Появление кольчуги у рыцарей. Кольчуга рыцарь


Появление кольчуги у рыцарей

 

Уже к началу тринадцатого столетия Европейские  рыцари полностью признали кольчуги как довольно качественный доспех. Теперь рыцари использовали кольчугу, чтобы предохранять тело от порезов. Для защиты рыцаря производили перчатки, наножники, кольчуги капюшоны и многие другие принадлежности, чтобы сохранить жизнь рыцаря. Стальные кольца, из которых была сделана кольчуга, были надежно закреплены друг с другом, благодаря чему создавали одно целое. Для того, чтобы удар был не так ощутим, по кольчугу надевали кожаную рубашку, а поверх кольчуги одевалась туника, которая сохраняла саму кольчугу от воздействия окружающей среды.

В начале туника использовалась только для того, чтобы избежать воздействия дождя  и солнечных лучей, но позднее  туника стала лицом рыцаря, так как именно на ней был изображен фамильный герб рыцаря, поэтому увидев его, всегда можно было узнать к какому роду принадлежал рыцарь.

Кольчуга  сильно облегчила жизнь рыцаря, так  как именно с появлением кольчуги рыцарь получил надежную и легкую броню, благодаря которой ему открывалась полная свобода действий в бою, именно из-за этого рыцари могли уже не только быстрее уворачиваться от ударов противника, но и также неожиданно наносить удары.

Теперь  уже потребности в большом  щите, который смог бы закрыть все тело от удара противника, просто не стало, так как под защитой кольчуги рыцарь чувствовал себя достаточно уверенно, зная, что кольчуга защитит его тело, но тем не менее щиты не вышли из вооружения рыцаря, так как с его помощью можно было отразить удар противника, подвергаясь еще меньшей опасности.

На  задней стороне щита располагались  ремни, которые позволяли рыцарю крепко держать щит в руках. Формы  щитов также были различны, так  например прямоугольные щиты были с  поперечными ремнями, а многоугольные и круглые щиты имели такое расположение ремней, чтобы рыцарский герб, расположенный на лицевой стороне располагался строго внизу.

Также с движением развития оружия, изменился  и рыцарский шлем, теперь он полностью  защищал голову и  шею рыцаря, а для того, чтобы рыцарь мог видеть, на уровне его глаз были сделаны смотровые прорези, что уменьшало возможность поражения головы.

Но  у всего есть свои минусы, и рыцарские  доспехи не являются исключением  из правил. Из-за того, что рыцарский  шлем имел лишь небольшую прорезь, это уменьшало его обзор, поэтому не всегда было видно происходящие вокруг действия. По этой же причине создавался и недостаток воздуха, что заставляло рыцаря снимать свой шлем, так как при затрудненном дыхании создавалась паника и рыцарю было трудно сосредоточиться на битве. И главным недостатком такого шлема было то, что близко подкравшийся враг мог легко сделать так, что рыцарь просто не мог видеть, так как враг просто разворачивал шлем на голове рыцаря в другую сторону.

Вооружение рыцарей также потерпело изменения, если раньше проще было разрубить латы рыцаря, чем повредить их колющим ударом, то теперь разрубить гибкие стальные кольца составляло огромный труд, поэтому все оружие рыцарей было переделано больше для колющих ударов. Теперь клинок был более сильно заточен на конце, а для прочности клинка делалось продольное ребро по всей длине клинка. Длина нового меча теперь уже достигала метра, а его ширина варьировалась от тридцати до восьмидесяти миллиметров. ручка меча выполнялась из дерева или же кости, для защиты рук рыцаря от скользящего по мечу удара, со стороны клинка на рукоять устанавливалась гарда, которая выглядела как поперечная перегородка, а с другой стоны рукоять оснащалась противовесом меча, который облегчал рыцарю удар, делая его гораздо сильнее.

Для любого рыцаря меч был самым надежным другом. К концу тринадцатого века сложился обычай давать своему мечу имя, как будто живому человеку, поэтому  у каждого рыцаря был меч со своим именем. Располагался меч на левом боку рыцаря, в ножне, которая была надежна закреплена на теле рыцаря.

Копье также служило рыцарю хорошим  наступательным оружием. За несколько  веков копье стало в длину  достигать четырех метров. На его  конце был наконечник, выполненный  из закаленной стали, а древко копья было полностью в красках, которые придавали копью радужный вид на мрачном поле боя.

Так как наступательное оружие было полностью  переделано для колющего удара, то поразить рыцаря уж не составляло особого труда, поэтому оружейники снова вспомнили о чешуйчатых доспехах, только вот теперь они выглядели слегка по другому.

Для защиты от колющего удара стали вновь  использовать кожаную куртку, только вот металлические пластины располагались  под ней.  Хотя это не защищало от рубящего удара, но это было дополнительной к кольчуге защитой от колющего. Поверх этих доспехов одевалась туника из шелка или бархата.

При такой защите у рыцаря было гораздо  больше шансов сохранить свою жизнь, правда только не каждому рыцарю было по карману приобрсти такой доспех, так как его стоимость была достаточно высока. Те, кто все-таки приобрел такой доспех, берегли его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

английский порох английский сайт средневековой мебели английский средневековая деревня английское духовенство и его повседневная жизнь в средневековье английское духовенство средневековье английское поместье англия 16 век англия солдат 16 века англия средневековый замок англосаксонские государства

29.10.2018

listatel.ru

Появление кольчуги у рыцарей — Битва Наций

Уже к началу тринадцатого столетия Европейские рыцари полностью признали кольчуги как довольно качественный доспех. Теперь рыцари использовали кольчугу, чтобы предохранять тело от порезов.

Для защиты рыцаря производили перчатки, наножники, кольчуги капюшоны и многие другие принадлежности, чтобы сохранить жизнь рыцаря. Стальные кольца, из которых была сделана кольчуга, были надежно закреплены друг с другом, благодаря чему создавали одно целое. Для того, чтобы удар был не так ощутим, по кольчугу надевали кожаную рубашку, а поверх кольчуги одевалась туника, которая сохраняла саму кольчугу от воздействия окружающей среды.

В начале туника использовалась только для того, чтобы избежать воздействия дождя и солнечных лучей, но позднее туника стала лицом рыцаря, так как именно на ней был изображен фамильный герб рыцаря, поэтому увидев его, всегда можно было узнать к какому роду принадлежал рыцарь.

Кольчуга сильно облегчила жизнь рыцаря, так как именно с появлением кольчуги рыцарь получил надежную и легкую броню, благодаря которой ему открывалась полная свобода действий в бою, именно из-за этого рыцари могли уже не только быстрее уворачиваться от ударов противника, но и также неожиданно наносить удары.

Теперь уже потребности в большом щите, который смог бы закрыть все тело от удара противника, просто не стало, так как под защитой кольчуги рыцарь чувствовал себя достаточно уверенно, зная, что кольчуга защитит его тело, но тем не менее щиты не вышли из вооружения рыцаря, так как с его помощью можно было отразить удар противника, подвергаясь еще меньшей опасности.

На задней стороне щита располагались ремни, которые позволяли рыцарю крепко держать щит в руках. Формы щитов также были различны, так например прямоугольные щиты были с поперечными ремнями, а многоугольные и круглые щиты имели такое расположение ремней, чтобы рыцарский герб, расположенный на лицевой стороне располагался строго внизу.

Также с движением развития оружия, изменился и рыцарский шлем, теперь он полностью защищал голову и шею рыцаря, а для того, чтобы рыцарь мог видеть, на уровне его глаз были сделаны смотровые прорези, что уменьшало возможность поражения головы.

Но у всего есть свои минусы, и рыцарские доспехи не являются исключением из правил. Из-за того, что рыцарский шлем имел лишь небольшую прорезь, это уменьшало его обзор, поэтому не всегда было видно происходящие вокруг действия. По этой же причине создавался и недостаток воздуха, что заставляло рыцаря снимать свой шлем, так как при затрудненном дыхании создавалась паника и рыцарю было трудно сосредоточиться на битве. И главным недостатком такого шлема было то, что близко подкравшийся враг мог легко сделать так, что рыцарь просто не мог видеть, так как враг просто разворачивал шлем на голове рыцаря в другую сторону.

Вооружение рыцарей также потерпело изменения, если раньше проще было разрубить латы рыцаря, чем повредить их колющим ударом, то теперь разрубить гибкие стальные кольца составляло огромный труд, поэтому все оружие рыцарей было переделано больше для колющих ударов. Теперь клинок был более сильно заточен на конце, а для прочности клинка делалось продольное ребро по всей длине клинка. Длина нового меча теперь уже достигала метра, а его ширина варьировалась от тридцати до восьмидесяти миллиметров. ручка меча выполнялась из дерева или же кости, для защиты рук рыцаря от скользящего по мечу удара, со стороны клинка на рукоять устанавливалась гарда, которая выглядела как поперечная перегородка, а с другой стоны рукоять оснащалась противовесом меча, который облегчал рыцарю удар, делая его гораздо сильнее.

Для любого рыцаря меч был самым надежным другом. К концу тринадцатого века сложился обычай давать своему мечу имя, как будто живому человеку, поэтому у каждого рыцаря был меч со своим именем. Располагался меч на левом боку рыцаря, в ножне, которая была надежна закреплена на теле рыцаря.

Копье также служило рыцарю хорошим наступательным оружием. За несколько веков копье стало в длину достигать четырех метров. На его конце был наконечник, выполненный из закаленной стали, а древко копья было полностью в красках, которые придавали копью радужный вид на мрачном поле боя.

Так как наступательное оружие было полностью переделано для колющего удара, то поразить рыцаря уж не составляло особого труда, поэтому оружейники снова вспомнили о чешуйчатых доспехах, только вот теперь они выглядели слегка по другому.

Для защиты от колющего удара стали вновь использовать кожаную куртку, только вот металлические пластины располагались под ней. Хотя это не защищало от рубящего удара, но это было дополнительной к кольчуге защитой от колющего. Поверх этих доспехов одевалась туника из шелка или бархата.

При такой защите у рыцаря было гораздо больше шансов сохранить свою жизнь, правда только не каждому рыцарю было по карману приобрсти такой доспех, так как его стоимость была достаточно высока. Те, кто все-таки приобрел такой доспех, берегли его.

battleofthenations.com.ua

Сундук Истории: Доспехи средневекового рыцаря: кольчуга

Защитное вооружение средневекового рыцаря изменялось в зависимости от эволюции наступательного оружия. Так, в X веке, судя по изображениям, размещенным в рукописях того времени, доспехи европейских воинов  во многом напоминали римские. Они  состояли из чешуйчатой брони или кожаной куртки, обложенной выпуклыми металлическими бляшками. Чешуйчатая броня представляла собой ряды, перекрывающих друг друга железных пластин, закрепленных, как правило, на кожаной основе. Защитное вооружение воинов дополняли щит и шлем в форме глубокой полусферы, иногда с нащечниками.

Кольчуга рыцаря XI-XII веков
Впрочем, доспехи средневекового рыцаря уже в некоторой степени от них отличались, ибо, как принято считать, началом отсчета рыцарской эпохи стала битва при Гастингсе в 1066 году. Иными словами, во второй половине XI века чешуйчатая броня уступила место кольчуге длиной  почти до колен из переплетенных  мелких колец. Под нее рыцари надевали льняную тунику или гамбуазон (набивной камзол), которые   предохраняли  тело от натирания. Разрез, начинавшийся  от пояса кольчуги, давал возможность без проблем садиться в седло. Позднее доспехи средневекового рыцаря дополнились чулками из той же кольчужной «ткани». Что же касается эффективности защитного вооружения, то определенно можно сказать следующее: кольчуга не давала абсолютной безопасности. Она хорошо защищала от удара мечом, чуть хуже от выпущенной стрелы , но не гарантировала рыцарю жизнь от удара топором, копьем и тем более от выпущенной из арбалета стрелы. При всем при этом у кольчуги имелись два неоспоримых преимущества: пластичность и относительно малый вес – «всего-то» 12-15 кг. 
Камзол и щит с геральдикой
С середины XII века доспехи средневекового рыцаря стали «украшаться» камзолом с геральдической символикой, надеваемом поверх кольчуги. Гербы, с одной стороны, позволяли им узнавать друг друга, а, с другой, служили  внешним выражением  принадлежности к рыцарскому сословию. Сто лет спустя руки, спина, грудь, то есть наиболее уязвимые во время боя части тела, дополнительно защищаются широкими стальными пластинами. К середине XIV века уже большая часть кольчуги покрывается ими, повышая ее защитную функцию – такие доспехи надежно предохраняли от меча и стрелы, пущенной из лука. Заключительный аккорд в эволюции защитного вооружения был сделан в XV веке. В этот период  появляются  «белые» ратные доспехи средневекового рыцаря. По сути это были латы, максимально защищавшие за счет многократно возросшего веса. Именно они чаще всего ассоциируются у нас со словом «рыцарь». Отдельные части таких лат связывались между собой шарнирами, позволяя рыцарю передвигаться и вступать в сражение с врагом. Конечно, защитное вооружение средневекового рыцаря не состояло лишь из кольчуги, к нему также относились щит и шлем. «Повседневная жизнь рыцарей в средние века», Ж.Флори «Европейское средневековье. Пламенеющая готика», Г. Вейс

Иллюстрации взяты из книги «Европейское средневековье. Пламенеющая готика», Г. Вейса

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.  Спасибо. If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. Thankyou.

sundukistorii.blogspot.com

Доспехи и вооружение рыцаря

Рыцарь в полном вооружении на коне

В XI—XII вв. рыцари защищали себя кольчугами или чешуйчатыми панцирями. В XIII-XIV вв. они обзавелись бригантинами - пластинчатыми доспехами, наклёпанными под суконную основу, а также поножами и наручами, набедренниками и наколенниками, наплечниками и налокотниками. Прямо на рубаху рыцарь надевал гобиссон - нечто вроде простёганной фуфайки из тафты или кожи, а на гобиссон - кольчугу, которую со временем заменили латы - доспех из крупных металлических пластин.

Поверх кольчуги или лат рыцари носили богато расшитые безрукавки - сюрко - с гербом владельца. На рыцарских шлемах красовались плюмажи (украшения из разноцветных перьев). К шлему прикреплялись забрало и ожерелье. Металлическое ожерелье, защищавшее шею, соединяло нагрудник со шлемом. Забрало могло быть решётчатым или из отдельных пластинок и опускалось только во время боя.

Сплошной сочленённый рыцарский доспех XV в. весил 25 кг, если же под него надевалась кольчуга, то общий вес защитного снаряжения мог достигать 32 кг. Турнирные доспехи были ещё тяжелее. Рыцарские щиты изготавливались из дерева, металла, кожи и украшались гербами владельцев. У каждого рыцаря имелся рог: с его помощью можно было вызвать подмогу, если рыцарь оказывался перед лицом превосходящих сил противника. Особенно в рыцарской среде ценился олифант - рог, сделанный из слонового бивня. Дорогие олифанты украшались серебряной оправой и медальонами с изображениями зверей, птиц, сцен охоты или рыцарских турниров.

Немецкие рыцарские мечи XIV–XVI вв.

Неотъемлемой принадлежностью рыцаря был меч - наступательное оружие с обоюдоострым прямым клинком, предназначенным для нанесения рубящих и колющих ударов. Известны мечи XII - XIII вв. длиной до 120 см и весом около 2 кг. В XIV в. появился так называемый боршверт - «меч-протыкатель». Это оружие было специально предназначено для нанесения колющих ударов в стыки между смежными пластинами доспехов. В XV в. в Западной Европе распространились огромные двуручные мечи в рост человека. Столетие спустя мечи утрачивают своё ведущее значение и постепенно уступают место шпагам и палашам.

В рукопашном бою рыцари также использовали кинжалы. Копья в XII в. стали длинными (до 5 м) и тяжёлыми, поэтому всадник брал копьё, снабжённое упорным диском из дерева или металла, «наперевес» и не ударял им, а таранил своего противника. В качестве вспомогательного оружия рыцари применяли булаву, секиру и боевой молот, а также такие «неблагородные» виды оружия, как кистень и боевой цеп.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Рыцари одеваются в кольчуги. Рыцари

Рыцари одеваются в кольчуги

Уже к середине XII века рыцарство было полностью одето в кольчуги. На гравюрах того времени показано, что стальные кольчуги закрывали воина буквально с головы до ног: из них делали и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги одевали полотняную тунику, предохраняющую доспех от порчи, а также от нагрева солнечными лучами.

Поначалу туника выглядела очень скромно, — она ведь предназначалась для боя, — но с течением времени стала роскошным, щегольским одеянием. Шили его из дорогой ткани, украшали вышивкой — обычно изображениями родового рыцарского герба.

Кольчужное вооружение было несравненно легче прежнего. Современники утверждали, что двигаться в нем было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде. Рыцарь получил большую свободу действий в бою, был способен наносить врагу быстрые и неожиданные удары.

В таких условиях и большой, закрывающий чуть ли не все тело щит был уже, скорее, помехой: кольчужное плетение и так в достаточной степени защищало тело рыцаря. Щит, постепенно уменьшаясь, стал служить лишь дополнительной защитой от ударов копья или меча. Форма щитов теперь была самой разнообразной. На внешней стороне изображался герб, а с внутренней стороны укреплялись ремни, чтобы щит удобно и прочно держался на левой руке.

У прямоугольных или удлиненных щитов расположение таких ручек-ремней было поперечным. В шести— или восьмигранных, а также круглых щитах ремни располагались так, чтобы при ношении основание герба всегда оказывалось внизу. Самый широкий ремень приходился на предплечье, а самый короткий и узкий зажимался кистью.

Изменился и шлем, теперь он был не коническим, а кадкообразным. Нижними краями он опирался на плечи рыцаря. Лицо было закрыто полностью, оставались только узкие прорези для глаз. Появились и украшения на шлемах, сделанные из дерева, кости, металла — в виде рогов, огромных когтей, крыльев, железных рыцарских перчаток...

Однако и у такого вроде бы достаточно совершенного, надежного и удобного вооружения были свои недостатки. Кадкообразный шлем давал слишком мало воздуха для дыхания. В самый разгар схватки его даже приходилось снимать, чтобы не задохнуться. Сквозь узкие глазницы нелегко было ориентироваться; случалось, рыцарь не сразу мог отличить врага от друга. К тому же шлем никак не скреплялся с другими доспехами, и ловким ударом его можно было повернуть так, что перед глазами вместо прорезей оказывалась глухая сторона. В этом случае рыцарь был в полной власти противника.

Да и наступательное вооружение теперь тоже стало иным. В X веке защитный доспех легче было разрубить, чем проколоть. Но если противник защищен кольчугой, то рубящий удар вместо наклепанных на коже полосок железа встречает сплошную скользящую и висящую складками гибкую металлическую поверхность.

Здесь гораздо эффективнее был колющий удар, раздвигающий и пронзающий относительно тонкие колечки кольчуги. Поэтому меч обретает форму, более удобную для укола: лезвие заканчивается острым концом, а вся полоса клинка усиливается выпуклым ребром, идущим посередине от острия до самой рукоятки.

Такой меч ковался из стальной полосы шириной от 3 до 8 сантиметров, длиной до метра. Клинок был обоюдоострым, хорошо заточенным на конце. Рукоятка выделывалась из дерева или кости, защищалась небольшим крестообразным прикрытием — гардой, а заканчивалась утолщением-противовесом, чтобы меч было удобнее держать.

Носили меч в ножнах на левом боку на специальной перевязи, застегивающейся пряжкой. К концу XIII века меч, а также кинжал иногда снабжались тонкими, но прочными стальными цепочками, которые прикреплялись к рыцарскому доспеху. В бою было меньше шансов их потерять. У каждого рыцарского меча было свое собственное имя, словно бы у одушевленного существа. Меч рыцаря Роланда, героя знаменитой «Песни», именовался Дюрандалем, меч его верного друга Оливье — Альтклэром.

Другое главное рыцарское оружие — копье — стало длиннее. Расписанное красками древко достигало иной раз четырех метров, наконечник был, как правило, узким, четырехгранным.

Оружейникам теперь приходилось искать защиту именно от колющего удара. Как это нередко бывает, вновь пришлось вспомнить то, от чего вроде бы уже отказались — чешуйчатые доспехи. Правда, они неузнаваемо изменились.

Основой для дополнительного защитного вооружения послужила нарядная туника, которую надевали поверх кольчуги. Но шить ее стали из очень прочной материи, а то и из кожи. Сверху она однако покрывалась шелком или бархатом, а снизу подкладывалась металлической чешуей. Крепилась каждая из чешуек на отдельном штифте, причем концы штифтов пропускали наружу и золотили, а то и украшали драгоценными камушками.

Такое вооружение, дополнившее кольчужную рубашку, оказалось очень надежным, но и, разумеется, непомерно дорогим. Позволить его себе мог далеко не каждый рыцарь. Да и тот, у кого оно было, всячески его берег, используя больше не в бою, а на турнирах или торжественных придворных церемониях. Однако именно такое вооружение повлияло на дальнейшую эволюцию рыцарского доспеха.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Рыцарские доспехи (вероятная версия) - vityadunin

Текст из http://www.factruz.ru/civilizations/armor.htm (официальная версия)                           Рыцарские доспехи

Рыцарские доспехи делятся на две части. С IX до середины XIII века господствовала кольчуга. А со второй половины XIII века и вплоть до конца XVI благородные рыцари отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюркоНа плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Рыцари в кольчугах

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное – это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым.

Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем. Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках – эспаулерах.  Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион. Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко. Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами. Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы. Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника.

На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его.

Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами". К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Рыцарские шлемы XIV-XV вековСлева направо: армэ, бундхугель, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок. У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ. Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи

внешне сильно отличались от германских

и испанских.

А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Рыцарю того времени требовалось несколько видов доспехов: один — для сражений, два - для турниров (для конного и пешего поединка), а также «парадный».Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах для сражений вполне комфортно.

Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши.

Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места.                                                                                                                                                                Сергей Давыдов

...Мы ознакомились со стройной, непротиворечивой официальной версией развития рыцарских доспехов. Из неё можно вычленить следующие факты:1. С IX до середины XIII века господствовала кольчуга. А со второй половины XIII века и вплоть до конца XVI благородные рыцари отдавали предпочтение латам, из-за появления арбалетов и мощных луков.2. Сплошной стальной шлем изнутри обклеивали замшей.  Чтоб голова не перегревалась внутри шлема, в нём делалось множество дырок. Прежде, чем облачиться в шлем на голову одевали тканевый чепец, а на него натягивали кольчужный наголовник.3. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его.4. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их  закрывали тканью (сюрко). К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.5. У рыцаря было несколько видов доспехов: один — для сражений, два - для турниров (для конного и пешего поединка), а также «парадный».

Итак, кто же такие рыцари?Ответ:Это профессиональные военные, имеющие, как правило, свои собственные воинские формирования и, которые в перерывах между служением короне и церкви, занимались переделом собственности между собой. Об этом красочно повествуют рукописные хроники и многочисленные легенды о подвигах своих знаменитых предков, бережно сохранённые благодарными потомками.В них предки-рыцари предстают благородными воинами, и  обязательно знаменитыми  сверхспособностями, не свойственными простым смертным.

Ниже некоторые выдержки, о порой невероятных способностях древних рыцарей, из http://pro-vladimir.livejournal.com/266616.html#comments (здесь подробнее)Экзоскелеты средневековых рыцарей......"Вы бы сами там (в замке) стали проводить все свои дни, будучи повелителем окрестных земель? А ездить в полностью облачённом доспехе и даже спать? Ведь даже про «спать», говорят, Рыцарь спал стоя! Это же какая выдержка и сила воли к победе нужна? Чтобы делать под себя прямо в штаны, сидеть в железке в мокрой одежде, в плавающих собственных выделениях, да ещё и спать стоя? Это нечто типа добровольной пытки? Да вы там сгниёте заживо!..

...Что известно про Рыцарей в полном доспехе? Что у них даже икроножное сочленение ЦЕЛЬНОЕ и отсутствует пятка как таковая, т.е. «ботинок» сразу загибается на стопу. При этом просунуть ногу стопой вперёд через цельный икроножный доспех можно лишь либо отстегнув ступню, либо не имея оной или растянув доспех, ну или доспех на несколько размеров больше или имея тоненькие ножки. А вот поздние доспехи уже имели дверцы на икроножном сочленении... накладные доспехи из разных материалов использовать вполне логично, но вот использовать доспех целиком из металла, включая ботинки, которые будут скользить, уже не логично... Так же не имели «дверцы» и ранние шлемы, вот забрало открывалось уже позднее, а голову нужно совать через шейное отверстие. При этом это не свитер и не вязанный материал, что растягивается, и не джинса, что можно натянуть, это металл! У кого есть желание, тот может попытаться просунуть голову в 10 литровую банку через узкое горлышко. Если уши пройдут, то пролезет, а вот вытянуть обратно ой проблема!..

...Доспех Рыцарями не снимался вне Замка. Что уже странно. Т.е. в походе много дней вы в доспехе, недель! Вы писаете и какаете прямо туда! И чтобы не очень воняло, вас поливают водой через… через приподнимаемое забрало или шейное сочленение. Тут у историков есть версии, в летописях нет точного указания, как поливать водой рыцаря, но есть чёткое объяснение, что лить нужно вовнутрь, сверху и не менее нескольких раз в сутки! Вероятно, это легче всего делать через открывающееся забрало, некоторые шлемы даже сделаны на подобии воронок, де просвет щели изнутри смотрит вверх!..

...упорно, ибо так написано в документах, уверяют, что Рыцари выходили из Замка уже в Доспехах! На приёмах, пирах и прочем они были в Доспехах! Варьируются детали и версии, но сама суть остаётся!

...Известны из документов и другие странности, связанные с «железными» Рыцарями. Говорят нам же легенды, что даже со снесённой головой такой Рыцарь мог сражаться! А на гравюрах мы можем видеть, что удаление головы, как конечности не несло Рыцарю поражения...

...Известны в истории и случаи, когда Рыцари вели сражение по НЕСКОЛЬКУ дней, а армия оных наблюдала в сторонке, «покуривая», возможно все вместе отмечая это событие, посматривая на сражение. Ведь недаром говорят про театр боевых действий, может оно и было театром, а уже потом зрители начинали бить морды друг другу, а у нас разве так не бывает? Де судью на мыло и понеслась. И вот когда Рыцарь сдался на милость победителя, тогда его воины были переподчинены с СОГЛАСИЯ проигравшего Рыцаря победителю. А так бы их попросту ликвидировали. Т.е. переподчинение происходило с СОГЛАСИЯ проигравшей стороны, нечто типа пакта о капитуляции, а не по самому факту победы. У нас разве не так? А казалось бы зачем? Зачем выносить какие-то ключи от каких-то городов и Замков победителям? Те ведь могут их и так отобрать. Но нет! Даже полностью, ПОЛНОСТЬЮ разгромленные враги ОБЯЗАНЫ подписать что-то там и вынести ключи победителям, иначе никак. Типа победа не засчитывается...

...Рыцари, как доносят до нас сказания, имели и иные странности. За ПОТЕРЮ Рыцаря всё его войско ликвидировалось вчистую, не засчитывалось поражение с переходом под другого рыцаря, а именно ЛИКВИДИРОВАЛОСЬ физически. Что придавало этому войску вполне неплохой стимул по защите Рыцаря. Этот странный обычай неплохо известен из документов, хотя объяснить его историки не могут никак...

...Картинки про рыцарское отношение больше сходят на идеализацию, да и там есть тонкость, что дама сердца Рыцаря ОБЯЗАНА быть за мужем, т.е. ни о каком физическом сношении Рыцаря с дамой не могло быть и речи, только платки и вздохи, причём прилюдно, т.е. на публику. Более того, часто это было вообще визуальным контактом или в одностороннем режиме платка от руки избранной дамы, после протирки глаз и промокания рта дамой! Естественно от чувств-с. И вот такой платок со слезами, облизанный оной и соплями Дамы передавался Рыцарю. Ценность необычайная, коль ради этого аж собирали турниры!..

Автор pro_vladimir предваряет свой пост словами:"...Некоторым светилам от науки ну очень хочется чтоб устои не трогали. Не теребили странности, что с этих устоев торчат во все стороны. Они ради этого готовы разучится отличать высоту дверного проёма от высоты потолка. Технические элементы готовы заклеймить красивой бесполезностью. Складывается впечатление, что они ради привычного готовы, между военным парадом и гей парадом поставить знак равенства. А фигли, там и тут бесполезные украшения строем. Оказывается, далеко не все в состоянии отличать круглое от квадратного, особенно когда им не хочется замечать разницы... с чем я полностью согласен, (как кстати и со всей критикой). Автор также даёт свою версию, объясняющую сверхспособности рыцарей:

..."Совсем другое дело, если это головоногий моллюск, а доспех ему нужен как аквариум, тогда объяснимы все заделанные тщательно щели в доспехе и необходимость выходить в свет только в нём. Да и с необходимостью освежаться внутрь водой, и прочие бытовые мелочи легко объяснимы, как и высокая сила при порой маленьком росте. Ведь физическую механику не обмануть, если у людей скелет внутренний и мышцы базируются на них, то объём мышц имеет значение, а кости скелета мешают наращивать объём их, как и прочность самих мышц имеет предел, ибо попросту порвутся. А вот если вы целиком мышца, то весь доступный объём для вас доступен для наращивания мощи, а внешний панцирь используете как кости, как делают это раки, крабы, да и остальные, имеющие мощные клешни, однако они же для них являются и скелетом......Т.е. зачем-то Рыцарь всегда был в доспехах на открытых пространствах, зачем-то ему требовалась вода и довольно много, причём вовнутрь. Может для компенсации испарения и утечек, а не для смыва экскрементов? И для чего-то существовал разрекламированный и растиражированный ритуал передачи «платка» от неких Дам, за сердце или что-то ещё Рыцари то ли сражались, то ли что-то делали? Зачем им вообще этот платок с соплями и выделениями Дам? Фетиш? Или передача генного материала? Ведь моллюски-то гермафродиты и у них нет понятия кто кого и сколько раз, а семенной материал при спаривании они могут и вовсе выпускать в воду. Но тут нет воды, как таковой, а передать через воздушную среду семенной материал можно и платком. Тогда логичен принцип и Дамы замужем и битва за её платок, когда более достойный Рыцарь получает семенной материал и удаляется к себе в замок плодиться и размножаться. Типа рыбка в мобильном аквариуме вышла из своего, добралась до соседнего, получила порцию семян, и увезла в свой аквариум. Всё вполне логично. Уж пологичней чем тиражировать и романтизировать фетишизм на сопливый платок выделений Дам...Позволю себе не согласиться с версией моллюска, типа осьминог, внутри доспехов: Мышцы работают только на сокращение, т. е. для сгибания-разгибания, например, в одном суставе д. б. сгибающая мышца и, соответственно разгибающая, причём движение в суставе с помощью этой пары мышц, возможно максимум на 180 градусов и в одной плоскости. И так для каждого сочленения. Кроме этого мышцы д. б. прикреплены к соседним  сегментам доспеха для создания рычага, а это д. б. присоски, и  снова с набором специфических мышц, а это снова займёт часть объёма конечности. Если не будет присосок, то конечность гада, сидящего внутри, будет болтаться от стенки к стенке, т. е. щупальцу, не прикреплённому  к сегментам доспеха,  для обеспечения степеней свободы каждой точки щупальца, д. б. набор пар мышц, подобный человеческому языку, обеспечивающему движение в двух перпендикулярных вертикальных плоскостях и одной горизонтальной, перпендикулярной вертикальным, поэтому сила движения в одном направлении будет обеспичиваться мышцами, занимающими незначительную часть поперечного сечения (6-ю часть), например, руки рыцаря. И вообще зачем моллюску чуждая жизнь, чуждые страсти и чуждые желания?Ещё замечание об официальном представлении о шлемах рыцарей :Историк, придумавший замшу и тканевый чепец между головой и сталью шлема, явно откосил в молодости от армии. Такая прокладка не защитит от потери сознания после удара дубиной. Ну и главное, основная масса, особенно якобы более древних доспехов, более качественных, как говорят специалисты-металлурги, изготовлены из штампованной прокатной легированной стали, когда таких технологий ещё не изобрели. Видеоролик, где с трудом изображена резвость в современной реконструкции возможностей рыцаря, облачённого в штампованные латы не убедительна. Если человека одеть действительно в кованные доспехи, для наглядности посмотрите какая толщина шлема, то упав в полном облачении, он вряд ли бы смог подняться без посторонней помощи. Ещё стоит учесть, что имеется структурное различие между "выносливыми" мышцами и "быстрыми": первые теряют в скорости, вторые - в выносливости.

Ниже из комментариев:elektromexanik А вот вам ещё про линию глаз...

Здесь для пользования глазами через щели щлема, нормальный человек должен запрокидывать голову назад, чтобы хоть-что нибудь увидеть. Во втором случае, чтобы лицезреть окрестности, нужно запихнуть в шлем чепец размером с подушку.

???

Ниже действительная находка, пролежавшая в земле какое-то время, хотя точность датировки сомнительна.

             Забрало. Археологическая находка, возможно, связана с событиями крестового похода 1396 г. и сражением при Никополе. Музей Велико Тырново, Болгария.

Хотя, все эти несуразности можно объяснить, и объяснить довольно просто:Наверное, никто из альтернативщиков не сомневается, что некогда на Земле существовала ведическая цивилизация  (откуда бы взяться легенде о Золотом веке), а сейчас, по факту - паразитическая, когда мораль и истина легко конвертируются в "профит".Рай на Земле можно получить от Бога, можно построить своим трудом, а можно ускорить не только строительством, но и грабежом. Видимо в  переходный, послекатастрофный период желание примкнуть к шайке грабителей, обогащающихся быстро и много служило стимулом к обоснованию своих прав на участие в грабежах и дележе добычи (Число желающих растёт и ныне, пример - Украина, местная элита установила, что предки некогда выкопали Чёрное море, а инстинктивно чувствуя помеху в русском языке, борется и с ним)Древность рода, особенно героическая деятельность в пользу для короны или церкви, позволяет претендовать на избранность. Запрос на документы, или иные артефакты, подтверждающие наличие в прошлом славных предков, находит множество желающих удовлетворить потребность специалистов по рукописям или специалистов-оружейников. Ограниченный кругозор которых и желание возвеличить предков заказчиком приводил к курьёзам, которые обнаруживались позднее,  более компетентными людьми. (почти "разруленная" история предстаёт уже перед нами). Кто находится среди избранных за хорошее вознаграждение примет в свой круг и  узаконит вдруг, неожиданно, случайно найденные новые рукописи, особенно с упоминаниями и своих предков. Спрос, особенно высокооплачиваемый, рождает предложение. Традиция покупки мест в парламенте, в силовых структурах, и т. д. видимо  отголосок тех времён, а в настоящее время доказательство, что нашу страну грабят потомки западных рыцарей и доморощенные выродки. Ментальность русского отлична от абсолютной свободы личности западного образца: русский никогда не примет свободу от "други своя", от семьи, от родителей, от Родины, а ныне уже и от половой принадлежности. Неприятие русскими западного паразитизма по отношению к другим народам признавалось  отдельными объективными представителями западных элит (лорд Р. Мурчисон, "Выступление на митинге против участия Британии в Крымской войне"), но  большинство приводило к русофобии.Почему русофобия является тоже одним из способов попасть в число избранных? На мой взгляд русский язык формирует у носителя языка, сейчас уже частично, т. к. утрачены многие знания, азы ведизма, не позволяющие принять нахальство паразитизма, а тем более способствовать ему. Почему Запад проигрывал нам в открытом военном противостоянии? Потому что приходили они к нам не умирать, а грабить, очень желательно - безнаказанно (особенно показательны их современные военные операции).  Интересно следующее соображение: происхождение слова "оголтелый", в смысле безбашенный, полусумасшедший. Когда-то, наши предки, перед лицом многократно превосходящих сил врага, сбрасывали с себя доспехи, оставаясь с голым торсом, и шли в последний бой, шли умирать... и побеждали! Думаю, здесь всё не так просто. Для лучников это прекрасные мишени, но... почему-то враги, завидев "оголтелых" предпочитали спасаться бегством. Видимо, ведические знания о сверхвозможностях человека в  изменённом состоянии сознания были известны не только нашим пращурам.Я вовсе не отрицаю существования воинов имеющих какую-то защиту, но официальные представления содержат множество нестыковок.Зная склонность Запада к преувеличению, к извращению, многие знаменитые сражения вполне могут оказаться местечковыми, провинциальными разборками, причём сознательно отправленными в далёкое прошлое.

vityadunin.livejournal.com

Глава 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЬЧУГИ И ПЛАСТИН

Глава 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЬЧУГИ И ПЛАСТИН

В этой книге я касаюсь доспехов позднего Средневековья, то есть периода между 1100 и 1500 годами, поэтому здесь не будут рассмотрены в деталях латы древних людей. Доспехи греков и римлян заслуживают отдельного изучения; мы ничего не потеряем, если не будем здесь касаться римских доспехов, так как они не оказали практически никакого влияния на развитие латного дела в средневековой Европе. Напротив, такое влияние оказали варвары — то есть галлы, готы, лангобарды и франки. Готские всадники, завоевавшие Италию в V и VI веках, своим вооружением не отличались от рыцарей Вильгельма Нормандского при Сенлаке или от крестоносцев XII и XIII веков. Различия были очень и очень небольшими. Так же как и их потомки, готы передвигались на крупных рослых лошадях, сражались копьями и широкими мечами, носили шлемы и кольчужные рубахи и прикрывались в сражении щитами. Тактика боя у готов вырабатывалась в течение тысячелетия. На рисунках 5 и 6 показано, как выглядели воины в кольчужных доспехах в 1250 году и в пластинчатых латах в 1375 году. Период наибольшего распространения кольчуги продолжался приблизительно до 1350 года, а период наибольшего распространения пластинчатых доспехов приблизительно от 1350 до 1650 года, хотя, конечно, после 1550 года о широком распространении пластинчатых лат говорить уже не приходится и искусство изготовления панцирных доспехов постепенно приходит в упадок.

Существовали также доспехи, изготовленные из других материалов; например, в описи вооружения Карла VI Французского есть запись о полных доспехах для воина и лошади, изготовленных из сирийской кожи. Известно, что применяли также рог и китовый ус.

Надо заметить, что кольчуга представляет собой гибкий материал, очень твердый, но не тяжелый, кольчуга достаточно прочна для того, чтобы защитить своего носителя от режущих ударов, хотя и была уязвима для ударов копьем. Хотя кольчуги, как правило, великолепно выдерживали удары стрел, они не могли устоять против стрел арбалета и страшных стрел валлийских и английских лучников. Кольчугу делали из металлических колец, переплетенных между собой так, что каждое кольцо соединялось с четырьмя другими. Кольца делали из железной проволоки, причем концы каждого кольца расплющивали, накладывали друг на друга и заклепывали, или (до конца XIV века) из «сплошных» колец, которые выдавливались из тонкой железной пластины. Такие сплошные кольца — когда их применяли — чередовались с заклепанными кольцами.

Кольчужные изделия — рубахи, капюшоны, гольфы, перчатки — изготовляли по тому же принципу, по какому в наше время вяжут изделия из шерсти, увеличивая или уменьшая число петель (колец) в ряду или число самих рядов — в зависимости от способа ношения — лицевых или изнаночных. Мы довольно хорошо осведомлены о том, как изготовляли кольчуги, но практически ничего не знаем о том, как назывались детали кольчужных изделий. Анализ сохранившихся до наших дней образцов ясно показывает, что они изготовлялись точно так же, как и всякие вязаные изделия, поэтому нет никакого сомнения, что в своей работе кольчужные мастера использовали ту же терминологию, что и вязальщицы шерсти. «Сплошные» или «закрытые» кольца, скорее всего, выбивали пуансоном из тонкого железного листа, а «открытые» или «заклепанные» кольца изготовляли из проволоки. Кусок проволоки нужной длины накручивали, как на катушку, на стержень требуемого диаметра. Получалась настоящая катушка с одним слоем свернутой кольцами проволоки. Эту проволоку разрезали по прямой линии вдоль стержня и получали множество открытых незамкнутых колец. Эти кольца раскаляли докрасна, расплющивали концы и пробивали в них отверстия для заклепок. Потом кольца переходили от кузнеца к изготовителю кольчуги, который собирал их в соответствии с нужной выкройкой, соединяя между собой кольца и заклепывая их концы.

Нам до сих пор немного известно о конкретных способах и приемах изготовления панцирных доспехов, но кое-что можно почерпнуть из немногочисленных иллюстраций, на которых изображены ремесленники за работой, из списков инструментов и из тщательного анализа того, как развивалось мастерство изготовления кольчужных лат. Также нам кое-что известно об организации работы в оружейных мастерских, хотя знания эти удручающе скудны. Есть данные, указывающие на специализацию среди ремесленников, изготовлявших кольчуги. Где-то между 1298 и 1344 годами итальянский автор Гальвано Фьярнма сочинил труд под названием «Chronichon Extravagans», в котором описал кое-какие детали работы оружейников Милана, одного из важнейших центров оружейного производства в период между XIII и XVI веками. «На нашей территории, — пишет Фьярнма, — обитают в великом множестве ремесленники, изготовляющие всякий вид доспехов и оружия — хауберки, нагрудники, пластины, шлемы, каски, стальные шляпы, ожерелья, рукавицы, поножи, набедренники, наколенники, а также копья, метательные копья, мечи и так далее. Вещи эти делаются из твердого железа, сверкающего как зеркало. Одних только изготовителей кольчуг насчитывается не меньше сотни, не говоря уже о бесчисленных подмастерьях, каковые с величайшим умением делают кольца для кольчуг. Есть мастера, делающие круглые щиты, большие и малые, а людей, делающих оружие, и вообще невероятное множество. Этот город снабжает оружием все города Италии и вывозит его даже к татарам и сарацинам». В сочинении Фьярнмы мы имеем составленное очевидцем свидетельство того, что в Средние века среди оружейников существовала известная специализация, так как каждый ремесленник выполнял определенный вид работ. Кроме того, из книги Фьярнмы мы узнаем, что панцирные доспехи носили уже в первой половине XIV века.

Из более поздних документов становится известно еще больше. Стоит, например, взглянуть на списки ремесленников, работавших в XVI веке в гринвичских оружейных мастерских Генриха VIII. Из этих списков мы очень многое узнаем о специализации, существовавшей в мастерских: «молотобойцы» ковали пластины, «вальцовщики» формовали и полировали пластины после их ковки, «слесари» приделывали к готовым доспехам петли, застежки и крепления, а другие ремесленники следили за правильной сборкой лат и изготовляли подкладку.

В миланских мастерских XV века мы находим специализацию, не уступающую таковой на современных поточных линиях массового производства товаров. Каждый из работавших в Милане ремесленников был занят исключительно изготовлением какой-то одной определенной части доспехов. Действительно, маловероятно, что когда-то было такое время, что один человек мог изготовить доспехи целиком — от начала до конца. Так же невероятно, чтобы один человек в наше время сделал автомобиль от начала до конца.

Панцирное облачение выделывали из брусков (биллетов) стали или закаленного железа; эти бруски расковывали в плоские пластины вручную или водяными падающими молотами. Пластины потом разрезали по заготовленным лекалам разных частей будущих доспехов, а потом ковали их на «шаблоне» или форме, подобных тем, с которыми в наше время работают серебряных дел мастера. Шаблонами мы называем набор небольших наковален разной формы, насаженных на вертикальную стойку, которая могла служить станком или большой деревянной болванкой.

Для придания пластине основной грубой формы применяли холодную ковку, хотя, возможно, в течение этого процесса пластину один или два раза отжигали или закаливали. Некоторые операции, например загнутые детали, завернутые края, можно было изготовлять только путем горячей ковки. После того как всем заготовкам придавали нужную форму, наступала самая трудная часть работы: сборка и подгонка частей. Этот этап был, конечно, самым важным, ибо если разные детали не подошли бы друг к другу или не перекрывались бы между собой, то не была бы выполнена главная цель изготовления доспехов — они не защищали бы своего хозяина, не обеспечивали бы достаточной гибкости и свободы движений, а между частями возникли бы опасные зазоры. Присмотритесь к готовым доспехам, и вы сами убедитесь в том, как тщательно каждая деталь подогнана к соседней. Когда сборку и подгонку деталей заканчивали, изделие передавали полировщикам, которые чистили и полировали доспехи на водяных абразивных колесах. Если доспехи предполагалось украсить насечкой или инкрустациями, то дальше готовое изделие передавали граверам или ювелирам, а когда они заканчивали свою работу, слесарь навешивал на готовые доспехи петли, застежки и ремешки. И наконец, с внутренней стороны делали подкладку и завершали окончательную сборку готовых лат.

Толщина стали в латах варьируется, по толщине отличаются не только разные детали — одна и та же часть в разных местах могла иметь неодинаковую толщину. Нагрудник не только толще спинной части кирасы, но его передняя часть толще, чем боковые части; передняя часть шлема, защищающая темя, толще, чем част{>, прикрывающая затылок. Твердость поверхности также варьируется, наружная часть намного тверже внутренней.

Поверхность доспехов по твердости не уступает стеклу, на них трудно оставить царапину каким бы то ни было материалом; но поверхность эта и в отдаленной степени не обладает хрупкостью стекла. Должно быть, при отливке стали использовали какие-то присадки, хотя сейчас никто не знает, как именно это делалось. Твердость была важна для латного панцирного доспеха из самых практических соображений: твердость препятствовала пробиванию доспеха, так как твердая, гладкая, скругленная и отполированная поверхность лат была предназначена для того, чтобы отводить и отражать самые мощные удары. Из описаний последнего периода Столетней войны мы узнаем, что даже стрелы английских лучников не могли пробить панцири французских воинов — такие доспехи были разработаны специально для противодействия лучникам, даже если те стреляли с близкого расстояния, стрелы просто отскакивали. Но, несмотря на такую твердость, мы знаем, что подчас сокрушительные удары топором, молотом или мечом все же пробивали панцирные доспехи.

На большинстве самых добротных доспехов можно обнаружить клеймо оружейника — индивидуальное или цеховое. В некоторых случаях клеймо проставлено только на основных частях, в других случаях — на всех частях и даже на каждой пластине. Иногда на наружной (правда, чаще все же на внутренней) стороне доспехов можно видеть знак владельца — это гравированные или нарисованные значки (магические формулы или изображения амулетов). Например, на обоих наколенниках (с внутренней стороны) и на внутренней стороне обоих наплечников доспехов Шотта фон Хеллингена были нарисованы красные иерусалимские кресты. На верхней части наружной стороны нагрудника кирасы был выгравирован герб Шотта (рис. 59). Эти знаки и отметки изготовителя, своего рода подписи, свидетельствуют о гордости людей, делавших доспехи. Оружейники стремились оставить свой знак, свидетельство того, что латы сделаны именно ими. Иногда знак ставился как символ верности сюзерену. Кроме того, в изготовлении доспехов можно увидеть зачатки гражданского достоинства, так как в дополнение к клеймам оружейников мы часто можем наблюдать на доспехах «виды городов», где проживали мастера, или заметить гербы отдельных правителей (особенно это касается изделий, изготовленных в конце Средневековья).

Доспехи никогда не были такими тяжелыми, как это часто представляется нам. Полные доспехи 1470 года были не тяжелее — а подчас и легче, — чем полная выкладка английского пехотинца времен Первой мировой войны. Средний вес доспехов равнялся 57 фунтам (приблизительно 26 килограммам), но надо помнить, что этот вес не давил на плечи, как он давит на плечи пехотинца, а был равномерно распределен по всему телу. Вопреки распространенному мнению, доспехи, помимо всего прочего, изготовлялись так, чтобы их было удобно носить. Главной заботой оружейника было подогнать доспехи точно по фигуре владельца — такого искусства достигает не всякий первоклассный портной. Если была такая возможность, то с хозяина будущих доспехов снимали мерку, а потом за несколько примерок подгоняли готовое изделие. Если же владелец будущих доспехов почему-либо не мог сам приехать в мастерскую, то туда присылали данные снятия мерки. Например, рыцари Англии или Испании часто заказывали доспехи в Милане или Аугсбурге. Иногда размеры посылали с образцами одежды, а иногда снимали восковые копии с конечностей заказчика. Например, герцог Туренский в 1386 году «послал в Германию маленький дублет как модель для изготовления пары пластин (нагрудника и спинной части) для его персоны». Или приведем запись в бухгалтерской книге испанского королевского дома, относящуюся ко второй четверти XVI века: «За воск для отливки модели ног Его Величества, отправленной господину Дезидериусу Кольману, занимающемуся изготовлением доспехов…» Такая забота о точной подгонке доспехов относится как к кольчужным латам, так и к панцирным доспехам, хотя, конечно, гибкость кольчуги позволяла уделять меньше внимания точной подгонке снаряжения. И наконец, всякий, кому предстояло сделаться воином, начинал тренироваться в ношении доспехов с семилетнего возраста, поэтому, когда ребенок становился рыцарем, он был уже привычен к постоянному ношению доспехов (к классу воинов относились все мальчики благородного происхождения, но были и исключения).

Благородные юноши Средневековья учились носить доспехи, так же как сейчас дети учатся читать и писать, — с самого раннего возраста. Хуан Кехада де Реаго, рыцарь и писатель начала XVI века, утверждает «необходимость воспитывать воина с того раннего возраста, когда мальчик начинает учиться читать, познавая азбуку» («Учение об искусстве рыцарства» («Doctrina Delia Arte Delia Cavalleria»). Каждый день ученик носил доспехи и упражнялся в них, ведь когда он становился мужчиной, то должен был проводить в латах много времени, не говоря о том, что ему необходимо было воевать в них (в Средние века воином начинали считать человека, достигшего четырнадцатилетнего возраста). Но воин не только умел носить доспехи, он был гордым наследником традиции, основанной его предками тысячу лет назад, — проводить большую часть жизни в боевом снаряжении.

Конечно, у доспехов были и крупные недостатки. Самым большим из них — независимо от того, насколько владелец был привычен к их ношению и насколько хорошо они подогнаны, — были духота и перегревание. В доспехах воин мог страдать от невыносимой жары. Шекспир, очевидно, хорошо знаком с этой проблемой, так как во второй части исторической трагедии «Король Генрих Четвертый» говорит устами принца Генриха следующее:

То, как ношенье лат богатых в жаркий день,

Что обожгут тебя надежностью своей.

(Акт IV, стихи 30–31)

В большом сражении при Азенкуре в 1415 году дядя короля Генриха герцог Йоркский — тучный мужчина средних лет — умер от изнеможения и теплового удара в своих доспехах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru