Содержание
Истоки исторического мифа, или для чего викингам рогатый шлем
Для чего викингам рогатый шлем? Современные изображения нередко представляют этих средневековых воинов свирепыми и отчаянными бойцами с внушительного размера топорами и устрашающими доспехами. Но для чего викингам рогатый шлем? Ведь ни для кого не секрет, что главное назначение средневековых доспехов, важной составляющей которых являлся и шлем, была защита их хозяина.
Мифологизация Средневековья
Средневековые доспехи выковывались достаточно крепкими, но при этом максимально легкими, что было немаловажным фактором в бою. Вместе с тем мы нередко сталкиваемся с представлениями современников и о том, что средневековые доспехи весили невероятно много, что рыцарь, закованный в латы, не был способен самостоятельно подняться на ноги или влезть на коня. Разумеется, все это не имело ничего общего с реальностью. Любой современный историк, реконструктор той эпохи или просто интересующийся ею, легко опровергнет эти мифы. Так, например, в среднем полный рыцарский доспех уже в XV веке, когда он достиг апогея своего усовершенствования, весил не более тридцати килограмм. Это вполне сопоставимо с выкладкой современных пехотинцев. Кстати, большая часть веса современных бойцов сосредоточена в рюкзаке и давит на плечи. Доспехи же равномерно были распределены по всему телу. То же самое касается и представления о неотъемлемых художественных и скульптурных дополнениях ради красоты доспехов. Все это могло лишь помешать бою, а следовательно, подобные непрактичные вещи могли иметь лишь церемониальную цель, но никак не были предназначены для боя.
Так для чего викингам рогатый шлем?
Как уже наверняка понял читатель, здесь мы тоже имеем дело с мифом. Совершенно незачем был викингам рогатый шлем. И действительно, за всю историю археологических раскопок ни разу не было найдено подобного артефакта, принадлежащего скандинавским воинам. Было найдено более тысячи самых разнообразных шлемов: остроконечных, тупоконечных, с наносниками и забралами. Однако рогатого среди них не было ни одного. Известно несколько подобных шлемов, которые принадлежали другим народам, но ни одного норманнского. Они, конечно же, не были боевыми, а служили в неких ритуальных мероприятиях. Ведь главная функция шлема – это эффективная защита головы воина от вражеских ударов. Именно эта цель преследовалась на протяжении веков конструкторами-кузнецами. Наибольшего эффекта можно достичь, лишь имея максимально гладкую поверхность шлема. Меч же, опустившийся на рог, не соскользнет благополучно, а может сорвать шлем с головы, развернуть его в неудобную для хозяина позицию, а то и вовсе привести к его расколу. В действительности шлемы средневековых скандинавов были сходными со знаменитым шлемом Святого Вацлава (на втором фото), представлены также были шлемы с полумаской, получившие у современных археологов название «гьернмундбю» – по месту находки (изображение на третьем фото).
Откуда возникла легенда о рогатом шлеме?
С этим элементом скандинавской защиты произошла интересная история. Удивительно, но рогатый шлем викингам приписали вовсе не позднейшие писатели, режиссеры или просто обывательское сознание. Такими их сделали их же современники. Здесь стоит вспомнить о том, что эти воины, наводившие в X-XII веках страх на всю Европу, были язычниками. Они регулярно уничтожали и грабили прибрежные поселения континента. Нередко разграблениям подвергались католические церкви и монастыри, бывшие в то время основными цитаделями культуры и образования. Варварское и жесткое поведение викингов не было чем-то особенно новым для тогдашней Европы. А вот кощунственное обращение с христианскими святынями сделало их в глазах духовенства не просто врагами, а буквально детьми Дьявола. Так для чего викингам рогатый шлем изображался в данной ситуации? Именно в духовных изображениях они впервые представляются с рогами на головах, что стало прозрачным намеком на их сущность. Такой образ они вскоре обрели и на всей территории континента. Поэтому на вопрос о том, зачем викингам рогатый шлем, можно ответить так: они не носили таких доспехов, это просто легенда.
правдоподобные игры о викингах — Офтоп на DTF
Как рисуют образ воинствующих северян в видеоиграх.
7791
просмотров
Викинги — один из самых противоречивых народов в современной массовой культуре. С одной стороны, все их любят. Сериалы, мультфильмы, игры, историческая реконструкция — без викингов нигде не обойтись. В то же время очевидно, что авторы, с той или иной последовательностью, всегда воспроизводят один и тот же образ: борода, топор, варварская отвага, имена Одина и Тора на устах и мечта о Валгалле в сердце.
В последние десятилетия из этого набора клише с большим трудом удалось вывести придуманный Рихардом Вагнером в 19 веке рогатый шлем, но в остальном викинги сейчас мало отличаются от того, какими их видели 40, 50 или 150 лет назад. Впрочем, отдельные исключения из этого правила существуют.
Арт игры Vikings: Wolves of Midgard
Искусство не обязано следовать учебнику, так что с однообразием проблем нет. Но повторяя его раз за разом, авторы игнорируют множество интересных фактов и деталей культуры викингов, которые могли бы разнообразить любой фильм или игру. Страх отойти от привычного канона мешает не просто экспериментировать с новым, но и включать в своё произведение «старое» — обычаи, мифы или распространённые в настоящей культуре викингов мотивы. Иногда, как в случае с For Honor, такой подход по-своему оправдан — разработчики гротескной игры осознанно решили изобразить викингов просто машинами смерти. Но чаще авторы не тратят время на углубление в материал, опасаясь, что отход от канонического образа не поймут потребители.
Существуют и обратные примеры — игры, которые доказывают, что многие идеи и образы культуры викингов могут быть вполне интересны для современной аудитории. Их мы собрали в этой подборке.
Важно подчеркнуть, что это не просто хорошие игры. Хотя все они получили достаточно высокие отзывы критиков, главная их ценность в том, что они пытаются дать более глубокий взгляд на древних жителей скандинавского полуострова, чем мы встречаем обычно.
Сериал «Викинги»
Crusader Kings 2
Глобальные стратегии от студии Paradox известны вниманием разработчиков к деталям. И Crusader Kings 2, посвящённая жизни правителей в Средние Века, не исключение. Не беспокоясь о поддержании баланса между разными странами и народами, авторы игры могут смело экспериментировать с введением разных механик для тех или иных форм правления, религий и отдельных народов и культур. При этом они уделяют немало внимания тем деталям, которые большинство авторов игр этого жанра, например, команда Firaxis, подарившая миру серию «Цивилизаций», игнорирует.
И тем обиднее, что Paradox, в сущности, ни на сантиметр не отошли от устоявшегося канона изображения викингов в своей игре и, особенно, в дополнении The Old Gods, которое было посвящено в первую очередь северным язычникам. Хотя скандинавы в игре получили собственную культуру с уникальными особенностями, и собственную религию, практически все новые механики призваны позволить игроку попробовать себя именно в роли уже привычного «грабителя с севера».
Скандинавское язычество оказалось единственным, наряду с весьма неоднозначным ацтекским, которое позволяет систематически совершать человеческие жертвоприношения. Вторая важная способность их религии — умение устанавливать рунические камни, увековечившие военные победы. А уникальная способность викингов как народа стали, разумеется, грабительские рейды, а также возможность сплавляться по крупным рекам вроде Дуная, чтобы совершать набеги и на области в глубине континента.
На первый взгляд это именно то, чем викинги были славны. Но на самом деле Crusader Kings 2 позволяет увидеть, какие элементы жизни северян совершенно выпадают из поля нашего зрения, хотя их уникальность заслуживает более пристального внимания. Викинги в Crusader Kings 2 не первооткрыватели – вся карта открыта с начала игры, как и возможность отправиться в свой первый рейд хоть в Испанию, хоть в Грецию.
Они не торгуют, хотя именно торговля принесла викингам основной доход, и толкала их на столь интенсивное освоение речных, а не только морских водных путей. А их система власти, в реальности строившаяся вокруг народных собраний-тингов и постоянных судов, казалось бы, могла понравиться авторам игры про власть и политику, на деле выглядит полной калькой с западного феодализма, лишь с ещё большим упором на войну.
С другой стороны, все эти вещи — лишь следствие того, как сделана вся игра: без торговли, без освоения новых земель, с абсолютно одинаковой системой единоличного правления у всех народов и государств, различающихся лишь в деталях. И это наглядно показывает, как викинги попадают в ловушку не только наших представлений, но и желаний.
Зачем делать сложные системы, отражающие торговлю или внутреннюю политику, если все хотят грабить и убивать? В этом смысле игра For Honor, опять-таки, оказывается самым честным изображением северян, которое, впрочем, говорит больше о нас, чем о них. Что до Crusader Kings 2, то она хотя бы позволяет увидеть исторические причины того, что викинги стали известны нам в первую очередь как завоеватели и разбойники. Ну и возможность проверить, сможешь ли ты превзойти достижения Рагнара Лодброка из сериала «Викинги», тоже немалого стоит.
Banner Saga
Это игра в двух частях (на Kickstarter недавно удачно закончился сбор денег на выпуск третьей, заключительной), в которой игрок руководит караваном беженцев, уходящих от надвигающегося с севера конца света. Основная часть игрового процесса посвящена руководству караваном, принятию решений о дальнейшей судьбе подопечных и друзей главного героя, а также тактическим боям, где в качестве противника выступают как чудовища Dredge, так и другие люди: разбойники, предатели или претенденты на лидерство.
Хотя события игры происходят в выдуманном мире, очевидно, что разработчики вдохновлялись именно скандинавскими мифами и реалиями. Они и сами не скрывают этого в своих интервью.
Многие термины, костюмы и оружие героев очевидно отсылают к викингам. Скандинавской мифологией вдохновлен и образ великанов-варлов, одной из немногих других «рас», кроме людей, которые присутствуют в игре. Но самое главное то, что влияние скандинавских мифов заметно в основной экспозиции саги. Боги в этом мире погибли, солнце замерло в небе, символизируя остановку времени. И теперь весь мир постепенно умирает, становясь добычей гигантского змея, напоминающего сразу двух великих драконов северной мифологии – Йормунгарда и Нидхёгг. Всё это похоже на знаменитый Рагнарёк — конец света в скандинавской мифологии.
Сам по себе Рагнарёк или «сумерки богов», встречается в играх, мягко говоря, не впервые. Но авторам из Stoic Studio удалось показать его совершенно иначе, гораздо ближе к оригиналу и, в результате, намного интереснее.
Рагнарёк часто воспринимается как финальная битва сил добра и зла. А игрок должен в таких условиях взять на себя роль чемпиона светлой стороны и поубивать всех противников, остановив грядущую катастрофу. Banner Saga же проникнута совершенно другим настроением — неизбежностью. Сочетая эпизоды, где игрок может действительно принимать значимые решения, с теми, где он превращается в жертву обстоятельств, создатели воспроизводят настроение, которое пронизывает северные мифы о Рагнарёке: неотвратимость судьбы. Конец света для викингов уже предсказан, и никакие их действия не способны это изменить. Но в тоже время эти действия предпринимать нужно, готовясь к решающему сражению, исход которого уже понятен и определён не обычными людьми, и даже не богами.
Точно так же люди и варлы из вашего каравана в Banner Saga оказываются перед лицом сил, которые не понимают, и просто пытаются выжить, снова и снова сталкиваясь с тем, что враги кажутся непобедимыми, надежды нет, мир умирает, а боги уже исчезли.
И хотя формально вторая часть оставила надежду на положительный финал, само ощущение неотвратимости надвигающегося конца, которую «Стоики» заимствовали из северной мифологии, приятно отличает сюжет и мир их игры от множества зубодробительно-бодрых историй о битве викингов и ледяных великанов.
King of Dragon Pass
Ещё одна игра, сделанная в мире фэнтези, но очевидно вдохновлённая скандинавами. King of Dragon Pass вышла ещё в 1999 году, но тем не менее, она во многом остается интересной и сегодня.
Игрок берёт на себя руководство небольшой деревней в регионе, известном как Перевал Дракона (собственно, Dragon pass). Задача — объединить окрестные кланы в большое племя, а затем стать королем. Игровой процесс состоит из принятия многочисленных решений: на кого из соседей стоит сходить в небольшой набег за скотом, а с кем — начать полноценный конфликт, стоит ли торговать, алтарь какому божеству построить, расширить ли площадь посевов и так далее.
Отдельно стоит отметить многочисленные случайные события, создающие атмосферу жизни в языческом мире, где каждый куст может оказаться пристанищем духа, а также ритуалы призыва богов, на которых игрок должен продемонстрировать свою способность запомнить точное содержание мифов выдуманной религии.
Самое поразительное, что в King of Dragon Pass, несмотря на мир в духе «высокого фэнтези» и полное отсутствие морских путешествий, наиболее атмосферное и проработанное отображение жизни древних северян в видеоиграх. Насилия там, разумеется, также не избежать, но благодаря множеству отдельных механик можно увидеть, как именно для викингов были связаны друг с другом междоусобные конфликты, личная и клановая честь, правосудие и, конечно, материальное благосостояние.
Захват новых территорий, краеугольный камень в любой стратегической игре, тут является лишь одним из возможных исходов конфликта, зачастую — совершенно нежелательным. Полное уничтожение враждебного клана невозможно в принципе — кто-то всегда выживет, и будет мстить.
Интересно и то, как разработчики подошли к магии. А что если бы колдовство и ритуалы викингов действительно работали? Вместо того, чтобы создавать «профессиональных колдунов», они позволяют накладывать заклятья каждому жителю выдуманного мира, но для особенно масштабных чар требуют проведения специальных больших празднеств с участием всего вашего клана.
King of Dragon Pass — пример того, что разработчики могут сделать, если будут ориентироваться на реалии культуры, которой вдохновляются. Вместо того, чтобы максимально упрощать мир игры для нашего удобства, создатели King of Dragon Pass акцентировали внимание на экзотических элементах северной культуры, выстраивая мир вокруг них. Это позволило создать оригинальное и интересное произведение, о котором особенно актуально вспомнить, так как осенью этого года выходит сиквел — Six Ages.
Expeditions: Vikings
Игра ещё не вышла, мы мы уже можем представить себе, что нас ждёт, на основании предыдущего проекта тех же разработчиков — Expeditions: Conquistador.
В ней герой вместе с небольшим отрядом европейцев и индейцев путешествовал по территории современной Мексики, враждуя или заключая союзы с аборигенами, разыскивая сокровища и отстраивая собственный форт. Игра отличалась большой чувствительностью к решениям игрока, а также тем, что её авторы не боялись поднимать серьёзные темы.
Жестокость испанцев в отношении индейцев не запрещена, но оставлена полностью на совести игрока — собирая свой отряд, он мог сделать упор на религиозных фанатиков или на просвещённых миротворцев, и в дальнейшем принимать каждое решение по обстоятельствам, без очевидного указания на то, какой курс действий правильный.
Expeditions: Conquistador
Теперь та же студия пробует сделать такую же игру, посвящённую экспедициями викингов в Европу. Новый проект выглядит более амбициозным: вместо одного похода нас ожидает несколько экспедиций, перемежающихся периодами управлениями собственным поселением в Скандинавии.
При этом ваши товарищи по плаванию могут как помогать, так и, напротив, претендовать на власть, подрывая ваш авторитет. Особенно большие надежды внушает то, что разработчики могут выйти за пределы традиционного изображения конфликта европейцев с викингами как противостояния варваров и цивилизованных людей. Либо, как это было сделано в сериале «Викинги», сражения суровых и честных бородачей с лицемерами и фанатиками.
#топы #аналитика #long
Разоблачение корней мифа о рогатых шлемах викингов
Обновлено
4 февраля, 2016 — 00:46
Марк Миллер
Да, некоторые викинги в шлемах путешествовали по Европе, Западной Азии и даже Северной Америке, совершая набеги и грабя. Однако это миф, что их шлемы были украшены рогами, оленями или крыльями. Но вы можете видеть на изображении выше, что один из типов шлемов, которые использовали викинги, выглядел довольно круто — даже без рогов.
Украшенные шлемы викингов вошли в массовую культуру и воображение в 19века, когда писатели и художники стали изображать в них скандинавских мародеров.
Стереотипная картина Мэри МакГрегор 1908 года, на которой Лейф Эриксон высаживается в Винланде ( Public Domain )
Эпоха викингов длилась с 8 по 11 века. На изображениях викингов той эпохи они изображены либо без шлемов, либо в железных или кожаных шлемах.
Датчане вторгаются в Англию. Из «Сборника жития святого Эдмунда», 12 век. ( Public Domain )
History.com говорит, что корни стереотипа могут быть в 1800-х годах, когда Густав Мальмстрем, шведский художник, и дизайнер оперных костюмов Вагнера Карл Эмиль Доплер оба изобразили викингов в рогатых шлемах.
- Открытие рогов северного оленя в Дании может переписать начало эпохи викингов
- Безжалостное представление о возвращении викингов как доказательстве использования рабов в эпоху викингов снова становится в центре внимания
- Безголовые викинги Дорсета
Это не значит, что никто в истории никогда не носил шлемы с рогами. Как предполагает History.com, Мальмстрем, Доплер и другие художники, возможно, черпали вдохновение в археологических находках рогатых шлемов, которые появились еще до викингов.
Украшенные шлемы известны, как этот на римской мраморной статуе бога войны (Овен/Марс). 2 век нашей эры. ( CC BY NC SA 2.0 )
Кроме того, некоторые греческие и римские писатели рассказывали о северных европейцах в шлемах с рогами, оленями и крыльями. Но они, по-видимому, вышли из моды за целое столетие до эпохи викингов. И даже когда они использовались, они, вероятно, были декоративными и использовались германскими и скандинавскими священниками, пишет History.com, добавляя:
«В конце концов, практичность рогов в реальном бою в лучшем случае сомнительна. Конечно, они могли помочь запугать врагов и, может быть, даже выколоть несколько глаз, но с большей вероятностью они запутались бы в ветке дерева или вонзились в щит».
![]()
Изображение рогатого шлема с таблички C котла Гундеструп (ок. 150–150–1 гг. до н. э.). ( Public Domain )
На самом деле, викинги делали свои шлемы из нескольких кусков железа, склепанных вместе, сообщает Hurstwic.org :
один кусок железа, отлитый в форму. Однако в эпоху викингов шлемы обычно делались из нескольких склепанных вместе кусков железа, что называлось стилем шлема спангенхельма. Таким способом легче сделать шлем, требуя меньше труда, поэтому, возможно, его и использовали. В спангенхельме использовалась единственная железная лента, которая окружала голову вокруг лба, приклепываемая к еще двум железным лентам, которые пересекались на макушке. Четыре отверстия были заполнены клепаными железными пластинами (справа), чтобы получилась чаша. В некоторых случаях для заполнения четырех отверстий могла использоваться жесткая кожа, а не железо, чтобы снизить стоимость.
Защита носа была приклепана ко лбу».
Что-то должно было быть внутри шлема, чтобы рассеять сокрушительный удар меча или булавы, сообщает Hurstwic.org. Если бы металлическая часть шлема уперлась в головы викингов, сила удара пришлась бы прямо в череп.
- Скандинавы преобразовали международную культуру, производство, технологии и торговлю в эпоху викингов
- Хроника 10 века о жестоких оргиастических похоронах вождя викингов
- Новое исследование показывает, что женщины викингов сопровождали мужчин в путешествиях для колонизации отдаленных земель
Диорама с викингами в Археологическом музее Ставангера, Норвегия. ( CC BY SA 4.0 )
Hurstwic.org поясняет, что на нескольких шлемах эпохи викингов видны отверстия для заклепок, к которым, возможно, крепилась кожаная система подвески. Также возможно, что викинги использовали абсорбирующие материалы, такие как овчина, с шерстью на ней, чтобы поглотить силу удара. Впитывающий материал также впитывал бы пот, что делало бы его более удобным, а также предохраняло бы утюг от ржавчины.
Как на самом деле выглядели многие шлемы викингов, с лентой вокруг головы, к которой крепятся остальные части, и носовым наконечником. ( Public Domain )
Железные шлемы могли быть относительно редкостью среди викингов, сообщает Hurstwic.org. Железо было трудно изготовить, и оно было настолько дорогим, что многие люди не могли позволить себе такие шлемы. Люди, которые могли себе их позволить, вероятно, тщательно ремонтировали и сохраняли их и передавали последующим поколениям на протяжении веков, пока металл не стал слишком слабым, чтобы обеспечить защиту.
Выставка артефактов викингов, которая откроется на этой неделе на Таймс-сквер в Нью-Йорке, будет включать в себя шлем (без крыльев, рогов или рогов) и 500 других предметов.
Рекомендуемое изображение: современная статуя викинга в мифическом рогатом шлеме ( CC BY NC ND 3. 0 ) и настоящий шлем викинга. ( NTNU Vitenskapsmuseet/CC BY 2.0 )
Марк Миллер
Связанные статьи о древнем происхождении
27 декабря, 2022 — 21:58
Эшли Коуи
Когда археологи в Дании определили фундамент огромного зала викингов, они знали, что наткнулись на археологическую расплату. Но они не ожидали, что это здание станет самым большим залом викингов…
23 декабря, 2022 — 21:52
Эшли Коуи
Исключительно редкая могила эпохи викингов была обнаружена в Осло, столице Норвегии. Эпоха викингов (793–1066 гг. Н.э.) последовала за периодом миграции и германским железным веком в Европе. В это время…
1 ноября, 2022 — 20:20
Эшли Коуи
Археологи в Швеции обнаружили редкие сокровища викингов. Найденная под деревянным полом коллекция серебряных украшений и монет рассказывает почти историю международной торговли…
26 октября, 2022 — 14:53
Sahir
10-летний Эрик Брискеруд, отправляясь на греблю к месту купания на реке Гломма со своим отцом, заметил нечто похожее на корень на песчаной отмели. К его радости, объект, который он раскопал, оказался…
20 октября, 2022 — 15:00
Sahir
Могила, найденная в поздней эпохе викингов в восточной Норвегии, очень похожа на одну из самых безупречных могил римской эпохи в Норвегии из могилы гуннов в Эстфольде. Богатое захоронение, это…
18 октября, 2022 — 18:58
Эшли Коуи
Археологи в Швеции обнаружили то, что они называют «единственным в своем роде» амулет Молот Тора. Локи Локи, посох Одина и молот Тора (Мьёльнир) — хорошо известные скандинавские архетипы…
Разоблаченный шлем – Скандинавская археология
Дания, железный век, железный век, железный век, Норвегия, Швеция, период викингов
Эльфрида Эстлунд
Рогатые шлемы. Традиционно викинги ассоциируются с их невероятными, модными головными уборами, верно? Бычьи рога красивой формы, прикрепленные к каждой стороне шлема в идеальной симметрии, производят устрашающее и неизгладимое впечатление, заставляя врагов поворачиваться и бежать с 79 года. 3 г. н.э. Обычно викинги несут его в бой, в набеги и… подождите, что? Если для вас это еще не очевидно: все это чепуха и один из самых распространенных мифов о скандинавской доисторической культуре. Сегодня эта версия викинга, к счастью, развенчана, но когда-то он был вполне жив. Откуда взялся этот мужественный викинг в рогатом шлеме? Одно можно сказать наверняка: не история, и уж точно он создан не из материальной культуры. Он родился в сфере массовой культуры, этот культовый рогатый викинг. И о боже, он был популярен!
Произведение искусства
В 19 -м -м веке в Европе наблюдался всплеск популярности и интереса к скандинавской мифологии. Естественно, скандинавская история тоже пережила возрождение. Интерес был особенно сосредоточен в сфере массовой культуры и искусства, где обычно изображались и изображались герои, короли и боги. Источники вдохновения художников различаются между текстовыми источниками, такими как саги, и собранными материалами, такими как мечи, щиты, топоры и т. д., которые предположительно относятся к эпохе викингов. Остается один важный вопрос: где эти художники черпали вдохновение для рогатых шлемов? Милый и короткий ответ на этот вопрос заключается в том, что мы просто понятия не имеем. Каким-то образом тенденция к рогатым шлемам в связи с викингами и скандинавской мифологией действительно взорвалась, и не один или два художника изобразили эту особенность, а несколько художников приняли ее. Ясно, что это был модный и, видимо, свежий способ изобразить этих героев-мореходов, если можно судить с 19 века.-й -й век Картины в одиночку. Давайте пройдемся хотя бы по некоторым ранним пташкам «очень современного, но не такого точного шлема эпохи викингов».
Кольцо Нибелунга (более известное как Кольцо ) — опера Рихарда Вагнера, написанная в 19 веке. Он основан на Песня о Нибелунгах ( Nibelungenlied ), немецкой средневековой рукописи 11 го века, а также на скандинавской мифологии , такой как Volsung Saga и Поэтическая Эдда . Естественно, мы встречаем одного-двух викингов среди героев и богов в четырехактной опере Вагнера. И да, судя по иллюстрациям, вдохновленным «Кольцом», некоторые из них действительно носили шлемы с рогами. Здесь стоит упомянуть два имени: Михаэль Эхтер и Карл Эмиль Дёплер, немецкие художники, работавшие в тесном контакте с Вагнером. Король Людвиг II поручил Михаэлю Эхтеру украсить свой дворец фресками, вдохновленными «Кольцом», которое очень полюбилось королю. К сожалению, фрески Эхтерса были уничтожены вместе с дворцом во время Второй мировой войны и поэтому утеряны навсегда. К счастью, Франц Гегель перекрасил некоторые работы Эхтерса. На одной из перекрашенных иллюстраций мы видим высокого, довольно крупного воина-викинга в ныне очень известном рогатом шлеме. Это также один из самых ранних примеров рогатых шлемов в связи со скандинавской мифологией и викингами.
Франц Гегель перерисовывает одну из фресок Михаэля Эхтера. Фото: общественное достояние.
Вскоре после этого Карл Эмиль Доплер последовал примеру Эхтера и сделал Viking еще более модным. Сам Вагнер поручил Дёплеру создать соответствующие костюмы для премьеры «Кольцо » в 1876 году. Одним из персонажей, удостоенных чести украшать упомянутые рога, был Хундинг, человек, который в пьесе Вагнера является воином крови великанов. Интересно, что Доплер изучил артефакты эпохи викингов (или предположительно в то время), посетив несколько музеев. Изображенное оружие, скорее всего, вдохновлено настоящими археологическими 19-й -й век находки. С другой стороны, облачение и шлем Хундинга являются результатом творческой свободы.
Интерпретация Карла Эмиля Доплера вагнеровского персонажа Хандинга. Викинг крови великана появляется в The Ring .
Еще одна интересная интерпретация, сделанная Доплером в связи с Кольцом , относится к Одину. Хотя это можно считать отступлением от темы этой статьи, стоит упомянуть. Хотя Доплер избавил Одина от того, чтобы ему дали рога, вместо этого он дал ему крылья. Да, крылья. Когда вещи не могли стать более запутанными, они просто делали. .. Они обычно используются в популярной культуре при иллюстрации скандинавских валькирий. Дёплер, скорее всего, счел целесообразным дать Одину крылья, похожие на крылья Валькирии, в роли их лидера. Скандинавские валькирии были теми, кто собирал мертвых, чтобы привести их к Одину и Валгалле, или Фрейас Фолкванг, согласно мифологии. Эти крылья вскоре стали синонимом Одина, и до сих пор они широко используются в иллюстрациях и фильмах. Это, пожалуй, художественное лицензирование в лучшем виде, люди!
Слева: Брунгильда, одна из валькирий Вагнера из Кольцо , иллюстрация Артура Рэкхэма. Справа: Один с крыльями на шлеме, иллюстрированный Карлом Эмилем Доплером. Фотографии: общественное достояние.
Войти в историю
Лоренс Фрёлих, датский художник, известный своими изображениями сцен из скандинавской мифологии, также является одним из создателей рогатого шлема викинга. Он более или менее провел всю свою жизнь, изображая скандинавов, и попутно создал свой собственный, очень своеобразный художественный стиль. Когда вы видите Frølich, вы знаете, что это Frølich. Его произведение искусства Свейна Форкберда, короля Дании и Норвегии 985-992 гг. н.э. и 993-1014 гг. н.э., захваченный врагом (Йомсвикингарна) был сделан в 1877 году. Здесь Свейн окружен женщинами, детьми, собаками и… да, «Викинг» в рогатом шлеме, предположительно пьющий кружку медовухи за крайним правым столом, потому что почему бы и нет? Он мог слушать дискуссию о том, следует ли освободить Свейна и какой ценой. Это первая известная иллюстрация рогатого викинга, зафиксированная в курсовой литературе, для которой произведение было специально создано. Это делает его интересным и особенным. Вплоть до интерпретации Фрелихом поимки Свейна Вилобородого рогатый шлем появлялся на картинах, вдохновленных скандинавской мифологией, а не историческими событиями. Эта иллюстрация придает рогатому шлему фактический, а не вымышленный контекст, и еще больше усиливает явление.
Иллюстрация Лоренца Фрёлиха со Свейном Вилобородым, запечатленная Йормсвикингарной. Первое изображение с рогатым шлемом, появившееся в учебной литературе. Упомянутого «Викинга» можно увидеть сидящим за крайним справа столом. Фото: общественное достояние.
Викинг современной массовой культуры
Это явление не осталось в 19 м веке, но какое-то время останется в массовой культуре и особенно в искусстве. Сегодня миф о шлеме викингов считается развенчанным. Однако это не мешает людям постоянно изображать викингов с рогами. Что-то иронично, что-то художественно, что-то может быть даже результатом твердого убеждения, что рога были частью первоначального облачения. Если вы когда-нибудь смотрели футбольный или хоккейный матч с участием Швеции, трудно не заметить мужчин и женщин, одетых в сине-желтую форму шведского флага, на голове у них обязательный шлем (который можно приобрести в большинстве туристических сувенирные магазины в Стокгольме Гамла Стан ). Некоторые даже идут еще дальше и заплетают светлые косы. Другой пример очень известного шлема викинга также засвидетельствован на эмблеме Minnesota Vikings American Football team, чей талисман Виктор Викинг также использует модный шлем с рогами, дополненный светлыми косами.
Похороны викинга, иллюстрированные Фрэнком Бернардом Дикси в 1910 году. Миф о рогатом шлеме викинга сохранился до конца 20 века. Фото: общественное достояние.
Итак, что они носили?
Хотя мы могли бы продолжать болтать о рогатом шлеме, вместо этого нам, возможно, придется кое-что прояснить. Какой шлем на самом деле носили викинги в битвах? Это наверняка вопрос на миллион долларов, потому что у нас просто недостаточно фактов относительно их настоящих головных уборов. Почему? Просто потому, что шлемы не встречаются в контекстах, относящихся к эпохе викингов. В настоящее время был обнаружен только один шлем эпохи викингов, датируемый примерно 875 годом нашей эры и найденный в Гьермундбю, Норвегия, в исключительно богатой мужской могиле, датируемой 10 9 г.0171-й -й Века. С тех пор больше не собиралось шлемов этого периода, чтобы внести свой вклад в наши коллекции эпохи викингов. И нет, если вам интересно, на шлеме Гьермундбю нет никаких признаков того, что он когда-либо был украшен рогами. Несколько шлемов, датируемых периодом Вендель (550-793 гг. н.э.) (который предшествует эпохе викингов), были извлечены из могил. Угадай, что? На них тоже нет рогов.
Шлем Gjermundbu из Норвегии. Найден в мужской могиле. Единственный в настоящее время проверенный шлем эпохи викингов. Фото: NTNU Vitenskapsmuseet, CC BY.
Почему шлемы исчезают из могильных материалов в эпоху викингов? Этого мы не знаем. Одной из причин могло быть то, что шлем просто стал менее личным в эпоху викингов, чем раньше, и, таким образом, не считался подходящим для захоронения. Оружие всех видов, такое как мечи, щиты, копья и т. д., можно найти в могилах эпохи викингов, что можно интерпретировать как обладающее большей личной ценностью. В любом случае оружие, вероятно, было более полезным, когда он достигал Вальхаллы, чтобы сражаться с гигантами каждую ночь вместе с Одином, а не иметь шлем для защиты головы. Судя по этому видео, датские викинги могли счесть немного неловким надевать шлем в бою, может ли это быть оправданием, которое использовали бы и настоящие викинги? Шлем эпохи викингов пока останется загадкой. Настолько, насколько рогатые шлемы останутся развенчанным явлением популярной культуры, происходящим из художественного лицензирования, а не из фактов. Всегда следует поощрять свободу творчества и, в конце концов, это значительно облегчило жизнь скандинавским любителям спорта в выборе что надеть на всевозможные игры. За это мы благодарим тебя.
Фото на обложке: Хенрик Русенборг. Copyright 2021 Хенрик Русенборг Искусство.
Текст: Эльфрида Эстлунд. Copyright 2021 Скандинавская археология.
Эльфрида Эстлунд
+ посты
Средневековый скандинавский остеоархеолог со степенью бакалавра гуманитарных наук в области археологии со специализацией в области остеологии из Упсальского университета, кампус Готланд. Моя бакалаврская работа была посвящена взаимосвязи между социальным статусом и здоровьем в руинах средневековой церкви Святого Ганса в Висбю, Готланд.
Магистр искусств в области археологии (два года), Университет Упсалы, Кампус Готланд.