Доспехи и снаряжение английских рыцарей 1200-1300 гг. Шлем рыцарей
Доспехи средневекового рыцаря. Главное, чтобы костюмчик сидел
Мы уже рассказывали о том, что представляли собой рыцари средневековья. А сейчас предлагаем вам интересные факты из истории рыцарского «обмундирования»…
Рыцарь в доспехахДоспехи рыцаря за всю историю их существования претерпели немало изменений, конечно же, в лучшую сторону. Понятно, что они служили для защиты тела рыцаря в бою, поэтому должны быть прочными, не пробиваемыми оружием и не стесняющими движений человека. Именно появление новых видов оружия, в основном, и способствовало модернизации доспехов. Появлялось более смертоносное оружие, значит, надо было придумывать более действенную защиту.
Основой снаряжения рыцаря 9 – 12 веков была кольчуга, представляющая собой «рубаху» из металлических колец. Она могла быть короткой и закрывать лишь торс рыцаря, а могла иметь рукава и даже штанины для защиты ног. Кольчуга спасала от ударов холодным оружием – мечами и т.д. Она была многоразового использования. Если от удара мечом противника кольца кольчуги деформировались – их заменяли новыми, и кольчуга снова была готова к использованию.
Оставалось лишь защитить голову рыцаря, что было непросто. Сначала на голову одевали тканевый «чепчик», на него кольчужную сеть, закрывающую голову и плечи, а сверху надевался шлем. Первые шлемы оставляли открытым лицо, позже их стали делать сплошными. Внутри шлемы облицовывались замшей. Можно представить, каково было рыцарю таскать такой «головной убор», который весил немало, да и воздух не пропускал! Весил такой костюмчик – кольчуга и шлем - в зависимости от «модели» от 10 до 15 кг.
Но вот появились луки и арбалеты, и кольчуги уже не могли обеспечить защиту рыцаря от стрел противника - тогда в рыцарский обиход вошли щиты. На доспехи стали наносить знаки отличия – рыцарские гербы. Их можно было увидеть на щитах и на наплечных кожаных накладках, придуманных не для защиты, а для украшения доспехов. Стали украшать и шлемы, в основном крепя к ним рога, крылья или силуэты животных.
Нетрудно догадаться, что в бою слабым звеном могли оказаться лошади, без которых зачастую рыцарь был обречен на гибель. Поэтому боевых коней также стали защищать броней, надевая на них кольчугу и маску на голову. Несчастному животному приходилось выдерживать немалый вес: рыцаря плюс кучу металлического «обмундирования», своего и рыцарского.
РыцарьВ 13 веке украшению доспехов стали уделять очень большое внимание. Теперь поверх кольчуги одевали сюрко – тканевый костюм, украшенный гербами. Чем состоятельнее и влиятельнее рыцарь, тем богаче его сюрко. Также в моду вошли пластины для защиты ног и рук, сделанные из нескольких слоев кожи, их также одевали поверх кольчуги. Эти детали рыцарского «костюма» настолько прочно вошли в обиход, что появляться в обществе в одной кольчуге считалось неприличным. Сюрко приносил и реальную пользу рыцарю – ткань предотвращала нагревание металлической кольчуги на солнце, что в жару было очень важно.
Вскоре на смену кольчуге пришли латы – скованные из металлических пластин доспехи, повторяющие форму тела рыцаря. Делали их для конкретного человека. С появлением лат отпала необходимость в щитах. Изменились и шлемы – на них стали крепить забрало, вытянутое вперед. Это делалось для того, чтобы стрела, попавшая в шлем, не могла задеть голову рыцаря. Название таких шлемов очень характерное – «собачья морда».
К пятнадцатому веку кольчуги перестали использовать, а латы и шлемы стали украшать, что делало их не только средством защиты рыцаря, но и парадным костюмом.
Конечно, с годами, как и латы, шлемы неоднократно модернизировались. У одних забрало открывалось, как дверка, у других – толщина была такая, что он мог выдержать любой удар, правда, и вес их был соответствующий.
Создание доспехов дело трудоемкое, а спрос на них был огромный. Это привело к появлению множества мастерских, которые соперничали друг с другом, стараясь привлечь клиентов. По внешнему виду доспехов можно было определить, мастер из какой страны их изготовил. Производство доспехов стало очень прибыльным делом, поскольку цена на них была очень высокой. А учитывая тот факт, что доспехи стали состоять из множества деталей (более 200 штук на комплекте), причем их богато украшали, то мастера старались делать очень красивые и прочные доспехи, конечно же, за огромные деньги. Вес такого «костюмчика» доходил до 40 кг. Понятно, что если полностью экипированного рыцаря выбивали из седла, самостоятельно встать он не мог.
Со временем доспехи стали носить не столько на поле боя, сколько в повседневной жизни. Это связано опять же с модернизацией оружия. Появилось огнестрельное оружие, способное пробить латы. Единственным выходом было увеличение толщины доспехов, но это привело к значительному увеличению их веса, который оказался неподъемным и для рыцарей, и для коней.
Поэтому рыцарям оставалось лишь щеголять перед благородными дамами в своих роскошных доспехах. Длилось это недолго, вскоре их стало все меньше и меньше, а к 17 веку увидеть рыцаря в доспехах стала невозможно. Век их закончился.
Читайте также "Благородные рыцари средневековья – миф или реальность?"
morefactov.ru
Шлемы У Рыцарей
По мере развития доспеха совершенствовалась и защита головы. Многие годы типичными оставались открытые шлемы с назальной пластиной - вариант, типичный для рыцарей-норманнов, хотя уже тогда встречались и другие образцы. Похожий по конструкции шлем, но снабженный деталями, прикрывающими щеки, назывался спангенхельм. Спангенхельм был известен на протяжении веков, и в некоторых областях его явно предпочитали другим. Постепенно шлемы стали полностью закрывать голову и лицо. Конструкция таких -больших шлемов» менялась от одной местности к другой, а по прошествии времени они приобрели довольно сложную конструкцию. В основе ее лежала форма, напоминающая горшок (отсюда и распространенное кое-где наименование «горшковидный шлем») с прорезями для глаз. Некоторые шлемы снабжали отверстиями для облегчения дыхания.
Такие шлемы хотя и обеспечивали защиту, но значительно затрудняли обзор и к тому же ограничивали доступ кислорода. Полностью закрытый шлем мог вызвать приступ клаустрофобии, но главное - при выдохе он не давал достаточного выхода углекислому газу. В результате воин в шлеме мог ощущать значительные затруднения дыхания (в основном в результате психологического воздействия, а не серьезного недостатка воздуха).
Другие конструкции «больших шлемов» имели подъемные забрала. Это позволяло владельцу открыть лицо, чтобы свободно дышать и лучше видеть. Но рыцарь, в бою поднявший забрало для улучшения дыхания и обзора или лишившийся его из-за повреждения шлема, рисковал получить опасную рану. Поэтому в сражение шли с опущенным забралом.
Подъемное забрало позволяло также воину открыть лицо при встрече с другим рыцарем, чтобы быть узнанным. Распространение получил обычай открывать забрало при приближении к предводителю отряда - иначе существовала опасность, что к нему может неузнанным подобраться враг. Жест, имитирующий подъем забрала, до сих пор остается во многих армиях знаком воинского приветствия.
Часто под шлемом нем или кольчужный капюшон, обеспечивавший дополнительную защиту, а к нижней кромке шлема присоединяли кольчужную сетку (на Руси ее называли бармицей). Металлическая полоса, защищавшая шею, называлась авентайлем. Некоторые шлемы имели большие кольчужные «юбки», опускавшиеся до плеч.
В некоторых областях Европы обычными стали сложные шлемы, состоящие из отдельных деталей. Их конструкция включала нижнюю часть, опиравшуюся на плечи воина и защищавшую шею и область нижней челюсти, тогда как верхняя часть конструкции возвышалась над головой. Откидное забрало или лицевая пластина с прорезями для глаз защищали лицо. Шлемы такого типа должны были противостоять мощным ударам, таким как фиксированная локтем пика.
Другой конструкцией шлема, способною противостоять тяжелому оружию, был бацинет и подобные ему варианты, Бацинет представлял собой защищавшую верхнюю часть головы плавно скругленную часть с заостренным спереди забралом. Эта конструкция имела, как мы сказали бы сейчас, «рациональные углы наклона брони» и позволяла вражескому оружию соскользнуть с ее поверхности, не застревая на ней, что привело бы к разрушению шлема или повреждению шеи его владельца.
С течением времени доспехи и шлемы изменялись, причем не только как боевое, но и спортивное оружие. Поединки были элементом тренировки бойца, и рыцарские турниры служили не только развлечением, но и средством поддержания воина в хорошей форме в мирное время.
Шлем позднего образца; выраженный гребень служит для повышения прочности. Ожерелье-нашейник составляет единое целое со шлемом, что также усиливает конструкцию.
Шлемы с сеткой-бармицей
Одним из вариантов решения проблемы обеспечения хорошей защиты при сохранении подвижности и свободы дыхания было сочетание жесткого колпака с кольчужной сеткой. При копейном поединке такие шлемы оказывались далекими от идеала: наконечник мог вонзиться ш лицо или шею. Однако на поле боя конструкция покалывала себя вполне удовлетворительной. Известны различные варианты таких шлемов. В большинстве случаев кольчужная сетка крепилась к основанию колпака и прикрывала шею и плечи воина. Некоторые шлемы снабжали кольчужным клапаном, который можно было застегнуть как горизонтально, прикрыв лицо поперек, так и вертикально. Иногда шлемы имели жесткую полумаску или назальную пластину, защищавшую верхнюю часть лица.
Изображение битвы при Бувиньи 1214 г. В этом сражении сошлись армии, в рядах которых процент конницы был необычно высок.
11.05.2018
altpp.ru
Доспехи и снаряжение английских рыцарей 1200-1300 гг.
Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец. Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.
Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца. Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец. Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей. В большинстве случаев все кольца кольчуги былисклепаны, иногда чередовались рядысклепанных и сваренных колец.
Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами. Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник. Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой. Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку. В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.
Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречалисьнечасто вплоть до конца столетия. К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса. Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки. Под шоссы поддевались льняные кальсоны.
Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы. В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам. Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам. Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок. Очень редко встречались налокотники. Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.
Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон. Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов. Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани. По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей. Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубахабыла слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости. Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением. В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.
На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь. Есть и другое объяснение. В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник. Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными. Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался. С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.
Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов. Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно. Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце. На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными. Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя. На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.В середине XIII века появился новый род доспехов — пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков. Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.
Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины иликакие-либо другие противники христианских рыцарей. Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи. Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.Встречались несколько основных разновидностей шлема. Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема. Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими. К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало. В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.
Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус. К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном. К 1300 году появляются шлемы с забралом.В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним. В последнем случае на голову надевали амортизатор.Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторыXIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества. Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками. Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия. На голове шлем удерживался подбородочным ремнем. В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах. Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.
Источник:1. Энциклопедия «Военная форма ХХ века»2. «Английские рыцари 1300-1400 гг.» (Новый Солдат № 11)
uniforma-army.ru