Шлем михаила федоровича романова: Шлем «Шапка ерихонская» царя Михаила Федоровича

Аят из Корана на шлеме Александра Невского (вн.). А вы знали об этом?

Интересный факт.

Имя Александра Невского известно каждому. Его деятельность пришлась на один из тяжелейших периодов истории древнерусского государства.

Жизнь великих людей всегда обрастала тайнами. Множество легенд было и вокруг имени Александра Невского — некоторые даже считали его сыном хана Батыя. История бережно хранит все, что связано с именем великого полководца.

В музее Московского Кремля хранится шлем Александра Невского с арабскими надписями. На нем высечен арабской вязью аят из Корана (61:13). На поверхности шлема отчетливо видно нанесенное золотой насечкой изображение царского венца с восьмиконечным православным крестом. На носовой стрелке шлема помещено эмалевое изображение архангела Михаила.

А вокруг острия шлема ИДЕТ ПОЯС АРАБЕСОК. То есть АРАБСКИХ изречений, заключенных в рамки. На арабеске каноническим арабским шрифтом помещена надпись «Ва башшир аль-муминин» — «И обрадуй же верующих». Это — часто встречающееся выражение из Корана.

Чтобы понять, насколько оружие с арабскими надписями типично для коллекции Оружейной палаты, обратимся к описи Оружейной палаты Московского Кремля, составленной в 1862 году помощником директора Оружейной палаты Лукианом Яковлевым. Этот редчайший документ существует лишь в каллиграфической рукописи и хранится в архиве Оружейной палаты Московского Кремля.



Поэтому собрание сабель Оружейной палаты в рамках традиционной истории выглядит неестественным. Оно требует специальных объяснений.

На основе традиционной истории логично предположить, что крестоносец напишет на щите девиз на латыни, мусульманин — аяты из Корана, а русский воин воспользуется хотя бы родным языком. Вместо этого мы наблюдаем засилье так называемого «восточного» оружия на Руси с надписями религиозного содержания, выполненными почти исключительно на арабском языке. Как правило, это аяты из Корана и обращения к Аллаху.

Причем речь идет НЕ о трофейном оружии. Сабли с арабскими надписями на Руси покупались и изготавливались в Оружейной палате русскими мастерами.

Половина «шапок иерихонских», являющихся важной частью торжественного воинского наряда русского царя, имеет религиозные арабские надписи. Поразительно, что другие языки, кроме арабского, при этом не используются.

Есть даже пример парадоксального, с точки зрения традиционной истории, соседства казалось бы совершенно чуждых друг другу религиозных символов на «шапках иерихонских» русских царей. Так, например, на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема.

Другой пример. На зерцалах царских доспехов первых Романовых, хранящихся в Московской Оружейной палате, кириллицей по-русски написаны только титулы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Религиозные же надписи на зерцалах выполнены сплошь на арабском языке.

В целом прослеживается следующая, поразительная с точки зрения внушенной нам версии русской истории, картина. Надписи обычно присутствуют на традиционном русском княжеском вооружении — сабле, зерцальном булатном доспехе и шапке иерихонской, — которое входило в «большой наряд» русских царей.



Причем только арабские надписи, как правило, содержат религиозные формулы на русском оружии. Пожалуй, единственное исключение — это двуязычная «турецкая» сабля XVI века из собрания Московской Оружейной палаты, на которой религиозные надписи выполнены и по-арабски и по-русски.

На пяте этой сабли написано по-арабски: «Во имя Бога, благого и милосердного!», «О победитель! О заступник!». По обуху той же сабли идет надпись кириллицей также религиозного содержания: «Суди Господи, обидящьия мя. Побори борющьия мя. Прими оружие и щит и возстани в помощь».

Такое широкое применение арабского языка на старом русском оружии, причем преимущественно для религиозных формул, говорит о том, что арабский язык до XVII века мог быть одним из священных языков Русской православной церкви. Сохранились и другие свидетельства использования арабского языка в Русской православной церкви доромановской эпохи.

Например, драгоценная митра — головной убор православного епископа, до сих пор хранящаяся в музее Троице-Сергиевой лавры. Ее фотография приведена в альбоме Л. М. Спириной «Сокровища Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Древнерусское прикладное искусство» (ГИПП «Нижполиграф», Н. Новгород, год издания не указан). На митре спереди, прямо над православным крестом, помещен драгоценный камень с арабской надписью.

Обилие арабских религиозных надписей на предметах, входящих в состав Большого наряда русских царей, то есть их парадного воинского доспеха, и практически полное отсутствие каких-либо надписей на других видах вооружения (за исключением разве что клейм изготовителя на шпагах и немецких мечах) также служит косвенным свидетельством в пользу использования арабского языка на Руси в качестве старого языка традиционных обрядов и старого церковного языка.

[img=center alt=Подсказка][/img]

definition of Ерихонка and synonyms of Ерихонка (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Ерихонка царя М. Ф. Романова

Ерихо́нка, ерихо́нская ша́пка — тип шлема.

Содержание

  • 1 Азия
  • 2 Русь
  • 3 Европа
  • 4 Примечания
  • 5 См. также

Состоит из стальной шапки с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей, плоским козырьком, «носом» (узкая железная полоска, защищавшая лицо от поперечных ударов), нередко — пластинчатым назатыльником.[1] Науши и назатыльник крепились к тулье посредством цепочек или кожаных ремней. Такие шлемы использовались на Руси, в странах Азии и Европы в XIV—XVIII веках. Считается, что на Русь они пришли с юга — из Персии, Турции, Ирана, а от нас уже попали на запад — в Польшу, Венгрию, Литву и другие страны. [2]

Происхождение названия «ерихонка» точно неизвестно. По одной версии это искажённое слово «югренский», или «грузинский». По другой — от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться.[3] Впрочем, некоторые придерживаются мнения о происхождении от названия города Яркенд, или, что наиболее очевидно, но сомнительно — Иерихон.[4]

Азия

Куполообразные шлемы, как и шлемы с наушами, известны ещё до нашей эры. Но данный тип шлема сложился не раньше XIV века на основе шишаков. Родиной ерихонок считается Персия.[5]

В странах Азии козырёк был, обычно, с острым выступом вперёд посередине. Назатыльник мог быть не только сегментный, но, что чаще — из одной пластины. С боку от наносника на козырьке или на тулье часто крепилась втулка для плюмажа — металлическая трубка, в которую вставлялись перья или раскрашенный конский хвост. Это было не только украшение, но и знак отличия. В частности, такие шлемы носили янычары, турецкая знать и полководцы. [5] Были распространены до Индии и Ирана.

Русь

Файл:Helmet of Alexis I of Russia.PNG

Шлем Алексея Михайловича

На Руси такие шлемы появились не позднее XV века и носились, в основном, знатными людьми — царями, князьями, воеводами, поэтому богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Сами же шлемы могли быть из стали, булата, дамаска. Например, в Оружейной палате хранится булатная ерихонка Михаила Фёдоровича Романова (иногда ошибочно приписываемая Александру Невскому), сделанная в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, видимо, на основе арабского шлема, украшенная золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами и изумрудами.[6] Русские ерихонки имели стандартную, куполообразную форму, коническую или сфероконическую. Так что, по сути дела, их можно назвать разновидностью шишака. Тулья часто была рифлёной — в виде прямых или спиральных рёбер жёсткости. Назатыльник мог быть и сегментным, и одинарным, а козырёк, преимущественно, ровный или с углом посередине. Наносник проходил через козырёк (полку) и держался посредством винта (шурупец), поэтому мог подниматься и опускаться.[7] Сходное устройство имели наносники иностранных ерихонок.

Как в Азии, так и на Руси, применялись и более дешёвые, не украшенные шлемы, по форме и конструкции ничем не отличающиеся от ерихонок, но изготовленные из меди или латуни. Это были медные шапки. Их использовали небогатые люди, но и защищали эти шлемы хуже.[8]

Европа

Польская ерихонка

В странах Восточной Европы бытовали и другие формы. В частности, у польских гусаров — полусферическая[9], у венгров — коническая[10]. У них это были очень распространённые шлемы, с конца XVI — начала XVII века, используемые в кавалерии, как принадлежность доспехов.

Польские ерихонки XVII века снабжались наносником, который лопатовидно расширялся к низу, почти полностью закрывая таким образом лицо. Они отличались полусферической тульёй, которая могла быть как гладкой, так и увенчанной полукруглым гребнем, или «крыльями», или ещё чем-нибудь. [11]

Из Польши ерихонки попали в Саксонию, а из Венгрии — в Австрию и Баварию[5]. В Посполитой Речи, а потом и в других странах Европы, данный тип шлема назывался Capeline, но был только польской полусферической формы — куполообразные шлемы Европе не свойственны. Примерно с 1630[12] года эти шлемы начали использовать в Германии, но под русским названием шишак (нем. Zischagge). И вскоре они производились даже в Португалии и были официально введены в английской «армии нового образца»[13]. Европейские шлемы практически всегда были с сегментным назатыльником и ровным козырьком.

Ерихонские шапки давали хорошую защиту от ударов такого оружия, как сабля, по голове, особенно — сверху. Обеспечивали хороший обзор.

В России вышли из употребления при Петре I из-за реформы армии и смены униформы. В ряде стран сохранялись в XVIII веке.

Примечания

  1. Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
  2. [1]
  3. Vasmer’s Etymological Dictionary, статья «ерихон».
  4. Муром — Никита Давыдов
  5. 1 2 3 В.Бейхам. «Энциклопедия Оружия».
  6. Оружейная Палата
  7. Фон Винклер, Русское оружие.
  8. Висковатов А. В., «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч.1.
  9. См.фотографию
  10. См.фотографию
  11. Польское оборонительное вооружение
  12. [2]
  13. См.фотографию

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

См. также

  • Шишак

Музеи Московского Кремля: — Романовы. Первые цари династии

Романовы. Первые цари династии

  • <br />Silver, precious stones, gold.<br />Embossing, carving, niello, gilding</p></p>»> Питьевой ковш царя Михаила Федоровича

    Москва, мастерские Московского Кремля, до 1624 г.
    Серебро, драгоценные камни, золото.
    Чеканка, резьба, чернь, золочение

  • Любовная чаша (братина) царя Алексея Михайловича

    Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1675.
    Серебро, золото; гравировка, чеканка, золочение, эмаль, чернь

  • <br />Silver; carving, niello, gilding</p></p>»> Тарелка царя Петра Алексеевича

    Москва, мастерские Московского Кремля, конец XVII века.
    Серебро; резьба, чернь, золочение

  • Сковорода царя Петра Алексеевича

    Москва, мастерские Московского Кремля, конец XVII в.
    Серебро; резьба, чеканка

  • Посох с крышкой царевны Софьи Алексеевны

    Москва, Мастерские Московского Кремля, 1685.
    Мастера: М. Михайлов, А. Павлов.

  • Шишак (купол) царя Михаила Федоровича

    Москва, мастерская Оружейной палаты, первая половина XVII в.
    Мастер — Н. Давыдов.
    Железо, кожа; кузнечное дело, клепка, насечка золотом

  • Саадак (налуч и колчан) царя Алексея Михайловича

    Москва, Оружейная палата, 1673 год.
    Мастер — Прокофий А.В.
    Серебро, ткань, козья кожа; шитье, золочение, чернь, резьба

  • Аркебуза кремневая (пищаль) царя Алексея Михайловича

    Москва, мастерская Оружейной палаты, 1654.
    Мастер — Вяткин Г.В.
    Железо, сталь, дерево, слоновая кость, перламутр; ковка, гравировка, резьба, инкрустация

  • Шлем — «Иерихонская шапка» царя Алексея Михайловича

    Турция, XVII век.
    Серебро, булат, шелковая ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, золочение

PrevNext

19 марта — 30 июня 2013 г.

Государственный исторический музей, г. Москва

Организаторы:
Государственный исторический музей при участии Музеев Московского Кремля К марке 90 8889 90 400-летие восшествия на престол Михаила Федоровича Романова В Государственном Историческом музее проходит международная выставка, посвященная эпохе первых царей династии Романовых. Когда Смутное время — один из самых сложных и трагических периодов русской истории, приведший страну к разорению в начале XVII века династическими, политическими и экономическими кризисами, гражданскими восстаниями и нашествиями на восток, — был успешно преодолен, установление новой правящей власти способствовало консолидации российского общества и заложило основы для развития могущественной Российской империи при династии Романовых. Первые Романовы, ставшие свидетелями окончания русского средневековья, провозгласили начало новой эпохи в истории России, отмеченной дальнейшими политическими и культурными преобразованиями. Специально для экспозиции из российских и зарубежных музеев и архивов предоставлены замечательные реликвии и произведения искусства того времени.

В состав коллекции входят выдающиеся памятники, относящиеся к периоду царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых: предметы драгоценной посуды с клеймами царской принадлежности, шишак Михаила Федоровича, изготовленные в Оружейной палате Кремля мастерами знатного оружейника Никиты Давыдова, достойный внимания шлем, известный как «иерихонская шапка», парадный саадак (налуч и колчан) и аркебуза (пищаль) царя Алексея Михайловича. Часть предметов принадлежала царю Петру Алексеевичу и царевне Софье Алексеевне.

Выставка, объединившая столь великолепные произведения искусства и уникальные исторические документы того периода, раскрывает важную роль эпохи первых Романовых в истории и культуре нашей страны.

 

вверх

Михаил | Биография, факты и династия Романовых

Михаил

Смотреть все медиа

Дата рождения:
22 июля 1596 г.

г.

Умерло:
23 июля 1645 г. (49 лет)
Москва
Россия
Должность/Офис:
царь (1613-1645), Россия
Учредитель:
Династия Романовых
Дом/Династия:
Династия Романовых

Посмотреть все сопутствующие материалы →

Михаил , русский полностью Михаил Федорович Романов , (род. 22 июля [12 июля по старому стилю] 1596 — ум. 23 июля [13 июля по старому стилю] 1645, Москва), царь России с 1613 по 1645 год и основатель династии Романовых, правившей Россией до 1917.

Сын Федора Никитича Романова (впоследствии православного патриарха Филарета), Михаил был в родстве с последним царем династии Рюриковичей Федором I (годы правления 1584–1598) через своего деда Никиту Романова, приходившегося дядей Федору по материнской линии. Когда земский собор собрался в 1613 г. для избрания нового царя после Смутного времени — периода хаотических внутренних беспорядков, иноземных нашествий и быстрой смены правителей после смерти Федора I — это избрал царем Михаила Романова (февраль 1613 г.).

Еще из Британники

Россия: Михаил

Из Москвы в монастырь под Костромой прибыли эмиссары, где Михаил жил со своей матерью, которая была вынуждена стать монахиней во время правления Бориса Годунова (годы правления 1598–1605)— и в марте он принял предложение престола с большой неохотой.

Всего 16 лет и малообразованный на момент своей коронации 21 июля (11 июля по старому стилю) 1613 года Михаил сначала позволил родственникам своей матери получить контроль над государственными делами. Хотя они и продвигали свои личные интересы, они также наводили порядок в России, подавляли внутренние восстания, заключали мир как со Швецией (Столбовский договор 1617 г.), так и с Польшей (Деулинское перемирие 1618 г.

Шлем михаила федоровича романова: Шлем «Шапка ерихонская» царя Михаила Федоровича
Scroll to top