Шлем Ярослава Всеволодовича. Шлем князя ярослава всеволодовича


Шлем Ярослава Всеволодовича Википедия

Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половиной XII — первой половиной XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Принадлежность

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму.

Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма.

Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

Как переделывался шлем

Полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1]

К. А. Жуков отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5] Кроме того, он считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез.

Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н. В. Чеботарев обращает внимание читателей на место стыка налобной иконы и полумаски. На фото видно, что полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

Если бы вся конструкция изготавливалась сразу, надпись на иконе была бы приведена в соответствие с местом размещения. Скорее всего — учитывая замечание К. А. Жукова про лицевой вырез на шлеме, полумаска временно снималась со шлема, чтобы закрепить икону.

Следовательно, икона может быть напоминанием о каком-то событии в жизни владельца шлема, либо почетным трофеем.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2 (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.

wikiredia.ru

Шлем князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского.

Основной тогдашний противник ростово-суздальского князя, волынский князь Изяслав Мстиславич, в одном из писем к венгерскому королю дал яркую политическую характеристику Долгорукому: «Князь Юрий силён, а Давыдовичи и Ольговичи (сильные княжеские ветви дома Рюриковичей. — Прим. ред.) с ним суть, ещё и дикие половцы с ним, и тех он золотом приводит». Начиная с 1149 г. Долгорукий трижды занимал киевский престол. В свою очередь князь Изяслав, находившийся в союзе со смоленскими князьями и зачастую прибегавший к помощи наёмников из Польши и Венгрии, с не меньшим упорством стремился изгнать Юрия из Киева. Разорительная война шла с переменным успехом, из рук в руки переходили Киев и Курск, Переяславль и Туров, Дорогобуж, Пинск и другие города. Киевляне же, подобно новгородцам, пытались играть на противо­речиях между князьями, стремясь сохранить права самоуправления и независимость своего города. Однако это им не всегда удавалось.

Развязка многолетней драмы наступила в 1154 г., когда один за другим ушли в мир иной соправители Киева и Киевской земли Изяслав Мстиславич и его дядя Вячеслав. В следующем году Юрий Долгорукий обратился к вокняжившемуся в Киеве Изяславу Давыдовичу со словами: «Мне отчина Киев, а не тебе». По словам летописи, Изяслав благоразумно ответствовал грозному со­пернику, «умоляя его и кланяясь»: «Не причиняй мне зла, а вот тебе Киев». Долгорукий занял город. Наконец-то он оказался на вожделенном «столе отцов своих и дедов, и приняла его с радостию вся земля Русская», утверждал летописец. По тому, как отреагировали киевляне на неожиданную кончину Юрия после пира у киевского боярина Петрилы (горожане камня на камне не оставили от загородной и городской усадеб князя), смело можно сделать вывод — летописец лукавил, убеждая читателя в том, что Юрия встречали «с радостию великою и почётом».

Сын и преемник Юрия Андрей Боголюбский перенёс свою столицу во Владимир-на-Клязьме и сменил политические ориентиры. Междоусобицы разгорелись с новой силой, но главным для сильнейшего русского князя стало не обладание Киевом, а укрепление собственного княжества; южнорусские интересы отходят для него на второй план, что и оказалось гибельно для Киева в политическом отношении.

В 1167—1169 гг. в Киеве княжил волынский князь Мстислав Изяславич. Андрей Боголюбский начал с ним войну и во главе одиннадцати князей подошёл к городу. Мстислав Изяславич бежал на Волынь, во Владимир, а победители в течение двух дней грабили Киев — «Подолие и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу (т. е. районы и главные святыни города. — Прим. ред.).И не было пощады никому и ниоткуда. Церкви горели, христиане были убиваемы, а другие связываемы, женщины ведомы в плен, разлучаемые силою с мужьями своими, младенцы

рыдали, глядя на матерей своих. И захватили имущества множество, и в церквях пограбили иконы, и книги, и одеяния, и колокола. И были в Киеве среди всех людей стенания и туга, и скорбь неутешимая, и слёзы непрестанные». Древняя столица, «матерь градом (городам. — Прим. ред.) русским», окончательно потеряла былое величие и мощь. В ближайшие годы Киев разоряли ещё дважды: сначала черниговцы, а затем волынские князья.

В 80-е гг. неспокойного XII века распри между русскими князьями несколько поутихли. Не то чтобы правители Руси одумались, просто они были заняты беспрерывной борьбой с половцами. Однако уже в самом начале нового, XIII сто­летия на Руси вновь свершилось великое злодеяние. Князь Рюрик Ростиславич вместе со своими союзниками-половцами захватил Киев и учинил там ужасающий разгром. Усобицы на Руси продолжались вплоть до Батыева нападения. Много князей и их намест­ников сменилось в Киеве, много крови пролилось в междоусобных бранях. Так, в братоубийст­венных войнах, занятая княжескими интригами и распрями, не заметила Русь опасности страшной чужеземной силы, накатившей с Востока, когда смерч Батыева нашествия едва не стёр с лица земли русскую государственность.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Один из наиболее выдающихся государст­венных деятелей и полководцев Древней Руси Владимир Мономах родился в 1053 г., за год до смерти князя Ярослава Мудрого, приходивше­гося ему дедом. Своим прозвищем Владимир обязан деду по материнской линии — византий­скому императору Константину Мономаху. Дет­ские годы княжича прошли в городе Переяславле Южном — столице его отца, князя Всеволода Ярославича, где он получил хорошее образование.

Беззаботное детство окончилось в 1061 г., когда Владимир с крепостной стены мог наблюдать огромную орду половцев, впервые тогда напавших на Русь и разбивших войско его отца. Взрос­лея, Владимир всё боль­ше времени должен был уделять воинским уп­ражнениям. Лучшим способом научиться вла­деть конём и оружием в мирное время была охо­та. Наряду с чтением она стала главным увле­чением подрастающего князя.

В 13 лет Владимир Всеволодович начал взрослую жизнь, напра­вившись по поручению

отца в Ростов, в землю вятичей, ещё не вполне покорённых киевскими князьями и в основном остававшихся язычниками. С этого времени жизнь Владимира превратилась в сплошную череду походов и войн: сначала междоусобных, а затем — и с внешним врагом.

Ярославичи, к которым принадлежал и отец молодого князя, втянулись в кровопролитную усобицу с князем Всеславом Полоцким, прозван­ным Чародеем, поскольку молва приписывала ему ведовство и чары — способность обращаться в волка, стремительно перемещаться на большие

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Шлем Ярослава Всеволодовича — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половиной XII — первой половиной XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Видео по теме

Принадлежность

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму.

Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма.

Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

Как переделывался шлем

Полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1]

К. А. Жуков отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5] Кроме того, он считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез.

Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н. В. Чеботарев обращает внимание читателей на место стыка налобной иконы и полумаски. На фото видно, что полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

Если бы вся конструкция изготавливалась сразу, надпись на иконе была бы приведена в соответствие с местом размещения. Скорее всего — учитывая замечание К. А. Жукова про лицевой вырез на шлеме, полумаска временно снималась со шлема, чтобы закрепить икону.

Следовательно, икона может быть напоминанием о каком-то событии в жизни владельца шлема, либо почетным трофеем.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2 (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.

wikipedia.green

Шлем Ярослава Всеволодовича — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половиной XII — первой половиной XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Видео по теме

Принадлежность

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Описание

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму.

Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма.

Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

Как переделывался шлем

Полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1]

К. А. Жуков отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5] Кроме того, он считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез.

Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н. В. Чеботарев обращает внимание читателей на место стыка налобной иконы и полумаски. На фото видно, что полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

Если бы вся конструкция изготавливалась сразу, надпись на иконе была бы приведена в соответствие с местом размещения. Скорее всего — учитывая замечание К. А. Жукова про лицевой вырез на шлеме, полумаска временно снималась со шлема, чтобы закрепить икону.

Следовательно, икона может быть напоминанием о каком-то событии в жизни владельца шлема, либо почетным трофеем.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2 (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.

www.wikipedia.green

Шлем Ярослава Всеволодовича Википедия

Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половиной XII — первой половиной XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Находка[ | код]

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

Принадл

ru-wiki.ru

Шлем Ярослава Всеволодовича

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половины XII — первой половины XIII века Хранится в Московской Оружейной палате Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки Как отмечал А Н Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»1

Содержание

  • 1 Находка
  • 2 Принадлежность
  • 3 Описание
  • 4 Примечания

Находкаправить

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой АЛарионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся» Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А Н Оленину

Принадлежностьправить

А Н Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё2 Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл»

Описаниеправить

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу своему Феодору» По краю шлема — орнаментальная кайма Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами3, советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой1 По данным Б А Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом4

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава Вначале он мог не иметь украшений Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска1 К А Жуков, напротив, считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез Также он отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз5

Примечанияправить

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А Н Древнерусское оружие Выпуск 3 Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв — Наука, 1971
  2. ↑ Оленин А Н Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар — СПб, 1832 — С 57
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I Отделение III Броня, оружие, кареты и конская сбруя М, 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б А Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси домонгольский период — М: Издательство Академии Наук СССР, 1953
  5. ↑ Жуков КА Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч2 рус MReen 28 сентября 2012 Проверено 2 октября 2012 Архивировано из первоисточника 24 октября 2012

Шлем Ярослава Всеволодовича Информацию О

Шлем Ярослава Всеволодовича

Шлем Ярослава Всеволодовича Комментарии

Шлем Ярослава ВсеволодовичаШлем Ярослава Всеволодовича Шлем Ярослава Всеволодовича Вы просматриваете субъект

Шлем Ярослава Всеволодовича что, Шлем Ярослава Всеволодовича кто, Шлем Ярослава Всеволодовича описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Шлем Ярослава Всеволодовича — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требуют 3 правки. Шлем Ярослава Всеволодовича.

Шлем Ярослава Всеволодовича — древнерусский шлем, датирующийся второй половиной XII — первой половиной XIII века. Хранится в Московской Оружейной палате. Принадлежит к типу IV по типологии Кирпичникова. Приписывается князю Ярославу Всеволодовичу. Эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал А. Н. Кирпичников: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»[1].

Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой А.Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Она, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это оказался шлем, лежавший на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.

А. Н. Оленин предположил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё.[2] Надпись на шлеме свидетельствует, что он принадлежал Феодору — таково имя князя Ярослава в крещении. Предположительно, он оставил кольчугу и шлем, чтобы они не препятствовали бегству. Как сообщает Лаврентьевская летопись, потерпев поражение, князь Ярослав бежал в Переяславль, куда прибыл на пятом коне, загнав четырёх. Его брат Юрий прибыл во Владимир на четвёртом коне «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл».

Тулья шлема сохранилась плохо — в виде двух крупных частей, поэтому нельзя точно определить её форму и конструкцию. Вероятно, она имела крутобокую, близкую к эллипсоидной форму.

Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма.

Её оформление дореволюционные исследователи сравнивали с норманнскими мотивами[3], советские — с владимиро-суздальской белокаменной резьбой[1]. По данным Б. А. Колчина, тулья шлема является цельнокованной и изготовлена из железа или малоуглеродистой стали техникой штамповки с последующей выколоткой, что отличает его от других шлемов данного типа, равно как и других типов данного периода. При изготовлении шлема она была предварительно набита серебряным листом.[4]

Полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

По мнению Кирпичникова, шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. Вначале он мог не иметь украшений. Потом к нему были приклёпаны серебряные накладки. Последними добавленными элементами стали навершие и полумаска.[1]

К. А. Жуков отмечает, что шлем никогда не имел нижних выкружков для глаз.[5] Кроме того, он считает, что шлем не переделывался и сразу был изготовлен с полумаской, о чём свидетельствует лицевой вырез.

Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н. В. Чеботарев обращает внимание читателей на место стыка налобной иконы и полумаски. На фото видно, что полумаска закрывает часть надписи, идущей по периметру иконы.

Если бы вся конструкция изготавливалась сразу, надпись на иконе была бы приведена в соответствие с местом размещения. Скорее всего — учитывая замечание К. А. Жукова про лицевой вырез на шлеме, полумаска временно снималась со шлема, чтобы закрепить икону.

Следовательно, икона может быть напоминанием о каком-то событии в жизни владельца шлема, либо почетным трофеем.

  1. ↑ 1 2 3 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.. — Наука, 1971.
  2. ↑ Оленин А. Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Трояна и русских до нашествия татар. — СПб., 1832. — С. 57.
  3. ↑ Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. М., 1849—1855
  4. ↑ Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  5. ↑ Жуков К.А. Размышления о истории куполовидных шлемов с полумасками на Руси, ч.2 (рус.). MReen (28 сентября 2012). Проверено 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.

ru.wikiyy.com