Шлем с рогами немецкий: Зачем на немецких касках делали «рога»

Рога и копыта ливонских рыцарей


Главная из самых впечатляющих сцен — напряжённый поединок князя с магистром, когда Александр Ярославич, изловчившись, отрубает один из рогов немецкого шлема. Потрясённый и павший оземь предводитель ливонцев так и попадает в плен с однорогим ведром на голове.


Ливонские рыцари в фильме Эйзенштейна 1938 года. (pinterest.ru)


Вообще, чего там только нет на рыцарских шлемах: в сражении мелькают открытые ладони, короны, крылья, орлиные когти, которые советские мальчишки образца 1938 года называли куриными лапами. У массы рыцарей попроще — клёпаные вёдра с вырезанным для обзора крестом. Мы с вами тут не станем разбирать общий исторический и политический фон знаменитого фильма, отметим только, что ливонские братья, бывшие меченосцы, к 1242 году были не самостоятельным орденом, а местным отделением Тевтонского. Внешне это выразилось в том, что вместо алых меча и креста они стали носить на плащах и щитах один только крест — чёрный, тевтонский.


Щит ордена меченосцев. (pinterest.ru)



Щит Тевтонского ордена. (pinterest.ru)


Но вот шлем. Он к середине 13-го века претерпел много изменений. Дело в том, что основной формой схватки стал конный бой на копьях. И главной оборонительной задачей было не получить смертельный удар в голову. Начали прикрывать лицо. Появился наносник, за ним — маска. А затылок? А подбородок? Да, защита есть, но кольчужный воротник и капюшон не спасут от удара копьём. Таким образом и получается шлем цилиндрической формы с плоским верхом, который немцы назвали «топфхельм» — «горшковый». шлем.


Топфхельм 13-го века. (wikipedia.org)


Он очень тяжёлый, но опирается на плечи. Кроме того, прикреплённый к кольчужной рубахе, он не позволяет голове при ударе резко откинуться назад и сломать шейные позвонки. Чтобы плоский верх не давил прямо на макушку, надевали войлочный подшлемник.

Обзор предоставляли горизонтальные прорези, а воздух поступал через отверстия в нижней части шлема, причём с левой, менее защищённой стороны их делали очень мало. Видите, всё направлено против удара копьём! Нет ничего, что позволило бы нарушить форму, продавить металл! Так что вырезанный крест посередине цилиндра — самоубийство. Более того, к этому времени на шлемах появилось вертикальное ребро жёсткости, а сам головной убор как бы сплющен с боков и чуть вытянут вперёд. Слепой, тяжёлый и душный топфхельм годился только для первой конной атаки. В рукопашном бою, тем более пешем, его откидывали назад, оставаясь в кольчужном капюшоне с металлической шапочкой на макушке — как у кошмарного предателя в «Александре Невском». Кстати, там же только один ливонец ведёт себя в пешем бою профессионально — сражается без «ведра» на голове.


Рыцарь на турнире La giostra del Saracino. Ареццо, Италия, 2007 год. (wikipedia.org)


А теперь — к украшениям. Закрытое лицо привело к тому, что рыцаря нельзя было узнать. На щит стали наносить отличительные знаки. Так, в принципе, и появилась средневековая геральдика. Параллельно вошли в быт тренировочные конные бои по определённым правилам — турниры. От рутинных сшибок «кто кого?» они доросли до грандиозных праздников с пышным представлением участников. Перед началом соревнований рыцаря превращали в его собственный герб, и его закрытый топфхельм увенчан был теми самыми коронами, птицами, фантастическими тварями, рогами и куриными лапами. Такие украшения делались из чего угодно, только не из металла и не прикреплялись намертво. Изо всех этих геральдических штучек практическое значение имел только «намёт». Чтобы шлем не раскалился под солнцем Святой земли, крестоносцы поверх него надевали куфию. Рассечённая сарацинскими клинками, она клочьями развевалась вокруг головы. Мы видим это на гербах.

Но кому нужна куфия в студёном апреле 1242-го на Чудской земле? А всякие «вавилоны» на голове тоже неудобны и вообще противоречат строгим орденским правилам. Зато красиво. И Эйзенштейну надо было столкнуть на льду цивилизации, а не реальных рыцарей с реальными витязями.

А что же копыта? А ничего. Боевые кони не были ещё защищены. Их броня появится через несколько десятков лет, когда жестокие лучники станут массово целить пониже седла.

Сборник: Перестройка

Изменения в политической и экономической структуре Советского Союза в 1987-1991 годах были нацелены на всестороннюю демократизацию.

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Перестройка

Перестройка

Какую карьеру построил бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последний день Советского Союза

Последний день Советского Союза

Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Перемен требуют наши сердца»

«Перемен требуют наши сердца»

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Перестройка

Какую карьеру построил бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последний день Советского Союза

Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Перемен требуют наши сердца»

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

«Ночной дозор» Рембрандта

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

На ханский суд

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XV вв.

Доспех средневекового рыцаря — pro et contra

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Дело о теле

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Христос в пустыне» Крамского

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Карл Брюллов: главный романтик русской живописи

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Ян Жижка — непобедимый слепой

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Человек, укравший ядерную программу Израиля

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Уинстон Черчилль: непотопляемый политик

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Роковая женщина Римской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Казнь Емельяна Пугачёва

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 151041

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • 📚 Статьи
  • 👀 82657

«Ночной дозор» Рембрандта

  • 📚 Статьи
  • 👀 76717

На ханский суд

  • 📚 Статьи
  • 👀 55676

Доспех средневекового рыцаря — pro et contra

  • 📚 Статьи
  • 👀 45806

Дело о теле

  • 📚 Статьи
  • 👀 31248

«Христос в пустыне» Крамского

  • 📚 Статьи
  • 👀 28104

Карл Брюллов: главный романтик русской живописи

  • 📚 Статьи
  • 👀 26286

Ян Жижка — непобедимый слепой

  • 📚 Статьи
  • 👀 25422

Человек, укравший ядерную программу Израиля

  • 📚 Статьи
  • 👀 24885

Уинстон Черчилль: непотопляемый политик

  • 📚 Статьи
  • 👀 285192

Секс-символы 1950-1960-х

  • 📚 Статьи
  • 👀 231955

«Коктейль Молотова»

  • 📚 Статьи
  • 👀 227860

Роковая женщина Римской империи

  • 📚 Статьи
  • 👀 225175

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • 📚 Статьи
  • 👀 219492

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • 📚 Тесты
  • 👀 215506

«Три мушкетёра»

  • 📚 Статьи
  • 👀 200070

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • 📚 Статьи
  • 👀 193004

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • 📚 Статьи
  • 👀 186600

Казнь Емельяна Пугачёва

  • 📚 Статьи
  • 👀 183390

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

Тайны рогатых шлемов бронзового века: selyanka1 — LiveJournal

Про знаменитых мореходов древности финикийцев вы, наверное, все помните. Через пересказы римлян, которые разрушили и сожгли финикийский Карфаген, мы знаем о некоторых мореплавателях, например, Гимильконе, который в VI или V веке  до н. э. доплыл до Северного океана и указал путь к Британским островам.
   

И вот теперь выясняется, что, возможно, еще 3000 лет назад между Средиземным и Балтийским морями мог существовать морской торговый путь вокруг Европы.

В целом же шлемы имитировали внешность какого-то фантастического существа, человека с зооморфными чертами. Вероятно, шлемы использовались в религиозных церемониях, в процессе которых их положили в озеро / болото в качестве подношений. Один из шлемов был помещен на деревянный поднос с пеплом.

Датировались находки бронзовым веком.  Ученые не могли точно сказать, когда и где были созданы эти шлемы, в каком центре разработки бронзы — на территории Дании, Германии или завезены с юга

После того, как ученые на одном из шлемов нашли некое пятнышко с органическим  веществом, они  установили возраст артефактов — между 1006 и 857 гг до нашей эры.

Почему это было важно? Дело в том, что в силу географии и климата в разных частях Европы бронзовый век и его смена на железный век происходили в разное время, на несколько веков раньше или позже. Есть даже отдельные понятия: Скандинавский бронзовый век, Бронзовый век юго-западной Иберии,  Атлантический бронзовый век и т.д.

А тут исследователи получили возможность сравнить артефакты с рогами одного и того же периода Бронзового века из трех различных областей и исследовать торговое, культурное и культовое / религиозное взаимодействие этих регионов

Чтобы было понятней, о каком времени мы говорим, традиционные даты знаменитой  Троянской войны  — 1194—1184 годы до н. э., мы же будем рассматривать примерно 1200–750 гг. до н.э.

В Европе есть 3 области, где  в достаточно массовом количестве нашли «рогатые» артефакты Бронзового века — Сардиния, Иберия и Скандинавия. В других частях Европы «рогатых» артефактов массово не находили, за исключением региона рядом с Турцией, но там сказывается ближневосточное влияние, поэтому его в статье не рассматривали.
   

Карта трех географических зон с изображениями рогатых шлемов, проанализированных в статье: Сардиния, юго-западная Иберия и южная Скандинавия с выбранными ключевыми сайтами. Явно западноевропейская направленность намекает на связи между западной частью Средиземного моря, атлантическим морским фасадом, скандинавской частью Северного моря и внутренними водами.

Собственно, в этом и состоит уникальность работы. Раньше сравнивали только археологические находки юга, не включая Скандинавию и не проводя анализа схожести артифактов.

Скандинавия

Скандинавия помимо шлемов и отдельных рогов (на картинке витрины сверху) имеет в наличии 50 изображений — или бронзовых, или каменных, в основном каменных, самый распространенный мотив — рогатые близнецы. Большая часть скандинавских «рогатых» изображений относится к 900–750 гг. до н.э. и найденa в местах, ассоциируемых с древними святилищами. Артефакты отличаются символическими чертами, которые, вероятно, можно интерпретировать как новый социальный режим, поддерживаемый смесью политической и религиозной власти.

Сардиния:

Фигура в рогатом шлеме занимает видное место среди бронзеттов 1200–750 гг. до н.э.; начиная с. 900 г. до н.э. рогатые фигуры начинают делать и в камне. В Сардинии в то время строятся некие аналоги «крепостей» — башни нураги с небольшими деревнями рядом, иногда окруженные валом или стенами. Появляется наследственность владения этими башнями. И эти башни-нураге связаны с центральными святилищами, которые процветали как-раз в этот период, когда Сардиния превратилась в перекресток производства металлов и торговли в большом Средиземноморье. Найденные там рогатые фигуры носили некий культовый характер.

Комплекс Су-Нуракси в Сардинии  Центром комплекса является трёхэтажная башня-нураг, сооружённая около XV века до н. э. Три с половиной тысячи лет назад, однако. ..

Иберия:

Здесь рогатые шлемы массово представлены изображениями на каменных стелах  и особо характерны для юго-западной Иберии. Первые стелы с изображениями рогатых шлемов появились около 1200 / 1100 г. до н.э., но их создание и использование продолжалось до  800–750 гг. до н.э. Важно отметить, что создание этих стел совпадает с  активизацией бронзовой металлургической деятельности, которая с 1000 г. до н.э. частично связана с деятельностью финикийцев, а также с созданием того, что можно назвать первым политическим ландшафтом Примечательно, что антропоморфные стелы рогатых воинов распространены по обе стороны богатой рудой горной цепи Сьерра-Морена.

Коллаж презентаций рогатых шлемов. Примеры того, что сравнивали

А. Иберия. Каменные стеллы

B. Скандинавия. Бронзовые шлемы и статуэтки, бритва (4) и наскальный рисунок (3)

C. Сардиния. Каменная скульптура воина в рогатом шлеме первоначально высотой 2 метра, рога уничтожены в  древности, и бронзетти, выполненные так называемым Круглоглазым художником традиции Ута-Абини

Ученые все эти статуэтки, рисунки и прочие изображения рогатых шлемов не только лично рассматривали и изучали, но и с помощью специальной компьютерной программы. Не скажу, что картинка сильно понятная для «чайников», но публикую, чтобы понять уровень анализа данной работы

Степень связности переменных.

На диаграмме  элементы, общие для всех трех областей, расположены в центре сети, а менее распространенные или переменные, общие только для двух из трех областей, расположены на периферии сети. Интенсивность связей выражается различными оттенками серого. Более темные (толстые) линии указывают на сильные связи или общие элементы, тогда как более светлые (тонкие) линии означают мало общих элементов, т.е. е. слабые связи. Программное обеспечение, используемое для анализа — Gephi (алгоритм Force Atlas).
       

Ученые обнаружили, что рога на рогатых шлемах Сардинии и Скандинавии сильно похожи аналогичным диапазоном вариаций длины, поворота и положения рогов на шлеме. Часто встречаются короткие рога с наклоном вперед близко к голове, длинные рога стоящие прямо, а концы рогов иногда закрыты отчетливыми шишками. Короткие, направленные вперед рога встречаются у некоторых сардинских бронзетти и у скандинавских  близнецов Фогдарп.

Сардиния имеет самый большой диапазон вариаций, включая уникальные варианты с длинными рогами, направленными в разные стороны (рисунок ниже)

Однако иберийские изображения рогатых существ также не лишены  сходства: рога всегда стоят прямо и могут поворачиваться в разных направлениях, а их более стереотипный вид, по-видимому, продиктован особенностями работы с камнем, а не стилистическими предпочтениями.

Примечательно, что сочетание гребня и рогов на шлемах Виксё соответствует сардинским бронзовым шлемам . Сардинские шлемы стиля ута-абини, которые обычно имеют рога, иногда дополняют рога специальными эффектами, сопоставимыми с вставленными птичьими перьями.

Способы изображения рогов шлема в трех зонах.

Верхний ряд: сардинские бронзетты (Национальный археологический музей Кальяри).

Средний ряд: скандинавские фигуры слева: реконструированный шлем из Виксё (Национальный музей Дании), Kallerup, Thy (Museum Thy), наскальные рисунки из Hede Kville, Tanum  и Fogdarp в Scania

Нижний ряд: иберийские рогатые шлемы со стеллы
         

Также интересно сравнение типов вооружения, но это уже неподъемный пост будет, пропустим

А вот корабли пропускать не будем.  Они важны в данном случае, раз речь идет о вероятной морской торговле

В Иберии изображения кораблей отсутствуют, там предпочтение отдается колесницам и лошадям. В Сардинии отсутствуют лошади; но зато у них на 146 бронзетти изображены лодки – navicelle , которые  часто украшены фигурой / головой быка или оленя, иногда птицы

Это соответствует изображениям кораблей в Скандинавии, где лебеди или непонятные чудовища иногда заменяют лошадь. В целом культуры рогатых шлемов в Сардинии и Скандинавии выглядят более морскими (ну Сардиния остров, ей сам Бог велел), а Иберии — сухопутной

Слева: Сардинская бронзовая лодка (navicelle) с луком в виде головы быка/барана и птицами на борту (Национальный археологический музей Кальяри), 1000–700 гг. до н.э.  Справа: Скандинавский корабль с головой лошади из Сотеторпа в Тануме  900–750 гг. до н.э. Обратите внимание на увеличенных рогатых близнецов, женщину-акробата и анонимную команду (недавно умерших?)

Особенностью Скандинавии являются доминирующие близнецы в рогатых шлемах, которые явно играли важную роль в местной космологии

Однако, в Иберии и Сардинии, даже если не изображены близнецы, то достаточно часто встречаются четыре глаза, четыре руки и двойное вооружение, то есть тоже видна двойственность

А. Hede Kville (Tanum): два рогатых существа, одно больше другого. Скандинавия  B. Великан Монте-Прама с обведенными глазами и рогатым шлемом с гребнем, рога уничтожены в древности (Национальный археологический музей Кальяри) Сардиния.  C. Grevensvænge рогатое существо с такими же утопленными и обведенными глазами, но в формате статуэтки. Скандинавия

Отдельно нужно заниматься вопросом, кто с кем на изображениях воюет и почему оружие иногда размером больше чем фигуры людей. На это тоже места нет, пост будет неподъемный

Увеличенные копья и рогатые или нерогатые существа разных размеров. А. Херес де лос Кабальерос, Бадахос. Иберия Б. Квилл Хеде 124, Танум. Скандинавия

Почти все изображения рогатых шлемов во всех трех зонах (Сардиния, Иберия, Скандинавия) связаны со священными местами, обладающими погребальными и поминальными свойствами и характеристиками.
       

В Скандинавии, так как  многочисленные артефакты, часто попарно, оказались в заболоченных местах, можно предположить, что такой  акцент на водной среде в ритуальных отложениях и культах намекает на то, что подземные воды были воображаемым местом загробной жизни для определенных существ прошлого.

Рогатый головной убор из бронзы с золотой фольгой из болота в Хагендрупе, Дания. oк. 1400 г. до н.э. Рога здесь слегка другие и этот артeфакт старше остальных, он, как и знаменитый Висмарский рог (1350 — 1150 гг. до н. э.), представляет что-то, что предшествовало «рогатой» культуре рассмотренного в статье периода

Что касается Сардинии, то их «рогатые» бронзетти производились в сардинских святилищах и часто являлись подношениями у монументальных священных колодцев (pozzi sacri). Скрепленные свинцом бронзетты были размещены группами вдоль дромоса колодца, ведущего под землю (дромос— путь или коридор, ведущий в погребальную камеру гробницы или кургана, может быть оборудован ступеньками)

Подземная вода, которая служила источником для этих колодцев, может указывать на связь с подземным миром. Возможно, священные колодцы играли роль  храмов, связанных с загробной жизнью

Нурагический священный колодец Pozzo sacro Orune, Su Tempiesu слева и Pozzo sacro di Santa Cristina di Paulilatino справа.  в Сардинии, им тоже всем примерно 3000 лет

В Иберии стелы рогатых воинов были воздвигнуты небольшими группами по всему региону (сравните с кладбищами) Но археологически подтвержденную погребальную принадлежность всех стел трудно указать из-за скудной информации. Она безусловно подтверждена только для несколько стел воинов. По крайней мере некоторые стелы первоначально были связаны с погребальными курганами. Одна стела , например, была найдена во рву, закрывающем погребальную урну , а еще одна стела закрывала яму для кремации. В соответствии с большинством интерпретаций ученые предполагают, что стелы были воздвигнуты в честь выдающихся воинов, которых после смерти изображали на стеле вместе с коллекцией снаряжения.

Однако, в отличие от Сардинии и Скандинавии, на юго-западе Иберии до сих пор не было найдено ни одного святилища до появления святилищ в финикийских перевалочных пунктах в восьмом и седьмом веках до нашей эры. Массовое и долгосрочное производство стел может указывать на обряды поминовения предков, но, возможно, не на институционализированные культы, как в Скандинавии и Сардинии.

Резюме: во всех трех регионах рогатые шлемы и воины в рогатых шлемах демонстрируют местные ритуалы, возможно погребальные, в соответствии с местными обычаями и традиционными верованиями, связанными с конкретными местными ландшафтами.
                   

Сходство «рогатой» культуры в Сардинии, Иберии и Скандинавии происходит на нескольких уровнях, от визуальных  деталей до содержания идей и совпадения политико-религиозных процессов (расслоение общества).

В связи с этим исследователи предположили, что в бронзовом веке между Средиземным и Балтийским морем существовало два торговых пути — по суше через Трансальпийский коридор, и по морю вокруг Европы.

Наиболее правдоподобной связью между тремя зонами по распространению рогатых шлемов и связанных с ними культов является направленное движение по западному морскому маршруту.

Скандинавское дополнение рогатых шлемов  1000–900 гг. до н.э. совпадает с экспансией финикийцев на запад, связанной с торговлей металлами. Следует помнить о способности финикийцев к морским путешествиям и торговле (Африку обплыли!!!), хотя, конечно, могли внести свой вклад и другие действующие лица, такие как скандинавы и сардинцы.

Ученые предположили, что именно в это время в бронзовом веке возник средиземноморско-атлантический морской путь, поскольку на процветающем в то время трансальпийском торговом пути образ рогатого война вообще никак не проявился и не распространялся.

Кстати, Висмарский рог (1350 — 1150 гг. до н. э.) был найден в месте у реки (в древности торговые пути шли по рекам), где убито очень много людей, и предполагается, что это была не битва, а какие-то «разбойники» ограбили большой торговый караван Бронзового века. Вот такая торговля по  Трансальпийскому коридору

Ну вот в общем всё.
   

Выводы уже не научной статьи, а мои личные
   

1. Уже в те времена 3000 лет назад!!! осваивались торговые пути, причем одновременно это было военно-торгово-религиозное взаимодействие. Уже тогда была видна разница между освоением земель морскими и континентальными цивилизациями. Культуру рогатых шлемов в Скандинавию могли занести из Средиземного моря финикийцы (карфагенцы) Я на всякий случай карту покажу — и Сардиния и Иберия входили в Карфаген

Карфаген перед Первой Пунической войной (814 до н. э. — 146 до н. э.) 

2. В связи с тем, что предположительно еще в Бронзовом веке морская торговля добралась до Ютландии, вообще не удивительно от слова «никак», почему в трудные и голодные времена каких-то катаклизмов на севере викинги рванули на чужие земли, доплыв не только до Гренландии с Исландией, но аж до Америки
 
3. Kульт рогов и рогатых шлемов, распространившись еще в Бронзовом веке, остался в Западной Европе и позже,  Рога стали своего рода культурным кодом западной Европы, который остался даже после христианизации и был связан с морем и морской торговлей (военно-морской экспансией) на Балтике, например

Рогатые тевтонские рыцари XIII века — это как-раз наследие вот этого вот (с благословения Ватикана).
И придуманная уже в XIX — ХХ веках мифология про рогатых викингов  — это тоже наследие вот этого вот.
 
4. Удивительно просто, насколько сейчас, уже в ХХI веке распространилась мифологическая фантазийная рогатость, один Голливуд чего стоит… С чего бы это?

   

Кстати, совершенно не праздный вопрос. Запад быкует прямо сейчас. И демонстрирует эти самые рога, даже если и в Голливуде.
     

Скандинавский бог Локи, помещеный Голливудом зачем-то в придуманную  толпу супергероев вполне земного происхождения, из лабораторий.

WW2 Немецкие шлемы — Illustrationen Und Vektorgrafiken

20grafiken

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos 9006

Duktoren SieSERICERENGERENGERENGERENGERENERMERMERENGERENGERENMERMERENGERENGERENMERMERMERENGERENMERMERMERMERICEREN.

. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.

zweiten weltkrieg — ww2 немецкие шлемы стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Zweiten Weltkrieg

Silhouette von elementen des Zweiten Weltkriegs

Deutsche WW2 Militär Helm -WW2 German Helmets, -velylyrly strsnerlirlest on -velyloursne rillylyrlirlest on -symbole

deutsche ww2 militärlistr34. velyloursne rillylyrlirlest on -symbole

. , 3D-модель с Studiobeleuchtung und Pfadverfolgungsrendering, das als Referenz verwendet wird

deutsche ww2 zeitraum soldaten, — ww2 немецкие шлемы, стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Deutsche WW2 Zeitraum Soldaten,

Satz von Ikonen von deutschen Soldaten, WW2 Periode

stahlhelm faschistischer helm 3d realistische vektor vorder- und seitenansicht isoliert auf dem weißen Hintergrund, deutsche militärkopfbedus aus stahlärkopfbedung aus stahlhelm faschistischer helm — ww2 немецкие шлемы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы

Stahlhelm faschistischer Helm 3D реалистичный вектор Vorder- и. ..

немецкий солдат des zweiten weltkriegs в тарнуниформе — ww2 немецкие шлемы сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Deutscher Soldat des Zweiten Weltkriegs in Tarnuniform

kommunistische helm — ww2 немецкие шлемы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы

Немецкая армейская каска — ww2 немецкие каски стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Немецкая армейская каска

amerikanischer Panzer auf zweiter weltkrieg schlachtfeld — ww2 немецкая каска стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Amerikanischer Panzer auf zweiter Weltkrieg Schlachtfeld

ретро противогаз — ww2 немецкие каски сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ und -symbole

Militär deutschen Helm mit Gasmaske

militärhelm mit противогаз — ww2 немецкие каски сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

Militärhelme mit противогаз

Set Retro-Gasmaske und Militärhelm. Винтаж-гранж-стиль. Bearbeitbare Vektorillustration Isoliert auf weißem Hintergrund.

Helm des deutschen Soldaten auf weißem Hintergrund ist isoliert — ww2 немецкие шлемы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ блок с часовым ящиком — немецкие шлемы ww2 сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Deutsche Armee дорожный блок с часовым ящиком

немецкий солдат де zweiten weltkriegs — немецкие шлемы ww2 сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Deutschen Soldaten des Zweiten Weltkriegs

ww2 deutschen stil krieg helm sch ädel символ силуэта. логотип-символ шлема стали Второй мировой войны. векторные иллюстрациибилд. isoliert auf weißem Hintergrund. — ww2 немецкие шлемы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

WW2 deutschen Stil Krieg Helm Schädel Silhouette Symbol. Вторая мировая война…

ww2 deutschen stil krieg helm силуэт символ. логотип-символ шлема стали Второй мировой войны. векторные иллюстрациибилд. isoliert auf weißem Hintergrund. — немецкие каски ww2 — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

WW2 deutschen Stil Krieg Helm Silhouette Symbol. WWII Stahl Helm…

немецкая армейская каска mit schützenden schwimmbrille — ww2 немецкие каски stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole -clipart, -cartoons und -symbole

Немецкая армейская каска с Hörnern

Немецкая армейская каска с hörnern und schützenden schwimmbrille — ww2 немецкие каски стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Немецкий армейский шлем с символом шлема Hörnern und schützenden Schwimmbrille

ww2 deutschen stil krieg. логотип-символ шлема стали Второй мировой войны. векторные иллюстрациибилд. isoliert auf weißem Hintergrund. — ww2 немецкие шлемы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

WW2 deutschen Stil Krieg Helm Silhouette Symbol. Шлем Stahl Второй Мировой Войны…

фон 1

Действительно ли у викингов были рога на шлемах?

Мы все узнаем древних викингов по их отличительным шлемам с рогами — по крайней мере, так нас заставили поверить изображения из популярной культуры. Реальность гораздо более практична: вполне вероятно, что викинги не носили рога на своих шлемах, особенно для боевых и нецеремониальных целей.

Образ викингов в рогатых шлемах впервые приобрел популярность в 1876 году, когда художник по костюмам Карл Эмиль Доплер включил их в костюмы для оперы Вагнера «Кольцо нибелунгов».

Говорят, что в том же веке скандинавские художники, такие как Густав Мальмстрем, использовали головные уборы в своих изображениях налетчиков. Швед проиллюстрировал книгу 1820 года «Сага о Фритиофе», современный пересказ скандинавской сказки, и изобразил королей в сказке в шлемах с небольшими боковыми рожками и даже драконьими крыльями. Согласно статье 2002 года «Происхождение воображаемый викинг» в журнале «Наследие викингов», издаваемом Университетским колледжем Готланда, «Ассоциация с этим легендарным чудовищем очень ясна и понятна. Древние скандинавы действительно ценили его важность и также верили в его существование, украшая свои длинные лодки, «драккары». с головами и хвостами драконов на концах». Но в английской версии сказки, опубликованной в 1839 г., серия картин показала рога на шлемах «необычного» размера, в отличие от работы Мальмстрема.

Филолог Роберт Франк, однако, сказал, что Фритиоф «носит «шлем орла» (по-разному интерпретируемый иллюстраторами) на протяжении большей части девятнадцатого века. Мягкий философ не надевает рогатый шлем до конца 1870-х годов». Фрэнк написал в статье «Изобретение рогатого шлема викингов» о том, как росла популярность этого изображения: 

Большинство викингов восемнадцатого века носили крылатые шлемы, кепки, которые выбирали дикие, романтичные натуры и утонченные чувства. Языческие викинги, осаждающие Париж во французском искусстве девятнадцатого века, оставались элегантно крылатыми на протяжении всего своего испытания. Рогатые шлемы, как в «Историческом костюме» Огюста Расине (Париж, 1876–1888), предназначались для первых бриттов и галлов, которые имели на них исторические права. Единственное исключение, которое я нашел, — это самый известный викинг из всех, Рагнар Лодброк, который на рисунке 1851 года носит изготовленный на заказ шлем с козьими рогами (полезный, если дракон атакует сзади).

По данным Национального музея Дании, это не обязательно означало, что такие шлемы никогда не носили:

В захоронении Осеберг из Норвегии, относящемся к раннему периоду викингов, был найден гобелен, на котором также изображены рогатые шлемы. Доказывает ли это, что все викинги носили знаменитые шлемы с рогами? Ответ, вероятно, нет. Однако есть некоторые свидетельства того, что некоторые воины носили такие головные уборы. Рогатые фигуры на Золотых Рогах — берсерки. Это были дикие воины, бросившиеся в бой в ярости, похожей на транс. Мы также знакомы с ними из исландских саг, в которых они являются одними из самых страшных из всех викингов.

Были ли артефакты в виде рогатых шлемов действительно связаны с викингами? Викинги существовали с 8 по 11 века. В статье, опубликованной в декабре 2021 года в немецком академическом журнале Praehistorische Zeitschrift, исследователи обнаружили, что рогатые шлемы, обнаруженные в Виксё, Дания, 80 лет назад, не были остатками эпохи викингов, как первоначально предполагалось.

Хелле Вандкильде, археолог из Орхусского университета в Дании, рассказала Live Science: «На протяжении многих лет в популярной культуре люди ассоциировали шлемы Виксё с викингами. Но на самом деле это ерунда. на древний Ближний Восток».

Два шлема, которые, как считалось, связывали викингов с этим стилем головных уборов, были обнаружены в болоте в 1942 году рабочим, работавшим на торфе для топлива в Дании. До недавнего времени исследователи не могли определить точную дату их разработки. Исследование Вандкильде показало, что рогатые шлемы на самом деле были захоронены в болоте в 900 г. до н.э., за несколько столетий до появления викингов. Вандкилде добавил, что шлемы никогда не использовались в бою, а вместо этого носились как символы власти в то время, когда регион становился все более политизированным и централизованным.

Она предположила, что эти шлемы свидетельствуют о том, что металлы торгуются дальше, чем они думали. Однако другие скептически отнеслись к их находкам, а археолог Никола Ялонго заявил, что подобные шлемы не были найдены в Бельгии, Франции, Нидерландах или Великобритании — во всех местах, где проходили бы торговые пути.

Как выглядели настоящие шлемы викингов? По данным Национального музея Дании, они были намного практичнее:

.

[…] есть только один сохранившийся шлем эпохи викингов и у него нет рогов. Она была найдена в захоронении норвежского воина в Гьермундбю, к северу от Осло, вместе с единственной полной кольчугой того периода. В Дании были найдены части шлемов, в том числе «надбровные дуги», защищавшие лицо воина в бою. Отсутствие находок шлемов также может быть отчасти связано с тем, что не существовало традиции помещать их в могилы. Кроме того, шлемы не приносились в жертву, как копья и мечи, так что в данном контексте мы их тоже не встречаем. Также возможно, что относительно немногие викинги носили шлемы, и поэтому сегодня их можно найти лишь в небольшом количестве.

Шлем Гьермундбю (Wikimedia Commons)

Музей также отмечает, что рогатые шлемы мешали бы в бою и создавали проблемы на военных кораблях, где было так мало места. Хотя вполне возможно, что такие шлемы хранились для демонстрации или церемоний, в то время, когда многие из нас ошибочно полагали, что они существовали, они, безусловно, не имели практического применения.

Образ рогатых шлемов викингов, как писал Франк, «материализовался, как фея-крестная, чтобы отметить и узаконить рождение германского сознания, задуманного королями и учеными в подражание цезарям. могущественное, что-то немое, первобытное и языческое, из далекого прошлого».

Источники:

Эдвардс, Фил. «Викинги никогда не носили рогатых шлемов. Вот почему люди так думали». Vox, 29 апреля 2016 г., https://www.vox.com/2016/4/29/11526568/vikings-horned-helmets. По состоянию на 11 октября 2022 г.

Фрэнк, Роберта. «Изобретение рогатого шлема викингов». Международные скандинавские и средневековые исследования памяти Герда Вольфганга Вебера, 2000 г., https://ingebretsens-blog.com/wp-content/uploads/2018/07/51267328-frank-invention-of-horned-helmet.pdf. По состоянию на 11 октября 2022 г.

Гершон, Ливия. «Рогатым шлемам, ложно приписываемым викингам, на самом деле почти 3000 лет». Журнал Smithsonian, https://www.smithsonianmag. com/smart-news/iconic-viking-horned-helmets-actually-3000-years-old-180979339/. По состоянию на 11 октября 2022 г.

«Шлемы». Национальный музей Дании. По состоянию на 11 октября 2022 г.

Лангер, Джонни. «Происхождение воображаемого викинга», журнал Viking Heritage Magazine 4, 2002 г., Готландский университет/Центр балтийских исследований, Висбю (ISSN: 1403-7319).)». Журнал «Наследие викингов», январь 2002 г. По состоянию на 11 октября 2022 г.

Меткалф, Том. «Рогатые шлемы викингов на самом деле принадлежали другой цивилизации, говорят археологи». Livescience.Com, 6 января 2022 г., https://www.livescience.com/horned-viking-helmets-from-other-civilization. По состоянию на 11 октября 2022 г.

«Шлемы Виксё». Национальный музей Дании. По состоянию на 11 октября 2022 г.

Вандкилде, Хелле и др. «Антропоморфизированные воинственные существа с рогатыми шлемами: сравнение Скандинавии бронзового века, Сардинии и Иберии». Praehistorische Zeitschrift, vol.

Шлем с рогами немецкий: Зачем на немецких касках делали «рога»
Scroll to top