Гладиаторы. Шлемы гладиаторов
Оружие и снаряжение гладиаторов / Интересное / Мы создаем общение
Со временем сформировалось несколько основных типов гладиаторского вооружения. Предлагаем познакомиться с ними поближе в этой теме.
Секутор
Секутор, или «преследователь» – тяжеловооружённый боец, впервые упоминаемый в источниках около 50 года н.э. Его защитное снаряжение включало полностью закрытый шлем без козырька или полей, наручь из мягкой набивной ткани на правой руке и укороченную поножу на левой ноге. Большой прямоугольный щит секутора по форме напоминал щит, который носили римские легионеры. Вооружен он был коротким прямым мечом. Общий вес снаряжения секутора составлял 15–18 кг.
По своему снаряжению секутор напоминал галла или мурмиллона, от которого он, должно быть, и происходит. Главное различие между ними состояло в противнике, с которым этим бойцам приходилось встречаться на арене. Для секутора таким постоянным противником были легковооруженные ретиарии, в то время как мурмиллон обычно сражался с другими тяжеловооруженными гладиаторами – гопломахами и фракийцами.
Даже шлем особой конструкции, который отличает секутора от мурмиллона, а также близкого ему по вооружению провокатора, был специально предназначен для борьбы с ретиарием. Будучи практически лишенным выступающих частей, этот шлем позволял секутору легче сбрасывать с себя сеть противника.
Большой щит и прочее снаряжение позволяли секутору не бояться атак, но одновременно ограничивали бойца своей тяжестью и сковывали его движения. Чтобы поразить своего противника коротким мечом, секутору приходилось сближаться с ним практически вплотную. Ретиарий, гораздо более легкий и подвижный в сравнении со своим противником, в свою очередь, стремился измотать его ложными нападениями. Итог боя между ними, таким образом, решали хладнокровие и выносливость бойца.
В качестве секутора на арене сражался император Коммод, правивший в 180–192 годах.
Шлем секутора
К шлемам, принадлежавшим секуторам, относятся закрытые боевые наголовья без полей, с высоким гребнем на вершине купола. Конструктивно они напоминают шлемы, носившиеся в это же время провокаторами, от которых отличаются более простым дизайном, а также минимальным количеством выступающих деталей, за которые могла бы зацепиться сеть ретиария, традиционного противника секутора.
Купол шлема выкован из одного куска бронзы или железа и снабжен широким назатыльником, который обеспечивает защиту шеи и верхней части плеч. Забрало шлема представляет собой два больших нащечника, подвешенные на боковых шарнирах к нижней части обода. Спереди место стыковки обоих нащечников защищалось вертикальной пластиной-штифтом. Глазные прорези представляют собой два ничем не защищенных узких круглых отверстия, которые сильно ограничивают угол обзора. К недостаткам шлема относится отсутствие отверстий для ушей, что обрекало его обладателя на почти полную глухоту. Кроме того, плохой воздухообмен и значительный вес позволяли носить шлем лишь в течении очень ограниченного времени.
Щит секутора, мурмиллона и провокатора
Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), подобным тем, которые в I веке носили римские легионеры. Судя по соотношению с фигурами воинов на мозаиках и фресках, размеры щита составляли примерно 1 м в длину и 0,5 м в ширину. Основу щита изготавливали из трех слоев тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева в центре щита была около 6 мм и уменьшалась к краям для облегчения его веса. С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался геометрическими узорами и фигурами. Края сверху и снизу обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов. Щит держали кистью руки за поперечную рукоять, проходившую через центр. Вес современной реконструкции такого щита составляет примерно 7,5 кг.
Щит обеспечивал бойцу надежную защиту корпуса, но при этом значительно ограничивал его подвижность. В бою с более легко вооруженным гладиатором это обстоятельство определенно отдавало инициативу противнику.
Поножи секутора, мурмиллона и провокатора
Поножи (ocrea) являлись частью защитного доспеха, прикрывавшего ногу от колена до подъема стопы, т.е. ту ее часть, которая не была обычно закрыта щитом. Их изготавливали из бронзы, отбивая металлический лист по выпуклой матрице так, чтобы он приобрел форму голени. Надевали поножи поверх мягких обвязок из набитой ткани. Диаметр археологических находок свидетельствует о значительной толщине мягкой прокладки. Чтобы поножи плотно сидели на ноге, их фиксировали при помощи ремней, которые пропускали через две или три пары колец, с каждой стороны прикреплявшихся к краям поножи.
Количество поножей и их вид строго регламентировались в каждом типе гладиаторского снаряжения. Секуторы, мирмиллоны и провокаторы, как правило, изображаются лишь с одной короткой поножей, которую они носят на левой ноге. При раскопках в Помпеях были найдены 9 таких поножей, длина которых варьировалась от 28 до 35 см. Все поножи за исключением одной были роскошно украшены фигурными чеканными изображениями и гравированным орнаментом.
Меч секутора, мурмиллона и провокатора
Меч (gladius) был основным оружием гладиаторов, от которого те и получили свое имя. Судя по рельефам и мозаичным изображениям I века до н.э. – I века н.э. это было то же оружие, которое носили римские легионеры. Оно представляло собой прямой обоюдоострый клинок длиной 60 – 65 см и шириной около 4 см, с параллельными лезвиями, переходящими в длинное и тонкое острие, одинаково хорошо подходящее как для нанесения рубящих ударов, так и для уколов. Тяжелая рукоять, вытачивавшаяся из дерева и слоновой кости, сдвигала баланс оружия к его нижней части, что позволяло бойцу наносить хорошо нацеленные колющие удары, быстро менять направление атаки, делать финты и т.д.
Судя по изображениям I – III веков, в это время длина меча сильно сокращается, что затрудняет его практическое применение, но в то же время затягивает поединок и повышает его зрелищный компонент. При раскопках гладиаторской школы в Помпеях были найдены три меча с клинком лавролистой формы и рукоятью из слоновой кости. Длина клинка всех трех экземпляров варьируется от 20 до 30 см.
Наручи
Наручи (manica), которые носили гладиаторы, а также используемые ими набедренники и наголенники, могли изготавливаться как из листовой бронзы, так и из набивной и простёганной в несколько слоев ткани. Ввиду отсутствия материальных остатков этих предметов экипировки, их конструкция и покрой до сих пор являются предметом дискуссий.
Судя по всему, набитая ткань, используемая для изготовления такого рода доспехов, была достаточно толстой. Во всяком случае, поэт Ювенал, описывая руки и ноги гладиаторов, заключенные в мягкие доспехи, уподобляет их виду толстой деревянной колоды. Такими же они выглядят на мозаиках и фресках, изображающих гладиаторов. Чтобы доспехи плотно сидели на своем месте, их приходилось затягивать при помощи шнуровки и дополнительно фиксировать ремешками.
В качестве средства боевой защиты от оружия противника мягкие доспехи были достаточно эффективными. Они защищали своих владельцев как рубящих ударов, так и от уколов острия меча. Кроме того, они придавали бойцам экзотический вид, что соответствовало эстетике зрелищ.
Строго говоря, однозначных свидетельств, указывавших на материал гладиаторских наручей нет. Дискуссия о том, изготавливали ли их из мягкой набивной ткани или металлических пластин, продолжается до сих пор. Один из аргументов сторонников первой версии состоит в том, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было найдено множество элементов снаряжения, но наручей найдено не было. Их противники указывают на то, что мелкие пластины, из которых собирались эти доспехи, могли просто не быть узнанными. Одним из аргументов в пользу металлических наручей является ряд находок последних при раскопках военных складов I – II веков., прежде всего в Ньюстеде и Карлайле. Если найденные там наручи могли носить солдаты, гладиаторы теоретически также могли их использовать.
Конструктивно римские наручи представляли собой ламинарную броню, в которой металлические полосы, набранные вертикально, соединялись друг с другом путем наклепывания или нанизывания их на кожаные ремни. Полосы должны были быть точно рассчитанной воронкообразной формы. Набегая друг на друга, они составляли чрезвычайно гибкое, эластичное покрытие, не сковывавшее движения.
Набедренная повязка
Набедренная повязка (subligaculum) являлась обычной римской нижней одеждой. Она представляла собой треугольный кусок ткани с длиной каждой стороны около полутора метров. Два конца, соответствующие углам у основания треугольника, связывали узлом на животе. Третий конец пропускали между ног и протаскивали под узлом, образованным другими двумя концами, так, чтобы он свисал наподобие передника. Сверху набедренная повязка фиксировалась широким кожаным поясом, который, в свою очередь, застегивался при помощи крючков или простой шнуровки. Судя по фрескам и мозаичным изображениям, набедренная повязка была ярких цветов, возможно ее также украшали вышивкой.
Хотя в большинстве имеющихся изображений гладиаторы представлены облаченными лишь в набедренную повязку, оставляющую открытыми торс и бедра, в некоторых случаях гладиаторы выходили на арену в туниках.
Гопломах
Гопломах – греческое название, обозначающее тяжеловооружённого бойца. Возможно, такой тип гладиаторского вооружения появился в I–II веках н.э. вместо более раннего самнита. Гопломах сражался в тяжёлом вооружении, которое включало закрытый шлем с широкими полями и высоким гребнем, наручь из бронзовых пластин или стёганой ткани на правой руке, высокие бронзовые поножи и набедренники из мягкой ткани на обеих ногах. В бою гопломах прикрывался небольшим бронзовым щитом круглой формы и старался поразить своего противника копьём. Возможно, в качестве дополнительного оружия он также имел меч или кинжал.
Основными противниками гопломахов выступали вооружённые сходным образом мурмиллоны или фракийцы. Копье позволяло гопломаху поразить своего противника на дистанции, превышавшей длину вражеского оружия. С другой стороны, небольшие размеры щита не обеспечивали ему надежной защиты в обороне и в ближнем бою. Он также не мог теснить своего противника большим щитом, как это делал мурмиллон. В схватке гопломах должен был придерживаться агрессивной, наступательной тактики, навязывая своему противнику темп и дистанцию боя.
Бронзовая статуэтка гопломаха. Античное собрание, Берлин
Щит гопломаха
На изображениях гладиаторов гопломах, как правило, вооружён бронзовым щитом круглой формы, напоминающим щиты греческих гоплитов или македонских фалангитов эллинистической эпохи. Несколько таких щитов было найдено при раскопках, и сегодня они хранятся в музеях и ряде частных коллекций.
Изображенный на этой фотографии экземпляр щита из гладиаторской школы в Помпеях имеет диаметр 37 см и весит 1,6 кг. Он представляет собой бронзовую облицовку, крепившуюся на не сохранившейся деревянной основе. Лицевая поверхность щита и обод украшены чеканными узорами в форме нескольких гирлянд серебряных листьев. В центре находится круглая серебряная пластина с изображением лица Горгоны Медузы. Роскошь украшений отнюдь не обязательно свидетельствует, что перед нами экземпляр, предназначенный лишь для демонстрации.
Небольшие размеры щита совершенно не сковывают движения воина, однако при этом ограничивают предоставляемую им защитную функцию. Гладиатор, вооруженный таким щитом, неизбежно проигрывал в ближнем бою и потому должен был держать своего противника на расстоянии.
Поножи гопломаха и фракийца
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы, носившие большой прямоугольный щит, как правило, носили лишь одну короткую поножь на левой, выставлявшейся вперед в боевой стойке, ноге. Гопломахи и фракийцы, вооружавшиеся щитами небольшого размера, должны были компенсировать его недостаточные защитные свойства при помощи дополнительных элементов снаряжения, прежде всего набедренников и поножей. На рельефах и изображениях они обычно носят пару поножей на обеих ногах, причем их длина достигает примерно середины бедер.
Этим изображениям соответствуют 10 бронзовых поножей, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Их длина варьировалась от 48 до 58 см. Верхняя часть поножей делалась в форме широкого раструба, слегка выгнутого наружу. Диаметр свидетельствует о том, что поножи носились поверх толстой обвязки из простеганной ткани. На ноге они закреплялись при помощи ремня, пропущенного через три пары колец. Все поножи были роскошно украшены чеканным рельефом, символическими изображениями и гравированным орнаментом.
Провокатор
Провокаторы («бросающие вызов») упоминаются уже в позднереспубликанский период. Они представляли собой тяжеловооружённый тип гладиатора, снаряжение которого напоминало секутора. Провокатор носил большой прямоугольный щит, шлем без гребня, сначала открытый, затем полностью закрытый, металлическую или мягкую наручь на правой руке и укороченную бронзовую поножу на левой ноге. Особенностью его снаряжения являлся небольшой нагрудник прямоугольной или скругленной формы. Оружием провокатора был короткий прямой меч. На арене провокаторы обычно сражались друг против друга. Лишь одна дошедшая до нашего времени надпись свидетельствует о его бое с мурмиллоном.
Шлем провокатора
Из рельефов I века до н.э. – начала I века н.э. можно сделать вывод, что вначале провокаторы сражались в шлемах открытого типа с нащечниками, прикреплявшимися на шарнирах к нижней части обода шлема для защиты лица, и широким назатыльником для защиты шеи и верхней части спины. Такая форма напоминала армейский шлем, носившийся в это время римскими легионерами. Затем в первой половине I века н.э., в подражание шлемам других гладиаторских типов их нащечники увеличились так, что стали полностью закрывать лицо. Спереди они смыкались друг с другом и фиксировались специальной обоймой, образуя закрытое забрало. Чтобы облаченный в этот шлем боец мог что-либо видеть, в нем проделывалась пара круглых отверстий диаметром 8 см, которые снаружи закрывались круглыми пластинами-решетками.
От шлемов, которые носили мурмиллоны и фракийцы, шлем провокатора отличает отсутствие широких полей. Лишь спереди к лобной части шлема приклепывался козырек. С другой стороны, от конструктивно сходных с ним шлемов секуторов его отличает большое число украшений и выступающих деталей, например, боковых трубок для крепления перьев.
Нагрудник провокатора
Как правило, гладиаторы выступали на арене с обнаженным торсом, что давало им возможность продемонстрировать публике фигуру и поиграть рельефной мускулатурой груди и плеч. Лишь на некоторых рельефах тяжеловооруженные провокаторы изображены носящими на груди небольшую пластину прямоугольной формы для защиты области сердца. Эта деталь экипировки известна лишь по изображениям, ни одного экземпляра нагрудника до сих пор не обнаружено.
Щит провокатора
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.
Поножи провокатора
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.
Меч провокатора
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали одинаковые мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.
Ретиарий
Ретиарии впервые появились на арене в начале I веке н.э. Они представляли собой типаж легковооружёноого бойца, внешний вид которого напоминал рыбака. Ретиарий выступал, будучи одетым в тунику или набедренную повязку, его левое плечо было прикрыто бронзовым наплечником, левая рука – наручем из набивной ткани. Другого защитного снаряжения ретиарии не носили и сражались с непокрытой головой. Оружие ретиария состояло из трезубца и сети. В бою они старались набросить сеть на противника, чтобы затем поразить его трезубцем или кинжалом, который держали в левой руке.
Обычным противником ретиария являлся секутор, изредка они могли сражаться также против мурмиллонов.
Превосходя любого своего тяжеловооружённого противника в подвижности, ретиарии могли выбирать тактику и контролировать темп боя. Обычно они подолгу кружили вокруг своего противника, стараясь вывести его из равновесия и измотать ложными атаками, после которых они сами легко могли спастись бегством. Когда противник выбивался из сил, ретиарий мог перейти к нападению. Свою сеть он использовал, чтобы зацепить противника, вывести его из равновесия, свалить и обездвижить.
Огромное количество упоминаний в источниках и надписей свидетельствует о зрелищности такого рода поединков и их широкой популярности у публики.
Мозаика IV в. из Национального музея в Мадриде, изображающая поединок ретиария Календиона и секутора Астианакса. Нижняя панель изображает начало боя, когда ретиарию удалось набросить свою сеть на противника. Верхняя изображает его завершение. Календион ранен и, протянув руку с кинжалом, умоляет о пощаде. Его противник победил
Трезубец ретиария
Трезубец ретиария (fuscina или tridens) вел свое происхождение от оружия рыбака. Он представлял собой короткое копье с тремя остриями. На изображениях ретиарии обычно держат его двумя руками: левая вынесена вперед, правая сзади. При таком хвате большая часть ударов должна наноситься в направлении снизу-вверх. К сожалению, до сих пор нет ни одной археологической находки трезубца, поэтому сложно сказать, каковы его размеры. Судя по имеющимся изображениям, острия трезубца были небольшими.
На одном из черепов, найденном на кладбище гладиаторов в Эфесе, были обнаружены следы, оставленные трезубцем ретиария. Расстояние между отверстиями составляет 5 см. Входные отверстия расположены под большим углом. Это означает, что роковой удар был нанесен сверху, когда поверженный противник лежал на земле или стоял на коленях.
Сеть ретиария
Сеть ретиария (rete) имеет форму круга диаметром около 3 м. По ее краям укреплялись свинцовые грузила, чтобы при набрасывании сеть распрямлялась. Ретиарий мог использовать сеть для того, чтобы зацепить и выдернуть из рук противника его меч, или набросить сеть на него самого. Крупные ячейки сети легко цеплялись за оружие и предметы экипировки, ее было трудно сразу сбросить. Ухватившись за ее край, ретиарий мог запутать своего противника, обездвижить или же свалить его с ног. При неудачном броске он мог подтянуть упавшую сеть к себе за веревку, которая соединялась с его запястьем, после чего предпринимал новую попытку. Чтобы противник, ухватив за веревку, не подтянул к себе его самого, ретиарий имел при себе кинжал, которым мог ее обрезать.
Кинжал ретиария
Ретиарий носил за поясом кинжал, который мог использовать как дополнительное оружие, если терял свой трезубец. Этот кинжал мог выглядеть как один из мечей с коротким лезвием 20 – 30 см длиной, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях.
На одном из рельефов с изображением ретиария его кинжал выглядит как четыре острия на одной рукояти. До недавнего времени оружие этой формы считалось измышлением художника. Однако на одной из костей, найденных при раскопках гладиаторского кладбища в Эфесе, был обнаружен след раны, нанесенной четырьмя остриями, который доказывает реальный его характер.
Наплечник ретиария
Наплечник (galerus) является одним из характерных элементов военного снаряжения ретиариев. Его они носили на левом плече вместе с наручью из набивной ткани на левой руке. Другие гладиаторы обычно носили наручи на правой руке. Эта особенность позволяла ретиарию более свободно пользоваться правой рукой, чтобы забрасывать свою сеть. Соответственно, имея левый бок более защищенным в сравнении с правым, ретиарий в бою должен был стоять, повернувшись к противнику левым боком.
При раскопках гладиаторской школы в Помпеях было обнаружено 3 чеканных бронзовых наплечника. Один из них, представленный на снимке выше, украшен изображениями краба, якоря, трезубца, а другой – купидонами и головой Геркулеса. На третьем изображены военные трофеи. Высота наплечника 30–35 см, ширина около 30 см, вес – 1,2 кг. Широкие поля делают наплечник более похожим на небольшой щит, который обеспечивал определенную защиту голове, лицу, шее и верхней части груди при ударах сверху вниз и справа налево.
Мурмиллон
Мурмиллон – тип тяжеловооружённого гладиатора, который в I веке н.э. пришел на смену более раннему галлу. Защитное вооружение мурмиллона включало большой прямоугольный щит, закрытый шлем с высоким султаном из перьев и стилизованным изображением рыбы на гребне, наручи на правой руке, поножи на левой ноге. В бою мурмиллон сражался коротким прямым мечом. Такое же снаряжение носили и секуторы, которые отличались от мурмиллонов лишь другим типом шлема.
Основным противником мурмиллонов были столь же тяжеловооружённые фракийцы и гопломахи. По словам Квинтилиана, им также приходилось сражаться с легковооружёнными ретиариями, но изобразительные источники эту информацию не подтверждают.
Тяжелое снаряжение, общий вес которого составлял 15–18 кг, требовало от бойца развитых мышц рук и плеч, просто необходимых, чтобы сражаться тяжелым щитом и мечом. Победа в бою и сама жизнь мурмиллона зависели от его выносливости, поскольку сражаться ему приходилось с врагами, снаряжение которых было лучше приспособлено для нападения, чем его собственное. С другой стороны, большой щит давал ему значительные преимущества в обороне.
Знаменитым сторонником мурмиллонов являлся император Домициан (81–96 годы.).
Часть рельефа с погребального склепа Гая Лузия Сторакса (25 – 50 годы н.э.) с изображением поединка гладиаторов. В центре изображены два мурмиллона, по сторонам – двое фракийцев
Шлем мурмиллона
Гладиаторские шлемы (galea) известны по большому числу изображений и археологических находок. Большинство последних было сделано при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Они подразделяются на два больших типа – с полями и без полей. Каждый из них, в свою, очередь, делится еще на два подтипа.
Принадлежавшие мурмиллонам шлемы легко идентифицируются на основе большого количества рельефных и мозаичных изображений. Эти шлемы имеют широкие поля, горизонтальные и почти плоские по всему периметру в ранних моделях и поднимающиеся спереди в виде арки – в более поздних. Сверху купол шлема украшен массивным коробчатым гребнем, в который вставлялся пышный султан из перьев или конской гривы. К нижней части обода шлема с боков на шарнирах подвешивалась пара больших нащечников, закрывавших не только скулы, но также и лицо его владельца. Спереди нащечники смыкались друг с другом, образуя закрытое забрало. Их нижняя часть была выгнута вперед для защиты горла. Для зрения в нащечниках имелись большие отверстия, закрывавшиеся снаружи пластинами-решетками.
Все гладиаторские шлемы изготовлены из бронзы толщиной 1 – 1,5 мм. Поверхность шлемов обильно украшалась чеканными изображениями и гравировкой. Часть поверхности шлема могла покрываться позолотой или серебром, или лудилась оловом для его имитации. Вес шлема варьируется от 3,8 до 5 кг, что примерно в два раза выше веса солдатского шлема. Правда, легионерам приходилось носить свой шлем на протяжении всего дня, а гладиатор надевал его лишь перед боем, который продолжался 10–15 минут.
Щит мурмиллона
Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.
Поножи мурмиллона
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.
Меч мурмиллона
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали одинаковые мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.
Фракиец
Фракийцы стали выступать в гладиаторских состязаниях, по крайней мере, начиная с I века до н.э., когда римляне впервые столкнулись с ними в ходе войн на Балканском полуострове. Со временем сложился характерный для них комплекс вооружения, который включал закрытый шлем с широкими полями, наруч для правой руки и пару высоких поножей. В левой руке фракийцы держали небольшой прямоугольный (реже круглый) щит, в правой – меч с кривым лезвием.
На арене гладиаторы-фракийцы обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами, имевшими сходное с их собственным вооружение тяжёлого типа. Вооруженный менее громоздким щитом, фракиец обладал более высокой подвижностью в сравнении с мурмиллоном и мог навязывать ему темп и тактику боя. В отличие от гопломаха, державшего своего противника на длинной дистанции, фракиец стремился сойтись с ним грудь в грудь. В тесной схватке кривой клинок позволял ему обманывать противника, очень быстро менять направление атаки, а также подрезать слабо защищенные обратные части рук и ног.
Хитрость и коварство фракийцев неоднократно отмечались в литературных памятниках. Их знаменитым сторонником являлся император Калигула, правивший в 37 – 41 годах.
Шлем фракийца
Шлем гладиатора-фракийца легко идентифицируется на основе большого количества имеющихся изображений. Конструктивно он схож с шлемом мурмиллона и представляет собой наголовье с широкими полями и большими нащечниками, полностью закрывающими лицо своего владельца. Для зрения и дыхания в верхней части нащечников имелись большие отверстия, снаружи закрытые подвешенной на шарнирах или штифтах ажурной решеткой. Поверхность шлемов покрывалась чеканными изображениями и гравировкой на мифологические сюжеты.
Отличительной особенностью шлемов фракийцев являлся высокий плоский гребень, украшенный головой грифона. Украшением шлема также являлись перья, визуально увеличивавшие рост воина и придававшие ему нарядный вид.
Фрагмент украшения гребня шлема гладиатора-фракийца, выполненный в виде грифона
Щит фракийца
Гладиаторы-фракийцы вооружались прямоугольным, реже круглым, щитом (parma), имевшим меньший, чем у их противников, размер. Конструктивно он был устроен также, как и большой щит секуторов, провокаторов и мурмиллонов. Он состоял из нескольких слоев деревянных планок, проклеенных перпендикулярно друг по отношению к другу. Снаружи щит обклеивался холстом, затем кожей, и, наконец, богато расписывался. Варианты украшений можно наблюдать на примере многочисленных мозаик римского времени. Такой щит предоставлял хорошую защиту верхней части корпуса бойца.
Недостаточную защиту нижней части живота и бедер приходилось компенсировать широким поясом и набедренниками. Благодаря небольшому весу своего щита, фракиец неизменно превосходил своего тяжеловооруженного противника в подвижности и мог навязывать ему время и дистанцию боя.
Меч фракийца (сика)
Гладиаторы-фракийцы были вооружены кривым мечом (sica), который вел происхождение от однолезвийных изогнутых клинков, распространенных в течение III – II веков до н.э. на севере Балканского полуострова. Длина оригинальных находок этого оружия колеблется в пределах 40 – 50 см, ширина –4 см. Прямая рукоять сики была вытянута из клинка и с обеих сторон обложена деревянными щечками. Вогнутое лезвие сики обладало прекрасными режущими свойствами.
При раскопках римского лагеря Обераден в Германии был обнаружен деревянный меч с клинком изогнутой формы. Длина клинка 30 см, эфес и рукоять имеют характерную римскую форму. Наиболее вероятно, что деревянный меч являлся тренировочным оружием и был потерян при эвакуации лагеря в 8 году до н.э.
Поножи фракийца
Гопломахи и фракийцы использовали одинаковые поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном гопломаху.
Автор
uposter.ru
Гладиаторы | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia
Гладиаторы
Род занятий:
Бои с другими гладиаторами и с животными на забаву публике
Время деятельности:
264 г. до н. э. - 400 г. н. э.
Родина:
Италия (Древний Рим)Место действия:
Италия (Древний Рим)Доспехи:
Большинство гладиаторов не носило доспех, но некоторые были одеты в шлем, кольчугу и другие виды легкой брони
Враги:
Другие Гладиаторы, животные
Гладиаторы — наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах. Существовало огромное количество гладиаторов, которые сражались как против других гладиаторов, так и против животных.
Общее представлениеПравить
Практически каждый гладиатор – это раб, который проходил тщательную подготовку, получал высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. На них тратили крупные суммы, и поэтому старались обращаться бережно, не травмируя и не убивая зря.
Если гладиаторы Рима (Спартак и прочие высокооплачиваемые) погибали в борьбе, потери спонсора были огромны, особенно по сравнению с выжившими бойцами. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими - спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.
Примечательно, что некоторые гладиаторы древнего Рима не были рабами, а являлись добровольцами, работающими за деньги. Главным стимулом был первый платеж, получаемый добровольцем после принятия присяги гладиаторов. Присяга означала, что владелец получал все права на жизнь гладиатора, а гладиатор автоматически переходил в статус раба (движимого имущества).
Иногда проводились бои, в которых участвовали и мужчины, и женщины, часто превращающиеся в оргии.
Секутор (слева) и ретиарий.
Гладиаторы — это вооруженные бойцы, поединки которых, как правило до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики. В римских источниках говорится, что нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать площадку, сделавшуюся скользкой от крови, свежим песком. Поединок гладиаторов, возможно, восходит к раннему европейскому обычаю человеческих жертвоприношений на могиле знатных покойников. Вероятно, римляне переняли эту традицию у своих соседей-этрусков, которые давали обреченным на заклание людям оружие и заставляли их сражаться возле могилы. Первый известный нам поединок гладиаторов в Риме был устроен в 264 до н.э. на похоронах Децима Брута Юния Перы - таким образом его сыновья "почтили прах отца". Тогда сражались лишь три пары гладиаторов, однако к началу 2 в. до н.э. не редкостью становится сотня пар. По мере того, как популярность этого зрелища возрастала, поединки гладиаторов перестали ограничиваться одними только похоронами, их стали устраивать по случаю государственных торжеств, а также по другим поводам.В республиканскую эпоху политические деятели нередко устраивали поединки с множеством участников. Были и такие, что использовали отряды гладиаторов в качестве телохранителей или персональной армии, которую они применяли для давления на противников.
В имперский период страсть к необычайному размаху устраиваемых на арене зрелищ возросла. Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. ТРАЯН отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов.
Чтобы вновь пробудить интерес публики, были введены новые облачения и доспехи гладиаторов, изобретались неслыханные виды поединков. Часто людей выставляли против диких животных, при Домициане карлики бились с женщинами. Некоторые императоры в связи с ростом влияния христианства попытались сократить число участников поединков или даже свести сражение к его имитации.Указом императора Константина (326 н.э.) гладиаторские поединки были запрещены, однако почти сто лет спустя (404 н.э.) вышел указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки продолжались вопреки всем указам. Гладиаторские поединки пользовались популярностью по всей Римской империи. Помимо римского Колизея, знаменитые руины амфитеатров имеются в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне. Вне Италии известны амфитеатры в Ниме и Арле (ныне они используются для корриды), в Эль-Джеме в Тунисе и др.
Отбор и подготовка гладиаторовПравить
Gladiator fight (Collegium Gladiatorium)
Хотя официально гладиаторов в Риме презирали, удачливого гладиатора ждало немалое вознаграждение: он становился народным любимцем; кроме того, его ожидало богатство в виде ценных призов и денежных подарков. Редкий боец, которому удавалось уцелеть в проведенных поединках, мог получить от императора заветный деревянный меч (rudis), означавший почетную отставку. Порой в гладиаторы записывались и свободнорожденные, мечтавшие о славе бойца-чемпиона. Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры, один из них, полубезумный Коммод, даже выходил на арену. Но все же по большей части это были рабы, преступники и пленные, которых записывали в гладиаторы против их воли. Школы гладиаторов принадлежали государству или частным лицам. Главный управляющий такого заведения назывался "ланиста". В распоряжении ланисты находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда. При выборе местоположения школы принимался во внимание климат, бойцы соблюдали диету, подготовка и распорядок отличались суровостью. В сохранившейся лучше всех прочих гладиаторской школе в Помпеях были обнаружены несколько захороненных скелетов в кандалах, а в помещении для стражи найдены колодки и оковы.
Так же, когда новый раб входил на арену, его ждал нелегкий "испытательный срок". Раба ждали суровые тренировки и обучение фехтованию. Не все доживали до присяги гладиатора, которая состоялось через определенное время. Рабы показывали, чему они научились в бою. Обычно дрались на смерть. Воины одержавшие ничью или победу - "проходили", и давали присягу ланисте и людусу, тем самым, официально становясь гладиатором.
Кадр из фильма Гладиатор.
О том, что состоятся поединки гладиаторов, публику извещали за несколько дней. В сообщениях указывалось имя устроителя, число пар гладиаторов и их вооружение. Иногда сообщалось, что для защиты от солнца над ареной будет натянут навес или же что для охлаждения воздуха будет разбрызгиваться вода. Бой начинался с показательного поединка тупыми мечами, чтобы гладиаторы могли разогреться. Труба подавала сигнал к настоящему сражению, как правило, со смертельным исходом. Более двух гладиаторов одновременно выставляли нечасто. Зрители предпочитали поединки. В большинстве случаев бойцы сражались в одинаковом вооружении, но не меньшей популярностью пользовались поединки ретиария с тяжеловооруженным соперником. Гладиатора, из трусости уклонявшегося от боя, выгоняли на арену бичами и раскаленным железом. Обычно сражение завершалось нанесением смертельного удара, но раненный гладиатор мог просить о пощаде, поднимая палец вверх. В таком случае устроитель обращался к зрителям, которые голосовали за смерть бойца, делая некий жест большим пальцем (pollice verso, обычно переводят как "обращая большой палец вниз"), либо, ценя отвагу побежденного, соглашались пощадить его (вероятно, в этом случае они махали платками). Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены. В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа "голосовала" при помощи жестов, которые со временем менялись. Хотя распространено мнение, что "поднятый палец" означал "Жизнь", а опущенный — "Смерть" (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал "смерть", символизируя движением добивающий меч, а "Жизнь" обозначал просто спрятанный большой палец в кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Так же многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял в бок и согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал куда нужно наносить удар.Классификация гладиаторовПравить
Gladiators fight & Arenas
- Андабаты — были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.
- Арбеласы — см. скиссоры.
- Бестиарии — вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
- Бустуарии — гладиаторы, сражавшиеся в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
- Велиты — пешие гладиаторы, вооружённые 3 дротиками с привязанным к нему шнуром для метания, маленьким щитом и кинжалом. Названы в честь подразделений раннереспубликанской армии.
- Венаторы — специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату. Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
- Димахеры — использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
- Галлы — были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
- Гопломахи — были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и большим легионерским щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Помпеи). Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало "неполиткорректно" использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
- Лаквеарии — могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо вместо сети.
- Мурмиллоны — носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского "murmillos" — "морская рыба"), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и средних размеров овальным щитом. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.
- Ноксии — престурники, сражающиеся между собой. Иногда им давали оружие, иногда завязывали глаза и заставали драться вслепую. В таких случаях случайному зрителю, или же судье, разрешалось голосом указывать, куда нужно идти и что делать преступнику. Остальная публика же своими воплями перкрикивала судей, и часто Нокси ничего не слышали.
- Прегенарии — выступали в начале соревнований, чтобы "разогреть" толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов.
- Провокаторы —их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
- Ретиарии — появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли ("retiarius tunicatus"), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.
- Рудиарии — гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
- Сагиттарии — конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
- Самниты — древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
- Секуторы — этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
- Скиссоры — гладиаторы, вооруженные коротким мечом (гладиус) и режущим оружием, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, одевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать еще и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми.
- Тертиарии — в некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
- Фракийцы — экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами.
- Эквиты — в ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
- Эсседарии — возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
- Цестус — древние "боксеры"-гладиаторы, использующие в бою только цестус — древний аналог кастета. Иногда цестус усиливался железными шипами.
Арены для гладиаторских боевПравить
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Находиться в Риме, и считался главной ареной для гладиаторских боев.
Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине амфитеатр после Колизея;
Арена ди Верона — ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны.
Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.
Амфитеатр в Помпеях — древнейший известный амфитеатр.
Известные гладиаторыПравить
Интересные фактыПравить
- В ранний период империи чаще всего проводились поединки мурмиллона с фракийцем, со второго века более популярными стали бои секутора и ретиария.
- У ацтеков проводились бои, в которых предназначенный в жертву отбивался при помощи мнимого оружия от четырёх вооружённых настоящим оружием воинов, которые вели бой, будто предназначенный в жертву действительно вооружён.
- Гладиаторы Древнего Рима были преимущественно вегетарианцами.
ru.warriors.wikia.com
Рыцарское облачение, маски гладиаторов, военные шлемы и тому подобное всех времен и народов | Fresher
Изящные, удивительные и поразительные средства защиты головы воина от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием, позднее – огнестрельным. Разнообразие и искусство выполнения, материалы и виды не поддаются описанию. Представляем некоторые великолепные экземпляры из области защитного обмундирования старины..
Франция. Garde du Corps du Roi, 1814
Гард-дю-корпус шлем, Королевство Саксония, 1910 г.
Осьминог Кабуто. Период Эдо.Япония
Гард-дю-корпус шлем солдата, Германия 1900 г.
Шлем Durgonet, 1550
Шлем Durgonet, 1545-1550
Викторианский шлем офицера «Альберт», 1847
Шлем Императорского русского офицера , Его Величества лейб-гвардии Конного полка 1860.
Кулах-худ, Персия
Filippo Negroli (1510– 1579) и Francesco Negroli – Милан, Италия. Негроли являются самыми успешными и известными мастерами средневековой Европы.
Россия. Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу и Шишак князя Федора Мстиславского, 16 век.
Османские шлемы, тип Чичак, конец 17-го века из стали, меди, кожи, бархата и шелка и Османский шлем 1560 года
Шлем в виде морской раковины, Япония, 1618
Рим, 1547
Франция, 1550 и 1620-е годы
Япония. 1825-1875
Древний Рим и Шлем армии Македонского
Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.
Филиппо Негроли шлем, Доспех Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбино, 1532-35
Кольман Helmschmid, шлем (бургиньот) императора Карла V, 1530,
Филиппо Негроли. Шлем сделан для императора Карла V. Милан, 1533
Шлем Маратхской империи и шлем, Османский период, середина 16-го века
Римский бронзовый шлем гладиатора с изображением героя Геракла на фронте и поверженного льва
6-й драгунский полк Британии, 1689 и Венецианский шлем 1470 годов.
Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!
• Рубрика: история
www.fresher.ru