Кубачинская каска Македонского. автор: Курбан Ильясов. Шлем македонского
Тайны и загадки истории: шлем Александра Македонского
В мировой истории, как в шкатулке Пандоры, хранится много тайн и легенд. Одной из таких таинственных страниц в истории считается тайна могилы и шлема Александра Македонского. Шлем используется авторами в качестве привлекательного элемента для сюжетов произведений разных видов искусства. Например, именно этот шлем ищут "джентльмены удачи" из одноименного фильма Александра Серого. Этот киношный "шлем" хранится в экспозиции музея "Мосфильма" и сделан из обычной пожарной каски прошлых веков.
Шлем Александра Македонского: легенды и мифы
Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.
Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.
Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.
Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская
В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.
После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.
Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.
В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.
Траурная колесница в описаниях прошлого
В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.
А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.
Саркофаг: история и вымысел
По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.
На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.
Могила в пустыне?
Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.
В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.
Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.
Копия легендарного шлема
История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.
Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.
Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого.
Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.
fb.ru
Тайна шлема Александра Македонского. | homsk
В мировой истории, как в шкатулке Пандоры, хранится много тайн и легенд. Одной из таких таинственных страниц в истории считается тайна могилы и шлема Александра Македонского. Шлем используется авторами в качестве привлекательного элемента для сюжетов произведений разных видов искусства. Например, именно этот шлем ищут "джентльмены удачи" из одноименного фильма Александра Серого. Этот киношный "шлем" хранится в экспозиции музея "Мосфильма" и сделан из обычной пожарной каски прошлых веков.
Шлем Александра Македонского: легенды и мифы
Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.
Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.
Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.
Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская
В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.
После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.
Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.
В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.
Траурная колесница в описаниях прошлого
В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.
А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.
Саркофаг: история и вымысел
По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.
На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.
Могила в пустыне?
Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.
В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.
Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.
Копия легендарного шлема
История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.
Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.
Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого.
Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.
homsk.com
Кубачинская каска Македонского. автор: Курбан Ильясов. | История | Статьи
Согласно легенде, знаменитый рогатый шлем Александра Македонского изготовили именно кубачинцы. Да-да и именно этот уникальный шлем так отчаянно искали герои фильма "Джентельмены удачи" :) (Кубачи – один из древних признанных металлообрабатывающих центров. Здесь, по преданиям, были созданы двурогий шлем Александра Македонского, Кубачи еще в 19 веке стали крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий. )
Так всё же правда или вымысел?
В этой статье мы рассмотрим плод странного выворота мысли, рожденного, судя по всему некоторыми журналистами, знакомыми с историей (и кстати, логикой) примерно на уровне 5го класса школы-интерната для отстающих. Не смотря на свою изначальную ущербность, эта легенда таки смогла укрепиться в умах некоторых наших этнических братьев. Более того, как за локомотивом, летящим в пропасть, за этой легендой последовало несколько вагончиков, с названиями вроде «Кубачинцы известны со времён Македонского» и «Мы делаем оружие уже две тысячи пятьсот лет». Так что придется теперь мне пояснять, почему именно эти самые журналисты заслуживают какой-нибудь нелепой и отвратительной смерти.
Итак, сначала посмотрим на Александра Македонского (он же Великий, он же «Я захватил весь мир»). Перед нами человек, который из маленькой Македонии, размером, ну, с 3 Дагестана, сделал империю, занимавшую почти весь(!) известный тогда мир. Перед нами человек, который бросил вызов сильней тогда империи и атаковал армию, превосходящую его собственную в несколько раз. Победил, кстати. А после, наплевав на правила, в храме разрубает знаменитый гордиев узел.
Александр, это тот человек, который НИКОГДА не останавливался, несмотря ни на что. Ни самые сильные крепости, ни мнения его лучших друзей, ни смерть тысяч его солдат ни на секунду не рождали в нём сомнений. И так далее и тому прочее. То есть вы уже примерно поняли, что это за личность. Держите это пока в уме.
Теперь посмотрим на Македонию того времени. По сути та же Древняя Греция, только вид сбоку. А что у нас там в Греции. В Греции у нас Культура с большой буквы «К». Вся Европа, считай, оттуда пошла. Литература, военное дело, философия, кузнечное ремесло, чёрт возьми. Гефеста помните? Не самый мелкий божок в пантеоне греков, а это говорит о многом. То есть с кузницами, а следовательно и с бронёй и амуницией, что в них изготавливают, у греков проблем не было. Запомните и это.
В этой статье мы рассмотрим плод странного выворота мысли, рожденного, судя по всему некоторыми журналистами, знакомыми с историей (и кстати, логикой) примерно на уровне 5го класса школы-интерната для отстающих. Не смотря на свою изначальную ущербность, эта легенда таки смогла укрепиться в умах некоторых наших этнических братьев. Более того, как за локомотивом, летящим в пропасть, за этой легендой последовало несколько вагончиков, с названиями вроде «Кубачинцы известны со времён Македонского» и «Мы делаем оружие уже две тысячи пятьсот лет». Так что придется теперь мне пояснять, почему именно эти самые журналисты заслуживают какой-нибудь нелепой и отвратительной смерти.
Итак, сначала посмотрим на Александра Македонского (он же Великий, он же «Я захватил весь мир»). Перед нами человек, который из маленькой Македонии, размером, ну, с 3 Дагестана, сделал империю, занимавшую почти весь(!) известный тогда мир. Перед нами человек, который бросил вызов сильней тогда империи и атаковал армию, превосходящую его собственную в несколько раз. Победил, кстати. А после, наплевав на правила, в храме разрубает знаменитый гордиев узел.
Александр, это тот человек, который НИКОГДА не останавливался, несмотря ни на что. Ни самые сильные крепости, ни мнения его лучших друзей, ни смерть тысяч его солдат ни на секунду не рождали в нём сомнений. И так далее и тому прочее. То есть вы уже примерно поняли, что это за личность. Держите это пока в уме.
Теперь посмотрим на Македонию того времени. По сути та же Древняя Греция, только вид сбоку. А что у нас там в Греции. В Греции у нас Культура с большой буквы «К». Вся Европа, считай, оттуда пошла. Литература, военное дело, философия, кузнечное ремесло, чёрт возьми. Гефеста помните? Не самый мелкий божок в пантеоне греков, а это говорит о многом. То есть с кузницами, а следовательно и с бронёй и амуницией, что в них изготавливают, у греков проблем не было. Запомните и это.
Поход Александра Македонского. Как вы видите Кубачи, да и весь Кавказ в целом Македонский вниманием обделил.
А теперь посмотрим на Зирехгеран в то время. Во первых, и это важно, его тогда вроде как и не было вовсе. Ну, вот не было и всё. Ну ладно, давайте опустим это. Вдруг просто ни один историк не упомянул славное имя нашего народа в своих летописях. Ну, забыли, мало ли. Тогда во вторых: Зирехгеран - он на Кавказе. В глубине кавказках гор. Посмотрите на схему маршрутов походов Македонского. Проходят они мимо Кавказа? То-то же. Есть сомнения? Тогда давайте всё, что написано выше сложим в одну логическую картинку.
Александр Македонский, тот, о котором пара абзацев выше, помните, из Македонии, страны хороших кузнецов, захватив полмира, едет в никому тогда неизвестное, и, скорее всего не существующее, село в глубине кавказках гор, для того чтоб притарить себе там шлем. В то время как кузнецы Греции, Персии и Вавилона готовы, и главное способны, делать для него всё, что угодно хоть из золота, хоть из собственных зубов. Это вам не портреты Путина на стенку вешать, Александр считался богом. Без всяких «но».
Вывод один. Мы могли бы назвать это красивой легендой. Но красоты тут нет, так как нет её не в чём глупом. Легенда и выдумка. Посмеялись и забыли.
barkalla.ru
Льняные доспехи Александра Македонского, или Из истории «линоторакса»
Читая название этой публикации, вы возможно подумали о «льняных одеждах».
Но нет. Именно о воинском обмундировании древнегреческих воинов, так называемом линотораксе, мне хочется рассказать. Вспомните знаменитые исторические фильмы, рассказывающие о различных драматических событиях в жизни Древной Эллады, или экранизации древнегреческмх мифов.
Бесстрашные воины одеты в бронзовые доспехи, сияющие в солнечных лучах! Какие красивые латы!
Но задумывались ли вы, каково постоянно находится воину в жарком климате в таких металлических панцирях, разогретых палящими лучами солнца?
Да у воинов будут просто ожоги кожи и тепловой удар! И на таких доспехах элементарно сделать яичницу! Значит — такая защита не совершенна?
Но ученые, изучающие античную историю народов, говорят нам о том, что древнегреческие воины, кроме металлических носили и совсем другие доспехи, сделанные из льняной ткани.
Да, не удивляйтесь, именно так!
И войско Александра Македонского было экипировано этими льняными панцирями, которые назывались «линоторакс».
Основное изобразительное свидетельство того, что Александр Великий носил линоторакс – это знаменитая мозаика из Помпей, на которой македонский царь изображен в льняном доспехе.
Кроме того, древнегреческий философ Плутарх написал в биографии Александра Великого, что полководец во время битвы при Гавгамелах был одет в линоторакс:
«Приказав передать это Пармениону, Александр надел шлем. Все остальные доспехи он надел еще в палатке: сицилийской работы гипендиму с поясом, а поверх нее двойной льняной панцирь, взятый из захваченной при Иссе добычи» (XXXII). В этом сражении, произошедшем 1 октября 331 года до н. э., греки одержали победу, что привело к гибели Персидской империи.
Ахилл перевязывает раненого Патрокла. Обе фигуры в линотораксах, усиленных чешуйками, отвязанный левый наплечник Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э.
Кроме того, по словам исследователей, существуют и другие доказательства того, что льняной панцирь был стандартным доспехом македонской армии. «Когда Александр был в Индии, то получил 25 тыс. новых панцирей для своей армии. В письменных источниках сказано, что полководец велел сжечь старые и поношенные доспехи. Это может означать только одно — панцири были сделаны не из металла», — подчеркнул историк Олдрит.
Льняными панцирями пользовались, вероятно, начиная с микенской эпохи, но только в конце VI в. они стали стандартной частью снаряжения гоплита.
Греческий гоплит в линотораксе, рисунок XIX века
И вот что о линотораксе говорят историки.
Льняной панцирь делался из нескольких слоев ткани, склеенных так, чтобы получилось что-то вроде толстой рубашки, примерно в 0,5 см толщиной. Панцирь доходил до бедер. Ниже пояса имелись разрезы, чтобы дать воину возможность наклоняться. Изнутри прикреплялся второй слой, тоже разрезанный на полоски (pteryges, птериги), закрывавший разрезы в верхнем слое. По фигуре панцирь не подгонялся — его просто обматывали вокруг туловища и скрепляли на левой стороне.
П-образный фрагмент, который был прикреплен к спине, притягивали вперед для защиты плеч. На вазах можно увидеть множество сцен, показывающих, как эти прочные жесткие «лямки» сами возвращались назад, в исходное положение, если их отстегивали спереди.
А одним из таких историков был известный британский ученый Коннолли П., который сам решил воссоздать эти доспехи.
И вот я приведу цитату из книги Коннолли П. «Греция и Рим. Энциклопедия военной истории».
«...Несколько лет назад я изготовил копию одного из таких панцирей.
Его оказалось трудно надевать из-за жесткости, но, чуть попривыкнув к доспеху, можно было ощутить, что в нем легко и удобно двигаться.
Зачастую такие доспехи делали из нескольких деталей, а птериги иногда могли отстегиваться. Хотя лен обеспечивал вполне надежную защиту, такие доспехи иногда усиливали чешуйками или пластинками.
На некоторых поздних этрусских доспехах можно увидеть чешуйки вполне в ассирийском стиле. К числу существенных преимуществ льняного панциря можно отнести дешевизну, относительную гибкость и легкость.
Та копия, что была мною изготовлена, не имела металлических чешуек и весила 3,6 кг, в то время как колоколовидный панцирь вместе с поддрспешником весил примерно 6 кг. Пользовались таким типом доспехов до III в. до н.э., когда в употребление вошла кольчуга.»
Современная версия линоторакса, выполненная по античным канонам
Такой же практический эксперимент провели и другие ученые — методом «экспериментальной археологии».
Воспользовавшись указанием Плутарха, что доспехи полководца были сделаны из нескольких слоев льняной ткани, американские ученые Грегори Олдрет и Скотт Бартелл из Висконсинского университета (США) реконструировали древнегреческие доспехи, причем воспроизвели все стадии их создания — от посева и сбора урожая льна до изготовления ткани.
Затем они пропитали несколько слоев льняной ткани клеем из вываренных кроличьих шкурок.
Полученные таким образом доспехи они надели на манекен и обстреливали его из луков и а также проверяли на прочность с помощью других видов оружия — мечей, копий и топоров.
Результаты оказались превосходными: льняные «бронежилеты» отлично противостояли античному оружию. Кстати, лен и ткань из него — это природные полимеры.
«Наш эксперимент развеял миф, что доспехи, сделанные из ткани, были гораздо более низкого качества, чем любые другие доступные в то время защитные панцири. Оказалось, что многослойные доспехи выполняют такую же функцию, что и современные жилеты из кевлара. Линоторакс поглощал часть энергии от удара и хорошо защищал во время боя», — отметил Грегори Олдрит.
«Мы довольно много знаем о металлическом оружии, однако доспехи линоторакс до сих пор оставались для нас загадкой, так как до наших дней не дошло ни одного экземпляра — материал, из которого они сделаны, очень быстро распадается...
...Однако нам удалась доказать, что такие льняные доспехи пользовались популярностью на протяжении тысячелетия — их носили разные представители средиземноморских цивилизаций», — рассказал Грегори Олдрит.
Статуя Марса из Тоди, V век до н. э.
И вот мнение еще одного ученого.
Хайди Шерман (Heidi Sherman), специалист по льну и профессор истории из Висконсинского университета в Грин-Бее, отметил, что исследователи добились хороших результатов.
«Никто не может с уверенностью сказать, насколько модель, созданная историками, близка к тому, что на самом деле носил Александр, однако они смогли доказать, что несколько слоев склеенной льняной ткани действительно могут выдержать довольно серьезные удары», — высказал свое мнение Шерман.
Ну что же? Оказывается современные бронежилеты 20-го и 21-го века — это возрождение идеи защиты воинов, воевавших еще в 5-м, 4-м веках до нашей эры.
Как говорится, новое — это хорошо забытое старое!
Для данной статьи все материалы взяты из открытых источников в Интернете.
www.livemaster.ru
Экипировка македонских воинов
Сарисса
Длинное копье-сарисса было неотъемлемым признаком македонской фаланги. Во времена Александра длина древка сариссы равнялась 12 локтям (5,5 м). Данные о длине древка приводит только один источник того времени – Теофраст (Hist. PI., 3.12.2). К 300 г. до н.э. длину древка довели до 16 локтей (7,2 м) (Полиэн, Stratagemata, 2.29.2). Но следует иметь в виду, что данные цифры означают максимальную длину древка, тогда как большинство сарисс было короче. Асклепиодот (Tact., 5.1), писавший в I в. до н.э. сообщает, что наиболее короткая сарисса времен Александра достигала в длину 10 локтей (4,5 м). Наконечник сариссы, обнаруженный под Херонеей, находится в плохом состоянии, но другой экземпляр, обнаруженный рядом с Вергинскими гробницами, имеет втулку диаметром 36 мм. Таким образом, мы можем предположить, что диаметр древка сариссы равнялся 32-38 мм. Наконечник сариссы из Вергины имеет длину 510 мм при массе 1,13 кг. Пятка копья была короче и легче: 45 см в длину и 1 кг массой. Масса всей сариссы длиной 5,5 м достигала 6,3-6,8 кг, то есть она была раз в семь тяжелее обычного гоплитского копья. Характерной деталью сариссы была центральная втулка.
Единственный сохранившийся экземпляр имеет в длину 162 мм. Втулка придавала древку дополнительную прочность, уменьшала его прогиб и улучшала балансировку. Возможно, древко сариссы делалось разборным, состоявшим из двух частей, соединявшихся с помощью центральной втулки. Пятка (подток) служила для балансировки сариссы, а в случае необходимости позволяла вести бой в случае поломки копья.
Щит
Поскольку держать сариссу можно было только обеими руками, форму и размеры щита пришлось изменить. Вместо вогнутого большого щита гоплита диаметром около двух локтей (около 90 см) македонские фалангиты получили уплощенный щит диаметром восемь ладоней (около 60 см) и без канта. Этот более легкий щит (pelte) оснащался лямкой для предплечья и перевязью, которую перекидывали через плечо. Какихлибо рукояток у пелты не было. Педзетайры, потерявшие или поломавшие сариссу в бою, считали пелту практически бесполезным предметом. В Бегоре в Линке (Верхняя Македония) обнаружены бронзовые детали пелты. Хотя деревянные части щита не сохранились, а медные части заметно повреждены, очевидно, что они вполне соответствуют описанию македонского щита, данному Асклепиодотом (Tact., 5.1). Более того, щит украшен изображением восьмилучевой македонской звезды и надписью, которую можно прочесть как «царя Антигона». В Египте обнаружена матрица для подобного щита с надписью «царя Птолемея». Это означает, что такого рода щиты выпускались в массовом количестве за счет казны.
Меч или клинок
Наконец, не следует забыть и о вспомогательном оружии фалангита – мече, который обязательно должен был быть у каждого воина. Полиен ничего не говорит о мечах, но его молчание не означает отсутствия, так как в амфиполисском уставе Филиппа V сказано, что каждый воин должен быть вооружен мечом-махайрой (machaira). Но четкой терминологии в то время не существовало. Меч-ксифос (xiphos) отличался укороченным обоюдоострым клинком. Меч-копис (kopis) был более длинным и изогнутым, больше подходя для конницы. Меч-махайра фактически представлял собой кривой кинжал. Иногда в переводах его так и называют. Назначение махайры было добить поверженного противника. Ксенофонт использует термин «махайра» в качестве синонима слова «копис». Поэтому можно утверждать, что македонские фалангиты вооружались кописами, которые применяли в открытом бою, когда фаланга потеряла строй. По-видимому, меч у фалангитов появился позднее, его появление объяснялось опытом боев.
Экипировка македонских воинов
1 Фригийский шлем.Держатель плюмажа мог находиться на левой или правой стороне, или на гребне.
2 Фракийский шлем с височными пластинами и узким гребнем. Гребень крепится заклепками, о чем свидетельствуют обнаруженные детали фракийского шлема.
3 Вергинский шлем.Он похож на фригийский шлем, но гребень не округлый, а уплощенный. Шлем изготовлен из железа. Вергинский шлем – исключительная по своему характеру находка, это явно не предмет экипировки рядового фалангита.
4 Бронзовый торакс, раскрывающийся на одну сторону. Петли снабжены съемными шпильками, позволяющими полностью разъединить нагрудную и наспинную пластины. Кроме того, имеются небольшие проушины, которые соединяются ремнем. Этот ремень страхует соединение и не дает панцирю раскрыться даже в том случае, если шпильки выпадут. Масса панциря достигала 13,5 кг.
5 Бронзовый нагрудник (hemithorakon), защищавший тело воина спереди. Александр выдавал такие нагрудники солдатам, прежде запятнавшим свою честь бегством с поля боя.
6 Железный панцирь.Этот уникальный экземпляр выглядит как обычный линоторакс, но изготовленный из железных пластин, покрытых кожей и отделанных золотом.
7 Два меча. Прямой и короткий xiphos и выгнутый kopis.Обоюдоострый клинок ксифоса приспособлен для нанесения рубящих и колющих ударов, тогда как копис был чисто рубящим оружием.
8 Линоторакс с двумя рядами птеруг.Масса линоторакса составляла до 6,5 кг, что было значительно меньше массы медного панциря, достигавшей 13,5 кг. Для дополнительной защиты, к линотораксу могли крепить металлические пластины. Несколько слоев льняной ткани значительно ослабляли силу удара копьем или мечом. По тому же принципу устроены современные кевларовые бронежилеты.
ciwar.ru
Шлем из «Джентльменов удачи» откопали на «Мосфильме»
Вокруг этих легендарных вещей крутились сюжеты любимых фильмов. Дети играли в «Корону Российской империи», придумывая на ходу, что может ее заменить в обычной квартире... А как работали киношники? Куда исчезли со съемок эти сокровища? За ответами мы отправились на «Мосфильм». И нашли их благодаря Елене Морозовой, директору местного музея.
Шлем Александра Македонского
Фильм: «Джентльмены удачи», 1971 год
Режиссер - Александр Серый
Эпизод: Картина начинается с того, что трое преступников в Средней Азии на археологических раскопках похищают историческую реликвию - шлем Александра Македонского. Потом он появляется в финале фильма - реликвию находят в проруби.
Как сделано? Конечно, кинореквизит не имеет никакого отношения к археологии. Шлем изготовили на «Мосфильме» по-советски просто: взяли пожарную каску, окрасили ее в золотой цвет да приделали «рога».
Героям знаменитой комедии шлем показался трофеем, достойным «джентльменов удачи».
Судьба после съемок:
Если в фильме сотрудники милиции все-таки нашли реликвию, то в жизни шлем пропал по-настоящему. Металлическая «шапка» как в воду канула. В 2011 году отпраздновали 40-летие картины, отсняли телепередачи, но шлема никто так и не видел. Сотрудники музея «Мосфильма» как могли отбивались от журналистов: наверняка реквизит кто-то утащил. Но этим летом во время очередной ревизии головной убор все-таки нашли на антресолях в одном из помещений комплекса сценическо-постановочных сцен. Ржавый, облупленный шлем привели в блестящий вид с помощью... автомобильной краски. Сейчас он выставляется в музее.
«Роллс-Ройс Фантом» (год выпуска 1930-й)»
Фильмография: «Бег», «Трактир на Пятницкой», «Неуловимые мстители», «Корона Российской империи», «Директор», «Цареубийца» и др.
Машина, легко узнаваемая зрителем, до сих пор чинно стоит на территории музея. Ей больше 80 лет! И она тоже участвует в съемках. На носу авто блестит фирменный знак «Роллс-Ройса», который называется «Дух экстаза», или «Летящая леди». Машина попала на киностудию очень давно, скорее всего, после войны.
- Для «Фантома» придумали массу легенд, - рассказала нам директор музея. - Производство таких машин началось в 1913 году, а позволить себе ездить на таком красавце могли лишь очень респектабельные граждане. У нас на таких машинах курсировали и Николай II, и Владимир Ильич Ленин. Наш «Фантом» тоже считали царским. Но потом понадобилась реставрация машины, мастерам нужны были чертежи деталей, послали запрос в центр «Роллс-Ройс». Пришел ответ: машина 30-го года. Однако табличку менять не стали - «столетняя машина» звучит высоко! А иначе получается киноляп: машина на свет не вышла, а в кино уже снимается, - рассказала директор музея «Мосфильма».
Корона Российской империи
Фильм: «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», 1971 год
Режиссер - Эдмонд Кеосаян
Эпизод: Белогвардейцы в сговоре с иностранной разведкой разработали план похищения императорской короны. На пароходе корону пытаются вывезти в Америку...
Как сделано? «Мосфильм» заказывал корону в Чехии специально для съемок фильма. Ее инкрустировали хрусталем Swarovski. На всякий случай киношники подстраховались и попросили чешских мастеров изготовить две копии короны. Однако размер не указали, и поэтому все были сильно удивлены, когда одна корона была очень большой, а другая почти игрушечная, высотой 10 сантиметров.
Судьба после съемок:
- В кинокругах бродила такая легенда: в Алмазном фонде выставлена поддельная корона, тогда как подлинник запрятан на «Мосфильме», - рассказала Елена Морозова. - Творческие люди обычно с удовольствием поддерживают красивые истории.
На самом деле бутафорская корона долго пролежала в запасниках киноконцерна. Недавно ее решили выставлять в музее «Мосфильма».
Вековой грузовик на каучуке (1912 год)
Фильмография: «Цареубийца», «Гибель империи», «Шестой», «Бег» и др.
В следующем году столетие отметит самый старый автомобиль коллекции музея - немецкий грузовик «Магирус». В машине до сих пор сохранились оригинальные детали, да и вообще он стоит на германских колесах из каучука. Сейчас автолюбителям приходится менять более современные виды резины два раза в год. А спекшиеся, потрескавшиеся, пожившие век шины «Магируса» до сих пор функциональны и могут спокойно преодолевать стекло и гвозди.
Во время съемок картины Карена Шахназарова «Цареубийца» грузовик должны были доставить из Владимира. Специально для этого за ним выехала платформа из Москвы, но по дороге сломалась. Сроки поджимали, и тогда «Магирус» завели и погнали своим ходом в сопровождении кортежа милиции. В итоге автомобиль не только сам прибыл на «Мосфильм», но и платформу, на которой должен был ехать, оттащил.
Головной убор Царевны Лебедь
Фильм: «Сказка о царе Салтане», 1966
Режиссер - Александр Птушко
Эпизод: Царевич отправляется на поиски возлюбленной, которая будет подходить ему по ряду характеристик: «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава». И находит свою судьбу в виде Царевны Лебедь, во лбу которой блестит та самая звезда, а под косой месяц...
Как сделано? Корону с кокошником, усыпанную бисером, собирала знаменитая художник по костюмам «Мосфильма» Ольга Кручинина. Мастер кропотливо вручную выкладывала узор из стекла, перламутровых бусинок и бисера на уборе царевны. И когда во время съемки свет направляли на корону, она по-настоящему сияла без всяких спецэффектов.
Судьба после съемок: После выхода на экраны «Сказки о царе Салтане» почти все советские девочки стали мечтать о своем месяце под косой, звезде во лбу и короне Царевны Лебедь. Готовили артефакты в домашних условиях. Кто-то лепил головной убор из папье-маше, кто-то - из маминых шляп, особо бесстрашные нарезали тюль.
Все это время настоящая кинокорона пылилась в одном из хранилищ «Мосфильма». Все уже успели забыть про белоснежный убор, но он сам дал о себе знать, сверкнув во время проверки на киностудии.
ГДЕ УВИДЕТЬ
Посмотреть на «Мосфильм» изнутри хотят многие. Сделать это совсем несложно: за символические деньги экскурсоводы музея проведут всех желающих по территории киноконцерна. Для этого надо подойти на проходную киностудии во вторник или четверг в 15 часов. А лучше уточнить по телефону музея: 8 (495) 745-28-90 или 8 (499) 143-95-99.
Всем желающим дадут возможность спокойно сфотографироваться с любимыми артефактами. Но вести себя следует аккуратнее! Как рассказали экскурсоводы, некоторые люди не только жаждут примерить шлем или порулить грузовиком, некоторым хочется принести частичку истории домой. Чаще всего пытаются отрывать значки с машин: «Мерседес», «Роллс-Ройс», раритетная BMW, где еще в городе встретишь такие памятники автопрому?
Особенно ловкие посетители тащат с собой головные уборы, особенно немецкие. Однако охрана музея не спит. Один раз даже пришлось останавливать автобус с группой экскурсантов и просить, чтобы вернули фашистскую пилотку.
Поделиться видео </>Где хранятся шлем из "Джентльменов удачи" и корона "российской империи"?.Ильдар РАХМАНГУЛОВ
www.kp.ru
Тайны и загадки истории: шлем Александра Македонского
В мировой истории, как в шкатулке Пандоры, хранится много тайн и легенд. Одной из таких таинственных страниц в истории считается тайна могилы и шлема Александра Македонского. Шлем используется авторами в качестве привлекательного элемента для сюжетов произведений разных видов искусства. Например, именно этот шлем ищут "джентльмены удачи" из одноименного фильма Александра Серого. Этот киношный "шлем" хранится в экспозиции музея "Мосфильма" и сделан из обычной пожарной каски прошлых веков.
Шлем Александра Македонского: легенды и мифы
Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.
Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.
Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.
Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская
В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.
После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.
Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.
В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.
Траурная колесница в описаниях прошлого
В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.
А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.
Саркофаг: история и вымысел
По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.
На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.
Могила в пустыне?
Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.
В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.
Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.
Копия легендарного шлема
История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.
Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.
Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого.
Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.
загрузка...
fjord12.ru