Содержание
10 самых необычных религиозных артефактов
В каждой мировой религии существуют определенные атрибуты, которым поклоняются ее последователи. Многие из них всем известны – например, Гроб Господень или Туринская плащаница, о некоторых мы не слышали никогда. И есть особая категория реликвий – те, которые вызывают удивление своим необычным видом или загадочной историей их появления на свет. Следы их теряются в глубине веков, и, кажется, что на самом деле это артефакты, оставшиеся от прошлых цивилизаций…
(По ссылкам в статье можно прочесть об этих артефактах подробнее).
1. Сандалии святого Меркурия в Успенском соборе
В Успенском соборе в Смоленске с XIII века хранятся железные сандалии, которые принадлежали святому Меркурию Смоленскому. Есть разные версии о том, кем он был и откуда родом, но у всех есть нечто общее – он прибыл в Смоленск из-за границы и служил Смоленскому князю. В 1239 году хан Батый направился завоевывать Смоленск. Как гласят легенды, Богородица явилась Меркурию и велела ему защитить город и храм. Меркурий отправился ночью в лагерь Батыя, где убил множество татар и загадочного великана, который наводил страх своей силою. Сын великана отсек Меркурию голову, но татары в ужасе бежали, и Смоленск был непокорен. Любопытно, что в храме хранились не только сандалии и шлем, но и копье Меркурия. Шлем был украден войсками Наполеона во время войны 1812 года, а копье – во время оккупации гитлеровской Германией. Интересно, что сандалии, шлем и копье – это атрибуты бога Гермеса (Меркурия), одного из самых загадочных античных богов.
2. «Sacro Catino» в соборе Сан-Лоренцо
«Sacro Catino» – это очень древний артефакт, который хранится в Кафедральном соборе Сан-Лоренцо в Генуе (Италия). У этого артефакта очень богатая история, и с ним связано множество легенд. Достаточно сказать, что до XIII века считалось, что это чаша Грааля, поэтому иногда его еще называют «Грааль Генуэзский». Достоверно известно, что в 1101 году «Sacro Catino» был привезен в Геную после первого Крестового похода в Святую землю. Но где именно святые отцы забрали эту реликвию, и для чего именно она использовалась в древности – уже неизвестно. Больше всего поражает правильная шестиугольная форма этого артефакта. Может быть, в очень глубокой древности он был создан при помощи каких-то технологий, и использовался для каких-то совсем иных, чем религиозные, целей. Кстати, долгие годы считалось, что он сделан из изумруда, но потом оказалось, что это зеленое стекло. Артефакт был поврежден войсками Наполеона, которые разграбили Геную и вывезли из нее церковные сокровища, так же, как они украли загадочный шлем святого Меркурия в Смоленске.
3. Волшебный меч в аббатстве Сан-Галгано
В аббатстве Сан-Галгано, которое находится недалеко от итальянского города Сиена в Тоскане (Италия), имеется удивительная достопримечательность – меч, который воткнут в камень. Аббатство было возведено в XII веке в честь святого, некогда носившего имя Галгано Гвидотти. Долгие годы он вел распутный образ жизни и причинял зло людям. Но затем ему явился архангел Михаил, после чего Гвидотти раскаялся и стал отшельником. После его смерти в 1181 году он был причислен к лику святых. Когда Гвидотти решил уйти от мира, он взял свой меч и в знак своего отречения от зла и насилия воткнул его в камень, который «подался будто масло». Любопытно, что позже благодаря этому мечу появились легенды о мече короля Артура – как вы помните, он стал королем после того, как вытащил волшебный меч из камня.
4. Зеркало святой Софии в Киеве
Этот артефакт нельзя увидеть, но сохранилось несколько рассказов о нем, записанных очевидцами. В 1594 году австрийский дипломат Эрих Лясота побывал в Киеве и написал интересную вещь о соборе святой Софии: «Наверху галерея или хоры, которых перила от одной колоны до другой состоят из цельных плит синеватого камня с прозрачною резьбой. В одной из плит, находящейся прямо против главного алтаря, есть круглое отверстие, около пол локтя в диаметре, теперь наполненное известью; говорят, что помещалось в нем зеркало, в котором посредством колдовства можно было видеть все, что задумаешь, даже на расстоянии нескольких сот миль». Это очень напоминает волшебное зеркало из сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» – может быть, он тоже слышал эти легенды. Любопытно, что это круглое отверстие от таинственно пропавшего зеркала можно увидеть в Софийском соборе и сейчас. Не исключено, что это зеркало имело какое-то отношение к утраченным технологиям прошлого…
5. Священный камень Каабы
Город Мекка в Саудовской Аравии – самый священный город для мусульман. Главной их целью является Кааба – главная святыня мусульман, здание в виде черного куба во дворе мечети Масджид аль-Харам. Считается, что Каабу построили небесные ангелы. В одну из стен Каабы вмонтирован Черный камень, довольно крупный – примерно 16 на 20 см. Как верят мусульмане, когда-то он был в раю, а затем аллах подарил его Адаму. Трудно сказать, что это за камень, потому что исследователи к нему не допускаются, а в Каабу могут попасть лишь избранные, а немусульманам путь туда вообще заказан. Есть версии, что Черный камень – это метеорит, взятый в кратере пустыни Вабар. Этот кратер тоже очень загадочное место. По легендам, тут некогда находился город, который был уничтожен Аллахом. И сейчас этот кратер усыпан обломками черного стекла, белых камней и спекшегося песка – причем спекся он явно при очень высокой температуре. Некоторые исследователи считают, что там произошел ядерный взрыв, сравнимый по мощности с ударами по Хиросиме.
6. Ковчег Завета в Эфиопии
Ковчег завета – одна из древнейших мировых реликвий. В Библии описываются его загадочные свойства – он мог терять свой вес, левитировать, передавать слова Бога с небес и т.п. Кроме того, Ковчег явно обладал радиоактивностью. Например, филистимляне, выкравшие его в свое время, заболели загадочной болезнью, от которой умерло множество людей, а «те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес». Филистимляне вынуждены были вернуть сеющую смерть реликвию. Дальнейшая его судьба мало известна. Интересно, что эфиопские христиане утверждают, что Ковчег хранится в специальной часовне при Церкви Марии Сионской в городе Аксум в Эфиопии. Они считают, что в Африку Ковчег привез сын Соломона и царицы Савской. Любопытно, что раньше здешнюю реликвию можно было увидеть, но уже много лет она закрыта от глаз людских. Доступ к реликвии имеет только один монах, которому не разрешается покидать территорию церкви и общаться с посторонними людьми.
7. Скунский камень
Скунский камень – это священная реликвия Шотландии, большой обработанный блок из песчаника. По легендам, в Шотландии он оказался вместе с дочерью фараона Рамзеса II еще до нашей эры. По преданию, именно этот камень библейский персонаж Иаков положил под голову вместо подушки и увидел во сне лестницу, достигавшую небес, по которой восходили и нисходили ангелы. Поэтому этот камень является и религиозной реликвией. Кроме того, этот камень имеет огромное значение для шотландцев – вот время церемонии коронации короли всегда сидели на этом камне. Интересно, что он тщательно обработан и еще содержит в себе таинственные железные кольца.
8. Лингамы в Индии
В Индии повсеместно почитаются лингамы – в индуизме это символ божественной производящей силы.Они находятся в различных местах, в храмах, на берегах рек. Паломники прибывают к ним из разных мест – чтобы прикоснуться и оставить приношения. Один из самых удивительных лингамов можно увидеть в Хампи – бывшей столице Виджаянагарской империи. Лингам в Хампи отличается огромными размерами и находится в отдельном здании. Не исключено, что этот лингам остаток от какого-то загадочного древнего механизма, как и другие индийские лингамы.
9. Мумифицированные феи
В Таиланде имеется знаменитый храм Ват Прапангмуни. В нем хранится одна из самых любопытных буддистских святынь — мумифицированные тела двух неизвестных науке человекоподобных существ. Верующие утверждают, что это тела буддистских фей Кумбанд. Эти мумии представляют собой крохотных человекоподобных существ со странными головами, напоминающими бутон цветка. Буддистские «феи» сохранились прекрасно. На их лицах можно рассмотреть глаза, рот и нос. Размер каждой мумии не превышает длину пальца взрослого человека, а на головах у них имеется нечто, напоминающее головной убор.
10. Зуб Будды
По преданиям, после кремирования Будды на пепелище осталось четыре зуба, которые затем оказались в разных частях света. Один из них находится в городе Канди на Шри-Ланке в специально построенном для него храме Зуба Будды. Монахи свято хранят одну из главных реликвий буддистов, по легендам, обладающую волшебной силой, и которую невозможно разрушить. Причем последнее уже не является легендой – зуб несколько раз пытались уничтожить, но он оставался цел и невредим. Например, в 1998 году исламисты из группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама» взорвали храм, но зуб при этом уцелел. Любопытно, что он имеет гигантские размеры – девять сантиметров в длину и более четырех сантиметров в ширину. Местные буддисты утверждают, что это легко объяснить – просто Будда был великаном.
История Смоленщины через призму святости | Персона | КУЛЬТУРА
Смоленск, 13 мая — АиФ-Смоленск. Интервью с агиографом.
Необычная наука
— Эдуард Анатольевич, вы занимаетесь агиографией. Что изучает эта наука?
Агиография изучает жития святых и все письменные памятники, которые с ними связаны. Наука не очень древняя, но в современном мире из всех богословских дисциплин, которые, так или иначе, связаны с изучением темы святости, она наиболее востребованная.
Фото из архива Эдуарда Стороженко
В XIX веке эта наука могла шагнуть в духовные школы. Один из преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии выступил тогда с такой инициативой, но священноначалие его не поддержало. Произошло это, вероятно, по одной простой причине: иногда жизнь святых ставит перед людьми нетривиальные вопросы и дает необычные примеры поведения угодников Божьих в тех или иных условиях. А объяснять такое поведение нужно бывает очень долго и тщательно, на что не всегда бывает и время, и силы. Например, святой Кирилл Белозерский, который является учеником святителя Михаила Смоленского, высказал очень справедливую мысль. Он писал нечто наподобие стихов. И в одном из таких «стихов» сказал: «Не будем продавцы Христа и не будем покупатели Христа. Иуда продал Слово Божье Христа, а иудеи купили. Им подобны те, которые продают молитвы и крестят за деньги – они подобны торгующим иудеям». Вот и представьте, какая может быть реакция у людей на эти слова.
Или другие вещи, например, Сергий Радонежский, оказывается, молился по дореформенным книгам и писал имя «Исус» с одной буквой «и», как делали и до сих пор делают старообрядцы. Святой Герасим Болдинский, например, также крестился двумя перстами. В условиях XIX века эти факты могли послужить нестроениям в Церкви. Чтобы этого избежать священноначалие отклонило введение данной дисциплины в учебные курсы духовных школ.
Перед революцией в Московской духовной академии святой Павел Флоренский предлагал создать кафедру агиологии, где бы изучалась кроме всего прочего и агиография. Агиология — это другая наука, изучающая не только тексты, связанные со святыми, но и всевозможные источники, в том числе и археологические. В современной духовной школе эта наука не преподаётся, хотя жития святых всегда были самым излюбленным народным чтением. К счастью агиография как дисциплина введена в учебные курсы некоторых богословских учебных заведений.
— Почему вы начали заниматься этой наукой?
Все началось еще в юности. Я тогда увлекался чтением житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Это удивительные произведения большого труженика и великого подвижника. Читая эти глубокие по своему смыслу и сильные по эмоциональности повествования, я понимал, что они – плод огромного и очень интересного исследовательского труда. И именно тогда у меня появилось желание заняться когда-нибудь изучением жизни святых, выяснить своеобразие их опыта и их мышления, особенности их характеров, личностные характеристики, а также историю их почитания. Позже я стал интересоваться именно смоленскими святыми и с удивлением для себя обнаружил, что святитель Дмитрий не описал жития очень многих из них. Постепенно углубляясь в эту тему, я понял, что даже в описанных им житиях наших подвижников очень много любопытных деталей просто не вошли. Так я уяснил для себя, что работу святителя Дмитрия необходимо продолжать.
Смоленские святые
— Биографии каких смоленских святых вы исследуете?
Вообще, я поставил себе целью изучить жития всех смоленских святых. Когда я стал реализовывать эту задачу, передо мной встала друга проблема: каких святых можно назвать смоленскими и почему? В официальном списке собора смоленских святых, праздник которого был введен в 80-е годы ХХ века, на тот момент значилось 27 имен. В то время богословские науки подвергались некоему остракизму со стороны властей, поэтому полнотой информации в этом отношении было обладать сложно. Список был не совсем полным и последовательным. Если принципы, по которым этот список составлялся, пролонгировать на прочих святых, которых мы знаем, то на данный момент можно насчитать более 80 человек, которых можно именовать смоленскими святыми. Значительная часть этого списка — святые ХХ века.
Если говорить о том, какие биографии я исследую сейчас, то это как раз Новомученики и Исповедники Российской Церкви ХХ века, которые так или иначе были связаны со Смоленском. Таковых более 30 человек, книга сейчас редактируется, работа над ней непростая. Материалы об этих людях носят специфический характер, это материалы из репрессивных архивов, работать с ними психологически сложно. В этой связи я, например, решил перед сном эти материалы не читать и книгу не трогать, потому что описание всех этих репрессий очень тяжелая информация.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских
— Кто из смоленских святых вам наиболее близок по духу?
Я бы не сказал, что у меня какой-то из святых наиболее любим, разные святые мне по-разному понятны. Их поступки, как и поступки Иисуса Христа, о в контексте определенных условий раскрывают то свойство Божье, которое излилось на них вследствие божественного дара, благодати. Святость – это то свойство, которое, априори, присуще только Богу, а Бог его изливает в мир. Некоторые люди, которые это свойство по особому в себя воспринимают — святые. Любой их поступок близок любому человеческому сердцу, ведь душа каждого человека по природе христианка. И каждый святой в этом смысле понятен, близок и лично мною любим.
Над материалами об одних святых работаешь больше, о других меньше. Например, про Меркурия Смоленского у меня вышла книга. Больших книг про других святых мне пока выпустить не удалось, потому что с одной стороны, вопросы, касающиеся их, находятся в изучении, с другой стороны, любое издание предполагает финансирование, а оно не всегда находятся вовремя. Сейчас наряду с редактированием книги о Новомучениках и Исповедниках, которые связаны со Смоленской землей, я занимаюсь и поиском средств для ее издания.
Меркурий Смоленский
— Сандалии Меркурия Смоленского, хранящиеся в Успенском соборе, настоящие или нет?
Артефакт этот специфический, ведь смоленская святость, смоленский культ святых очень близок к западному культу. Если мы возьмем европейскую периодику XVIII века, то город Смоленск там упоминается чаще, чем, например, Москва. Европа всегда считала Смоленск наиболее близким к себе городом, и Смоленск был близок к Европе. Европейский культ святых связан с такой особенностью, что если по молитвам какого-то святого совещалось чудо, то тот человек, которому это чудо было даровано, мог принести в дар святому ту вещь, с которой это чудо было непосредственно связано.
Если сейчас путешествовать во Францию в Лурд, знаменитое место, где происходит много чудес исцеления, то вы увидите там, в гроте, где по учению Римо-Католической Церкви являлась Богородица, много костылей и протезов. Все это дары людей, которые получили исцеление в этом месте. Получив исцеление, они оставили там вот эти когда-то очень нужные им вещи.
Так называемые «сандалии» святого Меркурия – это металлическая рыцарская обувь. К XIII веку они не относятся, их возраст определяли по внешнему виду, других анализов, насколько мне известно, произведено не было. Эта обувь, вероятно, относятся к XIV-XV векам. Как они стали ассоциироваться с именем святого Меркурия? Возможно, что с каким-то человеком, обращавшимся с молитвой к святому Меркурию, произошло чудо, и он в знак признательности подарил свою железную рыцарскую обувь в собор, с тем, чтобы их разместили возле мощей святого Меркурия. Здесь при мощах эта обувь какое-то время хранились и, естественно, они назывались обувью святого Меркурия Смоленского, но это вовсе не означает, что этот артефакт принадлежал лично святому во время его земной жизни.
В соборе до революции хранились и другие реликвии: шлем-шишак, и по некоторым сведениям еще и копье святого Меркурия. Копье было, как говорят поздние краеведы XIX века, украдено французами, а шишак пропал в середине XX века. По поводу шишака можно сказать, что он относится к еще более позднему времени, чем сандалии, его возраст также оценивали лишь по внешним признакам. Других исследований не проводилось. Что касается копья, это вещь загадочная, потому что, если мы возьмем историю Смоленска Никифора Мурзакевича, то в ней, в примечании, где говорится о святом Меркурии, упоминаются лишь сандалии и шишак, а о копье не говорится вообще ничего. То ли эта вещь Мурзакевичу была неизвестна, то ли она у него вызывала какое-то сомнение – теперь это не ясно. В общем о копье говорить сейчас что-то определенное нельзя, потому что его просто нет, нельзя на него посмотреть и определить, к какому веку оно относится.
Смоленский Успенский кафедральный собор: здесь хранятся сандалии святого Меркурия
— Занимались ли вы поисками копья и шлема?
Не занимался, потому что копье, если оно сохранилось, то находится где-то в Европе, пропажа шлема – событие очень загадочное, да и зачем их искать. Если, допустим, эти вещи были, также как и сандалии, посвящены святому Меркурию в знак исцеления или какого-то другого чуда, то они не относятся к нему напрямую. Думается, что наш собор мог бы наполниться новыми подобными «вещественными доказательствами» чудес святого Меркурия. Только это уже не были бы предметы воинского обихода, а наверное какие-нибудь инвалидные кресла, тросточки и т. д.
— Где находятся мощи святого Меркурия?
Мощи святого изначально хранились в Мономаховом соборе, который был взорван в XVII веке, и по свидетельству историков, эти мощи пропали. Известно, что были некие частицы мощей святого Меркурия, однако, их идентификация усложняется тем, что основной массив мощей был утерян. Даже сейчас при возможностях всех экспертиз ДНК, трудно было бы установить, действительно ли какие-то частицы относятся к мощам святого или нет.
— Какие еще интересные неисследованные тексты есть в фондах Смоленского музея-заповедника?
В нашем музее-заповеднике много рукописей, каждая по-своему интересна. Для меня особый интерес представляют работы первого историка Смоленска, священника Никифора Мурзакевича.
Так получилось, что отец Никифор Мурзакевич был знаком с одним человеком, которого канонизировали в наше время, святителем Иннокентием Херсонским. В то время этот святитель проходил службу в Санкт-Петербургской Духовной Академии, и приезжал в Смоленск инспектировать семинарию. Отец Никифор в то время был экономом духовной семинарии, им пришлось пересечься по рабочим вопросам. К этому времени отец Никифор уже перевел на русский язык Евангелие, Деяния апостолов, Псалтирь, составил житие апостолов Петра и Павла и описание древней иконы Одигитрии, которая хранилась в Успенском соборе. Судя по его дневникам, будущий святитель Иннокентий Херсонский очень заинтересовался этими трудами и велел для себя сделать копии всех вышеозначенных работ. Именно эти вещи наиболее ценны для исследователей истории Смоленска. Вообще, перевод Евангелия на русский язык, выполненный отцом Никифором, был самым первым на территории России. Кое-какие книги Нового Завета переводились, но на тех территориях, которые сейчас к России не относятся, а перевод отца Никифора был сделан в Смоленске неподалеку от современного здания областной библиотеки, в храме, где он служил.
Рукописи отца Никифора хранятся в Смоленске, за исключением книги об иконе Богоматери Одигитрии, она пока не найдена. Известно, что отец Никифор переводил Псалтирь, но эта книга была им подготовлена уже после того, как вышел официальный перевод Псалтыри с еврейского языка. Данный труд долго считался потерянным, но к счастью недавно он был найден в рукописных собраниях одной из Российских библиотек, и сейчас он ждет своего исследователя.
А вот что касается перевода Евангелия, этим я как раз занимаюсь сейчас, это второй проект, который я веду, после житий смоленских святых. На данном этапе я занимаюсь изучением структуры этого текста, потому что отец Никифор, будучи историком, восприняв в плоть и кровь метод исторической науки того времени, превратил Евангелие в нечто похожее на евангельскую историю. То есть он не переводил его в чистом виде, по порядку, он сделал евангельскую гармонию. Известно, что все четыре евангелия описывают жизнь одной личности – Иисуса Христа, но написаны они немного по-разному. В XIX веке исследователи делали биографии Христа, в связи с чем появлялись такие евангельские гармонии.
Отец Никифор находился под влиянием этих трудов. Ценность его работы состоит в том, что он брал отрывки из разных Евангелий и выстраивал их в хронологическом порядке, представляя как цельную историю Иисуса Христа. Эти отдельные отрывки являются переводами частей того, что мы называем евангельским текстом. Книга Деяний апостольских, пятая книга Нового Завета, была переведена в большем соответствии со структурой исходного текста. Я склоняюсь к той мысли, что отец Никифор находился под влиянием некоторых протестантских богословов и протестантских гармоний, но пока окончательные выводы делать рано, потому что нужно проработать большую массу материалов, которые в Смоленске зачастую и найти невозможно. Надо работать в центральных библиотеках Москвы и Петербурга. Вероятно там можно найти книги, которые повлияли на отца Никифора в связи с выстраиванием им евангельской гармонии.
История и современность
— Как вы относитесь к книге Владимира Мединского «Стена»?
Это художественное произведение со всеми присущими этому жанру особенностями. Одна из таких особенностей, которая лично мне мешает читать подобные книги – это отсутствие научных примечаний. Во время чтения может возникнуть потребность понять откуда автор взял тот или иной информационный блок – относится ли что-либо из его произведения к сфере фактов, или это его фантазии. Разобраться в этом помогают сноски и примечания. Именно поэтому книгу Владимира Мединского «Стена» и не читал, ничего о ней сказать не могу.
— Возможно ли обретение утерянной древней иконы Одигитрии?
Вопрос о древней иконе Богородицы Одигитрии, которую привез в Смоленск Владимир Мономах, очень сложен. Этот артефакт всегда представлял для искусствоведов, музейных работников, историков и верующих очень большую ценность. Икона Богородицы Одигитрии являлась и является, наверное, самой знаменитой на территории России. Ее пропажа вполне объяснима: за ней гонялось очень много людей. То, что она погибла, маловероятно. Она может находиться в каком-то частном собрании, владельцы которого будут не заинтересованы в предоставлении информации о ней. Нельзя исключать, что она хранится в запасниках какого-нибудь центрального музея, и работники музея, скорее сего, будут также не заинтересованы в разглашении информации о том, что находящаяся у них икона является той самой мономаховой древней Одигитрией.
Икона Смоленской Богоматери Фото: Михаил Ефимкин
Справка АиФ
Эдуард Стороженко родился в 1976 году. В 1997 году окончил Смоленскую духовную семинарию, в 2002 году – Санкт-Петербургскую духовную академию, в 2011 году – исторический факультет Смоленского государственного университета. С 2002 по 2004 годы преподавал в Смоленской духовной семинарии. С 2004 года работает в ГБУК «Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского». В данный момент является ведущим библиотекарем сектора городского абонемента отдела абонементов, заведующий кафедрой православной культуры в областной библиотеке. Кроме этого является шеф-редактором и главным научным сотрудником журнала «Странникъ», а также преподавателем философии и права в Смоленском колледже легкой промышленности и индустрии моды.