Обзор мотоцикла Урал М-72. Мотоцикл урал м 72 технические характеристики
Габаритные размеры, мм | |
длина | 2400 |
ширина | 1600 |
высота | 980 |
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм | --- |
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм | 130 |
Колея, мм | --- |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Масса, кг | 340-350 |
Максимальная нагрузка, кг | 300 |
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л | 7 |
Двигатель | |
Тип | Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением |
Рабочий объем, см3 | 746 |
Диаметр цилиндра, мм | 78 |
Ход поршня, мм | 78 |
Степень сжатия | 5,5 |
Максимальная мощность, л.с. | 22 |
Максимальная мощность, кВт | --- |
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. | 4450-4800 |
Максимальный крутящий момент. Нм | --- |
Карбюратор | К-37 |
Воздухоочиститель | Масляный с инерционной и контактной очисткой |
Трансмиссия | |
Сцепление | Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон |
Карданная передача | Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках |
Главная передача | Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62 |
Коробка передач | Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,3;1,7;1,3 соответственно |
Электрооборудование | |
Система зажигания | Батарейная |
Напряжение, В | 6 |
Аккумуляторная батарея | --- |
Генератор | Г-11А |
Реле-регулятор | РР-31А |
Прерыватель-распределитель | --- |
Катушка зажигания | --- |
Ходовая часть | |
Рама | Трубчатая двойная сварная |
Подвеска переднего колеса | Рычажная с гидравлическим амортизатором |
Подвеска заднего колеса | свечная, пружинная |
Ход переднего колеса, мм | --- |
Ход заднего колеса, мм | --- |
Размер шин, дюйм | 3,75-19 |
Тормоза | Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе |
Заправочные объемы | |
Топливный бак, л | 22 |
Картер двигателя, л | 2 |
Картер коробки передач, л | 0,8 |
Картер главной передачи, л | 0.175 |
Воздухоочиститель, л | 0.2 |
moto032.blogspot.com
Мотоцикл Урал М-72 - обзор мотоцикла, характеристики
Сегодня хочется рассказать вам об одном очень редком мотоцикле, который внес свою лепту в приближение великого Дня Победы, — мотоцикле Урал М-72. Решение о его производстве было принято ещё в начале 1940 года. Сборкой занимался Московский мотоциклетный завод, двигатель изготавливали на заводе ЗИС, коробку передач на заводе КИМ, задний мост и коляску на заводе ГАЗ, электрику на предприятиях Киржача и Владимира.
Первые серийные образцы появились весной 1941 года. Предполагалось такие мотоциклы делать в Харькове и Ленинграде, но планы спутала война. Спешным порядком оборудование для производства мотоцикла Урал М-72 летом 41-го было эвакуировано со всех заводов в уральский город Ирбит. Там станки устанавливались прямо под открытым небом и вытачивали на них детали, не дожидаясь возведения цехов.
Те мотоциклы, которые сохранились до сегодняшнего дня можно смело назвать ветеранами войны, т.к. с большой долей вероятности они воевали на различных фронтах. В целях маскировки их окрашивали в темно зеленый и черный цвет матового оттенка.
Наружная поверхность головок цилиндра двигателя гладкая, вся оплетка тросиков и проводков тряпичная, тормозные барабаны цилиндрические. Передняя вилка в меру жесткая, гнутые крылья окружают колеса с трех сторон, задний фонарик имеет маленькое стеклышко.
Неотъемлемой принадлежностью мотоцикла Урал М-72 была коляска, которая немного отличается от более поздних. Через крыло проходят гнутые дуги, снаружи люльки установлены контейнеры для боеприпасов. На турели подвижно закреплен танковый пулемет ДТ калибра 7,62 мм образца 1929 года скорострельностью 600 выстрелов в минуту с прицельной дальностью 800 метров. Представляете, какой серьёзной угрозой для врага была подобная мобильная огневая точка?
Двигатель мотоцикла Урал М-72 запускается очень просто. Надо открыть краник, на карбюраторе нажать подсос, пока не потечет бензин, обогатить топливную смесь, повернув рычажок на руле, и качнуть вниз кик-стартер. Мотор легко заводится и после небольшого прогрева переходит на холостые обороты. У мотоцикла великолепная тяга, он уверенно идет по любому бездорожью и без усилий преодолевает крутые подъемы.
А каково быть пулеметчиком? Чтобы попасть в коляску надо отстегнуть защитный тент; он удобен в непогоду — им можно укрыться от дождя и снега. Под люлькой есть рессоры, создающие минимальный комфорт на дорожных неровностях. К тому же во время стрельбы на ходу они сглаживали тряску, давая стрелку возможность, как следует прицелиться.
Находясь рядом с мотоциклом Урал М-72, возникает ощущение гордости за Великий русский народ, сумевший с помощью простой, но исключительно надежной техники, отстоять свое отечество в трудные для него времена.
Каким бы родным и привычным ни был старенький мотоцикл, но наступает момент, когда от него приходится избавляться. Сделать это с пользой можно лишь в том случае, если обратиться в компанию, осуществляющую выкуп мотоциклов отечественных и иностранных моделей. Польза от такого сотрудничества состоит ещё и в том, что, обратившись в компанию по выкупу, владелец экономит время на поиски выгодного покупателя мотоцикла.
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
drivee.ru
Mотоцикл м 72 - Мотодело
Началом разработок мотоцикла Урал М-72 считаются предвоенные годы прошлого века. При модернизации Красной Армии правительством была принята целая программа по оснащению моторизированных частей новыми надежными мотоциклами отечественного производства. За основу М-72 был взят немецкий аналог - БМВ-R71, который являлся в то время самым новым и совершенным мотоциклом.Разработку отечественного М-72 пришлось выполнять, разбирая серийные БМВ, и копируя некоторые элементы с него. Стоит отметить что советская промышленность того времени не могла сразу воспроизвести все элементы новинки. К примеру, технология изготовления рамы из цельнотянутых труб переменного сечения только осваивалась промышленностью. Кроме этого изготовление алюминиевых элементов двигателя и рамы требовало переоборудования многих заводов. Во многом ускорению процесса разработки и ввода в строй УРАЛ М-72 способствовала начавшаяся Вторая Мировая Война. Именно необходимость армии в мотоциклах потребовала от коллективов заводов ускорить процесс выпуска новых мотоциклов Урал и нарастить производство в сжатые сроки.Технические характеристики Урал М-72 качественно выделяли его из всего модельного ряда мотоциклов того времени. Во первых при движении даже на повышенных оборотах двигатель работал более мягко и тише чем у аналогов даже заграничного производства. При этом долговечность и надежность его работы была на высоте. Подвеска отличалась мягкостью и плавностью хода. Новым решением в производстве мотоцикла Урал М-72 стала дуплексная рама, пружинная подвеска сзади, передняя вилка телескопического типа, механизм ножного переключения передач. Кроме этого установка двух цилиндрового двигателя с оппозитным расположением так же была техническим новшеством на то время. Такая компоновка двигателя повышала не только технические характеристики, но и в целом положительно сказывалась на всем мотоцикле. В первую очередь это связано с низким центром тяжести, что улучшило уравновешенность при движени.Хотя так же мотоцикл Урал М-72 обладал и рядом неудобств. В первую очередь это касалось все того же расположения двигателя. Из-за разброса головок цилиндров габаритная ширина мотоцикла составляла 603 мм, что доставляло неудобства при движении без коляски. Кроме этого система зажигания регулировалась вручную, да и два отдельных карбюратора было довольно сложно отрегулировать на синхронную работу. А не продуманный и некачественный воздушный фильтр не поглощал пыль и грязь, в результате чего это все оседало в цилиндрах и приводило к преждевременному их износу.
Раритетный экспонат музея:
С началом Отечественной войны разработка и выпуск мотоциклов активизировались, однако после того, как Москва оказалась на осадном положении, Московский мотоциклетный завод, а также цеха по производству мотоциклов ЗИСа и КИМа, срочно перевезли в г. Ирбит Свердловской области, куда отправились и специалисты из разных городов. Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) разместился на месте бывшего пивоваренного завода, в наследство от которого осталось весьма скромное производственное оснащение. Положение осложняло и то, что помещения пивзавода оказались непригодны для производства мотоциклов, а расстояние от завода до железнодорожной станции, куда привозили комплектующие, составляло целых 4 км. Однако, ценой неимоверных усилий, в феврале 1942-го года с конвейера ИМЗ сошла первая партия мотоциклов М-72. Несмотря на то что после разгрома немцев под Москвой стало возможным возвращение специалистов и оборудования в столицу, Совнарком принял решение оставить завод в городе Ирбите и поручил предприятию выпускать 15 тысяч мотоциклов в год. Этот план удалось реализовать только после войны, а в 1943-м году на фронт была отправлена первая колонна из более ста мотоциклов М-72.
Двигатель:
Отдельная тема - оппозитный двигатель, у которого из-за конструкции коленчатого вала левый цилиндр на 39,2 мм смещен вперед относительно правого, а за питание каждого из цилиндров отвечает отдельный карбюратор. Мотор работал исключительно мягко и тихо для мотоцикла. У М-72 в виде одиночки шума двигателя при езде практически не было слышно, он подавал голос только у мотоциклов с коляской. Нижнеклапанный мотор с низкой степенью сжатия обладал эластичностью и неприхотливостью к качеству топлива.Пик крутящего момента на низких оборотах улучшал тяговые качества и проходимость мотоцикла, динамику разгона на шоссе. Оппозитная компоновка с одной стороны обеспечивала низкий центр тяжести мотоцикла и устойчивость к падению, с другой стороны, делала мотор шире, чем положено - на бездорожье цилиндры порой задевали за кочки и корни деревьев, мешали мотоциклисту в опасной ситуации избежать падения, резко выбросив в сторону ногу.
ДВИГАТЕЛЬ:
ЭЛЕКТРОПРОВОДКА:
1 – переключатель указателей поворота П-201 2 - правый передний указатель поворота на мотоцикле-одиночке 3 – реле-прерыватель указателей поворотов РС-419 4 – лампа головного света фары А6-32+21 или А6-32+32 5 – лампа стояночного света фары 6 – левые указатели поворотов 7 – прерыватель ПМ-0.5 8 – переключатель света (расположен в кожухе фары) 9 – тросик манетки опережения зажигания 10 – рычажок переключателя света 11 – манетка опережения зажигания 12 – предохранитель 15А 13 – центральный переключатель (на М-72 и К-750 имеет несколько иное обозначения клемм) 14 – лампа А6-2 подсветки шкалы спидометра 15 – генератор 16 – контрольная лампа работы генератора А6-0.25 17 – катушка зажигания КМ-01 или Б-25 18 – распределитель 19 – указатели поворотов правые (на коляске) 20 – передний габаритный фонарь коляски 21 – лампы А6-15 стоп-сигналов (только в фонарях ФП-230 или ФП-246) 22 – аккумуляторная батарея ЗМТ-6 или ЗМТ-7 23 – правый задний указатель поворота на мотоцикле-одиночке 24 – реле-регулятор 25 – включатель стоп-сигнала 26 – лампы задних габаритных фонарей 27 – звуковой сигнал С-35 28 – кнопка звукового сигналаВсе вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые.Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.Первая модель известного тяжелого мотоцикла — М-72 была освоена киевлянами в 1951 году, а в 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с алюминиевыми ступицами, регулируемыми роликовыми подшипниками и усиленными спицами. У тормозов был механизм для регулировки положения колодок.Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой.
Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.Этот мотоцикл выпускали специально для кроссов, малыми партиями (по 5 штук). Мотоцикл имеет специальную облегченную открытую коляску в виде платформы со специальными скобами и поручнями, облегчающими работу спортсмена-колясочника во время гонки.
От дорожного "М-72" он отличался поднятыми кверху выпускными трубами, высоко посаженными колесными щитками, новой крышкой распределительных шестерен, реконструированных для того, чтобы удобно расположить привод магнето. В "М-72К" поселился эффективный воздушный фильтр. Двигатель подвергался умеренной форсировке, направленной не столько на повышение мощности, сколько на увеличение крутящего момента и расширение рабочего диапазона по оборотам двигателя.
В 1953 году выпущена переходная модель мотоцикла М-72Н с новой рычажной вилкой, с гидравлическими амортизаторами, с алюминиевыми литыми тормозными барабанами колес и усиленными спицами. Одновременно велись работы по совершенствованию рамы, по введению новых грязевых щитков, новых седел, усиленных тормозов, измененной карданной и главной передач, стопсигнала. Были усовершенствованы также двигатель и коляска. Благодаря этому были значительно улучшены внешний вид и эксплуатационные качества мотоциклов, а также надежность узлов экипажной части.
С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.
apelsin-14.satom.ru
Техническая характеристика мотоцикла Урал М-72
Габаритные размеры, мм
длина
ширина
высота
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм
Колея, мм
Максимальная скорость, км/ч
Масса, кг
Максимальная нагрузка, кг
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л
Двигатель
Тип
Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением
Рабочий объем, см3
Диаметр цилиндра, мм
78
Ход поршня, мм
Степень сжатия
Максимальная мощность, л.с.
Максимальная мощность, кВт
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин.
Максимальный крутящий момент. Нм
Карбюратор
Воздухоочиститель
Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой
Трансмиссия
Сцепление
Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон
Карданная передача
Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках
Главная передача
Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62
Коробка передач
Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно
Электрооборудование
Система зажигания
Батарейная
Напряжение, В
Аккумуляторная батарея
Генератор
Реле-регулятор
РР-330РР-30 или РР-31
Прерыватель-распределитель
Катушка зажигания
Ходовая часть
Рама
Трубчатая двойная закрытого типа
Подвеска переднего колеса
Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Подвеска заднего колеса
Ход переднего колеса, мм
Ход заднего колеса, мм
Размер шин, дюйм
3,75-19
Тормоза
Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе
Заправочные объемы
Топливный бак, л
Картер двигателя, л
Картер коробки передач, л
Картер главной передачи, л
Воздухоочиститель, л
-
izh-motor.ru