Содержание
Доспехи и Оружие Древней Руси (28 фото) » Невседома
Этим оружием русские воины владели хорошо и под командой храбрых военачальников не раз одерживали победы над противником.
За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей — Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились. В этой многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств. Император Маврикий, например, рекомендовал византийской армии широко пользоваться методами ведения войны, применяемыми славянами…
Кистень — это короткий ременный кнут с подвешенным на конце железным шаром. Иногда к шару приделывали еще шипы. Кистенем наносили страшные удары. При минимальном усилии эффект был ошеломляющий. Кстати, слово «ошеломить» раньше означало «сильно стукнуть по вражьей черепушке»
Головка шестопера состояла из металлических пластин — «перьев» (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XV—XVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время серьезным оружием.
И булава, и шестопер свое происхождение ведут от палицы — массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями, — которая также долгое время была на вооружении русских воинов.
Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же — топорками, то есть короткими топорами. И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка — обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.
ольшой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие — железко — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко использовались в стрелецком войске.
Позднее в русском войске появились алебарды — видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.
Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.
Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом «на копьях» с трех сторон опрокинули монгольское войско и разгромили его. Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.
Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага,в места не защищенные доспехами. Двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.
Копье состояло из древка и лезвия со специальной втулкой, которая насаживалась на древко. В Древней Руси древки называли оскепище(охотничье) или ратовище(боевое). Делали их из дуба, березы или клена, иногда с применением металла. Лезвие (наконечник копья) называлось пером, а его втулка называлась вток. Оно чаще было цельностальное, однако применялись и технологии сварки из железных и стальных полос, а также цельножелезные.
Рогатины имели наконечник в виде лаврового листа шириной 5—6,5 сантиметра и длиной до 60 сантиметров. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывалось по два-три металлических сучка.
Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.
В Новгородской первой летописи записано, как разбитое войско «…побегоша на лес, пометавше оружие, и щиты, и совни, и все от себе».
Сулицей называлось метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 метра. Наконечники сулиц черешковые и втульчатые.
Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Даже слова «щит» и «защита» — однокоренные. Щиты использовались с древнейших времён и вплоть до распространения огнестрельного оружия. Вначале именно щиты служили единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах найдены в византийских рукописях VI в.
По определению выродившихся римлян: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».
Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры — окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом «с головой».
Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно.
В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела «изгрызенной».
Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у «воинов в медвежьих шкурах» нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.
Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом. По реконструкциям археологов, щиты VIII — X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.
Древнерусский круглый щит имеет скандинавское происхождение. Это позволяет использовать для реконструкции древнерусского щита материалы скандинавских могильников, например, шведского могильника Бирка. Только там найдены остатки 68 щитов. Они имели круглую форму и диаметр до 95 см. В трех образцах было возможным определение породы дерева поля щита – это клен, пихта и тис.
Также установили породу и для некоторых деревянных рукоятей – это можжевельник, ольха, тополь. В некоторых случаях были найдены металлические рукояти из железа с бронзовыми накладками. Подобная накладка была найдена и на нашей территории — в Старой Ладоге, сейчас она хранится в частной коллекции. Также, среди останков как древнерусских, так и скандинавских щитов, были найдены кольца и скобы для ременного крепления щита на плече.
Шлемы (или шеломы) являются видом боевого наголовья. На Руси первые шлемы появились в IX – X вв. В это время они получили свое распространение в Передней Азии и в Киевской Руси, однако в Западной Европе являлись редкостью. Появившиеся позднее в Западной Европе шлемы были более низкими и скроенными по голове в отличие от конических шлемов древнерусских воинов. Кстати, коническая форма давала большие преимущества, так как высокий конический кончик не давал нанести прямого удара, что важно в районах конно-сабельного боя.
Шлем «норманнскког типа»
Шлемы, найденные в захоронениях IX – X вв. имеют несколько типов. Так один из шлемов из Гнездовских курганов (Смоленщина) был полусферической формы, стянутый по бокам и по гребню (ото лба к затылку) железными полосками. Другой шлем из тех же захоронений имел типично азиатскую форму – из четырех склепанных треугольных частей. Швы прикрывались железными полосами. Присутствовали навершие и нижний обод.
Коническая форма шлема пришла к нам из Азии и называется «норманнским типом». Но вскоре она была вытеснена «черниговским типом». Он отличается большей шаровидностью – имеет сфероконическую форму. Сверху присутствуют навершия с втулками для плюмажей. Посередине они укреплены накладками с шипами.
Шлем «черниговского типа»
По древнерусским понятиям, собственно боевое одеяние, без шлема, и называлось доспехами; позднее этим словом стало называться все защитное снаряжение воина. Кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась на протяжении X—XVII веков.
Кроме кольчуг на Руси была принята, но до XIII века не преобладала защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые — с XI по XVII век. Последний вид доспехов отличался особой эластичностью. В XIII веке распространяется ряд таких усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные бляхи (Зерцало), наручни.
Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались зерцалами. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин — передней, задней и двух боковых. Пластины, вес которых редко превышал 2 килограмма, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).
Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда и название доспехов), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер.
В XVI веке на Руси получают широкое распространение кольчатый панцирь и нагрудные доспехи из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи. Такие доспехи называли бахтерец. Собирался бахтерец из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с коротких боковых сторон. Боковые и плечевые разрезы соединялись с помощью ремней и пряжек. К бахтерцу наращивали кольчужный подол, а иногда — ворот и рукава.
Средний вес таких доспехов достигал 10—12 килограммов. В это же время щит, утратив свое боевое значение, становится парадно-церемониальным предметом. Это относилось и к тарчу — щиту, навершие которого представляло собой металлическую руку с клинком. Такой щит применялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко.
Бахтерец и щит-тарч с металлической «рукой»
В IX—X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками. После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями. В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси.
В XI—XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком — яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.
Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные.
Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.
В конце XII — начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком.
Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника. Вместо прямого меча с появилась сабля — изогнутый меч. Сабля очень удобна для боевой рубки. В искусных руках сабля страшное оружие.
Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, булавы, кистени, шес-топеры, шлемы, панцири, круглые щиты в течение 200 лет практически без существенных изменений были на вооружении, и даже с появлением огнестрельного оружия.
С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляются массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитного вооружения свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем. Утяжеление снаряжения не было значительным, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.
Численность войска Древнерусского государства достигала значительной цифры. По данным летописца Льва Диакона, в походе Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию Святослав имел 60 тысяч человек. В качестве командного состава рати руссов источники называют воевод и тысяцких. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.
Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии тысяцкого назначал князь. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.
В X веке впервые применяется термин «полк» как название отдельно действующего войска. В «Повести временных лет» за 1093 год полками называются войсковые отряды, приведенные на поле сражения отдельными князьями.
Численный состав полка не был определен, или, говоря иначе, полк не являлся определенной единицей организационного деления, хотя в сражении, при расстановке войск в боевой порядок, деление войск на полки имело значение.
Постепенно вырабатывалась система взысканий и поощрений. По более поздним данным, за военные отличия и заслуги выдавались золотые гривны (шейные обручи).
Золотая гривна и золотые пластины-оббивки деревянной чаши с изображением рыбы
Малоизвестные факты о военных традициях Киевской Руси
В эпоху укрепления древнерусского государства велись не только наступательные, но и оборонительные войны. Битвы, осады и штурмы – всё это было на счету князей и преданных дружин. Военное мастерство оттачивалось веками, а кровопролитные схватки заставляли воевод развивать средства защиты. Облик воина Руси эволюционировал в тесной связи с развитием экономической базой о освоением технологий. Примитивные сегодня защитные инструменты когда-то были венцом ремесленного искусства.
Славянские разведчики и пехотинцы
Помимо оружейного оснащения славянский воин уделял внимание защите. /Фото: ds04.infourok.ru
Археологические раскопки позволяют утверждать, что защитное вооружение и военная стратегия использовались даже древними людьми. Достаточно информативны в этом плане и византийские летописцы, ведь Русь являлась частым противником для ромеев. Византийская империя тщательно фиксировала свои сражения. Конечно, подобные тексты могут характеризоваться субъективностью, но общие черты дают представление о ситуации. Так, Прокопий Кесарийский в своих записях замечал, что военная стратегия славян 6-7 веков склонялась к «партизанской», диверсионной войне.
Жилье славянские воины возводили в удаленных, неприступных местах, окруженных лесами, реками и болотами. Внезапные удары наносились из засады, в атаках применялись всяческие военные хитрости. Славяне отлично плавали, умело форсируя водоемы. Разведчики укрывались под водой, дыша при помощи полого тростника. Вооружаясь метательными копьями и луками, защищались славяне щитами в виде простейших деревянных полотен. Первые доспехи изготавливались из кожи, костяных пластинок.
При Святославе в 10 веке армия опиралась на пехоту, в пешем строю сражался и сам князь. В тот период русы бились «стеной», строй которой по фронту растягивался до 300 м, достигая в глубину 10-12 шеренг. Наиболее тщательно защищался первый ряд, принимавший на себя основной удар. Авангард составляли тяжеловооруженные воины в кольчугах и пластинчатых доспехах. Дополнительно они прикрывались щитами, нанося удары копьями и мечами.
Полный защитный комплект тогда был дорогостоящим и редким. Массово металлическая амуниция стала использоваться позже, с развитием ремесленного промысла. Долгое время защитное вооружение было доступно лишь воинской элите – князьям, боярам и дружинникам высокопоставленных особ. Ополченцы довольствовались деревянными щитами.
В последующие века сложившийся комплекс боевых средств совершенствовался. На полях сражений появлялись полки, подчиненные боевому порядку по единым тактическим правилам. Усиливающееся давление на Русь кочевников выдвинуло на первый план конницу, что подразумевало новые подходы к вооружению.
Откуда на Руси появились богатыри
Кузнецы слыли истинными богатырями. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Древняя Русь известна плеядой богатырей. Летописцы обрисовывали этих воинов могучими, высокорослыми мужчинами крепкого телосложения. Кольчуга в десяток килограммов, увесистый щит, поножи, массивный меч – воин шел в бой, в среднем, с 30 кг дополнительного веса. Древние битвы нередко продолжались сутками, так что несложно предположить, что защитник Руси должен был обладать огромной силой и выносливостью.
Мальчиков с первых лет жизни приучали к серьезным физическим нагрузкам, а в подростковом возрасте они уже входили в дружины. Юноши тренировались днями напролет, чистили оружие, учились орудовать мечами при полном облачении, плавали в кольчугах. Даже рядовые детские забавы той эпохи сводились к боеподобным подвижным играм: стенка на стенку, масленичные состязания на меткость и ловкость, кулачные бои. На традиционных ярмарках мужчины развлекались сгибанием пальцами монет, скручиванием чугунных прутьев в узел. Мастера кузнечного дела поколениями выделялись из общей массы сильными руками.
Первая серьезная боевая одежда
Кольчуга с пластинами. /Фото: 1.bp.blogspot.com
В летописном сказе о приходе в 968 году печенегов на Русскую землю сообщалось, что в числе русских даров были доспехи. После Великой Отечественной в Новгороде были найдены датированные 11 веком стальные пластинки, признанные фрагментами пластинчатой нательной защиты. Позже подобные находки сделаны и на территориях других древнерусских городов. С 9 века в защитном славянском снаряжении преобладала кольчуга. Изготовление этого доспеха было очень трудоемким процессом. Из металлической проволоки скручивалось до 50 тыс. колец, из которых по сложной схеме сплеталось готовое изделие. Плетеная броня эволюционировала, пройдя путь от простых круглых колец к плоским, от сварных к клепаным. Лингвисты отмечают, что словом панцирь (пансырь) назывался поздний русский кольчужный доспех.
Воины в доспехах. /Фото: i.pinimg.com
Для максимальной эффективности защиты использовались крайне мелкие кольца диаметром до 10 мм. Готовая кольчужная рубашка надевалась через голову. Вес такой защиты мог достигать 11 килограммов. Кольчуга не сковывала движения воинов и использовалась вместе с поддоспешником, смягчающим удар. Защитные качества отражали режущие удары, спасали от скользящих попаданий, но направленным рубящим и колющим ударам рубашка противостояла слабо. Эти недостатки частично решал более поздний усовершенствованный доспех – кольчато-пластинчатая кольчуга. Эта защита представляла собой комбинацию кольчуги с цельными металлическими пластинами. Пластины связывались между собой кожаными ремешками, продетыми через отверстия в краях пластин. Металлические чешуйки заходили одна за другую, и в области наложения защита оказывалась двойной. Благодаря изогнутой форме пластины лучше отводили или смягчали удары.
Щит и шлем Древней Руси
Шлем с личиной повышенной степени защиты. /Фото: 1.bp.blogspot.com
Престижным вооружением Древней Руси был щит. Солнце у славян-язычников (Даждьбог Сварожич) изображалось в виде огненно-золотого щита. Еще Вещий Олег оставил на воротах Царьграда в знак покровительства свой щит. На щите русы клялись, щитами скреплялись договоры. На человека, укравшего щит, испортившего его, накладывался значительный штраф. Потерянный в бою щит символизировал поражение.
С XII века постепенно утяжелялось вооружение пехоты и всадников. Появился усиленный шлем с полумаской и дополнительной круговой сетчатой защитой, полностью закрывавший лицо. Усилению защитной одежды способствовал зародившийся в XII веке таранный удар копьем. В то же время распространились и другие детали, усиливающие защиту тела: поножи, нагрудные бляхи, наколенники, наручи.
Но одно дело оружие, и совсем другое — хитрость. Для победы иногда она важнее. Так было в битве египтян с персами, где последние кидали во врагов кошек, и выиграли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие – Smarthistory
Богородица Владимирская, XII век с последующей перекраской, темпера на дереве (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Одним из самых любимых произведений искусства в России является темпера на дереве икона известная как Богородица Владимирская, или Владимирская . Он представляет собой общую композицию, известную как Богородица eleousa («сострадательная»), которая изображает Марию и Иисуса в нежных объятиях, их лица прижаты друг к другу. Богородица смотрит на нас, привлекая наше внимание, но ее руки, кажется, указывают на ее сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть из мертвых как спаситель человечества. На протяжении веков этой иконе приписывалось много чудес, и в результате многочисленные меценаты и художники стремились изготовить с нее копии.
Местонахождение иконы Владимирской Богородицы (основная карта © Google)
Но, несмотря на непреходящее религиозное и культурное значение иконы Владимирской Богородицы в России, икона нерусского происхождения. Вероятно, она была написана в XII веке в Константинополе (Стамбуле), столице Восточно-Римской «Византийской» империи, и привезена в Киев, столицу Киевской Руси, в качестве дипломатического подарка около 1131 года. Позже икона была передана в город Владимир (отсюда и его название) и, в конце концов, в столицу России Москву, где она и остается до сих пор.
Путешествие Владимирской Богородицы из Константинополя в Киев и, в конечном счете, в Москву является частью более широкой истории обращения Киевской Руси в православие Византийской империи в десятом веке и последующего подъема Москвы как новой центр власти в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Хотя ни Византийская империя, ни Киевская Русь сегодня не сохранились, произведения искусства и архитектуры, такие как Владимирская Богородица, могут помочь нам понять отношения между этими средневековыми государствами, а также их оспариваемое наследие в современном мире.
Византийская империя и Киевская Русь
Киевская Русь возникла как мощная конфедерация городов-государств во второй половине девятого века в Восточной Европе, где реки помогли соединить Балтийское море с Черным морем и облегчили торговлю с Константинополь, богатая столица Византийской империи. Столицей Киевской Руси был Киев на Днепре, который сегодня является столицей Украины. Название «Киевская Русь» относится как к государству, так и к его народу.
Карта Византийской империи и Киевской Руси (лежащая в основе карта © Google)
Современный памятник князю Владимиру I с видом на Днепр в Киеве, Украина (фото: Библиотека Конгресса)
Киевская Русь когда-то была торговой партнер, а иногда и враг Византийской империи. Но в 987 году киевский князь Владимир I, правитель Киевской Руси, заключил союз с византийским императором Василием II, перешел из язычества в христианство и женился на сестре Василия II Анне в 987 г.88. Исторические тексты описывают последующее обращение бывших языческих подданных Владимира путем массового крещения в Днепре в Киеве. С обращением византийцев в православие Киевская Русь теперь начала присваивать и адаптировать византийское искусство и архитектуру для себя.
ул. Софийская, гр. 1037 (с последующими дополнениями), г. Киев (фото: Даниил Крафт, CC BY-SA 3.0)
Св. София, г. Киев
План Св. Софии, г. Киев, гр. 1037 (Эван Фриман, перерисовано по мотивам Джона Лаудена, CC BY-NC-SA 2.0)
Желая подражать византийской столице Константинополю и его собору Святой Софии (посвященному Христу как «Святой Премудрости»), сын Владимира Ярослав расширил Киев и построил великолепный новый храм, который будет выполнять функции главного собора города, который он также посвятил Святая София («Святая Премудрость») в подражание константинопольскому собору Святой Софии. Святая София в Киеве иллюстрирует, как Киевская Русь присвоила искусство и архитектуру Византийской империи, а также сделала их своими.
Построен c. 1037 г., киевская Святая София, вероятно, была продуктом сотрудничества византийских и местных мастеров. Ядро собора Святой Софии представляет собой типичную средневизантийскую крестово-купольную церковь с дополнительными проходами и галереями для размещения большой соборной общины, хотя все еще не дотягивает до поразительного масштаба собора Святой Софии в Константинополе. Киевская Святая София, вероятно, была закончена в 1040-х годах, и даже ее первый епископ, Феопемпт, был родом из Константинополя. Святая София в Киеве стоит и сегодня, хотя и с более поздними реставрациями и дополнениями.
В интерьере собора Святой Софии представлены мозаики и фрески — отличительные черты византийского церковного убранства, хотя первые сохранились лучше, чем вторые. И хотя богослужения в Киевской Руси совершались на церковнославянском языке, письменная форма которого впервые была разработана византийскими миссионерами в IX веке, мозаики Софии Киевской написаны на греческом, языке Византии.
Купольная мозаика, Софийская, г. Киев, г. Киев, ул. 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)
Христос Пантократор
Интерьер киевской Софии Киевской, вероятно, показался бы византийцам очень знакомым. Как и в современных византийских храмах, таких как монастырь Дафни, над храмом с центрального купола правит бородатый Христос Пантократор («вседержитель»). Христа окружают ангелы с большими крыльями в царских одеждах. Апостолы заполняют промежутки между окнами в барабане, поддерживающем купол, а четыре евангелиста (авторы Евангелий) появляются в подвесках чуть ниже окон.
Благовещенская мозаика, Софийская, г. Киев, гр. 1037 (фото © архимандрита Серафима)
Благовещение
Мозаики в беме, где расположен алтарь, также отражают современные византийские храмы и указывают на функцию этой части храма как места совершения Евхаристии. Гавриил и Богородица совершают Благовещение по обе стороны от бемы. Ангел возвещает Деве, что она родит Иисуса, предлагая параллель между воплощением Христа (ставшим плотью и кровью) через Деву и евхаристическим хлебом и вином, которые, как считается, стали телом и кровью Христа на алтаре внизу.
Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)
Богородица оранская
Возвышающаяся Богородица оранская (около 5,5 метров в высоту) возвышается на золотом фоне апсиды. Она стоит на золотой платформе и воздевает руки в молитве под крупными греческими буквами, которые идентифицируют ее как «Богородицу». Эта мозаика перекликается с аналогичными изображениями Богородицы, установленными в церквях и дворце в Константинополе после иконоборчества, которые ассоциировались с имперской властью и властью. Большая надпись обрамляет Богородицу в Киеве словами Псалма 45:6, в которых говорится о богохранимом городе: «Бог посреди его; она не будет поколеблена; Утром Бог поможет». [1]
Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)
Причастие апостолов
Ниже Богородицы Христос председательствует на совершении Евхаристии в сцене, известной как «Причастие апостолов», которая стала обычным явлением в византийской церквей в то время, и которые были параллельны празднованию Евхаристии, разворачивающейся у алтаря внизу. Хотя это изображение напоминает Тайную вечерю, оно анахронично изображает Христа, председательствующего на Божественной литургии, подобно византийскому священнику, со всеми атрибутами современного церковного алтаря. Этот образ, должно быть, помог связать опыт современных верующих с этими святыми фигурами Христа и его апостолов из прошлого: когда верующие приближались к алтарю, чтобы принять Евхаристию, они отражали апостолов, которые аналогичным образом приближались ко Христу на мозаике выше.
Возможно, современных зрителей удивит тот факт, что на этом изображении Христос появляется дважды. Художники использовали обычный средневековый визуальный прием, известный как непрерывное повествование, в попытке изобразить два момента в одной сцене: слева Христос предлагает евхаристический хлеб шести апостолам; справа он предлагает евхаристическое вино еще шести апостолам.
Богородица с младенцем в окружении императоров Константина и Юстиниана, юго-западная мозаика вестибюля, начало X века, собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)
Фрески
Фреска с изображением императорской ложи на ипподроме в Константинополе, XI век, Св. София, Киев
Сильно поврежденные фрески, украшающие галереи и башенки Св. Софии — привилегированные места, зарезервированные для князя — когда-то выставленные портреты Ярлослава, его жены Ирины и их детей. Ярослав, ныне утерянный, когда-то был показан предлагающим модель собора Святой Софии Христу, подобно тому, как византийские императоры Константин и Юстиниан предлагают модели Константинополя и Святой Софии Богородице с Младенцем на мозаике десятого века в соборе Святой Софии в Константинополе. . На юго-западной башне также были изображены гонки колесниц на ипподроме Константинополя, что еще больше связывало киевский собор и князя с восточно-римской столицей и империей.
Икона с Новгородско-Суздальской битвой (Чудо от иконы Божией Матери Знамение), гр. 1475 (Новгородский объединенный музей-заповедник, Новгород, Россия) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)
Фрагмент Киевской Руси
Икона Богородицы Оранс (Богоматерь Знамения), которая связанный с новгородско-суздальской битвой 1170 года, экспонируется в Софийском соборе Новгорода (фото: Дар Ветер, CC BY-SA 3.0)
К середине XII века Киев утратил контроль над своими обширными территориями , а Киевская Русь распалась на несколько более мелких государств, которые иногда воевали между собой. На этой иконе XV века из Новгорода изображено сражение 1170 года, когда суздальские войска осадили Новгород (местоположение см. на карте). Главным сюжетом этой иконы является сама другая икона — в данном случае чудотворная икона Богородицы Ораны и Младенца Христа, до сих пор хранящаяся в новгородском Софийском соборе, — которая, по преданию, сыграла решающую роль в битве между Новгород и Суздаль. Этот эпизод иллюстрирует то значение, которое святые образы или иконы Византийской империи сыграли в культуре Киевской Руси, а затем и России.
Процесс новгородцев с иконой Богородицы с Младенцем (фрагмент), икона с Новгородско-Суздальской битвой (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2. 0)
Икона разделена на три регистра, в которых повествование о битве разворачивается сверху вниз. Вверху изображены новгородцы, идущие с иконой Оранса Богородицы и Младенца Христа — практика, унаследованная от византийцев, — в укрепленный центр своего города. Повествование разворачивается справа налево. Справа священнослужители извлекают святыню из храма Спаса на Ильинской улице в восточной части города. Духовенство проходит через середину сцены и попадает в укрепленный центр города, где находится новгородский Софийский собор.
Суздальское войско нападает на Новгород и поражает стрелой икону Божией Матери с Младенцем (фрагмент), икону с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)
Новгородцы проставлены икону Богородицы с Младенцем к стенам своего города как защиту от суздальского войска. В среднем регистре суздальская армия атакует справа. Одна из их стрел поражает икону Богородицы с младенцем на стене Новгорода, видную в левом верхнем углу. По преданию, это побудило икону Богородицы повернуться внутрь, к городу Новгороду, и заплакать. Затем сверхъестественная тьма накрыла атакующее войско Суздаля, и в результате нападавшие стали атаковать друг друга.
Новгородское войско побеждает суздальское войско с помощью святых (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2.0)
В нижнем регистре новгородские воины (слева) с помощью святых победно контратакуют суздальское войско (справа). Архангел Михаил, предводитель небесных армий, взмахивает мечом и падает в центр сцены. Дополнительные святые воины в нимбах скачут с новгородскими воинами на конях.
Эта икона и ее сюжет иллюстрируют важную роль, которую византийские иконы стали играть в Киевской Руси и на Руси. В частности, битва между Новгородом и Суздалем иллюстрирует силу, приписываемую Богородице и ее чудотворным иконам, и аналогична аналогичным рассказам из византийской столицы Константинополя. В то же время эта икона с новгородско-суздальской битвой иллюстрирует, как новгородцы приспособили искусство Византии для рассказа собственной истории, в данном случае местного чуда обороны своего города.
Возвышение Москвы, «Третьего Рима»
В середине тринадцатого века Киев и многие его бывшие территории пали перед монгольскими захватчиками, положив конец Киевской Руси. Но после двух веков монгольского владычества в регионе город Москва превратился в новый центр силы. Москва была поздним среди древних городов Киевской Руси, возникших в двенадцатом веке и обретших богатство и власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Великий князь Московский Иван III «Великий» добился независимости от монголов около 1480 года и сделал Москву центром того, что теперь стало называться «Россией».
Но по мере подъема Москвы Византийская империя пала. Константинополь (сегодня Стамбул) пал перед османами в 1453 году, положив конец долгой истории Восточной Римской империи, которая началась, когда император Константин в 330 году посвятил столицу Константинополь, которую он также называл «Новым Римом». В последующие годы Москва все чаще считала себя преемницей Византии и даже стала называть себя «Третьим Римом». [2] В 1472 году Иван III женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора, что символически закрепило продолжение Византии в России.
Рублева
Троица
Помимо Владимирской Богородицы, к этому периоду подъема Москвы относится одно из самых известных произведений русского искусства — икона Святой Троицы, приписываемая Андрею Рублеву. Рублев был влиятельным русским художником, который, вероятно, жил с 1360-х годов примерно до 1430 года. Тексты описывают, как он рисовал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с византийским художником Феофаном Греком, хотя эти картины больше не сохранились. Рублев, вероятно, написал свою икону 9-го века.0005 Троица для Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, важного подмосковного монастыря, где он был частью церковного иконостаса (барьер, отделяющий святилище от остальной части храма).
Андрей Рублев, Троицкий, гр. 1410 или 1425–27, дерево, темпера, 142 × 114 см (ТГГ, Москва)
Гармоничные цвета и ритмические очертания симметричной композиции изображают трех ангелов, которые посетили и угостили библейского патриарха Авраама и его жену Сарру. в Бытие 18 еврейской Библии или «Ветхого Завета». Христианские богословы долгое время интерпретировали это посещение трех ангелов как образ Святой Троицы. Византийские изображения этого события, как видно, например, на мозаике шестого века в Сан-Витале, обычно включают Авраама и Сарру, которые играют центральную роль в библейском эпизоде. Но Рублев убрал Авраама и Сарру со своей иконы, позволив зрителю сосредоточиться на упрощенной композиции трех ангелов, сидящих вокруг престола, похожего на алтарь. Новаторская икона Рублева отражает новый вклад России в унаследованную ею византийскую художественную традицию.
Мозаика «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Исаака», Сан-Витале, освященная 547, Равенна, Италия на приведенных выше картах). Следовательно, наследие Византии и Киевской Руси часто оспаривается этими современными государствами-правопреемниками, как показывают следующие два конкурирующих памятника.
Открытие памятника князю Владимиру I, Москва, Россия, 4 ноября 2016 г. (фото: mos.ru, CC BY-SA 4.0)
Открытие в 2016 году в Москве статуи киевского князя Владимира I, жившего в X веке, вызвало международный ужас. Расположенная в тени Кремля — центра правительства России — статуя князя Владимира возвышается над Москвой почти на шестьдесят футов в высоту. Владимир держит в правой руке монументальный крест, а в левой сжимает большой меч.
Многим грозная новая статуя князя Владимира в Москве кажется слегка завуалированной отсылкой к очень похожей статуе князя Владимира девятнадцатого века, которая стоит на берегу Днепра в Киеве, Украина, на месте крещения киевлян. Русь в христианство византийцев в Х веке. Время установки Москвой новой статуи князя Владимира в 2016 году также имело важное значение: оно совпало с недавней аннексией Крыма Россией и продолжающимся вооруженным конфликтом с Украиной.
Памятник князю Владимиру I, 1853 г., Киев, Украина (фото: Библиотека Конгресса)
Установив новую статую князя Владимира в своей столице, Россия как бы претендовала на историческое наследие и, возможно, даже на бывшие территории Киевская Русь, хотя некоторые из этих территорий являются частью других государств, таких как Украина.
В то время как Богородица Владимирская, Святая София в Киеве и другие произведения искусства и архитектуры рассказывают историю обращения Киевской Руси в христианство Византийской империи и последующего возвышения Москвы как нового центра власти , эти более поздние памятники говорят о непреходящем, хотя и оспариваемом, наследии Византии и Киевской Руси в нашем современном мире.
Примечания:
[1] Бисера Пенцева, Иконы и сила: Богородица в Византии (Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2006), 76.
[2] Преподобный Филофей (или Филофей) Псковский впервые назвал Москву «третьим Римом» в письме 1510 года.
Дополнительные ресурсы
Бесплатный электронный справочник Smarthistory по византийскому искусству
TED-Ed, Откуда взялась Россия? – Алекс Гендлер
Елена Бек, «Имитация ипподрома: представление силы в киевском соборе Святой Софии», The Art Bulletin 91. 3 (сентябрь 2009 г.): 283-301
Хелен К. Эванс, изд., Византия: вера и Power (1261–1557) (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2004)
Саймон Франклин, «Русь», в The Oxford Dictionary of Byzantium , vol. 3, изд. Александр П. Каждан и др. (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991), 1818–1820
Мартин Гилберт, Атлас русской истории Рутледжа , четвертое издание (Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2013)
Лиз Джеймс, Мозаики в средневековом мире: от поздней античности до пятнадцатого века (Кембридж: Кембриджский университет) Press, 2017)
Нил Макфаркуар, «Новый Владимир с видом на Москву», The New York Times , 4 ноября 2016
Нил Макфаркуар, «Еще одна огромная статуя в России? Не редкий, а вызывающий огромные разногласия», The New York Times , 28 мая 2015 г.
Джанет Мартин, Средневековая Россия , 980–1584, второе издание (Кембридж: Cambridge University Press, 2007)
Оленька З. Певный, «Киевская Русь», в Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи 843–1261 гг. Н.э. , изд. Хелен К. Эванс и Уильям Д. Уиксом (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 1997), стр. 280–287
Кристиан Раффенспергер, «Русь: краткий обзор», Картографирование Восточной Европы
Алиса Изабелла Салливан, «Ключевой памятник средневековой Руси: Собор Святой Софии в Киеве»
Цитируйте эту страницу как: Д-р Эван Фриман, «Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие», в Smarthistory , 10 мая 2021 г., режим доступа 25 декабря 2022 г., https://smarthistory.org/byzantium-kievan-rus/.
17 шлемов самых диких всадников-скелетов в Пекине 2022
Значок шевронаОбозначает расширяемый раздел или меню, а иногда и предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА
Спорт
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.
Скачать приложение
Николас Тиммингс из Австралии участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
- Скелетон — один из самых диких видов спорта на зимних Олимпийских играх, в котором спортсмены летят головой вниз по льдине.
- Спортсмены-скелеты носят шлемы с потрясающим дизайном, благодаря чему во время гонок получаются потрясающие изображения.
- Ознакомьтесь с 17 лучшими шлемами-скелетонами Зимних Олимпийских игр 2022 года ниже.
Кристофер Гротер из Германии носил ярко-оранжевый шлем с гербом своей страны в центре белого цвета.
Кристофер Гротер из Германии участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Павел Головкин
Когда белоголовый орлан мчится прямо по льду, невозможно не заметить американку Кэти Улендер.
Кэти Улендер из США участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Шлем австрийки Джанин Флок настолько светоотражающий, что служит зеркалом, создавая потрясающий эффект для зрителей дома.
Джанин Флок из Австрии участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Николь Сильвейра из Бразилии украсила свой шлем изображением арара, «красочной птицы из моей страны, которая также символизирует удачу и навевает воспоминания о Карнавале», как она объяснила в Instagram.
Николь Сильвейра из Бразилии участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Источник: Instagram
Келли Делка из Пуэрто-Рико открыла третий глаз, чтобы четко видеть трассу.
Келли Делка из Пуэрто-Рико участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Павел Головкин
Жаклин Нарракотт в национальных цветах Австралии — зеленом и золотом — мчится по своему пути, как и в 2018 году.
Жаклин Нарракотт из Австралии участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Канадка Джейн Ченнел также разместила свой шлем в стиле кантри спереди и по центру.
Джейн Ченнел из Канады участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Облако слов вдохновения сидит на шлеме бельгийца Ким Мейлеманс, распространяя такие сообщения, как «знания», «веселье» и «непредвзятость».
Ким Мейлеманс из Бельгии участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Невозможно не заблудиться в развевающемся розовом шлеме Юлии Канакиной из Олимпийского комитета России.
Юлия Канакина из Олимпийского комитета России участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Натан Крамптон из Американского Самоа придал новое значение термину «скелет» своим выбором шлема.
Натан Крамптон из Американского Самоа участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Дмитрий Ловецкий
Испанец Андер Мирамбель и его шлем были готовы отправиться в клуб на вечер 80-х.
Андер Мирамбель из Испании участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Павел Головкин
Итальянец Маттиа Гаспари выглядел супергероем из будущего, когда несся по трассе.
Маттиа Гаспари из Италии участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.
AP Photo/Павел Головкин
Даниил Романов из Олимпийского комитета России выбрал блэкаут, что выглядело особенно аккуратно.
Даниил Романов из Олимпийского комитета России участвует в соревнованиях по скелетону на зимних Олимпийских играх 2022 года.