«Орфоэпические и акцентологические нормы», ФГОС
Практическая работа № 1 (У 2, 3; З 1-3)
Форма отчета по практической работе: выполнение заданий в рабочей тетради, защита отчета по практической работе.
1. Раздел науки, изучающий звуковой строй языка, акустические особенности звуков называется…
2. В каком слове звуков больше, чем букв? Напишите это слово и сделайте транскрипцию.
1) ателье 2) зверьё 3) юбилей 4) грустная
3. В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает? Сделайте транскрипцию.
1) вьюжная, деревня 2) купаешься, июньский 3) статуя, помощник 4) грамматика, чтобы
4. В каком слове все согласные звуки мягкие? Сделайте транскрипцию.
1) несёшь 2) железо 3) счастье 4) желе
5. В каком слове происходит озвончение согласного звука? Сделайте транскрипцию.
.6. В каком слове произносится гласный [а]? Сделайте транскрипцию.
1) хоккей 2) рябит 3) часы 4) язык
7. В каком слове произносится согласный [г]? Сделайте транскрипцию.
1)снег 2) синего 3) мягко 4) глобус
8. В каком ряду во всех словах нет звука [с]? Сделаете транскрипцию. ..
1) сжать, косьба, счастье 2) паровоз, сшить, айсберг 3) бесшумный, сделать, распить 4) сидеть, расхвалить, сзади.
9. Укажите глагол в форме женского рода прошедшего Бремени, в котором ударение поставлено правильно.
1)звАла 2) брАла 3)ждАла 4)знАла
10. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) статуя 2) каталог 3) иконопись 4) пуловер
11. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) мельком 2) черпать 3) хлопковый 4) надолго
12. Укажите слово, в котором выделенный со гласный произносится твёрдо .
1)кРем 2) гроТеск 3) шиНель 4) эффект
13. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) нефтепровод 2) лососевый 3) обетованный 4) ходатайство
14. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.
1) искристый 2) иначе 3) лубочный 4) кухонный
15. Произнесите правильно аббревиатуры и письменно сделайте транскрипцию.
СНГ, ЛДПР, КПРФ, ЗАГС
16. Расставить в словах ударения.
Агент, аргумент, алкоголь, свекла, досуг, каталог, приговор, цыган, колледж, бюрократия, квартал.
17. Расставьте в словосочетаниях ударения.
Налоговый инспектор, взял за руку, пересечение плоскостей, понял трудный текст, заняла денег, начала работу, поднял голову, двадцать степеней защиты, медведь на ухо
18. Придумайте с омографами предложения и поставьте в этих словах ударения.
Атлас, кругом, безобразный, броня.
19. Поставьте глаголы в 1,2 и 3 лицо единственное число настоящего времени и в прошедшее время (муж., жен., сред, род и множ. число). Поставьте ударения.
Изменить, зрать.
20. Образуйте от полных прилагательных краткие формы. Поставьте ударения.
Дорогой, сытый.
21. Определите, мягкий или твердый согласный произносится в позиции перед Е в данных словах. Распределите по двум столбикам.
Атеист, термос, ателье, депрессия, дебаты, декан, антенна, кодекс, дебют, кофе, кафе, тире, террор, паштет.
22. Какай звук [э] ни и [о] — произносится под ударением в словах? Сделайте выборочную транскрипцию.
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка. 1
23. Распределите слова по двум группам:
а) слова, у которых произношение совпадает с написанием;
б) слова, в которых произношение отличается о» написания.
Асфальт, народный, астматик, прачечная, тройка.
Задания
Произнесите
данные слова в соответствии с орфоэпической
нормой. Охарактеризуйте замеченные
расхождения между написанием и
произношением слов.
Трава,
кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла,
рябина, язык, яйцо, принесла, село,
ночевать, щадить, очарован, счастливый;
аромат, демократия, дотация, лояльный,
костюм, косметика, форсировать, монополия,
отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро,
Вольтер, Шота Руставели, адажио, новелла,
поэтический, декаданс, деградация.
2. Какой
звук — [е] или [о] — произносится под
ударением в данных словах? Проверьте
произношение по одному из орфоэпических
словарей русского языка, изданных в
последнее время.
Желоб,
жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка,
зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер,
блестки, береста, бесхребетный, браконьер,
дебелый, бревенчатый, издевка, леска,
маневр, маневренный, двоеженство,
многоженство, новорожденный, опека,
оседлость, недоуменный, никчемный,
одновременно, осужденный, платежный,
приведший, принесший, привезший, плетший,
истекший, передержка, старьевщик, смета,
тверже, острие, бытие.
3. Составьте
предложения с приведенными словами и
охарактеризуйте их сочетаемость.
Истекший
— истёкший, сложенный — сложённый,
погруженный — погружённый, крестный —
крёстный, оглашенный — оглашённый,
падеж — падёж, совершенный — совершённый.
4. Пользуясь
орфоэпическим словарём, разделите слова
на две группы в зависимости от произношения
мягкого или твёрдого согласного перед
[е].
Интервидение,
интервью, интернат, интернационал,
интерпретация, интерьер, реглан, резерв,
резидент, резолюция, резервуар, резус,
резонатор, резюмировать, рейс, рейд,
рейтинг, реквием.
5. Определите,
мягкий или твёрдый согласный произносится
в позиции перед [е] в данных словах. В
каких словах возможен только один
вариант, а в каких допустимы оба варианта?
Агрессия,
адекватный, адепт, аккордеон, анемия,
анестезия, антисептика, апартеид, атеист,
аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер,
бутерброд, бифштекс, безе, бекон, брюнет,
генезис, гипотеза, дебаты, дебют,
девальвация, декада, деканат, демагогия,
демарш, демпинг, депозит, диспансер,
кодекс, компетентный, компьютер, кофе,
кафе, купейный, лидер, менеджер, пастель,
паштет, пресса, резюме, свитер, стратегия,
телефакс, темп, тенденция, термин, террор,
френч, фанера, чартер, шинель, энергия,
юриспруденция.
а) слова,
в которых произносится [чн];
б) слова,
в которых произносится [шн];
в) слова,
допускающие оба варианта произношения.
Античный,
библиотечный, булочная, бутылочный,
горчичник, подсолнечник, вторично,
единичный, убыточный, перечница, лавочник,
конечно, копеечный, Кузьминична,
лихорадочный, мелочность, нарочно,
очечник, порядочный, пустячный, Саввична,
сердечный, скучный, съёмочный, скворечник,
солнечный, сливочный, тренировочный,
убыточность, уличный, шапочный, ячневая,
яичница.
7. Прочитайте
слова с сочетаниями согласных.
Охарактеризуйте расхождения между
написанием и произношением слов.
Безжалостный,
бесшумный, визжать, влезший, дрожжи,
жужжать, заносчивый, зодчий, изжариться,
изжелта-зеленый, отцепиться, подписчик,
расчистить, расщепить, сжечь, сзади.
8. Определите,
в каких словах есть непроизносимые
согласные.
Астма,
волюнтаристский, гигантский, заводской,
крестник, лаборантка, предпраздничный,
прихвастнуть, совестливый, солнце,
студентка, тростник, уместный, частник,
чувствовать, шестнадцать.
9. Вставьте
пропущенные гласные.
Пл_тишь,
упл_чено, запл_чено, недопл_тит,
перепл_ченный, припл_ченный, од_лживать,
отср_чивать, присв_ивать, приур_чивать,
обусл_вливать.
10. Прочтите
слова, обратив внимание на их правильное
произношение. В случае необходимости
обращайтесь к словарю.
Беспрецедентный,
инцидент, пощёчина, поскользнуться,
дерматин, желатин, дикобраз, почерк,
кондоминиум, компетентный, эскорт,
компрометировать.
11. Исправьте
орфографические ошибки, связанные с
неправильным произношением слов.
Скурпулёзный,
архирей, юрист-консульт, экскалация,
комфорка, мукулатура, тубаретка.
12. Поставьте
ударение в словах. Проверьте по
орфоэпическому словарю правильность
выполнения задания.
Апокалипсис,
арахис, анапест, апостроф, бюрократия,
дефис, документ,
догмат, фортель, кетчуп, колледж, коклюш,
щавель, туфля, доцент, маркетинг,
эксперт, бармен, иконопись, мышление,
менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво,
корысть, приговор.
Определите
с помощью словаря значения слов,
поставьте в них
ударение. Сравните ударение в анализируемых
словах с ударением в тех словах, от
которых они произошли.
Благовест,
вечеря, духовник, сегмент, мизантроп,
еретик, знамение, молох,
послушник, пасквиль, генезис, догмат,
менеджер,
фетиш, факсимиле, феномен, филантропия.
Составьте
словосочетания с приведёнными словами
в их разных
значениях, зависящих от ударения.
Атлас,
видение, кирка, ирис, безобразный, клубы,
орган, ледник, характерный,
острота, магистерский, языковая.