Монтефортино (шлем). Шлем монтефортино


Монтефортино | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Монтефортино

Изготовитель:

Римские кузнецы

Тип защиты:

Голова, лицо

Материал:

Железо, бронза

Время:

IV век до н.э.—50-е гг. н.э.

Родина:

Италия
Италия Италия (Древний Рим)

Область применения:

ИталияИталия
Италия (Древний Рим)

Пользователи:

Монтефортино — римский шлем, предназначенный для защиты от ударов, направленных на верхнюю часть головы. Использовался с IV века до н. э. по 50-е годы н. э.

Шлем монтефортино, по сравнению с более ранними типами, имеет более широкие лицевую часть и затылочную пластину. Шлем имел сверху шишак с отверстием для плюмажа из конского волоса или перьев. Название получил от кельтского захоронения "Монтефортино" в северной Италии. Скопирован с типа шлемов кельтов и галлов. Использовался дольше остальных римских шлемов.

По поводу того, как делали шлем, ведутся споры. Следует отметить, что некоторые исследователи вообще умалчивают об этом. В 1978 году Ю. П. Шилов, описывая известные на тот момент четыре шлема из Мариенталя, Антиповки, Марьевки и хут. Веселого, отмечает, что они все литые. А А. В. Симоненко в статье "Кельто-италийские шлемы на территории Восточной Европы", рассматривая уже восемь шлемов, добавив к четырём выше названным находки из Новопрохоровки, Новочеркасска, ст. Сергиевской и могильника Чегем, склоняется к мысли о том, что они должны быть коваными. При этом он ссылается на работу Г. Робинсона, который утверждает, что все литые шлемы являются поддельными. В более поздней работе, в которой были учтены уже 18 шлемов типа Монтефортино, он без сомнений утверждает, что "все шлемы бронзовые, кованые". Хотя в 1990 году в статье "Этрусско-италийские и кельтские шлемы в Восточной Европе" трое соавторов — Б. Раев, А. Симоненко и М. Трейстер — утверждали, что шлема сначала выливали, а потом дорабатывали ковкой. Гущина И. И., которая впервые опубликовала шлем из Антиповки, отмечала, что он бронзовый, литой. Такое же свидетельство имеется у Савенко С. Н. по поводу шлема из Кисловодска. Шлем из могильника Чегем, помимо того, что определен как литой, ещё и подвергался химико-металлургическому анализу. Как пишет Керефов Б. М.: "Результаты свидетельствуют о том, что шлем из погребения отлит из волжско-уральской бронзы".

ru.warriors.wikia.com

Античное оружие и доспехи

Термин "Жокейский шлем" ныне стал практически международным. Он используется в отношении любого классического шлема, имеющего защитную пластину в затылочной части. А особенно он подходит для римских шлемов, у которых затылочная пластина, как правило, ярко выражена. Они напоминают головной убор жокея, надетый задом-наперед.

И хотя такое определение кажется очень удобным, существует огромное разнообразие форм "Жокейского шлема". Самая известная из классификаций римских образцов разработана видным британским специалистом Г.Расселом-Робинсоном, и изложена в его фундаментальной работе Armour of Imperial Rome, которая вышла в 1975 г. Она, а также другие работы ученых и археологов, станут нашими проводниками в мире шлемов Древнего Рима.

В своей классификации Г.Рассел-Робинсон подразделяет "Жокейский шлем" на два типа:

1. Кельто-италийский тип "Монтефортино", названный по месту большого числа находок подобных шлемов - некрополь Монтефортино, Анкона, Северная Италия.

2. Шлемы, произошедшие от галльских прототипов, известные как тип "Кулус" ( к слову, общепринятая в русскоязычной литературе транскрипция французского названия Coolus не совсем верна, правильный перевод - "Колё", но в рамках сложившейся традиции я оставляю в блоге традиционный вариант), названные по месту находки предполагаемого прототипа в департаменте Колё, на Марне, в северо-восточной Франции.

Семейство шлемов типа "Монтефортино"

Под общим названием "Монтефортино" подразумевается семейство шлемов, занимающее исторический период от второй половины III в. до н.э. до первой половины I в. н.э. (касательно римских образцов).

Происхождение их восходит еще к коническим шлемам с аналогичными нащечниками, найденным в могильниках Кносса (датированы периодом около 1400 г. до н.э.), у которых, правда, отсутствует затылочная пластина.

Но непосредственные предки италийского "Монтефортино" - кельтские. Появление этого типа шлема на Аппенинском полуострове связано, вероятно, с нашествием галльских племен в конце V-начале IV вв. до н.э.

Если судить по количеству сохранившихся находок, становится ясно, что шлем "Монтефортино" пользовался большой популярностью на территории нынешней Италии. Кельто-италийские образцы шлемов этого типа отличает довольно высокое качество, ставящее их практически на тот же уровень, что и лучшие образцы греческих и этрусских мастеров. Кельтские шлемы, известные по находкам из других частей Европы, италийским качеством производства не обладают.

Однако в дальнейшем качество шлемов стало ухудшаться - "Монтефортино" был популярен как в римских легионах, так наверняка и среди наемников карфагенского войска. Армии росли, им требовалось большое число защитных головных уборов, и, дабы обеспечить нужное количество шлемов, качество производства снижалось.

Дальнейшее развитие и использование типа "Монтефортино" в качестве основного легионерского шлема в поздний республиканский и ранний имперский периоды, несомненно свидетельствуют о том что шлем отлично показал себя во времена активной римской завоевательной политики.

Римский воин, со сменой эпох, утратил сугубо италийские типы вооружения и вышел на арену Пунических войн снаряженным по кельтскому образцу. Правда следует отметить, что некоторые образцы греко-италийских шлемов дожили до I в. н.э., но использовались сугубо в церемониальных целях. Это подтверждают существующие скульптурные памятники.

Существует целый ряд находок шлемов типа "Монтефортино" в Испании, однако по ряду признаков специалисты считают что они - италийского производства. Их, вероятно, использовали римские легионеры во время и после римского завоевания Испании, в результате чего в руки местных племен могло попасть большое их количество.

Существует мнение что большинство дошедших до наших дней шлемов "Монтефортино" цельнолитые - это объясняют их приличным весом. Однако это верно далеко не для всех находок. Только наиболее ранние образцы, обладающие навершием-фиксатором плюмажа и защитным затылочным ободком сработанными с чашей как единое целое, тяжелее среднестатистического бронзового шлема. К тому же бронзовое литье довольно хрупкое в обработке и подвержено разрушению при ударе и падении. Так что если на боковых или внутренних поверхностях имеются характерные следы литья - шлем является подделкой.

Шлемы "Монтефортино" образца IV-III вв. до н.э., изготовлены в соответствии с высокими стандартами качества, что требовало от ремесленников той эпохи достаточного уровня мастерства. Неизвестно, использовал ли оружейник в качестве заготовки бронзовый лист или слиток, но если изготовление начиналось с листа, то, при небольшом поперечнике он должен был иметь значительную толщину.

Заготовке придавалась округлая форма, заниженная на макушке с учетом высоты навершия-фиксатора. Имевшиеся излишки металла распределялись при помощи ковки вниз по заготовке, формируя нижний обод. Затем оружейник формировал расширение обода в затылочной части. Навершие, при помощи специальной вставки делали полым, после чего вставку извлекали. Металл в верхней части чаши был обработан хуже, и имел большую толщину чем у остальных областей чаши. Вероятно, это исправлялось во время окончательной шлифовки шлема.

Завершив формирование шарообразной чаши, оружейник сосредотачивал все свои усилия на придание ей равномерной толщины. Излишек направлялся к нижнему краю чаши, и использовался при формировании короткой покатой затылочной защиты. Когда основная работа была закончена, мастер зачищал остатки излишков металла, и при помощи молотка придавал окончательную форму нижнему ободку. Выступающие края скруглялись, ободок становился толще. Затем его украшали витым орнаментом.

Нащечники, использовавшиеся в этом типе шлема, изготавливали чаще всего из толстых кусков металла. Шарнир формировался заворотом вниз верхней части нащечника, которую при этом фиксировали в нужном положении три или четыре маленьких заклепки. Центр скатанного края был вырезан и удален, для обеспечения дальнейшей фиксации. Вторая часть шарнира крепилась внутри обода шлема.

Крепления для подбородочного ремешка имели форму крючков, прикованных к внутренней стороне нащечников кнопочными клеммами, и выгнутых наружу под центром нижней кромки нащечника. Более поздний вариант, относящийся ко временам правления Августа, предусматривал соединение креплений при к нащечнику при помощи заклепывания конической шпилькой сквозь платину нащечника, вблизи ее нижнего края.

Не все оружейники, как кельтские, так и италийские, считали необходимым производить шлемы с навершием, сработанным воедино с чашей шлема. Или, возможно, не все они были способны справится с этой нелегкой задачей. Так или иначе найдено достаточно много образцов шлемов, у которых навершие либо вообще было изготовлено отдельно и лишь затем крепилось к макушке чаши, либо имели лишь сработанную вместе с чашей шейку фиксатора - набалдашник был выкован отдельно, и закреплен позднее.

Одинаково популярные как среди варварских, так и среди "цивилизованных" народов, гребни крепились к шлемам типа "Монтефортино" различными способами.

Кельты использовали плюмаж, закрепленный на разветвленной стойке. Ее затем соединяли с шейкой навершия при помощи ковки.

Также использовалось оформление в виде серии сферических украшений, расположенных одно над другим, и просверленных таким образом, чтобы образовать при соединении стройную трубку, в которую вставлялся стержень с прикрепленным к нему гребнем.

В качестве плюмажа использовали перья или конские хвосты, иногда добавляя к оформлению плоские металлические рожки, закрепленные в гнездах по бокам чаши шлема. На примере экспоната из музея Пармы, можно отчетливо увидеть конструкцию рожка и гнезда.

Среди этрусков и прочих италиков более распространен был плюмаж из установленных вертикально в фиксатор перьев.

Также был вариант с креплением перьев в трубках по бокам чаши шлема, однако он встречается уже на более поздних типах шлема "Монтефортино", в первой половине I в. н.э.

Ниспадающий гребень из конского хвоста был куда более распространен, и устанавливался видимо при помощи стержня, вставляемого в просверленное в навершии отверстие. Эти отверстия часто едва различимы на найденных экземплярах шлемов, так как они заполнялись землей и продуктами коррозии, но при тщательном изучении их, как правило, выявляли.

После изготовления, в римском варианте шлема, навершие было сделано единым целым с чашей и было полым. Его заполняли свинцом. Это делалось для того, чтобы после сверления отверстия и установки стержня крепления плюмажа, вышеупомянутый стержень прочно фиксировался в вертикальном положении, как это делалось на шлемах где плюмаж фиксировала трубка.

На ранних типах шлемов семейства "Монтефортино", в частности более украшенных, навершие декорировали орнаментом, напоминавшим ряды узких сводов, установленных друг на друга. Существовали правда и более простые ровные фиксаторы, напоминавшие по форме усеченный конус, возможно этот способ датируется II-I вв. до н.э. Шлемы с подобным типом фиксатора найдены в Испании, и их относят к периоду Пунических войн.

Римский шлем в экспозиции Британского музея, датированный Г.Расселом-Робинсоном второй половиной I в. до н.э. имеет незамысловатое навершие, выкованное вместе с чашей и просверленное для установки гребневого стержня.

2000.jpg

Его затылочная пластина прямая и плоская, имеет в центре квадратное отверстие, справа от которого выбито имя изготовителя, читающееся как "[?]RON". Шлем был подвергнут довольно грубой обработке и лишен какого либо изящного декора. По обе стороны чаши имеются заклепки для крепления элементов шарнира, с помощью которого, в свою очередь, крепились нащечники.

К нижней стороне затылочной пластины шлемов этого типа крепилась сложенная пополам пластинка из бронзы, содержащая два D-образных кольца, по одному с каждой стороны.

При помощи подобных колец, шлем, в походном положении, подвешивался на ремешке для переноски на груди, именно этой цели служат кольца на шлемах типа "Кулус", и в более поздних "Имперских" типах.

Но два кольца, расположенных так близко к задней части головы носящего,предназначены для иной цели. Они образуют третью точку крепления для узких ремешков, гарантирующих плотное прилегание шлема к голове. Подобные ремешки использовались в средневековых японских шлемах. Когда шлем довольно высоко сидит на голове (при одетом подшлемнике), его довольно легко можно сбить ударом, даже при завязанном ремешке под подбородком. Ремешки, проходившие под ушами и затылком, предотвращали подобную возможность.

Мраморный бюст в музее Неаполя, как считается, изображает царя Пирра из Эпира. На голове его одет шлем с козырьком фракийского типа, но и с нащечниками более привычного греческого типа. От основания каждого нащечника, крест-накрест через подбородок и мимо челюсти, тянутся к затылочной пластине два ремешка, в ее нижней части они и крепятся.

Два кольца, найденных на шлемах типа "Монтефортино", позволили прояснить как выглядела система крепления ремней. Узкие, мягкие кожаные ремешки продевались одним концом, каждый в свое кольцо. Продетый конец сворачивали в петлю вокруг кольца и сшивали. Другой конец ремня при помощи прорези крепился на выступающей над поверхностью нащечника шпильке.

Еще один возможный вариант реконструкции.

Чем дольше "Монтефортино" использовался римскими легионами, тем большей популярностью он пользовался. Массовое производство, естественным образом вызвало постепенное исчезновение декора для предельного удешевления конструкции. Сперва орнамент убрали из оформления навершие, затем исчезло декоративное оформление затылочной пластины и над нижним ободом шлема. Толщина нижнего обода стала в основном меньшей чем у более ранних типов, хотя встречаются и экземпляры с большей толщиной кромки. На некоторых поздних образцах, как к примеру одна из находок в Буггенуме, витой орнамент по нижней кромке представлен простыми насечками.

Нет никаких письменных свидетельств использования шлема типа "Монтефортино" римской армией, равно как и любых других типов шлемов, за исключением описания Аррианом конных упражнений, в котором он упоминает использование защитных шлемов с масками. Плутарх приписывает Камиллу введение железных шлемов, хотя возможность подобного для столь раннего периода (IV в. до н.э.) крайне сомнительна. Бронзу использовали в качестве материала для шлема по крайней мере еще шесть веков после Камилла, хотя число бронзовых шлемов и снизилось в первые века нашей эры. Самые ранние, дошедшие до наших дней римские шлемы из железа, датируются правлением Августа.

Полибий, оставивший нам лучшее описание римской республиканской армии, касательно шлемов упомянул лишь о том, что они имели плюмаж черного или фиолетового цвета. Эскизные описания являются нормой для его произведений, касающихся в основном событий и людей, принимавших в них участие. Он не считал нужным описывать шлем, известный на тот момент уже порядка сотни и более лет. Изменения в моде, архитектуре и других аспектах античной жизни были медленными, и следовательно античный историк не считал нужным описывать такие обыденные для того времени вещи.

Однако существует и другой источник - скульптурные и рельефные изображения, которыми римляне имели привычку отображать каждое свое достижение. Хотя и тут не все так гладко - хотя бы потому, что римская скульптурная традиция находилась под постоянным влиянием эллинистической стилизации. Рельеф "Наказание Тарпеи" ( базилика Эмилия, 14 г. до н.э.) показывает, к примеру, шлемы аттического типа, такими же, как и на арке Константина (312 г. н.э.), которая, в свою очередь содержит рельефы времен Траяна и Марка Аврелия. Превосходные примеры этого же шлема показаны в триумфальной императорской скульптуре II в. н.э.

Поэтому, вместо того, чтобы строить описание солдат определенной эпохи по скульптуре того же периода, необходимо сперва найти сохранившиеся элементы снаряжения, а уж затем сравнивать их с изображениями соответствующей эпохи. Такой метод позволяет минимализировать влияние эллинистической стилизации.

Можно считать трагедией, что на рельефах фриза победного монумента Эмилия Павла в Дельфах (168 г. до н.э.) не сохранилось ни одного целого изображения головы легионера или римского шлема. Все они уничтожены.

Для того, чтобы увидеть скульптурное изображение шлема "Монтефортино", мы должны обратиться к хорошо известному фризу так называемого "Алтаря Домиция Агенобарба" в Лувре. Сцена на рельефе, вероятно, изображает обряд жертвоприношения (Suovetaurilia) в честь бога войны Марса. Кавалерист изображен спиной к зрителю, из оставшихся четырех легионеров трое одеты в этруро-коринфский тип шлема, но на голове четвертого - типичный "Монтефортино" с ниспадающим гребнем из конского волоса. Рельеф датирован серединой I в. до н.э.

Римляне и галлы, сошедшиеся в бою, являются героями сцен на панелях монумента Юлиев в Сен-Реми, датируемого концом I в. до н.э.

Сражающихся следует различать по их снаряжению, к примеру, некоторые изображены обнаженными, имеющими лишь шлем и щит, в полном соответствии с кельтскими боевыми традициями. Римская кавалерия изображена в эллинистических кирасах с птеругами, а пехота носит мечи на левой стороне, на греческий манер. Зато шлемы "Монтефортино" на рельефе хорошо различимы, мало того, они отличаются достаточно неплохим изображением широких нащечников, сопоставимых с найденными уцелевшими экспонатами. Гребни на рельефе представлены ниспадающим вариантом из конского волоса, однако изображен и один обладатель плюмажа из перьев.

Верность старым традициям можно отметить на фрагменте рельефа конца I в. до н.э. найденного в Риме, на улице Via Druso, и ныне хранящегося в музее Conservatori, Braccio Nuovo. На нем изображены головы трех вооруженных мужчин, двое из которых в шлемах, которые можно классифицировать как тип "Монтефортино", но с формой передней части чаши в виде перевернутой буква "V" - признак, более характерный для шлемов аттического типа.

Рисованных изображений шлема этого типа существует только два. Первое из захоронения галатского наемника, погребенного в Сидоне. Оно датируется III-II вв. до н.э. и ныне находится в археологическом музее Стамбула. Нащечники не показаны, а нижний обод шлема имеет изгиб в центре к точке выше лба, чем создается иллюзия шлема XVI в. Этим приемом художник, вероятно, решил открыть для обозрения лицо покойного и часть его прически - решение, преследующее работы более поздних греческих и римских художников. Навершие в форме луковицы и гребень из конского хвоста характерны как для кельтских так и для римских шлемов, а кольчуга и овальный щит - скутум подходят для изображения римского легионера того же периода.

Карикатурная фреска, изображающая суд магистратов, найдена в Помпеях, и датируется временем не позднее 79 г. н.э. Один из караульных изображен в шлеме, который Г. Рассел-Робинсон классифицирует как поздний Montefortino Type F. У шлема высокая луковицеподобная чаша, он лишен защитного козырька, но имеет широкую затылочную пластину. Искажение фигуры, являющееся следствием повреждения фрески, вынуждают принизить ее ценность в роли исторического источника. Однако ввиду очень малого числа сведений о цветах римской военной одежды, фреска представляет исключительный интерес. Плащ - сагум и туника окрашены в красный цвет. Ниспадающий гребень из конского хвоста, также красный, изображен по моде начала I в. н.э.

Общие проекции шлема "Монтефортино", типичного для IV-III вв. до н.э.

2. Левая сторона.3. Навершие с отверстием для установки стержня крепления гребня.4. Чаша, навершие и шарнирное крепление нащечника в разрезе.5. Правый нащечник.6. Вид спереди.7. Крепление двойных колец с внутренней стороны затылочной пластины.8. Вид на внешнюю и внутреннюю стороны шлема и его затылочной части.9. Вид сзади.10. Метод крепления дополнтельных фиксирующих ремешков на бюсте царя Пирра из Эпира. Музей Неаполя.

Подробную классификацию читайте здесь:

Montefortino A.Montefortino B.Montefortino C.Montefortino D.Montefortino E.Montefortino F.

Литература:

1. Russell Robinson, H. The Armour of Imperial Rome, Lionel Leventhal Ltd, London 1975 ( любительский перевод Александра Зайцева).

Поддержать автора.

Любое коммерческое использование, а также полное или частичное копирование содержимого блога без письменного разрешения владельца и активной ссылки на оригинальный материал - запрещены!

tiberius-flamma.livejournal.com

Монтефортино (шлем) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монтефортино — римский шлем, предназначенный для защиты от ударов, направленных на верхнюю часть головы. Использовался с IV века до н. э. по 50-е годы н. э.

Отличия

Шлем монтефортино, по сравнению с более ранними типами, имеет более широкие лицевую часть и затылочную пластину. Шлем имел сверху шишак с отверстием для плюмажа из конского волоса или перьев. Название получил от кельтского захоронения «Монтефортино» в северной Италии. Скопирован с типа шлемов кельтов и галлов. Использовался дольше остальных римских шлемов.

Изготовление

По поводу того, как делали шлем, ведутся споры. Следует отметить, что некоторые исследователи вообще умалчивают об этом. В 1978 году Ю. П. Шилов, описывая известные на тот момент четыре шлема из Мариенталя, Антиповки, Марьевки и хут. Веселого, отмечает, что они все литые. А А. В. Симоненко в статье «Кельто-италийские шлемы на территории Восточной Европы», рассматривая уже восемь шлемов, добавив к четырём выше названным находки из Новопрохоровки, Новочеркасска, ст. Сергиевской и могильника Чегем, склоняется к мысли о том, что они должны быть коваными. При этом он ссылается на работу Г. Робинсона, который утверждает, что все литые шлемы являются поддельными. В более поздней работе, в которой были учтены уже 18 шлемов типа Монтефортино, он без сомнений утверждает, что «все шлемы бронзовые, кованые». Хотя в 1990 году в статье «Этрусско-италийские и кельтские шлемы в Восточной Европе» трое соавторов — Б. Раев, А. Симоненко и М. Трейстер — утверждали, что шлема сначала выливали, а потом дорабатывали ковкой. Гущина И. И., которая впервые опубликовала шлем из Антиповки, отмечала, что он бронзовый, литой. Такое же свидетельство имеется у Савенко С. Н. по поводу шлема из Кисловодска. Шлем из могильника Чегем, помимо того, что определен как литой, ещё и подвергался химико-металлургическому анализу. Как пишет Керефов Б. М.: "Результаты свидетельствуют о том, что шлем из погребения отлит из волжско-уральской бронзы".

Напишите отзыв о статье "Монтефортино (шлем)"

Ссылки

  • [swordmaster.org›…ob-odnom-shleme…montefortino.html ]
  • [warriors-russia.ru›index/shlem_tipa_montefortino… ]
  • [Suveniry.CityPrague.ru›istoricheskoe…shlemy…shlem… ]

Отрывок, характеризующий Монтефортино (шлем)

Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может. «Une maitresse femme! Voila ce qui s'appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин. – Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он? – Ah! Il m'aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.] Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot. – Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он. Элен засмеялась. В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа. Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери. Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась. – Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня. – Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j'ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле. – Но, мой друг… – Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]

wiki-org.ru

Монтефортино (шлем) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монтефортино — римский шлем, предназначенный для защиты от ударов, направленных на верхнюю часть головы. Использовался с IV века до н. э. по 50-е годы н. э.

Отличия

Шлем монтефортино, по сравнению с более ранними типами, имеет более широкие лицевую часть и затылочную пластину. Шлем имел сверху шишак с отверстием для плюмажа из конского волоса или перьев. Название получил от кельтского захоронения «Монтефортино» в северной Италии. Скопирован с типа шлемов кельтов и галлов. Использовался дольше остальных римских шлемов.

Изготовление

По поводу того, как делали шлем, ведутся споры. Следует отметить, что некоторые исследователи вообще умалчивают об этом. В 1978 году Ю. П. Шилов, описывая известные на тот момент четыре шлема из Мариенталя, Антиповки, Марьевки и хут. Веселого, отмечает, что они все литые. А А. В. Симоненко в статье «Кельто-италийские шлемы на территории Восточной Европы», рассматривая уже восемь шлемов, добавив к четырём выше названным находки из Новопрохоровки, Новочеркасска, ст. Сергиевской и могильника Чегем, склоняется к мысли о том, что они должны быть коваными. При этом он ссылается на работу Г. Робинсона, который утверждает, что все литые шлемы являются поддельными. В более поздней работе, в которой были учтены уже 18 шлемов типа Монтефортино, он без сомнений утверждает, что «все шлемы бронзовые, кованые». Хотя в 1990 году в статье «Этрусско-италийские и кельтские шлемы в Восточной Европе» трое соавторов — Б. Раев, А. Симоненко и М. Трейстер — утверждали, что шлема сначала выливали, а потом дорабатывали ковкой. Гущина И. И., которая впервые опубликовала шлем из Антиповки, отмечала, что он бронзовый, литой. Такое же свидетельство имеется у Савенко С. Н. по поводу шлема из Кисловодска. Шлем из могильника Чегем, помимо того, что определен как литой, ещё и подвергался химико-металлургическому анализу. Как пишет Керефов Б. М.: "Результаты свидетельствуют о том, что шлем из погребения отлит из волжско-уральской бронзы".

Напишите отзыв о статье "Монтефортино (шлем)"

Ссылки

  • [http://swordmaster.org›…ob-odnom-shleme…montefortino.html ]
  • [http://warriors-russia.ru›index/shlem_tipa_montefortino… ]
  • [http://Suveniry.CityPrague.ru›istoricheskoe…shlemy…shlem… ]

Отрывок, характеризующий Монтефортино (шлем)

Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла: – Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?.. Мороне внимательно всматривался мне в глаза, мучительно стараясь найти в них ответ на какой-то важный для него вопрос. Но моя душа закрылась от мира, чтобы не заболеть... чтобы выстоять предстоящее испытание... И кардинала встречал теперь лишь заученный «светский» взгляд, не позволявший проникнуть в мою застывшую в ужасе душу... – Неужели вы боитесь, мадонна? – тихо спросил Мороне. – Вы ведь тысячу раз сильнее его! Почему вы его боитесь?!.. – Он имеет что-то, с чем я пока не в силах бороться... И пока не в силах его убить. О, поверьте мне, ваше преосвященство, если б я только нашла ключ к этой ядовитой гадюке!.. – и, опомнившись, тут же опять предложила: – Позвольте мне всё же заняться вами? Я облегчу вашу боль. Но кардинал, с улыбкой, отказался. – Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам? – Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей. – Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами! – О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я. – Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.

o-ili-v.ru

Montefortino A.: tiberius_flamma

Бронзовый шлем с чашей, сработанной из единого куска металла, близкой к форме луковицы. Верхняя часть чаши вытянутая и оканчивается полусферическим навершием, зачастую украшенным орнаментом в форме чешуек. В некоторых случаях навершие не украшено, и имеет форму приплюснутого сверху конуса.

Экспонат археологического музея в Болонье, Италия. Найден в некрополе Беначчи, датируется IV-III вв. до н.э.

Нижний край задней части чаши вытянут в короткую затылочную пластину, имеющую выпуклую форму и полукруглое сечение. Нижний край чаши и затылочной пластины украшены витым рельефным орнаментом. Над ним, по всей протяженности нижнего края чаши и по краю затылочной пластины проходят горизонтальные линии и рифление.

Экспонат археологического музея в Болонье, Италия. Найден в некрополе Беначчи, датируется IV-III вв. до н.э.

Пластинка с двумя кольцами, служащая третьей точкой крепления дополнительных ремешков ( для удержания шлема на голове при ударе), крепится с внутренней стороны затылочной пластины с помощью большой железной заклепки.

151.jpg

Шарнирные пластинки, служащие для крепления нащечников, закреплены на внутренней стороне чаши в височных областях, при помощи двух маленьких бронзовых заклепок.

1547.jpg

Нащечники, изготовленные из бронзы, не всегда сохраняются до наших дней. Они, как правило, изготовлены из толстых пластин металла и имеют рельефные края. Верхний край нащечника завернут внутрь и получившаяся петля зафиксирова тремя или пятью заклепками. В центре петли имеется вырез для соединения с шарнирной пластиной на внутренней стороне чаши. Передний контур нащечника имеет выемки в районе глаз и рта, задний следует очертанию нижней челюсти. Бронзовые крючки прикованы к нижнему краю нащечников шарообразными клеммами и выгнуты наружу для крепления подбородочных ремешков.

Бронзовый шлем, найденный в некрополе Монтелюче, Перуджа, Италия. Хранится в национальном музее археологии Перуджи. Датирован периодом с 350 по 300 гг. до н.э.

Большинство найденных нащечников имеют умеренную форму, однако встречаются и интересные экземпляры с увеличенными выступами по переднему контуру. Характерными примерами можно назвать шлем из собрания замка Святого Ангела в Риме, и нащечник из коллекции музея Стибберта во Флоренции.

Пример шлема с необычной формой нащечников - шлем из собрания музея археологии и антропологии Пенсильванского университета, США.

Необычный экземпляр бронзового шлема, обладавший декором в виде плоских бронзовых рожек. Можно увидеть один установленный рог и гнездо для крепления второго. III в. до н.э. Национальный музей археологии в Парме, Италия.

Бронзовый шлем III в. до н.э. Экспозиция Британского музея, Лондон, Великобритания.

Реконструкции:

Вариант реконструкции шлема Montefortino A, выпускаемый индийской фирмой Deepeeka.

Вариант реконструкции, выполненный энтузиастами Ассоциации исторической реконструкции Legio IIII Scythica.

Литература:

1. Russell Robinson, H. The Armour of Imperial Rome, Lionel Leventhal Ltd, London 1975 (любительский перевод Александра Зайцева)

Поддержать автора.

Любое коммерческое использование, а также полное или частичное копирование содержимого блога без письменного разрешения владельца и активной ссылки на оригинальный материал - запрещены!</span>

tiberius-flamma.livejournal.com


Смотрите также