Скафандры для Джемини, Шаттла и Ориона. Шлем от скафандра как называется
Космический скафандр Википедия
Скафа́ндр (от греч. σκάφος — лодка, судно + ανδρός — родительный падеж от ανήρ — человек, буквально — «лодкочеловек») — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека (или животного) от внешней среды.
Части снаряжения образуют оболочку, непроницаемую для компонентов внешней среды (жидкостей, газов, излучений). Скафандры в основном подразделяются на водолазные, авиационные и космические.
Этимология
Гравюра изображает водолазный костюм Ла Шапеля (1775)В Древней Греции «скафандрами» называли хороших пловцов и ныряльщиков.[источник не указан 2227 дней]
В современное время термин «скафандр» был в первый раз предложен в 1775 году аббатом Ла Шапелем в своей книге Traité de la construction théorique et pratique du scaphandre ou du bateau de l’homme. Аббат Ла Шапель назвал так предложенный им костюм из пробки, который бы позволял солдатам пересекать реки.
Водолазные
Нормобарический скафандр — снаряжение, предназначенное для глубоководных (до 600 метров) водолазных работ, во время которых пилот скафандра продолжает находиться при обычном атмосферном давлении, что, соответственно, снимает заботу о декомпрессии, исключает азотное, кислородное и иные отравления.
Авиационные
Скафандр авиационный. Самолёт-разведчик Локхид У-2Стратосферные полёты
В 1959—1962 годах было построено несколько стратостатов, предназначенных для испытания космических и авиационных скафандров и парашютных систем для приземления с большой высоты. Такие стратостаты были, как правило, оборудованы открытыми гондолами, от разрежённой атмосферы стратонавтов защищали скафандры. Эти испытания оказались предельно опасны. Из шести стратонавтов трое погибли, а один потерял сознание во время свободного падения.
Американский проект «Excelsior» (1959/1960) включал три высотных прыжка из стратостатов объёмом 85 000 м3 с открытой гондолой, которые выполнил Джозеф Киттингер в 1959—1960 годах. Полёты в рамках проекта «Excelsior» дали важные результаты для разработки авиационных гермокостюмов и систем спасения.
Проект «StratoLab» (1961) включал четыре субстратосферных полёта и пять стратосферных, из которых четыре — с герметичной гондолой и один (StratoLab V) с открытой. В ходе полётов была выполнена обширная научная программа, включающая исследование состава воздуха в стратосфере, космических лучей и атмосферного электричества, а также астрономические наблюдения. Полёт StratoLab V «Lee Lewis» состоялся 4 мая 1961 года. Стратостат объёмом свыше 283 000 м3 был запущен с авианосца «Antietam» в Мексиканском заливе и через 2 часа 11 минут после старта достиг рекордной высоты 34 668 м. Стратонавты Малколм Росс и Виктор Претер были одеты в космические скафандры. После успешного приводнения Претер погиб, не удержавшись на трапе во время подъёма на вертолёт и захлебнувшись. Он раньше времени разгерметизировал скафандр, так как был уверен, что опасность миновала.
Проект «Red Bull Stratos» (2012), в котором австриец Феликс Баумгартнер совершил самый высотный 39-километровый прыжок с парашютом, в небе над Нью-Мексико (США), установив, тем самым, два уникальных мировых рекорда, по высоте прыжка и скорости падения. Прыжок был осуществлен в высокотехнологичном скафандре со специальной капсулы, поднятой в воздух аэростатом, выполнив свободное падение с последующим раскрытием парашюта.
Стратосферный скафандр содержал в себе сотни разных датчиков и множество сложных технических устройств. Инженеры скафандра сказали, что управление им имеет столько же технических нюансов, сколько управление самолетом.[уточнить]
Космические
Советский скафандр СК-1 Базз Олдрин на поверхности Луны. Скафандр Apollo A7L Советский скафандр «Кречет» для выхода на поверхность ЛуныКосмические скафандры предназначены для осуществления безопасного пребывания и работы космонавта в космическом корабле и в открытом космосе.
Существуют два основных вида:
- скафандр мягкого типа
- скафандр жёсткого типа
- СК-1 — скафандр для осуществления космического полёта без выхода в открытый космос (1960 год)
- «Беркут» — универсальный скафандр для обеспечения безопасного выхода человека в открытый космос и спасения при разгерметизации космического корабля (1964 год).
- «Ястреб» — скафандр для осуществления космонавтами выходов в открытый космос (1967 год).
- «Кречет» — скафандр для осуществления экспедиции на Луну (1969 год).
- «Сокол» — скафандр для осуществления космического полёта без выхода в открытый космос (1973 год).
- «Орлан» — скафандр для осуществления космонавтами внекорабельной деятельности (1977).
- «Стриж» — скафандр для осуществления космического полёта на многоразовом космическом корабле «Буран» (1981 год).
История
Первые образцы космических скафандров были созданы в конце 1950-х гг. в СССР. Вначале они были созданы для первых живых существ в космосе — собак, Рыжик и Лиса (впервые испытаны 24 июня 1954).
Для высадки на поверхность Луны по программе «Аполлон» в 1969—1972 гг. был создан скафандр Apollo A7L. Это был скафандр мягкого типа. Он состоял из 17 слоев различных прочных материалов. Под внешний скафандр надевали терморегулирующий комбинезон, пронизанный сетью трубочек с циркулирующей по ним водой. Вес лунного скафандра на Земле составлял порядка 90 кг. Автономная система жизнеобеспечения была рассчитана на шесть часов работы на поверхности Луны плюс 30 минут аварийного резерва.
Скафандры для выхода в открытый космос совершили значительную эволюцию со времен «Беркута». Космонавтами и астронавтами собрано множество конструкций (антенны, фермы, солнечные батареи и т. д.). Доказана возможность успешной работы человека в открытом космосе.
В настоящее время (в 2008 г.) совершены сотни выходов в открытый космос. Решены многие научные задачи, произведены ремонты космических кораблей, станций и спутников (наиболее известен ремонт телескопа «Хаббл», который отремонтировали астронавты).
Опасности выходов в открытый космос
Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Глубокий вакуум, экстремальные температуры от минус 150 °С до плюс 150 °С, излучение Солнца, вероятность столкновения с частицами космического мусора или микрометеоритами. В условиях открытого космоса космонавта защищает скафандр. Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит декомпрессией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Инцидент с повреждением скафандра произошёл во время полёта «Атлантиса» STS-37, маленький прут проколол перчатку одного из астронавтов. По счастливой случайности разгерметизации не произошло, поскольку прут застрял и блокировал собою образовавшееся отверстие. Прокол даже не был замечен до тех пор, пока астронавты не вернулись в корабль и не начали проверку скафандров.[1]
Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент случился во время первого выхода космонавта в открытый космос в 1965 г. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку отпустив поручень, он в условиях невесомости не мог войти ногами в люк шлюзовой камеры космического корабля «Восход». Это произошло из-за того, что скафандр Леонова был мягкого типа. Его скафандр раздулся. Также шарниры скафандра «Беркут» имели недостаточную подвижность, которая напрямую зависит от уровня давления в скафандре. Совершив несколько попыток войти в шлюз ногами вперед, космонавт решил войти в него головой вперед. Повернув регулятор давления, космонавт снизил уровень избыточного давления в скафандре с режима 0,4 атм на режим 0,27 атм, что позволило ему вернуться в шлюзовую камеру. Возможность снижения давления была предусмотрена конструкцией скафандра. Внутри камеры космонавт с большим трудом развернулся и закрыл за собой люк. Затем шлюзовая камера была надута, давление в ней сравнялось с давлением в кабине корабля. Космонавт Леонов вернулся в корабль.
Ещё один потенциально опасный случай произошёл во время второго выхода в открытый космос астронавтов космического корабля «Дискавери» (полёт STS-121). От скафандра Пирса Селлерса отсоединилась специальная лебёдка, которая помогает вернуться на станцию и не даёт астронавту улететь в открытый космос. Вовремя заметив проблему, Селлерс с напарником смогли прикрепить устройство обратно и выход был завершён благополучно.
Интересные факты
- Списанный скафандр «Орлан-М» в 2006 году стал оболочкой для экспериментального миниспутника[2].
См. также
Литература
Примечания
Ссылки
скафандр - это... Что такое шлем-скафандр?
шлем-скафандр, шлема-скафандра
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.
- шлем-маска
- шлемно-галантерейный
Смотреть что такое "шлем-скафандр" в других словарях:
шлем-скафандр — шлем скафа/ндр, шле/ма скафа/ндра … Слитно. Раздельно. Через дефис.
СКАФАНДР — водолазный шлем со стеклами, надевается на голову, позволяет видеть под водою и ограждает голову водолаза от ушибов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СКАФАНДР от лат. scapha, челнок. Плавательный… … Словарь иностранных слов русского языка
СКАФАНДР — (Scaphander) см. Водолазный аппарат или скафандр. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Скафандр индивидуальное герметичн … Морской словарь
СКАФАНДР — сложное инженерное снаряжение лётчика, космонавта или водолаза, обеспечивающее им надёжные индивидуальные условия жизнедеятельности и работоспособности путём герметичной изоляции их от внешней среды и от воздействия опасных и неблагоприятных… … Большая политехническая энциклопедия
СКАФАНДР — (от греч. skaphe лодка и aner род. п. andros человек), индивидуальное герметическое снаряжение (оболочка, шлем, перчатки, ботинки), обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях, отличающихся от нормальных (под водой, в космосе и т. д.).… … Большой Энциклопедический словарь
скафандр — а, м. scaphandre m. <гр. skaphe ладья, челнок + kephale голова. 1. устар. Корсет или камзол из пробкового дерева сделанный, наколотой и покрытой плотным холстом, с помощью которого человек может удобно держаться на воде и переходить реку не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
скафандр — а; м. [франц. scaphandre от греч. skaphē лодка и anēr (andros) человек] 1. Водонепроницаемый водолазный костюм из прорезиненной ткани с металлическим шлемом и застеклёнными отверстиями для глаз. Медный шлем скафандра. Водолаз надел с. и начал… … Энциклопедический словарь
Скафандр — (франц. scaphandre, от греч. skaphe лодка и aner, родительный падеж andros человек) индивидуальное герметичное снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность и работоспособность человека в условиях, отличающихся от нормальных. С. состоит… … Большая советская энциклопедия
Скафандр — индивидуальное герметическое снаряжение (оболочка, шлем, перчатки. ботинки), обеспечивающее жизнедеятельность и работоспособность человека в неблагоприятных условиях (пониженное или повышенное давление, высокие и низкие температуры). В… … Словарь военных терминов
скафандр — а; м. (франц. scaphandre от греч. skáphē лодка и an ēr (andrós) человек) 1) Водонепроницаемый водолазный костюм из прорезиненной ткани с металлическим шлемом и застеклёнными отверстиями для глаз. Медный шлем скафандра. Водолаз надел скафа/ндр и… … Словарь многих выражений
dic.academic.ru
Как будут выглядеть космические скафандры в будущем – Будущее
«Когда я вырасту, я стану космонавтом» — эта фраза стала символом целой эпохи, которая началась с космической гонки между ведущими странами мира и закончилась несбывшейся мечтой для многих из нас. Однако есть на планете Земля люди, которые регулярно выходят в открытый космос.
И если сегодня для нас стало привычным делом, что на орбите всегда есть кто-то, кто парит в невесомости, когда-то это было настолько захватывающим, что миллионы людей не отрывали глаз от телевизоров, с замиранием сердца наблюдая за первыми потугами освоить космос.
К сожалению, мы родились слишком поздно, чтобы исследовать Землю. К счастью, мы станем первым поколением, с которого начнётся освоение других планет. В этой статье мы поговорим об одежде, без которой не состоится ни один межпланетный перелёт, ни один выход разумного человека в космос, — о скафандрах будущего.
Современные скафандры
Открытый космос — крайне враждебная среда. Если вы случайно окажетесь в безвоздушном пространстве, едва ли вас удастся спасти. В течение 15 секунд вы потеряете сознание из-за отсутствия кислорода. Кровь закипит, а после замёрзнет из-за отсутствия давления. Ткани и органы расширятся. Резкий перепад температур довершит начатое. Даже если вам удастся пережить всё это, не факт, что солнечный ветер не наградит вас вредоносным излучением.
Чтобы защититься от всех этих факторов, космонавты используют защитные костюмы — скафандры. История космического гардероба довольно интересная, однако за последние лет 30 в ней произошло не так много важных событий. Гораздо увлекательней то, что ждёт нас в ближайшем будущем, особенно если учесть растущие темпы коммерческих перелётов и принять во внимание запланированные миссии.
Сегодня российские космонавты используют скафандры «Сокол КВ-2» и «Орлан-МК» (для выхода в открытый космос), разработанные в 1970–1980-х годах. В 2014 году планируются испытания «Орлана-МКС», конструкция которого претерпела незначительные изменения — в целом скафандр почти тот же, что и его предшественник. Сегодня и всегда их производством занимается ОАО «НПП „Звезда“ имени академика Г. И. Северина». Китай, кстати, наряжает своих космонавтов (или тайконавтов, если точнее) в костюмы, сделанные на базе советских: тот же «Сокол» и Feitian, представленные в 2003 и 2008 годах соответственно и используемые в миссиях «Шэньчжоу-5» и «Шэнчьжоу-7». США, хоть и заслуживающие уважения за многообещающие разработки, верны скафандрам 1994 и 1984 годов: ACES (AdvancedCrewEscapeUnit) и EMU (ExtravehicularMobilityUnit).
Американцев можно понять. Из-за проблем с финансированием космическая программа была серьёзно урезана. Возможно, если бы не это, они были бы уже на Венере (такая миссия действительно планировалась). Что касается успехов Роскосмоса, то, кроме вышеупомянутых испытаний «Орлана-МКС», ни о чём больше сказать нельзя. Если скафандры будущего в России делают, то делают подпольно.
НАСА планирует вернуться на Луну и активно разрабатывает новые скафандры, поскольку они понадобятся новым армстронгам и олдринам, которые будут оставлять следы на лунном песке. Однако, в отличие от программы «Аполлон-11», новые костюмы должны дать космонавтам больше возможностей. Например, свободное передвижение, которое облегчит работу на Луне, а также защиту от липкой как скотч лунной пыли.
Зато международные партнёры в лице Европейского космического агентства и Роскосмоса планируют пилотируемый полёт на Марс — о чём может свидетельствовать 500-дневный эксперимент, проведённый несколько лет назад. В рамках программы «Марс-500» шестеро членов международного экипажа (в том числе и россияне) провели 500 дней взаперти, имитируя полет на Марс. Возможно, в 2018 году полёт всё же состоится. Тут стоит знать, что основная проблема столь длительного перелета заключается в воздействии радиации, от которой не защищают ни скафандры, ни обшивка корабля. Полёт может оказаться крайне неблагоприятным.
Отметим, что для полета на Марс Роскосмосу совместно с партнёрами придётся разработать специальный скафандр. В рамках программы «Марс-500» члены экипажа использовали специальную версию скафандра «Орлан-Э» (что значит «экспериментальный»). Конструкторы в шутку называют его младшим братом — он практически идентичен остальным «Орланам», но в четыре раза легче и для космической прогулки по Марсу пока не подойдёт. Однако ляжет в основу будущего марсианского костюма.
Также полёт на Марс планируют еще несколько миллиардеров-филантропов — Бас Лансдорп (проект MarsOne, рассчитанный на колонизацию Марса в течение 2011–2033 годов) и Элон Маск (основатель SpaceX).
Сколько стоит скафандр? Модель, используемая НАСА, со всей экипировкой, системой жизнеобеспечения и оборудованием обходится в 12 миллионов долларов.«НПП „Звезда“» предпочитает не афишировать стоимость скафандра, однако поговаривают о 9 миллионах долларов.
Конструкция
Из каких материалов делают скафандры? Давайте разберём на примере EMU. Если первые космические скафандры целиком делали из мягких тканей, современные их варианты сочетают мягкие и жёсткие компоненты, которые обеспечивают поддержку, мобильность и удобство (хотя с последним ещё можно поспорить). Сам материал скафандр делается в 13 слоёв: два слоя внутреннего охлаждения, два сдавливающих слоя, восемь слоёв тепловой защиты от микрометеоритов и один внешний слой. Эти слои включают следующие материалы: трикотажный нейлон, спандекс, уретановый нейлон, дакрон, неопреновый нейлон, майлар, гортекс, кевлар (из которого делают бронежилеты) и номекс.
Все слои сшиты и скреплены вместе, чтобы стать цельным покрытием. Также, в отличие от первых скафандров, которые сшивались индивидуально для каждого космонавта, современные EMU обладают компонентами различных размеров, которые подойдут всем.
Скафандр EMU состоит из таких частей: MAG (собирает мочу космонавта), LCVG (устраняет излишки тепла в процессе прогулки по космосу), EEH (обеспечивает связью и биоинструментами), CCA (микрофон и наушники для связи), LTA (нижняя часть костюма, штаны, наколенники, наголенники и сапоги), HUT (верхняя часть костюма, твёрдая оболочка из стекловолокна, которая поддерживает несколько структур: руки, торс, шлем, рюкзак жизнеобеспечения и модуль управления), рукава, две пары перчаток (внутренние и внешние), шлем, EVA (защита от яркого солнечного света), IDB (внутрикостюмный мешок для питья), PLSS (первичная система жизнеобеспечения: кислород, энергия, уборка углекислого газа, охлаждение, вода, радио и система предупреждения), SOP (запасной кислород), DCM (модуль управления PLSS).
Плохо забытое старое
В 2012 году НАСА представило скафандр нового типа Z-1. Сделанный по образу и подобию скафандра Базза Лайтера из «Истории игрушек», этот костюм должен поступить в производство в 2015 году и будет обладать набором приятных качеств и функций.
Во-первых, шлем в форме пузыря обеспечивает огромное по сравнению с предыдущими вариантами поле зрения. Да, это не канонический «мотоциклетный шлем», но безопасность, по заверениям специалистов, будет на высшем уровне. Новый дизайн плечевых частей костюма предоставляет большую свободу движениям рук. Сзади в скафандре располагается люк, сквозь который пролезает космонавт, когда одевается. То есть скорее это скафандр, словно транспорт, принимает в себя пассажира, а не космонавт надевает на себя всё это.
Во-вторых, и очень важных «во-вторых», скафандр Z-1 будет одинаково пригоден как для выхода в открытый космос, так и для передвижений по поверхности планеты (в отличие от всего того, что носит экипаж МКС).
В-третьих, благодаря новейшим разработкам существенно упала необходимость лишний раз загружать скафандр канистрами с гидроксидом лития, абсорбирующим двуокись углерода, выдыхаемую человеком. Что ж, Z-1 мог бы стать отличной заменой EMU и отправить старый скафандр на пенсию.
В конце прошлого года стало известно, что НАСА испытывает новый облегчённый скафандр, поскольку Z-1 оказался слишком громоздким. Шаг назад? И вот второй: новый костюм станет модифицированной версией оранжевого костюма ACES, разработанного еще в 1960-х. Скафандр будет использоваться командой космического корабля «Орион», который будет ловить астероиды для сбора образцов и анализа. К сожалению, космическое агентство не приоткрывает завесу тайны над этой загадочной миссией, поэтому известно о ней не так много.
Два шага назад? Вот вам третий: челнок «Орион», по сути, является обновленным модулем «Аполлона». И здесь все элементы пазла складываются воедино: внутри ракетного модуля «Орион» слишком мало места, чтобы там можно было развернуться в скафандре типа EMU или Z-1. Кроме того, новый скафандр будет универсальным и предназначенным для работы как внутри, так и снаружи. Сами представители НАСА особенно подчеркивают такие плюсы нового скафандра, как низкая стоимость производства и наличие уже готовой системы жизнеобеспечения космонавта в новом скафандре. Однако есть твёрдая надежда, что Z-1, а вслед за ним и недавно анонсированный Z-2 всё же будут использовать, но в других миссиях.
Оранжевый оттенок был выбран для скафандров ACESиз соображений безопасности. Это один из самых ярких цветовкак в море, так и в космосе.Найти и спасти заблудшего космонавта было бы проще.
«Вторая кожа»
За время полёта в космосе позвоночник космонавта вытягивается на семь сантиметров. Это приводит к жутким болям в спине, что, конечно же, вызывает беспокойство у космических агентств. Специально для Европейского космического агентства немецкие инженеры разработали плотно прилегающий к телу костюм Skinsuit, который сшит из двунаправленной эластичной ткани из полиуретанового волокна. Костюм плотно сдавливает тело от плеч до стоп, имитируя обычное давление. Летные испытания костюма, сделанного из спандекса, запланированы на 2015 год. Впрочем, некоторые инженеры в своих разработках зашли ещё дальше.
Совсем недавно научный сотрудник лучшего в мире вуза (по версии QS) — Массачусетского технологического института — Дэва Ньюмен представила новый скафандр, над которым работала более десяти лет. Он называется Biosuit и, по мнению многих, может произвести революцию в освоении космоса силами людей.
Облегающий скафандр предоставляет астронавтам большую мобильность и предупреждает травмы («на плечах» астронавтов — 25 операций из-за травм от тяжелых скафандров). Основным мотивом работы Ньюмен было то, что женщины ниже определенного роста не могли использовать EMU, поскольку просто не делают таких маленьких скафандров. Для самой Дэвы это важный факт, поскольку высоким ростом она не отличается. Но есть и другие мотивы.
Во-первых, современные скафандры весят около 100 килограммов. Да, они предназначены для использования в невесомости, но с ними приходится возиться. Во-вторых, пространство само по себе не является пустым. В космосе также есть газ, и для стабилизации давления изнутри и снаружи скафандр «раздувается», ещё больше осложняя движения человека. Biosuit представляет собой плотно стянутую ткань из полимеров и активных материалов — сплава никеля и титана, поэтому самостоятельно оказывает давление на ткань человека, предотвращая её расширение и оставаясь при этом упругим и эластичным.
Также, поскольку этот костюм разделен на автономные секции, в случае прокола одной части у космонавта будет время наложить «повязку». Современные скафандры такого не умеют: треснул значит треснул, разгерметизация происходит по всей ширине предмета одежды. Однако у Дэвы остаются определённые проблемы со шлемом, поэтому сама изобретательница признаёт, что, как ни крути, скорее всего, мы увидим симбиоз EMU и Biosuit. Компромиссным решением было бы оставить нижнюю часть от Biosuit и шлем от EMU. Это обеспечит космонавта нужной мобильностью и проверенной безопасностью шлема. До первых полётов на Марс ещё есть время — и возможность придумать что-то новое.
Поехали?
Что касается начинки скафандров, то учёные серьёзно планируют превратить космонавтов будущего в ходячие лаборатории. Команда учёного Патрика Макгира из Чикаго занимается разработкой портативного компьютера для скафандра, который сможет самостоятельно (или почти самостоятельно — при помощи алгоритмов искусственного интеллекта на основе нейронных сетей) проводить целый ряд анализов: от оценки ландшафта до микроскопической структуры камней. Этот разумный скафандр готовится для полётов на Марс и успешно проходит испытания в полузасушливых районах Испании и отличил лишайник от налёта на камне. В диких условиях какого-нибудь Марса такой помощник может стать бесценным.
Конечно, только костюмами космонавтов современные разработки не ограничиваются. Эпоха космических путешествий объявляется открытой — и кто знает, может быть, именно вы войдёте в число первых космических туристов. В январе успешно прошёл третий и очень впечатляющий тестовый полёт космического корабля Space Ship Two, созданием которого занимается Virgin Galactic и лично Ричард Брэнсон. Похоже на то, что именно «Девственная галактика», по всей видимости, станет первой компанией, предоставляющей шикарную экскурсию на околоземную орбиту, а может, и дальше.
Скафандры для нас с вами тоже готовятся. Американская компания Final Frontier Design представила легкий вариант костюма 3G Space Suit для космических туристов. Удобный, лёгкий (всего семь килограммов — это вам не 100-килограммовый EMU) и недорогой скафандр создавался четыре года на гребне славы предыдущего изобретения компании, сорвавшего престижную награду Popular Science 2013, — особых космических перчаток. Только послушайте, как круто звучит: «Плавленый слой нейлона с уретановым покрытием, 13 уровней под индивидуальный размер, кольцо из углеродного волокна вокруг талии, съёмные перчатки, встроенный коммуникационный разъём, а также охлаждающие контуры в районе груди, рук и ног, защищающие путешественника от перегрева…»
Кажется, запахло космосом. Выбирайте костюм по плечу и приготовьтесь увидеть, как на лунном востоке поднимается слепящий шар — наша с вами Земля.
Источник: портал Furfur
Похожее
i4future.ru
Скафандры для Джемини, Шаттла и Ориона — Русский Ребризер
Начиная с первой миссии Шаттла (STS-1, 12 апреля 1981) астронавты летали в авиационных скафандрах, взятый от высотного разведчика SR-71. Судя по всему, с этого же самолета, были взяты катапультируемые кресла. Такие же костюмы применяются сейчас в США и для самолетов Lockheed U-2 (ранее у него были другие костюмы это важно и об этом мы еще поговорим).
Версия скафандра:
- для SR-71 называется S-1030 full-pressure suit
- для U-2 — S-1031 full-pressure suit
- для Шаттлов — S-1032 full-pressure suit.
Производит эти костюмы David Clark Company Inc.
Фото 1 — костюм первых миссий.
Фото 2 — пилоты SR-71 на фоне своей машины.
Посмотреть подробности по этому скафандру можно в нескольких видеороликах.
Видео из кабины U-2. Интересно, тем что можно рассмотреть работу шейного гермоподшипника:
Процесс надевания скафандра:
Еще процесс надевания, но уже с десатурацией азота (путем дыхания кислородом) и с посадкой в самолет, на которой виден переносной ящик с вентилятором-охладителем:
Печально, но в российской авиации аналоги такого скафандра не используются.
В СССР был создан целый ряд авиационных скафандров, но они не встретили положительной оценки и использовались летчиками. Наши летчики скафандров не носят. Только высотные компенсационные костюмы. Чем отличаются скафандры от высотных компенсационных костюмов (ВКК)?
Я уже немного писал по поводу ДКБ и обеспечения человека на высоте/в вакууме кислородом.http://smrebreathers.ru/dkb-v-kosmose/
Кратко напомню, что при дыхании чистым кислородом нельзя опускать давление в шлеме скафандра, находящимся в вакууме ниже 0.21 атм (по соображениям обеспечения кислородом организма), а по факту лучше держать давление на уровне 0.40 атм, поскольку это позволит сократить десатурацию организма от азота перед одеванием скафандра/взлетом до одного часа вместо пяти нужных для полного рассыщения.
Однако и остальной организм, кроме головы в шлеме, должен находится под давлением. Во-первых, это надо для того, что бы не порвались легкие, а во-вторых, для того, что бы шло кровообращение.
Настоящий скафандр помещает все тело в герметичную оболочку в которой создается давление равное давлению в шлеме. Вообще, на каком-то участке тела кратковременно давление может быть и значительно ниже, чем в скафандре. Например, ставились опыты, когда кисть руки кратковременно находилась в вакууме. Рука отекала, но после подъема давление кровообращение восстанавливалось.
Так вот идея высотного костюма в том, что давление на тело вне шлема оказывается не газом в замкнутой оболочке скафандра, а самим материалом костюма, который механически давит на тело.Такое механическое давление кратковременно может обеспечить жизнедеятельность при пониженном давлении.
Вот американский летчик около U-2 в ВКК
Именно в таком снаряжении был Пауэрс когда его самолёт-шпион U-2 был сбит во время полёта над Свердловском 1 мая 1960 года.
В последнее время появились публикации о якобы возможности сделать скафандр по типу высотного костюмы для длительного нахождения при пониженном давлении, однако эти заявления вызывают скепсис.
Фото 3 — макет скафандра с механическим давлением на тело.
Говоря о отечественных авиационных скафандрах, в первую очередь надо упомянуть авиационный скафандр «Сокол» (Годы разработки: 1972) для летчиков стратегических самолетов-бомбардировщиков Т-4 ОКБ П.О. СУХОГО:
Дело в том, что этот скафандр не напрасно носит тоже имя, что и спасательный скафандр наших космонавтов — космический скафандр разработан на основе авиационного скафандра «Сокол». Ниже мы поговорим о этой истории.
Интересно проследить откуда взялись скафандры S-1030, S-1031 и S-1032. Они разработаны на основе космического скафандра G-4C программы Gemini (1965-1966 годы).
Посмотрите американский учебный фильм по ВКД Джемини-4 с комментарием Эдварда Уайта (Раньше тут была версия с хорошим подробным переводом на русский, но потом она исчезла с youtube).Эдварда Уайта погиб 27 января 1967 через полтора года после своего полета во время пожара на Аполлон-1.
Далее на фото астронавты в скафандрах G-4C в катапультируемых креслах космического корабля Gemini. Gemini делали авиастроители и этот космический корабль получился на редкость похожим на самолет.
Для сравнения экипаж первой миссии Шаттла:
Эта фотография дает материал для печального сравнение шлемов Ястреба и G-4C/S-1032Шлемы у Ястреба (а так же у Беркута, который можно рассматривать как ранний вариант Ястреба) не вращаются. Видно как неудобно смотреть в сторону космонавтам.У G-4C/S-1032 шлемы на гермоподшипнике и вращаются вместе с головой.
Беркут это 1964 год, Ястреб — 1967.Конструкция скафандра G-4C/S-1032 была разработана для проекта экспериментального самолёта-ракетоплана X-15 в 1956 году.
Я подозреваю, что на G-4C/S-1032 стоят СЕРИЙНЫЕ шариковые подшипники тонкого сечения, которые просто выбраны из каталога подшипниковой фирмы. Уплотнения тоже наверняка стандартные. Номенклатура американской промышленности была гораздо шире и богаче, чем советская, что с легкостью позволяло делать многие вещи. Да и сейчас позволяет.
На фото Нил Армстронг (тот самый) в скафандре для X-15.
Он же в скафандре G-2C
Он же в скафандре G-8
Нил до того как первым из людей вступить на Луну служил в ВМС США в Льюисском исследовательском центре лётчиком-испытателем, испытывал реактивные самолёты, участвовал в Корейской войне, в которой совершил 78 боевых вылетов на истребителе-бомбардировщике Grumman F9F Panther и был один раз сбит. Получил Авиационную медаль и две Золотые звезды. В октябре 1958 года был зачислен в группу пилотов, готовившихся к полётам на экспериментальном ракетоплане North American X-15. В ноябре 1960 года совершил свой первый полёт на ракетоплане. Всего до июля 1962 года совершил семь полётов на этих аппаратах, но ни разу не достиг отметки в пятьдесят миль, считавшуюся в ВВС США границей космоса. Одновременно занимался отработкой посадки проектируемого X-20 Dyna Soar на специально оборудованных самолетах-тренажерах F-102A и F5D. В июле 1962 года разочаровался в ракетопланах и ушёл из проекта за полтора года до его полного закрытия. В сентябре 1962 года прошёл конкурс из двухсот пятидесяти претендентов, был зачислен во 2-й набор астронавтов НАСА и начал готовиться к полёту в космос. В марте 1966 был командиром экипажа космического корабля «Джемини-8».
Надо отметить, что для первого американского космического корабля Mercury использовался другой костюм — Navy Mark IV. Этот скафандр использовался американским флотом для пилотов при высотных полётах самолётов-истребителей.
Однако между последним Gemini (1966) и первым Шаттлом (1981) поместилась лунная программа Аполлон с 11 пилотируемыми полетами (с 1968 года), три полёта Аполлонов к станции Скайлэб и один полет по программе Союз-Аполлон (полёты на Аполлонах были закончены в 1975 году).
A7L лунной программы в значительной мере более совершенный костюм, чем G-4C, но для Шаттла предпочли взять готовый скафандр из авиации.
Очевидно, что (как мы увидим дальше) скафандр S-1032 рассматривался как временное решение.
Однако вернемся к Шаттлам. На пятой миссии (STS-5, 11 ноября 1982) происходит нечто интересное — скафандр заменяется просто тряпичным комбинезоном и каким-то стремным шлемом с подачей кислорода. Не, ну т.е. теоретически, если предварительно перед спуском подышать кислородом, то, даже есть какие шансы выжить при разгерметизации кабины. Далее мы посмотрим, что бы в реальности.
Фото 4 — экипаж STS-5.
Фото 5 — экипаж STS-51L (последняя миссия Челленджера, закончившаяся катастрофой, 28 января 1986) летит в космос с голыми шеями.
Надо сказать, что система нумерации полетов Шаттлов очень странная. STS-51L был 25 полетом.
А вот следующая после катастрофы миссия STS-26 (это был реально 26 полет) уже получает новые скафандры Launch Entry Suit.
Launch Entry Suit использовались с STS-26 (1988) пo STS-65 (63 полет в 1994)
Фото 6 — экипаж STS-26 в Launch Entry Suit
Однако в отличие от нормального скафандра S-1032 в Launch Entry Suit перчатки не подключались через герметичные кольца, а просто подувались через трубочку (на фото видны трубочки из рукавов).
Перчатка от Launch Entry Suit:
И вот наконец в 1994 году экипаж получил настоящие скафандры Advanced Crew Escape Suit (модель DCCI S1035).С этими скафандрами Шаттлы летали до завершения программы.
Фото 7 и 8 — Advanced Crew Escape Suit.
Миссия Колумбии STS-107 (старт 16 января 2003, 113 старт челноков) так же закончилась гибелью экипажа.Несмотря на наличие скафандров экипаж Колумбии погиб от декомпрессии, так как были подняты стекла шлемов и у троих не были пристегнуты перчатки после разгерметизации кабины . Конечно они бы все равно погибли бы потом от разрушения корабля (на высоте 60 км, где катапультирование еще не возможно), но тем не менее посадка с без использования имеющихся скафандров кажется слишком легкомысленной.
Надо заметить, что Шаттлы, после того, как из них убрали катапультируемые кресла, практически, не имели систему спасения. После катастрофы STS-51L была приделана некая система спасения с вытягиванием тушки астронавта специальным ускорителем по тросу, но приходится сомневаться в её работоспособности вообще.
Для Бурана были разработаны катапультируемые кресла обеспечивающие спасение при достаточно серьезных высотах полета и спасательные скафандры Стриж, являющие развитием технологии космических скафандров Сокол, используемых на кораблях Союз.
Фото 9 — система спасения пилотов Бурана.
Фото 10 — скафандр Стриж для пилотов Бурана.
Вольное обращение со скафандрами в программе Шаттле, напоминает историю гибелью экипажа Союз-11, который погиб потому, что в космической отрасли решили, что техника достигла высокого уровня надежности для того, что бы летать без скафандров.
Фото 11 — экипаж Союза-11.
30 июня 1971 года космонавты Г. Т. Добровольский, В.Н. Волков и В. И. Пацаев погибли из-за разгерметизации СА на участке спуска. После этого по решению специально созданной для расследования причин катастрофы Правительственной комиссии под председательством М. В. Келдыша был принят ряд мер по повышению безопасности экипажа, связанных как с доработками корабля, так и с введением защитного снаряжения для спасения экипажа в случае разгерметизации СА во время динамических операций на участках выведения, стыковки и спуска.Перед НПП Звездой была поставлена задача в минимально возможное время разработать снаряжение, сочетающееся с применяемыми на корабле индивидуальными ложементами амортизационных кресел и с минимальными доработками СА.Ни один из ранее созданных космических скафандров (СК-1, БЕРКУТ, ЯСТРЕБ) для этой цели не годился, так как они были разработаны либо для защиты космонавта вне корабля, либо не могли сочетаться с амортизационным креслом.Из-за ограничений по массе в качестве максимально возможного времени возврата экипажа на Землю при аварийной разгерметизации СА на наиболее опасных участках полета было принято время в пределах 105-125 мин. Рассматривалось несколько вариантов защитного снаряжения: использование различных типов высотного костюма с пневмомеханической компенсацией избыточного давления в гермошлеме и облегченного скафандра на основе авиационного скафандра СОКОЛ
Были проведены примерки макетов такого снаряжения с ложементами кресел (рис. 7.2-1 а и б), анализ возможных схем кислородного питания и их массы. В качестве оптимального варианта было выбрано использование облегченного скафандра с мягким несъемным шлемом с откидывающимся смотровым стеклом и с СОЖ открытого типа, рассчитанной на 2 часа работы.
Размещение высотного костюма с пневмомеханической компенсацией типа ВКК-47 (а) и авиационного скафандра СОКОЛ (б) в амортизационном кресле КАЗБЕК
Принятый за прототип авиационный скафандр СОКОЛ потребовал, однако, существенной доработки. В первую очередь это коснулось шлема: вместо жесткого поворотного шлема с шейным гермоподшипником, был спроектирован и смонтирован на оболочке облегченный мягкий шлем, переднюю часть которого составляло откидное остекление (иллюминатор), имевшее вид части сферы, а затылочная часть была выполнена мягкой, как продолжение оболочки корпуса скафандра (силовая оболочка плюс герметичная). По нижнему обрезу остекления располагался разъем шлема, состоящий из двух полурамок шарнирно соединенных в зоне ушей (рис. 7.2-2). Эта конструктивная схема была ранее отработана на авиационных скафандрах типа ВСС, созданных в 50-х годах (рис. 2.2-2). Впервые для спасательного скафандра стекло шлема выполнялось из прозрачного поликарбоната. Скафандр был максимально облегчен: были демонтированы все излишние элементы, в частности, шнуровки на задней поверхности оболочки, исключено использование вентиляционного костюма. Оболочка СК имела минимально возможный пакет только из двух слоев: силовой и герметичной оболочек (последняя из резины толщиной 0,6 мм). Толщина пакета оболочек практически не отличалась от толщины полетной одежды космонавтов, применявшейся ранее. Распах скафандра выполнялся из прорезиненной ткани. Скафандр должен был использоваться в комплекте с хлопчатобумажным бельем, шлемофоном и поясом с биомедицинскими датчиками.
Закрой скафандра обеспечивал размещение космонавта в сидячей позе, диктуемой габаритами кресла и кабины СА и требованиями переносимости перегрузок (рис. 7.2-3).
Новый скафандр для КК Союз получил название СОКОЛ-К («СОКОЛ космический»).
Основные моменты в истории полетов Шаттлов на которые я хотел бы обратить внимание:1. Скафандры для Шаттлов начали делать как продолжение линии авиационных скафандров.
В СССР скафандр Стриж для Бурана делался как развитие Сокола и даже более того, попытались сделать по тому же принципу авиационный скафандр Баклан (Фото. 12) для Ту-160.
Фото 12 — Авиационный скафандр Баклан
Американцы возвращались к авиационным скафандрам, даже имея опыт Аполлона. Не в последнюю очередь это происходило потому, что было куда возвращаться — военные США используют в авиации скафандры, в отличие от советских/российских военных.
2. Американцы аккуратно наступили на старые грабли идеи о том, что скафандры не нужны в космическом корабле и можно обойтись тряпичным комбинезоном и шлемом.
Однако на момент окончания программы Шаттлов ACES был вполне годным костюмом. Показательно, что в Википедии назначение этого костюма объясняется на основе Сокола (Типа, точно такой же, только оранжевый. Шутка):The ACES suit is analogous to the Sokol suits used for Soyuz missions and its functions are virtually the same — the primary differences being the ACES suit having a detachable helmet and survival backpack, while the Russian suit has an integrated helmet and no backpack (due to the limitations in space aboard the Soyuz, and that the spacecraft is an entry capsule, not a winged spacecraft or lifting body).
Фото 13 — В качестве прикола можно вспомнить, что реплики ACES любят делать из советского авиационного шлема ГШ-6
Однако история на этом не заканчивается. Модернизированный ACES (MACES) должен использоваться в самой крутой программе США (нет это не программа SpaceX) — Orion/SLS.Интересной для меня особенностью этой программы является то, что изначально спасательный скафандр ACES в ней должен использоваться для внекорабельной деятельности. Дополненный ранцем от EVA, а так же дополнительными шарнирами скафандр стал универсальным.
Фото 14 и 15 — MACES в условиях гидроневесомости .
Это очень круто и мне нравится — именно по такому пути, на мой взгляд, должно идти скафандростроение в ближайшее время. Будет еще круче, если этот же скафандр доживет и до высадки на Луну/Марс.
smrebreathers.ru
БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ОБМАН США. ГЛАВА 29.
https://ru.wikipedia.org/wiki/A7L"По своей конструкции скафандр A7L был цельным, пятислойным скафандром, закрывавшим туловище и конечности, с гибкими сочленениями, сделанными из синтетической и натуральной резины на плечах, локтях, запястьях, бедренных суставах, коленях и суставах стопы, связующей сетки предотвращающей сочленения скафандра от раздувания, и плечевой конструкции «кабель-блок», позволяющей оператору раздвигать и сдвигать плечи. Металлические кольца на вороте и манжетах рукавов предназначались для установки герметичных перчаток и знаменитого «шлема-аквариума» Аполлонов (выбранного НАСА за обеспечение широкого поля обзора и отказа от герметичного забрала шлема, требовавшегося в скафандрах программ Меркурий и Джемини). «Наружная оболочка», которая была сделана огнестойкой после пожара на Аполлоне-1, была надета поверх внутреннего гермокостюма и была съемной для ремонта или обследования. Все скафандры A7L имели вертикальную «молнию», которая шла от плеч до паха, для надевания и снимания скафандра.Внутренний гермокостюм.Начиная с полета Аполлона-7 до Аполлона-14, оба астронавта в лунном модуле, командир (CDR) и пилот лунного модуля (LMP), имели внутренний гермокостюм (англ. Torso Limb Suit Assembly — TSLA) с шестью разъемами для СЖО размещенными в двух параллельных колонках на груди. Четыре нижних разъема предназначались для кислорода, верхний правый — электрический разъем системы биотелеметрии и радиосвязи, а верхний слева предназначался для двухсторонней подачи воды в систему охлаждения скафандра.объединенная теплоизоляционная и противометеорная оболочка.Поверх внутреннего гермокостюма была одета объединенная теплоизоляционная и противометеоритная оболочка (англ. Integrated Thermal Micrometeroid Garment — ITMG). Этот слой предохранял скафандр от истирания и защищал астронавта от теплового солнечного излучения и микрометеорных тел, которые могли пробить гермокостюм. Оболочка была сделана из тринадцати слоев различных материалов, которыми были (по порядку от внутреннего слоя к внешнему):противометеорный слой из нейлона с неопреновым покрытием, пять слоев алюминированного майлара, перемежающихся четырьмя слоями волокон дакрона, два слоя алюминированной полиамидной (каптоновой) пленки покрытой бета-маркизетом, и слой покрытой тефлоном, огнестойкой бета-ткани.Кроме этого во внешней оболочке также использовались накладки специального материала «Chromel-R», представлявшего собой ткань, металлизированную при помощи хромированной стали (эти серебристые накладки были особенно хорошо видны на скафандрах экипажа Аполлона-11) для защиты от истирания в местах прилегания ранца носимой системы жизнеобеспечения (англ. Portable Life Support System — PLSS). «Chromel-R» также использовался в передках лунных ботинок и в перчатках скафандров. В довершении ко всему, были использованы накладки из тефлона для дополнительной защиты от истирания на коленях, поясе и плечах внешней оболочки.Начиная с полета Аполлона-13, красная полоска из бета-ткани была пришита ко внешней оболочке скафандра командира на каждой руке и ноге, вместе с красной полосой на добавленном светофильтре гермошлема для простоты различения командира от пилота лунного модуля на поверхности Луны. Полоски, первоначально известны как «Полоски связи с общественностью» (англ. "Public Affairs stripes"), но быстро переименованные в Командирские Полоски (англ. Commanders Stripes), были введены Брайном Даффом, главой отдела по связям с общественностью Центра космических полетов им. Маршалла для решения проблемы с идентификацией астронавтов на снимках, вставшей перед средствами массовой информацией и самим агентством.[5]Костюм с жидкостным охлаждением.Лунные экипажи также носили трехслойный костюм с жидкостным охлаждением и вентиляцией (англ. Liquid Cooling and Ventilation Garment — LCG) или просто комбинезон (англ. union suit) с пластиковыми трубками по которым циркулировала вода, охлаждая тело астронавта, уменьшая потение и запотевание стекла гермошлема. Вода подводилась к комбинезону LCG из ранца носимой системы жизнеобеспечения PLSS, где циркулирующая вода охлаждалась при помощи сублимационного холодильника.Скафандр для внутрикорабельной деятельностиВнутренний гермокостюм.Пилот командного модуля (CMP) носил гермокостюм, похожий на гермокостюмы командира и пилота лунного модуля, за исключением лишних элементов, которые не требовались для пилота командного модуля, не выполнявшего в полете задач вне корабля. Например этот гермокостюм имел только один набор кислородных разъемов и не имел разъема для жидкостного охлаждения. Также были убраны клапан сброса давления на рукаве, крепления для ремней использовавшихся в лунном модуле, и подшипник в сочленении, позволявший руке вращаться выше локтя.Внешняя оболочка.Пилоты командного модуля носили трехслойную внешнюю оболочку (англ. Intravehicular Cover Layer — IVCL) из номекса и бета-ткани, для защиты от огня и истирания.Костюм постоянного ношения.Вместо костюма с жидкостным охлаждением, пилоты командного модуля носили более простой хлопковый комбинезон под гермокостюмом, называвшийся костюм постоянного ношения (англ. Constant Wear Garment — CWG). Он охлаждал при помощи простого потока кислорода, закачивавшегося в костюм через шланг от системы жизнеобеспечения корабля. Находясь в командном модуле, командир и пилот лунного модуля также носили CWG вместо LCG.Масса скафандра для внутрикорабельной деятельности: 28,1 кгМасса скафандра для внекорабельной деятельности: 34,5 кгОбщая масса скафандра для ВКД: 91 кгРесурс основной СЖО: 6 часовРесурс запасной СЖО: 30 минут"Миф о скафандрах США для космоса и прогулок на Луне, использованные на "Луне" США был разоблачен во многом в книге Р.Рене: http://www.x-libri.ru/elib/rener000/00000094.htm#a59" Волшебные скафандрыЕще одна логическая проблема - вздутие космического скафандра из-за внутреннего давления. Коллинз рассказывал о скафандрах, используемых на Аполлонах: их внутреннее давление составляло всего 0,26 атм (7, с. 115 . "CARRYING THE FIRE", Collins, 1974, Ballentine Books. ("Несущие огонь", Коллинз, 1974 г.) Он даже объяснял, как предупреждали их вздутие: "Вместо обычной ограничительной сетки сохранение формы скафандра обеспечивалось сложной системой компенсаторов, жесткой материи, несгибаемых трубок и тросиков" (7, с. 116. "CARRYING THE FIRE", Collins, 1974, Ballentine Books. ("Несущие огонь", Коллинз, 1974 г.) Стенка стандартной внутренней трубки составляет чуть больше полутора миллиметров и состоит только из резины. Резина - материал очень гибкий, даже при давлении в 0,26 атм. Стенка велосипедной шины более чем в два раза тоньше, но она прошита усиливающими волокнами. Даже без давления это совсем не гибкая система. Чем толще покрышка, тем больше волокон она содержит и тем менее гибкой она является. Однако внутренние трубки скафандра были выполнены из одной резины! Независимо от того, сколько денег и времени было потрачено на матерчатый скафандр, он все равно будет вздуваться. Представьте себе прорезиненный водолазный костюм для работ на большой глубине. Он неудобный и некомфортабельный, однако позволяет водолазу ходить и выполнять работу - покуда внутреннее давление близко к внешнему давлению воды. Если нагнетать давление внутри костюма, он начнет вздуваться. Рукава и штанины костюма, если он герметичный, распрямятся и будут стоять торчком, совладать с ними станет очень сложно. При этом, повторюсь, костюм водолаза водонепроницаемый. Даже малейшая протечка позволила бы воздуху вырваться, а воде проникнуть внутрь. А если этот костюм закрыт длинной молнией, останется ли он водонепроницаемым? Космический скафандр является аналогом костюма аквалангиста. Разница лишь в том, что один поддерживает одинаковое давление снаружи и внутри, а второй - повышенное давление внутри. Космическая амуниция не должна впускать вакуум, поскольку кислород будет утекать через малейшее отверстие. Наполненный кислородом скафандр мог бы совладать с крохотной дырочкой, но не с утечкой через длинную молнию! Тем не менее Ллойд Маллан (Lloyd Mallan) пишет: "На самом деле, уровень подвижности в 93 % был достигнут еще до наступления октября 1968 года, когда скафандр был представлен ученым-аэронавтам и специалистам, участвовавшим в пятой ежегодной встрече Американского института аэронавтики и астронавтики, проходившей в Филадельфии, штат Пенсильвания. "Живая" демонстрация скафандра во время встречи стала объектом повышенного внимания и даже некоторого неверия. Многим наблюдателям было трудно поверить в то, что надутый скафандр способен обладать такой подвижностью" (27, с. 239 "SUITING UP FOR SPACE", Mallan, 1971, John Day Co. ("Одеваемся в космос", Маллан, 1971 г.) Почему мне кажется, что в демонстрации скафандра использовался фальшивый датчик и давление на самом деле было гораздо меньше 0,26 атм? Гарри Хёрт описывает тесноту внутренних помещений ЛЭМа и объясняет, что скафандры имели длинную молнию - от паха до плеча, застегнуть которую без посторонней помощи (например, другого астронавта) было невозможно. Эта молния начиналась в нижней части живота, проходила между ног, продолжалась на спине и доходила до воротника. По словам Коллинза, крепко сцепленные резиновые "пальчики" обеих сторон молнии создавали герметичное соединение, способное выдержать давление (16, с. 79 "LIFTOFF", Collins, 1988, Grove Press. ("Взлет", Коллинз, 1988 г.) Но как бы плотно они ни прилегали друг к другу, любое движение астронавта привело бы к протечкам, открывая тысячи крохотных отверстий".Рассуждения Рене вполне обоснованы, достаточно посмотреть на конструкцию самого замка молнии:На этот аргумент обычно следует возражение, мол под молнией была полоса ткани, которая и препятствовала выходу воздуха и в пример приводилось использование молнии замка в гидрокостюме. Чтобы не было утечки воздуха необходимо перед молнией какую то плотную прокладку, как на гидрокостюме:Только в случае использования замка молнии на гидрокостюме по сравнению со случаем использование молнии в скафандре для выхода в космос есть большая и существенная разница: в первом случае давление воды снаружи придавливает полосу за замком к телу и препятствует выходу воздуха, а во втором случае воздух под давлением 0.34 атмосферы, по версии НАСА, выдавливает замок и швы полоски под замком на разрыв швов и ткани, может запросто и не выдержать.Но это все мелочи в американском "лунном" скафандре: отсутствие жесткого каркаса, наличие замка молнии, перчатки в которых невозможно работать, главное что не заметили известные критики лунного обмана США это наличие приспособления, клапана, через который , якобы, в вакуум выбрасывался избыток водяного пара и углекислоты! Вот это реальная и стопроцентная прямая улика против версии НАСА!Рене отметил этот нелепый момент , но главного вывода сделать не смог, вот это описание проблем американского скафандра со ссылками на астронахтов:http://www.x-libri.ru/elib/rener000/00000092.htm"Системы жизнеобеспеченияNASA так и не рассказало конкретно, где находится выпускное отверстие у астронавтов, но если бы я был в команде дизайнеров, я бы последовал примеру матушки-природы и расположил его в центре верхней части рюкзака. Этот рюкзак называется ПСЖО - Портативная система жизнеобеспечения (PLSS - Portable Life Support System). Готовая к использованию ПСЖО весит 38 кг на Земле и чуть больше 6 кг на Луне, имеет 66 см в длину, 46 см в ширину и 25 см в толщину. Общий объем рюкзака, таким образом, составляет 0,66 х 0,46 х 0,25 = 0,076 куб.м. NASA утверждало, что ПСЖО предоставляла астронавту полное жизнеобеспечение на несколько часов. Там находились: баллон с кислородом, углекислотный нейтрализатор, аппарат для отвода влаги, емкость с водой для охлаждения, еще одна емкость с отработанной водой для выброса, теплообменник, система датчиков для контроля жизненных функций организма, мощная рация для передачи сигнала на Землю, 4 литра воды. И в довершение всего - батареи достаточной емкости для питания всего оборудования в этом рюкзачке. Давайте еще раз проанализируем: ЛЭМ отправили на Луну и оснастили его кондиционером, достаточным для охлаждения лишь электронного оборудования, но при этом каждый скафандр имел свое собственное охлаждение. Неужели скафандры летали на какую-то другую Луну? NASA утверждает, что астронавты носили комбинезоны, в которые были вшиты тонкие пластиковые трубки с водой, соединенные с водяным бачком: "Применялась более эффективная система охлаждения, использующая охлаждаемое водой белье, в которое были вшиты тонкие пластиковые трубки" (7, с. 117 . "CARRYING THE FIRE", Collins, 1974, Ballentine Books. ("Несущие огонь", Коллинз, 1974 г.) Горячий воздух в скафандрах, создаваемый метаболическими процессами организма астронавта, по-видимому, отводился с помощью этой системы в теплообменник ПСЖО. Когда скафандр начинал накапливать излишнее тепло, астронавт нажимал кнопочку, приводя в действие механизм выброса отработанной воды из выпускного отверстия теплообменника: "Вода извергалась из скафандра, превращалась в лед и распылялась в пространстве" (37, с. 221). "(37. "WE REACH THE MOON", Wilford, 1969, Bantam. ("Мы достигаем Луны", Уилфорд, 1969 г.) Рене указывает на автора, как очень интересного персонажа:http://www.x-libri.ru/elib/rener000/00000033.htm" В течение 72 часов после возвращения Аполлона-U на Землю издательство "Бантам Букс" (Bantham Books) совместно с "Нью-Йорк таймс" выпустило книгу Джона Ноубла Уилфорда (John Noble Wilford) "Мы достигли Луны". Мистер Уилфорд, судя по его книге, был там своим человеком. Вот цитата из вступления к этой книге.Об авторе Джон Ноубл Уилфорд является лидирующим аэрокосмическим репортером газеты "Нью-Йорк таймс". Он освещал все фазы космической программы "Аполлон" и каждый снимок эпохальной высадки на Луне. "Мы достигли Луны" - это свидетельство мистера Уилфорда потрясающих космических достижений: от трудноразличимых "бип-бип" советского Спутника до завершения приводнения Аполлона-11."Конечно хотелось бы от НАСА получить официальную информацию о наличии в скафандре или ранце механизма выброса отработанной воды из выпускного отверстия теплообменника. Но придется поверить Уилфорду, благо НАСА демонстрирует молчаливое согласие с этой версией. Что будет с парами , восходящим из трубки в тени в реальном космосе? Доказывать нечего не надо , рупор НАСА сам признает наличие выброса льдинок, так вот эти льдинки будут однозначно частично прилипать к клапану, пока он не станет закрываться и тогда: прощай герметичность системы скафандр ранец, прощай нормальный теплоотвод, прощай жизнь!
neprohogi.livejournal.com
Скафандр "Марсианина": взгляд специалиста - Открытый космос Зеленого кота
Рубрика "Гость блога". Сегодня наш гость Николай Моисеев - сооснователь американской частной космической компании Final Frontier Design, которая занимается разработкой космических скафандров. О Николае и его компании многие могли уже узнать из публикаций "Медузы" или Geektimes. Сегодня он, по моей просьбе, комментирует съемочные кадры будущего научно-фантастического фильма "Марсианин" (The Martian).
Обзор конструкции «скафандра» фильма Риддли Скотта «Марсианин»
Несомненно это не настоящий скафандр, а фантазия художника–костюмера. На форумах в Америке посвященным презентации какого-нибудь настоящего, реального скафандра я встречал комментарии типа «Мне не нравится этот скафандр, а вот скафандр из такого фильма или иллюстрации к такой-то книге или компъютерной игре». То есть самое главное сейчас оценивается внешний вид, а мои учителя на «Звезде» учили меня, что каждая лента и деталь костюма на скафандре строго функциональная и никак не для красоты. Времена меняются и функциональность сейчас не в почете. Илон Маск (Elon Musk) главным требованием к скафандру для капсулы Dragon выдвинул всего ОДНО требование – скафандр должен быть bad ass looking. Я не нашел этого значения в словарях, и знакомые американцы объяснили мне, что это означает «круто выглядеть». У серьезной компании только одно требование к скафандру! Сейчас их разработка скрывается от публики, но надеюсь Илон сдержит обещание и представит публике свое детище в конце года.
Ну, ладно, оставим SpaceX и вернемся к фильму. Тенденция понятна и профессионалов не привлекаем, а делаем так как представляется художнику.
Скафандр «марсианина» имеет светофильтр. Это спорно. Для Марса он не нужен, т.к. солнце видится гораздо меньше и расположено дальше.Светофильтр расположен внутри шлема, внутри основного остекления. Это мне напоминает «леоновский» "Беркут", в котором в КБ не учли результаты тепловых расчетов (в расчетном отделе сделали такое исследование, но его не прочитали и не учли). Алексей Архипович сильно перегрелся, лицо и голова вспотели в результате того, что светофильтр внутри шлема отражал тепловые потоки не только наружу в космос, но и внутрь скафандрового пространства. Потом комиссия работала и разбирала отказы и проблемы в ходе полета. Так вот, это был как анекдот, рассказывали ветераны и свидетели тех пусков. В отчете расчетчиков черным по белому было написано светофильтр должен быть снаружи! А сделали шлем со светофильтром внутри! Ну для Марса это расположение не критично, а вот сам светофильтр объективно не нужен, разве что в варианте без светоотражающего золотого покрытия и как доп. тепловая защита для работы ночью на поверхности Марса со спец. просветляющим ночным покрытием.
Самое главное, что скафандр для фильма выполнен, как скафандр обжимного действия, а не стандартный с вентиляционным зазором. Классические скафандры существующие и летающие сейчас - это оболочки антропоморфной формы наддутые и обеспечивающие кислород для дыхания. Достаточно громоздкие, ограниченной подвижности. Но функциональные. Грубо говоря система скафандра состоит из двух подсистем – оболочка скафандра и системы жизнеобеспечения. На оболочке специально сконструированные шарниры и подшипники для обеспечения подвижности. Шарниры скафандра способные изгибаться под избыточным давлением по моему мнению и являются изюминкой проектирования скафандра и той оригинальной спецификой о которой почти нет литературы и очень мало специалистов, в отличие от миллионов инженеров по всей земле владеющими принципами создания систем жизнеобеспечения и прочих железок для скафандров.Для обеспечения теплового контроля подоболочечное пространство требует вентиляции и охлаждения с помощью специальной системы вентиляции и костюма водяного охлаждения для ВКД [Внекорабельной деятельности].
Обжимного действия скафандр - это когда ткань костюма скафандра обжимает непосредственно тело космонавта. По английски Mechanical Counter Pressure Suit (MCP Suit). Наиболее известные проекты – Space activity suit Пола Уэбба (Paul Webb) и Bio-Suit Дейвы Ньюман (Dava Newman). Дейва сейчас стала зам руководителя НАСА.
В качестве преимуществ называются меньше объем, лучше подвижность, не требуется система вентиляции так как испарения идут через ткань. Идет и охлаждение тела и удаляются выделения СО2 и т.д. MCP Suit часто представляется как наиболее прогрессивный дизайн концепция для скафандров. Но ни одного такого скафандра еще не летало и не использовалось.
Современные высотно-компенсирующие костюмы военных летчиков тоже обжимают тело и спасают летчика в случае разгерметизации кабины самолета и дают время снизиться до плотных слоев атмосферы. Ключевым моментом тут является, что ВКК дают время для снижения и они не обжимают во время полета, а срабатывают только при снижении давления в кабине. Почему так?ВКК очень болезненны и после них синяки по телу. Обжимание происходит не всего тела, а голеней, бедр, рук и тела. Зона паха, подмышки, подколенные ямки, ступни, кисти рук например не обжимаются. И кровь будет приливать к этим областям и чем дольше время в кабине без давления тем больнее...
Какие недостатки у MCP Suit?
- для предотвращения гематом (синяков по простому) и кровоизлияний на коже и более серьезных последствий, давление на тело или компрессионное обжатие должно быть везде по телу равным и одинаковым, что трудно сделать. А в классическом скафандре это обеспечивается автоматически. Человеческое тело сложное и есть природные ямки и вогнутости, например плечо снаружи легко обжать, а подмышку проблематично.- некоторые области тела очень чувствительны к обжатию. Это гениталии у мужчин и грудь у женщин.- человеческое тело меняет свои размеры в процессе движения и жизни. Грудь при дыхании меняет свой обхват. Бицепс при нагрузке напрягается и увеличивается в размере и так далее. На одном американском форуме написали – а как быть с эрекцией у мужчин? Ведь это иногда случается. Чаще или реже....- уровень компрессии 220 мм ртутного столба или примерно 30 кПа (0.3 атм, 4.3 psid). С чем сравнить? Мужские носки обжимают с компрессией 5 мм рт ст. Медицинское компрессионное белье (например носки) обжимают 30-40 мм рт ст. Вы можете их купить и попробовать. Носить это некомфортно. И даже болезненно. Одевать носок приходится минуты две. А теперь представьте как давит на все тело... И как одевать такой скафандр? Пол Уэбб надевал свой костюм 45 минут с помощью двух ассистентов.- переход от костюма к шлему требует герметизации так как твердый шлем наддут, а скафандр нет. Уплотнение герметизации размещают на шее и это опять больно. Наша шея чувствительна к давлению на нее.- Снаружи такого скафандра надо защитную одежду, что мы и видим у «марсианина».- система охлаждения за счет испарения через ткань вызывает вопросы. Снаружи скафандра – вакуум или как в случае Марса сильно разреженная атмосфера или почти вакуум. В случае с интенсивной нагрузки понятно, что космонавт будет потеть и пот будет испаряться через ткань MCP Suit. А как быть в случае покоя? Космонавт стоит или сидит, а ткань не держит ничего и испарение идет всегда. Будет пересыхание, дискомфорт как минимум и переохлаждение. Нахождение баланса здесь еще впереди.
Эти моменты были известны среди специалистов.
Я в процессе подготовки этих комментариев пришел еще к одному моменту. Одним из «выдающихся» преимуществ MCP Suit называется то, что при проколе оболочки классического скафандра произойдет разгерметизация и кислород/воздух выйдет, наступит смерть космонавта. А в MCP Suit это не страшно так как скафандр не герметичен по определению.
Верхнюю одежду (наружные слои 8-9 слоев) скафандра ВКД трудно проколоть, плюс силовая оболочка и гермооболочка. В книге которую я читал, какой-то штырь проколол скафандр и кровь загерметизировала прокол и скафандр не потерял кислород. Костюмеры же реализовали идею MCP Suit в фильме.
Примечание zelenyikot: видимо, Николай имеет в виду, что сюжетный ход с кровью, герметизирующей отверстие в скафандре, уместен при использовании классического типа наддутых скафандров. В таком случае, более аутентичным является ранний фанарт на книгу:
zelenyikot.livejournal.com
Скафандр капитана Немо
Жюль Верн «Двадцать тысяч лет под водой»
Водолазный скафандр Рукеройля-Денейруза, 1870-е
Не уверен насчёт капитана Немо, равно как и насчёт его «Наутилуса», но водолазный скафандр Рукеройля-Денейруза не является выдумкой мсье Верна. Скафандр действительно существовал и успешно применялся в России. Профессиональное сословие водолазов в России появилось в начале XVII века вместе с развитием рыбного промысла на Волге и в устье Яика (Урала). Тогда же, кстати, и появился сам термин «водолаз». Водолазы занимались поддержанием в рабочем состоянии казённых и монастырских учугов (подводных свайных заграждений, куда загонялись рыбы). Старец Иринарха из Спасо-Прилуцкого монастыря на изгибе реки Вологды в январе 1606 г. отметил: «Дал старцу Якиму Лузоре за водолазное и на горшки девять алтын». А в 1675 г. патриарх Иоаким жалуется царю Алексею Михайловичу: «А учюжному де их промыслу без вина быти невозможно некоторыми делы, потому что водолазы для окрепья учюжных забоев и водяной подмойки и дыр без вина в воду не лазят и от того де астраханскому их учужному промыслу чинитца мотчанье и поруха великая и многое нестроение». В общем, проблемы с этими работягами. Где сядешь, там и слезешь.
История сохранила массу «прожектов» водолазного снаряжения, которое позволило бы продлить пребывание человека на дне морском. Это были и разного рода горшки и кожаные мешки и деревянные бочонки, надеваемые водолазу на голову. Но похоже, никто кроме самих изобретателей эти изобретения не применял. Греческие ловцы губок, астраханские водолазы и японские ныряльщицы-ами ныряли на задержке дыхания. Первым водолазным снарядом, действительно позволившим продлить пребывание человека под водой стал водолазный колокол, представлявший собой перевёрнутый кверху дном деревянный или медный стакан. Однако самые выносливые из водолазов не могли находиться в колоколе более получаса вследствие «духоты и сгущения воздуха».
Английский астроном Эдмонд Галлей (да-да, тот самый, Галлей, предсказавший возвращение кометы Галлея) построил водолазный колокол, вентилируемый с помощью бочонков со сжатым воздухом, присылаемых с поверхности. Как ни странно, идея оказалась удачной и сам Галлей с четырьмя рабочими пробыл свыше 11 часов на глубине около 9 сажен. Впервые вентиляция водолазного колокола с помощью помпы была достигнута в 1788 г. Смитоном и с этого момента многочасовое пребывание водолазов под водой перестало быть экстраординарным событием.
Колокол Галлея.
В 1797 г. немцем А. Клингертом была предложена первая «одежда для водолазов», в которой действительно можно было работать под водой дольше трёх минут. Она состояла из непромокаемой ткани, на плечах водолаза прикреплявшейся к краю металлического колпака, который покрывал голову водолаза. Внутрь двух дыхательных кожаных труб с распределительным клапаном для вдоха и выдоха была вделана спиральная пружина для того, чтобы давлением воды не сплюснуло стенки. Помпа для вентиляции костюма не предусматривалась ибо предполагалось, водолаз сможет дышать в воде самостоятельно. В 1798 г. изобретение Клингерта было испытано на реке Одер под Врацлавом. Уже при незначительном погружении у водолаза возникали затруднения дыхания, а на глубине 6 футов дышать стало невозможно, вследствие того, что давление воды на грудь водолаза превзошло силу дыхательной мускулатуры.
Впоследствии Клингерт усовершенствовал свой костюм, придав ему окончательно монструозный вид. Для противодействия давлению воды на грудную клетку водолаза Клингерт превратил аппарат в металлическую кирасу с приделанными к ней штанинами. Поскольку герметичность этого сооружения была сомнительна, к кирасе крепился насос для выкачивания воды, попадающей в аппарат.
Костюм Клингерта
В 1819г. эмигрировавший в Англию немецкий механик и оружейник Август Зибе изготовил первый водолазный костюм из водонепроницаемого материала, соединенный с металлическим шлемом. По современной классификации это был костюм «мокрого» типа, поскольку водолазная рубаха была негерметичной. Костюм работал по принципу водолазного колокола: С судна воздух подавался водолазу с помощью насоса и выходил из-под нижнего края водолазной рубахи, неплотно прижатой к телу. Снаряжение Зибе было успешно испытано при работах по подъему английского линкора «Ройял Джордж», однако нагибаться водолазу не рекомендовалось — при наклонах вода попадала под рубаху.
Водолазные работы. Гравюра 1835 г.
В 1823 г. англичане братья Джон и Чарльз Дин получили патент на вентилируемый скафандр для пожарных, который они в 1828 г. предложили использовать для водолазных работ. Воздух для дыхания нагнетался помпой по шлангу с берега или с водолазного бота, избыток воздуха выходил из под нижнего края шлема. В России снаряжение Динов впервые появилось в 1838 г. на Черноморском флоте а в 1848 г. было задействовано при подъёме тендера «Струя», затонувшего в районе Новороссийской бухты на глубине более 20 м. Командовал операцией никому неизвестный (пока ещё не известный) офицер П.С.Нахимов.
Шлем от костюма Дина.
Почти одновременно с англичанами в 1829-1830 гг. кронштадтский механик Гаузен создал аналогичный костюм. В основе костюма лежал всё тот же принцип водолазного колокола. Голова водолаза помещалась под шлемом в виде опрокинутого котла. К нижнему краю шлема пристегивалась изогнутая железная (впоследствии кожаная) шина, проходившая между ног водолаза. Нагибаться в костюме Гаузена как и в костюме Динов категорически воспрещалось. В противном случае воздух выходил и вода мгновенно заполняла шлем. В 1873 г. кронштадтский водолаз споткнулся во время работ и принял наклонное положение, о чем не успел дать знать сигналом; он был вытащен без признаков жизни. Несмотря на очевидные недостатки костюм Гаузена использовался в России вплоть до 1870-х гг.
Костюм Гаузена. Рисунок не очень достоверен, поскольку водолаз изображён без свинцовых водолазных бот.
Менее чёткое, но более достоверное изображение водолаза в костюме Гаузена. Иллюстрация из энциклопедии Брокгауза и Эфрона.
Вышеупомянутый Август Зибе не собирался останавливаться на достигнутом. Он наладил производство усовершенствованных водолазных костюмов. Теперь костюм стал цельным и закрывал все тело, кроме кистей рук, а свинцовые боты и груз обеспечивали достаточную остойчивость на грунте. Зибе снабдил водолазный костюм травящим клапаном, который находился на груди и приводился в действие самим водолазом. Кстати, именно Зибе впервые назвал водолазный костюм «скафандром» от сочетания греческих слов «лодка» и «человек». Чарльз Паслей применил секторную резьбу для соединения котелка шлема с манишкой. Так родилась знаменитая «двенадцатиболтовка» фирмы Зибе, Горман и К°, с незначительными усовершенствованиями используемая по сей день. Патент на усовершенствованное водолазное снаряжение был выдан Августу Зибе в Лондоне, в 1855 г. Но в Россию новейшая технология водолазного дела добралась не вполне обычным путём.
Шлем двенадцатиболтового снаряжения Зибе-Гормана выпуска 1870-х годов из фондов ЦВММ. Фото А.Аристархова, 2006 г.
В 1857 г. Российское правительство заключило контракт с экспертом по подводным работам Гоуэном на расчистку дна Севастопольской бухты. Требовалось поднять или разрушить корпуса 28 кораблей, затопленных в ходе Крымской войны. Вместе с Гоуэном в Севастополь прибыли трое водолазов. Они подрывали корабельные корпуса пороховыми зарядами и поднимали на поверхность с помощью лебёдок.
Водолазные работы в Севастопольской бухте
В 1857-59 гг. англичанин Гейнке привёз в Россию девять скафандров собственного изобретения. Однако на самом деле Гейнке не изобретал, а просто усовершенствовал конструкцию снаряжения Зибе. В России патентные споры иностранцев мало кого волновали и в 1861 г. снаряжение Гейнке было принято на вооружение Российским флотом, а на Адмиралтейских ижорских заводах было организовано его производство. В том же 1861 г. в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом.
Шлем снаряжения Гейнке из фондов ЦВММ. Фото А.Аристархова, 2006 г.
И наконец, снаряжение Рукеройля-Денейруза образца 1865 г., прославленное гениальным Жюлем Верном. Снаряжение лейтенанта французского флота Денейруза и горного инженера Рукеройля состояло из резиновой рубахи и медной лицевой части с иллюминаторами. За характерный внешний вид маску назвали «Le Groin» — «свиное рыло». Маска крепилась к рубахе специальным хомутом. Воздух подавался с поверхности ручной помпой через ранец-«аэрофор», состоящий из баллона-ресивера и автоматического устройства подачи воздуха. Водолаз вдыхал воздух через шланг с загубником и выдыхал в воду через лепестковый клапан на том же шланге. Запас воздуха в ранце позволял водолазу дышать при пережатии или разрыве шланга. Правда, не 9-10 часов по Жюлю Верну а всего лишь около 15 мин. Но и этого часто хватало для подъёма водолаза.
Водолазная станция, оснащённая снаряжением Рукеройля-Денейруза. Гравюра 1870-х годов. На переднем плане – водолаз без маски. Справа у трапа – водолаз готовый к спуску.
В аварийной ситуации, когда требовался экстренный спуск водолаза, снаряжение Рукеройля-Денейруза можно было использовать без водолазной рубахи и маски:
Водолаз с аппаратом Рукеройля-Денейруза, готовый к экстренному спуску
Недостатки снаряжения Рукеройля-Денейруза заметны невооружённым глазом: Увесистая металлическая маска висит у водолаза чуть ли не на бровях и не защищает голову от ушибов, маленькие иллюминаторы отдалены от глаз и через них сложно что-либо разглядеть, соединение маски с рубахой металлическим хомутом трудно назвать надёжным. Кроме того, водолазы отмечали большое сопротивление дыханию. Тем не менее, снаряжение было удостоено высших наград на парижской всемирной выставке в 1867.
В России снаряжение Рукеройля-Денейруза образца 1865 г. появилось в конце 1860-х гг. и использовалось гражданскими водолазами, работавшим при постройке опор Литейного моста в Петербурге. Но сражаться с неуклюжими масками оказалось не под силу даже Суровым Русским Мужикам. Флот забраковал снаряжение Рукеройля-Денейруза. К чести французов стоит отметить, что уже в 1872 г. на выставке в Петербурге они представили усовершенствованное снаряжение с нормальным металлическим шлемом. Изюминкой снаряжения стал способ крепления котелка шлема к манишке – на болтах. Быстро снять шлем чтоб «освежить голову» как на двенадцатиболтовках Зибе, невозможно (попробуй быстро отвернуть три гайки), зато повысилась герметичность костюма.
Усовершенствованный скафандр Рукеройля-Денейруза обр. 1872 г.
Снаряжение Рукеройля-Денейруза обр. 1872 г. было принято на вооружение военным флотом России. Его производство было налажено на Адмиралтейских заводах и в Кронштадтской опытной механической и водолазной мастерской братьев Колбасьевых. После доработки снаряжение русскими мастерами оно стало прототипом «трёхболтовки», здравствующей на флотах и в портах России по сей день.
Фото конца 1890-х годов. Возможно, первая фотография русских водолазов. Водолаз в трёхболтовом снаряжении обр. 1872 г., с дыхательным ранцем Денейруза за спиной. Всё в точности, как описал мсье Жюль Верн в своём романе.
P.S. Капитан Немо был солидарен с водолазной службой Российского флота в своём критическом отношении к первоначальному варианту снаряжения Рукеройля-Денейруза образца 1865 г. На странице 116 (изд. «Правда» 1985 г.) читаем: «…чтобы выдерживать на дне моря значительное давление верхних слоёв воды, пришлось вместо маски надеть на голову, как в скафандре, медный шлем с двумя трубками – вдыхательной и выдыхательной». Роман был опубликован в 1870 г. Через два года инженеры усовершенствовали скафандр, заменив маску шлемом. А вы говорите — фантаст! Источник: jaroslaff.net
thebester.ru