Значение шлем в геральдике: ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ШЛЕМ

Орлы, единороги и цветы. Разбираемся в гербах Пушкиных, Скрябиных и других дворян / Новости города / Сайт Москвы

Культура

Герб рода Цветаевых. Дом-музей Марины Цветаевой

Как история рода находит отображение в фамильной эмблеме? Дворянские гербы из коллекций пяти музеев Москвы раскрывают свои тайны.

Широкое распространение фамильные гербы получили в Cредние века. Тогда их активно использовали рыцари — на турнирах их лица были закрыты доспехами, поэтому родовая эмблема помогала отличить одного участника от другого. Постепенно родовой герб стал одним из главных атрибутов семей высшего света Европы. В XVIII веке, во время правления Петра I, он стал популярен и в России.

На гербах русских дворян появлялись элементы, рассказывающие об истории семьи и ее главных ценностях. Сегодня многие гербы можно увидеть в московских музеях. Об истории пяти из них и их символике — в совместном материале mos. ru и агентства «Мосгортур».

Пушкины: шапка, одноглавый орел и меч

Государственный музей А.С. Пушкина

Отец поэта Александра Пушкина происходил из древнего рода, который, по легенде, основал Ратша. Ратша (или Рача, как называл его сам поэт) был холопом киевского князя Всеволода Ольговича. Интересно, что в стихотворении «Моя родословная» Александр Сергеевич приписывал своему предку службу другому русскому правителю:

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил.

Впрочем, среди предков великого поэта на самом деле был человек, близкий к Александру Невскому и одновременно к Ратше. Русский боярин Гаврила Алексич, правнук Ратши, служил военачальником у князя Александра Ярославича и был одним из героев Невской битвы.

Элементы на гербе Пушкиных отсылают к истории Ратши. В верхней части щита на горностаевой подложке (символ власти) на бархатной подушке располагается княжеская шапка — напоминание о службе Ратши государю. Слева внизу — рука в латах с занесенным мечом, отсылающая к предкам Ратши из Славонии, справа — одноглавый орел, который был символом Ратшичей. Кстати, такие же элементы можно встретить и на гербах других древних дворянских родов, ведущих свою историю от Ратши, например Бутурлиных, Муравьевых, Щербининых и многих других. Над гербовым щитом расположен геральдический шлем — обязательный элемент гербов дворянских семей.

Гербовый щит Пушкиных имеет четырехугольную форму с заостренным основанием — в геральдике он называется французским. Эта форма характерна не только для эмблем дворянства, но и для гербов российских городов.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве Малыш Пушкин. Пять детских портретов из музеев Москвы

Скрябины: белый конь, единороги и гранаты

Мемориальный музей А.Н. Скрябина

В Российской империи фамилию Скрябин носили представители нескольких не связанных друг с другом дворянских и боярских семей. Знаменитый русский композитор Александр Николаевич Скрябин относился к роду, получившему высокий статус за военные заслуги. Подпоручик Иван Алексеевич, прадед музыканта, был удостоен потомственного дворянства в 1819 году и внесен в Родословную книгу дворян Санкт-Петербургской губернии. Несколько лет спустя, в 1858-м, в Родословную книгу дворян Московской губернии вписали его сына, подполковника Александра Ивановича.

Гербовый щит рода Скрябиных разделен на четыре сектора. Скрещенные мечи, ятаган и гранаты отсылают к военной истории семьи и готовности защищать интересы государства. Также на гербе изображен белый конь, символизирующий храбрость и мощь. Помимо этого, согласно первому российскому сборнику толкований геральдических элементов «Символы и эмблемата» 1705 года лошадь символизирует войну и победу.

Щит держат два белых единорога. В европейской геральдике эти мифические животные обрели популярность в эпоху Средневековья и символизировали благоразумие и осторожность. Одно из первых появлений изображения единорога в России случилось в годы правления царя Ивана III, который разместил его на золотых монетах. Спустя какое-то время их стали изображать и на гербах дворянских родов.

Первый рояль и последний фрак. Любимые экспонаты главного хранителя Музея А.Н. Скрябина «Мистические легенды поддерживаю». Интервью с директором Музея А.Н. Скрябина

Шереметевы: корона, дуб и два креста

Музей-усадьба «Кусково»

В Европе графский титул появился во времена раннего Средневековья, а в России — значительно позже, в начале XVIII века. Первым российским подданным, получившим потомственное графство от русского царя, был Борис Петрович Шереметев — в 1706 году титул ему пожаловал Петр I за подавление Астраханского восстания.

Гербовый щит Шереметевых держат два льва, символизирующих храбрость и силу. Один держит державу, а другой — скипетр, что отсылает к королевскому происхождению семьи: по одной из версий, род Шереметевых берет начало от полулегендарного прусского короля Видевута. На это указывает еще несколько элементов. В центре герба — графская корона и два уширенных креста, которые «перешли» на эмблему Шереметевых с герба Гданьска, а венчает герб кумиропоклонный дуб (то есть дуб, под которым совершались служения идолам) — символ языческих верований пруссов. На графский статус Шереметевых указывает корона, расположенная над щитом. В нижней части находится девиз Deus conservat omnia (в переводе с латыни — «Бог сохраняет все»).

Кстати, отсылки к символу семьи Шереметевых присутствуют на гербах московских районов Вешняки (дуб, графская корона и два уширенных креста) и Выхино-Жулебино (лев).

Усадьба Кусково: как появился русский Версаль Роковая страсть, мезальянс и счастливый брак: шесть историй любви из музеев Москвы

Платовы: конник, пушки и двуглавый орел

Музей-панорама «Бородинская битва»

Знаменитый русский генерал Матвей Платов, сын войскового старшины, начал военную карьеру в 1766 году в возрасте 23 лет. За годы службы Платов приобрел славу храброго солдата и мудрого командира. В 1801-м император пожаловал ему звание генерал-лейтенанта и назначил атаманом Войска Донского. Солдаты Платова дали ему прозвище Вихрь-атаман. В потомственное графское достоинство Матвея Ивановича возвели осенью 1812 года «за верную службу и ревностные труды» во время Отечественной войны.

В центре щита родового герба Платовых — солдат на белом коне, облаченный в мундир Войска Донского, за всадником расположены военные регалии. В нижней части щита — пушки и знамена войска Платова, а в верхней — черный двуглавый орел. Щитодержателями выступают солдаты Войска Донского. Левая фигура держит в руке георгиевский бунчук, а правая — пожалованное атаманскому полку знамя. Над щитом — графская корона и три дворянских шлема. Венчает герб двуглавый орел, держащий масличную и лавровую ветви, символизирующие мир и славу соответственно. Под щитом расположен девиз «За верность, храбрость и неутомимые труды».

Кстати, Матвей Платов был лично знаком с Наполеоном Бонапартом. В 1807 году, во время заключения Тильзитского мира, Матвей Иванович находился в свите императора Александра I. Наполеон, признававший военные заслуги русских генералов, решил вручить им ордена Почетного легиона, однако Платов эту награду отверг. Но конфликта между французским монархом и русским атаманом удалось избежать, они даже обменялись подарками — Матвей Иванович вручил французу боевой лук, а Наполеон в ответ презентовал ему табакерку с собственным портретом.

Казачий граф и отец русской артиллерии: музейные истории о героях

Цветаевы: цветок и два свитка

Дом-музей Марины Цветаевой

«Осанка была горделивой — голова, откинутая назад, — писал о Марине Цветаевой в своей книге “Люди, годы, жизнь” Илья Эренбург. — В одном стихотворении Цветаева говорила о своих бабках: одна была простой русской женщиной, сельской попадьей, другая — польской аристократкой. Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту».

Эренбург имел в виду стихотворение «У первой бабки — четыре сына…», в котором есть строки:

Обеим бабкам я вышла — внучка:

Чернорабочий — и белоручка!

Однажды, отвечая на вопросы анкеты, в графе о социальном происхождении Цветаева написала «дворянка». Отец Марины Цветаевой Иван Владимирович и его братья — Петр Владимирович, Дмитрий Владимирович и Федор Владимирович — происходили из духовного сословия: их отец, дед Марины Цветаевой, был сельским священником.

По стопам отца из четырех братьев пошел только Петр Владимирович, который был рукоположен в 1869 году. Служение родине через науку и просвещение выбрали Иван Владимирович Цветаев и два других его брата. За выдающиеся достижения всем троим было пожаловано потомственное дворянство: Ивану Владимировичу в 1890 году — по чину действительного статского советника, Федору Владимировичу в 1896 году — по ордену Святого Владимира 4-й степени, Дмитрию Владимировичу в 1897 году — по чину действительного статского советника.

Дмитрий Владимирович активно принимал участие в создании своего герба. В итоговой версии на щите изображен червленый (темно-красный) цветок, указывающий на фамилию рода, и два перекрещенных свитка, символизирующие знание и напоминающие о труде Дмитрия Владимировича в Московском архиве Министерства юстиции. Синий цвет фона отсылает к работе в Министерстве просвещения. Под гербом находится девиз семьи Цветаевых «Родине научным трудом» (на некоторых изображениях он отсутствует).

Истории вещей. Заглядываем в чемодан Анастасии Цветаевой Пушкин на коньках, Булгаков на лыжах. Спортивные истории из музеев

Теги

музеи экспонаты гербы геральдика дворяне музейные истории

Сферы

Культура, 
Музейные истории

Округ

Центральный, 
Западный, 
Восточный

Район

Арбат, 
Хамовники, 
Дорогомилово, 
Вешняки

Все новости

Гончие псы и шлемы.

О чем «говорят» гербы Толстых и Демидовых | КУЛЬТУРА

Полина Зубакова

Примерное время чтения: 5 минут

184

Сюжет История и загадки Тульской области

АНтонина Афанасьева / Коллаж АиФ

Чего только не увидишь на гербах, связанных с нашей областью! Наследственным эмблемам посвящены целые тома, однако не каждый сможет интересно рассказать об их особенностях. Гид и историк Егор Пронин может.

Истоки геральдики

Геральдика появилась в Европе между 1120-м и 1150-м годами 12-го века. 

«Это произошло в период между первым и вторым Крестовыми походами. В жизни людей немаловажную роль играл символизм, да и рыцарей сквозь забрало распознать было непросто. Поэтому возникла необходимость идентификации каждого человека», — рассказывает историк.

В России наследственные эмблемы возникают позже, чем у соседей – во второй половине 17 века. Это эпоха правления Алексея Михайловича Романова, ставшего вторым русским царем из знаменитой династии.  

«Потом при Петре I начали издаваться книги о геральдике, а в 1726-м году при его супруге — Екатерине I – появляется праобраз специальной комиссии, создающей гербы», — продолжает Егор.

Отечественные гербы уникальны тем, что подразумевают отражение жизни людей в Русском царстве. Более того, это воспоминания представителей родов об удельном периоде истории до их подчинения Москве. 

«Говорящие» детали

Гербы создавал герольд, основной задачей которого было правильное использование символики для описания родословной. Одна неверная деталь – и можно с лёгкостью либо опорочить, либо приписать несуществующие заслуги представителям рода.

«На герольде лежала большая ответственность за создание герба. Это должна быть не просто красивая картинка с хаотично расставленными деталями, а рассказ, по которому окружение определяло характер и узнавали о поступках того или иного человека», — говорит Егор.

Часто в гербах использовались червленые, лазоревые и серебряные краски, которые несли положительный посыл. А вот зеленый цвет был редкостью.

Важную роль играли цвета. Один из самых популярных в геральдике — золотой, символизирующий власть и богатство. Часто использовались червленые, лазоревые и серебряные краски, которые несли положительный посыл. Червлёный цвет — храбрость, лазоревый – справедливость, серебряный – благородство.

Геральдические щиты держали в левой руке, они читались со стороны рыцаря сверху вниз. Правая сторона относительно владельца звалась декстер, левая — синистер. Значение в эмблеме имело всё – от мелких штрихов до крупных предметов.

«Герб — это история, показанная в рисунках. У каждого рода она уникальна», — отмечает гид.

Старейший и наиболее популярный среди герольдов лев означает силу, мужество, великодушие. А фантастический единорог считается символом осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости и суровости.

За услуги императору 

«А вот гончие псы на гербе Толстых указывают на преданность представителей графского рода, а золотая сабля, расположенная в середине разноцветного щита – готовность к защите Отечества». 

Фото: Public Domain

Право иметь родовой герб давалось исключительно потомственным дворянам. Так, графским титулом род Толстых обязан услугам, оказанным российскому императору Петру Великому тайным советником Петром Толстым. Его дворянский герб, составленный по правилам европейской геральдики, считается одним из первых в России. На расписном щите подробно отразилась биография первого владельца, наделенного благородными качествами. Первые упоминания об этом гербе появились в грамоте Императрицы Екатерины I от 30 августа 1725 г., в которой подтверждалось графское достоинство Петра Андреевича.

Не менее интересна эмблема богатейших русских предпринимателей Демидовых. Они – металлозаводчики, поэтому их главными символами стали кирка и характерный железный шлем, расположенные на зеленом поле.

Фото: Public Domain

«Зелёный цвет считался одним из редких в геральдике. Он олицетворяет землю с зеленой травой, а также любовь, дружбу, изобилие, вежливость, обходительность, воспитание, честь, и стремление к победе».

Герб появился при Никите Демидове, пожалованном 21 сентября 1720 года в дворяне Российской Империи за верную службу, прилежный характер и исправную работу медных и железных заводов. 

Лев ТолстойгеральдикаНикита Демидов

Следующий материал

Новости smi2.ru

Геральдический словарь — короны, шлемы, венки и замки

Геральдический словарь — короны, шлемы, венки и замки

Н/Д
Главная > Северная Дакота
Библиотеки > Спец. Сб. > Цифровой
> Геральдика > Гербы
> Сборы
> Короны

Хотя их оригинал
целью, скорее всего, было убрать длинные волосы с лица мужчины, короны
превратились в символ ранга и положения и часто украшались
вестники. Королевские лидеры носили их как знак власти. Их тоже носили
в бою, чтобы показать, что им полагается особая защита от собственных
солдаты. Религиозные мужчины тоже носили короны. Подобно королевским, короны
а головные уборы монахов были знаками ранга и положения в их
религиозный орден. Шлемы тоже служили цели, помимо защиты
главный. Различные конструкции разных шлемов означали, кто носил
их, будь то король, оруженосец или рыцарь.

Короны

-го ранга

Герцог

маркиз

Эрл

Виконт

Барон

Королевская корона

Гербовый король

 

Вернуться к началу страницы.


Гербовые короны, короны, шапо и венки

герцогская корона

вводная часть

венка

корона триумфальная

гражданская корона

корона для фрески

морская корона

восточная корона

небесная корона

астральная корона

корона валлари

Палисадо корона

Корона Шарлеманжа

Ганноверская корона

императорская корона

Еще одна корона, которая встречается, хотя и редко, в геральдическом гербе, — это корона Испании , описанная как:

.

Круг из золота с драгоценными камнями, поддерживающий восемь клубничных листьев, без колпачка. Иногда корона включает четыре арки, сходящиеся под насыпью и поперечным паштетом.

 

Вернуться к началу страницы.


Геральдический шлем

король пэр
(т. е. герцог, маркиз, граф, виконт или барон)
рыцарь или баронет эсквайр
наклонные каски
хейм

Вернуться к началу страницы.


Духовные головные уборы и короны

папская корона

митра епископская
(без и с герцогской короной)

Церковная шапка*


* Церковные (или священнослужители) головные уборы бывают разных цветов и с номерами кисточек, которые при правильном изображении указывают на ранг или призвание. Согласно Руководству по геральдике Бутелла (страницы 226–228), это:

.

  • Малиновый с пятнадцатью кистями на сторону = кардинал (номер установлен в 1832 г. )
  • Малиновый с шестью кисточками на каждой стороне = викарий
  • Фиалка с шестью кисточками на каждой стороне = домашний прелат Папы
  • Зеленый с десятью кистями на каждой стороне = континентальные архиепископы и епископы.
  • Черный с тремя кисточками с каждой стороны = аббат
  • Черный с одной кисточкой с каждой стороны = любой другой священнослужитель

Возврат
К началу страницы.

Быстрые ссылки———ЧасыСотрудники———МонетыСпортДантеСредневековый ИнститутВизантийские Исследования———-Университетские АрхивыУниверситетские Библиотеки

Университет Нотр-Дам
Copyright &copy 2005
Отдел специальных коллекций
Университет Нотр-Дам
102 Hesburgh Library
Нотр-Дам, Индиана 46556
Телефон: 574-631-0290
Факс: 574-631-6308
Электронная почта отдела
Последнее изменение содержимого страницы

24 февраля 2003 года

Шлем (геральдика)

В геральдических достижениях шлем или шлем расположен над щитом и несет торс и гребень. Стиль отображаемых шлемов варьируется в зависимости от ранга и социального статуса, и эти стили развивались со временем вместе с развитием настоящих военных шлемов. [1] [2] В некоторых традициях, особенно в немецкой и скандинавской геральдике, два или три шлема (а иногда и больше) могут использоваться в одном вооружении, каждый из которых представляет феодальное владение, на которое владелец имеет право. . По этой причине шлемы и гербы в немецком и скандинавском гербе считаются неотъемлемой частью герба и никогда не отделяются от него.

Шлемы с открытым забралом или перемычкой обычно предназначены для высших рангов знати, в то время как меньшая знать и бюргеры обычно носят закрытые шлемы. [2] Хотя эти классификации оставались относительно постоянными, конкретные формы всех этих шлемов менялись и развивались с течением времени. [2] Эволюция этих геральдических шлемов следовала за эволюцией боевых приемов и турниров в Средние века. Практика обозначения ранга посредством демонстрации шлемов с решеткой или с открытым лицом не появлялась примерно до 1615 г., [3] однако, намного позже того, как была установлена ​​практика геральдики. Поскольку состязания с копьями были вытеснены состязаниями с булавами, цель которых заключалась в том, чтобы сбить гребень противника с его шлема, полностью закрытый шлем уступил место шлемам с увеличенными визуальными отверстиями и всего несколькими решетками для защиты лица. Имперская канцелярия в Вене разрешила носить эти шлемы с перемычкой только дворянству и некоторым докторам права или теологии, в то время как рыцарский шлем мог быть свободно принят кем угодно. [4] Направление шлема и количество стержней на решетке придавалось особое значение в более поздних руководствах, но это не периодическая практика. [5] Королевский шлем, золотой шлем с поднятым забралом, увенчанный королевской короной, был принят королями Пруссии. [5] В церковной геральдике епископы и другое духовенство используют вместо шлема митру или другую соответствующую чину церковную шапку. [6]

Исторически, однако, шлем не присуждался специально за боевое достижение, но, естественно, присваивался соответствующим рангом как вопрос «неотъемлемого права», поэтому шлем с туловищем и мантией не мог быть неуместен даже над щитом, который имел над ним нет гребня. [7] Когда необходимо изобразить несколько гербов, проверенная временем практика в английской геральдике заключается в том, чтобы рисовать гербы над одним шлемом, каждый из которых отделен от него, в то время как в немецкой геральдике, где несколько гербов часто появляются после 16 века. , каждый гребень всегда считается неотделимым от своего шлема и выворачивается в соответствии со шлемом. 9 Нойбекер (1976), с. 165.

Библиография

  • Фокс-Дэвис, Артур Чарльз; Грэм Джонстон (1909, 2004). Полное руководство по геральдике . Издательство Кессингер. ISBN 1417
  • 8
  • Нойбекер, Отфрид (1976). Геральдика: источники, символы и значение .
    Значение шлем в геральдике: ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ШЛЕМ
Scroll to top