Экипировка и вооружение рыцарей ордена тамплиеров. Шлем тамплиера


Обмундирование и вооружение тамплиеров

тамплиерыУстав ордена от 1129 года определял, как должны одеваться братья. Упор в одежде делался на простоту и практичность. Брат-драпьер отвечал за то, чтобы братья на Востоке были обеспечены одеждой. Миниатюры в манускриптах XIII века показывают, что одежда мирного времени у братьев-тамплиеров напоминает одежду простых монахов. Они носили длинную рубаху из темной ткани (сарра), перепоясанную, доходящую до лодыжек и с узкими рукавами. На некоторых рисунках видны капюшоны того же темного цвета, что и остальная одежда. На головах тамплиеры часто носили темную скуфью - обычный головной убор монахов. Обувь была простой и без украшений. Все тамплиеры обязательно носили бороды, а волосы подстригали сравнительно коротко, хотя по нынешним меркам стрижка выглядит довольно длинной - волосы закрывали уши. Поверх рубахи братья надевали плащ (habit), характерный именно для ордена тамплиеров. Рыцари носили белый плащ, символизировавший собой чистоту. У сержантов плащ был черный или коричневый. Поскольку братья ордена сражались и гибли, защищая христианство, Папа Евгений III (1145-1153 гг.) разрешил членам ордена носить на левой стороне плаща красный крест, символизирующий мученичество. Под рубахой братья носили нижнюю рубаху, обычно шерстамплиеры

тяную, реже льняную. Верхнюю рубаху обычно перепоясывали шерстяной веревкой, символизировавшей целомудрие. Гардероб тамплиера завершали шерстяные бриджи и шерстяные гамаши или шоссы (chausses). Спали братья в нижних рубахах, бриджах, перепоясанные и обутые. Полностью раздеваться не разрешалось. Считалось, что сон в одетом состоянии укрепляет религиозность и воинственность, не дает телу изнежиться. Кроме того, рыцари были одеты для того, чтобы быть готовыми вступить в бой в любой момент. Статуты ордена, определяющие внутреннюю иерархию, были приняты незадолго до потери Иерусалима в 1187 году, вероятно, около 1165 года. В статутах описываются доспехи брата-рыцаря. Под доспехами рыцари носили стеганые куртки (haubergeon), которые смягчали тупые удары по кольчуге. Поверх куртки надевалась длинная кольчуга с длинным рукавом и подшлемником. Ноги защищались кольчужными шоссами. Поверх кольчуги рыцарь надевал белый сюрко, который не давал металлу доспехов раскаляйся под жаркими лучами палестинского солнца. Кроме того, сюрко позволял тамплиерам выделяться в общей массе воинов. В 1240 году Папа Григорий IX писал, что рыцари должны носить белую рясу (сарае или саррае) поверх доспехов, поэтому, возможно, сюрко представлял собой именно эту рясу. Ношение рясы поверх доспехов позволяло тамплиерам легко отличать друг друга на поле боя от противников и других крестоносцев, хотя, длинная одежда, неизбежно должна была сковывать движения. Голову тамплиеры защищали шлемом (helm), который надевали поверх кольчужного подшлемника (coif). В 1160-х годах шлем был открытым, но к XIII веку на миниатюрах в книгах и на церковных фресках тамплиеры изображаются в глухих шлемах.

В качестве тамплиерыальтернативы шлему использовалась «железная шапка» (chapeau de fer) - конический железный шлем с широкими железными полями, отводящими удары противника. Как и гражданская одежда, доспехи тамплиеров отличались простотой, на них отсутствовала позолота и другие украшения. В отличие от светских рыцарей тамплиеры не преследовали личного богатства и славы, а сражались во славу Господа Бога и своего ордена. Оружие тамплиеров было обычным для западноевропейских крестоносцев. Каждый тамплиер имел меч и щит. На фреске церкви Сан-Бевиньяте в Перудже изображен тамплиер, держащий треугольный щит белого цвета с черным крестом (а не красным, как это можно было ожидать). На фресках XII века из тамплиерской церкви Крессак-сюр-Шаран во Франции братья-рыцари изображены носящими белый сюрко поверх доспехов с крестом на груди. Щиты у братьев вытянутые, треугольной формы. Поскольку известны изображения разных типов щитов, возникает вопрос, действительно ли все эти типы использовались тамплиерами. Хотя, белое поле с красным крестом однозначно отвечает утвердительно на этот вопрос. Кроме того, братья вооружались длинным копьем, тремя ножами разной длины (кинжал, хлебный нож и малый нож) и «турецкой» булавой. Древко копья изготавливалось из ясеня, так как его древесина отличалась прочностью и гибкостью. Толщина и длина древка колебалась в известных пределах. Средняя длина составляла около четырех метров. Правила также разрешали братьям вооружаться арбалетом и турецким оружием: трофейным или купленным в Палестине. Поскольку турецкая конница была значительно легче европейской, турецкое оружие также было более легким. Правила ордена тамплиеров не содержат подробностей использования арбалетов. Можно предположить, что братья располагали лучшими образцами, существовавшими в это время. То есть в конце XII века у них имелись композитные арбалеты с роговыми накладками, которые были мощнее и в то же время легче и меньше обычных деревянных арбалетов.

Арбалет выгодно отличался от лука тем, что был гораздо проще в обращении, то есть научиться метко стрелять из арбалета было намного легче, чем из лука. тамплиеры Кроме того, арбалет был значительно мощнее простого лука. Массированный обстрел арбалетчиками противника имел катастрофический эффект, так как арбалетные болты успешно пробивали любые доспехи. Но за эти достоинства приходилось расплачиваться значительно меньшей скорострельностью, так как чтобы взвести арбалет требовалось много времени и большая физическая сила. В ХII-ХIII веках арбалеты стали еще мощнее, в результате взвести их руками стало практически невозможно. Поэтому появились различные приспособления, облегчавшие взвод. В простейшем случае, арбалет оснащался стременем, с помощью которого арбалет фиксировался ногой на земле, а взведение осуществлялось с помощью крюка, подвязанного к поясному ремню. При этом использовались более мощные спинные мышцы. Из таких арбалетов стрелять с седла было невозможно, от арбалетчика требовалось устойчиво стоять на земле, зато в осадной войне арбалет оказался великолепным оружием. В документах ордена ничего не говорится об «униформе» поля боя, но в 1240 году Папа Григорий IX писал на эту тему. Хотя сам Папа не был солдатом, он был единственным человеком на земле, имеющим власть над орденом тамплиеров, поэтому в его власти было изменять устав и обычаи ордена, в том числе определять, что и в каком случае братьям носить. Вместо каппы, которая стесняла движение рук и делала рыцарей уязвимыми для противника, Папа разрешил братьям носить поверх доспехов просторные рубахи с крестом на груди. Неясно, как эти рубахи выглядели, так как фреска в церкви Сан-Бевиньяте изображает тамплиеров в доспехах без каких-либо накидок. Можно предположить, что рубаха лучники-тамплиеры

представляла собой просторный сюрко без рукавов. По статутам ордена, доспехи сержантов были легче рыцарских доспехов. Вероятно, сержанты носили те же стеганые нижние куртки, поверх которых надевали кольчуги с коротким рукавом. Кольчужные шоссы не защищали стоп (но это было даже удобнее при ходьбе), а вместо глухого шлема всегда использовалась «железная шапка». Сержанты носили черные сюрко с красным крестом на груди и спине. Оружие сержантов в принципе походило на оружие рыцарей. На поле боя сержанты исполняли приказы брата - туркопольера, который также командовал легковооруженными наемниками. Наиболее ценным предметом экипировки рыцаря был боевой конь. Даже, если рыцарь спешивался, конь определял его статус, скорость, маневренность и высоту над полем боя. Устав и статуты ордена определяли, сколько лошадей может быть у каждого брата. В идеале рыцарь должен был иметь двух боевых коней, на случай если один конь будет убит в бою. Кроме того, рыцарю требовалась верховая лошадь для обычной езды и вьючные лошади. Таким образом, у брата-рыцаря должно было быть четыре коня: два боевых коня (destriers), верховой конь (palfroi) или мул и вьючная лошадь (roncin). Рыцарю помогал оруженосец. Братьям-сержантам полагалась всего одна лошадь и не полагались оруженосцы. Однако те братья-сержанты, что исполняли особые поручения, например, сержант-знаменосец, имели запасную лошадь и оруженосца. В качестве ездовых лошадей использовали меринов или кобыл, но боевые кони обязательно были жеребцами.

В рыцарских романах XII-ХV веков боевой конь - неизменно очень высокое животное, однако результаты раскопок свидетельствуют, что высота боевых коней не превышала 15 ладоней (1,5 метра) в холке. То есть, стоя на земле, рыцарь и его конь приходились друг другу плечом в плечо. Конская упряжь также отличалась простотой и не имела украшений. Братьям запрещалосьтамплиеры переделывать упряжь без разрешения, даже если речь шла о подгонке длины стременного ремня по росту. Статут ордена, принятый в XII веке, определял конскую узду, седло и подпругу , стремена и потник. Рыцарю и сержанту позволялось иметь одну седельную сумку, в которой хранились фляга, столовый прибор и другие личные вещи, а также кожаную сетку, в которой перевозили кольчугу. Нет упоминаний об использовании тамплиерами конских доспехов. В любом случае конские доспехи начали распространяться лишь в конце XII века. Тамплиерские кони на фреске в соборе Сан-Бевиньяте изображены в попонах с тамплиерскими крестами. Но это именно попоны, а не доспехи. Кони без доспехов были уязвимы, но зато могли быстрее передвигаться и меньше уставали. Когда в 1308 году на Кипре были арестованы находившиеся там тамплиеры, было описано имущество ордена. Если верить описанию, доспехи имелись и для рыцарей, и для лошадей. Маршал ордена отвечал за оружие и доспехи всего ордена. Все подарки, наследства и трофеи проходили через маршала. Хотя основным источником новых доспехов были подарки и трофеи, орден также располагал собственными мастерскими по изготовлению доспехов. Братьям было запрещено без разрешения пользоваться продукцией этих мастерских. Маршал также контролировал лошадей ордена. Боевые кони ордена были тяжелее легких коней мусульман и даже тяжелее боевых коней Западной Европы. Маршал лично осматривал доставляемых на восток лошадей и распоряжался направить их туда, где в лошадях нуждались острее всего.

Братья не имели права выбирать себе животных, хотя могли заявить, что их конь негоден. В статутах ордена содержалось требование приобретать для ордена как жеребцов, так и кобыл. Возможно, орден занимался разведением лошадей, хотя никаких свидетельств на этот счет не сохранилось, тогда как известно, например, что Тевтонский орден содержал крупные конезаводы. Братья самостоятельно ухаживали за своими конями и оружием. Они должны были беречь коней и обеспечивать их прокорм. Братья также должны были беречь свое оружие и экипировку, не бить ими о твердые предметы, не бросать их и не терять. За потерю оружия следовало наказание. Раздел 157 каталанского варианта устава ордена содержит упоминание о том, что некий Марли за потерю меча и лука по небрежности был изгнан из ордена. Аналогично, брат, загнавший, потерявший или ранивший лошадь или мула, изгонялся из ордена (статья 596 устава). Хотя орден тамплиеров был очень богат, издержки на ведение боевых действий были еще больше, поэтому приходилось принимать все меры для экономии средств.

history-paradox.ru

Экипировка и вооружение рыцарей тамплиеров - Мои статьи - Каталог статей

Экипировка и вооружение рыцарей тамплиеров

снаряжение всадника и коняНа протяжении двух столетий экипировка тамплиеров претерпела серьезные изменения. Братья-рыцари носили кольчугу, башмаки, шлем с железным подшлемником п кольчужной бармицей, оставлявшими открытыми только одно лицо. Вооружение состояло из обоюдоострого меча, копья, щита, турецкой палицы и ножа либо кинжала.

Под кольчугой скрывался панцирь. Поверх доспехов носили белую мантию (рыцари) или черную мантию (сержанты). Каждый брат имел две рубахи, две пары длинных подштанников, две пары башмаков, куртку на меху, два плаща (один летний, один зимний).

Из постельных принадлежностей братьям-тамплиерам полагался матрас, три простыни, шерстяное одеяло и постельное покрывало. Кроме того, у каждого имелись три сумки, две для хранения личных вещей, третья – кожаная – для хранения кольчуги.

Кроме того, каждый брат имел полотенце, столовые принадлежности, котелок, меру, два ножа, два стакана, две бутылки, скребок и топор. Экипировка сержантов не отличалась от экипировки рыцарей, только сержантам не полагалась небольшая персональная печка, обычная для рыцарей.

 

Развитие вооружения и экипировки тамплиеров

1. Оружие, щиты и тактика крестоносцев в целом и тамплиеров в частности сильно изменилась на протяжении двух столетий. Христиане и мусульмане влияли друг на друга.

Большинство европейских рыцарей носило кольчуги. Кольчуга состояла из тысяч металлических колец, соединенных между собой в сплошное полотно так, что каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними.

Первоначально кольчуги были очень длинными. закрывая колени владельца. Со временем кольчуги укорачивались, постепенно достигнув середины бедра. Под кольчугой носили матерчатую или кожаную рубаху. Позднее рубахи стали делать стегаными, так они лучше защищали тело от соприкосновения с металлическими деталями кольчуги.

Большинство сержантов и рядовых пехотинцев носили кольчуги с коротким рукавом, оставлявшим предплечья без защиты. Со временем открытые предплечья стали защищать наручами. Ноги также защищали кольчужными полосами, закрывавшими переднюю сторону ноги. Голову защищал кольчужный подшлемник с клапаном, который поднимали перед боем для защиты лица. Позднее появились большие шлемы, полностью закрывавшие голову воина, оставляя открытыми только глаза.

Большинство рыцарей носили кожаные или матерчатые подшлемники с амортизатором, защищавшие голову от соприкосновения е металлическими деталями шлема.

Большинство рыцарей пользовалось простым шлемом, удерживавшемся на голове с помощью подбородочного ремня. В некоторых случаях шлем состоял из нескольких металлических пластин. Шлемы постепенно становились больше, закрывая всю голову, оставляя только небольшие отверстия для глаз.

2. В период между XI и XII в. конные воины использовали удлиненный щит треугольной формы. Такой щит закрывал фигуру, сидящую в седле от плеча до ног. Пехотинцы пользовались более легкими щитами, круглыми или прямоугольными, в последнем случае щит можно было легко поставить на землю.

Щиты развивались в течение времени, становясь меньше и легче. На щитах обычно изображался герб владельца. Устав ордена тамплиеров запрещал любые украшения на оружии, доспехах и даже шпорах.

3. Меч считался наиболее благородным видом оружия. Конечно, боевая эффективность меча во многом определялась умением его владельца. Мечи были хорошо сбалансированы, масса распределялась по всему клинку. В среднем меч весил от 1.3 до 3 кг. Мечи ковались вручную из твердой и гибкои стали с сердечником из ковкого железа.

В свалке боя, когда противники находились слишком близко, чтобы размахивать мечом, использовалось другое оружие. В частности, применялись различные боевые топоры. Боевые топоры дополнительно могли оснащаться крюками и комбинироваться с боевым молотом.

Турецкая булава была одним из наиболее опасных типов оружия. Удар булавой концетрировался в одной точке, благодаря чему булавой можно было пробить доспехи и крушить кости.

Арбалеты сочетали в себе большую энергию п меткость, в целом они показывали себя лучше длинных луков. Арбалеты оказались настолько эффективны, что Церковь в XI в. признала их бесчеловечным оружием и запретила применять их против христиан. Освоить арбалет было гораздо проще, нежели длинный лук, так как от арбалетчика не требовалось постоянных упражнений и большой физической силы.

Существовало два типа копий: малое, позднее развившееся в пехотную пику, и большое, оснащенное противовесом, использовавшееся рыцарской конницей.

4. На протяжении XI в. на полях сражений господствовала тяжелая рыцарская конница, достигшая к тому времени определенной ступени своего развития. Бой на копьях был предложен нормандской конницей, а затем распространился по всей Европе.

Несмотря на преимущества тяжелой рыцарской конницы, более распространенной была легкая конница, популярность которой увеличивалась с течением времени. Легкую конницу применяли мусульмане, а также христиане в Испании. Легкая конница пользовалась короткими стременами, обхватывая ногами круп лошади. Благодаря этому обстоятельству всадники лучше чувствовали животное и лучше им управляли.

Тем временем нормандская конница продолжала использовать длинные стремена и седла с высокими луками, обеспечивающими устойчивую посадку рыцаря. Такая посадка с вытянутыми ногами позволяла рыцарю сохранять равновесие в момент удара копьем по цели, вкладывая в удар всю поступательную энергию мчащейся лошади. Двойная подпруга прочно удерживала седло на спине лошади.

На протяжении XII в. рыцари стали покрывать своих лошадей матерчатыми или кожаными попонами, защищавшими животных от летящих стрел и от холодного оружия пехоты. Иногда встречались даже кольчужные попоны. В уздечках для мулов и вьючных лошадей отсутствовал мундштук, так как от вьючных животных не требовалась высокая управляемость.

оружие и доспехи рыцарей 11 века
Экипировка XI века. 1. Обоюдоострый меч (большой меч). 2. Боевой топор и булава. 3. Арбалет. 4. Турецкий лук. 5. Праща. 6. Деревянный щит, обтянутый кожей. 7. Шлемы. 8. Кольчуга.
рыцари тамплиеры 12 век
Экипировка XII века. I. Полный комплект доспехов рыцаря. 2. Перевязь. 3. Усовершенствованный арбалет. 4. Пехотный щит. 5. Круглый щит. 6. Кавалерийское копье. 7. Фальшионы. 8. Пехотная пика. 9. Шлем с забралом. 10. Нормандский шлем с забралом. 11. Пехотный шлем.
снаряжение 13 века
Экипировка XIII века. 1. Щит. 2. Шеетопер. 3. Большой шлем. 4. Оплечья.5. Меч с ножнами, османский поясной ремень. 6. Цеп. 7. Кольчужные шоссы. 8. Наколенник и наголенник. 9. Боевой топор. 10. Меч с ножнами и перевязью.11. Копье с баннером. 12. Пика. 13. Железная шляпа. 14. Черепник.

Источник

  • Сайт http://swordmaster.org/2013/02/16/orden-tamplierov.html#5

templiers.at.ua

Военное дело ордена Храма | Железный век

Снаряжение тамплиеров

Военное дело ордена Храма

Мы не ошибёмся, если скажем, что в средневековой Европе не было более организованной и подготовленной военной силы, нежели тамплиеры и их извечные соратники и конкуренты —госпитальеры.В отличие от воинов феодальных дружин храмовники обязаны были иметь единообразную экипировку. Это касалось не только одежды, но и вооружения.Рыцарь располагал скромным с виду, но надежным оружием. Не допускалось золочение стремян и удил. Рыцарь-тамплиер располагал тремя боевыми конями, а Магистр мог даровать ему четвертого. Полагался также конный оруженосец.

К доспехам предъявлялись особые требования. Ввиду того что Орден вел боевые действия на Ближнем Востоке, а также на Пиренейском полуострове, в условиях жаркого климата, броня должна была быть легкой и надежной.Она состояла из нескольких компонентов. Корпус защищала кольчуга до колен, под которую одевали стеганую куртку — оплечье. Поверх кольчуги, как уже говорилось, надевалась белая котта и плащ.На голову рыцарь перед боем одевал большой рыцарский шлем с забралом или легкий шлем без бармицы. Последний пользовался большей популярностью, часто дополняясь кольчужным капюшоном, под который одевалась кожаная набивная шапочка.В отличие от рыцарей сержанты носили на голове широкополые железные шапки — прообраз современных касок. Ноги рыцаря защищали кольчужные чулки. Средства обороны дополнялись большим треугольным щитом.

Боевой устав тамплиеров

Наступательное вооружение тамплиера регламентировалось «Уставом». Всякий рыцарь должен был иметь длинный обоюдоострый меч. Конному воину полагались копье и палица. На походе употреблялись три ножа: боевой кинжал, нож для хлеба и нож с узким лезвием, что позволяло использовать его в качестве шила.Рыцарь перевозил свои пожитки в двух мешках: один — для белья, а другой — для доспехов. Большую часть походного груза вез оруженосец, который не следовал за своим сеньором, а ехал впереди него, чтобы тот мог держать слугу в поле своего зрения. Для ночевки в полевых условиях у рыцаря имелась небольшая палатка.

В основе военного могущества тамплиеров лежал принцип беспрекословного повиновения нижестоящих вышестоящим. Основатели ордена справедливо полагали, что в бою, помимо профессионального владения оружием, дисциплина является важнейшей составляющей успеха, компенсирующей относительную малочисленность: даже в период расцвета контингент рыцарей-монахов в Святой Земле не превышал пятисот человек.

«Устав» запрещал рыцарю покидать свое место без разрешения. Вступить в бой или выйти из него воин мог только по приказу свыше. Статьи «Устава», касающиеся поведения воина в бою, полны спокойствия: «И если на пути будет брошен боевой клич, братья, находящиеся ближе всех, могут пересесть на своих коней, взять свои щиты и копья и держаться спокойно, ожидая приказа маршала».Душевный покой и беспрекословное повиновение членов братства должны были стать следствием культивирования в Ордене идеи Божьего провидения, точнее, всевластия Господа над жизнью и смертью.

Как уже отмечалось, самой, пожалуй, важной частью орденской атрибутики являлось знамя, стягGonfanon baussant. Гордо реющий над полем боя он был не только ориентиром для воинов-монахов, но и средством поддержания в них боевого духа.Пока знамя поднято — Орден жив, Орден сражается, и каждый взмах меча храмовника — вклад в грядущую победу над врагом.

Знамя — это надежда для всех и для каждого в отдельности. В связи с этим «Устав» уделял особое внимание мерам по защите стяга. Перед началом сражения маршал поднимал его, творя молитву.Рядом с маршалом вставал воин со свернутым запасным знаменем. Восемь или десять рыцарей тут же образовывали кольцо вокруг знаменосцев. Эта знаменная группа вступала в бой первой.Ни при каких условиях нельзя было опускать знамя или использовать его в качестве копья. Маршал мог выпустить флаг только с последним вздохом или в случае тяжелого ранения. Если маршал погибал или получал тяжелое ранение, то второй знаменосец обязан был принять стяг в свои руки. Запасное знамя разворачивалось, только если основное рвалось в клочья.

Бросить стяг на поле боя означало совершить тягчайшее преступление перед Орденом и подвергнуться суровой каре: «И наказание может быть столь великим, что возможно его заковать в кандалы, чтобы никогда больше не носить ему знамени и не быть командором рыцарей… Ибо когда опускают знамя, те кто находится далеко, не знают от чего это … а люди, которые теряют свое знамя, впадают в великую растерянность, и сие может обернуться к полнейшему разгрому».

«Устав» запрещал рыцарям покидать поле боя, пока знаменем не подан знак к отступлению. Конечно же, тамплиеры отнюдь не являлись воплощенным идеалом христианской добродетели, но бесспорно и то, что шаги в этом направлении предпринимались как со стороны самих рыцарей так и со стороны орденского руководства.Даже противники вынуждены были отдавать должное храбрости и самообладанию храмовников как на поле боя, так и в плену.

Автор — [email protected] Выложил — Мэлфис К.

ageiron.ru

Сравнительный анализ рыцарей тевтонского ордена и тамплиеров

 

У разных людей интерес к истории проявляется по-разному. Кто-то зарывается в тексты старинных фолиантов и летописей, кто-то читает научно-популярную литературу, а кому-то сухих букв и иллюстраций недостаточно — хочется увидеть воинов древности своими глазами. Романтики считают, что рыцари — это отвага, приключения, защита слабого и культ беззаветной любви. Реалисты вспоминают, что рыцарь — это тяжеловооруженный конник, военная элита средневековья, главный аргумент любого сражения. Кто же они? Возможность увидеть и понять это устраивающиеся фестивали и турниры в рыцарском духе, цель которых — не только развлечь публику — взрослую и детскую, но и преподать ей уроки истории, рыцарства, фехтования, ремесел и даже научить тому, как изготовить щит и меч своими рукам [12].Решением исследовать этот материал, послужило то что когда я был в поселке Сукко Анапского района, Краснодарского края, в замке Львиная голова на рыцарских поединках мне выпал шанс самому примереть снаряжение тамплиера. (Рис.1)

Рис. 1. Музей средневековых орудий в Замке Львиная голова п. Сукко

 

Цель работы — реконструировать комплекс снаряжения брата ордена тамплиеров и рыцарей тевтонского ордена

Предмет исследования — комплекты одежды и снаряжения простого брата рыцаря и брата сержанта как комплектов наиболее распространенных в ордене тамплиеров и тевтонского ордена

Объектом исследования данной работы военное снаряжение тамплиера и тевтонского рыцаря 12 века

Задачи работы — показать снаряжение, жизнь рыцарей, их права и обязанности, по ношению комплекта одежды.

При рассмотрении Латинского устава (72 параграфа, или статьи)следует заметить, что в Латинском уставе братьев сержантов отличают от братьев рыцарей только цветом одежд и плащей (черный или коричневый, в отличие от белого для рыцарей). Латинский устав рекомендует, чтобы вся одежда братьев была одного цвета — белого, черного или бурого. Притом рыцарям обязательны строго белые одежды, если их возможно найти, или, по крайней мере, строго обязательны белые плащи [9]. Так же рекомендовано не усложнять одежду и ее элементы, но носить простые вещи «как носят в миру конюшие». Так же предписывалось строго следить за наличием белых одежд только у братьев рыцарей и не допускать ношения белых одежд и, особенно, плащей, сержантами и оруженосцами дома, а так же следить за надлежащим размером одежд братьев. Запрещено носить любой мех, за исключением овечьего. Запрещено ношение без особого разрешения магистра монашеских ряс и монашеской же «сумки паломника» (для подаяния) как не сообразующихся с воинским статусом. Плащ тамплиера – порядок у тамплиеров был во всём? в том числе в воинском облачении. Главным отличительным атрибутом рыцарей части ордена был белый плащ, который больше не дозволялось носить никому. На плаще нашивался красный крест, и именно он остался в истории как главный символ тамплиеров.

Белый плащ рыцари носили всегда, потому что он, в том числе, позволял им получать исключительные льготы и привилегии, данные папами. При этом накидка была не просто отличительным знаком, а чем-то большим. Одним из страшных наказаний для рыцаря была именно потеря плаща, который с него могли снять за провинность. Плащ тамплиера был белым, потому что именно этот цвет лучше всего изображал святость. Если говорить о красном кресте, то наиболее распространенная версия его появления говорит о том, что перед одним из походов Папа Римский Урбан Второй для поднятия духа воинства разорвал свою багряную накидку на полосы и раздал рыцарям. Те стали нашивать себе на плащи полосы в виде крестов, и этот красивый жест позже перерос в традицию.

В 1199 году Папа римский утвердил устав Тевтонского ордена, но только с 1221 года тевтонцы смогли пользоваться всеми привилегиями доступными рыцарям двух других орденов. Рыцари давали те же обеты. В этом ордене были только немецкие рыцари. Символом ордена был белый плащ и обычный черный крест. Тевтонцы охраняли паломников, лечили раненых. Затем они огнем и мечом несли слово Христово в восточные земли. Рыцари завоевывали себе земли и становились их владельцами при верховной власти ордена. У рыцарей Тевтонского ордена за плечами развевался чёрный плащ, [1]на левой стороне которого резко выделялся широкий красный и белый крест, прошитый серебром, — хорошо известная эмблема рыцарей тевтонского ордена. (рис. 2)

http://lendol.ru/28257/63445948.jpg

Рис. 2. Плащ рыцаря Ордена Тамплиеров (слева) и Тевтонского ордена (справа)

 

Кольчуга. [18] — Кольчуга плохо защищала от стрел и болтов, пущенных с короткой дистанции. Выяснилось, что от стрел лучше защищают даже простые кожаные доспехи, распространенные на востоке. В конце XIII века начался период экспериментаторства. Для изготовления доспехов пытались использовать самые разнообразные материалы, включая китовый ус, рога, жесткую кожу, латунь и сталь. Встречались и так называемые «мягкие доспехи», пошитые из ткани и кожи. Жесткость коже придавалась с помощью специальной обработки. Сначала кожу размягчали с помощью масла и вымачивали в холодной воде. Затем размягченную кожу натягивали на форму и сушили при повышенной температуре. (рис.3). Что же касается рыцарейТевтонского ордена, то они использовали чешуйчатую броню [1] — это чешуйки, пришитые на основу (кожаную или суконную). Это — наиболее известный и популярный тип чешуи. Он наиболее прост в изготовлении и широко применялся с древнейших времён.

Что носили тамплиеры постоянно. [18] — единым источником информации о вооружении и доспехах XII века служит «Закон Тамплиеров». Там упоминаются кольчуга, железные шоссы, шлем или шишак, оплечье-эспальер, ботинки-солереты, и стеганый жюпо-дармер, надеваемый на кольчугу. Оружие — щит, копье, меч, турецкая булава и кинжал. При себе рыцари имели еще два ножа. Нижнее белье состояло из двух рубах, двух пар штанов, носков и пояса. В двух мешках хранились стеганые доспехи и ночная сорочка. В кожаном мешке хранились кольчуга, шапка и чепец.

кольчуга тамплиерачешуйчатый панцирь

Рис. 3. Кольчуга рыцаря ордена Тамплиеров и чешуйчатая броня рыцаря Тевтонского ордена

 

Оплечье. [18] — Этот клавен надевали на кольчугу. Экипировку завершали поясной ремень, меч, кинжал-мезерикорд, копье и щит. В то же время кольчужный подшлемник составлял одно целое с кольчугой и имел кожаную или стеганую подкладку. Созданная примерно в то же время поэма Beatrix открывает новые детали. В поэме говорится о щитах с накладками, шлемами, изготовленными из четвертин, чулках-шосс со шнуровкой куафе, стеганом и отделанном дорогой тканью. Известны седла с украшением из слоновой кости и войлочным потником. Для рыцаря было важным, чтобы ноги прочно фиксировались в стременах. Кольчуги того времени весили до 25 кг. Опыты с кольчугами позволили заключить, что они почти не мешали движениям и почти не накалялись под лучами солнца. В конце XII века доспехи стали дополнять различными декоративными элементами, надеваемыми на тело или голову. (рис.4)

оплечьенаплечники

Рис. 4. Оплечье рыцаря Ордена Тамплиеров и наплечники рыцарей Тевтонского ордена

 

Наплечники[1] — часть доспеха, имела полукруглую или изогнутую форму, защищала плечо и шею носителя, а также идентифицировала человека. Делалась целиком из металла, очень редко содержала в себе кожу. Возникли в XV веке. Гербовые наплечники-погоны носились рыцарями до появления настоящих металлических наплечников. В связи с тем что они, как и щиты того времени, были сделаны из дерева и кожи, они носились в основном на турнирах и парадах, и в отличие от настоящих погон служили лишь для ношения гербов.

Поножи [1] — часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. Поножи получили широкое распространение в античном мире. Применялись, в частности, древнегреческими воинами (гоплитами), а также римскими легионерами времен республики. Также поножи были распространены в Средние века и часто входили в стандартный комплект доспехов, наравне с наручами.

Набедренник [1] — это один из элементов доспеха, который надевали рыцари на бедро, чтобы защитить ногу. Набедренник часто использовался в боях и турнирах. Металлическая, слегка согнутая пластина. Кузнецы крепили к ней кожаные шнурки, чтобы закрепить набедренник на ноге. Средняя масса набедренника около 400 г.

Поручи, нарукавники[1] — в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивания рукаво вподризника у священников и епископов. Также поручи входят в облачение диакона.Поручи патриарха Никона, XVII век. Представляют собой широкие полосы из плотной материи с изображением крестапосередине. Охватывая руки в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне рук. Так какархиерей и священник во время богослужении изображают Христа, то поручи имеюталлегорическое значение тех уз, которыми был связан Иисус Христос. Русское название облачения — поручи означает, что священник во время богослужения вверяет (поручает) себя Иисусу Христу. (рис.5)

поручинабредренники

Рис. 5. Поножи и поручи, нарукавники рыцаря Тевтонского ордена

 

Шлем[18] — его использовали для защиты головы. Никакая инновация не возникает без мотивации, и таким образом возникает вопрос, что могло бы стать отправным моментом для развития формы горшкового шлема? Наверное, осознание того, что эффективность существующего защитного оружия более не соответствовала появившемуся наступательному оружию и требованиям наступательных тактик, а случайные или вновь созданные конструкции не имели больших шансов на существование. В Центральной Европе до завершения XII века почти повсеместно использовался норманнский шлем с наносником, носимый поверх капюшона из кольчуги, который, очевидно, обеспечивал небольшую защиту головы ниже линии бровей. Однако какое изменение на наступательной стороне делало инновацию необходимо? Понятной становится мысль создать независимую защиту передней части головы, которая оставляет еще достаточную свободу действия всаднику — развитие могло бы начаться. Однако, этот вариант объяснения не удовлетворяет полностью — если бы был, все же, горшковый шлем, который выдержал бы огромную пробивную способность копья при прямом попадании, вес его был бы огромен. Не каждая сшибка приводила к точному поражению цели, углы встречи и относительная скорость столкновения острия копья со стенкой шлема были далеко не всегда благоприятны, что существенно влияло на вероятность пробития. Как и у любого защитного вооружения, это было решение, обусловленное несколькими факторами. (рис.6)

шлем тамплиера шлем2

Рис. 6. Шлем рыцаря ордена Тамплиеров и рыцаря Тевтонского ордена

 

Обувь. [18] — Латинским уставом так же строго запрещались ботинки с длинными шнурками, а так же ботинки с длинными носами, вроде позднейших пуленов, как раз вошедшие в моду примерно в 20-е годы XII века. Видимо, связано это было с монашеским запретом на всякого рода «модничанье» идущее еще со времен Клюнийской реформы, а так же, скорее всего, чисто практическими соображениями — ускорением процесса обувания в случае тревоги и облегчением пешего передвижения и бега. Эти положения были сохранены и во французской редакции.(рис.7)

обувь

Рис. 7. Обувь рыцаря

 

Щит. [18] — (рис.) Модель боевого щита тамплиеров — «рыцарей-храмовников». Именно такая форма в сочетании массивным золотым или пурпурным крестом на светлом фоне щита отличала рыцарей тампля от прочих.(рис.8)

щитщит тевтонцев

Рис. 8. Модели боевого щита тамплиеров и рыцаря тевтонского ордена

 

Меч. [18] — Рыцарский меч. Сколько легенд, сказаний, да и историй, похожих на правду рассказано об этом замечательном оружии. Меч в те времена был очень дорогим оружием. Его даже передавали по наследству.

Рыцарь мог сломать копье, потерять коня, отбросить щит, но меч… «Как для рыцаря меч» — так говорят о самом дорогом для человека. Недаром идиома «сломать меч» навсегда стала синонимом поражения. Так продолжалось до тех пор, пока не появились пушки и пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Тяжелый, закованный в латы неповоротливый конник был прекрасной мишенью. А меч постепенно «выродился» в изящную шпагу, которую мужчины знатного сословия носили ещё много лет (даже веков) спустя. (рис.9)

12вмеч2

Рис. 9. Модели меча тамплиеров и рыцаря тевтонского ордена

 

Снаряжение боевого коня [1] — Рыцарских коней не набирали из крестьянских лошадей. Их разводили в конюшнях в замках или около них в особых усадьбах. Заведовали этими конюшнями маршалы. Это был придворный чин, а лишь позднее — воинское звание.

Коневоды тех дней старались вывести сильных, тяжелых лошадей, которые могли бы нести на спине рыцаря в полном вооружении. Сколько весил такой всадник, узнаем чуть позже.

Однако во время крестовых походов эти массивные рыцарские кони, неповоротливые и нерезвые, оказались менее пригодными для конных боев, чем быстрые и легкие восточные лошади. И хотя рыцари были закованы в более прочную броню, чем их противники, они несли большие потери в конных сражениях тех дней.

У богатых рыцарей и владетельных князей лошади сияли блеском своей сбруи: драгоценными камнями, которыми украшались уздечки и шитые золотом чепраки. Два таких чепрака (подарок турецкого султана царю Николаю I) хранятся у нас в Эрмитаже, они буквально сплошь усыпаны крупными бриллиантами.

В ходе работы были рассмотрены два ордена Тамплиеры и Тевтонцы. Мы рассматривали снаряжение рыцарей в 12 веке.

Плащ главным отличительным атрибутом рыцарей части ордена был белый плащ, который больше не дозволялось носить никому. На плаще нашивался красный крест, и именно он остался в истории как главный символ тамплиеров. Это Тамплиеры, а у Тевтонцев за плечами развевался чёрный плащ, на левой стороне которого резко выделялся широкий красный и белый крест, прошитый серебром, — хорошо известная эмблема рыцарей тевтонского ордена.

То есть у них была различие в том что разный цвет у тамплиеров белый, а у тевтонцев чёрный.

Щит. У тамплиеров был железный щит по краям обведён чёрным цветов, сам щит белый только ещё золотой крест. А у тевтонцев чисто белый щит с чёрным крестом по середине.

Шлем. У тамплиеров шлем был в виде горшка, у самых богатых по середине был сделан золотой крест с прорезами около 1см для глаз. А у тевтонцев шлем был в виде овала со штыком по середине шлема с прорезами для глаз около 2см. И ещё шлем был почти как горшок только защита лица была как холм с дырками что бы дышать и с прорезами для глаз около 2см.

Меч. У тамплиеров меч был из железа, и рукоять тоже, а украшение внизу поля рукояти было из серебра или золота. А у тевтонца всё из железа.

Исследуя литературу и проведя сравнительный анализ, мы сделали следующие выводы, что у тамплиеров меч был длиннее, так как они были гордые, сильные и богатые рыцари, но уже, а у тевтонце короче, но по шире ведь они не настолько горды, сильны и богаты. А в современных турнирах используется меч средний длиной как у тевтонцев, а шириной как у тамплиера, и у тевтонцев и тамплиеров меч из железа, а в современных гораздо слабее. И остриё в современных не используется конец гладок, что бы не ранить и случайно не убить соперника.

 

Литература:

 

  1. Акунов В. Облачение членов тевтонского ордена. [Электронныйресурс]: сайт. — URL: http://www.proza.ru/2008/07/24/451 (дата обращения 12. 08.2015).
  2. Аддисон Ч. Дж. История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Чарльзом Дж. Аддисоном, эсквайром из Внутреннего Темпла / Пер. с англ. Е. Бергер. — Алетейа, 2005. — 384 с.
  3. Бордонов Ж. (англ.)русск. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке / Пер. В. Д. Балакин. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 243 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
  4. Доманин А. А. / Крестовые походы. Под сенью креста. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. -- 431 с.
  5. Демурже А. (англ.)русск. Жизнь и смерть ордена тамплиеров 1120–1314 = Vie et mort de l'ordre du Temple, 1120–1314 / Пер. с фр. А. Н. Саниной. — СПб.: Евразия, 2008. — 400 с. — (Историческая библиотека).
  6. Демурже А. (англ.)русск. Рыцари Христа = ChevaliersduChrist, lesordresreligieuxmilitairesauMoyen Âge / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова, науч. ред. канд. ист. наук А. Ю. Карачинский. — СПб.: Евразия, 2008. — 542 с. — (Историческая библиотека).
  7. Демурже А. (англ.)русск. Жак де Моле — великий магистр ордена тамплиеров = Jacques de Molay: le crépuscule des templiers. — СПб.: Евразия, 2009. — (Историческая библиотека).
  8. Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. — М., СПб.: Вече, Евразия, 2007.
  9. Мелвиль М. / История Ордена Тамплиеров. Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. Науч. редактор М. Ю. Медведев. — СПб: “Евразия”, 2007. — 368с.
  10. Мулен, ЛеоПовседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.). —М.: Молодая гвардия, 2002
  11. Росланд. Современный рыцарский турнир // Клинок. — 2007.- № 4 (№ 20).
  12. Носов К. С. Рыцарские турниры; СПб.: «Полигон», 2004
  13. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987 г
  14. Крестоносцы,Энциклопедия, Росмэн, М., 2000
  15. Рыцари, Энциклопедия, Росмэн, М., 2000
  16. Ришар Ж. / Латино-Иерусалимское королевство. Пер. с франц. Карачинского А. Ю.; Вступительная статья Близнюк С. В. -- СПб: Издательская группа «Евразия», 2002. -- 448 с.
  17. Рид П. Р. Тамплиеры. — М., Мн.: АСТ, Харвест, 2006. — 432 с. — (Историческая библиотека). — 3000 экз.
  18. Часовитин Д. В. Вооружение и снаряжение братьев ордена тамплиеров во второй половине XIII века.[Электронный ресурс]: сайт. Орден Тамплиеров. — URL: http://deusvult.ru/80-vooruzhenie-i-snaryazhenie-tamplierov.html (дата обращения 14. 07.2015)

yun.moluch.ru


Смотрите также