Содержание
Каска СШ-40: описание, исторические факты, испытания
Наверное, сложно найти на постсоветском пространстве человека, который не знал бы, как выглядит каска СШ-40. Он может сам не знать об этом, но данный элемент экипировки видел не раз. Ведь он фигурирует в подавляющем большинстве советских военных фильмов, которые любят почти все. Что ж, пришла пора узнать, что такое советская каска СШ-40 и как она выглядит.
Когда была принята на вооружение
Ситуация в Европе накалялась. Советскому Союзу нужно было не только оружие, танки, самолеты и артиллерия, чтобы увеличить мощь армии, но и соответствующая экипировка, позволяющая защитить простого солдата, идущего в бой или же обороняющего позиции. Несмотря на обилие войн, которые Россия вела в разные века с разными противниками, в Российской империи не было налажено производство касок, которые защищали бы солдат. Хотя для пожарных специальные каски выпускались.
Как понятно из названия, на вооружение она была принята в 1940 году – незадолго до начала войны. Ведь каска СШ-40 так и расшифровывается – стальной шлем образца 1940 года.
Сначала она выпускалась на двух заводах – Сталинградском «Красном Октябре» и Лысьвенском металлургическом заводе. Но после ожесточенных боев за Сталинград производство удалось сохранить только на втором заводе – он находился на Урале, в глубоком тылу. Только за годы было создано около десяти миллионов таких изделий, сохранивших жизни многим тысячам советских солдат. Причем производство было засекреченным – этот гриф был снят лишь сравнительно недавно.
Что собой представляет
Сама каска СШ-40 стальная, изготовлена она из высокопрочной легированной броневой стали. Благодаря этому, несмотря на толщину около 1,2 миллиметра, стальной лист уверенно останавливал пули, не говоря уже об осколках гранат и обычных ударах. Выпускалась каска в трех размерах – самый крупный и тяжелый весил восемьсот грамм.
Кроме самого прочнейшего корпуса, каска состояла из подтулейного устройства – оно амортизировало удар, снижая его разрушительный эффект. Представляло собой три лепестка, изготовленных из дерматина или искусственной кожи, что обеспечивало высокую устойчивость перед истиранием, хотя и доставляло солдатам массу неудобств – голова сильно потела и чесалась. Но в бою на такие мелочи внимания не обращали.
Между собой лепестки соединялись шнуром, который можно было затягивать или расслаблять, подстраивая каску под особенности головы. С внутренней стороны лепестков располагалась плотная ватная подушечка, которая и обеспечивала амортизационный эффект.
Третьим и последним элементом был подбородочный ремень. Благодаря нему каска не спадала на бегу, в падении и любых других экстремальных ситуациях. Состоял он из двух частей: один заканчивался скользящей пряжкой, а другой для удобства обжимала полукруглая оправка из металла. Скользящая пряжка позволяла надежно затянуть его во время боя и расслабить, когда атака отбита, но опасность не до конца миновала.
Как Буденный шашкой каску испытывал
М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу.
Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за «наган». Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. Легкая пуля калибра 7,62 миллиметров, уверенно попадающая в цель на дистанции до пятидесяти метров (что для большинства пистолетов является запредельной), не смогла повредить каску. В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ.
Основное улучшение по сравнению с предшественником
Была ли каска СССР СШ-40 первым средством защиты головы рядовых? Оказывается, что нет. До нее испытывалась СШ-39 – годом ранее. Однако она не прошла испытаний, так как имела слишком сложный, неудобный и недостаточно надежный подтульник.
В результате в конструкцию были внесены определенные изменения. К тому же, чтобы повысить прочность соединения подтульника с каской, теперь использовалось шесть заклепок, а не три, как раньше.
Сколько лет каска стояла на вооружении
Глупо и спорить – каска СШ-40 прекрасно показала себя на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Качественные материалы в сумме с тщательно продуманным дизайном спасли немало жизней рядовых и офицеров.
Поэтому на вооружении она стояла целых двадцать лет. Только в 1960 году на смену ей была принята новая, улучшенная модификация – СШ-60. Но даже она имела довольно мало отличительных черт. Модификации опять подвергся только сам подтульник. Теперь лепестки крепились в верхней части шлема, а не посередине. Кроме того, амортизирующие функции теперь возлагались не на прессованную вату, а на специальные пружины.
Заключение
На этом статья подходит к концу. В ней коротко, но максимально подробно дана информация о том, как выглядела и что собой представляла простая солдатская каска СШ-40, какими преимуществами обладала. Также в статье рассказано о методах испытания.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ — Невельский историко – краеведческий музей
Каска военного образца 1940 года была передана музею Земляковым В.Я. в 2007 году.
Является предметом основного фонда (ОФ) «Невельского историко-краеведческого музея» фондовой коллекции «Технико-военные предметы» (ТВП).
Одним из важных элементов солдатской защиты в годы войны были каски. Самым популярным «головным убором» красноармейцев был стальной шлем образца 1940 года – СШ-40, или Лысьвенская каска.
Первым массовым стальным шлемом в Красной армии была каска модели СШ-36. Однако почти сразу после того, как она была принята на вооружение, вскрылась масса недостатков, к примеру, хрупкая сталь и слабая пуле-стойкость в гибких местах. К 1939 году каска была модернизирована, недостатки предыдущей модели – устранены. Новые каски получили название СШ-39 и широко использовались в ходе советско-финской войны. Но тут-то и обнаружился их главный недочёт: оказалось, что носить СШ-39 с теплым головным убором зимой было невозможно, а подшлемник не спасал солдат от обморожения при низких температурах. Встал вопрос об усовершенствовании подтулейного устройства шлема. Так на свет появилась каска СШ-40.
Перед началом Великой Отечественной войны эти каски были испытаны на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущим специалистом по броневым шлемам был подполковник Василий Орлов. В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» в Сталинграде и Лысьвенским металлургическим заводом, заем в связи с боями в Сталинграде только последним.
Примечательно, что во время войны эти шлемы можно было встретить не только на советских, но и на немецких солдатах. Фашисты старались при первой же возможности заполучить трофейный шлем, а от своего поскорее избавлялись. Объяснялось это очень просто. В самом начале Второй мировой войны солдаты вермахта носили каски Stahlhelm M35 и M40, которые ничем не уступали защитным средствам их соперников. Однако в 1942 году им на смену пришла новая модель – M42. Она оказалась крайне неудачной: шлемы изготавливались из более мягкой стали и совершенно не защищали голову ни от пуль, ни от осколков. В итоге нацистам не оставалось ничего другого, кроме как добывать шлемы советских бойцов, чтобы защитить себя. Советские каски СШ-40 не шли ни в какое сравнение с немецким аналогом: они отличались высочайшей прочностью. В таких касках бойцам были не страшны ни осколки, ни пули, выпущенные из пистолета-пулемёта, а иногда даже из винтовки. Пожалуй, единственным минусом шлемов была их большая масса – каждая каска весила 800 г (без подшлемника). Однако советские бойцы и командиры считали, что безопасность важнее удобства, с чем соглашались и их противники.
То, насколько прочными были эти шлемы, ярко иллюстрирует история, рассказанная одним из разработчиков шлема – Михаилом Корюковым. Вот как он вспоминал реакцию Семена Будённого, когда комиссия принимала каски:
«Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивлённый выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семён Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса – пуля такой силы не имеет. Конечно, Будённый был опытный «рубака», и клинок из закалённой златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух – и тут же звякнул шлем. Будённый с удивлением осмотрел место удара: «Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!», и он взялся за наган. Стрелял Семён Михайлович сначала с двадцати метров, затем – с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Будённого. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. «Молодцы! – сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали».
Карточка предмета в Государственном каталоге Российской Федерации — Каска военная.
01 февраля
Tank Archives: чей шлем был лучше?
Сравнение своего оружия и снаряжения с вражеским было забавой не только рядовых солдат, но и старших офицеров. На протяжении всей Великой Отечественной войны трофейная техника тщательно тестировалась и изучалась. В наши дни большое внимание уделяется сравнениям танков, самолетов и орудий. Однако интересно узнать о подобных испытаниях более распространенных, но не менее важных элементов солдатского обмундирования. Вопрос был простой: какая каска лучше, советская или немецкая? Ответ пришел из комиссии Главного интендантского управления Красной Армии в январе-феврале 1943.
Первый серийный советский шлем СШ-36 поступил на вооружение РККА в 1936 году, и к концу года выяснилось, что он имеет большое количество недостатков. Наиболее важными из них были хрупкость его стали и низкая стойкость к пулям вблизи участков изгиба. Попытки усовершенствовать шлемы привели к созданию ряда опытных образцов, часть из которых прошла войсковые испытания.
Красноармейцы в касках СШ-36.
В июне 1939 года РККА приняла на вооружение СШ-39стальной шлем, избавивший от большинства недостатков СШ-36. Однако война с Финляндией показала, что носить ее поверх теплой шапки было невозможно, а специальные шерстяные шапки, предназначенные для ношения с СШ-39, не защищали от сильного холода и обморожения. В связи с этим для СШ-39 был разработан новый лейнер, выпуск которого начался в декабре 1940 года. Позже эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну с тремя типами касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. К тому времени первые два типа уже были сняты с производства, но все еще были доступны в больших количествах.
Во время вторжения в СССР нацистская Германия использовала гораздо большее разнообразие стальных касок, от М16, М17 и М18 времен Первой мировой войны до более современных М35 и М40.
Советский стальной шлем СШ-40.
В 1941 году основными касками немецких войск были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но были распространены в тыловых частях. Причиной этого было то, что они были неудовлетворительны по нескольким параметрам, в том числе по устойчивости к пулям.
Новый шлем принят на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25.06.1935, получил название «стальной шлем образца 1935 года», или сокращенно М1935 (или просто М35). Базовая конструкция была аналогична М16, модели 1916 года, но новая модель имела более короткие борта и козырек, другие вентиляционные отверстия и весила меньше.
29 октября 1938 года была запатентована модификация М35. Модификация была проще в производстве и изменила химический состав стали. Эта модификация была принята на вооружение 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем получил наименование «стальной шлем модели 19».40″ (а также М1940 или просто М40).
Немецкая стальная каска обр. 1935 г.
В первый же год войны стало ясно, что ни одна из сторон не добьется быстрой победы. из которых надо было вооружить и экипировать.Возникла необходимость увеличения производства всего снаряжения,в том числе и шлемов.В этих условиях конструкция должна была быть как можно более дешевой и простой,эта цель преследовалась обеими сторонами.Параллельно шли работы велась работа по поиску замены дорогостоящим и редким легирующим присадкам в стали, по возможности без ущерба для защитных свойств.0003
В Германии результатом стало принятие на вооружение «стальной шлем образца 1942 года» (также М1942 или М42). Серийное производство М42 началось 1 августа 1942 года. Они были проще в производстве и изготавливались из более дешевой стали. M42 использовался вместе с M35 и M40 до конца войны, постепенно заменяя их.
Немецкие солдаты в касках М35 или М40.
В СССР работы были направлены на сокращение количества операций, задействованных в производстве. Довоенные исследования также использовались для поиска нового состава стали: НИИ-13 и Лысьвенский металлургический завод (названия «За Индустриализацию», «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», Наркомат черных металлов). завод №700, ЛМЗ) вместе работали над этой темой в 1936-40. В результате получилась углеродисто-кремнисто-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основой советских стальных касок. На заводе эта сталь получила индекс И-1 и использовалась для изготовления нагрудников, помимо касок. При этом использовались дорогие и редкие легирующие добавки, которых во время войны не хватало. Необходимо было найти замену этим добавкам.
Весной 1942 года было предложено несколько вариантов замены стали И-1, и они сразу же были испытаны. Из опытной стали изготавливали большие партии стальных касок и отправляли на передовую. Сталь 36СГА (36СГ), испытана в 1939, был принят под индексом И-2. В этой стали было намного меньше никеля, чем в I-1, и в результате она была немного менее пуленепробиваемой. Всего было испытано 14 марок стали, но И-1 восстановили, когда ситуация со снабжением улучшилась.
Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.
Солдаты обеих сторон в бою задумываются над резонным вопросом: чья экипировка и оружие лучше? Снаряжение, которое считается превосходным, становится желанным трофеем и часто используется в быту или в бою. Примеров этого явления множество. Эти же вопросы задавали и старшие командиры. Нередко сравнение трофейной техники со своей приводило к вдохновению на усовершенствование снаряжения и оружия или создание новых типов.
В декабре 1942 г. по приказу члена Государственного комитета обороны И.Микояна была сформирована комиссия во главе с заместителем Главного интенданта Красной Армии генерал-майором Я.С. Колесников. В его задачу входило проведение сравнительных испытаний отечественных и немецких стальных шлемов. В состав комиссии вошли представители Главного интендантского управления (ГИУ), Наркомата черных металлов (НКЧМ), завода № 700 и бронелаборатории НИИ-13.
Испытания проводились в два этапа. Первый состоялся 10-16 января 19 г.43, на стрельбище Лысьвенского завода. Второй, 7-12 февраля, проходил на Научно-исследовательском полигоне стрелкового оружия Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ) в подмосковном Щурово. Испытывались каски СШ-40 из стали И-1 и И-2, а также трофейные немецкие каски.
Немецкие каски с удовлетворительной бронепробиваемостью.
К сожалению, немецкие каски не были отсортированы по типам, и все виды были протестированы одинаково, хотя шесть разных моделей (М16, М17, М18, М35, М40 и М42) имели существенные различия. Из таблицы рекордов видно, что испытывались каски разных размеров, а из таблицы химического состава и твердости, определенных на заводе №700 и НИПСВО, видно, что это были разные типы касок. В некоторых строках таблицы указана заводская маркировка, что позволяет сделать вывод об использовании шлемов разных заводов.
Испытания включали не только анализ химического состава шлемов. Самым интересным была стрельба и поражение осколками, которые показывали, чей шлем лучше.
На первом этапе испытаний проводились стрельбы из 7,62-мм винтовки Мосина обр. Винтовка 1891/30 обр. 1908 г. и уменьшенным метательным патроном (имитирующим 800, 900 и 1000 метров в связи с малой протяженностью стрельбища на заводе №700) и 7,62-мм Наган обр. револьвера 1895 года на дальности 10 метров.
СШ-40 после испытаний.
На втором этапе испытаний каски были обстреляны одной и той же винтовкой и пулей на 800, 900 и 1000 метров, ППШ на 115 метров, ТТ на 65 метров. Наконец, 82-мм минометные снаряды разорвались в 2 метрах.
Стрельба на полигоне и полигоне производилась в шлемах со снятыми с трех сторон подшлемниками: спереди, сбоку и сзади. Засчитывались только попадания в определенные части шлема, рикошеты, попадания ближе 20 мм до другого попадания или вентиляционного отверстия не засчитывались. На полигоне требования к удовлетворительным попаданиям были несколько смягчены из-за более реалистичных условий.
Глубина вмятин на уцелевших шлемах была зафиксирована и записана в два журнала параллельно. Кроме того, завод №700 зафиксировал скорость полета пули. Эти жесткие условия позволили объективно оценить продукцию завода № 700 в сравнении с немецкими касками.
На испытания передано 620 касок СШ-40 из стали 36СГН, 298 касок из стали 36СГ и 270 касок немецкого производства. Также были испытаны экспериментальные шлемы, изготовленные методом однопереходной штамповки: 100 из стали 36СГН и 60 из стали 36СГ. Часть касок СШ-40 делалась с утолщенными бортами.
Испытания должны были ответить на несколько вопросов:
- Каски СШ-40 соответствуют техническим требованиям?
- Какова пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?
- Каковы преимущества и недостатки шлемов с более толстыми бортами по сравнению с обычными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?
- Какова сравнительная стойкость отечественных и немецких касок?
- Являются ли технические состояния касок из стали 36СГ такими, чтобы их можно было принять в постоянную эксплуатацию?
Сравнительная пулестойкость касок СШ-40 из стали 36СГН и 36СГ и немецких касок.
Процент отраженных попаданий (отношение ко всем попаданиям).
Группы: мод. Винтовка 1891/30 г. с 800 м, ППШ-41 с 115 м, ТТ с 65 м.
Барс: Каски трофейные немецкой армии, СШ-40 из стали 36СГН, СШ-40 из стали 36СГ.
Испытания показали, что шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим требованиям как военного, так и довоенного времени. Отмечено, что технические требования военного времени следует отменить, а вернуть довоенные требования, поскольку это «менее надежный критерий оценки качества касок».
При стрельбе из винтовки с уменьшенным зарядом попало 990 выстрелов, из винтовки с обычным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.
Испытания показали, что сталь 36СГ почти эквивалентна стали 36СГН и обеспечивает сопротивление, удовлетворяющее требованиям. Комиссия разрешила применить одинаковые требования к сталям 36СГ и 36СГН. Принято решение о допуске стали 36СГ к серийному производству наряду с 36СГН. Технология изготовления шлемов СШ-40 на заводе №700 (штамповка, закалка) была признана правильной.
Было отмечено, что толщина стенок влияет на сопротивление пулям. Была дана рекомендация установить минимальную толщину стенок 1,20 мм, а максимальную 1,41 мм. Это привело бы к увеличению веса шлема СШ-40 2-го размера на 55 грамм.
Установлено, что стойкость отечественных касок была значительно выше, чем у немецких касок против всех типов пуль. Это было вызвано конструкцией СШ-40, которая в отличие от немецких касок имела лишь слабое место в месте перехода от козырька к лобовой части (полоса шириной 8-10 мм). Немецкие каски имели гораздо больше слабых мест, которые можно было увидеть по местам пробитий.
Сравнительная диаграмма стойкости различных зон СШ-40 и немецких касок.
Спереди, сбоку и сзади.
Ось X: расстояние от края шлема, мм
Ось Y: процент пробитий
При стрельбе из винтовки на 800 метров с мод. 1908 г. (с учетом всех попаданий), советские каски пробивались в 7,7-10% случаев, а немецкие каски — в 34,5% случаев. ППШ пробивал немецкие каски в 41,4% случаев, а советские только в 11,5-11,7% случаев. ТТ мог пробивать немецкие каски в 38,8% случаев, по сравнению с 12,4-13% советских касок. Даже Наган мог пробить немецкие каски 29% времени…
Комиссия пришла к выводу, что необходимо продолжать поиск более прочных сортов стали, совершенствовать методы производства и продолжать совершенствовать форму шлема. Кроме того, конструкция лайнера могла быть улучшена. Несмотря на то, что выбор немецких касок не был идеальным, сравнение было однозначно в пользу советских стальных касок.
Оригинал статьи Вадима Антонова.
Из-за железного занавеса: каски коммунистического блока
Несмотря на то, что конструкции советских касок были широко распространены после окончания мировой войны, на самом деле существует большое разнообразие типов касок, используемых во всем коммунистическом блоке. Сегодня легко представить советское господство в Восточной Европе, но нужно понимать, что различные нации по-прежнему сохраняли свою уникальную национальную идентичность с точки зрения униформы и снаряжения. Это, безусловно, относилось к шлемам.
F с конца Второй мировой войны до падения Берлинской стены в 1989 г. Европа разделилась на два вооруженных лагеря; НАТО при американской поддержке на Западе и Варшавский договор под советским господством на Востоке. Несмотря на соглашения о том, что страны Восточной Европы могут свободно проводить выборы, Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Албания и Болгария вскоре стали марионеточными государствами вместе с оккупированной Восточной Германией. 14 мая 1955 г. между СССР и вышеуказанными государствами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи — Варшавский договор.
Сравнение советского СШ-40, чешского М-53 и венгерского М-70. Обратите внимание на разные системы подкладок у трех шлемов. Авторская коллекция
Для поддержания порядка и единообразия войска Варшавского договора вскоре стали вооружаться советским оружием, оснащаться советским снаряжением. В то время как силы НАТО быстро приняли американский шлем модели M1 — Франция разработала модифицированную версию, а Англия сохранила свою модель конца Второй мировой войны — силы Варшавского договора вскоре использовали советские конструкции шлемов.
Несмотря на то, что советские конструкции шлемов были широко распространены после окончания мировой войны, на самом деле существует большое разнообразие типов шлемов, используемых во всем коммунистическом блоке. Сегодня легко представить советское господство в Восточной Европе, но нужно понимать, что различные нации по-прежнему сохраняли свою уникальную национальную идентичность с точки зрения униформы и снаряжения. Это, безусловно, относилось к шлемам.
СОВЕТСКАЯ СШ-40
В конце Второй мировой войны каска СШ-40, или модель 1940 года, была основной стальной каской, использовавшейся в Красной Армии. В нем использовалась система вкладышей с тремя прокладками, которая обеспечивала очень точную подгонку и сокращала производственный процесс по сравнению с предыдущими конструкциями. Шлем этого типа продолжал использоваться с небольшими изменениями, пока в 1968 году его не заменил СШ-68.
Сравнение польского Wz. 31/50 и польский Wz. 68. Обратите внимание на польского орла на передней части шлема образца 1968 года. Авторская коллекция
Конструкция снаряда СШ-40 использовалась во всем Восточном блоке после Второй мировой войны. Большинство первых шлемов, вероятно, были советскими излишками с системой подкладки с тремя подкладками. Однако к 1950-м годам они производились внутри Чехословакии и Венгрии.
На самом деле первой волной стальных касок так называемой «Советской Армии» или «Красной Армии», которые массово ударили по Западу в 1990-х годах, были на самом деле чешские стальные каски М-53. Внешне они выглядят почти так же, как СШ-40, но окрашены в более темный зеленовато-коричневый цвет. Многие из них все еще доступны на eBay и в каталогах излишков по цене менее 50 долларов в неизданном состоянии. Нет точных данных о том, сколько из них было произведено, но цифры, безусловно, исчисляются сотнями тысяч или более.
Шлем десантника образца 1963 года польского производства, но использовавшийся в Восточной Германии. Они производились в Польше на протяжении 1960-х и 1970-х годов и использовались на всей территории Советского блока. В последнее десятилетие они продавались как излишки, но снова стали редкостью. Авторская коллекция
Чешские М-53 на самом деле немного легче стали, и, по разным данным, нет никаких доказательств того, что они были произведены в Советском Союзе. Эти каски были произведены высокоэффективной чешской оружейной промышленностью. Главной отличительной чертой этих шлемов является подшлемник, вдохновленный немецким M-31 или итальянским M-33. Он имеет восемь кожаных язычков вокруг стальной ленты, которая крепится к корпусу в трех точках, как и в итальянском дизайне. Это позволяет использовать шлем с высокой степенью регулировки, но имеет недостаток, заключающийся в том, что он имеет качества колокола!
Чешский M-53 использовался чехословацкими войсками, и, кажется, есть доказательства того, что он также экспортировался. Образцы песчаного камуфляжа были найдены на Ближнем Востоке, и египетские, сирийские и иракские войска, среди прочих, вероятно, использовали эту модель шлема.
Чехи были не единственной страной Варшавского договора, которая полагалась на конструкцию снаряда СШ-40. Хотя нет никаких аргументов в пользу того, что народ Венгрии сильно пострадал от советского господства, Советы никогда не пользовались большим доверием национальной армии. Несмотря на это, а может быть, благодаря этому, венгры использовали стальной шлем СШ-40 на протяжении всей холодной войны.
В конце Второй мировой войны венгерская армия некоторое время продолжала использовать свой довоенный шлем модели 1935/38, лицензированный в Германии. Довоенная версия обычно была горчично-коричневого цвета, а послевоенные модифицированные версии 1948 года были более темно-зелеными. Без сомнения, они считались напоминанием о войне и были заменены в 1950 году советской конструкцией, которая использовалась в течение следующих 20 лет. Считается, что каски советского производства, а не отечественного производства, использовались на протяжении всего этого периода (включая восстания в Будапеште в 1956).
Модифицированная версия, известная коллекционерам как «Модель 1971 года» (но, возможно, она была разработана в 1965 году), сохранила базовую оболочку с сильно модифицированным вкладышем. Этот подшлемник с четырьмя подушечками и двойным кожаным подбородочным ремнем, вероятно, является одной из лучших систем подшлемников любой из конструкций СШ-40. Возможно, из-за того, что это четырехточечный подбородочный ремень, этот шлем ошибочно называют шлемом десантника, но нет никаких доказательств того, что это когда-либо имело место. В то время как улучшенный подшлемник более чем достаточен для пехотного шлема, без дополнительной прокладки его очень не хватает в качестве прыжкового шлема. Наклонная конструкция оболочки шлема также была бы непрактичной в качестве шлема десантника. Хотя венгерские шлемы M-71 не так распространены, как чешский M-53, они по-прежнему относительно многочисленны и доступны по цене.
ПОЛЬША, РУМЫНИЯ И БОЛГАРИЯ
Армии Польши, Румынии и Болгарии сумели сохранить свою националистическую идентичность во время холодной войны. Нация Польша исчезла с карт Европы в 1795 году, чтобы вновь появиться в 1918 году. Она снова исчезла в 1939 году и сильно изменилась после заключения мира 1945 года. Силы, верные Советскому Союзу, формировались и во время Второй мировой войны. Поэтому первые польские коммунистические каски были выпущены задолго до холодной войны.
Румынская модель 1973 года, основанная на довоенном голландском шлеме M38. Авторская коллекция
Польша: Как и вся Восточная Европа, Польша твердо стояла за железным занавесом, меняя своих нацистских угнетателей на коммунистов. И это марионеточное правительство вскоре начало перевооружаться. Послевоенная польская армия начала модернизацию в 1949 году, за которой последовал еще один раунд в 1956 году. На протяжении всего этого, несмотря на влияние Советов, многие традиционные элементы польской армии оставались, в частности, полевые кепки, вдохновленные старыми военные рогатки. Польский орел, символ золотого века нации, был сохранен. Фактически, Польша была одной из немногих стран, где их старые символы действительно были сохранены в пользу коммунистической красной звезды.
Болгарская каска M51 похожа на итальянскую модель 1933 года и отличается более низким качеством стали. Авторская коллекция
Точно так же поляки сохранили свои уникальные конструкции шлемов. До Второй мировой войны поляки использовали французские стальные каски «Адриан», которые в 1930-х годах были заменены на Wz. 31 или Model 31. Модель отличалась системой кожаных подкладок с тремя прокладками, которая была частично основана на дизайне немецкой модели 1916 года. Эти шлемы были выпущены с антибликовой текстурированной краской для пехоты, которая стала известна как «покраска Саламандры».
После Второй мировой войны Wz. 31 был сохранен, но лишен краски саламандры. Шлемы получили плоское матовое покрытие. Новая система подкладки и подбородочного ремня (копия немецкой системы подкладки M-31 и итальянской системы подкладки M-33) заменила систему с тремя подушками. Эти послевоенные Wz. Шлемы 31-50 обычно имеют два набора заклепок на корпусе: один набор от оригинальной системы подшлемника, а второй набор удерживает новый подшлемник. Эти шлемы использовались до 1980-х годов.
В конце 1960-х годов поляки представили замену Wz. 31, известный как Wz. 67 или Модель 1967. Представляет собой смесь старой каски с советской конструкцией. На этих шлемах спереди обычно был нанесен польский орел. Эти шлемы использовались до тех пор, пока Польша не присоединилась к НАТО в 1990-х годах. Поэтому их по-прежнему легко найти в качестве излишков.
Стоит упомянуть еще один польский шлем, который по иронии судьбы обычно называют восточногерманским шлемом: парашютистский шлем образца 1963 года. Эти шлемы производились в Польше, но использовались различными странами Варшавского договора во время холодной войны, особенно их союзниками из Восточной Германии. Он имеет круглую овальную стальную оболочку с мягкой кожаной подкладкой. Накладки на уши являются частью системы подбородочных ремней, что обеспечивает плотное прилегание. Из-за такой конструкции шлем иногда называют шлемом «диспетчера».
Румыния: Во второй половине холодной войны эта балканская нация также стала одним из самых неохотных советских «союзников», фактически неоднократно нарушая Варшавский договор — в частности, посещая Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе, в то время как остальная часть советского блока осталась дома. Как и в случае с Польшей, Румыния также сохранила свои довоенные конструкции шлемов.
Как «социалистическая», а не «коммунистическая» нация, Румыния дистанцировалась от Варшавского договора и даже отказалась разрешить размещение иностранных (как и советских) войск в пределах своих границ. К 1970-х советские каски СШ-40, которые использовались румынами, были заменены румынской каской модели 73 (которая была основана на довоенной голландской конструкции М-38). Эти каски использовались различных зеленых, серых и даже синих цветов для различных вооруженных сил Румынии. Некоторые из шлемов М-73 имели румынскую государственную печать спереди, которая напоминает пластину короля Кэрола II, которая появилась на версии времен Второй мировой войны.
Кроме румынской пехотной каски выпускалась и парашютно-десантная модель. Он очень похож на шлем польского десантника М-63, но с оболочкой, больше напоминающей М-73.
Болгария: Только номинальный союзник Оси во время Второй мировой войны, Болгария фактически не вступала в бой с Советским Союзом на Восточном фронте. Тем не менее Болгария после войны попала в советскую сферу влияния. Советы никогда не размещали в Болгарии большое количество войск, что западные наблюдатели рассматривали как признак доверия и неважность региона для советской обороны.
В то же время, однако, болгары часто моделировали свою форму по образцу империалистической России, а затем и Советского Союза. Влияние экипировки и головных уборов советского стиля уходит своими корнями в давние традиции. В течение 19В 30-е годы болгары отказались от своих шлемов и полагались на немецкий дизайн, несомненно, основанный на немецкой конструкции шлема времен Первой мировой войны 1916/18 года. Болгария даже использовала бывшие немецкие и австрийские каски времен Первой мировой войны. Нередко можно найти последние с коммунистическими звездами на передней части, что говорит о том, что они оставались на вооружении в течение длительного времени.
К середине 1930-х годов болгары приняли на вооружение собственные уникальные модели шлемов, известные под общим названием «болгарский шлем образца 1936 года». Фактически эта модель была доступна в трех основных версиях с некоторыми вариациями каждой. Они производились в Чехословакии и Германии до войны, а в последние годы были распроданы в больших количествах. Хотя они никогда не будут иметь ценность немецких шлемов времен Второй мировой войны, они, вероятно, являются самыми доступными из всех силовых шлемов Axis той эпохи.
Различные каски М-36 с трехцветной наклейкой на правой стороне были перевыданы просоветским силам Болгарии в 1950-х годах. На многих из них красовалась красная звезда в знак поддержки. Они использовались на протяжении всей холодной войны.
Новый стальной шлем был представлен в 1951 году на основе итальянского М-33. Шлем такой же формы и имеет ту же подкладку, что и итальянская оболочка, но сталь и подкладка менее качественные. М-51 даже иногда использовался в кино в качестве советского шлема, в частности, в легендарном фильме о Второй мировой войне «Железный крест». Как и болгарские каски времен Второй мировой войны, М-51 — довольно необычный шлем; однако цены остаются вполне доступными.
ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ
Армия ГДР, или Восточной Германии, вероятно, была лучше всего обучена и лучше всего оснащена из держав Варшавского договора, включая армию Советского Союза! Страна также по иронии судьбы считалась самой надежной, но наименее доверяемой их советскими хозяевами из-за горьких воспоминаний о Второй мировой войне.
Стальной шлем «классической» ранней модели восточногерманской модели 1956 года. В этом примере используется лайнер с ранним рисунком и темно-серая краска. Авторская коллекция
История восточногерманских касок фактически уходит корнями во Вторую мировую войну. Уже в 1942 году немецкая армия искала способы упростить свои методы производства и создать более совершенное оружие. Во время войны было несколько моделей, в том числе Model B/II. Ходят слухи, что шлем не понравился Адольфу Гитлеру, и он никуда не делся. Неизвестно, существуют ли какие-либо боевые пилы, и существуют ли они вообще сегодня, также остается открытым для обсуждения. Шлемы действительно всплывают у продавцов, утверждающих, что это неуловимая «Модель B/II», но любой из них следует рассматривать с некоторым скептицизмом.
Восточная Германия была провозглашена независимым государством в 1949 году, но Советы уже создали вооруженное подразделение Народной полиции, или Volkspolizei (VOPO), которое послужило предшественником NVA (Nationale Volksarmee) — не путать с СВА Вьетнама. Интересно, что восточногерманские вооруженные силы сохранили форму, характерную для вермахта, но носили советскую каску СШ-40, что делало солдата довольно эклектичным и почти анахроничным. Считается, что выпускались как актуальные каски СШ-40, так и чешские М-53. Спереди на них была уникальная восточногерманская наклейка. Эта модель с декалем пользуется большим спросом у коллекционеров и считается довольно редкой. Подделки, к сожалению, известны.
Этот шлем привел к созданию первого настоящего восточногерманского шлема модели 1954 года. По внешнему виду он похож на немецкий М-35, но имеет значительно более квадратную форму. Они использовались пограничной полицией и силами ВОПО. Эти шлемы сегодня крайне редки. На смену модели 1954 года пришла модель 1956 года, самая узнаваемая каска времен ГДР.
Сравнение восточногерманского лайнера М-44 первой модели с более поздним лайнером М-56/70. Авторская коллекция
Основанный на модели B/II, M-56 имеет очертания стального шлема M-35 с более округлой/наклонной формой. Это улучшило баллистические свойства шлема и придало ему красивый внешний вид. Первая модель шлема была оснащена подшлемником модели 1944 года, который был разработан для замены подшлемника М-31, использовавшегося в немецких шлемах М-35/40/42. В первой партии шлемов использовался один подбородочный ремень в стиле М-31. Y-образные ремни заменили подбородочный ремень на каждой последующей модели.
Существует несколько модификаций М-56. Наиболее распространена окончательная версия с шестью кожаными язычками и поролоновой прокладкой. Флойд Таббс в своем оригинальном издании Stahlhelm описывает подшлемник с четырьмя тонкими кожаными накладками, подкладкой из пробки и резиновыми блоками, однако этот автор никогда не видел лично или на фотографии примера, который бы соответствовал этому описанию. Без сомнения, эти четыре колодки были перепутаны с советской системой вкладышей СШ-68. Поскольку восточногерманских касок, вероятно, на Западе в 19 в.70-х Таббс, возможно, полагался на немногочисленную доступную информацию.
В 1980-х восточногерманская M-56 была редкостью и пользовалась большим спросом. Цена падала быстрее, чем пала Берлинская стена. Как и большинство предметов из Восточной Германии, каски уже более десяти лет продаются в армейских магазинах по цене от 10 долларов! Однако ранние модели с подкладкой М-44 и модели с декалями по-прежнему пользуются спросом у коллекционеров. Подложки еще не подделывали, но коллекционерам следует опасаться поддельных декалей. Точно так же существует множество «фэнтезийных» декалей, например, для Штази — подразделения, которое, как известно, никогда не использовало декали.
ПО ВСЕМУ МИРУ
Как и в случае с автоматом АК-47, Советы никогда не стеснялись экспортировать свое оборудование по всему миру. В результате различные советские шлемы и шлемы советского блока можно найти по всему миру. Албания, союзник Советского Союза, использовала каски СШ-40, чешские М-53, а затем и болгарские каски М-51, прежде чем принять на вооружение каски китайского производства.
Во время Корейской войны каски СШ-40 в небольшом количестве поставлялись северокорейцам и их союзникам-краснокитайцам. Во время войны во Вьетнаме силы ПАВН (Народная армия Вьетнама) — не путать с СВА Восточной Германии — использовали советские каски. Советские каски СШ-40, а позже и СШ-68 попали в Ирак, Сирию, Египет, Камбоджу, Кубу, Афганистан и даже в такие африканские страны, как Ангола.