рычагов к вращающемуся валу. В тесте оценивается вес в фунтах (lb), при котором происходит сильный износ образца или заклинивание вала. Смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex выдерживает до 50 фунтов. Альтернативным тестом для определения противозадирных и ЕР свойств смазки является - ASTM D2596. Схема проведения теста приведена на рисунке Рис.3. Во время теста верхний шарик вращается со скоростью 1770 об/мин вокруг трех неподвижных стальных шариков (диаметр 12,7 мм), помещенных в чашу с испытуемой смазкой. Нагрузка постепенно увеличивается, до тех пор пока не произойдет сваривание четырех шариков. Результат записывается в килограмм-силах (или Ньютонах) и округляется в меньшую сторону до следующих цифр: 80, 100, 126, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 620, 800. Эта цифра демонтирует возможность смазки выдерживать (ЕР) нагрузки. Важно отметить, что есть несколько вариаций этого теста и при сравнении результатов важно сравнивать только цифры одинаковых тестов. Вторым важным параметром вычисляемым в результате теста ASTM D2596 является индекс соотношения нагрузки и износа (load wear index или LWI). Он вычисляется в зависимости от пятна задира к различным нагрузкам. Этот показатель демонстрирует противоизностные свойства смазки. Смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex имеет показатель в этом тесте 45 килограмм-сил.Соотношение ЕР свойств смазки с противозадирными свойствами (AW) очень важно, потому что ЕР присадки, содержащиеся в смазке, повышая способность выдерживать давления также увеличивают пятно износа. Тест ASTM D2266 позволяет оценить противоизностные свойства смазки для пар трения скольжения металл-металл. Он проводится на машине аналогичной для проведения теста ASTM D2596, но немного при других условиях. В конце теста измеряется износ на трехстатичных шарах. В этом тесте Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex показывает размер износа — 0,55мм. Есть нескольковариантов проведение этого теста, например, DIN 51350-T4 и DIN 51350-T5 Кроме различного рода тестов, позволяющих выбрать правильную смазку, существует классификация национального института пластичных смазок (National Lubricating Grease Institute или сокращенно NLGI) для автомобильных смазок в зависимости от условий эксплуатации.
Смазка на основе литиевого комплекса синего цвета: Смазка на основе литиевого комплекса для нагруженных подшипников: |
www.unom.ru