Доспех "Кольчуга". Доспех кольчуга


Кольчуги и доспехи. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения

Кольчуги и доспехи

Самые старые из сохранившихся индийских доспехов состояли из кольчужной рубахи, усиленной планками, пластинками и железными чешуйками. Производившиеся в местных мастерских изделия делались по персидским, турецким или даже египетским образцам. Кольчуги с длинными рукавами, несомненно, появились в результате египетского влияния посредством торговли с портами на побережье Красного моря.

У индийских доспехов из чешуек и пластинок редко делалось более шести пластинок, прикрывавших переднюю часть тела. Чаще всего на груди поверх кольчуги размещались четыре большие прямоугольные пластины, застегивавшиеся ремнями с пряжками. На спине обычно находилось пять рядов вертикальных пластинок, расположенных вплотную друг к другу. Для большей прочности ряды слегка находили друг на друга. С каждой стороны располагались четыре меньшие по площади вертикальные пластинки, две спереди и две сзади (вклейка XIV, а, б).

Рис. 50. Образцы шаблонов для нанесения на пластинки узоров типа «Ганга-Джамни»; указаны следующие виды изделий: а – бармица шлема, медь и железо, Лахор; б – рубаха и штаны, медь и железо, Лахор; в – бармица шлема, медь и железо, Хайдарабад; г – медь и железо, Лахор

Иногда из чешуек составляли воротники-стойки, но чаще для этого использовали стеганую и усиленную клепками материю. Что касается рукавов, то длина их менялась от полной до половины, юбки обычно разделялись в соответствии с высотой луки седла, доходя до середины бедра или до голени. Кольца изготавливали из проволоки круглого сечения – первоначально такая защита считалась достаточно мощной и надежной.

Все доспехи сильно изношены, что говорит об их постоянном использовании в течение длительного времени.

Большие пластины украшены приклепанными к краям бронзовыми или стальными пластинами с орнаментом, имеют отверстия для пряжек и ремешков, скреплявших доспехи. Когда для краев использовалась медь, чешуйки сзади через одну делались из меди. Подол кольчуги мог быть фестончатым.

В «Иллюстрированном справочнике по индийскому оружию» (Лондон, 1880) У. Эгертона приведен каталог доспехов, захваченных в 1799 г. после осады Серингапатама в Майсоре. В нем указаны имена мастеров и индийские названия отдельных предметов вооружения. Большая их часть совпадает с теми, о которых мы говорили выше, как, например, zirah baktar (набедренник), состоящий из пятнадцати плоских узких чешуек и кольчужной юбки. Обычно этот доспех носили офицеры высшего ранга.

Из арсенала датийского магараджи в Тауэр поступил такой доспех с позолоченными пластинами, подаренный виконту Хардинджу, британскому генерал-губернатору Индии, занимавшему свой пост в 1844–1847 гг. Он состоит из шлема (top), сконструированного из чешуек и пластинок, который надевался поверх стеганой шапки. Выпуклый купол, в центре которого находится трубка, предназначавшаяся для султана из перьев, окружен короной из десяти зубцов. Шесть горизонтальных полосок составляют основание шлема. Между двумя передними зубцами сделано углубление для наносника. Если бы он сохранился, то его конец доходил бы до нижней части лица.

Обратим внимание и на два щитка для ушей явно турко-мамелюкской формы, соединенные с чешуйками, и длинный остроконечный назатыльник, также образованный из чешуек. С каждой стороны спереди располагаются еще две трубки для перьев, покрытые орнаментом с остатками позолоты. В целом он относится к раннему типу индо-мусульманских шлемов.

В Британском музее и в Тауэре хранятся два похожих, но более крупных шлема, также поступивших из Серингапатама, видимо использовавшиеся тяжелой кавалерией Хейдара Али. На всех изделиях когда-то имелись большие квадратные шейные щитки. Часть такого щитка сохранилась на шлеме из Тауэра. Имелись также массивные наносники (см. вклейку XIX, б). Для прочности зубцы короны имеют среднюю борозду и спаяны друг с другом. На них следы воздействия сильного пожара, возможно произошедшего в во время осады Серингапатама.

В Стоуновской коллекции, хранящейся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, находится редий образец пары наручей для предплечья (dastana), составленных из планок и чешуек, края планок украшены накладной резьбой и гравировкой. Основная пластина правого рукава усилена изогнутой накладкой в области запястья, чтобы повысить защитные свойства. Левый наруч с той же целью усилен прочным витым прутом. В более поздних наручах для этого делали эллиптическую чеканную полосу.

В Синде, провинции Пакистана, и расположенном по соседству Куше чешуйчатые и пластинчатые доспехи достигли особого совершенства. Два прекрасных образца находим в Музее народного искусства в Вене (вклейка XIII), один полностью состоит из пластинок и чешуек, две другие большие по размеру кольчуги имеют на туловище пластины, увеличивающие прочность изделия. Пластинчатые доспехи с шлемом, состоявшим из грубой уплощенной маски, назатыльника, защитных приспособлений для глаз и шеи, хорошо защищали воина в бою, хотя и ограничивали поле зрения. Тем же недостатком отличались и другие синдские капюшоны и шлемы, имевшие треугольную кольчужную бармицу, закрывавшую лицо. Для улучшения обзора в кольчуге оставляли небольшие отверстия для глаз, усиленные чешуйками.

Расположение и число пластинок может меняться, но и по количеству и по площади они превосходят другие доспехи сходной конструкции. Они закрывают всю грудь, дублируя кольчугу, как в турецких и мамелюк-ских доспехах. Пластины от шеи до туловища соединялись парами приклепанных колец, а затем стягивались с помощью специального шнура.

Защита ног часто повторяла по форме штаны, только седалищная и задняя часть бедер оставались свободными от пластинок, обеспечивая более удобную посадку в седле. Все части подкладки простегивались, и, хотя в них было достаточно жарко, все же они считались одним из самых комфортабельных видов доспехов. Ноги защищались кожаными сапогами с закрученными носками, поверх которых надевалась кольчуга с пластинами, иногда, как на сапогах из венского арсенала, пластины приклепывались прямо к сапогам.

Трубчатые синдские наручи состояли из двух половин, соединявшихся посредством петель с длинными шпильками. В отличие от индо-иранских доспехов, они не подгонялись по длине рук и не имели локтевого выступа, а защищали только прямую часть предплечья или руки. Для защиты кисти использовались щитки из ткани с нашитыми пластинами или составленный из остроконечных чешуек подвижный щиток, напоминавший по форме рукавицу с выступом для большого пальца. Как и в чешуйчатых доспехах, хранящихся в Вене, рукава удлинялись, чтобы прикрыть руку.

Для украшения доспехов использовались бронзовые накладки и розетки с чеканным или вырезанным узором. Они размещались по краям пластин или прикреплялись к ним наподобие пуговиц. В большинстве доспехов узор составлен из чередующихся небольших бронзовых или железных чешуек, украшенных орнаментом или розетками с оправами для камней.

Обычно индийские оружейники изготавливали шлемы из сегментовидных железных пластинок, соединенных с кольчугой, что приводило к огромному разнообразию типов. Различались и размеры пластинок, и площадь использовавшихся кольчуг.

В Красном форте в Дели находятся фрагменты двух шлемов северного образца, по которым можно представить их конструкцию. Каждый шлем состоял из трех пластин – двух полукруглых, образующих слегка выпуклую чашу, и изогнутой по форме головы нижней части, к которой прикреплялась кольчужная бармица.

Известны и другие образцы: один находится в Стоуновской коллекции в Нью-Йорке, а другой в Индийской коллекции музея Виктории и Альберта. Они более полные, имеются длинные чешуйчатые бармицы и подвижные наносники. Данные шлемы входили в состав военного снаряжения, использовавшегося с конца XVI – с самого начала XVII в.

Другие шлемы явно контрастируют с ними, они составлены из сотен небольших, расположенных концентрическими кольцами чешуек, соединенных узкими полосками колец и размещенных поверх простеганной материи. Два таких шлема, находящиеся в Тауэре, имеют науши и широкий квадратный назатыльник, свисающий с плеч. У более раннего образца сохранился и клепочный купол, он происходит из Майсура и был захвачен при Серингапатаме. По форме он явно напоминает клепаные шлемы султана Типпу, которые были описаны выше.

В составленном Абдул Фазлом труде «Айн-и-Акбари» описаны все достижения империи Акбара, среди которых и содержание большого арсенала. На воспроизведенных Эгертоном иллюстрациях из этой рукописи показаны лишь отдельные части доспехов. Среди них кольчужная рубаха (зирих) и ангирха, или длинная тканая накидка, надевавшаяся поверх доспехов, которую можно увидеть на персидских и индийских миниатюрах.

Интересны бханджу, или «одежда с воротником», а также хугвах – «цельный кольчужный доспех для головы и тела». Правда, рисунки так и не позволяют составить точное представление об устойстве этих доспехов. Несмотря на то что рисунок неотчетлив, кантха собха, или «шейный щиток», напоминающий европейский воротник XVI–XVII вв., очень похож на европейские нагрудные знаки офицеров XVIII в.

Кольчуга, распространенный вид доспеха, надевалась поверх усиленного клепками платья (кубха). Древние кольчуги делались из круглых клепаных колец. Капюшон, рубаха и штаны, а иногда и кожаная обувь с пришитой сверху кольчугой были обычным доспехом легковооруженной кавалерии из Северной Индии и Декана. Капюшоны, похожие на синдские, обычно имели треугольный клапан для лица, без отверстий для глаз, обеспечивающих обзор. Воину приходилось смотреть сквозь кольчугу.

Покрытый кольчугой тюрбан выполнял функции шлема, обеспечивая хорошую защиту от сабельного удара. Мало кто мог противостоять натиску вооруженных тяжелыми саблями и пиками индийских воинов. В период Великих Моголов важнейшим центром производства оружия был Лахор, откуда происходит ряд прекрасно сохранившихся капюшонов и кольчужных курток. Сегодня они находятся в Тауэре и в коллекциях музея Виктории и Альберта.

Более древние по времени кольчужные рубашки из склепанных колец обычно надевались через голову, позже, в XVII в., под персидским влиянием, они стали распашными. Под влиянием персидской культуры при дворе Моголов появились прекрасные кольчуги с бронзовым узором и застежкой пуговичного типа из медных колец. Видимо, производством кольчуг руководили персидские мастера. Они украшали доспехи изысканным растительным или геометрическим орнаментом и кораническим надписями. Покрытые желтой латунью посеребренные железные кольца назывались «Ганга-Джамна», символизируя слияние прозрачных вод Джамны и мутных потоков Ганга.

В Непале и Бутане, как и в арабских странах, применялись склепанные кольчужные рубахи с стоячими воротниками, стянутыми кожаными ремешками, пропущенными через каждый ряд колец. В доспехах с пуговицами использовались стеганые парчовые или бархатные воротники, подогнанные к груди и обтянутые для прочности позументом. Они застегивались на пуговицы и имели крючки для стягивания одеяния по фигуре.

Кольчужный капюшон в соответствии с персидской традицией ниспадал на плечи. Ниже талии доспех не застегивался, а подпоясывался ярким поясом, например кашмирской шалью, под которую можно было засунуть кинжалы. Сабли обычно носили на наплечном ремне, только персидский шамшер носили на специальном поясе, к которому он прикреплялся на двух шнурах.

Другая кольчуга, возможно персидского происхождения, состояла из чередующихся рядов колец, выбитых из металлического листа. Такие кольца имели центральную перемычку и полукруглые отверстия, обычно они склепывались. Такие кольца были более прочными, увеличивая срок службы изделия, однако менее подвижными, что усиливало напряжение и, следовательно, износ.

Иногда индийские оружейники подписывали свои работы, для чего покрывали лицевую сторону колец, располагавшихся на груди, медью. Затем поверхность полировали и гравировали надписи.

Кольчужные рубахи обычно изготавливались с длинными рукавами, куртки в среднем доходили до середины бедер. Штаны были прямыми, с петлями по талии, куда продергивался пояс или плетеный шнур, концы которого отделывались золотым позументом. Кольчуга пришивалась к тканой основе, для удобной посадки на седле традиционно оставляли свободной заднюю часть и внутреннюю сторону ног вплоть до колена. В некоторых случаях кольчуга оборачивалась вокруг ноги, располагаясь от луки седла до лодыжки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Кольчуга - это... Что такое Кольчуга?

Кольчуга панцирного плетения (из рубленых из листа плоских, а не свёрнутых из проволоки колец). В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались. Иногда часть колец была заклёпана, а часть — просто вырублена из листа, что упрощало и удешевляло производство. Кольчуга хауберджон. Порождает литературно-кинематографические ассоциации — типа «Эх, коротка кольчужка! Но на самом деле носилась не только небогатыми воинами. Богатые надевали такую кольчугу поверх длинной кольчуги, так что туловище оказывалось защищено кольчугой в два-три слоя (поверх длинной могли надеть сразу две короткие), а рукам остававалась хорошая свобода движений Хоуберк с кольчужными чулками и сюрко, со снятым шлемом) (en:surcoat (Dräkt, Fransk riddare, Nordisk familjebok)

Ко́льчатый доспе́х — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног. Интересно, что, несмотря на кажущуюся очевидность происхождения слова кольчуга от кольцо, в санскрите имеется слово kañcuka कञ्चुक с тем же значением.

Кольчуги получили широкое распространение, как в Европе, так и в Азии благодаря технологической простоте изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сотен человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

История

Само по себе слово «кольчуга» на Руси в историческом контексте обозначало лишь один из многих типов кольчатого доспеха, существовавший наряду с другими, такими, как пансырь и байдана.

В других странах конкретные типы кольчатых доспехов также часто имели свои обозначения. Так, в английском языке рубаха из кольчуги называется Hauberk — «хауберк» — при длине до колен, Haubergeon — «хауберджон» — при длине до середины бедра, и Byrnie — «бирни» — при длине лишь до пояса. Кольчужный капюшон называли Coif — «койф». Во Франции кольчужная рубашка с рукавами и капюшоном именовалась «обер», кольчужные чулки — «шоссами» (chausses de maille) и так далее. Также из кольчужного полотна делали бармицу на шлеме, которая служили защитой шеи и, иногда, лица. Кольчуга часто использовалась также в декоративных целях и ювелирных изделиях.

Относительно времени и места появления кольчуги, сложно придти к однозначному выводу. По одной из версий, она была изобретена приблизительно в середине I тысячелетия до н. э. независимо в Европе и Азии. Первые находки кольчуг на скифских кладбищах датируются V веком до н. э. Этрусские или кельтские экземпляры относятся к III в. до н.э. Древние римляне впервые столкнулись с кольчугами, когда завоёвывали галлов, ещё в дореспубликанский период, в эпоху же поздней республики кольчуга была стандартным доспехом легионера[1]. С того времени кольчуги использовались вплоть до распространения огнестрельного оружия.

С X века распространённость кольчуг достигла своего максимума, когда были изобретены хауберки, покрывающие всё тело. B XIII веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными (айлетты) и нагрудными пластинами. Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего эти латы дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В XIV веке сплошные стальные латы начали постепенно вытеснять кольчугу, но из-за своей дороговизны полностью заменить кольчуги не смогли, фрагменты кольчуги часто использовались совместно с латами, прикрывая сочленения и промежутки в сплошной броне. B России кольчуги существовали до конца XVII века, а на Востоке, Кавказе и в Средней Азии — до начала XIX века.

В XIV веке в Японии был изобретён свой тип кольчуги, отличающейся по плетению и устройству от классической кольчуги, известной в Европе и на Востоке. Этот тип кольчуги представлял собой шайбы, нашитые на ткань и дополнительно сплетённые между собой проволочными кольцами в два оборота. Классическая «международная» кольчуга до прихода европейских мореплавателей в Японии была неизвестна.[2]

В Китае распространение кольчужных доспехов произошло сравнительно поздно — в эпоху династии Мин, причём оно было чётко связано с ретрансляцией этого вида защитного снаряжения монголами. Впрочем, широкого распространения они так и не получили, более того — в эпоху Цин исконно-китайские панцири «куячного» типа существенно потеснили доспехи с кольчатой и кольчато-пластинчатой системами бронирования на прилегающих к Китаю с Запада территориях.[3]

Использование

В настоящее время кольчуги из нержавеющей стали в виде нагрудника с фартуком различной длины используются на мясоперерабатывающих заводах при разделке туш, из плетеных колец делают также кольчужные перчатки для защиты рук (обычно левой, в правой держат обвалочный нож).

Иногда кольчуга (Shark suit) также применяется для защиты от акул аквалангиста, при изучении образа жизни и поведения акул.

кольчуга (Shark suit) также применяется для защиты аквалангиста от укусов акул.

В Средние века существовали три основные разновидности кольчужного доспеха:

1. короткая кольчуга с короткими рукавами, недостающими до локтей («little hauberk»). Носилась не только теми, кто не мог позволить себе длинную кольчугу, но и порой, в качестве дополнительного усиления защиты, поверх длинной кольчуги. 2. длинная кольчуга с короткими рукавами до локтей, длинным подолом (иногда до колен), с разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня). Редкая в Европе, но популярная на Востоке, носилась обычно с наручами и поножами (Chausses). 3. длинная кольчуга, доходящая порой до колен, с рукавами полной длины и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня). Как правило, к ней в комплекте шли кольчужные чулки. В варианте, известном как хауберк, имелся кольчужный капюшон, составляющий с ней единое целое (в других вариантах мог иметься отдельный кольчужный капюшон (койф)).

В Европе такая кольчуга носилась с кольчужными рукавицами, непопулярными на Востоке, поскольку они мешали стрелять из лука. На Руси же по наличию рукавиц можно было определить, насколько хорошо стреляет всадник из лука (например, на известной картине Васнецова «Богатыри» Илья Муромец в рукавицах и без лука, а Алёша Попович с луком и без рукавиц). Самые ранние полностью сохранившиеся хауберки в Восточной Европе были обнаружены в Чёрной могиле близ Черниговa и датированы 970-ми гг. На гобелене из Байё, который изображает сцены битвы при Гастингсе (1066 г.), видны воины (как нормандцы, так и англосаксы) в хауберках длиной до колена с разрезом рукавов и разрезами на подоле спереди и сзади.

Гобелен, изображающий сцены битвы при Гастингсе (1066 г.). На нем показаны норманнские солдаты, носящие хоуберк длиной до колена Нормандский рыцарь 1066 г.

Кольчужные рукавицы

Кольчужные рукавицы

Кольчужное полотно защищало кисть от лезвия оружия, но плохо гасило его импульс. Поэтому сильный удар мог сломать пальцы рук — в связи с этим рукавицы делались на кожаной или тканевой основе и снаружи дополнительно защищались стёганым полотном. Рукавицы крепились к наручам. Однако всё это имело существенный недостаток, связанный со стрельбой из лука или огнестрельного оружия. По этой причине (и кроме того кольчужные перчатки появились в Европе довольно поздно, практически одновременно с латными рукавицами) кольчужные рукавицы широкого распространения не получили.

Защитные свойства

Кольчуга оказалась в какой-то мере уникальным доспехом, сочетающим гибкость, подвижность, небольшую толщину и вполне приемлемую защиту против случайных и скользящих ударов — что и обусловило её широкое распространение в самых различных регионах и эпохах. При этом, например, по сравнению с пластинчатыми доспехами, она обеспечивала сравнительно слабую защиту. Проволока вытягивалась из мягкого железа, так что прямой удар меча оставлял на кольчужном полотне достаточно большие зарубки — не говоря уже о копье, которое с лёгкостью распарывало кольчугу, раздвигая её кольца своим остриём. Нанесённый достаточно тяжёлым оружием удар, даже не пробивший кольчужное полотно, также оказывался смертельно опасным из-за запреградного действия.

Впрочем, кольчуга никогда и не предназначалась для защиты от прямых рубящих ударов и уколов: она была призвана защищать в основном от скользящих (режущих) ударов — предполагалось, что прямые удары воин сможет отразить, приняв их на щит или меч. Также существует мнение, что в Средние века ушибы и внутренние переломы, нанесённые ударно-дробящим оружием, считались менее опасными, чем порезы и стрельные раны, так как последние угрожали инфекцией, с которой в то время бороться не умели, в то время, как лечение переломов не вызывало у средневековых хирургов существенных затруднений[4], так что использование кольчуги в качестве средства сохранения жизни воина даже в случае получения им травмы оказывалось вполне оправданным.

Не давала кольчуга надёжной защиты и от обстрела из лука и арбалета на реальных дистанциях боя: уже в 50 метрах от стрелка воин в кольчуге не мог чувствовать себя в безопасности. Обычные стрелы (broadhead) проникали в ячею кольчужного полотна, часто нанося не опасные для жизни, но причиняющие боль, кровотечение и этим и снижающие боеспособность ранения. Специальные же «бронебойные» стрелы с гранёным наконечником (bodkin) и арбалетные болты кольчужное полотно просто пробивали. Любопытно, что в паноплии Центральной Азии, для которой характерно повсеместное распространение мощных сложносоставных луков, кольчуга так и не получила широкой популярности вплоть до XVI-XVII века, несмотря на постоянные столкновения обитателей региона с народами, для которыми кольчуга была традиционным видом защитного снаряжения — вместо неё обычно употреблялись пластинчатые ламеллярные и куячные доспехи, более адекватные задаче защиты носителя от стрел.

Для смягчения ударов и дополнительной защиты от наконечников стрел кольчугу либо носили на поддоспешник, либо снабжали мягким подбоем — последнее характерно для средневекового Востока. Ватник использовался в качестве поддоспешника там, где была известна вата — то есть, опять же, на Востоке. Европейские же рыцари вместо ватника использовали стёганку — простеганую куртку, сшитую из 8-30 слоев холста и набитую паклей, щетиной или другим подобным материалом. Естественно, такое дополнение к кольчуге в определённой степени устраняло её преимущества — гибкость и небольшую толщину. Поэтому на Востоке обычно предпочитали существенно более лёгкие формы поддоспешников, либо вовсе обходились без них, нося кольчугу просто на достаточно плотную верхнюю одежду — пассивная защита доспеха при этом приносилась в жертву подвижности и возможности активно парировать выпады противника.

Именно из-за сравнительно низких защитных свойств начиная примерно с XIII—XIV века кольчугу либо — европейская традиция — стали носили в качестве вспомогательного доспеха под основным — вторым более коротким кольчужным, бригантным, латно-бригантным (латная защита конечностей и бригантный корпусный доспех), и, позднее, латным, либо — что характерно для Востока включая Русь — пытались так или иначе усилить её за счёт внедрения пластинчатых элементов непосредственно в кольчужное полотно или крепления их поверх него; вследствие таких экспериментов появились на свет кольчато-пластинчатые доспехи, в определённой степени сочетающие подвижность кольчуги и защиту пластинчатого доспеха, и зерцальный доспех, в своей развитой форме являющийся по сути аналогом раннего латника.

В Европе в конце XIV века, когда появились первые полные латы, рыцари всё ещё надевали под них полную кольчугу с поддоспешником для прикрытия промежутков между пластинами верхнего доспеха. Но такое сочетание кольчуги и лат было слишком тяжёлым — сам латник весил 20-30 кг, к чему кольчуга добавляла ещё около 10 кг, при этом защитные качества доспеха радикально не улучшались. Поэтому в XV веке от ношения полной кольчуги под латами отказались, и вместо этого стали нашивать куски кольчуги на поддоспешник, получив тем самым усиленный дублет, либо просто делать подвижные кольчужные вставки в уязвимых местах лат — тем более, что последних в латных доспехах к концу XV—XVI веку стало намного меньше. При этом латный доспех уже качественно отличался от кольчужного в том отношении, что обеспечивал защиту не только от скользящих, но в значительной степени и от прямых ударов — даже «таранный» удар копья в конной сшибке стали принимать на кирасу, избавившись от ставшего ненужным щита, так что в комплексе вооружения этого периода начали доминировать специализированные средства для борьбы с тяжелобронированным противником, наиболее эффективным из которых со временем оказалось огнестрельное оружие.

В Японии местную кольчугу-кусари, которая по плетению существенно отличалась от «международной» и имела по сравнению с последней более крупную ячею, носили исключительно на пришитой к ней подкладке из ткани и, в общем-то, не воспринимали как полноценный доспех, в основном употребляя на подвижные вставки между отдельными элементами ламеллярного или ламинарного самурайского доспеха, либо, в усиленном пластинами варианте, в качестве самого дешёвого доспеха для пехотинцев-асигару, который те одалживали из казны даймё, за которого сражались (татами-до, точнее, один из его из вариантов).

Американская модификация каски Адриана с использованием кольчуги, 1918

В настоящее время

В настоящее время кольчуги используют как для украшения, так и для защиты от поножовщины. Кроме того, студия TeslaFX Labs использует кольчугу изготовленную и разработанную Алексеем Словиным (Творческая группа „Единорог“) из стали и алюминия (соединенные определенным образом) для защиты торса от поражения электрическим током.

Кроме этого, редкими народными умельцами, выполняются кольчуги из колец внутренним диаметром 4-6 мм и диаметром проволоки 1-1,2 мм. Выполненная из нержавеющей стали такая кольчуга не поддается коррозии и обладает небольшими магнитными свойствами, по сравнению с кольчугами из обычной стали.

Кольчужные кольца используются не только для изготовления кольчуг, из них, соединяя определенным образом кольца, можно составить различные орнаменты и виды плетения.

Изготовление

Изготовление колец кольчуги Плетение кольчуги „4 в 1“ и „6 в 1“

Только самые ранние кольчуги делались из сведённых колец (то есть концы куска проволоки, из которого изготовлялось кольцо, ничем не скреплялись)[5] В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались, причем сварные кольца обычно соединялись между собой с помощью заклёпанных, но существовали и кольчуги, в которых все кольца были сварными. В японском варианте кольчуг использовались кольца в два оборота.

Наиболее простым вариантом плетения было „4 в 1“, при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними. Такое плетение не давало достаточной защиты, поэтому использовались более сложные вариации — „6 в 1“, „8 в 1“, „8 в 2“, — которые улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали как её вес так и время изготовления, а следовательно и стоимость готового изделия. Только проволока, вытягиваемая из булата индийскими мастерами была достаточно прочной, чтобы давать достаточную защиту при простом плетении. Также существовали понятия „двойного плетения“ и „тройного плетения“, но однозначного соответствие между двумя группами названий, видимо, нет.

Оба типа колец (сваренные (или сведённые и связанные нитью) и склепанные) были сделаны кузнецом, используя самодельную железную проволоку. Проволока для колец была изготовлена одним из двух методов. Первый метод — кузнец, просто должен был ковать прут до примерно правильного размера. Другой, более трудоемкий метод (более качественная проволока) — кузнец должен был тянуть тонкую часть железного прута через металлический конус, уменьшая его в диаметре, удлиняя и формируя его в круглую форму. Это было сделано неоднократно, пока не была достигнута желаемая толщина. Беcшовные кольца вырубались из листа металла. Сварка (стык ковался) также использовалась, чтобы создать кольца, но в Средневековой Европе почти никогда. Вне Европы эта практика была более обычна, типа известных колец 'теты' ('theta') из Индии. В Европе до X века, кольца кольчуги изготавливались не из проволоки (в отличие от других регионов), а каждое кольцо ковалось индивидуально, так как в Тёмные века была утеряна технология волочения проволоки. В X веке была изобретена волочильная доска, а с 1351 года волочение проволоки механизируется водяным колесом.[6]

Основными параметрами кольца являются внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях. Обычно ВД должен быть больше диаметра проволоки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр). Эта немного заумная картинка — попытка вывести зависимость плотности плетения от ВД и диаметра проволоки. Она прекрасно заменяется „правилом большого пальца“: если большой палец пролазит в кольцо, то это не кольчуга, a халтура.

Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. описывает изготовление кольчуги следующим образом:

Кольца, составляющие сеть, первоначально не соединялись вместе, но неподвижно нашивались на кожаное платье, закрепляясь или одно возле другого или же рядами, нанизываясь для этого на стержень Форма колец не всегда была круглая; иногда спереди делался небольшой выступ, придававший кольцу форму, получившую название "ржаного зерна". В кольчуге ряды располагались обыкновенно горизонтально, или чередуясь, ряд колец с рядом зерен, или только ряды зерен, направляя их в разные стороны. В лучших К. соединение колец делалось таким образом, что через 4 зерна пропускалось одно кольцо ; такой способ придавал особую прочность. В более простых К. кольца выбивались из железного листа; в лучших каждое кольцо ковалось отдельно. В восточных К. иногда для красоты прибавляются медные, серебряные или золоченые кольца.

Материалы и изготовление колец

Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограммов 7-8; это 2000—2500 колец на килограмм), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков. Стальная проволока диаметром 1,2 миллиметра очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм. Но можно взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5). Некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров.

Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Длина - как минимум сантиметров 30. "На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки - и "равномерными круговыми движениями" наматывается пружинка. Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки. Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группами по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук, снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию."
Если хотите, чтобы кольчуга была действительно прочной, то используется очень твердая проволока, из разряда сталистых. В этом случае, откусить кольца от "пружинки" обычными кусачками проблематично, и используется зубило. Первое кольцо отгибается на 90 градусов от плоскости торца пружинки, и отрубается зубилом, потом следующее, и т.д. Также возможен способ отделения колец с помощью ножовки по металлу, когда "пружинка" распиливается на кольца прямо на стрежне. Также возможны варианты распиливания "болгаркой" с тонким диском, плазмотроном и другими инструментами, режущими металл и оставляющими разрез не более 1-0,5 мм.

Половина изготовленного количества наглухо сваривалась в сплошные кольца. Вторая половина колец подвергалась дальнейшей обработке. Концы отрезков несколько расплющивались и в каждом из них пробивалось маленькое отверстие. Затем заготовлялись миниатюрные заклепки около 2 мм. Каждое разомкнутое кольцо продевалось в четыре сплошных, затем концы сводились, в отверстие вставлялась заклепка и вхолодную расклепывалась молотком, соединяя пять колец». Таким образом получался один ряд сварочный, другой склепанный. Колец в кольчатом доспехе было не менее 15 тысяч, а иногда и по 20 тысяч с лишним — в зависимости от длины и ширины доспеха и величины кольца. Вес также был не одинаков: более древние доспехи весили от 12 до 16 кг с лишним, более поздние — от 5 до 9 кг.

В новейшие времена в Фидонет в ru.weapon Дмитрием Кошевым описывалась кольчуга из шайб Гровера 6 мм. В отличие от старинных кольчуг, шайбы Гровера изготавливаются из закалённой стали.

Фотогалерея

  • Плетение кольчуги «4 в 1»

  • Плетение кольчуги «6 в 1»

  • Якобы «Нормандская» кольчуга («maille normande») на самом деле относящаяся к DnD и являющаяся точной копией японской

  • Неверное изображение крестоносцев: мало того что отсутствует сюрко, так ещё и кресты нашиты на кольчугу

  • Длинная кольчуга, длиной порой до колен, с рукавами полной длины и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня). Как правило, к ней в комплекте шли кольчужные чулки. А в варианте известном как хоуберк имелся кольчужный капюшон, составляющий с ней единое целое. В других вариантах мог иметься отдельный кольчужный капюшон. (Ричард Львиное Сердце)

Ссылки

Интересные факты

  • В 1983 году при изучении вооружения русского войска и возможностей военного производства феодальной эпохи (от Ярослава Мудрого до Ивана Грозного) в порядке эксперимента в городе Электросталь под руководством Дмитрия Зелина был изготовлен полный кольчужный доспех (хауберк, кольчуга, кольчужные чулки и рукавицы) — в точном соответствии с технологиями того времени. Трудозатраты составили 250 человеко-часов[7]. Для сравнения, в наше время трудозатраты на изготовление одного автомобиля Aston Martin V12 Zagato составляют 2 000 человеко-часов, автомобиля «Побе­да» ГАЗ-М-20 к моменту окончания его выпуска — 234,6 человеко-часа, автомо­биля «Волга» ГАЗ-21 в середине шестидесятых годов — 153,7 человеко-часа. Соответствующей таким трудозатратам была и стоимость кольчуги, даже с учётом более дешёвого труда в Средние века.
  • Для киноиндустрии изготовляются пластиковые кольчуги, которые легче и дешевле металлических. Для фильма «Властелин колец» было сделано несколько тысяч таких кольчуг
  • Кольчуга упоминается в песне Владимира Высоцкого «Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме», в которой простоватый «наследственный кузнец» Коля видит кольчугу во сне в комплекте со щитом и мечом.
Я уснул, обняв супругу —Дусю нежную мою, —Снилось мне, что я кольчугу,Щит и меч себе кую.

Примечания

См. также

Литература

brokgauz.academic.ru

Доспех "Кольчуга". Одежда и обувь. Добавил Сергей Лазарев — VilingStore.net

Первые упоминания о доспехах на Руси относятся к X веку. Это не означает, что в более ранний период защитное вооружение отсутствовало вовсе, просто русских летописей до X века не обнаружено, а в иностранных доспехи могли не упоминаться из-за их крайней малочисленности.

С X по XIY века доспехи европейских и русских воинов практически ничем не отличались, потом, по целому ряду причин развитие оружейного дела пошло разными путями (многие полагают, что одна из причин – чрезмерная тяжесть и неповоротливость рыцарских лат, что является заблуждением. Боевые латы не так уж тяжелы, очень подвижны и крайне надежны).Одним из основных видов металлических доспехов на Руси (да и в Европе до XIII века) была кольчуга, изобретенная кельтами в IY веке до нашей эры. Она имела вид рубахи, длиною доходившей до колен и называли ее “бронь”. Делали “бронь” из переплетенных между собой колец и весила она, в зависимости от размеров кольца и самого изделия, от 5 до 15 килограммов.

Доспех "Кольчуга"

Изготовление происходило следующим образом. Вначале отковывались прутики толщиной около 5 миллиметров, которые после протяжки через несколько десятков уменьшающихся отверстий превращались в проволоку диаметром 1-2 мм.Для кольчуги требовалось около 600 метров проволоки. Затем из нее накручивались спирали, которые раскусывали по одной стороне. Получались кольца одинакового диаметра. Половину из них сваривали (иногда половину колец целиком вырубали из металлических пластин). У оставшихся колец расплющивали концы, сводили вместе и пробивали отверстия для заклепок, которые надо было специально изготовить. При диаметре кольца 8 мм и толщине 1,5 мм, толщина заклепки была около миллиметра.

Затем собиралась собственно “бронь”. Каждое разомкнутое кольцо соединялась с четырьмя сваренными (или вырубленными) и склепывалось. Иногда для украшения в кольчугу вплетали медные или бронзовые кольца. В принципе, делали и не клепаные “брони”, что, конечно, было проще, но при использовании кольца на некоторых местах быстро разгибались и кольчугу приходилось постоянно ремонтировать. Ухудшались и боевые качества такого изделия.

Русские витязи любили ярко блестящие доспехи, поэтому после сборки “бронь” чистили по вращающейся бочке с песком. В бою кольчугу очень нелегко прорубить, но переломы и тяжелые ушибы были обеспечены. Чтобы этого избежать под нее одевалась толстая стеганая фуфайка-поддоспешник, которая принимала на себя энергию удара. Кстати, сохранилось свидетельство, что однажды, в войне с византийцами, кольчуга спасла жизнь киевского князя Святослава. На “бронь” старались надеть зерцало – крупную металлическую пластину, предохраняющую от колющих ударов.

Еще один вид доспехов целиком состоял из пластин (чешуя), которые либо связывались между собой кожаными ремешками так, чтобы немного перекрывать друг друга, либо наклепывались (нашивались) на суконную основу с тем же расчетом. Было и множество комбинированных доспехов, когда в структуру кольчужного полотна вплетались металлические пластины (колонтарь, юшман, бахтерец). На голове у русского воина был шлем с кольчужной бармицей (защитой шеи), предплечья закрывались коваными наручами, а круглым или каплевидным щитом он отражал атаки вражеского оружия.

Важно помнить, что изготовление любого металлических доспехов было крайне трудоемким процессом и стоило он очень дорого, поэтому их имели только наиболее обеспеченные воины – полководцы, князья, бояре, лучшие дружинники, либо те, кто добыл доспехи на поле брани. Обычные ратники в основном пользовались тегиляями – халатами, простеганными паклей или конским волосом. Доспехи в том или ином виде продержались до массового появления огнестрельного оружия, потом стали постепенно отмирать, ибо не обеспечивали достаточной защиты от пули и сковывали солдата, утомляли его. В нашем веке доспехи возродились в виде каски и бронежилета, который, кстати, является почти полным аналогом средневековой бригантины.

vilingstore.net