Содержание
Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть. — Студопедия
Поделись
УЧЕБНЫЙ ГОД
Билет № 1
1. Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?
Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.
Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Но Пушкин изменил немного историю, услышанную от князя Голицына. Он ввел новых персонажей, у Пушкина главный герой нерусский по рождению, в отличие от рассказа Голицына. Старуха и Германн – не родственники. Да и финал повести Пушкина совсем не походит на радужный конец карточного приключении Голицына – герой сходит с ума. Все дело в том, что Пушкин переосмысливает реальные события, перед ним стояла задача всегда – не просто изображать, а давать изображение с конкретной, определенной целью
Цель жизни Германа — обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь — игру. Когда графиня раскрывает Герману тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.
Герман опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.
Пушкин в повести «Пиковая дама» говорит о том, что люди, подобные Герману, ослепленные страстью быстрой наживы, желанием получить все и сразу, не понимают невозможность этого и становятся безнравственными, то есть в своем стремлении переходят границы разумного, переступают через других, через себя, теряют человеческое, губят свою душу. И в этом их трагедия.
Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).
Лирические песни | Исторические песни |
В лирических песнях отображаются человеческие чувства и переживания: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения. | В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах. |
Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, параллелизм, повторы, постоянные эпитеты.
Например: «В тёмном лесе, в тёмном лесе, в тёмном лесе, за лесью, за лесью». «Уж ты ночка,ночка ты, ноченька тёмная, ты, тёмная ночка, осенняя!» В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц» — молодец, «лебёдушка» — девица, «ясны звёздочки» — дети и т.д. Характерные признаки лирической песни: широта мелодии, душевность и красивое созвучие голосов. | Исторические песни: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», «Там татары шли» по форме близки к лирическим. В исторических песнях часто встречаются образы лирических песен – удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец, красное солнышко), сравнения, запевы.
|
Лирические песни дают возможность познать народный быт и русский национальный характер. | Историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям истории; из неё порой можно получить такие сведения, каких нет в исторических документах.
Например, об отношении народа к Пугачёву мы узнаём из исторической песни «Пугачёв казнён»: «Нет больше народного заступника…». В официальных документах Пугачёв – злодей. Таким образом, историческая песня – своеобразный свидетель истории. |
Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (гимн
Лицейскому братству). Определите, какие человеческие качества ценит автор в своих
Лицейских друзьях.
А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интересов, готовность прийти на помощь в трудную минуту, эмоциональную отзывчивость. В стихотворении упомянуты несколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опальный… первый посетил».
С добрыми чувствами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Горчакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, который под старость вместе с поэтом и дипломатом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного статуса России после провала Крымской кампании. Но это в будущем, а пока «фортуны блеск холодной не изменил души твоей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «братски обнялись».
Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — огромная духовная ценность, приобретенная с отроческих лет.
Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина.
Об авторе складывается впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдельности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной».
Билет № 2
Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.
Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений, но выражается мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку. Размер стихотворения: 5-стопный ямб, с пиррихиями. Рифма перекрестная. Аллитерация в двух первых строках:
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу, которая работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.
В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.
Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.
Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали…» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.
Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.
Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли…», «Горит весь мир, прозрачен и духовен…»).
Воспитательное мероприятие по кубановедению в 4-ом классе. Тема: «Кубань в песне». | План-конспект занятия по теме:
Воспитательное мероприятие
по кубановедению
в 4-ом классе.
Тема: «Кубань в песне».
Учитель начальных классов
Афонасьева Светлана Сергеевна
МОУ СОШ №18
Сочи 2011
Цели:
- Знакомство с историей возникновения и развития народной песни на Кубани.
- Обогащение активного словаря учащихся новыми словами.
- Развитие творческих способностей, умений выражать различные эмоции, настроения, чувства.
- Развитие способности воспринимать музыку, чувствуя её настроение и характер, понимать содержание.
- Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к малой родине.
- Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать и узнавать новые музыкальные произведения.
Оборудование: оформление зала, творческие работы учащихся по теме «Летопись времен», ТСО, аудио материалы, костюмы для учащихся.
Ход.
Организационный момент:
Эх, Кубань ты, неоглядная,
Золотых хлебов простор.
Ветерка струя прохладная
Потянула с дальних гор.
Ветерок погнал над нивами
В синем небе облака.
Над землёю с переливами
Льётся песня казака.
Хорош рассвет
Над Кубань-рекой,
Эх, в мире нет
Стороны такой!
Слово учителя:
Сегодня мы рассмотрим огромную и интереснейшую тему «Кубань в песне». Наша Родина огромна! Велика и красива Россия! Но в её пестром богатом наряде есть маленькая «жемчужина», которая зовётся Кубанью. Это слово нам хорошо известно, оно кажется нам очень близким и родным, потому что наша с вами маленькая родина, это край в котором мы живем, это культура и традиции, которые мы пытаемся сохранить, это тот жизненный уклад, который мы ценим и любим.
Но чтобы сохранить эту культуру, чтобы передать её своим детям, мы сами должны знать, а что же было до нас, как жили наши предки, чему радовались, отчего огорчались, как веселились и развлекались они тогда.
Песня- это бесценное богатство народа. Грустная и веселая, широкая и раздольная, она всегда была спутником русского человека. И не обязательно, чтобы каждый мог хорошо её спеть. Русский человек испокон веков умел и любил слушать свои родные песни. Они для него – что цветы на нескошенном луге, что звезды на необъятном куполе летнего неба. Они боль и радость его души. Они сама душа русского человека!
По её историческим образцам можно представить историю страны, края, народа. По семейно-бытовым и лирическим песням, а так же по песням шуточного и плясового характера можно познать быт людей, их обычаи, умение общаться и говорить.
В России трудно найти более песенный край, чем Кубань, потому что этот край граничит со многими дружескими нам народами: татарами, адыгами, украинцами, осетинами и другими. В песнях люди передавали информацию об исторических событиях, своем жизненном укладе, о своей трудной доле.
В песне «Татары шли», мы видим упоминание о набеге татар, когда они сжигали целые селения. Через века сохранилась эта историческая песня. Под тусклое мерцание лучины тихо звучала колыбельная из уст молодой матери-казачки над колыбелью своего ребёнка, отец которого отправился на войну. Она пела о своей тяжкой доле: она и дитя качает, она и гусей стережёт, она и кашу варит и кудельку прядет. Эта колыбельная записана уже в наши дни в станице Белореченской от Анастасии Сидоровой.
Прослушивание колыбельной исторической песни «Татары шли»
Еще одной песней исторического характера можно считать походную солдатскую песню суворовских времен «Казачушки, браво, ребятушки!». Служивому казачьему роду самой судьбой было определено большую часть своей солдатской жизни проводить в седле боевого коня, в походах. Вот откуда и пошли четкие, энергичные ритмы многих казачьих песен.
В 1777 году генерал-поручик А.В.Суворов назначается командиром кубанского корпуса. В часы солдатского отдыха, либо в длинные тоскливые вечера, под вой зимнего степного ветра Суворов просил своих «солдатушек» петь песни. Одной из его любимых песен была известная вам песня «Солдатушки, браво, ребятушки!». Сейчас мы с вами исполним её казачий вариант.
Исполнение казачьей песни «Казачушки, браво, ребятушки!»
Ещё одна русская народная песня «На горе-то, калина» зазвучала по новому на Кубани. Мелодия изменилась совсем, прежним остался только ритм. А вот слова будто бы и прежние, но, как мы уже говорили – люди передавали в песне свой образ жизни, — поэтому финал песни изменён (калинушку… на базаре продала, себе парня выбрала).
Исполнение песни «Ой, на горе калина»
Казаки умели не только воевать, но и радоваться жизни, веселиться. А там, где веселье, там обязательно находилось место песне и лихой пляске. Молодёжь озорничала, веселилась, резвилась. Девчата и парни придумывали интересные игры. Многие кубанские игры так же сопровождались песнями. Мы знаем с вами одну такую игру «Маланья». Свое название она получила от кубанского женского имени.
Проводится игра «Маланья»
Ещё хочется сказать об одной песне, которая славится своим зажигательным задором, искромётным юмором, и просто веселым и эмоциональным нравом. Конечно же это частушка. Это короткая шуточная песенка, всего в 4 строчки, вмещала в себя столько информации, столько юмора, столько задора русской души, что никакими другими словами этого не передать. В частушках люди говорили и о своем быте, и о своих чувствах и страданиях, и высмеивали недостатки, или хвастались своими достоинствами. На Кубани частушка тоже прижилась и очень любима и распространена и по сей день.
Исполнение частушек детьми
Наступает вечер. Казаки и казачки спешат на посиделки. Парни отыскивают себе подруг, а девицы смышляют себе женихов. Молодежь снова вместе в одном кругу, поют веселую песню, а потом начинают хвастать друг перед другом: девчата себе, показывая свои наряды, да косы, а ребята себе, хвалясь своей силой богатырской. Для этого они даже придумали игру «Лявониха».
Проводится игра «Лявониха»
Стемнело. Душа казака требует огненной песни, такой, под которую ноги сами пускаются в пляс. Самой подходящей для такого случая можно считать кубанскую народную песню «Казачок».
Инсценировка песни «Казачок»
Общая парная кубанская пляска
Итог: по трем столетиям песенной Кубани прошлись мы. Сейчас мы стоим на пороге 3-его тысячелетия. Время неумолимо движется вперед, отсчитывая дни, годы, века, тысячелетия…
И сколько бы еще ни существовало на земле человечество, всем людям надо понять, что не войны и бессмысленные кровопролития украшают наше земное бытие, а мирный труд и красивые добрые песни.
Приложение
- Песня «Татары шли» (колыбельная – историческая)
Татары шли, ковылю жгли,
Ковылю жгли, кашу варили.
Кашу варили, дитя кормили.
Я ручками кудельку чешу, я глазками гусей стерегу,
Я глазками гусей стерегу, я ножками дитя качаю.
Я ножками дитя качаю, ой, баю-баю-баю-баю.
Ой, баю-баю-баю-ба-а-а-ю, не ложись на краю.
Татары шли, ковылю жгли.
Ковылю жгли, кашу варили.
- «Казачушки, браво, ребятушки!»
1.-Казачушки, браво, ребятушки, 3.-Казачушки, браво, ребятушки,
Где же ваша маты? Э-гей, да! Где же ваши сестры? Э-гей, да!
Наша маты-разбиты палаты. Наши сестры-шабельки, да востры.
Вот вам наша маты! Вот вам наши сестры!
2.-Казачушки, браво, ребятушки, 4.-Казачушки, браво, ребятушки,
Где же ваши дети? Э-гей, да! Где же ваши жены? Э-гей, да!
Наши дети- за поясом плети, Наши жены-ружья заряжены.
Вот вам наши дети! Вот вам наши жены!
- «Ой, на горе, калина!»
1. Ой, на горе калина, ой, на горе малина.
П-в:Ну, что ж кому дело калина.
Ну кому какое дело малина!
2.Там девчина гуляла, там девчина гуляла.
3.Калинушку ломала, калинушку ломала.
4.На базаре продала, на базаре продала.
5. Себе парня выбрала, себе парня выбрала.
- «Казачок»
1.Накопала в огороде картошечки молодой Урожай хороший вроде Только как попасть домой?
П-в: Казак, казачок, Помоги поднять мешок. Донесешь его до дома, Будешь миленький дружок.
2.Картошечка молодая С огурчиком и лучком Молодушка озорная Отдыхает с казачком.
П-в: Казак, казачок Почини мне каблучок. Ну давай станцуем что ли Казачок мой, казачок!
5. Кубанская игра «Маланья»
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей
С такими ушами, с такими носами
С такой головой, ой-ой-ой-ой-ой!
Ничего не пили, ничего не ели,
На нее глядели: «Маланья, делай так!»
(Маланья выполняет какое либо движение, остальные дети повторяют)
6.Кубанская игра «Лявониха»
Лявон Лявониху любил
Ей черевички подарил
Лявониха была ласковая
В черевичках так отплясывала
(Стоп, остановились, руки опустились)
А девчонки, а девчонки: «Ах, ах, ах!»
А мальчишки, а мальчишки: «Ох, ох, ох!»
- Частушки.
1.Эй, девчонки-хохотушки, 1.В тёмном лесе на болоте
Запевайте-ка частушки, Квакают лягушки
Запевайте поскорей, Ну а что за посиделки
Чтоб порадовать друзей! Без нашей частушки.
2.Не хочу я чаю пить, 2. Мы кубанские ребята
Не хочу заваривать, Славно, весело живем.
Не хочу ребят любить, Подрастём ещё немного,
Даже разговаривать. В президенты все пойдём!
3.Эх, туфли мои, 3.Хорошо девчонка пляшешь,
Носки выстрочены, Ещё лучше топаешь!
Не хотели танцевать, Поглядеть бы на тебя,
сами выскочили! Как же ты работаешь!
4.Во саду ли, в огороде, 4.На окошке два цветочка:
Наломаю перцу. Голубой, да аленький.
Я с тобой дружить не буду, Мы ребята боевые,
Ты мне не по сердцу! И не маленькие!
5.Заиграй гармошечка, (все) Мы частушек знаем много,
Мы девочки-хорошечки! Знаем целый миллион!
Мы собою хороши, Приезжайте их послушать
И поем вам от души! В наш Кудепстенский район!
Кто будет говорить за татар? – Foreign Policy
Реакция на мусульманские меньшинства является одной из самых серьезных проблем прав человека в 21 веке. Культура и религия уйгурского мусульманского меньшинства в Китае, население которого составляет около 11 миллионов человек, в основном проживает на северо-западе страны, жестоко подавляется Пекином. По оценкам, миллион уйгуров были отправлены в так называемые лагеря перевоспитания. В Мьянме мусульманское меньшинство рохинджа было насильственно вытеснено через границу в Бангладеш в 2017 году, когда они бежали из горящих деревень, изнасилований и резни. Около 750 000 рохинджа были вынуждены покинуть свои дома.
Но в то время как обе эти группы получили заслуженные заголовки, существует еще одно мусульманское меньшинство, которому грозит этническая чистка, бедственное положение которого не получило должного внимания: крымские татары.
За пять лет с тех пор, как Россия насильственно аннексировала Крым, отняв прибыльные порты у Украины, жизнь 250 000 татар-мусульман Крыма распалась. Татарам-мусульманам отказали в работе, их языке, их газетах и самом их образе жизни, чтобы вытеснить их с полуострова.
Реакция на мусульманские меньшинства является одной из самых серьезных проблем с правами человека в 21 веке. Культура и религия уйгурского мусульманского меньшинства в Китае, население которого составляет около 11 миллионов человек, в основном проживает на северо-западе страны, жестоко подавляется Пекином. По оценкам, миллион уйгуров были отправлены в так называемые лагеря перевоспитания. В Мьянме мусульманское меньшинство рохинджа было насильственно вытеснено через границу в Бангладеш в 2017 году, когда они бежали из горящих деревень, изнасилований и резни. Около 750 000 рохинджа были вынуждены покинуть свои дома.
Но в то время как обе эти группы получили заслуженные заголовки, существует еще одно мусульманское меньшинство, которому грозит этническая чистка, бедственное положение которого не получило должного внимания: крымские татары.
За пять лет с тех пор, как Россия насильственно аннексировала Крым, отняв прибыльные порты у Украины, жизнь 250 000 татар-мусульман Крыма распалась. Татарам-мусульманам отказали в работе, их языке, их газетах и самом их образе жизни, чтобы вытеснить их с полуострова.
Это не первый случай преследования татарского меньшинства. Крымские татары — тюрко-мусульманский народ, язык, культура и история которого веками подвергались насильственному уничтожению. Сегодня под властью России, обвиняемые в экстремизме, им грозит уничтожение.
Жители ценимого с 13 века Крымского полуострова, татары снова подверглись нападению — не столько из-за своей национальности и религии, сколько из-за доступа к воде. Крым полностью окружен водой — он омывается и Черным, и Азовским морями. Неудивительно, что северный регион России, в значительной степени не имеющий выхода к морю, веками жадно смотрел на этот регион.
Проблемы начались в начале 1770-х годов, когда Екатерина Великая решила захватить контроль над Крымом, который тогда был частью Османской империи. (Оно было известно как Крымское ханство.) Екатерина вторглась, получила доступ к ключевым портам и начала процесс политической реорганизации, который включал замену правящего татарского хана русским наместником и раздачу земли русским чиновникам и знати. Екатерина поощряла переселение русских из внутренних районов на полуостров, который тогда насчитывал более четверти миллиона татар. Мусульманская группа составляла почти 85 процентов населения. В 1783 году Россия официально аннексировала Крым. Эта аннексия ознаменовала собой первую волну татарской эмиграции; первоначально от 8 000 до 10 000 татар, в основном из знати, уехали в другие части Османской империи.
В 1853 году, когда Россия намеревалась расширить свою империю за пределы Крыма в сторону Дуная, турки-османы развернули военную силу, чтобы остановить их. В течение следующих двух лет Великобритания, Франция и Сардиния присоединились к так называемой Крымской войне (той самой, которая сделала Флоренс Найтингейл легендой). Россия проиграла — а затем отомстила татарскому населению, которое царский режим обвинил в пособничестве туркам. Они навязали населению использование русского языка и заменили татарские улицы и топонимы на русские. Как отмечает Алан В. Фишер в своей книге Крымские татары , «За этот период население Крыма сократилось с примерно 275 000 человек в 1850 году до 194 000 человек в 1860 году». Те татары, которые остались, сделали это неохотно. Они не доверяли ни своим русским правителям, ни соотечественникам, не скрывавшим своего стремления укрепить и расширить свое влияние.
Спустя столетие другой русский правитель обратил внимание на Крым. Как верховный лидер Коммунистической партии СССР Иосиф Сталин начал ликвидацию татарской интеллигенции. Эта интеллигенция работала над возрождением татарского языка, культуры и самоопределения. В 1927 августа Сталин назвал их «буржуазными националистами», собрал до 40 000 татар и отправил их в сибирские трудовые лагеря.
Это было только начало. Семьдесят пять лет назад в этом месяце, 18 мая 1944 года, Сталин, стремясь получить контроль над крымскими портами, а также отомстить татарам, перешедшим на сторону Германии, приказал жестоко вычистить почти четверть миллиона татар из их дома. (Убежденные, что немцы могут и помогут освободить татар, несколько тысяч якобы сотрудничали с нацистами в борьбе с Красной армией на Восточном фронте. ) Затем Сталин начал более тщательную этническую чистку татар, депортировав их в Среднеазиатские государство Узбекистан. По некоторым оценкам, половина умерла в пути от болезней и голода. Нескольким тысячам татар удалось бежать в Турцию и в Европу. Некоторые, как и моя семья, оказались в Соединенных Штатах.
Никому не разрешалось возвращаться до 1989 года, когда советский лидер Михаил Горбачев признал крымских татар репрессированным народом, который был незаконно депортирован. К тому времени Крым уже полвека находился в составе Украины. В 1954 году советский лидер Никита Хрущев завещал полуостров Украине в ознаменование 300-летия присоединения Украины к Российской империи.
Татары начали возвращаться в Крым после распада Советского Союза в 1991 году. Те несколько тысяч, которые вернулись, обнаружили, что их родину полностью заселили русские. Тем не менее, стремясь восстановить и возродить крымскотатарское наследие, они создали свой собственный политический орган — Меджлис. Меджлис действовал как своего рода посольство татар, а также как орган, который работал над восстановлением прав и самоопределения крымских татар.
В феврале 2014 года Россия вторглась в Крым, незаконно аннексировав полуостров у Украины. Русские начали притеснять татар, особенно после того, как в марте 2014 года в Москве был проведен референдум, призванный определить будущее полуострова — либо в составе Российской Федерации, либо в составе Украины. Как тогда отметил Государственный департамент США, он был сфабрикован, чтобы стать демократическим фиговым листком для незаконного и насильственного вторжения. Татары категорически против. Многие татарские активисты и журналисты были арестованы. Несколько исчезли. Решат Аметов, политический активист, выступавший против референдума и вторжения России, был похищен перед зданием Совета министров в Симферополе, столице Крыма. 39Через две недели было найдено замученное тело двухлетнего мальчика. Его убийство остается нераскрытым.
За прошедшие годы были закрыты татарские газеты, радио и телевидение. Занятия крымским языком запрещены. В апреле 2014 года крымскотатарскому лидеру Мустафе Джемилеву, главе Меджлиса, запретили въезд в Крым после того, как он находился за границей во время референдума. С тех пор он в изгнании. В апреле 2016 года россияне запретили Меджлис, назвав его опасной экстремистской структурой. С тех пор они арестовали многих татар, обвинив их в сочувствии террористам или принадлежности к мусульманским группам.
В декабре прошлого года Джемилев посетил Американскую ассоциацию крымских татар в Бруклине, Нью-Йорк. Выкуривая сигарету за сигаретой в неотапливаемой комнате, он говорил собравшейся толпе крымскотатарских ссыльных, многие из которых были вынуждены покинуть свои дома в 1944 году, что положение в Крыму ужасное. Он сказал, что опасается за следующее поколение, которому русские промывают мозги и отчуждают от татарской культуры, языка и их мусульманской религии. Действительно, в прошлом году в России началась так называемая реставрация Большой Ханской мечети, постройки XVI века. На самом деле, это была реконструкция, с удалением средневековой плитки и старой деревянной отделки.
Другие татары, проживающие в США, рассказали мне, что боятся за свою семью и друзей в Крыму, которые ежедневно сталкиваются с дискриминацией. Многие потеряли работу и не могут найти новую. Владельцы бизнеса, опасаясь негативной реакции России, не будут нанимать татар. Татарские дома и предприятия подвергались обыскам, а в некоторых случаях и конфисковывались.
В опубликованном в феврале отчете Верховного комиссара ООН по правам человека отмечается, что «ситуация с правами человека в Крыму продолжает ухудшаться в результате того, что власти Российской Федерации применяют свои законы против жителей Крыма в нарушение… Четвертой Женевской Конвенции и другие нарушения международного гуманитарного права».
Сегодня в Крыму снова 250 000 татар. Но если в 18 веке татары составляли 80 процентов населения, то сегодня они составляют около 12 процентов.
США, Евросоюз, НАТО и Турция осудили аннексию Крыма Россией и отказались признать ее. НАТО заявило, что «Крым является территорией Украины». В прошлом году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую Россию уйти с территории. США и ЕС ввели санкции против России за ее агрессию. Но все это полумеры. Россия нарушила международное право. Никто не предпринял серьезных ответных действий, не говоря уже о том, чтобы заставить Россию уйти.
Более того, никто не собирается останавливать медленное культурное и этническое уничтожение крымских татар. Вместо этого Запад и его институты, созданные для защиты прав человека и народов, остаются равнодушными сторонними наблюдателями. Они отказались от правосудия в Крыму, а вместе с ним и от крымских татар.
От Сталина к Путину: крымских татар ждет новая эра кремлевских преследований
На этой неделе исполняется 76 лет со дня депортации Сталиным почти 200 000 крымских татар с их родины, но крупных памятных мероприятий в их родном Крыму не будет. С момента незаконной аннексии Россией в 2014 году коренным народам полуострова, крымским татарам, было отказано в праве публично помнить о своей массовой депортации. Этот запрет на память является лишь одним особенно заметным аспектом гораздо более широкой кампании преследований, проводимой российскими оккупационными властями, которая несет в себе тревожные отголоски советских преступлений против человечности.
Когда шок от крымского преступления Владимира Путина был еще свеж, бедственное положение крымскотатарского населения полуострова привлекло значительное международное внимание. Однако, поскольку российская оккупация идет уже седьмой год, и конца ей не видно, судьба коренных жителей Крыма теперь находится под угрозой исчезновения из поля зрения. Несмотря на грандиозные обещания, данные на прошлогодних мероприятиях по случаю годовщины депортации, за последние двенадцать месяцев практически не было достигнуто никакого прогресса в борьбе с продолжающимися посягательствами на основные свободы крымских татар и подавлением их коллективной памяти, культуры и наследия.
Нынешний низкий уровень международной осведомленности отражает общее исчезновение Крыма с геополитического радара. Действительно, просто получить достоверную информацию о текущей ситуации на полуострове чрезвычайно сложно. Журналистов, писателей и других правдолюбцев за последние шесть лет заставили замолчать. Украинские правозащитные организации задокументировали 369 случаев нарушения свободы слова; количество независимых СМИ сократилось примерно на 90%; Украинские телеканалы и радиостанции лишены права на вещание; заблокированы десятки украинских новостных сайтов. В то же время международным СМИ вообще отказывают в доступе, либо они находятся под пристальным надзором и лишены возможности оспаривать официальные заявления Кремля.
Тем не менее, фрагментарной и неполной картины достаточно, чтобы забить тревогу. Российские оккупационные власти в Крыму задерживают и подвергают физическому насилию крымских татар, совершают обыски в их домах и создают атмосферу страха, травм и запугивания. Правозащитные организации официально задокументировали не менее 1500 случаев насилия. Наряду с кампанией политических преследований, направленных против сегодняшней крымскотатарской общины, российские власти также стремились уничтожить крымскотатарское население9. 0057 культура , наследие , идентичность и память.
Подписаться на UkraineAlert
В то время как весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Почему Россия преследует крымских татар?
С тех пор, как в феврале 2014 года началась российская операция по захвату Крыма, крымскотатарская община последовательно выступала против захвата власти Кремлем. Большинство крымских татар бойкотировал фиговый листок «референдума», организованный Россией в марте 2014 года, чтобы узаконить военный захват украинского полуострова. Алим Алиев, директор «Крымского дома», учреждения, занимающегося сохранением и популяризацией крымскотатарской культуры, объяснил это противодействие, прокомментировав: «Принять оккупацию Крыма для нас — все равно, что отрубить себе правую руку и сказать, что она не нужна. ”
Российское правительство, нуждающееся в псевдоюридическом прикрытии своих нападок на крымских татар, заклеймило их как террористы и экстремисты. Многие крымские татары идентифицируют себя как мусульмане. В 2016 году Россия объявила исторический орган самоуправления крымских татар Меджлис экстремистской организацией и упразднила его . Десятки крымских татар столкнулись с тем, что Хьюман Райтс Вотч называет «сфабрикованными обвинениями в терроризме». Власти утверждают, что некоторые крымские татары являются членами «Хизб ут-Тахрир» — исламской организации, запрещенной в России, но не в Украине.
Несмотря на заявление о борьбе с воинствующим исламом и другими формами экстремизма, Россия начала нападения на широкий круг крымских татар, выступавших против оккупации, включая журналистов, фотографов и активистов. Эти группы сформировали наиболее заметную и прямую оппозицию российской оккупации. Многие самоорганизовались в Движение «Крымская солидарность «. По данным Freedom House, в настоящее время десять гражданских журналистов заключены в тюрьму по сфабрикованным обвинениям.
Мероприятия Центра Евразия
Как украинское правительство отреагировало на продолжающиеся репрессии против своих граждан? С таким количеством крымскотатарских политических заключенных за решеткой семьи были разочарованы, когда в ходе последнего обмена заключенными между Украиной и Россией в апреле этого года не было ни одного крымского татарина. В ответ некоторые участники сообщества инициировали онлайн-флэшмоб с просьбой к президенту Украины Владимиру Зеленскому наконец «поговорить с ними».
Несмотря на попытки России представить крымских татар террористами, родители, жены и родственники заключенных выбрали ненасильственные способы сопротивления. Они организовали активные акции поддержки и митинги для своих близких. Несколько видных женщин-активисток сыграли ключевую роль в этих усилиях. Лютфие Зудиева — активистка за права детей, которая выступала в защиту детей, чьи отцы были незаконно заключены в тюрьму. Зудиева неоднократно заявляла о необходимости восстановления в Крыму расследовательской и профессиональной журналистики и подвергалась преследованиям и задержаниям после участия в международных правозащитных кампаниях.
Мумине Салиева, координатор общественной организации «Крымское детство» и жена политзаключенного Сейрана Салиева, в 2019 году была обвинена в обвинении вместе с Зудиевой за распространение «пропаганды с использованием экстремистской символики» после организации акций солидарности. В течение многих лет эти женщины продолжали свою деятельность по всему миру, борясь как за возвращение своих близких, так и за сохранение своих традиций и культуры.
Крымские татары сейчас отчаянно нуждаются в союзниках в Украине, в остальной Европе и во всем мире. Правительства США и Европы должны признать, что Россия в рамках своей стратегии аннексии безжалостно подавляет права крымских татар и пытается уничтожить их идентичность. И люди во всем мире должны выступить в защиту многих крымских татар, которые в настоящее время удерживаются Россией в качестве политзаключенных.
Поскольку на этой неделе крымскотатарская община отмечает семьдесят шестую годовщину своей советской депортации, целое поколение сталкивается с перспективой еще одного года жить в страхе дома или в изгнании. Как бы сообщество ни опасалось в 2014 году, история действительно повторяется. Теперь внешний мир должен привлечь Путина к ответственности и предотвратить продолжение одной из самых мрачных глав тоталитаризма двадцатого века.
Дополнительная литература
Полина Садовская — директор программы PEN America по Евразии. Вероника Пфайльшифтер — исследователь американского ПЕН-клуба в Тбилиси, Грузия.
Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.
Подробнее из УкраиныAlert
UkraineAlert — это комплексное онлайн-издание, которое регулярно публикует новости и анализ событий в политике, экономике, гражданском обществе и культуре Украины.