Шлем салад фото: Салад — история появления, виды, особенности

Салад — история появления, виды, особенности

В мире средневекового доспеха, пожалуй, нет такого известного доспеха – и настолько великолепного шлема – как гарнитур для конного поединка императора Максимилиана I работы Лоренца Хельмшмидта. На сегодня доспех находится в Русткамер музее в Вене, вдохновляя художников и костюмеров.

Источник: youtube.com

До нас дошло не так много сопоставимых по красоте комплектов, и большинство из них вышли из одной мастерской. Благодаря узнаваемому декору с веерообразно расходящимися каннелюрами и изящными утонченными линиями как отделки, так и функциональных элементов, напоминающими по форме аркбутаны и стрельчатые арки готических соборов, стиль военного костюма – то есть доспеха – получил название «немецкая готика».

Шлем, наряду с остальными элементами, обладает тем же выразительным «готическим» дизайном – удлиненным, как будто обтекаемым, «каплевидным» профилем и заостренной вытянутой назад нижней кромкой затылочной части. Шлемы такого типа получили название салад (sallet, salade, schaller) и характерны для второй половины 14 – 15 века.

Форма ранних саладов намекает на происхождение.

Источник: metmuseum.org

Гранд-салад, Италия. Конец 14 века (на сайте неверная датировка,

исправлена в публикации European Helmets, 1450-1650:

Treasures from the Reserve Collection, 2000 г.). Вес – 2184 г.

Легко обратить внимание, что форма купола итальянского салада и конструкция щечной части тульи напоминает бацинеты. На позднем этапе своего развития бацинет превратился из полусферической «небольшой чаши» (буквальный перевод названия) в шлем, защищающий шею вплоть до верхней части спины и с лицевой частью опускающейся от висков к нижнему краю челюсти. К началу 15 века его удлинившийся «хвост» начал внахлест перекрывать наспинник кирасы, а щечные части закрывали все большую часть лица. Дополненный забралом и горжетом, такой шлем носит название гран-бацинета, и в основном использовался в качестве турнирного оголовья.

Следует оговориться, что, в отличие от старшего собрата, говорить о выраженной эволюции формы немецкого готического оголовья сложно. Сегодня под названием салад объединяют шлема двух различных форм, которые использовались на протяжении всего одной сотни лет. К тому же, в этот период – на протяжении 15 века – военное искусство существенно изменилось. Конная сшибка как основа ведения войны сменилась набирающим широкое распространение применением пехоты. Военные оголовья для конного и пешего воина существенно отличались по весу и размеру, и по типу воздействия, которому были созданы противостоять. К примеру, салад пехотинца хоть и формой повторял оголовье для копейной сшибки, но был существенно меньше и легче, и к тому же не имел забрала.

Источник: metmuseum.org. 1450-1500, Испания.

К примеру, в кромке испанского пехотного салада даже вырезаны отверстия для ушей. Вес этого шлема – всего 2050 г. Отверстия по нижнему краю служили для вшивания подшлемника. О ранней датировке говорит отсутствие характерного гребня.

С гран-бацинетом салад роднит то, что он никогда не оснащался навесной бармицей – защитным оплечьем. В отличие от своего предшественника, салад распространился в эпоху, когда развитие технологии металлообработки позволило защитить шею и нижнюю часть лица отдельной латной пластиной – бевором.

Источник: wallacelive.wallacecollection.org, ок. 1480, Германия. Вес – 1100 г.

Высокое расположение защитной пластины – она могла доходить до носа – позволяла укоротить тулью и тем самым облегчить шлем. Ранние рыцарские шлема с глубокой посадкой и широкими полями сменились классической формой тульи, доходящей до скул.

Источник: metmuseum.org,1450е, Германия. Вес – 2984 г.

Источник: metmuseum.org,ок. 1470-1480, Германия. Мастер – Ганс Блэрер Младший.

Такая тулья защищала только половину лица и могла быть оснащена отдельным забралом. Высокий гребень экземпляра на фото выше говорит о том, что шлем относится к концу третьей четверти 15 века. Здесь уже заметен длинный заостренный «хвост».

Часто можно найти упоминание в литературе о том, что форма салада продиктована готической модой на удлиненные и заостренные элементы декора. Однако, у военного оголовья форма была продиктована не только эстетическими принципами, но и практической необходимостью защищать шею. В шлеме с короткой тульей было удобно не поднимать забрало, подвижность которого к тому же ограничивал гребень, а откинуть назад весь шлем. В таком случае нижняя кромка не мешала осуществить этот маневр, а задняя вытянутая часть тульи защищала шею, прилегая к наспиннику кирасы, в поднятом состоянии шлема.

Источник: gallica.bnf.fr. Roman de Guiron le Courtois. Français 357 Maître de Dunois. 1420-1450.

Источник: metmuseum.org, ок. 1490, Германия, Нюрнберг. Мастер – вероятно, Ганс Грюнвальт.

Затылочная часть могла быть цельнотянутой – как на фото выше. В этом  случае задняя часть тульи очень необычная – она даже чрезмерно длинная. Забрало могло быть либо поздним добавлением, либо добавлено реставраторами в 19 веке. Поздняя датировка обусловлена формой гребня – широкой и уплощенной.

Источник: metmuseum.org. Поздний 15 век. Франко-бургундский стиль.

Однако, тулья шлема могла быть и композитной – составленной из нескольких пластин. В данном случае к тулье приклепана не только затылочная часть, но и налобная, которая при этом не являлась частью забрала. Затылочная пластина могла быть даже сегментной.

Источник: wikipedia.org,1480-1490, шлем из коллекции Higgins Armory Museum.

Самой разнообразной могла быть форма забрала – начиная от шлемов вообще без такового с прорезью визора в цельной лицевой части.

Источник: metmuseum.org. 1480, Австрия. Мастер – Каспар Райдер

Часто можно увидеть забрало с верхней кромкой в форме «трезубца» и визором, нижняя кромка которого выдается вперед, тем самым усиливая лицевую часть шлема для конной сшибки.

Источник: metmuseum. org.1475, Франция или Фландрия.

Впрочем, прорезь визора могла быть образована нижней кромкой тульи и верхней кромкой забрала.

Источник: metmuseum.org.1475, Германия.

Кроме того, на салад могло монтироваться и закрытое забрало с самым причудливым декором.

Источник: wallacelive.wallacecollection.org.1510 г, Германия. Вес – 1900 г.

Источник: khm.at. 1495 г, Аугсбург, Германия. Закрытый шлем императора Максимилиана I

Декор салада не ограничивался только обтекаемой формой и экзотическими украшениями визора. Достоверно известно, в том числе по сохранившимся артефактам, что оголовья второй половины 15 века декорировали самыми разнообразными способами. К примеру, ряды мелких часто расположенных отверстий по краю свидетельствовали о том, что шлем «при жизни» — в период активного использования – был обтянут тканью или кожей, имел отделку из металла по краю или – как в следующем экземпляре – и то, и другое. Сохранились многочисленные экземпляры шлемов, которые имеют следы обтяжки, но материал не сохранился.

 

Источник: metmuseum.org. 1460 г, «венецианский стиль», Италия. Обтяжка текстилем – 17 век.

Наконец, одним из самых экстравагантных шлемов-саладов, дошедших до нас, можно назвать миланский конца 15 века с нашлемной фигурой в форме льва.

Источник: metmuseum.org. 1475-1480, Италия.

Шлем из коллекции музея Метрополитен украшен сверху головой льва, сформованной из медного листа и покрытой золотом. Это не только самый украшенный из известных нам саладов, но и самый ранний элемент доспеха рыцаря эпохи Ренессанса в стиле all’antica – «античном». Фигура символизирует Немейского льва. В каноническом изображении Геракл – символ доблести и мужества — носил шкуру льва в качестве накидки, располагая голову поверженного хищника на манер капюшона.

Черный салад

Источник: wallacelive.wallacecollection.org.1500, Германия.

Целая группа шлемов получила название «черный салад» — но не потому, что их поверхность была черненой. Напротив, «черными» в 14-15 веке называли доспехи, которые не были отшлифованы («белые»). Чтобы защитить сталь от коррозии, ее покрывали дополнительным слоем защитных составов. На поверхность металла наносился грунт, который превращал поверхность латной пластины в настоящий холст, характер изображения на котором ограничивался только желаниями заказчика и фантазией художника. Известны как рисунки животных (льва на примере выше), так и человеческих портретов или геометрических узоров.

 

Источник: khm.at. 1490-1500, Германия.

Итальянский салад

Наконец, в Италии – центре производства «белого» доспеха – была в широком употреблении форма салада без забрала. В таком шлеме щечные части так близко смыкались друг с другом, что дополнительная пластина защиты лица потеряла свою необходимость. Шлема такого типа называются итальянским, саладом, или барбютом от итальянского слова barba – «борода». Таксономически (по совокупности признаков) между этими терминами нет различия.

По сохранившимся артефактам видно, как со временем менялась форма тульи, приобретая характерный узнаваемый Т-образный профиль визора.

Источник: metmuseum.org.1450. Барбют с наносником.

Источник: metmuseum.org. 1460, Брешиа, Италия. Оружейник – Джакопо де Каннопио.

Источник: metmuseum.org. 1475, Италия. Оружейник — Бернардино де Карнаго.

На этих куполах отлично видно, как популярная форма шлема была продиктована функциональностью. Прямоугольный кант вокруг лицевого отверстия служил, чтобы отклонять удары оружия от лица обладателя. Форма тульи повторяет форму головы, а расширяющаяся нижняя часть служит для защиты нижней части шеи от ударов, особенно сзади. Ряд заклепок на уровне висков закрепляет подшлемник внутри стального купола. По две заклепки с каждой стороны под этим рядом указывают на места крепления подбородочного ремня.

Источник: wikipedia.org, ок. 500 г. до н.э., Греция.

Иногда можно встретить сравнение барбюта с древнегреческими шлемами – особенно с коринфскими. Якобы, увлечение итальянских оружейников античными артефактами в эпоху Ренессанса стало причиной популярности итальянского салада. Современная наука находит эту версию сложнодоказуемой. Форма шлема продиктована формой человеческой головы, которая ничуть не изменилась за два тысячелетия, и прагматичным соображением защитить эту часть тела от тяжелых увечий. Барбют, несомненно, происходит от своих хронологически соседствующих родственников – бацинетов, и насколько сильно влияние древнегреческой эстетики вмешалось в этот вполне естественный процесс, заключить спустя более пятисот лет представляется непростой задачей. Без сомнения итальянские мастера видели античные статуи и барельефы в изобилии. Но, возможно, идея, которую они подчерпнули у мастеров древности заключалась не в непосредственной форме, а в чистоте линий и внутренней гармонии военного оголовья[1].

Век салада кажется коротким – уже в середине XVI века его едва ли можно встретить как на поле битвы, так и на турнире. С одной стороны, армэ – более плотно облегающий голову и шею шлем – вытеснило его из употребления в военных действиях. Гран-бацинеты, прикреплявшиеся к кирасе, лучше подходили для турниров. Сходство с саладом можно найти и в конструкции бургиньотов и военных касок эпохи Первой Мировой войны – и это вполне объяснимо. Салад появился для выполнения прагматичных задач – и пока они не изменились, схожая форма оголовья давала о себе знать в разные эпохи.

 

 


[1] Grancsay, S. (1963). Sculpture in Steel: A Milanese Renaissance Barbute. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 21(5), 182-191. doi:10.2307/3257953

Тэги:
Западная Европа, Позднее Средневековье, XVI век, XV век, Исторические фестивали, Реконструкция (реплика), Реконструкция (версия), Реконструкция (стил-ция)

Рыцарские турниры за тысячу лет: от крестоносцев до реконструкторов

Книги

Миниатюра из произведения «Фрейдал», посвященного турнирам. Около 1512–1515.

Фото: Wikimedia Commons

№ 105

Материал из газеты

Вышел коллективный труд о традициях и эстетике рыцарских состязаний. В 15 эссе речь идет о множестве градаций в диапазоне от военизированного тренинга до великосветского ритуала — с использованием исторических эпизодов и большого иллюстративного ряда

Джанет Дикинсон

21.10.2022

Идея рыцаря глубоко сидит в нашем культурном воображении. «Нежный рыцарь», вечно «скачущий по земле», как в произведениях английских поэтов Джеффри Чосера и Эдмунда Спенсера, продолжает формировать наше понимание средневекового мира. Однако книга «Турниры: тысяча лет рыцарства» рассматривает этот феномен далеко за пределами романтизированного образа. Она представляет собой собрание из 15 эссе, написанных разными специалистами, — от вводной главы «От войны к зрелищам» Ричарда Барбера до «Рыцаря XXI века» Тобиаса Кэпвелла.

Несколько глав посвящены изменениям формы и функций турнира во времени. В частности, Барбер изучает его появление в виде практической подготовки к вой­не и последующее превращение во что-то более сложное, сочетающее в себе элементы спорта, повествования и светского общения.

Tournaments: A Thousand Years of Chivalry/Stefan Krause, ed. Thomas Del Mar. 278 с.: 131 цв. и 40 ч/б ил. £85. На английском языке

Придворные турниры давали поводы для зрелищ, музыки и замысловатого искусства конного балета, как отмечает Мария-Луиза фон Плессен в главе «Танцы с лошадьми». Турниры также формировали центральный аспект аристократической идентичности, что находит отражение, например, в выразительном портрете кисти Перегрина Берти, изобразившего дворянина тюдоровской эпохи, барона Уиллоуби де Эресби. Необходимо упомянуть, что книга прекрасно иллюстрирована.

Большое удовольствие доставят описания всевозможных деталей. Например, символических тонкостей орденского пояса, или перевязи, который носили члены кастильского ордена Перевязи. Правила этого ордена стали первым в Западной Европе письменным систематизированным регламентом для турниров и поединков, как описывается в главе Ноэля Фаллоуза, и включали руководство по продуктам питания, которых следует избегать ради крепкого здоровья, особенно «грязных и подлых фруктов и овощей».

Рыцарский шлем (салад) Людовика II, короля Венгрии и Богемии. Начало XVI в.

Фото: Metropolitan Museum of Art

Для всех, кто пытался понять смысл экспонирования оружия и доспехов в музеях по всему миру, книга проливает свет на разновидности, развитие и функциональность этих предметов. Они показаны во всей своей красе, с искусным декором, подчеркивающим связь между насилием, хвастовством и средством индивидуализации.

Ностальгическое чувство наверняка вызовет рассказ Джонатана Тавареса о турнире Эглинтона, проведенном в замке Эглинтон в Шотландии в 1839 году. В то время турниры по-прежнему были связаны с представлениями о национальном характере; попытки их возрождения в виде спорта предпринимались в XIX и XX веках по всей Европе и в США. Например, эссе Николаса Баптиста о Бельгии начала XX века демонстрирует, как бургундское наследие использовалось для формирования национальной идентичности при помощи историко-тематических конкурсов и тщательно срежиссированных реконструкций турниров прошлого.

Подписаться на новости

Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?

Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона

31.10.2022

«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным

Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова

14.10.2022

Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя

Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии

26.10.2022

Арт-вандализм в эпоху хайпа

Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?

31.10.2022

Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола

Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть

07.10.2022

Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции

Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое

21. 10.2022

Сара Виниц: «Я вникаю в то, что я поддерживаю»

Сара Виниц представляет новый тип художественного деятеля, одновременно занимающегося и некоммерческим фондом, и продюсированием. Она рассказала о том, как важно дружить и делиться и где сегодня за рубежом можно показывать русское искусство

17.10.2022

Средневековый готический шлем Sallet с доспехами на шее Bevor Silver

  • Нажмите, чтобы увеличить

136 продаж
|

4,5 из 5 звезд

Возврат и обмен принимаются

€283,76

Загрузка

Мало на складе

Включены местные налоги (где применимо)

Исследуйте связанные категории и поиски

Внесен в список 12 июля 2022 г.

9 избранное

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Шлем «Саллет» средневекового солдата, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. DOD-00201971

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купите это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

Частное использование/презентация | 59,99 $
Информативный сайт | 79,99 $
Издательский. Книга внутри | 129,99 $
Путешествия и туризм | 159,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 199,99 $
Корпоративное общение | $239.99
Прямой маркетинг | 349,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ДОД-00201971

Фотограф:

Коллекция:
Дорлинг Киндерсли РМ

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

до л
26 МБ
А4

(2800 х 2787 пикселей —
90,3″ х 9,3″ —
300 точек на дюйм)

Выпуски: для этого образа нет подписанных выпусков.

Шлем салад фото: Салад — история появления, виды, особенности
Scroll to top