Кольчуга, сделанная своими руками (10 фото). Кольчуги фото
Одежда для… кольчуги » Военное обозрение
Есть много свидетельств, что это были металлические пластины, нашитые на кожу, а вот кольчуги в то время массового распространения не имели. Собственно, в качестве локально популярного доспеха они получили распространение у викингов, поскольку в них было удобно грести, а через них распространились и в Европе, где после разгрома аваров угроза со стороны конных лучников резко ослабела, что и позволило кольчуге выдвинуться на первое место.
Однако уже к 1170 году, то есть ко времени убиения Фомы Бекета, фигура воина оказалась практически целиком прикрыта кольчужным плетением: голова, руки, ноги – все эти части тела теперь закрывала кольчуга. Шлемы – раскрашивались и это было единственное «яркое пятно» на общем фоне этой «металлической фигуры», каковой являлся конный воин этой эпохи.
Рыцарь 1190 г. рисунок Ангуса МакБрайда. На нем, как вы видите, показана фигура в металле, но с выпущенными наружу полами богатой поддоспешной одежды и опять-таки в кольчужных чулках, обтянутых сверху тканью!Однако со временем «голые кольчуги» начинают понемногу исчезать, вернее, они начинают прикрываться одеждой, которая получает название сюрко. Считается, что сюрко появилось в эпоху крестовых походов на Восток, европейцы переняли у мусульманских воинов обычай носить защитное вооружение, прикрыв его одеждой из ткани, так как иначе оно очень сильно нагревалось на солнце. Например, на рисунках из «Винчестерской Библии», относящейся к середине XII века, уже изображены воины в кафтанах, именовавшиеся по-французски сюрко. Первые образцы такой одежды представляли собой длиннополое одеяние с разрезами и спереди, и сзади, и без рукавов (о чем, кстати, сообщается в Википедии). В XIII в. она приобрела особую популярность и стала, можно сказать, едва ли не самой заметной частью рыцарского «костюма». Кажется, что функциональное значение этого наряда вполне очевидно – защищать владельца от дождя (а его кольчугу от ржавчины) и солнца. Но историки Д. Эдж и Д. Паддок считают столь широкое распространение сюрко все-таки не вполне объяснимо. Возможно, что это была своеобразная дань моде и средство выделяться качеством и богатством ткани, а также вышитыми геральдическими изображениями, которыми тогда же начали его покрывать.
Так что может быть и так, что ходить просто в кольчуге стало «неприлично». К. Блэр также говорит о том, что просторная верхняя одежда, закрывающая доспехи, могла быть перенята крестоносцами на Востоке у мусульман и уже после этого появиться в Европе.
Миниатюра из «Романа о Тристане», 1320 – 1330 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)Наиболее древнее изображение сюрко британский историк К. Блэр обнаружил на печати Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера, находившейся на его грамоте, примерно 1150 года. Важно, что не только наиболее раннее его изображение, но и то, что само это одеяние довольно необычного вида. Так, у него имеются рукава, и они достигают запястий. Такой покрой стал характерен лишь для второй половины XIII в. и распространился во второй половине XVI в., хотя в целом и встречался довольно-таки редко. Традиционный сюрко это все-таки плащ с отверстием для головы. Он не сшит по бокам, поэтому свободно ниспадает сверху вниз. У этого же сюрко до бедер оно прилегает к телу достаточно плотно, но затем в виде широкой юбки расходится до самых лодыжек, и имеет разрезы для езды верхом, то есть скроено далеко не столь уж и примитивно. Рукава до запястий прилегают очень плотно, затем расширяются и образуют что-то вроде длинных вымпелоподобных лент.
Похожие сюрко, хотя и без рукавов, мы видим на раскрашенной заставке из Винчестерской Библии (книге Джошуа), ок. 1170 года, и также на Большой печати короля Иоанна, относящейся к 1199 года. До 1210 года сюрко на миниатюрах встречаются довольно редко, зато потом без него не обходится практически ни одна миниатюра. Приблизительно с 1320 года оно имеет вид халата свободного покроя без рукавов и с большими проймами и «юбкой» с разрезом, доходящей до середины икр. Но были и варианты длиной до лодыжек и даже до колен. Где-то с 1220 года могут встречаться и сюрко с рукавами длиной до локтей, хотя таких изображений до второй половины XIII в. мало.
Британские историки Д. Эдж и Д. Паддок также считают, что столь широкое распространение сюрко не вполне объяснимо. По их мнению, это могла быть и просто дань моде, и средство выделиться, поскольку сюрко зачастую шились из дорогих тканей. Кроме того, на них были также вышиты геральдические изображения (хотя и не всегда). С другой стороны, именно белый сюрко из обычного полотна давал царю наилучшую защиту от солнца, а с нашитыми на него крестами выражал и саму суть крестоносного движения. Э. Окшотт термином сюрко в своих работах не пользуется, а называет его коттой, указывая при этом, что во всеобщее употребление она не входила вплоть до 1210 г., хотя отдельные ее образцы известны были еще до конца XII в. По его мнению, точное назначение ее все-таки неизвестно. Считают, она была привезена из Святой земли крестоносцами, где подобная вещь была просто жизненно необходима, чтобы палящее солнце чересчур не нагревало кольчугу. Но тогда получается, что котты на Западе были неизвестны и даже думать о ней не думали до 1200 года. А ведь воины Христовы стали возвращаться с Востока уже в том же 1099 году, то есть за столетие до указанного срока. Так почему же тогда котту не использовать значительно раньше? Можно, как считает Э. Оакшотт, утверждать, что этот предмет одежды использовался в целях опознавания, поскольку на нем был герб владельца. Это также весьма вероятное предположение, так как котта стала модной практически одновременно с появлением геральдики. Но… гербы далеко не всегда изображались на котте-сюрко. Бывало и так – и изображения тех лет это подтверждают, что котта могла быть одного цвета, щит – другого, а конская попона – третьего! «Я думаю, – продолжает Э.Оакшотт, – что котта была данью моде; конечно, ее использовали в практических целях, поскольку она действительно закрывала от солнца и в какой-то мере от влаги большую часть поверхности кольчуги и давала превосходную возможность для демонстрации гербов; этот предмет одежды был бесценен в тех случаях, когда нужно было опознать погибшего на поле сражения, поскольку шлем легко мог откатиться далеко, а лицо от ранений стать неузнаваемым. Однако каким бы ни было назначение котты с точки зрения жизненной необходимости, это был веселый и красочный наряд, превращавший угрюмого и сурового рыцаря в темной коричнево-серой кольчуге в фигуру галантную и блистательную, – и это вполне согласовывалось с тем расцветом, которого достигла к концу XII в. веселая наука рыцарства».
То есть со временем котта или сюрко приобрели характер «форменной одежды». Тем более, что известны экземпляры, пошитые из бархата и даже парчи, да еще и щедро расшитые гербами. И, собственно, почему бы рыцарям такое и не носить? Это была по сути единственно возможная для них верхняя одежда, которую они могли себе позволить, и стоило поэтому употребить всю свою фантазию, чтобы показать свою богатство и знатность. Котты из тканей ярких цветов, расшитых серебром и золотом, приятно контрастировали с чисто военной «металлической одеждой» и позволяли продемонстрировать феодалам и свое богатство, и тонкий, художественный вкус (либо полное его отсутствие – В.О.)».
Позднее сюрко уступил место более короткой куртке-джюпону, имевшему вид плотно прилегающего к доспеху жакета, едва доходящего до бедер. Однако при всех изменениях, диктуемых модой, геральдический характер этого одеяния оставался неизменным. Об этом говорит, например, дошедший до наших дней джюпон, принадлежавший Черному Принцу, сделанный из бархата красного и голубого цветов с изображенными на каждом поле соответствующего цвета золотыми лилиями Франции и английскими «леопардовыми львами».
topwar.ru
Кольчуга, сделанная своими руками (10 фото)
Далее со слов девушки: Начала я с колец из алюминиевой проволоки, из которых был сплетён ( с четвертого раза) лиф, который, к слову, выдержал только несколько надеваний, после чего разошёлся посередине
И я решила перейти на стальные кольца. После попытки сделать их самой было решено, что я не настолько крута, поэтому кольца я покупаю в магазине вот в таких пакетах по килограмму:
Плету методом «верёвочка», но за один прием плету не один ряд колец, а два: в одно разведенное кольцо вплетаю 2 (3) кольца верхнего ряда, на него же одеваю 2 (3) свободных сведенных кольца:
Ну… И так много, много сотен раз. Чтобы было не скучно, я включила аудиокнигу. Вся работа заняла у меня цикл о Гарри Поттере в оригинале.
И, наконец, результат!
Юбка весит 3,5 кг, она почти вся сделана методом «6 в 1». Верх «4 в 1», весит около 3 кг.
mainfun.ru
Еще 4 способа использовать кольчугу и кольчужное полотно
Завершаем рассказ о восьми способах применения кольчужного полотна в военном деле. В процессе подготовки статьи отыскался девятый способ, который, по своей значимости сильно превышает все остальные. Чтобы не разрушать логику статьи мы пустили его бонусом. Итак, пятый способ…
5. Дублет и его кольчужные рукава — для защиты уязвимых зон
На поле битвы при Висби, о которой мы уже говорили в разделе про кольчужный капюшон, было сделано немало интересных находок. Одна из самых интересных — кольчужный рукав.
Ни от какой кольчуги его, безусловно, не отрывали, просто археологам попался самый ранний экземпляр вот такого варианта брони, как на фото:
Знакомьтесь, это разновидность поддоспешной одежды, которая называется «дублет».
На фото слева — кольчужный дублет, который был изготовлен между 1550 и 1650 годами, а в 1937 году — отремонтирован. Весит он чуть больше 4 кг, а его обхват в талии достигает 92,7 см. Хранится он в филадельфийском музее искусств.
Что же касается правой половины снимка, то сверху представлен неполный кольчужный рукав XV или XVI столетий, а снизу — его реконструкция на дублете. Шнурки, которые нашиты на рукав по верхней кромке, необходимы для привязывания частей пластинчатого доспеха к дублету.
Необходимость в частичном бронировании возникла в те времена, когда воины перешли на пластинчатые доспехи. Они отлично держат рубящий удар, но поскольку имеют жесткую конструкцию, то не всегда прикрывают самые уязвимые места. Например, подмышки.
А поскольку носить по два доспеха было, все-таки, тяжело, то на дублеты стали нашивать фрагменты кольчуги.
6. Кольчужный подол — для защиты бедер
Еще одной уязвимой зоной на теле средневековых воинов были бедра. В случае с кольчугой они защищались длинным подолом, который шел как продолжение защиты корпуса.
Но пластинчатые доспехи — совсем другое дело. Поэтому защиту бедер пристегивали к доспеху ремешками, а оставшуюся брешь защищали кольчужной юбкой:
Слева — реконструкция доспеха с кольчужной юбкой, справа — доспех Филиппа II из Musee Royal De L`Armee в Брюсселе.
7. Кольчужные перчатки и рукавицы — для защиты рук
Как ни странно, но до конца XII столетия кисти рук не защищали. Это не значит,что их особенно не берегли. Совсем наоборот, разбитыми пальцами сложно удержать оружие в бою, а значит долго не прожить.
Все те воины, которые по состоянию кошелька могли иметь боевые рукавицы, в первую очередь, озадачивались защитой головы и тела. Потому что чем больше мишень, тем проще в нее попасть — по сравнению с головой и корпусом попадания в руку были довольно редкими.
Но они, конечно же, все равно были. Примерно к 1180 году к длинным рукавам западноевропейских кольчуг стали приплетать прямоугольные мыски, так же из кольчужного полотна.
В следующие 20 лет они превратились в кольчужные рукавицы. При этом их можно было сбросить с рук и они оставались болтаться на рукавах, точь в точь, как на снимке выше.
А еще полвека спустя пальцы рукавиц стали делать раздельными — так появились кольчужные перчатки. Лишь во второй половине XIII века защиту кисти отделили от длинных рукавов кольчуг и стали делать отдельно.
Кстати, кольчужные перчатки XVI столетия, что изображены на следующем фото, не могли применяться например в XIII веке. Вы посмотрите на них повнимательнее.
Правая закрыта кольчугой сверху, тогда как сама ладонь остается без защиты. Это и правильно — ведь чем меньше преград между ладонью и рукоятью меча, тем крепче и удобнее держать оружие.
Но вот вторая кольчужная перчатка — для левой руки — сделана совсем наоборот. У нее бронирована именно ладонь. Для чего? На самом деле и здесь можно найти ответ. Как мы уже писали ранее, в XVI веке широко использовались мечи готического типа. Фехтование на них довольно хорошо изучено благодаря множеству учебников — «фехтбухов».
Так вот, во многих наставлениях можно увидеть прием, в ходе которого поединщик хватается левой рукой за клинок меча. Действительно, многие мечи в то время имели своеобразную заточку, поэтому браться за клинок можно было и голыми руками. Но, судя по этой кольчужной перчатке — далеко не всегда.
На Руси с кольчужными перчатками — а если быть справедливыми, то и с другими видами защиты кисти, было тускло. Есть только одно-единственное изображение кольчужной рукавицы, на страницах Тверского списка Хроники Георгия Амартола.
Список датируют 1300 годом, и это значит, что в конце XIII века защита кисти была известна русским летописцам. А вот насколько широко она была распространена — неизвестно.
8. Кольчужные чулки «шоссы»- для защиты ног
На рисунках, сделанных в Средние века, часто можно увидеть, что воины защищают свои ноги кольчугой. Со стороны может показаться, что это такие кольчужные штаны. Однако…
Заметьте: доспехи повторяли предметы гардероба своего времени. Кольчужная рубаха по своему покрою — точно такая же рубаха, что и шерстяная. Рукавицы, перчатки, епископская мантия…
То же самое и со штанами. Их в Средневековой Европе не носили. Зато носили чулки — шоссы, шерстяные как одежду и кольчужные как броню.
Разумеется, шоссы тех времен это вовсе не такие чулки, которые носят в наше время модницы, а скорее узкие штанины, сшитые зацело с носками. К поясу они крепились посредством завязок, с помощью завязок же привязывался к поясу или к поддоспешнику их кольчужный аналог.
Стоит упомянуть,что пара кольчужных шосс весит (вместе) пять килограммов, при диаметре кольца 10 милиметров.
Вполне возможно у вас уже зреет вопрос — если в Европе носили чулки, то на Руси — штаны. Значит ли это, что кольчужные штаны у нас предпочитали шоссам?
Разумеется нет, носили такие же шоссы как и в Европе. И вот почему. Кольчужные чулки — предмет дорогой, и его наличие было признаком богатого воина — князя или дружинника. Иначе говоря, всадника.
В статье про кольчугу мы рассказывали о том,что на Руси обнаружено множество кольчуг более коротких сзади, нежели спереди. Объяснялось это все той же необходимостью комфортно сидеть в седле.
И уж если кольчуги делали короткими, то и заднюю часть железных штанов неминуемо постарались бы убрать. А чулки, в которых этой задней части нет и потому ничего убирать не надо — являются самым лучшим вариантом.
Сказать, что шоссы плохо защищали нельзя. Да, это кольчуга, и от удара топором она не слишком защитит, ибо мягкая. Зато секущий удар саблей или мечом она выдержит с честью. Кроме того, подол кольчуги и верхняя часть железных чулков перекрывали друг друга, так что в местах нахлеста получался двойной слой кольчужного полотна.
Единственная — или одна из немногих бытовых сложностей, заключалась в том, что едкий лошадиный пот моментально ржавил кольчужные чулки. Поэтому всадники стали надевать на лошадей попоны — это было и практично,так как попоны впитывали конский пот, и красиво.
Бонус: кольчужный гульфик. Просто для защиты всего.
А вот эта штука защищает все самое главное, что есть у воина. Если еще остались какие-то вопросы, то поясним, что эта штука необходима для защиты паховой области воинского организма. Как видите, к здоровью в те далекие времена относились с особым вниманием.
Поделиться новостью в соцсетях Метки: 12 век, 13 век, 14 век, 16 век, Висби, гульфик, кольчужные перчатки, кольчужные чулки, поддоспешник, Русь, способы использовать кольчугу Об авторе: Николай Чеботарев
Главный редактор интернет-журнала "Людота". Увлечения - история оружия, военного дела, интернет-журнал "Людота".
« Предыдущая запись Следующая запись »ludota.ru