Содержание
Советский общеармейский шлем каска (СШ-40) — Экспонат дня — #Сидимдома — Рубрики
Советский общеармейский шлем каска (СШ-40) Наверное, сложно найти на постсоветском пространстве человека, который не знал бы, как выглядит каска СШ-40. Он может сам не знать об этом, но данный элемент экипировки видел не раз. Ведь он фигурирует в подавляющем большинстве советских военных фильмов, которые любят почти все. Что ж, пришла пора узнать, что такое советская каска СШ-40 и как она выглядит. СШ-40 — стальной шлем образца 1940 года, средство индивидуальной защиты военнослужащих, широко использовался в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. По данным статистики за время Великой Отечественной войны в Советском Союзе было произведено более десяти миллионов металлических касок. Впрочем, не так важно было количество, как качество данных головных уборов. Как показала война, оно было на высоте. Дело в том, что Советское правительство еще в 1932 году, почти за десять лет до начала войны поручило Лысьвенскому металлургическому заводу, ведущего свою историю с 1785 года разработать новую металлическую каску для солдат пехоты. Каска должна была надежно защищать голову солдата от выстрела винтовки, автомата, осколков артиллерийских снарядов и шрапнели. Мало того, заказчик в лице Министерства Обороны СССР хотел, чтобы головной убор имел удобную форму, и весил не более 800 грамм для самого большого пятого размера головы. Производство было засекреченным – этот гриф был снят лишь сравнительно недавно. Только в 1940-м году, наконец, появился СШ-40 (стальной шлем образца 1940 года), соответствующий всем предъявленным требованиям. Предыдущие модели каски отличало низкое качество стали и практически полное отсутствие пулестойкости. К тому же каски более ранних модификаций нельзя было одевать на теплые головные уборы, что в условиях русских морозов являлось существенным недостатком. В каске 1940-года было усовершенствовано подтулейное устройство, а также механизм амортизации. Но главным оказалась разработка углеродистой кремний-марганцево-никелевой стали, получившей условное обозначение И-1. Именно ее применение позволило добиться необходимой пулеустойчивости. М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу. Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за «наган». Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ. Из фондов музея: Советский общеармейский шлем каска обр.1940г. (СШ-40). Первая половина XX века И.А. Баскакова, специалист по учету музейных предметов МБУК «Музей истории и ремесел Советского района» | |
стальная броня СН-42 и знаменитые лысьвенские каски СШ-30. ИНФОГРАФИКА
Чтобы выжить и победить в бою, одного лишь оружия недостаточно – необходима надежная экипировка, которая защитит бойца от вражеского огня и обеспечит свободу движений при обращении с оружием. В годы Великой Отечественной войны боевому обмундированию солдат уделялось большое внимание. Экипировка красноармейцев постоянно совершенствовалась, ее высокое качество и надежность признавали даже немцы. Ярким подтверждением этого является тот факт, что в годы войны многие солдаты вермахта носили каски убитых советских бойцов. Почему они это делали и какие элементы боевой экипировки РККА вызывали восхищение фашистов – читайте в материале «МИР 24».
Разработки индивидуальной брони для защиты бойцов Красной армии от пуль и осколков снарядов начались еще в 1937–1938 годах. Летом 1942 года были готовы несколько образцов, которые успешно прошли испытания в бою и получили массу положительных отзывов. В итоге лучшим был признан образец под названием СН-42. Впоследствии именно он стал самым известным нагрудником Красной армии времен Великой Отечественной войны.
Разработкой нагрудников занимался Московский институт стали, их созданием руководил профессор Василий Семенович Емельянов. Первая партия опытных образцов была изготовлена к 21 июля 1942 года. При толщине 1,8–2 мм нагрудник весил 3,4–3,5 кг. Материалом для изготовления служили горячекатанные листы стали марки 35ХГС.
Параллельно с Московским институтом стали над разработкой новой брони также трудились сотрудники НИИ №13 и НИИ №48 наркомата танковой промышленности, причем работы последнего не были санкционированы Главным ракетно-артиллерийским управлением РККА. В итоге были выпущены опытные партии трех различных образцов, каждый из которых прошел необходимые испытания на пулестойкость. Окончательный вариант «классического» СН-42 был утвержден 7 августа 1942 года.
Основная часть нагрудников направлялась в инженерно-штурмовые бригады. СН-42 выдерживали попадание пистолетных и автоматных пуль, а также защищали от мелких осколков. Известны даже случаи, когда броня спасала бойца от прямого выстрела в упор 9-мм пистолетными пулями, при этом солдат не получал никакого урона.
Еще одним важным преимуществом СН-42 была гладкость и прочность стали, из которой их изготавливали: это давало возможность отклонять винтовочные пули и штыковые удары – правда, только при касательном попадании под большим углом. Если сравнивать эти нагрудники с современными средствами защиты, то они соответствуют бронежилету 2 класса – как по массе, так и по защитным характеристикам. Под нагрудник солдаты обычно надевали ватник с оторванными рукавами, который служил дополнительным амортизатором.
Стальные нагрудники СН-42 хорошо зарекомендовали себя в уличных боях, во время штурмов и рукопашных схваток. Их очень широко применяли во время Сталинградской битвы. СН-42 часто называли «панцирями», а оснащавшиеся ими инженерно-саперные бригады получили прозвище «панцирная пехота».
Еще одним важным элементом солдатской защиты в годы войны были каски. Самым популярным «головным убором» красноармейцев был стальной шлем образца 1940 года – СШ-40, или Лысьвенская каска.
Первым массовым стальным шлемом в Красной армии была каска модели СШ-36. Однако почти сразу после того, как она была принята на вооружение, вскрылась масса недостатков, к примеру, хрупкая сталь и слабая пулестойкость в гибких местах. К 1939 году каска была модернизирована, недостатки предыдущей модели – устранены. Новые каски получили название СШ-39 и широко использовались в ходе советско-финской войны. Но тут-то и обнаружился их главный недочет: оказалось, что носить СШ-39 с теплым головным убором зимой было невозможно, а подшлемник не спасал солдат от обморожения при низких температурах. Встал вопрос об усовершенствовании подтулейного устройства шлема. Так на свет появилась каска СШ-40.
Перед началом Великой Отечественной войны эти каски были испытаны на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущим специалистом по броневым шлемам был подполковник Василий Орлов. В военные годы каски СШ-40 выпускались металлургическими заводом «Красный Октябрь» и Лысьвенским металлургическим заводом (отсюда название Лысьвенская каска).
Примечательно, что во время войны эти шлемы можно было встретить не только на советских, но и на немецких солдатах. Фашисты старались при первой же возможности заполучить трофейный шлем, а от своего поскорее избавлялись. Объяснялось это очень просто. В самом начале Второй мировой войны солдаты вермахта носили каски Stahlhelm M35 и M40, которые ничем не уступали защитным средствам их соперников. Однако в 1942 году им на смену пришла новая модель – M42. Она оказалась крайне неудачной: шлемы изготавливались из более мягкой стали и совершенно не защищали голову ни от пуль, ни от осколков.
В итоге нацистам не оставалось ничего другого, кроме как добывать шлемы советских бойцов, чтобы защитить себя. Советские каски СШ-40 не шли ни в какое сравнение с немецким аналогом: они отличались высочайшей прочностью. В таких касках бойцам были не страшны ни осколки, ни пули, выпущенные из пистолета-пулемета, а иногда даже из винтовки. Пожалуй, единственным минусом шлемов была их большая масса – каждая каска весила 800 г (без подшлемника). Однако советские бойцы и командиры считали, что безопасность важнее удобства, с чем соглашались и их противники.
Подробнее о том, как выглядели главные защитные средства советской армии времен Великой Отечественной войны – в нашей инфографике.
Автор :
Екатерина Соловьева
Стальная каска, тип СШ-40 (2-я модель): Военная полиция, Советская Армия
описание
Физическое описание
Каска
Белый окрашенный стальной шлем с красной пятиконечной звездой спереди и ломаной красной горизонтальной полосой по краю и сзади.
Внутри шлем окрашен в зеленый цвет и имеет трехслойную подкладку из черной клеенчатой ткани. Подбородочный ремень сделан из кожи и состоит из трех частей с каждой стороны и надевается на уши владельца.
Этикетка
Как и у его предшественника (СШ-39), корпус СШ-40 сохранил ту же форму, что и в начале и на протяжении всей Второй мировой войны. Производившийся с 1940 по 1960 год, он заключался в деталях внешних заклепок, которые выявили самые большие различия: подкладки вкладыша крепились шестью заклепками вместо трех. Шлем предназначался для ношения поверх зимней шапки-ушанки в более холодном климате, и их брак оказался неудачным. В попытке улучшить посадку на втором образце был установлен новый трехточечный подбородочный ремень. СШ-40 был заменен на СШ-60 (см. UNI 12527), а затем на СШ-68.
Этот шлем окрашен в белый цвет и по трафарету нанесен звездой и горизонтальной полосой красной краской, что указывает на то, что этот предмет использовался Командантской службой. Эти войска были советским эквивалентом военной полиции Запада, но в основном отвечали за то, чтобы маршруты конвоев были четко обозначены. Их униформа и снаряжение были разработаны так, чтобы их было хорошо видно: белый шлем, рукавицы и пояс на черной униформе. Вне обычной системы званий комендантское отделение обладало властью, превышающей условности военной иерархии при развертывании.
Эти шлемы были окрашены на уровне единицы, поэтому качество внешней отделки часто было неопределенным, а результат зависел от навыков маляра.
Историческая заметка
Как и у его предшественника (СШ-39), корпус СШ-40 сохранил ту же форму, что и в начале и на протяжении всей Второй мировой войны. Производившийся с 1940 по 1960 год, он заключался в деталях внешних заклепок, которые выявили самые большие различия: подкладки вкладыша крепились шестью заклепками вместо трех. Шлем предназначался для ношения поверх зимней шапки-ушанки в более холодном климате, и их брак оказался неудачным. В попытке улучшить посадку на втором образце был установлен новый трехточечный подбородочный ремень. СШ-40 был заменен на СШ-60 (см. UNI 12527), а затем на СШ-68.
Этот шлем окрашен в белый цвет и по трафарету нанесен звездой и горизонтальной полосой красной краской, что указывает на то, что этот предмет использовался Командантской службой. Эти войска были советским эквивалентом военной полиции Запада, но в основном отвечали за то, чтобы маршруты конвоев были четко обозначены. Их униформа и снаряжение были разработаны так, чтобы их было хорошо видно: белый шлем, рукавицы и пояс на черной униформе. Вне обычной системы званий комендантское отделение обладало властью, превышающей условности военной иерархии при развертывании.
Эти шлемы были окрашены на уровне единицы, поэтому качество внешней отделки часто было неопределенным, а результат зависел от навыков маляра.
Военная коллекция Петера Сучиу
Военная коллекция Питера Сучиу
Советские/Российские каски: |
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
Советский стальной шлем СШ-36 | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
Советский стальной шлем СШ-40 | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
Советский стальной шлем СШ-68 В отличие от более раннего СШ-40, он имеет четыре колодки вместо трех. | |||||||||||||
|