Что проще сделать - кольчугу или пластинчатую броню? Кольчуга пластинчатая


1. КОЛЬЧУГА И ПЛАСТИНЧАТАЯ БРОНЯ X–XI века COAT OF MAIL AND PLATE ARMOUR X–XI cc.

1. КОЛЬЧУГА И ПЛАСТИНЧАТАЯ БРОНЯ X–XI века

COAT OF MAIL AND PLATE ARMOUR X–XI cc.

Древняя «броня», защищавшая тело воина, имела вид рубашки, длиной до бедер, и была сделана из металлических колец («кольчуга») или пластин («броня», а позднее — «панцирь»).

«Кольчатая броня» состояла из железных колец, которые были попеременно склепаны и сварены между собой. О них великий ученый Востока аль-Бируни писал в XI веке: «Кольчуги предназначены для посрамления оружия [врага] в бою, они защищают оттого, чем действуют противники, и от ударов, отрубающих голову».

«Пластинчатая броня», также имевшая хождение среди древнерусских воинов, была сделана из связанных между собой и надвинутых друг на друга металлических пластинок. О них упоминают древнерусские летописи: «Удариша его [Изяслава] стрелою под бронь под сердце» (Лаврентьевская летопись).

Голову воина прикрывал шлем, а у небогатого — простая железная шапка, сделанная из листового или кованого железа.

До появления шлемов и кольчуг у древних славян защитными средствами служили щиты. Щит был символом военной победы: «И повеси щит свой в вратех, показуя победу» («Повесть временных лет»).

Ранние щиты были деревянными, плоскими, состоящими из нескольких обтянутых кожей дощечек. В центре пропиливалось круглое отверстие, которое снаружи закрывалось выпуклой металлической бляхой — «умбоном». На противоположных сторонах щита закреплялась планка для того, чтобы щит можно было держать рукой.

В X веке щит был нетяжелым, годным и для пешего, и для конного воина. Наиболее ранними считаются круглые щиты. Со второй половины X века использовались длинные продолговатые щиты, а с XI века вошли в употребление миндалевидные общеевропейского образца.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

КОЛЬЧУГА И ПЛАСТИНЧАТАЯ БРОНЯ. Х—Х1 века. Оружие и доспехи Руси X-XVI

/images/5/175_image010.jpg" hspace=20 vspace=20 alt=17.jpg>

Древняя "броня", защищавшая тело воина, имела вид рубашки, длиной до бедер, и была сделана из металлических колец ("кольчуга") или пластин ("броня", а позднее — "панцирь"). "Кольчатая броня" состояла из железных колец, кᴏᴛᴏᴩые были попеременно склепаны и сварены между собой. О них великий ученый Востока аль-Бируни повествовал в XI веке: "Кольчуги предназначены для посрамления оружия [врага] в бою, они защищают от того, чем действуют противники, и от ударов, отрубающих голову".

"Пластинчатая броня", также имевшая хождение среди древнерусских воинов, была сделана из связанных между собой и надвинутых друг на друга металлических пластинок. О них упоминают древнерусские летописи: "Удариша его [Изяслава] стрелою под бронь под сердце" (Лаврентьев-ская летопись). Голову воина прикрывал шлем, а у небогатого — простая железная шапка, сделанная из листового или кованого железа.

До появления шлемов и кольчуг у древних славян защитными средствами служили щиты. Щит был символом военной победы: "И повеси щит ϲʙᴏй в вратех, показуя победу" ("Повесть временных лет"). Ранние щиты были деревянными, плоскими, состоящими из нескольких обтянутых кожей дощечек. В центре пропиливалось круглое отверстие, кᴏᴛᴏᴩое снаружи закрывалось выпуклой металлической бляхой — "умбоном". На противоположных сторонах щита закреплялась планка для того, ɥᴛᴏбы щит можно было держать рукой.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Оружие и доспехи Руси X-XVI - Автор неизвестен принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "КОЛЬЧУГА И ПЛАСТИНЧАТАЯ БРОНЯ. Х—Х1 века") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Оружие и доспехи Руси X-XVI - Автор неизвестен в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Оружие и доспехи Руси X-XVI - Автор неизвестен, 2015. КОЛЬЧУГА И ПЛАСТИНЧАТАЯ БРОНЯ. Х—Х1 века.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Кольчато-пластинчатые доспехи - это... Что такое Кольчато-пластинчатые доспехи?

Руский бехтерец (первая половина XVII века)

Турецкий юшманобратите внимание на классические кольчато-пластинчатые набедренники, именно от таких набедренников произошли все кольчато-пластинчатые доспехи (за исключением японских)

Русские калантарь и юшман

Кольчато-пластинчатый доспех — кольчуга с вплетёнными металлическими пластинами. Известна на Руси и на Востоке, сочетает в себе гибкость кольчуги и прочность пластинчатого доспеха.

Русь, Польша, Ближний Восток, Средняя Азия, Индия и Пакистан

Бехтерец, Калантарь и Юшман состоят из горизонтальных пластин, сплетённых в нахлёст в вертикальные ряды, а калантарь — из относительно крупных квадратных пластин, сплетённых без нахлёста. Разница между бехтерецом и юшманом состоит в размере пластин — бехтерец сплетён из мелких пластин с большим перехлёстом, а пластины юшмана существенно больше и, как правило, юшман имеет на груди всего два ряда длинных и относительно узких пластин, сплетённых с небольшим перехлёстом. При этом юшман своим внешним видом, а именно чёткими горизонтальными полосами брони, несколько напоминает ламинарный доспех.

Краткое упоминание в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

Бахтерец, или бехтерец, от монгольского бектер — панцырь или кольчуга, у которых на груди и спине, а иногда и боках было по нескольку рядов мелких пластин или досок из железа или меди, часто с серебряною или золотою насечкою.

Калантарь — доспех без рукавов, из крупных металлических досок; у пояса прикреплялась кольчужная (иногда панцырная) сеть до колен.Юшман, или юмшан, — панцырь или кольчуга с крупными досками, подобно калантарю, но расположенными вертикально.

Бехтерецовое плетение

Согласно наиболее распространенному мнению данный тип доспеха появился в конце XIV — начале XV века на Ближнем Востоке. Причём отдельные образцы на тот период находят и в Золотой Орде, что по некоторым версиям, возможно, говорит о появлении доспеха в Золотой Орде. Согласно же наиболее распространенному мнению об изначальном появлении этих доспехов на Ближнем Востоке, это объясняется импортом доспехов с Ближнего Востока в Золотую Орду. Что любопытно, ранние образцы представляли собой лишь вспомогательную защиту (как правило набедренники), носившиеся ламеллярным или бригантинным доспехом (куяком). Первые изображения, показывающие применение такого доспеха в качестве защиты тела появляются на иранских миниатюрах середины XV века, на которых бехтерец из крупных пластин — почти калантарь или юшман, сочетается с ламинарными наплечниками и подолом, а также большим зерцалом на груди. Первое же изображение классического бехтереца, можно видеть на Багдадской миниатюре 1465 года. Вплоть до конца XV века, бехтерец очень часто сочетался с различными ламеллярными и ламинарными элементами. Но ближе к концу XV века появляется тяжёлый бехтерец с рукавами до локтя и подолом до колена аналогичной конструкции (в облегчённом варианте эти части сотояли из одной лишь кольчуги), вытеснившей в первой четверти XVI века ламеллярные доспехи. Золотой век данного типа доспеха из кольчуги с вплетенными пластинами приходится на XV—XVII века. Естественно, наиболее популярными были относительно недорогие облегчённые образцы из относительно мелких пластин. Кроме того, русский бехтерец, в отличие от восточного, не имел рукавов и длинного подола, представляя собой жилетку, одеваемую поверх кольчуги. Кроме того, русский вариант как правило застёгивался на боку, а восточный имел застёжки посередине, а в некоторых вариантах вовсе одевался через голову.

Бехтерец набирался из прямоугольных металлических пластин, расположенных вертикально. С боковых сторон этих пластин делалось 3 или 4 отверстия, они соединялись кольцами, таким образом, давая двойное или тройное перекрытие. На бехтерец уходило до 1500 таких пластин, вместе с кольчужным подолом и рукавами он мог весить 10—12 кг, а в длину — около 65 см. На Русь бехтерцы попали из Персии и применялись в XVI—XVII веках в коннице, но носились и царями. Через Русь они проникли в Польшу. Это был очень дорогой вид доспеха, обладавший очень высокими защитными свойствами.

Юшман отличался более крупными горизонтальными пластинами. Их число было порядка 100, они лишь немного перекрывали друг друга. Защитные свойства были, конечно, меньше, чем у бехтерца, но и цена, и трудоёмкость производства были тоже меньше. Мог носиться поверх кольчуги. Вес юшмана составлял 12—15 кг.

Колонтарь или калантарь — более редкий и, видимо, древний тип кольчато-пластинчатых доспехов. Рукавов не имел, состоял из двух половин, застёгивавшехся на плечах и с боков. Также изготавлялся из металлических «досок» — пластин, соединённых кольцами. Спереди они были крупнее, сзади — мельче и чаще, для улучшения подвижности. Панцирный или кольчужный подол мог доходить до колен. Образцов колонтарей не сохранилось.

Япония

Асигару в окаси татами-до (буквально в "одалживаемом" складном доспехе, то есть в дешёвых казённых доспехах принадлежащих феодалу)

Японским аналогом калантаря является складной доспех — татами-до из японской «бригантины», который в отличие от калантаря мог состоять не только из квадратных, но и из шестиугольных пластин. Другим отличием было то, что пластины в татами-до как правило были небольшими, а не крупными как в калантаре. Третьим отличием являлось то, что и пластины и кольчуга в татами-до нашивались на суконную основу. Четвёртое отличие состояло из того, что для защиты от коррозии во влажном японском климате пластины татами-до обклеивались кожей и лакировались, а кольчуга просто лкаировалась. И наконец пятым отличием был способ плетения японской кольчуги. При этом татами-до, в отличие от калантаря считался дешёвым и непрестижным доспехом. Так как в отличие от Руси, Ближнего Востока и Средней Азии, где основым доспехом была кольчуга, кольчуга с вплетёнными пластинами была доступна не всем. В Японии основным доспехом в эпоху междуусобных войн был ламинарный доспех из горизонтальных пластин, сплетённых шёлковым шнуром, а японская кольчуга особого плетения служила лишь для прикрытия щелей. От чего доспех из кольчуги, пусть даже и с вплетёнными металлическими пластинами, воспринмался как нечто суррогатное. И даже ламинарный доспех из кожи вместо металла (неотличимый по виду от доспеха из металла обклеенного лакированной кожей), считался престижее татами-до из металла. Впрочем, исходя заранее из непрестижности татами-до, его нередко делали низкого качества и из тонких пластин, так что он мог уступать по прочности не только калантарю, делавшегося из прочных пластин и отнюдь не для бедных, но и даже хорошему кожанному доспеху.

Источники

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Что проще сделать - кольчугу или пластинчатую броню?

4 сентября 2018 г. 16:52:23

Периодически в кругу людей, интересующихся военной историей, доспешным делом и т.п., кто-нибудь обязательно задает вопрос - почему кольчуга? В том смысле - почему оружейники древности предпочитали делать кольчуги, почему пластинчатый доспех так и не смог ее вытеснить  полностью , почему латные панцири не распространились по всей планете, так, в общем-то, и оставшись специфическим доспехом Европы?

 

Толика абсурда... А абсурда ли?

Для современного человека это кажется глупостью - плести "железную рубашку" из отдельных колечек. Зачем, если, вроде бы, можно взять кусок металла и отковать нагрудник или наспинник целиком? Плести кольчугу - это ж адова работа, долгая, кропотливая, а результат не особенно-то и впечатляет своей прочностью. Поэтому - почему кольчуга?

А я вам напомню общемировую тенденцию...)

Из всех видов железных доспехов кольчужный - самый древний. В античном мире, уже умея делать корпусные пластинчатые доспехи из меди или бронзы, из железа предпочитали мастерить именно кольчуги. Пластинчатые доспехи распространились в Риме в эпоху его расцвета, но как только империя стала клониться к закату - опять сменились в легионах кольчужными.

 

Обратите внимания: кольчуга железная, а шлем бронзовый. Это вполне характерно для эпохи железа в Античности в целом. Ну не могли еще шлем из железных пластин отковать, не умели!

Когда Западная Римская империя рухнула, и на ее останках начали возникать королевства "варваров" - готов, галлов (франков), даков, белгов и прочих, несть им числа, пластинчатые доспехи в Европе перестали делать ВООБЩЕ. Только кольчуги, и то в небольших количествах. Крестоносцы впервые "познакомились" с чешуйчатой броней - броней из небольших стальных пластинок - пообщавшись с византийцами, которые это умение сохранили.

В 1204 году Константинополь пал. Нет, это были не тюрки-османы, те пришли на пару столетий позже. В начале тринадцатого века столицу Ромейской империи захватили крестоносцы - и именно с тринадцатого века по Западной Европе начал массово распространяться пластинчатый доспех. Мастеров и технологии вывезли из Константинополя. Ну, монголы еще, считается, "одарили" Европу идеей хатанги, т.е. бригантины, но вряд ли монголы были склонны делиться технологиями...)

О чем это говорит? Да о том, что для древних делать доспехи из железных пластин было намного сложнее, чем плести рубашки из колец!

 

Один вопрос - почему?

Человек, задающий этот вопрос, забывает о том, что современные металлургические технологии, даже в деле ручной ковки, превосходят древние на много порядков.

Что нужно сделать для изготовления кольчуги?

Взять произвольное количество кусков металла.

Расплющить до состояния листа либо вытянуть из них проволоку.

Нарубить из листа энное количество сплошных колец либо нарезать проволоку и накрутить из нее колечки. Все. Кузнечная работа почти закончена - сиди, плети, только разомкнутые кольца нужно заклепывать, и все. Да, долго. Кропотливо. Нужна пропасть терпения и железный зад. Но технически - не слишком сложно.

А что нужно для того, чтобы делать пластинчатые доспехи?

 

Мелкопластинчатые доспехи византийского образца

В первую очередь - большие куски  качественного  железа или стали.

Дело в том, что очень долгое время изготовить стальной лист большого формата, пригодный для того, чтобы сделать из него деталь латного доспеха, для оружейников было проблемой. Кустарное производство - здесь перекалил, тут недокалил, здесь молотком слишком сильно ударил и загубил заготовку... Металл должен быть равномерной толщины и одинаковых свойств по всей площади листа.

Здесь есть аксиома:  чем больше площадь элемента пластинчатого доспеха, тем сложнее средневековому оружейнику было его изготовить.

Особенно - латные доспехи, которые делались из сплошных кусков металла, повторяющих формы человеческого тела. То есть, грубо говоря, кираса - это не просто стальной лист, кое-как вогнутый. Она должна повторять, пусть условно, форму груди, живота и спины, иначе носить ее будет невозможно.

Именно поэтому доспехи долгое, очень долгое время набирались из пластинок шириной в два-три пальца, которые приклепывались к кожаной или тканевой основе. Так гораздо проще посадить броню по фигуре.

 

Готическая кираса с ребрами усиления. Очень высокий уровень оружейного мастерства

 

Тайна латных доспехов

Латные доспехи и бригантины из крупных пластин в Европе появились только тогда, когда появились технологии, позволяющие выштамповку крупных кусков металла - и ни годиком ранее. Фактически - когда появились первые мануфактуры, что-то, напоминающее заводы, фабрики и вообще организованную промышленность. Если вы, паче чаяния оказавшись попаданцем в XII веке, вздумаете заказать себе латный доспех, то самый лучший кузнец вам скажет только одно:

-Ну, барин, ты задачи ставишь...

Он не сможет. У него для этого ни знаний, ни даже нужных инструментов нет. Тут ведь одним горном, кувалдой и щипцами не обойдешься, тут нужны заводские прессы, штампы, а главное - нужен очень качественный металл. С ним тоже была проблема.

Именно поэтому кираса вплоть до семнадцатого столетия (приблизительно) стоила гораздо дороже кольчуги. Кольчугу делать было долго и муторно, но технически несложно. А вот кираса требовала при изготовлении высокого уровня профессионализма и инструментария, который не во всякой кузне найдется. А еще учтите, что она должна быть прокована и прокалена максимально равномерно, чтобы стрелу или пулю хотя бы на излете выдерживать...

То же касается и шлемов. Шлемы в раннем Средневековье в основном собирали из нескольких пластин на заклепках либо кузнечной сварке. Есть, конечно, отличия - "вендельский" шлем, к примеру, хоть и был большей частью железным, но собирался на бронзовом (!) каркасе.

 

Вендельский шлем

Стоил даже простенький шлем-колпак очень дорого. А вот что-то сложное, вроде топхельма... Небольшую деревеньку на него купить можно было. И заметьте: топхельм, хоть и набран из нескольких склепанных между собой пластин, ни хрена не эргономичной формы!

Поэтому, например, в захоронениях викингов шлемов найдено очень немного, знаменитый "шлем из Гьермундбю" - чуть ли не единственный. Слишком сложно было для древних делать такие штуки...

В принципе, именно по этим причинам в России латный доспех толком и не распространился. Обходились юшманами, бахтерцами и т.п. Их было проще делать, а уровень защиты они давалиприемлемый. Из латных элементов наши предки до XVII века ковали в основном наручи и поножи. Это гораздо проще, чем нагрудники, наспинники, набедренники...

 

Русские солдаты "полков иноземного строя", XVII век.

И в семнадцатом столетии латный доспех вроде вот такого, как на картинке выше, в Московском царстве, насколько я в курсе, производился в ограниченном количестве. В основном такая броня ввозилась из-за границы.

А уже в XVIII веке от доспеха на войне отказались.

 

Источник: zen.yandex.ru

dz-online.ru

Кольчуга и пластинчатая броня. X-XI века

Похожие:

Пар и БроняУрок «В рыцарском замке» Тема: «В рыцарском замке»Основные понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герольд, герб, девиз
Невидимая броня Вступление 2Именно за такое умение люди считали его великим мастером. Сам же он не это считал мастерством. Когда Тао Хунзин достиг старости,...Документи1. /Зарубежная литература 19 века/11.docx2. /Зарубежная...
Исследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?Исследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?
Эпоха серебряного века и Осип МандельштамЭпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра ш и семнадцатым годом. 1Военная экспансия кочевых народов Азии в средние векаДанная работа является попыткой обобщения причин и хода военной экспансии кочевых народов Центрально-евразийских степей во временном...
Война в чечнеС конца 16 века из Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине 19 века стал государственной религией. В 16...Наука и культура первой половины XIX вВсю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(...
Разместите кнопку на своём сайте:Документы ДокументыБаза данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.обратиться к администрации

rushkolnik.ru

Кольчуга и пластинчатая броня X—XI века

Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0

history-of-wars.ru

Кольчуга и пластинчатая броня. X-XI века

Похожие:

Пар и БроняУрок «В рыцарском замке» Тема: «В рыцарском замке»Основные понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герольд, герб, девиз
Невидимая броня Вступление 2Именно за такое умение люди считали его великим мастером. Сам же он не это считал мастерством. Когда Тао Хунзин достиг старости,...Документи1. /Зарубежная литература 19 века/11.docx2. /Зарубежная...
Исследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?Исследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?
Эпоха серебряного века и Осип МандельштамЭпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра ш и семнадцатым годом. 1Военная экспансия кочевых народов Азии в средние векаДанная работа является попыткой обобщения причин и хода военной экспансии кочевых народов Центрально-евразийских степей во временном...
Война в чечнеС конца 16 века из Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине 19 века стал государственной религией. В 16...Наука и культура первой половины XIX вВсю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(...
Разместите кнопку на своём сайте:Документы ДокументыБаза данных защищена авторским правом ©www.rushkolnik.ru 2000-2015При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.обратиться к администрации

www.rushkolnik.ru