Закрытый шлем. Закрытый шлем


Закрытый шлем — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Различие закрытого шлема и армэ: слева закрытый шлем с полуоткрытым бевором, справа — армэ с раскрытыми пластинами

Закрытый шлем (англ. close helmet) — термин, используемый в наше время для обозначения разновидности шлема типа армэ́. Закрытые шлемы появились в начале XVI века, широко распространились в течение этого столетия[1] и применялись до середины XVII века[2].

Закрытый шлем отличается от армэ устройством нижней части. Если у армэ нижняя часть состоит из двух подвешенных на петлях раскрывающихся половинок (позволяющих надеть шлем на голову), соединённых на подбородке, то закрытый шлем имеет купол, закрывающий, кроме верхней части головы, затылок и скулы. Нижняя передняя часть лица закрывается специальной изогнутой пластиной (бевором), которая приклёпана в тех же точках, что забрало, и, также как и забрало, может подниматься вверх. Преимущество такого шлема в том, что он позволяет воину при необходимости поднять забрало и подвижный бевор, тем самым полностью открыв лицо и избавив себя от стеснённости обзора и дыхания. В случае же возникновения угрозы забрало и бевор можно быстро опустить, практически полностью защитив лицо. Кроме того, цельный бевор лучше «держит» удар, нежели две раздельные боковые пластины классического армэ. Ввиду этого неудивительно, что в течение XVI века закрытые шлемы практически полностью вытеснили армэ[1].

Примерно до 1530 года закрытые шлемы чаще всего имели забрало в форме тупого угла — так называемый «воробьиный клюв». В Германии, в период с 1510 по 1530 года, пользовались популярностью забрала в форме кузнечных мехов («гармошкой») и так называемая «обезьянья морда» с круглой или овальной выпуклостью перфорированной отверстиями для дыхания. Также в этот период появилась мода на «гротескные» шлемы, забрала которых делались в виде человеческих лиц, морд животных и тому подобного[1].

После 1540 года забрало закрытого шлема стали делать из двух частей. Верхняя половина называлась собственно забралом, а нижняя — верхней частью бевора. Впервые такая конструкция появилась в 1520-х годах, предположительно в Италии. Примерно в то же время, в целях улучшения защиты, шлемы стали оснащать в нижней части колоколообразно расходящимися воротниковыми пластинами, назначением которых было прикрытие промежутка между шлемом и латным воротником (горжетом, ожерельем). Другим вариантом являлись закрытые шлемы с выпуклым желобком по нижнему краю, в который входил выступающий фланец верхнего среза латного воротника, что позволяло шлему вращаться на воротнике. Какой-либо зазор между шлемом и воротником при этом отсутствовал, что давало высокую степень защиты от оружия противника. Чтобы воин в таком шлеме мог наклонять голову, воротник делался сочленённым из нескольких пластин с некоторой степенью свободы относительно друг друга[3].

Следует отметить, что сам термин «закрытый шлем» был придуман оружиеведами нашего времени для удобства. Во времена использования шлема его называли «армэ».

Шлем типа савойяр

Поздняя разновидность закрытого шлема, использовавшаяся в первой половине XVII века, носит название кирасирского шлема. Отличается наличием заимствованного у бургоньета стального козырька, забрало плоское, выгнутое по форме головы, в нижней части состоит из вертикальной решётки, позднее отдельную смотровую щель перестали делать, и забрало стало полностью решётчатым[4].

Кирасирский шлем имел специфическую итальянскую разновидность, известную под названием «савойяр» (фр. savoyard — савойский), и это название, вероятно, связано с тем, что такие шлемы носили многие воины савойского герцога Карла Эммануила I, во время их неудачного нападения на Женеву в 1602 году. Многие из захваченных тогда шлемов ныне экспонируются в Женевском музее искусства и истории[4].

Плоское забрало савойяра имело две смотровые щели в форме глаз или глазниц черепа, внизу прорезалась щель, напоминающая рот, и в целом получалось гротескно-упрощённое подобие лица или черепа. Нижняя прорезь могла окаймляться рельефно обозначенной улыбкой, иногда так же обозначался выпуклый нос. Схожесть с черепом послужила основанием для немецкого названия этого шлема — «мёртвая голова» (нем. Todenkopf[5]). Козырёк савойяра часто выгибался двумя дугами над смотровыми прорезями[4].

В таком же, как у савойяра, стиле изготавливались некоторые бургиньоты. В отличие от традиционных бургиньотов, у данной разновидности боковые пластины полностью закрывали лицо, образуя подобие забрала с вертикальной линией стыка, на которых выполнялись такие же как у савойяра прорези[4].

  • Шлем с забралом «воробьиный клюв»

  • Закрытый шлем с забралом в форме кузнечных мехов

  • Вращающийся «гротескный» шлем

  • Закрытый шлем с забралом из двух половин и воротниковыми пластинами

  • Вращающийся закрытый шлем, закреплённый на латном воротнике

  • Ранний вариант кирасирского шлема (с отдельной смотровой щелью)

  • Поздний вариант кирасирского шлема (без смотровой щели)

  • Бургоньет, сделанный в стиле савойяра, Северная Италия, около 1620 г.

  • Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders/W. Boeheim, Leipzig,1890.

ru.bywiki.com

Закрытый шлем — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Закрытый шлем (англ. close helmet) — термин, используемый в наше время для обозначения разновидности шлема типа армэ́. Закрытые шлемы появились в начале XVI века, широко распространились в течение этого столетия[1] и применялись до середины XVII века[2].

Закрытый шлем отличается от армэ устройством нижней части. Если у армэ нижняя часть состоит из двух подвешенных на петлях раскрывающихся половинок (позволяющих надеть шлем на голову), соединённых на подбородке, то закрытый шлем имеет купол, закрывающий, кроме верхней части головы, затылок и скулы. Нижняя передняя часть лица закрывается специальной изогнутой пластиной (бевором), которая приклёпана в тех же точках, что забрало, и, также как и забрало, может подниматься вверх. Преимущество такого шлема в том, что он позволяет воину при необходимости поднять забрало и подвижный бевор, тем самым полностью открыв лицо и избавив себя от стеснённости обзора и дыхания. В случае же возникновения угрозы забрало и бевор можно быстро опустить, практически полностью защитив лицо. Кроме того, цельный бевор лучше «держит» удар, нежели две раздельные боковые пластины классического армэ. Ввиду этого неудивительно, что в течение XVI века закрытые шлемы практически полностью вытеснили армэ[1].

Примерно до 1530 года закрытые шлемы чаще всего имели забрало в форме тупого угла — так называемый «воробьиный клюв». В Германии, в период с 1510 по 1530 года, пользовались популярностью забрала в форме кузнечных мехов («гармошкой») и так называемая «обезьянья морда» с круглой или овальной выпуклостью перфорированной отверстиями для дыхания. Также в этот период появилась мода на «гротескные» шлемы, забрала которых делались в виде человеческих лиц, морд животных и тому подобного[1].

После 1540 года забрало закрытого шлема стали делать из двух частей. Верхняя половина называлась собственно забралом, а нижняя — верхней частью бевора. Впервые такая конструкция появилась в 1520-х годах, предположительно в Италии. Примерно в то же время, в целях улучшения защиты, шлемы стали оснащать в нижней части колоколообразно расходящимися воротниковыми пластинами, назначением которых было прикрытие промежутка между шлемом и латным воротником (горжетом, ожерельем). Другим вариантом являлись закрытые шлемы с выпуклым желобком по нижнему краю, в который входил выступающий фланец верхнего среза латного воротника, что позволяло шлему вращаться на воротнике. Какой-либо зазор между шлемом и воротником при этом отсутствовал, что давало высокую степень защиты от оружия противника. Чтобы воин в таком шлеме мог наклонять голову, воротник делался сочленённым из нескольких пластин с некоторой степенью свободы относительно друг друга[3].

Следует отметить, что сам термин «закрытый шлем» был придуман оружиеведами нашего времени для удобства. Во времена использования шлема его называли «армэ».

Кирасирский шлем и савойяр

Поздняя разновидность закрытого шлема, использовавшаяся в первой половине XVII века, носит название кирасирского шлема. Отличается наличием заимствованного у бургоньета стального козырька, забрало плоское, выгнутое по форме головы, в нижней части состоит из вертикальной решётки, позднее отдельную смотровую щель перестали делать, и забрало стало полностью решётчатым[4].

Кирасирский шлем имел специфическую итальянскую разновидность, известную под названием «савойяр» (фр. savoyard — савойский), и это название, вероятно, связано с тем, что такие шлемы носили многие воины савойского герцога Карла Эммануила I, во время их неудачного нападения на Женеву в 1602 году. Многие из захваченных тогда шлемов ныне экспонируются в Женевском музее искусства и истории[4].

Плоское забрало савойяра имело две смотровые щели в форме глаз или глазниц черепа, внизу прорезалась щель, напоминающая рот, и в целом получалось гротескно-упрощённое подобие лица или черепа. Нижняя прорезь могла окаймляться рельефно обозначенной улыбкой, иногда так же обозначался выпуклый нос. Схожесть с черепом послужила основанием для немецкого названия этого шлема — «мёртвая голова» (нем. Todenkopf[5]). Козырёк савойяра часто выгибался двумя дугами над смотровыми прорезями[4].

В таком же, как у савойяра, стиле изготавливались некоторые бургиньоты. В отличие от традиционных бургиньотов, у данной разновидности боковые пластины полностью закрывали лицо, образуя подобие забрала с вертикальной линией стыка, на которых выполнялись такие же как у савойяра прорези[4].

Галерея

  • HJRK A 204 - Visor helmet of Maximilian I, 1490-95.jpg

    Шлем с забралом «воробьиный клюв»

  • German - Close Helmet of the "Maximilian" Style - Walters 51465 - Three Quarter.jpg

    Закрытый шлем с забралом в форме кузнечных мехов

  • Hjälm med ansikte, från 1540 - Livrustkammaren - 4714.tif

    Вращающийся «гротескный» шлем

  • Armet Castelnaud.jpg

    Закрытый шлем с забралом из двух половин и воротниковыми пластинами

  • Scudamorehelmet.jpg

    Вращающийся закрытый шлем, закреплённый на латном воротнике

  • Web, rum C - Livrustkammaren - 87982.tif

    Ранний вариант кирасирского шлема (с отдельной смотровой щелью)

  • Waldburg Rüstung Helm.jpg

    Поздний вариант кирасирского шлема (без смотровой щели)

  • Savoyard helmet Musee Armee n01.jpg

    Бургоньет, сделанный в стиле савойяра, Северная Италия, около 1620 г.

Напишите отзыв о статье "Закрытый шлем"

Примечания

Литература

  • Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders/W. Boeheim, Leipzig,1890.

Отрывок, характеризующий Закрытый шлем

– Любит ли он тебя? – Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его? – Но если он неблагородный человек? – Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа. – Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня. – Да я жить не могу без него! – закричала Наташа. – Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas. – Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты. Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную. В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга. – Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче. – Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал? Наташа задумалась. – Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему. Соня грустно вздохнула. – Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она. – А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно? – Я ничего не думаю, я только не понимаю этого… – Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него. – Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать? Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони. – Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна? – Опять, опять! – перебила Наташа. – Наташа, я боюсь за тебя. – Чего бояться? – Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала. Лицо Наташи опять выразило злобу. – И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя. – Наташа! – испуганно взывала Соня. – Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда! Наташа выбежала из комнаты. Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их. Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой. Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля. Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась). После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее. «Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.

wiki-org.ru

Закрытый шлем Википедия

Различие закрытого шлема и армэ: слева закрытый шлем с полуоткрытым бевором, справа — армэ с раскрытыми пластинами

Закрытый шлем (англ. close helmet) — термин, используемый в наше время для обозначения разновидности шлема типа армэ́. Закрытые шлемы появились в начале XVI века, широко распространились в течение этого столетия[1] и применялись до середины XVII века[2].

Закрытый шлем отличается от армэ устройством нижней части. Если у армэ нижняя часть состоит из двух подвешенных на петлях раскрывающихся половинок (позволяющих надеть шлем на голову), соединённых на подбородке, то закрытый шлем имеет купол, закрывающий, кроме верхней части головы, затылок и скулы. Нижняя передняя часть лица закрывается специальной изогнутой пластиной (бевором), которая приклёпана в тех же точках, что забрало, и, также как и забрало, может подниматься вверх. Преимущество такого шлема в том, что он позволяет воину при необходимости поднять забрало и подвижный бевор, тем самым полностью открыв лицо и избавив себя от стеснённости обзора и дыхания. В случае же возникновения угрозы забрало и бевор можно быстро опустить, практически полностью защитив лицо. Кроме того, цельный бевор лучше «держит» удар, нежели две раздельные боковые пластины классического армэ. Ввиду этого неудивительно, что в течение XVI века закрытые шлемы практически полностью вытеснили армэ[1].

Примерно до 1530 года закрытые шлемы чаще всего имели забрало в форме тупого угла — так называемый «воробьиный клюв». В Германии, в период с 1510 по 1530 года, пользовались популярностью забрала в форме кузнечных мехов («гармошкой») и так называемая «обезьянья морда» с круглой или овальной выпуклостью перфорированной отверстиями для дыхания. Также в этот период появилась мода на «гротескные» шлемы, забрала которых делались в виде человеческих лиц, морд животных и тому подобного[1].

После 1540 года забрало закрытого шлема стали делать из двух частей. Верхняя половина называлась собственно забралом, а нижняя — верхней частью бевора. Впервые такая конструкция появилась в 1520-х годах, предположительно в Италии. Примерно в то же время, в целях улучшения защиты, шлемы стали оснащать в нижней части колоколообразно расходящимися воротниковыми пластинами, назначением которых было прикрытие промежутка между шлемом и латным воротником (горжетом, ожерельем). Другим вариантом являлись закрытые шлемы с выпуклым желобком по нижнему краю, в который входил выступающий фланец верхнего среза латного воротника, что позволяло шлему вращаться на воротнике. Какой-либо зазор между шлемом и воротником при этом отсутствовал, что давало высокую степень защиты от оружия противника. Чтобы воин в таком шлеме мог наклонять голову, воротник делался сочленённым из нескольких пластин с некоторой степенью свободы относительно друг друга[3].

Следует отметить, что сам термин «закрытый шлем» был придуман оружиеведами нашего времени для удобства. Во времена использования шлема его называли «армэ».

Кирасирский шлем и савойяр

Шлем типа савойяр

Поздняя разновидность закрытого шлема, использовавшаяся в первой половине XVII века, носит название кирасирского шлема. Отличается наличием заимствованного у бургоньета стального козырька, забрало плоское, выгнутое по форме головы, в нижней части состоит из вертикальной решётки, позднее отдельную смотровую щель перестали делать, и забрало стало полностью решётчатым[4].

Кирасирский шлем имел специфическую итальянскую разновидность, известную под названием «савойяр» (фр. savoyard — савойский), и это название, вероятно, связано с тем, что такие шлемы носили многие воины савойского герцога Карла Эммануила I, во время их неудачного нападения на Женеву в 1602 году. Многие из захваченных тогда шлемов ныне экспонируются в Женевском музее искусства и истории[4].

Плоское забрало савойяра имело две смотровые щели в форме глаз или глазниц черепа, внизу прорезалась щель, напоминающая рот, и в целом получалось гротескно-упрощённое подобие лица или черепа. Нижняя прорезь могла окаймляться рельефно обозначенной улыбкой, иногда так же обозначался выпуклый нос. Схожесть с черепом послужила основанием для немецкого названия этого шлема — «мёртвая голова» (нем. Todenkopf[5]). Козырёк савойяра часто выгибался двумя дугами над смотровыми прорезями[4].

В таком же, как у савойяра, стиле изготавливались некоторые бургиньоты. В отличие от традиционных бургиньотов, у данной разновидности боковые пластины полностью закрывали лицо, образуя подобие забрала с вертикальной линией стыка, на которых выполнялись такие же как у савойяра прорези[4].

Галерея

  • Шлем с забралом «воробьиный клюв»

  • Закрытый шлем с забралом в форме кузнечных мехов

  • Вращающийся «гротескный» шлем

  • Закрытый шлем с забралом из двух половин и воротниковыми пластинами

  • Вращающийся закрытый шлем, закреплённый на латном воротнике

  • Ранний вариант кирасирского шлема (с отдельной смотровой щелью)

  • Поздний вариант кирасирского шлема (без смотровой щели)

  • Бургоньет, сделанный в стиле савойяра, Северная Италия, около 1620 г.

Примечания

Литература

  • Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders/W. Boeheim, Leipzig,1890.

wikiredia.ru

Закрытый шлем — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Различие закрытого шлема и армэ: слева закрытый шлем с полуоткрытым бевором, справа — армэ с раскрытыми пластинами

Закрытый шлем (англ. close helmet) — термин, используемый в наше время для обозначения разновидности шлема типа армэ́. Закрытые шлемы появились в начале XVI века, широко распространились в течение этого столетия[1] и применялись до середины XVII века[2].

Закрытый шлем отличается от армэ устройством нижней части. Если у армэ нижняя часть состоит из двух подвешенных на петлях раскрывающихся половинок (позволяющих надеть шлем на голову), соединённых на подбородке, то закрытый шлем имеет купол, закрывающий, кроме верхней части головы, затылок и скулы. Нижняя передняя часть лица закрывается специальной изогнутой пластиной (бевором), которая приклёпана в тех же точках, что забрало, и, также как и забрало, может подниматься вверх. Преимущество такого шлема в том, что он позволяет воину при необходимости поднять забрало и подвижный бевор, тем самым полностью открыв лицо и избавив себя от стеснённости обзора и дыхания. В случае же возникновения угрозы забрало и бевор можно быстро опустить, практически полностью защитив лицо. Кроме того, цельный бевор лучше «держит» удар, нежели две раздельные боковые пластины классического армэ. Ввиду этого неудивительно, что в течение XVI века закрытые шлемы практически полностью вытеснили армэ[1].

Примерно до 1530 года закрытые шлемы чаще всего имели забрало в форме тупого угла — так называемый «воробьиный клюв». В Германии, в период с 1510 по 1530 года, пользовались популярностью забрала в форме кузнечных мехов («гармошкой») и так называемая «обезьянья морда» с круглой или овальной выпуклостью перфорированной отверстиями для дыхания. Также в этот период появилась мода на «гротескные» шлемы, забрала которых делались в виде человеческих лиц, морд животных и тому подобного[1].

После 1540 года забрало закрытого шлема стали делать из двух частей. Верхняя половина называлась собственно забралом, а нижняя — верхней частью бевора. Впервые такая конструкция появилась в 1520-х годах, предположительно в Италии. Примерно в то же время, в целях улучшения защиты, шлемы стали оснащать в нижней части колоколообразно расходящимися воротниковыми пластинами, назначением которых было прикрытие промежутка между шлемом и латным воротником (горжетом, ожерельем). Другим вариантом являлись закрытые шлемы с выпуклым желобком по нижнему краю, в который входил выступающий фланец верхнего среза латного воротника, что позволяло шлему вращаться на воротнике. Какой-либо зазор между шлемом и воротником при этом отсутствовал, что давало высокую степень защиты от оружия противника. Чтобы воин в таком шлеме мог наклонять голову, воротник делался сочленённым из нескольких пластин с некоторой степенью свободы относительно друг друга[3].

Следует отметить, что сам термин «закрытый шлем» был придуман оружиеведами нашего времени для удобства. Во времена использования шлема его называли «армэ».

Шлем типа савойяр

Поздняя разновидность закрытого шлема, использовавшаяся в первой половине XVII века, носит название кирасирского шлема. Отличается наличием заимствованного у бургоньета стального козырька, забрало плоское, выгнутое по форме головы, в нижней части состоит из вертикальной решётки, позднее отдельную смотровую щель перестали делать, и забрало стало полностью решётчатым[4].

Кирасирский шлем имел специфическую итальянскую разновидность, известную под названием «савойяр» (фр. savoyard — савойский), и это название, вероятно, связано с тем, что такие шлемы носили многие воины савойского герцога Карла Эммануила I, во время их неудачного нападения на Женеву в 1602 году. Многие из захваченных тогда шлемов ныне экспонируются в Женевском музее искусства и истории[4].

Плоское забрало савойяра имело две смотровые щели в форме глаз или глазниц черепа, внизу прорезалась щель, напоминающая рот, и в целом получалось гротескно-упрощённое подобие лица или черепа. Нижняя прорезь могла окаймляться рельефно обозначенной улыбкой, иногда так же обозначался выпуклый нос. Схожесть с черепом послужила основанием для немецкого названия этого шлема — «мёртвая голова» (нем. Todenkopf[5]). Козырёк савойяра часто выгибался двумя дугами над смотровыми прорезями[4].

В таком же, как у савойяра, стиле изготавливались некоторые бургиньоты. В отличие от традиционных бургиньотов, у данной разновидности боковые пластины полностью закрывали лицо, образуя подобие забрала с вертикальной линией стыка, на которых выполнялись такие же как у савойяра прорези[4].

  • Шлем с забралом «воробьиный клюв»

  • Закрытый шлем с забралом в форме кузнечных мехов

  • Вращающийся «гротескный» шлем

  • Закрытый шлем с забралом из двух половин и воротниковыми пластинами

  • Вращающийся закрытый шлем, закреплённый на латном воротнике

  • Ранний вариант кирасирского шлема (с отдельной смотровой щелью)

  • Поздний вариант кирасирского шлема (без смотровой щели)

  • Бургоньет, сделанный в стиле савойяра, Северная Италия, около 1620 г.

  • Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders/W. Boeheim, Leipzig,1890.

ru.wikiyy.com

Закрытый шлем — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Файл:Close helm armet open.svg

Различие закрытого шлема и армэ: слева закрытый шлем с полуоткрытым бевором, справа — армэ с раскрытыми пластинами

Закрытый шлем (англ. close helmet) — термин, используемый в наше время для обозначения разновидности шлема типа армэ́. Закрытые шлемы появились в начале XVI века, широко распространились в течение этого столетия[1] и применялись до середины XVII века[2].

Закрытый шлем отличается от армэ устройством нижней части. Если у армэ нижняя часть состоит из двух подвешенных на петлях раскрывающихся половинок (позволяющих надеть шлем на голову), соединённых на подбородке, то закрытый шлем имеет купол, закрывающий, кроме верхней части головы, затылок и скулы. Нижняя передняя часть лица закрывается специальной изогнутой пластиной (бевором), которая приклёпана в тех же точках, что забрало, и, также как и забрало, может подниматься вверх. Преимущество такого шлема в том, что он позволяет воину при необходимости поднять забрало и подвижный бевор, тем самым полностью открыв лицо и избавив себя от стеснённости обзора и дыхания. В случае же возникновения угрозы забрало и бевор можно быстро опустить, практически полностью защитив лицо. Кроме того, цельный бевор лучше «держит» удар, нежели две раздельные боковые пластины классического армэ. Ввиду этого неудивительно, что в течение XVI века закрытые шлемы практически полностью вытеснили армэ[1].

Примерно до 1530 года закрытые шлемы чаще всего имели забрало в форме тупого угла — так называемый «воробьиный клюв». В Германии, в период с 1510 по 1530 года, пользовались популярностью забрала в форме кузнечных мехов («гармошкой») и так называемая «обезьянья морда» с круглой или овальной выпуклостью перфорированной отверстиями для дыхания. Также в этот период появилась мода на «гротескные» шлемы, забрала которых делались в виде человеческих лиц, морд животных и тому подобного[1].

После 1540 года забрало закрытого шлема стали делать из двух частей. Верхняя половина называлась собственно забралом, а нижняя — верхней частью бевора. Впервые такая конструкция появилась в 1520-х годах, предположительно в Италии. Примерно в то же время, в целях улучшения защиты, шлемы стали оснащать в нижней части колоколообразно расходящимися воротниковыми пластинами, назначением которых было прикрытие промежутка между шлемом и латным воротником (горжетом, ожерельем). Другим вариантом являлись закрытые шлемы с выпуклым желобком по нижнему краю, в который входил выступающий фланец верхнего среза латного воротника, что позволяло шлему вращаться на воротнике. Какой-либо зазор между шлемом и воротником при этом отсутствовал, что давало высокую степень защиты от оружия противника. Чтобы воин в таком шлеме мог наклонять голову, воротник делался сочленённым из нескольких пластин с некоторой степенью свободы относительно друг друга[3].

Следует отметить, что сам термин «закрытый шлем» был придуман оружиеведами нашего времени для удобства. Во времена использования шлема его называли «армэ».

Кирасирский шлем и савойяр

Поздняя разновидность закрытого шлема, использовавшаяся в первой половине XVII века, носит название кирасирского шлема. Отличается наличием заимствованного у бургоньета стального козырька, забрало плоское, выгнутое по форме головы, в нижней части состоит из вертикальной решётки, позднее отдельную смотровую щель перестали делать, и забрало стало полностью решётчатым[4].

Кирасирский шлем имел специфическую итальянскую разновидность, известную под названием «савойяр» (фр. savoyard — савойский), и это название, вероятно, связано с тем, что такие шлемы носили многие воины савойского герцога Карла Эммануила I, во время их неудачного нападения на Женеву в 1602 году. Многие из захваченных тогда шлемов ныне экспонируются в Женевском музее искусства и истории[4].

Плоское забрало савойяра имело две смотровые щели в форме глаз или глазниц черепа, внизу прорезалась щель, напоминающая рот, и в целом получалось гротескно-упрощённое подобие лица или черепа. Нижняя прорезь могла окаймляться рельефно обозначенной улыбкой, иногда так же обозначался выпуклый нос. Схожесть с черепом послужила основанием для немецкого названия этого шлема — «мёртвая голова» (нем. Todenkopf[5]). Козырёк савойяра часто выгибался двумя дугами над смотровыми прорезями[4].

В таком же, как у савойяра, стиле изготавливались некоторые бургиньоты. В отличие от традиционных бургиньотов, у данной разновидности боковые пластины полностью закрывали лицо, образуя подобие забрала с вертикальной линией стыка, на которых выполнялись такие же как у савойяра прорези[4].

Галерея

  • HJRK A 204 - Visor helmet of Maximilian I, 1490-95.jpg

    Шлем с забралом «воробьиный клюв»

  • German - Close Helmet of the "Maximilian" Style - Walters 51465 - Three Quarter.jpg

    Закрытый шлем с забралом в форме кузнечных мехов

  • Hjälm med ansikte, från 1540 - Livrustkammaren - 4714.tif

    Вращающийся «гротескный» шлем

  • Armet Castelnaud.jpg

    Закрытый шлем с забралом из двух половин и воротниковыми пластинами

  • Scudamorehelmet.jpg

    Вращающийся закрытый шлем, закреплённый на латном воротнике

  • Web, rum C - Livrustkammaren - 87982.tif

    Ранний вариант кирасирского шлема (с отдельной смотровой щелью)

  • Waldburg Rüstung Helm.jpg

    Поздний вариант кирасирского шлема (без смотровой щели)

  • Savoyard helmet Musee Armee n01.jpg

    Бургоньет, сделанный в стиле савойяра, Северная Италия, около 1620 г.

Напишите отзыв о статье "Закрытый шлем"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Блэр, Клод. Рыцарские доспехи Европы = European armour. — М.: Центрполиграф, 2008. — С. 146. — 256 с. — ISBN 978-59524-3356-4.
  2. ↑ Блэр, Клод. Рыцарские доспехи Европы = European armour. — М.: Центрполиграф, 2008. — С. 166. — 256 с. — ISBN 978-59524-3356-4.
  3. ↑ Блэр, Клод. Рыцарские доспехи Европы = European armour. — М.: Центрполиграф, 2008. — С. 147. — 256 с. — ISBN 978-59524-3356-4.
  4. ↑ 1 2 3 4 Блэр, Клод. Рыцарские доспехи Европы = European armour. — М.: Центрполиграф, 2008. — С. 167. — 256 с. — ISBN 978-59524-3356-4.
  5. ↑ Так в источнике. В соответствии с грамматикой современного немецкого языка должно быть Totenkopf.

Литература

  • Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders/W. Boeheim, Leipzig,1890.

Отрывок, характеризующий Закрытый шлем

Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула: – Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!.. Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила... Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков... Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?.. Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку. – Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла. – Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я. Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость... Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение... Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек... Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза... Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой... И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь... Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила: – Что вам, малые? – Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я. – Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка. Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое». Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова... Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца... – Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка. И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой... Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки. Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности... – Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам? – И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла. И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»... У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.

o-ili-v.ru

Закрытый шлем — Википедия

Различие закрытого шлема и армэ: слева закрытый шлем с полуоткрытым бевором, справа — армэ с раскрытыми пластинами

Закрытый шлем (англ. close helmet) — термин, используемый в наше время для обозначения разновидности шлема типа армэ́. Закрытые шлемы появились в начале XVI века, широко распространились в течение этого столетия[1] и применялись до середины XVII века[2].

Закрытый шлем отличается от армэ устройством нижней части. Если у армэ нижняя часть состоит из двух подвешенных на петлях раскрывающихся половинок (позволяющих надеть шлем на голову), соединённых на подбородке, то закрытый шлем имеет купол, закрывающий, кроме верхней части головы, затылок и скулы. Нижняя передняя часть лица закрывается специальной изогнутой пластиной (бевором), которая приклёпана в тех же точках, что забрало, и, также как и забрало, может подниматься вверх. Преимущество такого шлема в том, что он позволяет воину при необходимости поднять забрало и подвижный бевор, тем самым полностью открыв лицо и избавив себя от стеснённости обзора и дыхания. В случае же возникновения угрозы забрало и бевор можно быстро опустить, практически полностью защитив лицо. Кроме того, цельный бевор лучше «держит» удар, нежели две раздельные боковые пластины классического армэ. Ввиду этого неудивительно, что в течение XVI века закрытые шлемы практически полностью вытеснили армэ[1].

Примерно до 1530 года закрытые шлемы чаще всего имели забрало в форме тупого угла — так называемый «воробьиный клюв». В Германии, в период с 1510 по 1530 года, пользовались популярностью забрала в форме кузнечных мехов («гармошкой») и так называемая «обезьянья морда» с круглой или овальной выпуклостью перфорированной отверстиями для дыхания. Также в этот период появилась мода на «гротескные» шлемы, забрала которых делались в виде человеческих лиц, морд животных и тому подобного[1].

После 1540 года забрало закрытого шлема стали делать из двух частей. Верхняя половина называлась собственно забралом, а нижняя — верхней частью бевора. Впервые такая конструкция появилась в 1520-х годах, предположительно в Италии. Примерно в то же время, в целях улучшения защиты, шлемы стали оснащать в нижней части колоколообразно расходящимися воротниковыми пластинами, назначением которых было прикрытие промежутка между шлемом и латным воротником (горжетом, ожерельем). Другим вариантом являлись закрытые шлемы с выпуклым желобком по нижнему краю, в который входил выступающий фланец верхнего среза латного воротника, что позволяло шлему вращаться на воротнике. Какой-либо зазор между шлемом и воротником при этом отсутствовал, что давало высокую степень защиты от оружия противника. Чтобы воин в таком шлеме мог наклонять голову, воротник делался сочленённым из нескольких пластин с некоторой степенью свободы относительно друг друга[3].

Следует отметить, что сам термин «закрытый шлем» был придуман оружиеведами нашего времени для удобства. Во времена использования шлема его называли «армэ».

Содержание

  Шлем типа савойяр

Поздняя разновидность закрытого шлема, использовавшаяся в первой половине XVII века, носит название кирасирского шлема. Отличается наличием заимствованного у бургоньета стального козырька, забрало плоское, выгнутое по форме головы, в нижней части состоит из вертикальной решётки, позднее отдельную смотровую щель перестали делать, и забрало стало полностью решётчатым[4].

Кирасирский шлем имел специфическую итальянскую разновидность, известную под названием «савойяр» (фр. savoyard — савойский), и это название, вероятно, связано с тем, что такие шлемы носили многие воины савойского герцога Карла Эммануила I, во время их неудачного нападения на Женеву в 1602 году. Многие из захваченных тогда шлемов ныне экспонируются в Женевском музее искусства и истории[4].

Плоское забрало савойяра имело две смотровые щели в форме глаз или глазниц черепа, внизу прорезалась щель, напоминающая рот, и в целом получалось гротескно-упрощённое подобие лица или черепа. Нижняя прорезь могла окаймляться рельефно обозначенной улыбкой, иногда так же обозначался выпуклый нос. Схожесть с черепом послужила основанием для немецкого названия этого шлема — «мёртвая голова» (нем. Todenkopf[5]). Козырёк савойяра часто выгибался двумя дугами над смотровыми прорезями[4].

В таком же, как у савойяра, стиле изготавливались некоторые бургиньоты. В отличие от традиционных бургиньотов, у данной разновидности боковые пластины полностью закрывали лицо, образуя подобие забрала с вертикальной линией стыка, на которых выполнялись такие же как у савойяра прорези[4].

ru-m.wiki.ng

Закрытый шлем Вики

Различие закрытого шлема и армэ: слева закрытый шлем с полуоткрытым бевором, справа — армэ с раскрытыми пластинами

Закрытый шлем (англ. close helmet) — термин, используемый в наше время для обозначения разновидности шлема типа армэ́. Закрытые шлемы появились в начале XVI века, широко распространились в течение этого столетия[1] и применялись до середины XVII века[2].

Закрытый шлем отличается от армэ устройством нижней части. Если у армэ нижняя часть состоит из двух подвешенных на петлях раскрывающихся половинок (позволяющих надеть шлем на голову), соединённых на подбородке, то закрытый шлем имеет купол, закрывающий, кроме верхней части головы, затылок и скулы. Нижняя передняя часть лица закрывается специальной изогнутой пластиной (бевором), которая приклёпана в тех же точках, что забрало, и, также как и забрало, может подниматься вверх. Преимущество такого шлема в том, что он позволяет воину при необходимости поднять забрало и подвижный бевор, тем самым полностью открыв лицо и избавив себя от стеснённости обзора и дыхания. В случае же возникновения угрозы забрало и бевор можно быстро опустить, практически полностью защитив лицо. Кроме того, цельный бевор лучше «держит» удар, нежели две раздельные боковые пластины классического армэ. Ввиду этого неудивительно, что в течение XVI века закрытые шлемы практически полностью вытеснили армэ[1].

Примерно до 1530 года закрытые шлемы чаще всего имели забрало в форме тупого угла — так называемый «воробьиный клюв». В Германии, в период с 1510 по 1530 года, пользовались популярностью забрала в форме кузнечных мехов («гармошкой») и так называемая «обезьянья морда» с круглой или овальной выпуклостью перфорированной отверстиями для дыхания. Также в этот период появилась мода на «гротескные» шлемы, забрала которых делались в виде человеческих лиц, морд животных и тому подобного[1].

После 1540 года забрало закрытого шлема стали делать из двух частей. Верхняя половина называлась собственно забралом, а нижняя — верхней частью бевора. Впервые такая конструкция появилась в 1520-х годах, предположительно в Италии. Примерно в то же время, в целях улучшения защиты, шлемы стали оснащать в нижней части колоколообразно расходящимися воротниковыми пластинами, назначением которых было прикрытие промежутка между шлемом и латным воротником (горжетом, ожерельем). Другим вариантом являлись закрытые шлемы с выпуклым желобком по нижнему краю, в который входил выступающий фланец верхнего среза латного воротника, что позволяло шлему вращаться на воротнике. Какой-либо зазор между шлемом и воротником при этом отсутствовал, что давало высокую степень защиты от оружия противника. Чтобы воин в таком шлеме мог наклонять голову, воротник делался сочленённым из нескольких пластин с некоторой степенью свободы относительно друг друга[3].

Следует отметить, что сам термин «закрытый шлем» был придуман оружиеведами нашего времени для удобства. Во времена использования шлема его называли «армэ».

Кирасирский шлем и савойяр[ | код]

Шлем типа савойяр

Поздняя разновидность закрытого шлема, использовавшаяся в первой половине XVII века, носит название кирасирского шлема. Отличается наличием заимствованного у бургоньета стального козырька, забрало плоское, выгнутое по форме головы, в нижней части состоит из вертикальной решётки, позднее отдельную смотровую щель перестали делать, и забрало стало полностью решётчатым[4].

Кирасирский шлем имел специфическую итальянскую разновидность, известную под названием «савойяр» (фр. savoyard — савойский), и это название, вероятно, связано с тем, что такие шлемы носили многие воины савойского герцога Карла Эммануила I, во время их неудачного нападения на Женеву в 1602 году. Многие из захваченных тогда шлемов ныне экспонируются в Женевском музее искусства и истории[4].

Плоское забрало савойяра имело две смотровые щели в форме глаз или глазниц черепа, внизу прорезалась щель, напоминающая рот, и в целом получалось гротескно-упрощённое подобие лица или черепа. Нижняя прорезь могла окаймляться рельефно обозначенной улыбкой, иногда так же обозначался выпуклый нос. Схожесть с черепом послужила основанием для немецкого названия этого шлема — «мёртвая голова» (нем. Todenkopf[5]). Козырёк савойяра часто выгибался двумя дугами над смотровыми прорезями[4].

В таком же, как у савойяра, стиле изготавливались некоторые бургиньоты. В отличие от традиционных бургиньотов, у данной разновидности боковые пластины полностью закрывали лицо, образуя подобие забрала с вертикальной линией стыка, на которых выполнялись такие же как у савойяра прорези[4].

Галерея[ | код]

  • Шлем с забралом «воробьиный клюв»

  • Закрытый шлем с забралом в форме кузнечных мехов

  • Вращающийся «гротескный» шлем

  • Закрытый шлем с забралом из двух половин и воротниковыми пластинами

  • Вращающийся закрытый шлем, закреплённый на латном воротнике

  • Ранний вариант кирасирского шлема (с отдельной смотровой щелью)

  • Поздний вариант кирасирского шлема (без смотровой щели)

  • Бургоньет, сделанный в стиле савойяра, Северная Италия, около 1620 г.

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders/W. Boeheim, Leipzig,1890.

ru.wikibedia.ru


Смотрите также