Ассирийские шлемы. Шлемы аварские это


Национальность аварцы: описание, особенности и история

Величественный строгий Кавказ - это самобытная природа, захватывающие дух пейзажи, строгие горы и цветущие равнины. Народы, заселяющие его территорию, такие же строгие, сильные духом и одновременно поэтические и богатые духовно. Один из таких народов - люди, чья национальность – аварцы.

Потомки древних племен

Аварцы – это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки – «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы - национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

национальность - аварцы

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская национальность аварцы создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

аварцы - национальность

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт горного народа

Те, чья национальность – аварцы, проживали издавна в горах. Основным занятием было и остается в этих районах и сейчас овцеводство, а также все промыслы, связанные с обработкой шерсти. Потребности в пропитании заставили аварцев понемногу спускаться на равнины и осваивать земледелие и животноводство, которые и стали основными занятиями равнинного населения. Дома свои аварцы строят вдоль бурных горных речек. Их строения очень интересны и необычны для европейцев. В окружении скал и камней дома выглядят их продолжением. Обычное поселение выглядит так: одна большая каменная стена тянется вдоль улицы, из-за чего она выглядит как тоннель. Разные уровни высоты способствуют тому, что часто крыша одного дома служит двором для другого. Современные влияния не обошли и эту национальность: аварцы нынешние строят большие трехэтажные дома с застекленными террасами.

аварец - народ

Обычаи и традиции

Религия народа – ислам. Аварцы относятся к религиозной конфессии мусульман-суннитов. Естественно, правила шариата диктуют все традиции и семейные правила, которых строго придерживается аварец. Народ здешний в целом приветливый и гостеприимный, но свои верования и обычаи, вопросы чести отстаивает незамедлительно. Кровная месть в этих местах - дело привычное и поныне. Верования местного населения несколько разбавлены некоторыми языческими обрядами – так часто бывает на территориях, народы которых долгое время вели обособленный образ жизни. В семье главенствует муж, но по отношению к жене и детям его обязанность оказывать уважение и материально обеспечивать. Аварские женщины обладают настойчивым характером, который не прячут от своих мужчин, и всегда добиваются своего.

национальность аварец - характеристика

Культурные ценности

Каждый аварец, народ которого очень привязан к своим национальным традициям, почитает своих предков. Культурные традиции уходят корнями в века. На горных просторах родились своеобразные мелодичные песни, зажигательные танцы и мудрые сказания кавказских долгожителей. Музыкальные инструменты аварского народа - чагчана, чагур, лапу, бубен, барабаны. Традиционная аварская культура является истоком и первоосновой для современного дагестанского искусства и живописи. Живя в отдалении, вдалеке от торговых путей и центров, жители Аварии изготавливали предметы быта, одежду, украшения для себя и дома своими руками, из подручных материалов. Эти ремесленные поделки стали настоящими шедеврами, основой для теперешних мастеров.

Аварцы, прославившие свой народ

Хабиб Нурмагомедов (национальность – аварец) - боксер, чемпион России, призер чемпионата мира по боксу, обладатель пояса WBA, чемпион Международной боксерской организации.

Хабиб Нурмугамедов - национальность аварец

Амир Амаев – дагестанский ученый-атомщик, основоположник нового научного направления в разработке атомных реакторов.

Джамал Ажигирей – мастер спорта международного класса по у-шу, десятикратный чемпион Росии, двенадцатикратный чемпион Европы.

Фазу Алиева – дагестанская народная поэтесса, была редактором журнала «Женщины Дагестана».

Расул Гамзатов – аварский поэт, член Союза писателей, автор многих знаменитых и популярных и на сегодня песен.

Список дагестанских знаменитостей с известными на весь мир именами занимает не один лист. Они – истинная слава своего немногочисленного, но упорного народа.

fb.ru

Аварцы — Циклопедия

Аварцы

Народ

Язык аварский
Численность более 1 млн. человек

Ава́рцы (самоназвание — ава́рал, магIа́ралал) — один из многочисленных народов Кавказа, проживающий преимущественно в Российской Федерации, северном Азербайджане и восточной Грузии. Самый многочисленный народ Дагестана.

До начала XX века были также известны под именем авары и лезгины. Последний был общедагестанским этнонимом, который в 1920 году перешел жителям Южного Дагестана — кюринцам.

Герб Аварии/Лекети[1].

В древности аварцы входили в многоплеменной союз именуемый как Кавказская Албания, куда входили все дагестанские народы. Аварцы были тогда известны как албаны и играли ведущую роль в государстве, они и дали название этому союзу.

В VI веке часть аварских кочевых племен, проходивших через Северный Кавказ, осели в Нагорном Дагестане и смешались в местным населением, дав им свое название.

После распада Албании, аварцы объединись в царство Сарир. В X—XI веках, в особенности при правлении Сураката I аварское государство достигло наивысшего расцвета. Суракату удалось подчинить все народы, начиная от Черкесии и до города Шемахи. Так, согласно запискам императорского географического общества,

Аварский нуцал Суракат повелевал народами от Шемахи до Кабарды, а Чеченцы и Туши находились в безусловной зависимости от него[2].

Согласно средневековому историку Мухаммаду Рафи, Суракат правил в городе «Танус», расположенном в «области Авар», «а он сильнейший из городов Дагестана своей мощью…». В казну Сарира, согласно этому же историку, поступали налоги «от всех обитателей Дагестана, начиная от Черкесии и до города Шемахи», который располагается в Ширване, в пределах современного Азербайджана[3][4].

С XVI века аварцы начали спускаться на южный склон Кавказских гор и вытеснили оттуда грузинское население. Оттуда они производили частые набеги на грузинские и ширванские земли. Грузинский царь, оказавшийся бессильным перед набегами аварцев, обязался платить им ежегодную дань в размере 100 туманов[5]. В 1722 году аварцы приступом взяли и разорили Тифлис, и взяли с жителей контрибуцию в 60 тысяч туманов[6][5][7].

В то же время во главе Персии стал Надир-шах, который выразил свои интересы на кавказские народы. Персы начали предпринимать карательные экспедиции против джарских аварцев, однако они не принесли Надир-шаху ни единого успеха. В одной из таких экспедиций, осенью 1738 года, аварцами был разбит 32-тысячный отряд брата Надир-шаха Ибрагим-хана, сам он был убит[8][9]. Жаждая мести за брата, Надир-шах двинулся вместе со 150-тысячной армией в Дагестан. К сентябрю 1741 года весь Дагестан уже находился в руках персов, «единственной непокоренной цитаделью Дагестана осталась Авария»[10]. Среди всех дагестанских народов лишь аварцы не покорились ему, из за чего он начал готовить вторжение в их земли[11]. Как правильно заметил английский историк Л. Локкарт:

Пока Авария оставалась непокоренной, ключ к Дагестану был в недосягаемости Надир-шаха[12].

В конце сентьября персы вторглись в пределы аварских земель, однако на территории общества Андалал они потерпели сокрушительное поражение и преследуемые аварцами были вынуждены бежать из Дагестана[13].

Во второй половине XVIII века Аварское ханство возглавил Умма-хан IV, который начал проводить активную внешнюю политику. Генерал русской армии Я. Н. Костенецкий так описывает его период правления:

Авария была некогда самым сильнейшим в горах Лезгистана обществом — ханством. Она не только владела многими, теперь уже от нее независимыми обществами, но была почти единственною повелительницею в этой части гор, и ханов ее трепетали все соседи[14].

Умма-хану заставил платить дань грузинского царя Ираклий II, дербентского, кубинского, карабахского, бакинского, ширванского, шекинского ханов и ахалцихского пашу, с тем лишь условием, чтобы он не грабил их владения[14][15]. Кроме того, он обложил данью Тушетию[16][17] и чеченские общества[18][19], ему подчинялись также Джаро-Белоканские общества[4].

В XIX веке аварцы активно участвуют в Кавказской войне, из их числа вышли все три имама Кавказа, в том числе и Шамиль[20]. Аварцами были также лучшие предводители горцев — Хаджи-Мурат, Ахбердил Мухаммед, Кибит-Магома и другие[21]. По этому поводу делает интересное замечание герой Кавказской войны и генерал царской армии Д. В. Пассек, по утверждению которого:

все известные предводители горцев были аварцы, все важнейшие предприятия, даже в самой Чечне, начинались и совершались аварцами.

— Военная история Грузинского Гренадерского полка, в связи с историей Кавказской войны

.

В 1834 году на территории всей Аварии, а позже и Чечни, было создано военно-теократическое государство — Имамат[22]. Авария стала ядром государства Шамиля[23].

Войско Имамата, по сообщению чеченского наиба Юсуфа-Хаджи Сафарова, состояло из аварских и чеченских мюридов, среди которых первых насчитывалось 10480 человек или 71,10% всего войска Имамата[24].

После войны аварцы часто поднимали восстания против царской власти. В 1860 — 1862 годах подняла восстание Западная Авария[25], в 1863 году восстание вспыхнуло в Закатальском округе, в 1871 бунтовали некоторые аварские общества[26], а во время русско-турецкой войны, в 1877 году весь Дагестан[27].

После вхождения в состав Российской империи было ликвидировано Аварское ханство. Аварские земли были поделены на три округа: Аварский, Андийский и Гунибский.

  1. ↑ Вахушти Багратиони. Атлас Грузии XVIII века. — Тб., 1997.
  2. ↑ Записки Кавказского отдела Императорского русского географического общества / Под. ред. Д. И. Коваленского. — Тф., 1866. — С. 52. — Вып. 1. — Кн. VII.
  3. ↑ Мухаммад Рафи аш-Ширвани. Тарих Дагестан / Пер. с перс. А. Р. Шихсаидова. — Дагестанские исторические сочинения. — М.: Наука, 1993
  4. ↑ 4,04,1 М. Г. Магомедов. История аварцев. — Мх.: Дагестанский государственный университет, 2005.
  5. ↑ 5,05,1 Исторический сборник. — М.: Академия наук СССР, 1934. — С. 196. — Т. 1.
  6. ↑ И. П. Петрушевский. Джаро-Белаканские вольные общества в первой трети XIX столетия: внутренний строй и борьба с российским колониальным наступлением. — Тф., 1934. — С. 15.
  7. ↑ Б. Г. Алиев. Традиционные институты управления и власти Дагестана XVIII — первая половина XIX в. — Институт ИАЭ ДНЦ РАН. — Мх., 2006. — С. 180.
  8. ↑ Хроника войн закавказских аварцев в ХVIII столетии.
  9. ↑ Мухаммад-Казим. Поход Надир-шаха в Индию. — М., 1961.
  10. ↑ Эхо Кавказа. — М.: Ассоциация, 1993. — Вып. 3—9.
  11. ↑ Г. Алкадари. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане / Пер. и прим. А. Гасанова. — Мх.: Юпитер, 1994. — 158 с.
  12. ↑ Lawrence Lockhart, 1938. Р. 202.
  13. ↑ М. Р. Арунова, К. З. Ашрафян. Государство Надир-шаха Афшара. — М.: Издательство восточной литературы, 1958 — С. 193.
  14. ↑ 14,014,1 Я. И. Костенецкий. Записки об Аварской экспедиции на Кавказе 1837 года. — СПб.: Типография Э. Праца, 1851. — 122 с.
  15. ↑ А. А. Неверовский. Краткий исторический взгляд на северный и средний Дагестан до уничтожения влияния лезгинов на Закавказье. — СПб.: Тип. военно-учебных заведений, 1848.
  16. ↑ Хрисанф. Сведения об Аварском ханстве в 1828 году // История, география и этнография Дагестана. — С. 273.
  17. ↑ Г. М. Мирзамагомедов, Н. И. Стоянова. Дибир-кади Хунзахский — письмоводитель правителей Аварии // Дибир-кади из Хунзаха и вопросы гуманитарного наследия дореволюционного Дагестана. Махачкала, 2012. С. 20—45.
  18. ↑ У. Лаудаев. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. — Тф.: Тип. Главного управления Наместника Кавказского, 1872. — Вып. 6. — ISBN 978-5-4458-0423-9.
  19. ↑ Ф. В. Тотоев. Общественный строй Чечни. Вторая половина XVIII — 40-е годы XIX века. — Нч., 2009. — С. 238.
  20. ↑ П. Валент. Россия и Чечня: история противоборства. — М., 2001. — С. 29.
  21. ↑ В. А. Потто. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях: в 5-ти томах. — М.: Тип. Е. А. Евдокимова, 1877. — Т. 2. — ISBN 978-5-9524-3151-5.
  22. ↑ Атаев Б. М. Аварцы: язык, история, письменность. — Мх., 2005. — С. 21. — ISBN 5-94434-055-X
  23. ↑ Ю. А. Евстигнеев. Россия: Коренные народы и зарубежные диаспоры. Краткий этно-исторический справочник. — СПб.: Астерион, 2008.
  24. ↑ Ю. Сафаров. Карта страны Шамиля. Расшифровка и описание. — Сборник сведений о кавказских горцах. — Тф, 1872. — Вып. 6. — Отд. 1. — Разд. 2. — С. 1—4.
  25. ↑ М. А. Агларов. Союз сельских обществ Ункратль в XIX — начале XX вв.: историко- этнографическое исследование. — М.: Таус, 2006. — ISBN 5-903011-06-3.
  26. ↑ Р. М. Магомедов, А. М. Магомедов. Хронология истории Дагестана. — Мх.: Эпоха, 2012. — ISBN 978-5-98390-111-7.
  27. ↑ Х. Геничутлинский. О восстании 1877 года в Дагестане. / Пер. с араб. Т. М. Айтберова. — Дагестанский научный центр РАН. — Мх., 1992.

cyclowiki.org

Аварцы

История и расселение аварцев

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от Ирана. После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

Хозяйство аварцев

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется земледелию, аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).

Традиционные занятия аварцев – скотоводство и пашенное земледелие. Земледелие играло ведущую роль до ХIII-ХIV вв., с ХIV-ХV вв. основным направлением хозяйства большинства районов становится животноводство, хотя во многих селениях, прежде всего по долинам Койсу, значительное место занимает садоводство.

Жилище, одежда, культура аварцев

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

geographyofrussia.com

Ассирийские шлемы - это... Что такое Ассирийские шлемы?

Ассирийский воин Конический шлем, Урарту, VIII в. до н. э.

Ассирийские шлемы — шлемы, характеризуемые высокой конической или сфероконической формой, сформировались и применявшиеся в Ассирии, а под ассирийским влиянием — в Урарту и у других народов. Отливались или ковались из бронзы, но известны образцы, сделанные из железа — возможно, первые в мире железные шлемы.

Предыстория

Сфероконические шлемы впервые появились в Месопотамии во второй половине 3 тысячелетия до н. э. — эти шлемы отличались довольно невысокой, почти полусферической тульёй, плавно переходившей в конус. Дальнейшее развитие шлемы получили в сирийско-палестинском регионе в первой половине — середине 2 тысячелетия до н. э., у которых коническая часть стала выше, переходя в шпиль. На сирийских изобразительных источниках XVIII—XII веков до н. э. шлемы, как правило, с невысокой полусферической, цилиндроконической или сфероконической тульёй, резко переходящей в высокий и узкий шпиль. В большинстве случаев шлемы были с прямоугольным или закруглённым лицевым вырезом; к тому же они обычно снабжены декоративными рогами.

Ассирия

В Ассирии в IX в. до н. э. использовались, преимущественно, высокие шлемы конической формы, с незначительным обратным изгибом, с ровным венцом. Применялись и сфероконические шлемы с узкой конической частью. Иногда они снабжались ламеллярной бармицей, закрывающей затылок, шею и нижнюю часть лица — такие шлемы носились в комплекте с тяжёлым длинным доспехом. Ассирийские шлемы обычно украшались рельефными выпуклыми горизонтальными линиями и дуговой линией над лбом.

В VIII в. до н. э. конические шлемы исчезают, а получают распространение сфероконические шлемы законченных форм, очень схожих со средневековыми шеломами. Обычно они имели ровный венец, но иногда снабжались низким прямоугольным лицевым вырезом.

Кроме этого, под малоазиатско-сирийским влиянием, в Ассирии приобретают популярность два типа шлемов необычных форм. Они отличались узкой верхней «конической» частью. Первый тип характеризовался тем, что эта верхняя часть загибалась вперёд, иногда так, что вершина «конуса» смотрела вниз. Второй тип был увенчан довольно большим подковообразным навершием, направленным спереди назад. Эти необычные шлемы снабжались волосяными гребнями, а также, как правило, полукруглыми наушами.

В VII в. до н. э. сфероконические шлемы Ассирии становятся разнообразнее. Встречаются образцы с небольшими полукруглыми наушами, нередко выполненными зацело с тульёй. Такими наушами снабжались шлемы как с ровным краем, так и с прямуогольным лицевым вырезом; шлемы же с дуговидным лицевым вырезом наушами не снабжались.

Сохранился железный ассирийский шлем VII—VIII в. до н. э., который был найден в Ниневии и хранится в Британском музее. Этот шлем сфероконической формы, с ровным венцом, украшен горизонтальными выпуклыми линиями.

Урарту

В Урарту в IX—VIII веках до н. э. применялись низкие полусферические шлемы с высоким гребнем. Они имели глубокий лицевой и низким затылочный вырез, или только лицевой. Подобные шлемы известны ещё по артефактам XIII в. до н. э. из Лчашена.

Начиная с VIII в. до н. э., в Урарту распространяются сфероконические шлемы ассирийского типа. Эти шлемы нередко отличались значительной высотой и были декорированы. К украшениям в ассирийском стиле относятся ряды выпуклых линий, окаймляющих венец, утроенные рога на лобной части, с вертикальной линией, идущей по оси. Из местных украшений известны чеканные изображения двуглавого орла, молниеобразной фигуры; на царских шлемах отделка очень обильна и разнообразна.

Кроме сфероконических, в Урарту имели хождение конические шлемы. Известен, например, шлем коническо-колоколовидной формы с невысоким гребнем.

В Урарту так же сохранились сфероконические железные шлемы, датируемые VIII—VII в. до н. э.. Они склёпывались из двух симметричных половин, к которым наваривалось отдельно выкованное навершие. По венцу таких шлемов делались отверстия для крепления подшлемника. Бронзовые шлемы в подавляющем большинстве случаев отверстий лишены, подшлемник к ним мог приклеиваться.

Другие регионы

Под ассирийским влиянием подобные шлемы в VIII—VII в. до н. э. применялись в сирийско-финикийском регионе. Конические шлемы ассирийского типа изображены, например, на иудейских воинах, обороняющих город Лакиш от ассирийцев. Подобные шлемы найдены на Кавказе.

С начала 1 тысячелетия до н. э. шлемы попадают в Западный Иран. Они как привозились из Ассирии и Урарту, так и изготавливались по этим образцам. Сохранился местный бронзовый шлем ярко выраженной сфероконической формы общей высотой 47 см, с тульёй из двух половин, швы которой, в отличие от ассирийско-урартийских образцов, расположены по бокам. На высоком шпиле этого шлема закреплено небольшое навершие, по венцу закреплён околыш, украшенный 6 протомами козлов. Шлем снабжён подвижно прикреплёнными наушами. Сфероконические шлемы, по-видимому, не выходили из употребления в Иране в течение 2 тысячелетий, за это время железные шлемы вытеснили бронзовые. А также получили распространение у других народов.

Источники

  • М. В. Горелик. Оружие Древнего Востока (IV тысячелетие — IV в. до н. э.).

dic.academic.ru

Аварцы — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ава́рцы (самоназвание — маарулал) — народ в Российской Федерации, коренное население Дагестана. Аварцы населяют Центральный и Западный Дагестан, бассейн притоков реки Сулак. С аварцами родственны по происхождению, культуре и языку андийские (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы) и дидойские (бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины, цезы-дидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское и Аварское Койсу, а также арчинцы (верховья реки Кара-Койсу). В материалах переписей населения все эти народности учитываются вместе с аварцами. Помимо Дагестана аварцы живут на севере Азербайджана (51 тысяча человек, 1999), в Грузии, Казахстане. В России живут 912 тысяч аварцев (2010), в Дагестане — 850 тысяч человек. Аварский язык относится к иберийско-кавказской языковой группе.

Традиционные занятия населения — скотоводство и земледелие. Среди ремесел выделяются суконное ткачество, изготовление безворсовых ковров и ковровых изделий (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное, медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль). Аварцы ведут многоотраслевое сельское хозяйство: животноводство, полеводство, садоводство. Многие заняты в промышленности. В 20 в. получили развитие аварская литература и искусство, выросли кадры национальной интеллигенции.

Аварцы — мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4-5 вв. с территории соседней Грузии. Попытки обратить аварцев в ислам начались в 7-8 вв. арабами, окончательно он утвердился к 15 в. Наряду с традиционным суннизмом среди аварцев утвердился суфизм накшбандийского толка, с так называемым «тихим» зикром, без танцев.

В годы советской власти аварцы не утратили традиций, как суфизма, так и ортодоксального ислама, институты шейхов и богословов-алимов, культ святых. Негласно многие селения имели мечеть. С 1990-х гг. в аварских селениях возобновилось строительство мечетей, распространяется арабская грамотность, отмечаются главные мусульманские праздники. Неумение совершать намаз в общественном мнении осуждается. С середины 1990-х гг. среди аварцев распространился ваххабизм. В то же время сохраняются элементы домонотеистических верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной обрядности.

megabook.ru

ШЛЕМ - это... Что такое ШЛЕМ?

  • шлем — шлем, а [не лё] …   Русское словесное ударение

  • шлем — шлем, а …   Русский орфографический словарь

  • шлем — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? шлема, чему? шлему, (вижу) что? шлем, чем? шлемом, о чём? о шлеме; мн. что? шлемы, (нет) чего? шлемов, чему? шлемам, (вижу) что? шлемы, чем? шлемами, о чём? о шлемах 1. Шлемом называется… …   Толковый словарь Дмитриева

  • шлем —  ШЛЕМ    , а, м. Выигрыш всех взяток одним игроком или партнёрами, играющими вместе.    ◘ Что за игра валит вот так то шлем! В.Ф. Одоевский. Живой мертвец, 1838.    ◘ Что ж он думает, что я так слаб, что не могу протянуть далеко руку ,… …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • шлем — 1. ШЛЕМ, а; м. 1. Старинный воинский металлический головной убор, защищавший от ударов холодным оружием. Рыцарь в шлеме. Золотой ш. Ш. римского воина. 2. Специальный головной убор, предохраняющий голову от ушибов, ранений, от лучей тропического… …   Энциклопедический словарь

  • ШЛЕМ — 1. ШЛЕМ1, шлема, муж. 1. Один из старинных воинских доспехов металлический головной убор, защищавший от ударов холодным оружием. «Мимо дротики летали, шлема меч не рассекал.» Пушкин. «Я разрубил ему шлем с головою.» Языков. 2. Специальный… …   Толковый словарь Ушакова

  • шлем — а, м. chelem m. < être chelem не взять ни одной взятки <англ. slam. В некоторых карточных играх положение, при котором противник получил менее положенного числа взяток. БАС 1. В карточных играх вист и бостон значит взятие одною из играющих… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ШЛЕМ — (англ. от toslam убить, умертвить). 1) древний и средневековой металлический головной убор воинов. 2) в некоторых карточных играх, так называется случай взятия всех взяток одною из играющих сторон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Шлем — защитный головной убор в составе воинского доспеха. Назв. заимствовано из церк. слав. Шльмъ , исконнорус. Шелом . Первые свидетельства о Ш. относятся к эпохе бронзы долины Евфрата, Египта, Греции. Кожаные и металлические Ш. получили… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Шлем — I м. 1. Старинный воинский металлический головной убор, защищавший от ударов холодным оружием. 2. Головной убор особого покроя, закрывающий голову и шею. 3. Специальный головной убор, предохраняющий голову от ранений, ушибов, лучей тропического… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru