Средневековый шлем салад (салед). Шлем салад


Несъедобный… салад » Военное обозрение

«...и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню...»(Первая книга царств 17:38)

Итак, речь, понятно, пойдет о шлеме, а не о салате, который назывался салад, что представляло производное от французского salade, а во французский язык это слово в свою очередь пришло из Италии, от итальянского celata. В немецком языке celata переиначилась в Schaller, а в Испании celata превратилось в испанский cabacete, впоследствии ставшем шлемом кабассет совершенно нового вида. Считается, что появился этот шлем в конце XIV — начале XVI вв., а свое происхождение ведет от бацинетов, хотя вполне возможно, что это были и простые шлемы серьвильеры (подшлемники), к которым приделали назатыльник. Кстати, именно наличие назатыльника (наиболее длинного у германских образцов), и делает салад саладом, хотя можно добавить сюда и ребро жесткости или «мыс» на его лицевую часть. Хотя известны варианты и специальных пехотных шлемов этого типа без забрала.

Несъедобный… салад

Давайте посмотрим на шлемы типа саллет и барбют, которые хранятся в музеях и, прежде всего, в Метраполитен-музее в Нью-Йорке, который обладает богатой коллекцией таких шлемов. И вот перед нами самый простой шлем саллет или салад, который от сервильера только тем и отличается, что имеет сзади назатыльник. Это шлем итальянский, произведен в Милане в 1470–80 гг. а вес его 1625 г.

С чем связано его появление? С тем, что именно в это время произошел решительный отказ от использования кольчуги в качестве основного средства защиты, пришедшийся как раз на первую половину ХV в. Ведь именно тогда появилось сразу несколько новых шлемов: бацинет – «бундхугель или «собачий шлем» и салле, саллет или салад (характерное название для русскоязычной литературы), ставший особенно популярным у германских рыцарей и оружейников.

Английские историки Д. Эдж и Д. Паддок сообщают, что эти шлемы впервые появились в Италии (где их называли селата) и даже указывают год – 1407, когда это случилось. Потом через Францию и Бургундию к 1420 г. они добрались до Германии и Англии, а уже десятилетие спустя сделались популярными уже по всем странам Западной Европы.

В конструкции салада весьма наглядно проявил себя творческий подход оружейников к усилению защиты головы и лица, без усложнения самой формы шлема. Поэтому он и получил форму полусферы, а для наблюдения прорези (или одну большую прорезь), и широкие поля, способные отвести в стороны направленные по нему удары. Ну, а далее начиналось самое интересное: если салад надеть, сдвинув на затылок, словно коринфский шлем из Древней Греции, то можно смотреть из-под него совершенно свободно. Но в бою его надевали на лицо поглубже, а для обзора использовали узкую поперечную щель. При этом та часть лица, где был нос, защищалась специальным выступом в форме буквы V, которым острия стрел и копий отбрасывались в стороны, а не вниз к шее. Кроме того, поскольку при этом шлем снизу был открыт, дышать в нем было намного легче, чем в закрытом бацинете или появившемся позднее шлеме армэ. Германские шлемы были весьма характерны из-за своего назатыльника, имевшего форму длинного вытянутого хвоста; а вот французские и итальянские своей формой больше всего были похожи на колокол.

Около 1490 года появился еще один тип, который назвали «черный салле», который либо красили в черный цвет, либо обтягивали вельветом (тоже черным, хотя цвет ткани роли не играл). Форма предличника, который выступал вперед острым углом, также была отлична от других образцов. Использовали этот шлем и конные воины, те же французские конные стрелки из лука, и рыцари, и даже имевшие доспехи пехотинцы. Понятно, что модники обтягивали его дорогими тканями, украшали вышивкой, а то и драгоценными камнями!

Правда, к концу ХV века шлемы такого типа стали уже довольно сильно различаться глубиной посадки на голову, поскольку пехотинцам глубоко сидевшие на голове шлемы, как у всадников, не требовались. Так как нижняя часть лица при его ношении оставалась открытой, оружейникам понадобилось ее защитить предличником, закрывавшем и подбородок, и шею, одновременно и спереди, и сзади, так как он состоял из передней и задней деталей, соединенных с кирасой.

Типичный германский салад с забралом, «хвостом» и предличником из Южной Германии:1480-90 гг. Музей Хиггинса. США.

Шлем салад был популярен и у пехоты, и среди рыцарей. Разница была в том, что последние довольно часто (хотя и не всегда) использовали варианты с небольшим забралом, а лучники и арбалетчики использовали варианты, оставлявшие лицо открытым, а салады, что носила обычная пехота, нередко имели еще и поля, которые делали их похожими на айзенхуты – «военные шляпы». Но салады с полями были в ходу и у рыцарей, а обтянутый тканью салад с открытым лицом использовался в качестве парадного шлема, который рыцари носили вне боя и в этом качестве был очень популярен.

«Саллет львиная голова»:1475–80 гг. Италия. Сталь, медь, золото, стекло, текстиль. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Так что, возникнув где-то в Италии, шлемы этого типа приобрели огромную популярность в первую очередь в Германии, где во второй половине XV века они стали чем-то вроде типичного германского шлема, ставшим характерной особенностью и готического доспеха, который, в общем-то, тоже ассоциируется с Германией. Ну, а позднее именно салад стал прототипом и знаменитой немецкой армейской каски.

Саллет с налобником франко-бургундского типа конца XV в. Считается, что сделан в Италии. Вес 1737 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Впрочем, помимо салада, пользовавшегося большой популярностью, как среди самых знатных рыцарей, так и среди самых бедных пехотинцев, и подобная же история произошла еще с одним шлемом, который также появился в Италии и также в конце XIV в., а именно – шлемом барбют. Свое название он получил от… торчавшей из него бороды, ведь «барба» - это «борода». Причина заключалась в его конструкции. Ведь это был по сути тот же «коринфский шлем» с Т-образной лицевой прорезью, в которую как раз борода и виднелась!

Барбют мастера Бернардино да Карнаго, Италия, Милан, ок.1475 г. Вес 2948 г.

Такое устройство облегчало дыхание и обзор. Такие шлемы в разных вариантах оказались опять-таки очень удобны, как для пехотинцев-латников, так и для стрелков – лучников и арбалетчиков, хотя использовали их также и рыцари. Например, именно барбютом укомплектованы итальянские доспехи 1450 года из Галереи искусств в Глазго. Очень широко подобные шлемы распространились в Венеции, где их чаще всего также носили арбалетчики и тяжеловооруженная венецианская пехота. Об этом в книге «Венецианская империя. 1200 – 1670», указал Д. Николь, который написал ее в соавторстве с известным историком и художником К. Ротеро. Интересно, что в Германии барбюты называли «итальянским саладом» или «итальянским бацинетом».

Салад-бацинет с забралом: 1500–10 гг. Германия. Вес 2461 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Таким образом, в течение всего ХV в. именно итальянские оружейники являлись законодателями военной рыцарской моды. Но случалось и так, что они сами включали в свои доспехи детали, заимствованные уже у германских мастеров, поскольку этого требовали их заказчики. В свою очередь торговые связи Германии и Италии, сходившиеся во Фландрии, дали толчок развитию собственного производства в Антверпене, Брюгге и Брюсселе, откуда затем достаточно дешевые доспехи в массовом количестве продавались в Англию.

«Саллет со щеками»: 1470–80 гг. Милан. Вес 2658 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Такие шлемы носили в основном пехотинцы. Арбалетчики и лучники.

Здесь, в Голландии получили распространение латы смешанных форм, подобные тем, которые сегодня мы видим на картине голландского художника Фридриха Херлина «Святой Георгий и дракон» (1460), где изображен рыцарь в типичных итальянских «экспортных» латах, но в шлеме салле типично германо-итальянского образца.

Фридрих Херлин.» Св. Георгий и дракон».

topwar.ru

Средневековый шлем салад (салед) | War, Gun'S & Rock'n'roll

Helot - Четверг, 28 Октябрь 2010 01:54

Салад или салед (фр. salade, итал. celata, нем. tschelede и schalern) – европейский средневековый шлем, широко используемый пехотой, кавалерией и рыцарством. Появился он в конце XIV века и ведет свое происхождение от бацинета. Возникнув изначально в Италии, салады вскоре заменяют бацинеты и приобретают большую популярность в Германии и со второй половины XV века они становятся основным типом германского шлема, применялся немецкими солдатами-наемниками, швейцарцами. Позже они были неотъемлемой частью готического доспеха, который также ассоциировался с Германией. Во Франции салад частично заменил шапель. Несмотря на его широкое использование в боях, в турнирах практически не применялся.

Салад. Вторая половина XV века

К концу XIV столетия бацинет утрачивает форму вытянутого остроконечного купола и становится более сферообразным. При этом боковые части шлема укорачиваются, поднимаясь вверх, а затылочная сторона наоборот – удлиняется с небольшим плавным изгибом. В начале XV века появляется немного выступающее ребро жесткости, а в 1500 году – и подвижный затыльник. Новая форма шлема стала называться саладом. Но вначале, правда, первые салады очень сильно напоминали простую каску, которая оставляла лицо открытым, хотя при этом имела удлиненный затыльник. Такие салады предназначались в основном для простых и небогатых пехотинцев. Когда же шлем в процессе развития получил более определенную и удобную форму, он приобрел большую популярность.

Салед с бувигером

Салад может быть самым различным по форме – похожим на каску или шляпу, с забралом или без. Общими чертами являются наличие ярко выраженного назатыльника и продольного ребра жесткости, которое нередко превращалось в гребень. Назатыльник мог быть цельновыкованным вместе с куполом шлема или приклепывался в виде 1-3 пластин к затыльной части с заостренной формой на конце. Часто он был с подвижным креплением. Характерной особенностью немецкого салада являлся более длинный затыльник. Французские шлема этого типа были несколько короче, доходя воину только до верхней челюсти. А итальянские салады по форме несколько напоминали античные римские или греческие шлема. Пехотные салады зачастую были открытыми или имели смотровую щель в виде длинного разреза на передней стороне шлема, иногда даже на его краю. Для защиты шеи и челюсти салады, как закрытые с забралом (или сплошные), так и открытые носились с бувигером или широким удлиненным горжетом, который скреплялся с кирасой. В конце XV века к саладу добавляется короткое подъемное забрало и чуть расширенные боковые поля. Нижний край смотровой щели на забрале немного выступает, защищая глаза от ударного оружия. Удобство салада заключалось в возможности наклонять и поворачивать голову в любую сторону, а затыльник и бувигер замечательно защищали шею и нижнюю часть лица, не затрудняя поступление воздуха.

Немецкий салад исчез из защитного снаряжения в начале XVI века и был заменен более закрытым армэ, хотя и конкурировал с ним долгое время, в результате чего появлялись шлема переходного типа от салада к армэту. В Италии, а позже и во Франции для защиты ушей к саладам добавляются по бокам пластины. И таким образом, салад эволюционирует в бургиньот. Впоследствии, спустя века, немецкий салад второй половины XV века стал прототипом немецкой каски Первой Мировой Войны и был предшественником шлема пожарного и современной каски.

Салад. Интересные факты:

  • До нашего времени дошли свидетельства, что салады не всегда изготавливались из металла. В битве под Айзенкуром 1415 года на английских лучниках были надеты салады из вареной кожи. А в 1480 году наемные солдаты и немецкие рыцари носили шлема из металлического каркаса, обтянутого мехом и имеющего форму салада. Помимо этого в городах знатные рыцари носили к саладу кожаный подбородник, обтянутый тканью.
  • В Европе восточные шишаки были известны под названием «татарские салады».

PostScriptum:Избавьте себя и вашего ребенка от изнурительных походов на рынок уже сегодня. Посетите наш интернет магазин, где продается детская обувь зебра, и закажите понравившуюся модель, не выходя из дома!

Записи по теме:

getwar.ru

Шлемы - Галерея доспехов и оружия

Максимилиановский армет
Максимилиановский армет
Топхельм из Бользано
Топхельм из Бользано
Гусарский шишак, XVII в.
Гусарский шишак, XVII в.
Бургиньот, XVI в.
Бургиньот, XVI в.
Турнирный шлем типа "Жабья голова" кон. XV в. начало XVI в.
Турнирный шлем типа "Жабья голова" кон. XV в. начало XVI в.
Шишак, XVI - XVII вв.
Шишак, XVI - XVII вв.
Мисюра XVI - XVII вв.
Мисюра XVI - XVII вв.
Kubelhelm
Kubelhelm
Геральдический шлем, XV-XVI вв.
Геральдический шлем, XV-XVI вв.
Морион, XVI в.
Морион, XVI в.
Бургиньот, XVI в.
Бургиньот, XVI в.
Топхельм, XIII в.
Топхельм, XIII в.
Бацинет, XIV в.
Бацинет, XIV в.
Шишак, Оттоманская империя, XVI - XVII вв.
Шишак, Оттоманская империя, XVI - XVII вв.
Армет, XVI в.
Армет, XVI в.
Армет, XVI в.
Армет, XVI в.
Горшковый шлем из «Библии Матиевского», первая пол. XIII в.
Горшковый шлем из «Библии Матиевского», первая пол. XIII в.
Гусарский шишак, XVII в.
Гусарский шишак, XVII в.
Норманнский шлем с наносником, XI-XII вв.
Норманнский шлем с наносником, XI-XII вв.
Закрытый шлем типа «салад», кон. XV в.
Закрытый шлем типа «салад», кон. XV в.
Шлем итало-норманнский, XII в.
Шлем итало-норманнский, XII в.
Горшковый шлем типа «сахарная голова», конец XIII в.
Горшковый шлем типа «сахарная голова», конец XIII в.
Горшковый шлем из Бользано, 1300 г.
Горшковый шлем из Бользано, 1300 г.
Горшковый шлем из «Библии Матиевского», первая пол. XIII в.
Горшковый шлем из «Библии Матиевского», первая пол. XIII в.
Армет, XVI в.
Армет, XVI в.
Топхельм, XIII в.
Топхельм, XIII в.
Готический армет, XV в.
Готический армет, XV в.
Гусарский шишак, XVI в.
Гусарский шишак, XVI в.
Шлем «сахарная голова», XIV в.
Шлем «сахарная голова», XIV в.
Шапель, XIII в.
Шапель, XIII в.
Миланский армет, XV в.
Миланский армет, XV в.
Топхельм, XIII в.
Топхельм, XIII в.
Салад, XV в.
Салад, XV в.
Шапель, XIII в.
Шапель, XIII в.
Салад, XV в.
Салад, XV в.
Максимилиановский армет
Максимилиановский армет
Миланский армет, XV в.
Миланский армет, XV в.
Салад, XV в.
Салад, XV в.
Бацинет, XIV в.
Бацинет, XIV в.
Готический армет, XVI в.
Готический армет, XVI в.
Шлем, XII в.
Шлем, XII в.
Бацинет, XIV в.
Бацинет, XIV в.
Салад, XV в.
Салад, XV в.

Copyright © 2006 - 2018, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

sl-armours.com

Салад | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Салад

Изготовитель:

Европейские кузнецы

Тип защиты:

Голова, шея, подбородок

Материал:

Сталь

Время:

XV - XVI века

Родина:

ИталияИталия Италия

Область применения:

ИталияИталия ИталияГерманияГермания Германия

Пользователи:

Разновидности:

Салад (от фр. salade, в свою очередь произошедшего от итал. celata; что любопытно, в немецком языке итал. celata изначально транскрибировалось как нем. tschelede, но затем постепенно приобрело современный вид нем. Schaller, а в Испании итал. celata превратилось в исп. capacete, впоследствии ставшем названием одноимённого шлема кабассет) — тип шлема, использовавшийся с 1430-х гг. до начала XVI в. Его часто носили вместе с бувигером, или нашейником, — воротником, защищавшим подбородок и шею.

Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей, что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады, носившиеся обычной пехотой, нередко имели поля, делавшие их похожими на айзенхуты. Тем не менее, салады с полями встречались и у рыцарей, а украшенный салад с открытым лицом был популярным парадным шлемом, носившимся рыцарями вне боя.

Изначально возникнув в Италии, салады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV века типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой готического доспеха, тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские салады второй половины XV века стали прототипами немецкой каски.

ru.warriors.wikia.com

Салад — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Салады (единственное число — салад от фр. salade, в свою очередь произошедшего от итал. celata; что любопытно, в немецком языке итал. celata изначально транскрибировалось как нем. tschelede, но затем постепенно приобрело современный вид нем. Schaller, а в Испании итал. celata превратилось в исп. capacete, впоследствии ставшем названием одноимённого шлема кабассет) — группа шлемов (конца XIV — начала XVI) ведущая своё происхождение от бацинетов, различных по форме (от похожих на каску, до похожих на шляпу), но имеющих в качестве общей черты наличие назатыльника (особенно длинного у германских салладов), а также продольного ребра жёсткости, нередко (но не обязательно) превращающегося в настоящий гребень. Есть вариант так называемого пехотного салада без забрала.

Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей, что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады, носившиеся обычной пехотой, нередко имели поля, делавшие их похожими на айзенхуты. Тем не менее, салады с полями встречались и у рыцарей, а украшенный салад с открытым лицом был популярным парадным шлемом, носившимся рыцарями вне боя.

Изначально возникнув в Италии, салады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV века типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой готического доспеха, тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские салады второй половины XV века стали прототипами немецкой каски.

Источники

  • Ewart Oakeshott. European Weapons and Armour. From Renaissance to the Industrial Revolution. — Boydell & Brewer, 1980. — 288 p. — ISBN 0-85115-789-0.
  • Wendelin Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders. — Leipzig, 1890.

Галерея

  • Sallets by Emmanuel Viollet-le-Duc.jpg

    Салады нескольких видов.

  • Bellows Visored Sallet by Emmanuel Viollet-le-Duc.jpg

    Салад с забралом в виде кузнечных мехов (переходный тип от салада к закрытому шлему).

  • Double Visored Sallet by Wendelin Boeheim.jpg

    Салад с двойным забралом (переходный тип к армету), бевор закреплён на тех же точках подвески, что и налобная пластина. Некоторые салады такого типа могли иметь дополнительную защиту затылка, расположенную ниже «хвоста».

  • Lucanian Sallet (end of 15c) by Wendelin Boeheim.jpg

    Лукканский салад по Бехайму (конец XV века).

  • Helm DSC02194.JPG

    Рыцарский салад конца XV века.

  • Coventry Sallet HAGAM.jpg

    Салад XV века в англо-бургундском стиле, как можно видеть, заметно отличается от «бургундского салада» XV века

См. также

Напишите отзыв о статье "Салад"

Отрывок, характеризующий Салад

Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужою для себя красавицею, какою он видал ее каждый день прежде; но он не мог уже этого сделать. Не мог, как не может человек, прежде смотревший в тумане на былинку бурьяна и видевший в ней дерево, увидав былинку, снова увидеть в ней дерево. Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли. – Bon, je vous laisse dans votre petit coin. Je vois, que vous y etes tres bien, [Хорошо, я вас оставлю в вашем уголке. Я вижу, вам там хорошо,] – сказал голос Анны Павловны. И Пьер, со страхом вспоминая, не сделал ли он чего нибудь предосудительного, краснея, оглянулся вокруг себя. Ему казалось, что все знают, так же как и он, про то, что с ним случилось. Через несколько времени, когда он подошел к большому кружку, Анна Павловна сказала ему: – On dit que vous embellissez votre maison de Petersbourg. [Говорят, вы отделываете свой петербургский дом.] (Это была правда: архитектор сказал, что это нужно ему, и Пьер, сам не зная, зачем, отделывал свой огромный дом в Петербурге.) – C'est bien, mais ne demenagez pas de chez le prince Ваsile. Il est bon d'avoir un ami comme le prince, – сказала она, улыбаясь князю Василию. – J'en sais quelque chose. N'est ce pas? [Это хорошо, но не переезжайте от князя Василия. Хорошо иметь такого друга. Я кое что об этом знаю. Не правда ли?] А вы еще так молоды. Вам нужны советы. Вы не сердитесь на меня, что я пользуюсь правами старух. – Она замолчала, как молчат всегда женщины, чего то ожидая после того, как скажут про свои года. – Если вы женитесь, то другое дело. – И она соединила их в один взгляд. Пьер не смотрел на Элен, и она на него. Но она была всё так же страшно близка ему. Он промычал что то и покраснел. Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Что то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что то запрещенное. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история, и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит… Отец ее – князь Василий… Это нехорошо», думал он; и в то же время как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою. И он опять видел ее не какою то дочерью князя Василья, а видел всё ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?» И опять он говорил себе, что это невозможно; что что то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке. Он вспоминал ее прежние слова, взгляды, и слова и взгляды тех, кто их видал вместе. Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою.

wiki-org.ru


Смотрите также