Шлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлем. Славянский шлем фото


Какие были рисунки на щитах русских дружин?

Николай Чеботарев 21.01.2015

Щиты

11 век, 12 век, 13 век, 14 век, 15 век, 16 век, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Государственный Исторический музей, Киев, Кирпичников, Москва, Новгород, Псков, Русь, Тверское княжество, Тверь, Юрьев-Польской, Ярославль

рисунок на щите-000

Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области.

Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер.Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.

Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.

Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.

На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.

Кресты

Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.

На Руси, судя по изображениям — не очень.Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.

рисунок на щите-016

Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII—XIII веками.

«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.

Животные

Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.

Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.

Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.

рисунок на щите-014

Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:

рисунок на щите-013

Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.К сожалению, рассмотреть щит  в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:

рисунок на щите-015

Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.

Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.

Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника).  В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.

Ее список — рукописная копия, был сделан в  Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.

рисунок на щите-017

Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.

Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы

На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов.  На створках врат немало изображений, и вот одно из них:

рисунок на щите-010

Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.

Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы,  а пластинка вот осталась:

рисунок на щите-005

Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.

Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.

рисунок на щите-003

Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.

рисунок на щите-004

Однотонные каплевидные щиты с каймой

Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:

рисунок на щите-012

Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.

рисунок на щите-101

По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:

рисунок на щите-002

Рисунки на больших круглых щитах

Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:

рисунок на щите-001

  • Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
  • Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).

Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.

Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.

рисунок на щите-006

Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирилловской церкви в Киеве:

рисунок на щите-007

Изображения на малых круглых щитах

В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.

Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:

рисунок на щите-008

Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.

Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.

Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:

рисунок на щите-11

Итак…

Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.

В любом случае простой, без украшательства щит, дешевле и если его разбивают в бою, то терять его не так уж и жалко. И кстати.

Если вам есть чем дополнить эту статью — пишите свои комментарии.Обсудим?

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Шлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлем » Страница 2 » SwordMaster

загрузка...

 

Автор Торин Бюскермолен (Андрей Клименко)"Черная Башня" – Новочеркасск

Здесь я хочу поделиться опытом изготовления простых и надёжных шлемов,Шлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлем давно освоенных оружейниками нашей команды. Сам я носил самый первый экземпляр подобного шлема, который весил около четырёх килограмм (!) см рис.1, а сейчас пользуюсь гораздо более поздней модификацией. Естественно очень лёгкой и удобной.

Хочу сразу поблагодарить Оина (Ромыч), Торгорна (Бoрис) – за сами шлемы и Варка за помощь в оформлении статьи.

Шлем исторически был второй, после щита вещью, которую должен был иметь каждый воин (*-не считая колюще режущего оружия, разумеется :)). Именно из-за медных шлемов воинов и стали называть сначала медноголовыми или меднолобыми, а затем, с прогрессом металлургии, и железнолобыми. Как известно, именно отсутствие шлема было одним из основных признаков берсерка. Объясняется это очень просто. Большинство ударов соскальзывающих со щита уходят в голову. Любой желающий может убедиться в этом сам. Доказательством тому будут десятки "битых лбов" в истории любого клуба. Но не будем о печальном.

Сам шлем происходит от обычной шапки и/или металлического обруча надетого на голову. Тому, кто придумал приклепать к обручу дуги стоит поставить памятник. Это собственно и было первым шлемом. Кстати от таких шлемов произошли короны многих монархов, например Британская Корона или Шапка Мономаха.

Затем в просветы между полосами стали вставлять кожаные или металлические четверти. В принципе сам каркас мог изготовляться и из грубой кожи. Получается армированная шапка. Подобные кожаные шлемы были в ходу довольно долго, особенно у степных народов. Кожаный лёгкий шлем не защищает от удара топором или булавой, а вот от лёгкой сабли вполне. Да и под летним степным солнцем в металле долго не походишь.(* а зачем, собственно?) Сам проверял :).

Но вернёмся в Европу. Промышленный потенциал Римской Империи обладал достаточно высокими технологиями, что позволяло изготавливать массово кольчуги, цельнокованые шлемы и пластинчатые доспехи. Но с её распадом почти все эти технологии были утеряны. Так что защиту воина раннего средневековья составляли кольчуга и шлем-крестовинка, более известный в наших кругах, как "викингский". Об изготовлении именно такого шлема сейчас речь и пойдёт.

Изготовление

Итак, приступим.Нам понадобятся:- металлические полосы шириной не менее 3 см- для основы шлема- обруча и крестовины;- небольшие куски металла (толщиной 0,8-1,5 мм) или куски толстой кожи (не менее 4 мм) размером примерно10х20 см.

Одним из больших преимуществ этого шлема является то, что его полностью изготавливают методом холодной ковки. Некоторые сложности могут возникнуть при формировании четвертей. Сборку шлема можно производить буквально в любом подвале, гараже, даже на кухне (только с соседями разбирайтесь сами :) ). Инструментарий для производства нужен не особо сложный. Обычно обходимся ножницами по металлу или гильотинкой, молотками (по возможности доработанными- с переточенными, "скруглёнными" бойками), наковаленкой и тазиком с песком (*или толстым резиновым. ковриком). Понадобится также ручная дрель, сверло (в размер заклёпок) и набор развальцовок. (*Уж поверьте опыту оружейников, но грамотно развальцованные заклёпки и держат лучше и выглядят как надо! Кроме того, если вы собрались вставлять кожаные четверти, то лучше запастись специальными заклёпками для кожи, или на худой конец воспользоваться шайбами, которые подкладываются с "кожанной" стороны.).

Изготавливается "варварский" шлем в следующей последовательности.

1. Обмеряем свою голову, не забывая,однако, что шлем одевается не на голую голову, а на подшлемник, это даст нам глубину полусферы и параметры личины/забрала.

2. Для изготовления личины также потребуется обмерить личико, пардон, расстояние от лба до подбородка или груди(ежели захотите себе такой длины личину).

3. Сгибаем и склёпываем полосу нужной и заранее вымеренной длины в обруч.

4. Наклёпываем дуги, образующие купол. Тут возможно несколько вариантов иполнения и как правило, со своими тонкостями.

Во первых: количество дуг – от одной (лучше продольной) до трёх (образуется шесть секторов,четверти будут уже-прочность выше) можете и больше, если конечно получится :). Чем дуг больше, тем легче изготавливать сегменты, но тем больше проблем с их приклёпыванием.

Во вторых: длина дуг. То есть, например если продлить (*да простите меня за каламбур) продольную дугу, то получится самый простой наносник, если продлевать остальные (поперечные), то к ним можно будет крепить или нащёчники или жёсткий затыльник.В третьих: можно купол шлема делать не округлым, а более вытянутым, "яйцеподобным".

5. Самое сложное – изготовление сегментов. Самый простой способ, им мы и пользовались по первому времени, это холодная ковка в песке. Берём тазик, насыпаем в него чистый сухой песок. Вырезаем из 1.1.5мм железа треугольник или сектор. Берём молоток, и аккуратно (!) и не торопясь (!) выбиваем до необходимой кривизны.(* чтобы они в своём конечном виде не походили на жёванную консервную банку, их после этого (или вместо этого) нужно выгладить на резиновом коврике. Окончательное выглаживание производится на твёрдой поверхности (например на металлической плите).

6. Сегменты приклёпываем изнутри получившегося каркаса. Мелкие ошибки и неровности, возникающие при выбивании четвертей обычно скрываются достаточно широкими полосами каркаса. В хорошем шлеме можно действительно носить воду. Конечно, с первого раза так не получится, хорошо, если в щели не будет сильно дуть :).Шлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлем

 

Дополнительные небесполезные сведения

1. Тонкости расклёпки заклёпок. Расковать железную заклёпку "на холодную" можно. Но гораздо проще пользоваться алюминиевыми.:) Очень красиво получается, если пользоваться медными заклёпками с большими головками. (*Но! В любом случае заклёпка устанавливается таким образом, чтобы круглая головка (как видовой декоративный фендеперс) была снаружи. Несмотря на то, что стучать-расклёпывать в этом случае труднее, результат будет стоить затраченных усилий. )

2. (*Даже если у вас в наличие нет закаточной машинки (кто не знает зачем, поясню – не губы закатывать, а производить формирование внешней поверхности элемента неразъёмного соединения, то бишь круглой головки заклёпки, следует подготовить клёпочную планку, в которой сверлом делается "углубление" по форме головки заклёпки. Планка устанавливается на жёстком основании, заклёпка вставленная на место приклёпывания загоняется в "углубление", и теперь можно стучать сколько душе будет угодно, расклёпывая это самое неразъёмное соединение и не боясь, что декоративный вид головки будет испорчен ).

3. Медные большие заклёпки смотрятся эффектнее, чем стальные или даже алюминиевые. Особенно если их потом отполировали. блеск!

4. Хотя с алюминием работать гораздо легче. Можно вообще не возиться с железными сегментами а взять старую алюминиевую миску или кастрюльку и. Получается отличная полная полусфера. Армировать её стальными дугами очень желательно. Алюминий-то сам мягкий, да ещё если и растянутый – все удары будут заметны. К тому же некоторые мастера могут не допустить изготовленный таким образом шлем из-за "неисторичности" материала.

5. Кожаные сегменты. Можно отдельно сшить шапку и одевать её под шлем либо, опять же, приклепать. А можно вырезать такие же точно сегменты из толстой подмёточной кожи. Их не надо ковать, зато есть некоторые сложности с правильным креплением. Надеюсь что вам поможет название этой методики - "варёная кожа" :). Вкратце. Кожу вымачивают (в кипятке!), формуют (накладывают на подходящюю по кривизне поверхность) и высушивают (можно применить горячую сушку).

6. Забрало или личина. Просто приклёпываете понравившуюся форму (*ну можно и специально изготовленную) к передней части шлема. Одно замечание: надо или продлять дугу или добиваться жёсткости конструкции придав личиневыпуклую форму и приклепав её по краям. Если вам разобьют лицо собственным согнувшимся наносником или забралом, будет, мягко говоря, обидно. Форму и размер смотровых вырезов в личине выбирайте исходя из собственного здравого смысла – балансировать приходится между обзором и защитой. Маленькая наводка: есть такая замечательная вещь как стальная мелкоячеистая сетка.

7. Наносник. Полностью историчным вариантом будет крепление железной планки с пробитым ребром жёсткости в скобе.

8. Затыльник. Есть два основных варианта: жесткий и подвижный "рачий хвост". Мне больше нравится последний, но это дело вкуса. Собирать подвижный затыльник можно и на стропе и на коже. Принцип показан на рисунке.

9. Нащёчники. Можно просто приклепать два фигурных куска металла. Можно сделать по типу римских - на петлях. Тут придётся продумать их так, чтобы они не изображали из себя "собачьи уши" :) (*не болтались то есть).Шлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлем

10. Крепление подшлемника. Простейший вариант: находим старую шапку-ушанку и подклеиваем изнутри шлема. Выглядит не ахти, зато тепло :). Ещё более простой вариант: вклеиваем внутрь шлема кусочки поролона и приклёпываем подбородочный ремешок. Именно этим способом пользуемся мы. В качестве подшлемника отлично подходят сварочная шапка и танковый шлем. Можно конечно использовать и другие способы, подсказанные вашей фантазией.

 

Вариации.

Их бесконечное множество. Можно одеть обычную полусферу поверх меховой круглой шапочки, получите шикарный монгольский шлем. Особенно если прикрепить сверху или конский хвост или небольшую пику. Можно приклепать к ободу сплошной лист металла: получается турнирный глухой шлем типа "сахарная голова".

Шлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлем

Можно сделать на него полную навеску (личину, нащёчники, "рачий хвост") и получим турнирный шлем, так любимый почитателями зареченской школы. Можно приплести кольчужную бармицу. Можете прицепить рога, толь ко тогда вам придётся постоянно быть объектом плоских шуток и регулярно отбиваться от желающих эти рога пообломать :).В общем, делайте всё что вам захочется. (*Лишь бы было это всё в меру функционально и оправдано с точки зрения здравого смысла.

Есть ешё один интересный вариант. В качестве основной полусферы можно использовать и подпиленные пластиковые каски. Как это сделал я. :) , закрыв пластик наружи тонкой кожей (я использовал старые сапоги, которые потом расписал этно-узором с помощью выжигателя), а изнутри вставить "гуманизатор" или подшлемник. Конечно, придётся частенько упражняться в красноречии на мастерах :).

Для особых экстремалов могу порекомендовать попытаться сточить армейские каски. Но из них можно сделать гораздо более сложные и красивые шлемы позднего средневековья (*только сразу запасайтесь большим колличеством победитовых свёрл- ведь дырки. пардон, отверстия, для навески делать всёже придётся). В арсеналах наших оружейников есть даже шлемы переделанные из старых (но всё ещё железных :)) пожарных касок.Но это уже совсем другая история. :)Примечания1. * - примечания Варка.2. Все шлемы кроме изображённого на первой фотографии изготовлены не нашими оружейниками и приведены в качестве иллюстраций.

 

Шлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлемШлем, Шлемафон, Потхельм, Викингский шлем

 

Источник http://tropa.far.ru/

загрузка...

swordmaster.org

Воин на Руси : характер, одежда и оружие

Увидеть обмундирование русских воинов , а также остальной быт русов, можно будет 11 и 12 июня 2016 года в московском парке «Коломенское» на фестивале реконструкции «Времена и Эпохи», где для зрителей будет представлен один из наиболее интересных и важных периодов не только отечественной, но и мировой истории: эпоха зарождения русского государства. Фестиваль проходит каждый год, а в этот раз он обещает стать самым масштабным за всё время.

Испокон веков войны за территорию занимали большую часть жизни людей, особенно мужчин. Даже у животных принято охранять свою территорию. Каждый мужчина являлся добытчиком пищи и защитником своего дома, своей семьи, своего племени. Еще древние люди приспосабливали то, что давала природа под орудия для охоты, обороны и работы.

 

У разных народов существовала своя национальная одежда и оружие. В древние времена для создания орудий использовалось то, что могли найти под рукой- это различные камни, палки, веревки. С появлением кузнечного ремесла, стали появляться мечи, латы, щиты. С течением лет оружия претерпевали изменения и совершенствовались.

Былинные воины. Русские Богатыри.

В эпоху Древней Руси, помимо войн между представителями различных народов, государство восточных славян сотрясали междоусобные войны. Но ввиду наступления внешних агрессоров, славянские народы были вынуждены объединиться против общего врага. Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания, в которых защитники земли русской обладали не дюжей силой, храбростью, солдатской доблестью и справедливостью. Как выглядел древнерусский воин в былинах?

Между прочим...

Богатырей описывают как крупных, статных и широкоплечих мужчин, обладающих громким голосом. У таких воинов тяжелые руки с короткими пальцами и, как говорили в древности, косая сажень в плечах. Волосы русских богатырей доходили до плеч, а их брови были очень кустистыми, как бы свисающими на веки.

Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Меч на Руси весил около двух килограммов, и щит не уступал ему в тяжести. Добавьте сюда металлический тяжелый шлем и кольчугу, и получим снаряжение, которое не каждому дано поднять, а уж тем более — носить и воевать в нем. Чаще всего, сказания показывают нам богатырей как ловких и умелых молодых людей.

 

Фото с сайта likeforyou2.ru

Былинные воины были равнодушны к еде, но очень любили поспать. Считалось, что именно во сне они набирались сил. Но в былинах и сказаниях часто преувеличивался образ такого мужа, как древнерусский воин. Картинки, на которых изображены богатыри, показывают нам просто огромных по размеру мужчин, гордо восседающих на своих лошадях. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В реальности таких людей очень мало, но это не исключает того факта, что в Древней Руси были по настоящему смелые и сильные воины.

Как выглядел славянский воин на самом деле? Какую одежду носил в обыденной жизни? Каковы были его доспехи и оружия? Такими вопросами задаются все, кого интересует история Древней Руси. Любой интересующийся желает больше знать о таком важном человеке на Руси, как %древнерусский воин, описание% жизни которого может немного отличаться в разных источниках. Давайте разбираться по порядку.

Одежда древнерусского воина.

Трудно со стопроцентной вероятностью сказать, как одевался древнерусский воин, фото в те времена еще не снимали. Остается судить только по летописям и картинам художников. Хоть воеводы и были почитаемыми людьми, все же они были людьми. Им нужно было, как и всем есть, спать, отдыхать. Не могли же они постоянно находиться в доспехах и полном обмундировании. Фото славянских воинов очень редко иллюстрируют нам, как эти доблестные мужчины выглядели в бытовых условиях, на пиру или во время отдыха с семьей. Но не ходили же они в своих доспехах и в пир и в мир. Для людей Древней Руси важность одежды переоценивалась, помимо защиты от природных условий, одежда служила защитой от злых духов. То, во что был одет человек, почти целиком определяло его статус. Фасон костюмов и платьев знати ничем не отличался от фасона одежды простолюдинов, отличие было лишь в качестве материалов и украшениях. Славянский воин, картинки которого можно встретить в учебниках по истории, судя по изображению на них, не имеет отличий в одежде от обычных людей, вне поля и вне времени военных действий.

 

Фото с сайта likeforyou2.ru

Мужчины тех лет носили рубахи с запахом без воротника, которые подпоясывались на талии. Под доспехи обычно надевалась рубаха из хлопка, изготовленная на ткатском станке. На ноги надевались холщевые штаны, по ширине напоминающие шаровары, которые собирались у талии и подвязывались у щиколотки и под коленями. А знаете ли вы, как назывались штаны древнерусского воина, которые надевались на поле боя? Они назывались портки и защищали кожу от жестких доспехов. Сейчас это слово устарело, да и количество разновидностей штанов значительно выросло. На ноги надевались сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Бывало, что ноги заматывались лоскутами ткани, а в качестве подошвы к ним пришивался кусок кожи. На самом деле, очень мал был выбор того, что носил древнерусский воин. Одежда не являлась его приоритетом, главное чтобы она была удобной и не сковывала движений, ведь перед ним стояли более важные задачи, чем выбор наряда. Зимой носились шапки, удлиненные кзади, и кафтан из плотной шерсти или натурального меха.

Одежда современных людей претерпела изменения во внешнем проявлении и стала называться по-иному. Сильно изменилась в названиях и%одежда древнерусского воина. Устаревшие слова сейчас мало кто знает, и редко кто поймет, что они означают. Можно привести несколько примеров слов архаизмов касательно гардероба славянского воина. А знаете ли вы, как ранее именовалась одежда древнерусского воина? Названия тех предметов одежды, которые устарели? Например, такое слово как поножи, обозначало защиту для ног от колюще-режущего оружия. А в качестве защитного головного убора, использовали шишак или богатырку, в действительности же это обычный шлем. Такие слова, как портки или кафтан, в современном мире тоже не используются. Зато сапоги, сохранили свое название и актуальность по сей день.

Доспехи древнерусского воина.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя. Это не просто аксессуар, это жизненно необходимые предметы. Надежные доспехи влияли так же на настрой врага. Когда враг видел хорошую защиту, это могло немного вывести его из равновесия, так как приходилось на ходу продумывать тактику того, как найти уязвимые места и бреши у противника. Какие были доспехи у воинов на Руси?

 

Фото с сайта likeforyou2.ru

1. Щит. Изначально щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал. Такой щит изготавливался во весь рост, и в нем имелись отверстия для глаз. В 10 веке это средство обороны стали обивать металлом, что сделало его более надежным. Такую защиту можно было использовать даже в качестве оружия.

2. Шлем. На ранних этапах становления Руси воины не использовали защитных головных уборов. Позже стали появляться шлемы, которые изготавливались из металлических пластин и имели конусообразную форму. Благодаря такой форме шлема, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. У знатных воинов шлемы могли быть украшены декоративными предметами, которые не несли дополнительных защитных функций. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

3. Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк». Позже стали появляться, наговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи ( перчатки из металла). В 14 веке появились зерцала, служащие для защиты груди. Состояли они из больших металлических пластин, скрепленных между собой кожаными ремнями, и начищались до зеркального блеска.

Оружия древнерусского воина.

Никто не оспорит важность защитной одежды во время войны. Но еще более важным военным атрибутом является оружие, которое предоставляет воину не только пассивную защиту, но и дает возможность активно нападать. Существуют несколько видов оружия, которое использовалось в Древней Руси.

 

Фото с сайта likeforyou2.ru

1. Ударное. Самым известным ударным оружием можно считать легендарную булаву. Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. Так же для боя с близкого расстояния служила палица. Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из метала, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди.

2. Колющее и рубящее оружие. К рубящим орудиям относятся всевозможные топоры. Самым древним колющим оружием считается копье, оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником. Сложно представить древнерусского воина без меча. Меч являлся не только главным оружием, но и символом власти. На его рукояти часто изображали герб или иной символ. Так же на войне использовались клинки, которые назывались по месту ношения, например, засапожные или поясные.

3. Стрелковое. Самое известное оружие стрельцов на Руси, это конечно лук и стрелы. Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину. Еще в качестве стрелкового оружия древнерусские воины использовали арбалет.

4. Огнестрельное. Первое огнестрельное оружие на Руси упоминалось в 14 веке. Это был первый вариант всем известной пушки. В дальнейшем примитивные пушки совершенствовались. Начали возводиться защитные сооружения от огнестрельного оружия врага. Свое название данный вид оружия приобрел от слова «пускать».

Никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. Картинки с их изображениями, которые вы легко можете найти, помогут визуализировать их образ и сформировать его окончательно. В исторических музеях, где выставляются реконструкции войн, вы можете сделать фото древнерусского воина. Знание истории делает вас образованным и эрудированным человеком, что очень притягивает окружающих. А знать историю своей страны обязан каждый патриот.

 

http://perstni.com/magazine/hi...

http://oppps.ru/osobennosti-ru...

https://cont.ws/post/290460

super-arsenal.ru