Японский шлем кабуто. Шлем кабуто
Кабуто | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia
Кабуто
Изготовитель:
Японские оружейники
Тип защиты:
Защита головы и шеи
Материал:
Металл, кожа, шёлк
Класс защиты от холодного оружия:
Предохраняет голову, шею и плечи от стрел и ударов мечей
Время:
IV - XIX века
Родина:
Область применения:
Пользователи:
Кабуто — японский тип шлема. Имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пластинами для защиты шеи. Шлем изготавливался из трёх или более склёпанных металлических пластин, расположенных сверху вниз; либо из кожи, иногда усиленной металлическими пластинами. Элементы защиты шеи (сикоро) — своего рода сегментный назатыльник, сделанный из изогнутых металлических пластин, покрытых лаком, и соединённых шёлковыми или кожаными ремнями. Сикоро закрывало не только затылок, но и уши.
Наиболее ранним типом был шлем сёкаку-цуки-кабуто ("шлем бодающийся баран"), носимый вместе с доспехом танко (IV—VIII века). Основным элементом его конструкции была идущая спереди назад полоса в виде гребня, которая заканчивалась на лбу в виде клюва. К ней приклёпывались две выгнутые в кольца полосы — верхняя находилась на уровне висков, а нижняя представляла собой венец шлема. Промежутки между этими тремя пластинами заполняли мелкими прямоугольными (реже — треугольными) пластинками. Через отверстия в венце на кожаные ремни крепилось сикоро из 3—5 железных полос.
Следующим типом был шлем мабидзаси-цуки-кабуто, носимый с доспехами кэйко (V—X век). Его отличало наличие перфорированного горизонтального козырька, отсутствие гребневидной полосы. На макушке находилась круглая пластина, к которой крепилось навершие.
В VIII веке получает распространение сфероконический шлем моко-хатигё, связанный с китайско-монгольским влиянием.
Описание конструкцииПравить
Судзи-кабуто.
Ранний шлем — хоси-кабуто, носимый с доспехами о-ёрой, был с полусферической тульёй, состоящей из 8—12 сегментов, между склёпанных 5—6 декоративными заклёпками. На макушке шлема находилось отверстие тэхэн. Вокруг основания тульи приклёпывалась пластина косимаки. Он сформировался под влиянием шлемов сёкаку-цуки-кабуто и мабидзаси-цуки-кабуто. К периоду Хэйан также относятся не получившие широкого распространения шлемы ити-маи-фусэ-кабуто, тульи которых, возможно, сделаны из одного куска железа. Спереди приклёпывался небольшой, почти вертикальный козырёк. В тулье делалось 2 или 4 отверстия, прикрытых заклёпками, в которые крепились кожаные ремешки, а к ним крепился шёлковый подбородочный шнур. К косимаки крепилось сикоро, состоящее из 5 вертикальных рядов, каждый из которых состоял из 100—138 маленьких пластинок. Со второй половины XII века кабуто украшались нашлемником — обычно в виде плоских рогов. В конце XII века появляется дайэндзан-бати или мару-бати. Их главной чертой была практически совсем полусферическая форма тульи, отсюда и название. Она состояла из 12—28 пластин. Вдоль заднего края каждой пластины делались небольшие рёбра, значительно усиливающие прочность шлема. Помимо этого они также украшались серебрёнными или золочёнными медными пластинами. С XIII века в качестве подшлемника используют шапочку, пришитую к венцу шлема. К XIV веку на тулью хоси-кабуто уходило уже до 36, и до 15 заклёпок на каждое соединение.
В XV веке размер шлемов увеличивается, а степень декорированности уменьшается. В результате появился новый тип — судзи-кабуто (яп. 筋兜), заклёпки на тулье которого не были видны. Однако были видны рёбра на краях пластин. Козырёк уже не был вертикальным, а находился под некоторым углом. Почти горизонтальным в результате расширения стало сикоро, поэтому под него дополнительно крепилась другая защита, представлявшая собой нашитые на матерчатую основу прямоугольные пластины. Тогда же широкое распространение получают личины.
Хоси-кабуто.
В XVI, с ростом армии, кабуто разделяются на 2 типа. Первый, используемый простыми солдатами, состоял из 6, 8, 12 или 16 сегментов; на офицерских шлемах их число составляло 32, 64, 72 или 120, причём столь многосегментые шлемы, по причине ненадёжности, были, скорее всего, небоевыми. Кроме того, полусферическая форма тульи теряет монополию и значительно потесняется другими формами — преимущественно, асимметричными, с выступающими боковинами. К тому же появляется много нестандартных шлемов — кавари-кабуто.
ru.warriors.wikia.com
Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)
Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!
На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.
Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.
Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.
В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.
Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!
На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.
О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.
То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?
Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.
Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.
Маска мэмпо XVII века.Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.
Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.
На подбородке отверстие для пота.Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.
Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.А вот ниже была эта маска!В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.
Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленные фотографии и информацию.
Рис. А Шепса
hist-etnol.livejournal.com
Военное искусство Японии. Шлем Кабуто и маски Мэн-гу. Часть первая. | Блог Андрей
«В тот день Ёсицуне из Кисо облачился в красный парчовый кафтан… а шлем он снял и повесил через плечо на шнурах».«Повесть о доме Тайра».Автор - монах Юкинага. Перевод И.Львовой
После публикации серии статей о вооружении самураев Японии, многие из посетителей сайта ВО выражали пожелание, чтобы в рамках этой темы был также дан материал о японских шлемах. И, конечно, было бы странно, если бы о доспехах статьи были, а вот о шлемах – нет. Ну, а задержка имела место в связи с… поиском хорошего иллюстративного материала. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз… прочитать! Итак, японские шлемы… Прежде всего отметим, что шлем у всех народов и во все времена считался важнейшей принадлежностью снаряжения воина и почему это так неудивительно, ведь он закрывал человеку голову. Каких только их видов и разновидностей не придумали люди за свою тысячелетнюю боевую историю, причем самых разных и оригинальных. Это и простейший шлем – полусфера с козырьком, как у римлян, и богато украшенный шлем вождя с маской из Англии, захоронения в Саттон-Ху, простые по форме сфероконические шлемы и очень сложные из нескольких пластин на заклепках шлемы топхельм западноевропейских рыцарей. Их и окрашивали в разные цвета (для защиты от коррозии и чтобы его обладателя спутать с кем-то другим было бы невозможно!), и украшали конскими хвостами и павлиньими перьями, а также фигурками людей и животных из «вареной кожи», папье-маше и раскрашенного гипса. Тем не менее, можно вполне доказательно утверждать, что именно японский шлем к доспехам о-ёрой – кабуто превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности и это – несомненно!
Типичный японский кабуто с синодарэ и кувагата.
Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!
Кабуто вид сбоку. Хорошо видны выпуклые «котелки», закрывающие заклепки.
На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.
Деталировка шлемов хоси-кабуто и судзи-кабуто.
Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.
Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.
В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.
Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.
А всего до появления в Японии европейцев, шлемов у самураев было всего лишь два вида: хоси-кабуто – шлем, на котором заклепки выступали наружу, и судзи-кабуто, у которого они крепились впотай. Как правило, судзи-кабуто имели большее число пластинок, чем хоси-кабуто.
Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!
Кувагата и диск с изображением цветка павлонии между ними.
На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.
О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.
Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.
То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?
Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.
Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.
К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.
Маска мэмпо XVII века.
Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.
Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.
Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.
На подбородке отверстие для пота.
Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.
Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.
А вот ниже была эта маска!
В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.
1.Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 1.: https://cont.ws/post/361355
2.Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 2.: https://cont.ws/post/362181
3.Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 3.: https://cont.ws/post/363007
4.Военное искусство Японии. О-ёрои — классические доспехи самураев Часть 1.: https://cont.ws/post/364258
5.Военное искусство Японии. О-ёрои — классические доспехи самураев. Часть 2 https://cont.ws/post/365533
Источник: https://topwar.ru/
×cont.ws
Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)
Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!
Кабуто вид сбоку. Хорошо видны выпуклые «котелки», закрывающие заклепки.На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.
Деталировка шлемов хоси-кабуто и судзи-кабуто.Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.
Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.
В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.
Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.А всего до появления в Японии европейцев, шлемов у самураев было всего лишь два вида: хоси-кабуто – шлем, на котором заклепки выступали наружу, и судзи-кабуто, у которого они крепились впотай. Как правило, судзи-кабуто имели большее число пластинок, чем хоси-кабуто.
Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!
Кувагата и диск с изображением цветка павлонии между ними.На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.
О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.
То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?
Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.
Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.
Маска мэмпо XVII века.Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.
Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.
На подбородке отверстие для пота.Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.
Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.А вот ниже была эта маска!В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.
Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленные фотографии и информацию.
Рис. А Шепса
hist-etnol.livejournal.com
Японский шлем кабуто | War, Gun'S & Rock'n'roll
Helot - Понедельник, 28 Март 2011 10:03
Кабуто – полусферический японский шлем. Появился он примерно в одно время с ранним доспехом танко, то есть в III-V веке. Для многих поколений самураев кабуто играл роль не только защитного снаряжения, но еще имел и сакральное, символическое значение. Как многие доспехи и оружие он определял статус воина в обществе. От европейских шлемов кабуто отличался тем, что был пластинчатым и никогда полностью не закрывал лицо воина, даже если имелась защитная маска.
Японский шлем хоши кабуто. XVII – XVIII века
В большинстве случаев кабуто изготавливался из шести-восьми и больше склепанных снизу вверх железных пластин, покрытых лаком или тонким керамическим слоем. Также он мог иметь кожаную основу, усиленную металлическими накладками. Как правило, кабуто был полусферической формы. На макушке могло располагаться вентиляционное отверстие тэкэн, вокруг которого шел ободок-розетка. Шею и уши защищал сегментный назатыльник – сикоро, состоящий из выгнутых металлических пластинок, в редких случаях из одной широкой пластины. Они покрывались лаком и соединялись шелковыми шнурами или кожаными ремешками. У первых кабуто сикоро шел вертикально вниз, со временем угол наклона увеличивался и в 1330-е годы назатыльник располагался практически горизонтально. Еще сикоро мог иметь отвороты по бокам шлема. Материал шлема и цвет его шнуровки были идентичны тем же деталям, что и в доспехе, в комплекте с которым изготавливался кабуто. Внутренняя сторона назатыльника и козырька окрашивалась в основном в красный или черный цвет. В XII веке количество пластин, из которых состоял кабуто, увеличилось и они стали уже и на них время от времени стали появляться продольные ребра жесткости. Еще ребристая поверхность могла образовываться, когда края пластин находили одна на другую. В XIII веке в шлеме появилась подкладка с ремешками. А раньше удары по голове смягчались специальной повязкой хатимаки и шапочкой эбоси, надевавшимися под шлем. Завязки, удерживающие кабуто на голове, завязывались различными способами и у каждого клана воинов существовали свои «секретные» методы.
Японский шлем кабуто
Первой разновидностью кабуто был сёкаку-цуки, «бодающийся баран». Он носился с IV по VIII век в комплекте с доспехом танко. Этот ранний шлем отличался невысоким гребнем, заканчивающимся на лбу небольшим козырьком в виде клюва. Сёкаку-цуки состоял из двух выгнутых кольцами полос, между которыми крепились мелкие прямоугольные или изредка треугольные металлические пластинки. Сзади на кожаных ремешках крепился составной назатыльник. С доспехом кэйко появляется новый, более округлый тип кабуто – мабидзаси-цуки (то есть «шлем с козырьком»), который использовался с V по X век. Его форма была заимствована в Китае или Корее. В нем гребневая полоса отсутствовала, а козырек был горизонтальным. К круглой пластине на макушке крепилась бронзовая трубка, служившая, по всей видимости, для плюмажа. В XV веке стали распространенными шлема судзи-кабуто. Заклепки на его тулье не были видны, козырек находился под некоторым углом, а сикоро крепился в горизонтальном положении. Под назатыльник дополнительно крепились на матерчатой основе железные пластины. С XVI века кабуто разделился на более простой пехотный шлем из 6,8,12 либо 16 пластин и офицерский шлем с 32, 64, 72, а то и 120 сегментами.
В зависимости от типа заклепок, скреплявших пластинки шлема кабуто мог называться: хоси-кабуто – заклепки с выпуклой головкой или цудзи-кабуто – с заклепками с маленькой спиленной головкой.
Японский шлем синари кабуто
Довольно часто кабуто знатного воина украшался парой позолоченных металлических рогов – кувагата. Эти рожки появились в конце XII века и позднее на некоторых шлемах выделялись большими размерами. Они служили не только украшением, но и для устрашения врагов, а иной раз и смягчали удары по шлему. Между кувагата могли располагаться клановые отличительные знаки, гербы, различные символические изображения и устрашающие морды демонов. Также между рогами или вместо них крепилось «зеркало» — круглая отполированная пластинка, покрытая позолотой. Она служила для отпугивания злых духов. Считалось, что если подступившая к самураю нечисть увидит в «зеркале» свое отражение, то испугается и убежит. А чтоб различить воина сзади, на задней части тульи крепилось кольцо для опознавательного вымпела. К шлемам знатных воинов особым дополнением служила защитная маска в виде разгневанного лица или полумаска, прикрывавшая щеки, подбородок, иногда – нос.
В XV-XVI веке тульи кабуто приобретают самые разнообразные формы. И появляется отдельный вид кабуто, которым можно считать нетипичный для традиционного японского шлема кавари-кабуто или нари-кабуто. Эти фигурные шлема имитировали различных животных, растения, изображали головы демонов и неизвестно чем больше служили – украшением или для отпугивания врагов. А после появления в середине XVI века в Японии португальцев и испанцев начинают изготовляться шлема по европейскому типу.
Кабуто. Интересные факты:
- В японской культуре даже сложилась поговорка касательно шлема кабуто: «Закрепите ремень вашего кабуто после победы», которая интерпретируется, как «Не стоит почивать на лаврах после победы».
- Считалось, что через вентиляционное отверстие самурай «открывался небесам» и на него снисходил дух Хачимана – бога войны. А некоторые «знатоки» предполагают, что когда воин прятался в воде, то через это отверстие поступал воздух. Еще есть мнение, будто через верхушку шлема самурай выпускал свои волосы или верх длинной шапки.
Записи по теме:
- Японский шлем-шляпа дзингаса (0)Дзингаса – японский шлем в виде шляпы с широкими плоскими полями, как и амигаса, произошел от головн...
- Шлем «жабья голова» или штеххельм (0)Жабья голова или штеххельм (англ. frog mouth helmet, фр. tete de crapaud, нем. stechhelm) – тип турн...
- Шлем «Ерихонская шапка» (0)Ерихонка, иерихонка, ерихонская (иерихонская) шапка – открытый куполообразный шлем с элементами защи...
- Закрытый шлем армэ (армет) (0)Армэ, армет (ит. armet) – европейский закрытый рыцарский шлем. Сформировался он в Италии в середине ...
- Европейский шлем бикок (бикокет) (0)Бикок, бикокет (biquoque, фр. bicoquet) – закрытый европейский шлем. Он появился в XV веке, как прин...
getwar.ru
Кавари-кабуто Википедия
Кавари-кабуто (яп. 変わり兜 — фигурный, необычный шлем) — японский класс шлемов, отличающихся по конструкции и форме от стандартных. Появились в XV—XVI веке и позднее получили распространение.
Дзунари-кабуто
Дзунари-кабуто (яп. 頭形兜, «шлем по форме головы») был наиболее распространённым типом из данного класса. Конструктивно он состоял из идущей спереди назад пластины, с двух сторон приклёпанной к ободу-венцу. Промежутки между ними закрывали ещё 2 пластины. Спереди приклёпывался козырёк — он крепился либо снизу, либо к центральной пластине. Шлемы нередко лакировали и иногда дополнительно покрывали шерстью или кожей. К шлему полагалось сикоро — сегментная защита шеи, затылка и ушей, которая, в отличие от стандартных сикоро, плотно прилегала к шее и плечам. Дзунари-кабуто получили распространение благодаря своей простоте и дешевизне, и, в частности, иногда носились в комплекте с доспехами окаси-гусоку.
Сайка-кабуто
Шлем получил своё название в честь города на полуострове Кии, где был изобретён. Он отличался 8-частной тульёй, по форме близкой к конической. Её пластины снизу крепились к широкому венцу, а сверху укреплялась большая круглая многодольчатая пластина. Козырёк встречался редко — обычно его роль играли выступы на венце.
Складные шлемы
Татами-кабуто — шлем, сделанный по аналогии с доспехом татами-до. Он состоял из прямоугольных или шестиугольных пластин, нашитых на ткань и соединённых кольчугой. Для защиты шеи использовалась кольчуга, нашитая на ткань. Тётин-кабуто — шлем, состоявший из нескольких круглых горизонтальных пластин с перехлёстом, соединённых шнуровкой. Когда он раскладывался, то фиксировался с помощью изогнутой полосы.
Хамбури
«Полушлемы», носимые самыми бедными воинами, закрывали голову не полностью. В одних случаях они защищали темя, в других — лоб и виски. Делались из металла или кожи. В простейшем случае (хитаи-атэ) представлял собой повязку из ткани с нашитой пластиной, закрывающей лоб. В более сложных — состояли из нескольких пластин.
Намбан-кабуто
Намбан-кабуто — букв. «шлем южных варваров» (по аналогии с намбан-до) — представлял собой испанский кабассет или морион, доработанный японскими мастерами. В частности, к нижнему краю тульи приклёпывали полосу, на которой крепили сикоро. К тому же их декорировали. Под влиянием европейских шлемов были созданы разновидности намбан-кабуто: момонари-кабуто (шлем-персик) и сиинари-кабуто (шлем-жёлудь).
Другие варианты
Помимо массовых, существовали редкие и уникальные шлемы кавари-кабуто. Они делались крайне разнообразных форм — в виде шапок, растений, раковин, голов животных, и т. д..
Источники
- К. С. Носов. «Вооружение самураев». 2001.
См. также
Ссылки
wikiredia.ru
Кабуто - это... Что такое Кабуто?
Кабуто (яп. 兜, 冑) — японский тип шлема.
Имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пластинами для защиты шеи. Шлем изготавливался из трёх или более склёпанных металлических пластин, расположенных сверху вниз; либо из кожи, иногда усиленной металлическими пластинами. Элементы защиты шеи (сикоро) — своего рода сегментный назатыльник, сделанный из изогнутых металлических пластин, покрытых лаком, и соединённых шёлковыми или кожаными ремнями. Сикоро закрывало не только затылок, но и уши.
История
Наиболее ранним типом был шлем сёкаку-цуки-кабуто («шлем бодающийся баран»), носимый вместе с доспехом танко (IV—VIII века). Основным элементом его конструкции была идущая спереди назад полоса в виде гребня, которая заканчивалась на лбу в виде клюва. К ней приклёпывались две выгнутые в кольца полосы — верхняя находилась на уровне висков, а нижняя представляла собой венец шлема. Промежутки между этими тремя пластинами заполняли мелкими прямоугольными (реже — треугольными) пластинками. Через отверстия в венце на кожаные ремни крепилось сикоро из 3—5 железных полос.
Следующим типом был шлем мабидзаси-цуки-кабуто, носимый с доспехами кэйко (V—X век). Его отличало наличие перфорированного горизонтального козырька, отсутствие гребневидной полосы. На макушке находилась круглая пластина, к которой крепилось навершие.
В VIII веке получает распространение сфероконический шлем моко-хатигё, связанный с китайско-монгольским влиянием.
Кабуто
Хоси-кабутоРанний шлем — хоси-кабуто (яп. 星兜), носимый с доспехами о-ёрой, был с полусферической тульёй, состоящей из 8—12 сегментов, между склёпанных 5—6 декоративными заклёпками. На макушке шлема находилось отверстие тэхэн. Вокруг основания тульи приклёпывалась пластина косимаки. Он сформировался под влиянием шлемов сёкаку-цуки-кабуто и мабидзаси-цуки-кабуто. К периоду Хэйан также относятся не получившие широкого распространения шлемы ити-маи-фусэ-кабуто, тульи которых, возможно, сделаны из одного куска железа. Спереди приклёпывался небольшой, почти вертикальный козырёк. В тулье делалось 2 или 4 отверстия, прикрытых заклёпками, в которые крепились кожаные ремешки, а к ним крепился шёлковый подбородочный шнур. К косимаки крепилось сикоро, состоящее из 5 вертикальных рядов, каждый из которых состоял из 100—138 маленьких пластинок. Со второй половины XII века кабуто украшались нашлемником — обычно в виде плоских рогов. В конце XII века появляется дайэндзан-бати или мару-бати. Их главной чертой была практически совсем полусферическая форма тульи, отсюда и название. Она состояла из 12—28 пластин. Вдоль заднего края каждой пластины делались небольшие рёбра, значительно усиливающие прочность шлема. Помимо этого они также украшались серебрёнными или золочёнными медными пластинами. С XIII века в качестве подшлемника используют шапочку, пришитую к венцу шлема. К XIV веку на тулью хоси-кабуто уходило уже до 36, и до 15 заклёпок на каждое соединение.
В XV веке размер шлемов увеличивается, а степень декорированности уменьшается. В результате появился новый тип — судзи-кабуто (яп. 筋兜), заклёпки на тулье которого не были видны. Однако были видны рёбра на краях пластин. Козырёк уже не был вертикальным, а находился под некоторым углом. Почти горизонтальным в результате расширения стало сикоро, поэтому под него дополнительно крепилась другая защита, представлявшая собой нашитые на матерчатую основу прямоугольные пластины. Тогда же широкое распространение получают личины.
В XVI, с ростом армии, кабуто разделяются на 2 типа. Первый, используемый простыми солдатами, состоял из 6, 8, 12 или 16 сегментов; на офицерских шлемах их число составляло 32, 64, 72 или 120, причём столь многосегментые шлемы, по причине ненадёжности, были, скорее всего, небоевыми. Кроме того, полусферическая форма тульи теряет монополию и значительно потесняется другими формами — преимущественно, асимметричными, с выступающими боковинами. К тому же появляется много нестандартных шлемов — кавари-кабуто.
Источники
- К. С. Носов. «Вооружение самураев». 2001.
См. также
dal.academic.ru