О рыцарских турнирах в подробностях… (часть третья). Турнирный шлем рыцаря


Доспехи для рыцарских забав » Военное обозрение

«Там в мечтах я утопал:Рыцарский турнирТам выигрывал не раз,Там объездил мир»(Иоганн Гете. «Новый Амадис». Перевод В. Топорова)

Как мы уже отмечали, в средние века вовсе не металлические доспехи и латы делали человека рыцарем. Воины в доспехах были и до них, и одновременно с ними, но вот то, в чем они разнились между собой, заключалось, прежде всего, в характере земельного держания, а значит, и в принадлежности к определенному слою общества. А уж характер земельной собственности, равно как и отсутствие оной, определял и все остальное, включая и общественное самосознание.

Турнир в Бретани. Томас Вудсток, граф Бэкингем и герцог Бретани Иоанн V Завоеватель сражаются пешими на копьях. Около 1483 г. Миниатюра из «Хроник Жана Фруассара». (Британская библиотека)

Так вот возникло и понятие о рыцарской чести – что прилично одному, считалось совершенно непозволительным другому. Это особенно наглядно проявлялось в мирное время, когда общие опасности людей уже не сближали, и сословную спесь можно было сколько угодно выставлять напоказ.

Еще у древних германцев, по словам римского историка Тацита, были распространены военные состязания и поединки. В эпоху, когда рыцари стали господствующим кланом феодальной Европы, подобные военные игрища распространились еще больше, ведь надо же было хоть как-то занимать себя в периоды вынужденного безделья между войнами!

Турнирный шлем штеххельм или «жабья голова» 1500 г. Нюрнберг. Вес 8,09 кг. Намертво прикреплялся к кирасе. Достаточно было в момент столкновения с противником просто поднять голову, чтобы обеспечить себе стопроцентную защиту лица. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Постоянная тренировка также была связана с военными упражнениями, из которых, собственно говоря, и родились знаменитые турниры. Название это связано с французским глаголом «поворачивать» – площадки для конных состязаний имели в конце ограждения, у которых бойцам требовалось быстро повернуть коней, чтобы все время быть лицом к лицу с неприятелем, а не показывать ему свою спину. «Кружение», как тогда говорили, являлось парным поединком конных рыцарей, но практиковались и парные пешие поединки, и командные схватки «стенка на стенку».

Подшлемник турнирного шлема 1484 г. (Художественно-исторический музей, Вена)

По имеющимся историческим сведениям, турниры в Европе начали проводить очень рано. Есть упоминание о турнире в Барселоне в 811 году, об очень большом турнире 842 года в Страсбурге, где принимали участие саксонцы, австрийцы, бретонцы и баски. Многочисленные турниры в Германии организовывал король Генрих I Птицелов (919 – 936), и, следовательно, военные игры имели место еще тогда, когда ни о каких металлических доспехах и речи не было, а воины в лучшем случае одевались в кольчуги!

Турнирный салад императора Максимилиана I. Около 1495 г. (Художественно-исторический музей, Вена)

В начале XI века были учреждены строгие правила проведения турниров, так как с течением времени эти когда-то вполне безобидные тренировочные схватки стали ареной для сведения личных счетов, соперничества партий, и убитых на них становилось все больше. Конечно, поединки ради сведения личных счетов существовали испокон веков, однако для их проведения, как и для позднейших дуэлей, поединщики встречались подальше от людских глаз, будучи окруженными лишь самыми доверенными людьми.

Полевые и турнирные доспехи гринвичской школы, датируемые 1527 г. Англия. Высота 185,4 см. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

С другой стороны, были и так называемые поединки «Божьего суда», где по решению судей, но силой оружия решался вопрос кто прав, а кто виноват. Понятно, что и тот и другой вид поединка существовал и до турниров, и... даже после них (дуэль), однако именно турнир, где дозволялось биться не только тупым, но и острым оружием, избавил рыцарей от необходимости уединяться для выяснения отношений или же добиваться справедливости через суд.

Турнирный гарнитур, еще один представитель английских гринвичских доспехов, 1610 года. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

К тому же участие в турнире гарантировало не только честь, но и выгоду, так как победители обычно получали коня и доспехи (вооружение) побежденных, что давало умелому рыцаря очень приличный доход! Первоначально на турнирах дрались тем же оружием, что и в бою, стремясь не доводить дело до смертельного исхода. Потом начали появляться специальные виды оружия для турниров – копья с тупыми наконечниками, облегченные мечи и палицы. Впрочем, использовались они достаточно редко, так как в походах мало кому хотелось обременять свой обоз лишним весом, а вот желающих показать свою удаль и боевое мастерство хватало с избытком. Особенно часто турниры начали проводиться в эпоху крестовых походов, когда на равнинах Палестины европейские рыцари разных национальностей соперничали между собой в военной опытности и массовом умении владеть оружием. Результаты иных побед на турнирах ставились тогда даже выше, чем поражения, нанесенные сарацинам!

Гранарда – дополнительный элемент бронирования турнирного доспеха, служащий для усиления защиты левой стороны груди и левой руки. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

По возвращении в Европу они, однако, сразу же попали в условия, когда их прежняя рыцарская вольница уже не устраивала ни многих королей, ни римско-католическую церковь. Последняя не раз предавала турниры анафеме и всячески старалась их запретить, как, впрочем, и многие другие увеселения. В IX веке турниры были запрещены папой Евгением II, затем их также запрещали папа Евгений III и Александр III в XII веке. Дошло до того, что Климент V в начале XIV века отлучил от церкви всех участников турниров и запретил хоронить их в освященной земле, но... так и не заставил рыцарей отказаться от этой забавы.

Рыцарь с грангардой. Хорошо видные винты, с помощью которых она крепилась к основному доспеху. (Дрезденская оружейная палата)

Единственно, что церкви удалось сделать реально, так это — ограничение турниров днями с пятницы по воскресенье, а в остальные дни они не разрешались.

Несколько больше в искоренении турниров преуспели короли Франции: Филипп Красивый, запретивший их в 1313 году, и Филипп Длинный, подтвердивший этот запрет своего отца в 1318-ом. Но... преемственность в этом деле полностью отсутствовала, и в соответствии с личными вкусами каждого нового короля турниры то запрещались, то разрешались вновь.

В разгар Столетней войны, в 1344 году, король Англии Эдуард III даже выдал специальные охранные грамоты французским рыцарям, чтобы те могли прибыть на турнир в Англию.

До конца XV века рыцари на турнирах бились в основном тупым оружием, но в обычных боевых доспехах. Однако в XVI веке правила вновь ужесточились, стали драться острым оружием. Погибать в игре хотелось еще меньше, чем в бою, и доспехи для турнира «специализировались». Для пешего поединка доспехи делались полностью закрытыми и требовали особой изощренности мастеров в изобретении дополнительных подвижных сочленений.

Комплект для группового боя – стенка на стенку – отличался от боевого только тем, что левая часть груди, плечо и подбородок – места, куда направлялся удар копья, – защищались дополнительной толстой железной пластиной, привинченной к кирасе.

Наконечник турнирного копья XV – XVI вв. Турнирное копье часто расписывалось в цвета герба или конской попоны участника турнира.

Внутри они нередко были полыми или древки надпиливали, чтобы они ломались от средней силы удара по щиту. Наконечник в виде зубчатой короны не мог соскользнуть с деревянного щита, но так как само копье при этом ломалось, удар для рыцаря не был фатальным. Поскольку, по указанным выше причинам, копья были фактически одноразовыми, рыцари брали на турнир сразу по несколько таких копий – иногда до десятка и более. (Метрополитен музей)

Зато доспех для конного копейного поединка мог весить до 85 кг. Он закрывал только голову и торс всадника, но имел толщину около сантиметра и был почти неподвижен – ведь надо было только ударить копьем. Облачали в него рыцаря, посадив на поднятое над землей бревно, так как с земли он сесть на коня не мог, да и выдерживал в нем боец очень короткое время. Турнирное копье имело вид настоящего бревна, с прикрепленным стальным кругом у рукояти – защитой правой руки и правой стороны груди. Конь для турнира также обряжался в особо толстый доспех, да еще поверх стального нагрудника клали толстый кожаный валик, набитый чем-нибудь мягким. Рыцарь сидел в огромном седле, задняя лука которого подпиралась стальными стержнями, а передняя была так широка, высока и простерта вниз, что, окованная сталью, надежно защищала ноги всадника. И все это покрывалось богатейшими геральдическими мантиями, попонами, на шлемах возвышались геральдические фигуры из дерева, копья обертывались лентами.

Вэмплейт императора Максимилиана I 1485 г. с выгравированными на нем лучами Ордена Золотого Руна. Аугсбург. (Художественно-исторический музей, Вена)

Копейные поединки практиковались с барьером и без него. Барьер разделял всадников и делал их столкновение более безопасным, так как удар копьем должен был наноситься противнику справа налево, под углом максимум 75°, что уменьшало его силу на 25 процента. Без барьера один конь мог «пересекать» ход другого, и тогда толчок становился фронтальным и куда более сильным, как на войне. Поединок без барьера долгое время практиковался во Франции, где тяжесть его последствий несколько уменьшалась распространением специальных доспехов и копий из легкого дерева.

Турнирный доспех 1468-1532 гг. Чтобы облегчить удержание огромного турнирного копья в руках, турнирные доспехи снабжали специальными крюками – одним спереди, а другим – для упора – сзади. Последний помогал удерживать копье на линии удара и не позволял ему опускаться (Художественно-исторический музей, Вена)

Лучшим считался удар в середину шлема, поэтому его укрепляли в первую очередь, а так как большинство ударов поражало левую сторону, то ее защищали сильнее правой. При этом в конце XVI века всю левую часть панциря нередко отковывали так, чтобы она составляла одно целое с наплечником, и тогда никаким щитом уже не пользовались.

Из-за того, что такие доспехи, как уже отмечалось, были страшно тяжелы, участники копейных поединков очень скоро перестали вообще надевать поножи и ограничились так называемым полудоспехом — штехцойгом. Если щиток турнирного копья не расширялся в форме небольшого щита, достаточного для защиты с правой стороны, то правая рука еще прикрывалась доспехом. Но при большом щитке и панцире с пластиной во всю левую часть груди руки зачастую и вовсе были не вооружены.

Турнирные доспехи для джостры испанского короля Филиппа I из Арсенала Мадрида. Доспехи эти получили в Испании название «Джоста Реал» и были весьма характерными для XV века.

Салады для боя на копьях имели первоначально очень простое устройство. Но постепенно они стали сложнее и даже получили особые «счетчики ударов» в виде специальных пластинок на налобнике, устроенных так, что от удара они падали, а вместе с ними падали и пристегнутые к ним покрывала, развевавшиеся на шлеме. У других доспехов очень сложное устройство было у нагрудника: когда удар копья поражал всадника в самую грудь, части брони падали!

Рыцарь в полном турнирном снаряжении для джостры. (Дрезденская оружейная палата)

Особенностью доспехов для пешего поединка, кроме наличия множества особо подвижных соединений, являлось то, что внизу они имели нечто вроде железной юбки в виде колокола. Такая конструкция доспеха была хороша тем, что обеспечивала хорошую защиту тазобедренного сустава и одновременно гарантировала для рыцаря высокую подвижность.

Предличный щиток на шлеме имел двойную функцию: с одной стороны, дополнительной защиты, с другой – ограничивал обзор участника поединка, в котором категорически запрещалось наносить удары ниже пояса, что при таком устройстве предличника было довольно-таки затруднительно. При этом доспехе, как правило, употреблялся самый тяжелый шлем типа бургиньот, появившийся почти одновременно с доспехами этого типа.

Многие латы выполнялись «проветриваемыми», т. е. с отверстиями в панцире. Диаметр их был меньше диаметра наконечника копья, поэтому защиту они обеспечивали, зато сам всадник куда меньше страдал в них от жары и духоты. Поверх «проветриваемых» доспехов одевался расшитый гербами турнирный сюрко, так что отверстий на панцире было не видно, и внешне воин выглядел совсем по-боевому.

С этой же целью многие части доспехов стали делать из так называемой «вареной кожи», и постепенно они стали принципиальным образом отличаться от боевых. Об этом не раз жалели многие рыцари «старого закала», которые по-прежнему видели в турнирах не столько увеселение для дам, сколько традиционное военное упражнение, но сделать ничего, естественно, не могли.

Правда, по-прежнему практиковались поединки с чучелом, вооруженным щитом и булавой, которое при неточном ударе поворачивалось и било своего противника в спину.

Турнирные доспехи Иоанна Стойкого, курфюрста Саксонии, конца XV – начала XVI в. Нюрнберг. Типичные доспехи для джостры – конного боя на копьях: шлем «жабья голова», тарч для левой руки и огромный вэмплейт – щиток на древке копья для защиты правой руки. (Художественно-исторический музей, Вена)

Продолжали обучаться владению боевым оружием в замках, но сам по себе характер турнирных поединков с течением времени все более и более принимал вид театрализованного представления, ничего общего с войной не имевшего. Стремление сделать его как можно более занимательным приводило порой к организации копейных поединков на воде, в лодках, где, к вящему удовольствию собравшейся публики, рыцари сбрасывали друг друга за борт, а слуги лазили их доставать!

Немецкий тарч 1450 – 1500 гг. Вес 2,737 кг. Последние образцы щитов - тарчи, использовались уже не в бою, а на турнирах, ну и, разумеется, они очень ярко раскрашивались. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Другой разновидностью турнира стала «защита проходов». Группа рыцарей в этом случае объявляла, что будет в честь своих дам оборонять какое-нибудь место против всех желающих. В 1434 году в Испании при местечке Орбиго 10 рыцарей в течение целого месяца обороняли мост против 68 соперников, проведя за это время более 700 поединков!

Миниатюра из «Альбома турниров и парадов в Нюрнберге». Конец XVI – начала XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк). Рыцари в турнирных доспехах и с самыми причудливыми нашлемными украшениями на голове. Поскольку турнир в данном случае проводился с барьером, доспехи для ног отсутствуют.Страницы из этого альбома одна красочнее другой…

Вот тут-то рыцарям, кстати говоря, и пригодились их гербы и нашлемные украшения даже больше, чем на войне, ведь болельщики и зрители могли следить по ним за ходом поединков и болеть за их участников.

topwar.ru

О рыцарских турнирах в подробностях… (часть вторая) » Военное обозрение

Стремился каждый в новом быть В одеждах чистых в битву выходить.Вот золотом сияет башня на щите.Там лев, там леопард и рыба в боевом гербе.Павлина хвост иному служит украшеньем. А кто-то шлем цветком украсил в утешенье...Там черный траур всадника венчает флаг,А у другого – белый, синий и зеленый знак.У третьего сюрко багряный, лилиями блещет,А кто-то, видя это, про себя трепещет...(Поэма XIII века «Галеран». Авторский перевод с английского)

Рыцарский турнир, иллюстрация из германской средневековой книги анонимного автора «Венера и Марс», 1480 г. Издание 1997 г. Мюнхен.Рисунок швейцарского «Манесского кодекса» (около 1300 г.) показывает нам двух воинов во время поединка, происходящего в присутствии наблюдающих за ним дам, которые одобряют их рукоплесканиями. Оружием состязающихся на ристалище являются явно тупые мечи.

В кодексе «Церемонии поединков» можно увидеть, что рыцари носят пластинчатые цельнокованые доспехи, а головы у них защищают турнирные шлемы арме. Поверх доспехов у них надеты геральдические одеяния, и так же выглядят попоны их коней. Затем, уже к середине XV века доспехи для «старинного пешего немецкого боя» значительно изменились. Стало модно использовать различные виды оружия. Как это видно на иллюстрациях из книги о турнирах императора Максимилиана I, в то время стали применять не только традиционный мечи, но и такие, скажем так, не типичные для турнира виды оружия, как булава, альшпис, куз, топор, разнообразные пики и кинжалы, палицу, дюссак, секиру и даже боевой цеп.

Поединок с баклерами. Йоханн фон Ринггенберг. «Манесский кодекс». (Библиотека Гейдельбергского университета)

Соответственно изменились и доспехи. Шлем – турнирный арме с забралом, имеющий сферическую форму и значительный объем. Он привинчивался либо плотно привязывался ремнями к нагруднику и наспиннику. Цель такого устройства также, как и в специальном шлеме для турнира на булавах – не дать голове рыцаря соприкасаться непосредственно с самим шлемом. Наплечники стали хорошо защищать подмышки, поэтому они увеличились в размерах и стали доходить до середины груди. Наручи традиционной формы, по моде того времени. Перчатки с остроконечными крагами также соответствуют традициям этой эпохи. Колени защищены наколенниками. А вот башмаки уже просто кожаные и без шпор, к 1480 году приобрели широкие и тупые носы, похожие на грубые крестьянские башмаки.

Одна из разновидностей турнирного шлема 1420 -1430 гг. Вес 7399 г. Италия или Франция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

К вооружению для рукопашного боя, распространившемуся в то время в первую очередь следует отнести кулачные щиты. Ряд щитов имели по краю стальной обруч, являвшийся ловушкой для клинка. В бою старались фехтовать этим щитом так, чтобы острие альшписа или клинок меча оказался в зазоре между этим обручем и щитом и заклинился. Ну, а тем временем, пользуясь этим, один из бойцов наносил удар другому по голове, либо сбоку по клинку, чтобы его сломать и этим самым обезоружить своего противника. Иногда на некоторых кулачных щитах крепили по нескольку таких ловушек. Умбоны кулачных щитов имели различную форму. Внутри всегда находится рукоятка для захвата ее левой рукой; а в верхней части щита мог находиться длинный крюк для перевязи. Кроме кулачных щитов в тех состязаниях, где не использовались копья, применяли деревянные ручные щиты тарчи, обтянутые полотном, с нарисованными на них гербами их владельца. Отличием копейного тарча от тарча для пешего боя сразу бросается в глаза. На первом всегда было отверстие для древка копья.

Типичный турнирный тарч из Дрезденской оружейной палаты.Тарч весом 2737 г. 1450 – 1500 гг. Германия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)Тарч 1450 г. из Германии, высотой 55,88 см и шириной 40,64 см. Сделан из дерева, обтянут кожей, льняным полотном, затем покрыт слоем шпаклевки и расписан масляными красками. Принадлежал, судя по гербу, семье Тёрригель из Франконии. На гербе девиз: «Принимай меня таким, как я есть!» На обратной стороне изображена фигура св. Христофора, защищавшего от внезапной смерти. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)Еще один турнирный тарч 1500 г. Германия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Как бы там ни было, но к XVI веку «немецкий пеший бой» постепенно утратил свою былую привлекательность. Популярность приобрел более эффектный пеший турнир, несколько схожий со старинным групповым турниром. Отличие второго от первого заключалось лишь в том, что его участники сражались через барьер. Поэтому удары по ногам и, следовательно, латы, их прикрывающие, исключались!

Вот так представлен этот новый пеший турнир в Дрезденской оружейной палате. Как видите, сражаются три пары рыцарей – «красные» против «синих». Вооружение смешанное: две пики и четыре тяжелые шпаги. Поскольку сражающихся разделили барьером, то поразить их ниже пояса стало невозможно.Обращает на себя совершенство доспехов для этого пешего поединка. В частности – прикрытие наплечниками подмышечных впадин, латные перчатки и турнирные шлемы арме с очень узкими смотровыми щелями. То есть как-то поразить своего противника, одетого в столь совершенные доспехи, было весьма затруднительно (да эта задача и не ставилась!), поэтому победа присуждалась наименее уставшему бойцу (бойцам) по очкам, то есть по количеству пропущенных ударов.Модная обувь «на платформе» для участников этого турнирного поединка имела тупые носы!А вот этом шлем как раз для такого поединка весом 5471 г(!) был изготовлен в Милане в 1600 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Понятно, что поскольку стоимость рыцарских доспехов была и так запредельной, появились так называемые гарнитуры, включающие несколько деталей. Меняя их можно было использовать одни и те же латы в нескольких видах поединков, причем как в конном, так и в пешем. Так, например, у императора Максимилиана I были доспехи, которые можно было надевать и на конный турнир, и сражаться в традиционном пешем поединке. Для последнего на них была придумала «юбка» колоколом, но для того, чтобы всадник в ней мог сесть в седло, в ней делали передние и задние дугообразные вырезы. Кроме этого, доспехи для боя через барьер имели особо широкие наплечники, уже упоминавшийся колоколообразную юбку и не имели опорного крюка для копья.

Доспех императора Карла V с «юбкой» для пешего турнира, с двумя вырезами, закрытыми снимающимися листами. (Императорская охотничья и оружейная палата в Вене)Серебряные и гравированные доспехи Генриха VIII тоже с «юбкой» и вырезом на ней для посадки в седло. ок. 1515 г. (Королевский арсенал, Лидс)

Подчеркнем, что снаряжение рыцаря для поединка на копьях долгое время не отличалось от боевого. Только в XIV веке конструкция шлема и тарча была усовершенствована именно под участие в этом турнире. С середины XIV века левая сторона шлема получила дополнительную стальную пластину на заклепках, снабженную войлочной прокладкой. Но так как рыцарям на турнире совсем не хотелось погибать, в XV веке доспех для поединка на копьях был модифицирован полностью. Новому доспеху дали название штехцойг – от собственно обозначения этого поединка – гештех – колоть. В разных странах доспех имел свои национальные различия. В частности, выделяют немецкий и итальянский штехцойг.

В материале «Доспех для рыцарских забав» (https://topwar.ru/111586-dospehi-dlya-rycarskih-zabav.html) уже было фото шлема «жабья голова» из Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Это самый узнаваемый и наиболее часто встречающийся в информационном пространстве образец такого шлема. В этом музее их несколько. Вот менее известный и более легкий образец весом 6273.7 г. конца XV века из Германии.

Немецкий штехцойг получил хорошо известный сегодня шлем «жабья голова», похожий на старый горшковидный топхельм, но иного устройства. Нижняя его часть закрывала лицо до глаз, а также затылок и шею, теменная часть шлема была приплюснута, а лицевая сторона имела клинообразную форму. Наблюдение осуществлялось через узкую смотровую щель. По обеим сторонам на нем имелись парные отверстия, служившие для крепления нашлемных украшений, и для крепления подшлемника. Шлем оказался поистине находкой. Слегка наклонив торс, рыцарь, мчащийся на своего противника, имел неплохой обзор через смотровую щель шлема. Однако стоило перед столкновением наклониться больше или напротив – выпрямиться, как удар копья противника никоим образом повредить ему не мог. В первом случая он приходится на плоскую макушку шлема, а во втором – на его клинообразную часть. То есть смотровая щель оказывалась вне досягаемости от щепок разлетевшегося от удара копья и его наконечника.

Немецкий штехцойг из Дрезденской оружейной палаты.

Шлем крепился к кирасе тремя винтами или специальным зажимом, так что превращался с ней в одно целое. Соединение шлема с кирасой на спине осуществляется с помощью вертикально расположенного болта, причем она спускалась вниз до самой спинки седла, на которую и опиралась, что облегчало рыцаря посадку. Ну и конечно жесткость всех соединений была абсолютной! На кирасе с правой стороны укреплялся массивный крюк для копья, а на ее задней части – кронштейн для фиксации копья. Предусматривалось крепление тарча на груди, так что рукой удерживать его было уже не надо. Защиту для ног обеспечивали набедренники из черепицеподобных металлических полос. Следует отметить, что на штехцойг было в обычае надевать юбку из дорогой ткани, украшавшейся роскошными вышивками и лежавшей красивыми глубокими складками.

Корончатый наконечник для турнирного копья весом 1360.8 г. XV – XVI вв. Германия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Копье для этого поединка делали из мягких пород дерева, имело стандартную длину 370 см и диаметр около 9 см, с корончатым наконечником. Коронка имела короткий шток с тремя-четырьмя зубцами. На копье имелся защитный диск для руки.

Шпора 1400 г. Вес 198.45 г. Диаметр звездочки – 7.03 см. Каталония. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Шпоры имели одинаковую конструкцию для всех видов турниров. Делали их из железа, наружную поверхность часто покрывали латунью. Форма шпоры – Y-образная обычно с колесиком в виде звездочки. Такая форма шпор позволяла всаднику легко контролировать лошадь.

Итальянский штехцойг предназначался для турнира на копьях, получившего название «романского». От немецкого он отличался, во-первых, тем, что шлем на нем прикреплялся к нагрудной и к наспинной частям кирасы на винтах. С правой стороны шлема предусматривалась широкая прямоугольная дверца, что-то вроде форточки для доступа внутрь свежего воздуха. Изменена была и форма кирасы, но главным было то, что ее спереди и сзади стали обтягивать тонким камчатным полотном и расшивать геральдическими эмблемами. На левом боку кирасы прикреплялось массивное кольцо, чтобы привязывать четырехугольный тарч. А вот справа на поясе находился кожаный стакан, также обтянутый материей. В него перед выходом на ристалище вставлялось копье. По весу оно было легче, чем применявшееся в немецком доспехе, поэтому нужда в заднем кронштейне для упора в него копья отпала.

Французский штехцойг был идентичен итальянскому. Вот только шлем был несколько меньше по высоте, а к кирасе спереди крепился при помощи ремня и скобы, а сзади – при помощи ремней с пряжками.

Конское седло с луками, окованными металлом. (Оружейная палата в Дрездене)

Английский штехцойг имел очень большое сходство с боевыми и турнирными доспехами XIV века, поскольку в Англии процесс обновления рыцарского турнирного снаряжения шел медленнее, чем на континенте.

Продолжение следует…

topwar.ru

Рыцарский турнир (5): шлем против дубины

Виктория Баранова 26.08.2015

турнирный шлем_00060Не так давно мы рассказывали о турнире на деревянных дубинках — кольбенах. И буквально парой фраз упомянули о шлеме специального типа, который почти в буквальном смысле родился на этих турнирах.

Изначально рыцари выходили, точнее, выезжали, на ристалище в шлемах с плоским верхом, на котором крепилась фигурка — клейнод (и о них мы тоже делали материал, вот он по ссылке).

Суть турнира заключалась в том, чтобы сбить эту фигурку со шлема противника. Но иногда, видимо, случались накладки, с весьма печальными для бойцов последствиями.

Для сокращения уровня травматизма был придуман турнирный шлем особой конструкции, с круглым верхом и забралом из проволочной сетки, наподобие современной вратарской хоккейной маски — «Kolbenturnierhelm».

Такие шлемы часто делались с цельнометаллическим верхом. Однако, иногда бывали в виде металлического каркаса, обтянутого вываренной бычьей кожей.

турнирный шлем_подделка

Турнирный шлем из коллекции Клингбейла. Подделка XIX века, очень высокого качества.

Их отличительной особенностью было значительное расстояние от макушки до собственно шлема, а также опора на плечи. На верхушке шлема было крепление для нашлемной фигуры — клейнода.

Турнирные шлемы из Вюртемберга и Ландсхута

Образцы подобных шлемов хранятся во многих музеях Европы. Например, в городе Ландсхут (который был в XV веке одним из центров производства оружия и доспехов), Вюртемберге, и не только.

Турнирный шлем из Вюртемберга не слишком больших размеров — 44х30см, зато с остатками кожи и позолоты.

турнирный шлем_01

Шлемы из Вюртемберга (слева) и Ландсхута (справа)

Турнирный шлем Императора

Шлем из Вены больше вюртембергского образца. Он считается принадлежащим Императору Священной Римской империи Максимилиану (1486 — 1519) и датируется 1480-1485гг.

Шлем состоит из пяти пластин, соединенных заклепками, защита шеи состоит из единого куска металла.Забрало сформировано из 15 вертикальных и 8 горизонтальных полос. Высота шлема — 54 см, ширина — 32,5 см.

турнирный шлем_Вена

Турнирный шлем из Вены

Турнирные шлемы из Германии и Италии

Очень интересны шлемы из Мюнхена и Штутгарта, а в музее Баржелло хранится забрало, похожее на мюнхенское — в нем жесткие горизонтальные ребра проплетены с помощью свитых между собой проволок.

турнирный шлем_Германия_Италия

Турнирный шлем из Мюнхена и забрало из музея Баржелло во Флоренции

Два турнирных шлема из музея «Метрополитан»

Еще два интересных образца «колбенхельма» хранятся в нью-йоркском музее «Метрополитан»:

турнирный шлем_Метрополитан

Турнирные шлемы из музея «Метрополитан»

Шлем слева датируется 1450–1500 годами, сделан в Германии. На шлеме остатки кожи и текстиля.  Вес шлема 5,7 кг.Турнирный шлем справа появился на свет в 1510 год, он тоже немецкой работы. Вес его поменьше  — 4,8 кг.

При подготовке текста использованы следующие материалы:

  1. Тоже форум
  2. http://www.museum-digital.de/
  3. Клод Блэр. Рыцарские доспехи Европы.
  4. «Турнирная книга Рене Анжуйского»
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

О рыцарских турнирах в подробностях… (часть третья) » Военное обозрение

Труба зачинщика надменный вызов шлет,И рыцаря труба в ответ поет,Поляна вторит им и небосвод,Забрала опустили седоки,И к панцирям прикреплены древки; Вот кони понеслись, и наконецС бойцом вплотную съехался боец.(«Паламон и Арсит»)

Нашлемные украшения (см. на фото слева), предназначенного для боя на булавах, представленные в Оружейной палате Дрездена. Как видите, в этом случае они отличаются он нашлемных украшений для шлемов топхельм, прежде всего тем, что невелики по размерам и крепятся на самую макушку шлема, где для этого имеется металлический штырь.

К началу XV века в Германии родилась совершенно новая форма копейного поединка двух всадников, сразу же завоевавшая большую популярность, — реннен или «скачки». Вендален Бехайм сообщает, что придумал поединок Альбрехт-Август, маркграф Бранденбургский и он же стал его популяризатором. Суть состязания состояла в том, чтобы точным ударом сбить со своего противника тарч, что сразу показывало успех либо неуспех схватки. Но главной новацией боя являлось то, что его участникам действительно приходилось поскакать по ристалищу. В прежнем состязании гештех всадники сразу после сшибки осаживали своих коней и затем возвращались к месту «старта», где поправляли амуницию и получали новые копья. То есть между столкновениями была пауза. Теперь всадники, столкнувшись, продолжали движение, менялись местами, новые копья им вручались «на ходу», после чего они опять атаковали друг друга, причем все это происходило в быстром темпе. Таких столкновений могло быть при этом несколько, что, разумеется, повышало зрелищность такого турнира.

Готические доспехи, послужившие основой для доспеха реннцойг. «Гербовник» Жиля да Бове. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Соответственно под него был создан и специальный доспех реннцойг, заимствовавший свою форму от готических доспехов XV века. Шлемом для этого состязания являлся салад без забрала, но имевший смотровую щель. Поскольку на саладе нашлемные украшения закреплять было неудобно, ограничились султаном из перьев. Защитный колпак под салад остался таким же, как и у «жабья голова». Нагрудник кирасы, как и у доспеха штейхцойг, снабжался копейным крюком, а сзади имел кронштейн для копья. Зато кираса получила дополнительно привинчивающийся к ней металлический подбородник, который закрывал всю нижнюю часть лица. Защитой бедер служили пластинчатые доспехи, «юбка», приделанная к кирасе, использовалась лишь в самом начале.

Кирасы с подбородником от доспехов реннцойг. (Оружейная палата Дрездена)

Реннцойг потребовал себе и специального тарча, получившего название реннтарч. Он также изготовлялся из дерева и обтягивался кожей, окрашенной в черный цвет и с железными оковками по краям. Щит этот плотно прилегал к кирасе, повторяя ее форму и форму левого наплечника. Размеры реннтарча зависели от того, для какой разновидности турнира этот тарч предназначался. Для «точного» реннена и бундреннена он имел высоту от пояса до шеи, а в так называемом «жестком» реннене — от самой середины бедра и до смотровой щели на шлеме. То есть это была достаточно толстая деревянная пластина, профилированная под доспех рыцаря. Сверху крашеное дерево обтягивали тканью с нарисованными на ней либо вышитыми геральдическими эмблемами его владельца.

Острые наконечники для реннена. (Оружейная палата Дрездена)

Копье для конной атаки в реннене также стало другим – легче копий, применяемых на турнире до этого. Длину оно имело около 380 см, диаметр 7 см и вес около 14 кг. А вот наконечник на него поставили острый, а не корончатый! Правда, длина острия была небольшой, то есть глубоко в цель он проникнуть не мог. Изменилась и форма защитного диска на древке копья. Теперь это был щиток в форме воронки. Причем размеры его все время увеличивались так, что со временем он не только прикрывал всю правую руку всадника от плеча до запястья, но также и часть груди.

Копейные щитки 1570 г. Вес 1023.4 г. Италия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)Копейный щиток для доспеха реннцойг. (Императорская охотничья и оружейная палата Вены)

В XV и XVI вв. проводились и так называемые «полевые турниры», имитирующие настоящее сражение. Правила были простые: конные рыцари делились на два равных по численности отряда и сражались на ристалище, выстроившись в две линии. Участвуя в этом виде состязаний, рыцари, как правило, надевали те же самые доспехи, что и на войну. Разница между турнирным и боевым вариантом заключалась лишь в том, что на них прикреплялись пластины с подбородниками, которые доходили до самой смотровой щели шлема-салада.

Гран-гарда 1551 г. Вес 737.1 г. Австрия, Инсбрук. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Кроме этого, участник турнира имел право прикрепить к своему доспеху еще и другие дополнительные защитные пластины. Например – цельнокованую пластину на все левое плечо наплечника заодно с подбородником, или гран-гарду. Турнирный доспех от боевого внешне отличался разве что наличием отверстия для крепежных винтов. Вооружением всадника служило традиционное турнирное копье, очень похожее на боевое, но только лишь несколько короче длиной и больше диаметром, и с наконечником, имеющим удлиненную форму.

«Слепой» конский налобник 1490 г. Вес 2638 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Естественно, что конское снаряжение для турниров также имело свои особенности. Например, отличие наблюдались в форме седел. Многие седла помимо того, что были богато украшены, имели высокие передние луки, из-за чего доспехи для защиты живота и ног всаднику уже и не требовались. Поводья могли быть самыми простыми, из обыкновенных сырых пеньковых веревок, но при этом их обшивали различными лентами той же расцветки, что и конская попона. Если во время боя удила рвались, то всадник управлял лошадью при помощи копья.

Налобник с защитными наглазниками. (Императорская охотничья и оружейная палата Вены)

Лошади покрывались двухслойными попонами из кожи, первый слой, и полотняной ткани – второй. Морду обычно покрывал металлический налобник, причем очень часто такой налобник был «слепым», то есть не имел прорезей для глаз. В тех же случаях, если таковые имелись, их защищали выпуклыми наглазниками. Интересно, что самое раннее изображение такого слепого налобника относится к 1367 году.

Седло ок. 1570 – 1580 гг. Вес 10 кг. Милан. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Седло и стремена из Дрезденской оружейной палаты. Как видите, передняя лука у этого седла, кстати, как и задняя, усилена металлическими пластинами с гравировкой и чернением. Понятно, что это красиво, но такая пластина являлась и хорошей дополнительной защитой для всадника.

А вот об этом седле известно, что его изготовил известный немецкий оружейник Антон Пеффенхаузер из Аугсбурга после 1591 года. (Оружейная палата Дрездена)

Ну, а теперь давайте попробуем углубиться в турнирную науку еще больше и рассмотрим разные виды одного и того же турнирного боя, а также характерные особенности доспехов, которые для них предназначались. Тот же гештех, например, имел целый ряд интересных разновидностей – ну, как, например, хоккей делится на хоккей с шайбой, с мячом и хоккей на траве. Вот так же появились так называемый гештех «высоких седел», «общенемецкий гештех» и, наконец, «гештех закованных в броню».

Еще одно седло работы Пеффенхаузера. (Оружейная палата Дрездена)

Вот, например, турнир «высоких седел». Уже одно это название говорит о том, что всадник должен был сидеть в высоком седле, вроде того, что применялось и в поединках на булавах. Деревянные передние луки при этом не только защищали ноги всадника спереди, но и закрывали ему живот до самой груди. Седло как бы охватывало всадника, так что выпасть из него он не мог. Однако сражались в нем на копьях, а не на булавах, при этом нужно было сломать свое копье о щит противника. Это был наиболее безопасный вариант турнирного поединка, поскольку упасть с коня всадник не мог.

Участники «полевого турнира» в так называемых «саксонских турнирных доспехах». От всех прочих они отличались простой полировкой и отсутствием украшений, а также характерным креплением шлема салад к спинке кирасы. (Оружейная палата Дрездена)

Напротив, в «общенемецком гештехе» седло было устроено таким образом, что не имело задней луки вообще. Нужно было ударить копьем в тарч противника так, чтобы он вылетел из седла. Ноги рыцаря в этом случае были незащищены, а вот у лошади на груди укреплялся огромный нагрудник из грубого полотна, набитый соломой. Зачем это было необходимо? А вот зачем: разделительного барьера эти поединки не предусматривали, поэтому столкновение двух лошадей «лоб в лоб» могло иметь самые катастрофические последствия.

Рыцарь в «саксонских турнирных доспехах» (Оружейная палата Дрездена)

Гештех «закованных в броню» от предыдущих видов состязаний отличался только тем, что ноги всадников были, как и раньше, прикрыты металлом, то есть он был ближе к «старым добрым временам» чем два предыдущих.

Более безопасным во всех отношениях был итальянский гештех с барьером. Поэтому, кстати, глухие налобники в этом случае и не применялись, а использовались с решетчатыми либо «дырчатыми» выпуклыми наглазниками.

Столь же разнообразными были и разновидности реннена…

Продолжение следует…

topwar.ru

Рыцарский турнир (1): турнирное копье

Николай Чеботарев 22.07.2013

060Главным оружием рыцаря был не меч, а копье. Именно копьем наносили первый удар в бою,  «копьем» называли боевую свиту рыцаря, его отряд. Посему именно копье было главным оружием во время рыцарского турнира.

Оно, как и рыцарский доспех, прошло немалый путь эволюции. Первоначальный его вид, вид простого шеста с острым наконечником, изменился до сложной, иногда пустотелой, конструкции, снабженной защитой для руки.

О нем-то мы сегодня и поговорим, открывая новый цикл «Рыцарский турнир». Это не значит, что мы закрываем сериал «История меча». Напротив. Мы будем продолжать их и дальше, параллельно с сериалом «Рыцарский турнир».

Значение именно копья в сражениях было крайне велико, ведь первый удар в бою рыцарь наносил обычно именно копьем. Соответственно, это условие перенеслось и на турниры.

Интересно, что в Англии и во Франции в 12-15 веках турнир иногда прямо так и называли — «хейстильюд», то есть «игра с копьем». Но это относилось только к тем схваткам, где оружием служило именно копье.

Такие схватки проходили как верхом, так и в пешем порядке.  Однако нам придется сузить тему, иначе эта статья может обернуться толстой книгой. Чтобы этого не случилось, ограничимся теми копьями, которыми рыцари сражались верхом.

ТТХ турнирного копья

Только в 13 веке на турнирах стали применять особое, «гуманизированное» копье, в связи с чем оно  стало делиться на копье войны и на копье мира. Разница между ними была в форме наконечника.

У копья войны он был острым, что позволяло участникам поединка сполна хлебнуть острых ощущений. У копья мира – особой формы, в виде короны с 3-4 зубчиками, за что и назывался коронель.

Его преимущество было в распределении силы удара на всю его площадь. Таким образом турниры становились все более безопасными для их участников,  хотя смерть по-прежнему оставалась их попутчицей.

За всю историю рыцарских турниров копье претерпит множество специальных изменений, и когда сами турниры превратятся в спортивное состязание, станет отличным спортивным снарядом.  К этому времени копье будет сложным, делавшимся из нескольких частей, собиравшихся на клею.

Как видим, оно так же далеко от «палки с наконечником», как мотоцикл от самоката.О том, из каких частей оно состояло, сейчас и расскажу.

 

Древко

Толщина копья, а вернее, толщина его древка в разные века была разной. Для XII—XIII веков нормальным считалось достаточно легкое копье, диаметром не более 6,5 сантиметров в самом широком месте. Для сравнения — черенок всем привычной лопаты имеет диаметр 4 сантиметра.

В хрониках можно найти много упоминаний о турнирах, в которых участвовал поэт, политик и рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1275). Так вот, во время турнира каждый из его оруженосцев держал запасные копья своего господина — причем в связках по три штуки. А значит, даже такие толстые древки рыцари умудрялись ломать друг об друга с завидным постоянством.

Слева — Ульрих фон Лихтенштейн на миниатюре Манесского кодекса (XIV век), справа — деталь гобелена «Manius Curius Dentatus Refusing the Gifts of the Samnites» (XVI век), на которой хорошо видны связанные воедино копья.

Но шло время и копья развивались. К 15-му веку их диаметр «играл» уже от 5 до 15 см, чаще всего составляя 9—10 см. Длина копья была от 3 до 3,7 метров.

Древко изготавливали из мягких пород дерева (ясень, осина), обычно ок­руглым в сечении. Некоторые турнирные копья были рифлеными, а иногда даже полыми, чтобы они легче ломались.

Сверху их, как правило, причудливо раскра­шивали в гербовые цвета владельца. Интересно, что в зависимости от вида турнирных состязаний использовались копья, имевшие разную толщину и длину, а так же разные наконечники.

Защита руки

На турнирных копьях развитого Средневековья рукоять специально выделялась.От остальной части древка ее отделяли ограничительными ва­ликами с обеих сторон.

Для защиты руки впере­ди рукояти помещали особую гарду воронкооб­разной формы. Ее называли нодус или вамплейт. Изнутри она снабжалась крюком, который облегчал управление копьем, а так же подбивалась войлоком.

Вот перед нами один из примеров копья с нодусом. Оно датируется 16 веком, и достигает в длину 4,25 метра. Нодус имеет форму усеченного конуса с гофрированными краями, в диаметре не превышает 31 сантиметра.

Размер нодуса зависел от типа поединков. Для одних он был диаметром около 15—16 см, а для других уже прикрывал всю пра­вую руку рыцаря, от запястья до плеча.

Впрочем, наличие нодуса не было обязательным условием турнирного копья. Некоторые экзем­пляры вполне обходились передним ограничительным валиком рукояти, причем в этом случае он делался гораздо больше заднего.

Понятно, что такую махину требовалось еще и удерживать в руке – причем не только гарцуя перед дамами, но и в тот момент, когда рыцарь выбивал соперника из седла. Для этого шли на особые хитрости.

Крюк для копья

Позади ру­кояти располагалось тяжелое металлическое кольцо (граппа), которое упиралось в стальной копейный крюк на правой стороне кирасы, не по­зволяя копью соскальзывать и распределяя силу отдачи на весь нагрудник.

В XV веке копейный крюк стал обязательным элементом турнирной рыцарской брони, хотя говорят, что возник он около 1325 года. Изначально его подбивали войлоком, но со временем на копейный крюк стали де­лать накладки из дерева или свинца. Соответственно, граппа приобрела небольшие притуплённые шипы, легко входившие в накладки, что обеспечивало еще более надежное сцепление копья и рыцаря.

Турнирный оптимал

Только с 14 века начал выделяться особый турнирный доспех. Поначалу эта тенденция не слишком бросалась в глаза, укрепляли те доспехи, которые были в ходу.

Если присмотреться к топфхельму – ведрообразному шлему дворянского рода Пранкхов (сер. XIV века), то можно увидеть что левая сторона шлема защищена крепче, смотровая щель более узкая, а сам шлем изнутри снабжен войлочной прокладкой.

 Через полвека или около того, на первый план уже окончательно вышла забота о безопасности рыцаря в условиях турниров. К XV веку в средневековом обществе турниры воспринимались уже как фестивали, а сшибки — как спорт.

Отсюда — разделение доспехов на боевые, в которых можно бегать, прыгать, скакать и лезть на стены, и на турнирные. Которые в реальном бою не практичны, но в турнирном — то, что доктор прописал. И поскольку, по-немецки, «колоть» — stechen,  то поединки на копьях называли «гештех» (gestech), а доспех, для участия в них, получил название штехцойг (нем. stechzeug). Вот он:

За то время, пока штехцойг использовался, он претерпевал изменения. При этом в разных странах сражались немного по-своему, поэтому вносили корректировки и в защиту. Самые большие различия — о них мы обязательно поговорим в специальной статье, были у немецкого и итальянского штехцойга. В отношении турнирного копья разница была невелика и заключалась в следующем.

Немцы фиксировал копье с помощью мощного турнирного крюка, о котором я уже рассказывал. Итальянцы, в свою очередь, использовали в сшибках более легкие копья и для их поддержки хватало кожаного стакана, обтянутого материей. Его приклепывали справа на кирасе, в районе пояса, и перед началом сшибки в него вставляли копье.

К началу XV века в Германии появился новый вид конного поединка на копьях, который вскоре стал очень популярен. Он назывался реннен, что в дословном переводе означает просто «скачки».

За столь безобидным названием скрывалось азартное состязание, в котором рыцари повторяли свои сшибки до тех пор, пока один из них не оказывался выбит из седла. Своего рода марафон, в котором побеждал только самый выносливый.

Копье, которое применялось при конной атаке в реннене, обычно было легче того, которое использовали в прежних вариантах сшибки. Оно делалось из мягких пород дерева, достигало 4 метров в длину, и при диаметре 7 см весило около 14 кг.

При этом наконечник его был острым, а значит, адреналина участникам реннена хватало.Поэтому реннен породил новую, более подходящую для него броню. Свою форму она во многом взяла у готического доспеха XV века и называлась реннцойг — доспех для участия в реннене.

Доспехи реннцойг из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Оба были изготовлены в 1580–90 годах в Германии, возможно в Дрездене.  Вес того, который слева — 41,5 кг., того, который справа — 29, 5 кг.

Подобно танковой башне

Изначально копье на турнире держа­ли только рукой, иногда прижи­мая его к бедру. Но в XII веке ставку на удар копьем с коня, сам по себе, страшный — повысили. Главной задачей стал таранный удар копьем, когда воедино  соединялись скорость и масса коня.

Поэтому копье стали зажимать под мышкой, так что всадник превращался в подобие танковой башни. Его задача была точно прицелиться и удержать копье в момент удара.

Такой способ удер­жания копья уже можно наблюдать у некоторых рыцарей, изображенных на знаменитом ковре из Байё (1077—1085 гг.). Но тогда это было скорее исключением, чем правилом.

В следующем столетии иногда смешивали оба варианта удержания копья, хотя нечасто. Так, во время поединка в Тарвисе (XIII век) в схватке сошлись рыцари Рейнпрехт фон Мурек и уже знакомый нам Ульрих фон Лихтенштейн. Один взял копье под мышку — самый распространенный прием, другой приложил копье низко к бедру.

Но не зависимо от того, как держали рыцари свои копья, самым красивым считался бой, в котором оба участника ломали их, не выпав при этом из седел.

А теперь давайте посмотрим, как это все выглядело в реальности.

В видеоролике, который я хочу вам показать, съемка ведется с нескольких камер, две из которых установлены непосредственно на копье. Одна снимает назад, и показывает нам рыцаря в тот момент, когда он наносит удар по сопернику. Вторая — снимает собственно этот удар и его последствия.

Словом, для вас открыта уникальная возможность, не отходя от компьютера, оказаться в седле и увидеть мир глазами рыцаря. А вернее, его копья.

 

 Язык копья

Не будем забывать, что эпоха рыцарства – это эпоха церемоний, высоких слов и ярких поступков.Например, Ульрих фон Лихтенштейн во время своих поединков требовал, чтобы побежден­ные им рыцарей кланялись в честь дам на все четыре стороны света. Рыцарь же, сломавший копье об Ульриха фон Лихтенштейна, получал зо­лотое кольцо, чтобы вручить его своей даме.

Сам турнир – это настоящий кладезь для тех ученых, которые исследуют язык символов. Понятно, что копье так же не обошла участь быть, помимо оружия, частью средневековой символики. Согласно геральдическим правилам, копье на гербе символизировало рыцарское служение и благочестие.

Именно благочестие заставляло рыцаря, который выбивал противника из седла, немедленно бросить свое копье, остановиться и под­нять вверх правую руку.

Кроме того, копье было важным атрибутом почетного рыцаря — совершено особой и необходимой фигуры на турнире. Персону его выбирали дамы, при этом почетный рыцарь не сражался. Его ждала особая роль.

Во-первых, весь рыцарский турнир он должен был находиться на ристалище — в доспехах и верхом на коне. При этом шлем его находился далеко — на трибуне для дам, где его торжественно держали на обломке копья.

А во-вторых, почетный рыцарь находился на ристалище с другим копьем, на конце которого была закреплена длинная белая вуаль. Она называлась «покрывало благорасположения», потому что касанием ее почетный рыцарь имел полное право остановить бой в любой момент на свое усмотрение.

Так что турнирное копье было для рыцаря особым оружием. Им дорожили, его воспевали, но главное — им добывали победы, подчас нелегкие. Именно благодаря этим победам, а значит, благодаря турнирному копью, в Средние века зажигались звезды первой величины, имена которых известны уже много веков.

 

Ну и под конец еще одно видео по теме:

Литература

Э. Окшотт «Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение»

К. Носов «Рыцарские турниры»

Фото

Дмитрий Якушев, THoog, Dominotic, Paul Drummond, Jeff Kubina, Kotomi, Nick_cw1861, Simoneguidi50

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Рыцарский турнир (4): нашлемные фигуры

Виктория Баранова 24.02.2015

Люди, вещи, объекты

13 век, 14 век, 15 век, Англия, Германия, Италия, нашлемная фигура, Рыцарский турнир, Швеция

нашлемная фигура клейнод_000

060

В одном из предыдущих текстов о рыцарских турнирах мы писали о кольбене – специальной дубинке. Так вот, там говорилось о том, что этой дубинкой сбивали нашлемные украшения.

Речь идет именно о клейноде (или клейноте, от нем. Kleinod — маленькая драгоценность) – геральдическом символе, закреплявшимся на верхушке рыцарского шлема.

Это объемная фигура, которая могла повторять изображенную на щите эмблему рода, но могла быть просто выполнена в определенных цветах (естественно, соответствующих геральдическим).

Следовательно, носить ее могли только обладатели гербов, иными словами — представители дворянства (и, если речь идет о Германии, бюргерства).

Предназначение клейнода было, в основном, турнирным — победа засчитывалась тому, кто сносил дубиной навершие с чужого шлема. Кроме того, клейноды служили опознавательными знаками в общей схватке.

нашлемная фигура клейнод

Первые фигуры на шлемах появились в XIII веке. Ими служили рога животных (часто бычьи), птичьи перья, ветки липы.

Позже, уже в XIV веке,  фигуры изготавливали из дерева, кожи, папье-маше, жести, ткани, пропитанной клеем, и раскрашивали. А также серебрили или золотили.

Теория. Гербовники

Клейнод был частью герба, и к его изготовлению подходили тщательно. Нам известны некоторые гербовники — каталоги гербов, которыми пользовались в своей работе герольды. На страницах этих книг встречались рисунки настолько причудливых нашлемных фигур, что сложно поверить в то, что их носили на голове.

Например, в гербовнике 1380 года представлены львы, птицы, рога, и до такой степени странные существа, что их сложно воспринимать как реально существовавший элемент доспеха. Доспеха, кстати, именно турнирного – у нас нет свидетельств ношения нашлемных фигур на войне.

нашлемная фигура клейнод-5

Так вот, самыми распространенными типами фигур были:

  1. Рога
  2. Крылья
  3. Перья и флаги
  4. Рога с флагами
  5.  Изображения человека или животных
  6. Фантастические фигуры
  7. Щиты
  8.  Головные уборы

Причем встречались также сочетания «нога + крылья», человеческие фигуры без рук или с рогами вместо рук, подушка с установленным на нее щитом и держащая какой-то предмет рука.  Фантазия средневековых «модников», казалось, не имела границ.

Мы знаем, что шведские рыцари из рода Фолькунгов носили на шлемах два золотых бычьих рога с пятью синими флажками на каждом и о том, что клейнод графов Оксфорд в XIV веке представлял собой лазурного вепря на красной с горностаевым околышем шляпе.

Перечислять причудливые сооружения на шлемах можно очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.

Практика. Исторические примеры нашлемных фигур

Самый известный из сохранившихся клейнодов это еще и один из самых известных больших шлемов.

Принадлежал он, как и замечательные рога, рыцарю Альберту из рода фон Пранкхов, которые обитали в Штирии. Сейчас это герцогство входит в состав Австрии, а шлем покойного храниться в ее столице — Вене, в одном из самых мощных исторических музеев мира Kunsthistorisches Museum или проще говоря КНМ.

нашлемная фигура клейнод-4

Но это не единственный пример нашлемной фигуры. Вот голова лебедя, предназначенная для ношения на голове человека, пусть и посредством шлема. Поскольку время состарило гордую птицу, предлагаем вашему вниманию и ее реконструкцию:

нашлемная фигура клейнод-1

Не знаем, как вариант справа, а оригинал сделан из гипса и грубой ткани. Его высота 37 сантиметров, а вес 1.095 граммов. Этот лебедь уплыл с аукциона 13 декабря 2011 года за 8 тысяч евро.

Когда-то он принадлежал легендарному коллекционеру Карстену Клингбейлу, но после его смерти был выставлен на торги вместе со всей коллекцией.

Далее. Рога со звездой, оцененные на том же самом аукционе в 9,5 тысяч евро, датируются XIV-XV веками. Сделаны они были в Германии, а потом также принадлежали Клингбейлу.

Нашлемное украшение весило 1.415 гр. и было покрупнее головы лебедя: высота 50,8 см, ширина 35,5 см.

нашлемная фигура клейнод-2

По нашлемной фигуре слева у нас информации пока нету. Если что-то знаете — дополняйте нас в комментариях.

В заключение обзора следует упомянуть самую боевую из нашлемных фигур, которые сохранились до наших дней. Это дракон, сделанный из вареной кожи примерно так же. как сейчас делают мягкие игрушки: берут две половинки и сшивают вместе. Так же мастером были использованы лак и дерево.

Высота дракона 43 см. Датируется он 1420-1430 годами, обитает в музее Stefano Bardini во Флоренции.

нашлемная фигура клейнод-3

Легальная подделка

При подготовке этой статьи мы наткнулись на интересный лот аукциона «Херман Хисторика». Высота заявленного шлема 33 см, вместе с нашлемным украшением — 55 см.

нашлемная фигура клейнод_1

Судя по описанию аукциона перед нами «historism in the style of circa 1350», то есть «историзм в стиле 1350 годов». Следует пояснить, что «историзмом» на языке аукционщиков называется «официальная» подделка, которая использовалась, например, для украшения интерьеров.

Иногда попадаются такие дорогие «историзмы», что дешевле купить оригинальный средневековый меч или шлем. Кроме того, зачастую «историзм» сам по себе весьма старая и уже антикварная вещь.

 

При подготовке текста использованы материалы: Тоже форум, sigils.ru,l1000.livejournal.com, swordmaster.org, silaev-ag.ru. Фото: Дмитрий Якушев, Андрей Бойков, Andrea Carloni, Ela Kotkowska, pba-auctions.com, hermann-historica.com.

Редакция благодарит Вадима Сеничева и Клима Жукова за пояснения по поводу историзмуса 🙂

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Боевые шлемы эпохи рыцарских турниров

В эпоху средневековья рыцарские турниры были довольно популярны. На самом деле, насмерть не сражались - это было больше спортивным состязанием. Однако риск погибнуть был все-таки велик, поэтому доспехи играли важную роль в безопасности бойцов. Без толкового боевого шлема можно было запросто проломить себе голову или поймать щепку от копья в шею.

Источник

ljfun.livejournal.com