Шли разбор по составу: Шли — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Содержание

Синтаксический разбор сложного предложения | Сайт учителя русского языка и литературы

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

      1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

      Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как?  в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

      Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B

Грамматическая основа предложения — определение и примеры

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

  • Пришло долгожданное лето.
  • Лето. Солнце. Ветер.

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Запоминаем!

Нельзя ставить запятую между подлежащим и сказуемым.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

  • Смеркалось. Вечерело.
  • Жара. Июль.
  • Как хорошо!

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

  • Девочка гуляет.
  • Заяц скачет.
  • Дождь закончился.

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

Пример 1:

Солнце уже встало над морем.

Пример 2:

Мы играли весь день.

Бесплатные занятия по английскому с носителем

Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово в предложении. Оно обозначает предмет, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

  • Существительным — самый частый вариант.

    Девочка пришла в школу с опозданием.

  • Местоимением: личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным.

    Я (личное) прислушался к разговору;

    Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

  • Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Завтра наконец-то наступило).
  • Неопределенной формой глагола (инфинитив).

    Бегать по коридору запрещено.

  • Числительным — порядковым (Первый вышел из класса) или количественным (Двое пошли налево).
  • Неразложимым словосочетанием, например:

    — географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

    — названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

    — устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

    — существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

    — неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

    — существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

  • Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении.

    «Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

  • Любое слово, которое приводится в пример.

    Бы — это частица.

Чем может быть выражено сказуемое

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

Примеры простых глагольных сказуемых:

  • Мужчина шел через дорогу.
  • Петр казался нервным.
  • Мама сидела у окна.

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое состоит из глагола-связки и инфинитива.

Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

Примеры составных глагольных сказуемых:

  • Ты должен оставить эту нелепую затею.
  • Я люблю рисовать.
  • Гость собирался уйти после трех.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен в настоящем времени, но всегда подразумевается. Примеры:

  • Она была хорошим другом — Она (есть) хороший друг.
  • Малина — это ягода.
  • Фрегат — корабль с тремя мачтами.

Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

  • существительным (Владимир — преподаватель),
  • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
  • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
  • числительным (Я была первой в очереди),
  • местоимением (Дом стал моим),
  • наречием (Завтра будет тепло),
  • причастием (Договор был подписан),
  • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
  • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

  • Я хотел бы стать врачом.
  • Они собирались начать учиться.

Запоминаем!

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным или инфинитивом, то между ними можно поставить тире. Например: Мой брат — студент. Любить — значит заботиться.

В каком порядке выделять грамматическую основу

Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

50 Синонимов СОСТАВА | Merriam-Webster Thesaurus

См. определение

состав

См. определение в словаре

1

как в шт.

литературное, музыкальное или художественное произведение

композиции Микеланджело включают купол собора Святого Петра, потолок Сикстинской капеллы и его монументальную статую Давида.

  • кусок

  • Работа

  • шедевр

  • эскиз

  • опус

  • количество

  • модель

  • магнум опус

  • классический

  • контур

  • творчество

  • экспонат

  • корпус

  • канон

  • этюд

  • часть сопротивления

2

как в бумага

короткое сочинение, выполненное в качестве школьного упражнения

учительница, которая любит, чтобы ее класс писал сочинений

  • бумага

  • сочинение

  • тема

  • статья

  • история

3

как в макете

способ расположения элементов чего-либо (как произведения искусства)

студенты-фотографы узнают о важности композиции в создании ярких образов

  • макет

  • дизайн

  • формат

  • договоренность

  • шаблон

  • тема

  • мотив

  • конфигурация

  • форма

  • макияж, мириться

  • созвездие

  • ордонанс

  • вставать

4

как в эссе

короткий текст, обычно выражающий точку зрения

подал в местную газету сочинение для специального раздела, посвященного Дню Мартина Лютера Кинга.

  • сочинение

  • статья

  • бумага

  • тема

  • научный труд

  • диссертация

  • Тезис

  • редакционный

  • исследование

  • дискурс

  • особенность

  • столбец

  • экспозиция

  • обсуждение

  • комментарий

  • отчет

  • записать

  • пролегомены

  • обзор

  • причина

  • тракт

Записей в тезаурусе около

состав

композитинг

сочинение

композиции

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Сочинение.

» Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/composition. По состоянию на 15 декабря 2022 г.

Ссылка на копию

Композиция

Композиция

Координатор

 
Определите, какой объект будет вашим фокусом. Он может отличаться от остальных предметов цветом, материалом, количеством деталей, размером или значимостью предмета.
Будьте осторожны при добавлении источника света в композицию (солнце, луна и т. д.), поскольку они привлекают внимание к себе.

Движение

Создайте поток — перемещайте взгляд зрителя по композиции с помощью направляющих линий (это линии и формы, края и т. д., которые указывают на фокус или привлекают взгляд через композицию), цветовых акцентов, контрастов, деталей (глаза обращается к деталям, так как на пустом месте не на что смотреть — напр.: упростить фон, чтобы привлечь внимание к предмету) и т. д.

Баланс

Сбалансируйте состав. Более крупные, темные и сложные формы имеют больший визуальный вес.

Можно сбалансировать:

большая форма с более темной маленькой формой большая форма с несколькими меньшими большая простая форма с меньшей, более сложной формой путем равномерного распределения цветов и оттенков

Повторение/ритм

Элементы композиции могут многократно повторяться для создания ритма и движения. Повторяющиеся элементы направляют взгляд зрителя по сцене.

РИТМ относится к тому, насколько быстро взгляд зрителя перемещается по сцене. Если есть область с малой или нулевой детализацией или интересом — взгляд проходит через эту область без остановки. Если есть много деталей для рассмотрения — глаз будет следовать за ними для изучения — таким образом — замедляясь.

Следите за этой линией. На пути вашего взгляда нет ничего, чем можно было бы остановиться и заинтересоваться — ваш взгляд путешествовал от точки к точке без остановки

.

Следите за этой линией. Ваш глаз все еще не сильно замедлился. Даже несмотря на то, что элементов, которые мешают вам на пути, немного — они расположены равномерно, имеют одинаковый размер — особого интереса это не вызывает. (Может быть полезным желаемым эффектом).

 

Следите за этой линией. Вы увлеклись более плотной группировкой элементов, не так ли? Ваш глаз обнаружил, что это достаточно визуально дифференцировано, чтобы остановиться и изучить их положение друг относительно друга. Группировка деталей может помочь замедлить просмотр.

 

Проследите взглядом вдоль этой линии. Ваш взгляд определенно остановился на большом элементе. Затем ваш взгляд вернулся к нему, не так ли? Вы можете управлять взглядом зрителя, манипулируя элементами (размером и положением).

Направляющие линии

Одна из составляющих хорошей и динамичной композиции — привлечь внимание к объекту.

Этого можно добиться с помощью хорошего освещения, приглушенного фона или графического дизайна. Важный элемент дизайна, который направляет наше внимание в самое сердце изображения, называется направляющими линиями. Эти линзы могут принимать разные формы.

Когда мы смотрим на сцену, наш взгляд естественным образом движется по линиям. Используя линии и повторяющиеся формы в композиции, вы создаете ритмичный поток, движение и ведете зрителя по сцене.

Зрительный треугольник

Когда мы смотрим на изображение, наши глаза перемещаются слева направо, и обычно мы начинаем рассматривать изображение снизу слева, а затем двигаемся вверх и вправо. Имея это в виду, многие произведения искусства составлены в виде треугольника, который предназначен для привлечения внимания к области внимания в тонкой форме треугольника.

Наличие основания треугольника внизу и вершины вверху сцены делает треугольник очень устойчивым, очень похожим на пирамиду. Когда вы начинаете менять углы внутри треугольника и меняете поворот треугольника, сцена начинает казаться менее стабильной.

Правило третей

Пожалуй, самым известным принципом фотографической композиции является «Правило третей».

Принцип, лежащий в основе этого правила, состоит в том, чтобы представить себе разбиение изображения на трети. Есть четыре важные части изображения, на которые следует обратить внимание: точки пересечения линий сетки

Это также дает вам четыре линии, которые также являются полезными позициями для элементов на вашей фотографии. Вы должны расположить самые важные элементы вашей сцены по следующим линиям:

Изучая правило третей, спросите себя:

  • Что интересного в моей композиции?
  • Куда я намеренно их поместил?

Отрезание фигур

Половинки

Ребра проходят через одну и ту же точку

Сплавленные края и формы

Не обрезайте фигуры в самом слабом месте (самом узком месте и т. д.) — это слишком сильно подчеркивает «обрезанную» форму. Когда симметричная фигура разрезается пополам краем картины, это создает у зрителя ощущение дискомфорта, обрубленности. Отодвиньте одну из фигур. Несколько ребер фигуры, уходящих в одну и ту же точку, превращаются в направляющие линии и направляют внимание зрителя на несущественный участок сцены. Точки касания создают напряжение. Раздвигайте объекты друг от друга или перекрывайте друг друга.

Перекрывающиеся формы оставляют маленькое пятно

Две формы, соприкасающиеся краями

Слитная форма и край рисунка

Закрытый уголок

Это крошечное пятнышко привлекает ненужное внимание. Перекрывайте фигуры, чтобы избавиться от него. Края предметов создают ощущение дискомфорта и напряжения. Оставляйте пространство для заметок между фигурами или перекрывайте их. Когда край объекта касается края вашей картины, это может создать у зрителя ощущение неловкости и тесноты. Перекрывайте свои объекты или оставьте между ними некоторое пространство. Если фигура полностью закрывает угол композиции — она ​​изолирует этот угол от остальной композиции. Вы можете смягчить контраст между формой и фоном, чтобы он не привлекал к себе слишком много внимания. Перенесите всю фигуру внутрь плоскости изображения или обрежьте изображение где-нибудь, кроме середины.

Сидя на краю

Край «Украденный»

   
   
То же, что и № 7.

Шли разбор по составу: Шли — разбор слова по составу (морфемный разбор)
Scroll to top