Содержание
Как нарисовать Илью Муромца поэтапно карандашом
Сказочные персонажи вдохновляют детей. Девочки хотят быть такими же красивыми, как Василиса Прекрасная, а мальчики делают своими кумирами богатырей: Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца. Вот о последнем сказочном герое мы сегодня и поговорим. Как его изобразила отечественная мультипликационная студия «Мельница», мы знаем, вот сегодня и попробуем по аналогии нарисовать Илью Муромца. Как это сделать, читайте ниже.
Подготовка материалов
Как нарисовать Илью Муромца? Для начала нужно выяснить, чем же мы будем его изображать. Понятно, что карандашом, но ведь они бывают такими разными. Нам понадобится три штуки: твердый – для эскиза, твердо-мягкий – для основной прорисовки и мягкий для завершения работы. Но карандаши – это еще не все. Чтобы нарисовать иллюстрацию, нам нужно правильно подобрать бумагу. В канцелярских магазинах сегодня огромный выбор, можно найти листы с фактурой под лен, кожу, дерево. Но нам нужен обычный ватман. Почему? Да потому что фактурная бумага предназначена для рисования красками, в основном акварелью, или для мягкого материала. Карандашный рисунок на ней смотрится плохо, особенно если он был сделан на маленьком формате. Ну и последнее, что нам может пригодиться, – это ластик. На нем нельзя экономить, так как дешевые виды не стирают грифель, а разводят грязь.
Рисуем эскиз
Как нарисовать Илью Муромца карандашом? Первое, что нам потребуется, – набросок. Художники называют его эскизом. Это первый этап работы над Ильей Муромцем. Как нарисовать фигуру? Для начала ее нужно закомпоновать. Смотрите, чтобы богатырь помещался на листе не строго посередине, а чуть выше. Снизу всегда нужно оставлять пространства чуть больше, чем сверху. Наметили размер, теперь кружком обозначаем голову. Она должна укладываться в фигуру 6 раз. У обычного человека пропорции тела немного другие, но мы ведь рисуем Илью Муромца. Как нарисовать плечи? Опять же, нужно померить, сколько раз в них «уложится» голова. Получается 4 раза. Наметили плечи, теперь переходим к рисованию ног. Голова в них укладывается 1,5 раза. Этот этап дальнейшей детализации не требует. Теперь, когда у нас готовы все пропорции, нужно грамотно соединить линии по уже намеченным точкам.
Начинаем строить
Как нарисовать рисунок Ильи Муромца, похожий на персонажа из мультика? Каковы должны быть дальнейшие действия? После эскиза приступаем к уточнению деталей и, конечно, начнем с головы. Нужно грамотно ее прорисовать, а точнее, построить. У нас уже есть овал, поэтому внутри него нам нужно нарисовать круг. Это будет лицевая часть. Намечаем на этом круге оси. Теперь прорисовываем глаза. Чтобы было легче, можно рисовать голову в ¾. У начинающих художников редко получается нарисовать два глаза одинаково. Глаза готовы, теперь рисуем изогнутой полоской нос. Под ним сразу намечаем усы, линию подбородка и бороды. Не забудем изобразить брови. Лицо готово, теперь переходим к прическе. Намечаем уши, они находятся на одной линии с носом. При рисовании волос нужно быть внимательным, у Ильи Муромца есть челка.
Когда голова готова, переходим к фигуре. Прорисовываем рубашку и сапоги.
Завершаем построение
Фигура у нас готова, теперь остались последние штрихи. Нужно проработать мелкие и уточняющие детали. Например, герой будет выглядеть нереалистично, если у него не будет складок на рубашке. А ножны будут слишком простыми, если не нанести на них никакого узора. Также необходимо детализировать ремень. На этом этапе также можно нарисовать складки на локтях. Ну и заключительный штрих – проработка шевелюры богатыря.
Штриховка
Чтобы придать рисунку объем, нужно поработать со светотенью: затемнить складки на рубашке, положить тень на лицо и придать мечу объем. Линии штрихов должны ложиться по фигуре или объекту. Не нужно разводить грязь и мазать карандашом из стороны в сторону. Легкими движениями в одном направлении прокладываем штрихи. В конце процесса обязательно нужно пройтись мягким карандашом по силуэту. Тогда богатырь обретет четкие границы, которые успели смазаться за время работы над рисунком.
Если себя не хочется утруждать, то необходимо хотя бы разными цветами передать предметы одежды. Например, сапоги и ремень сделать черными, меч серым, а по нарукавникам следует чуть пройтись твердым карандашом.
Другие вариации
Как нарисовать Илью Муромца на коне? Для этого необходимо повторить все действия в той же последовательности, только рисовать другой сюжет. Для облегчения работы можно срисовывать со стоп-кадра из мультфильма. Можно придумать и более интересный сюжет — как Илья Муромец сражается, или даже пофантазировать, как он летает на драконе. Штриховка к каждой ситуации должна подбираться отдельно. Если мы изображаем сцену битвы, нужно делать акцент на главном персонаже — Илье Муромце на коне. Как нарисовать персонажа так, чтобы он выделялся из массы других фигур? Ну конечно, поместить его на передний план и сделать на несколько тонов темнее, чем все окружение.
Рисование шлема — элемента костюма русского богатыря.
| План-конспект урока по рисованию (подготовительная группа):
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы «Шлем русского богатыря»
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цели: познакомить детей с костюмом русского богатыря; научить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого костюма – головным убором – шлемом; обратить внимание детей на виды шлемов, материала изготовления, элементов шлема; вызвать интерес к устному народному творчеству – сказкам, былинам, где главным героем выступает богатырь.
Задачи:
- Развивать изобразительные навыки и умения.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать диалоговую речь и пополнять словарный запас детей.
- Развивать внимание, память, мышление.
Материалы: силуэты – шаблоны из плотной бумаги шлема, Листы с изображением богатыря в кольчуге, презентация «Русские богатыри», гуашь, кисти, вода.
Область «Познавательное развитие»:
Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.
Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава, палица).
Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Область «Развитие речи»:
Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы и сравнения.
Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Расширять словарный запас детей.
Область «Художественно – эстетическое развитие»:
Научить рисовать гуашью на шаблоне, вырисовывать элементы деталей рисунка шлема.
Развивать у детей эмоционально-эстетическое восприятие.
Область «Социально-коммуникативное развитие»:
Формировать и воспитывать патриотическую память и восприятие.
Побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.
Предварительная работа:
1.Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
2.Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Никита Кожемяка», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист — Ясный Сокол», «Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
3.Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.
Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, булава, снаряжение, шлем, лук, колчан.
Оборудование: иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро!
Ребята, посмотрите на экран и скажите, кто изображен на картине?( На экране картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»).
Воспитатель: Ребята, знакома ли вам эта картина? Имя художника?
Дети. Три Богатыря.
Воспитатель: Верно! А кто такие богатыри?
Дети. Силачи, воины, борцы, герои, защитники.
Воспитатель: А каких богатырей вы знаете?
Дети: Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, Садко.
Воспитатель: А какие они были? Какими качествами должен обладать богатырь?
Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, ловкие, добрые, отзывчивые, находчивыми, умными.
Воспитатель: Ребята, а откуда вам известно, что в давние времена на Руси жили такие люди-богатыри?
Дети. Из былин, преданий, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? (предание) От какого слова оно происходит?
Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей, сложенные народом.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?
Дети. Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!
Тот герой, кто за Родину горой
Как русский за штык берется, так враг трясется
Береги землю родимую, как мать любимую!
Сражайся смело за правое дело!
Родина-мать. Умей за нее постоять!
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На Руси не все караси-есть и ерши.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про то, что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской:
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Верно, отгадали загадки. А как все наши ответы можно назвать одним словом?
Дети: оружие и доспехи.
Воспитатель:
– Куда смотрит каждый из богатырей?
– Что надето на богатырях?
– Для чего нужен шлем на голове?
– Что охраняют богатыри?
– Для чего нужен был верный конь?
– Для чего нужна кольчуга? Из какого материала она изготавливалась?
— Почему такое интересное название «кольчуга»
Дети: сделана из колец!
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте обратим внимание на такую важную деталь в костюме русского богатыря, как шлем.
Воспитатель: Древнерусские воины до IX-X века носили на голове обычные шапки, которые не защищали от рубящих ударов врага. Первые шлемы были конической формы и клепался из четырех металлических пластин, и поверх украшались драгоценными камнями, перьями (у знатных воевод). Такая форма позволяла мечу соскальзывать, не причиняя человеку большого вреда, подшлемник из войлока или кожи смягчал удар. Изменялся шлем и засчет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина).
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам нарисовать шлем богатыря! Мы с вами будем учиться рисовать гуашью и вырисовывать элементы шлема.
Последовательность выполнения работы:
Воспитатель, комментируя, демонстрирует: берет шаблон из плотной бумаги. из которого вырезан шлем; окунает кисточку в гуашь, рисует сначала общий фон на шлеме серым цветом ( цвет металла). Воспитатель рассказывает, как можно получить серый цвет — путем смешивания черной и белой краски.
Начинаем рисовать сверху, с кончика верхушки шлема. Затем, необходимо подождать, когда высохнет общий фон. А затем приступаем к прорисовке мелких деталей шлема-ободок шлема, прорисовает центральную часть шлема, которая переходит в переносицу.
Дети выполняют самостоятельное рисование.
Воспитатель (во время работы детей): Ребята, как Вы считаете, есть богатыри в наше время? И кого мы можем назвать богатырями в наше время?
Дети: Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные, пограничники, врачи.
Выставка работ.
Рефлексия:
— О чем мы сегодня с Вами говорили?
— С каким методом рисования вы познакомились?
-Что вам понравилось?
-Что было выполнить сложнее всего?
HD обои: Доспехи, Меч, Шлем, Илья Муромец, Роман Папсуев, Сказки Старой Руси
Доспехи, Меч, Шлем, Илья Муромец, Роман Папсуев, Сказки Старой Руси, HD обои
Скачать оригинал: 1989x1121px
- Меч
- Шлем
- Илья Муромец
- Роман Папсуев
- Сказки Старой Руси
- Герой
Информация об оригинальных обоях:
Размер: 1989x1121px
Размер файла: 156,23 КБ
Разрешение: 1080P
WallpaperFlare — это открытая платформа, на которой пользователи могут делиться своими любимыми обоями. Загружая эти обои, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности. Это изображение предназначено только для личного использования в качестве обоев для рабочего стола. Если вы являетесь автором и обнаружите, что это изображение используется без вашего разрешения, сообщите о нарушении DMCA, пожалуйста, свяжитесь с нами
Скачать на экран
Кадрировать обои онлайн
Изменить размер обоев Онлайн:
Еще HD обои
Выберите разрешение и загрузите эти обои
Загрузите эти обои для рабочего стола ПК и ноутбука (включая разрешения 720P, 1080P, 2K, 4K, для обычных ПК и ноутбуков HP, Lenovo, Dell, Asus, Acer):
- 1366×768
- 1920×1080
- 1440×900
- 1600×900
- 1280×800
- 1024×768
- 1280×1024
- 1536×864
- 1680×1050
- 1280×720
- 1360×768
- 360×640
- 2560×1440
- 2560×1080
- 1920×1200
- 1280×768
- 1024×600
- 800×600
- 1364×768
- 3840×2160
Скачать эти обои как рабочий стол iMac:
iMac 21,5-дюймовый дисплей со светодиодной подсветкой:
1920×1080
iMac 21,5-дюймовый дисплей Retina 4K:
4096×2304
iMac 27-дюймовый дисплей Retina 5K:
5120×2880
Скачать обои на рабочий стол MacBook:
MacBook Air 11,6″:
1366×768
MacBook Air 13″, MacBook Pro 15,4″:
1440×900
MacBook Pro 13,3″:
1280×800
MacBook Pro 15,4-дюймовый дисплей Retina:
2880×1800
Макбук Про 16″:
3072×1920
Макбук Про 17″:
1920×1200
MacBook Pro с дисплеем Retina 13,3 дюйма, MacBook Air с дисплеем Retina 13 дюймов, MacBook Air 13,3 дюйма (2020 г.
, M1):
2560×1600
Скачать обои для рабочего стола с двумя мониторами:
- 2732×768
- 3840×1080
- 2880×900
- 3200×900
- 2560×800
- 2048×768
- 3440×1440
- 2560×1080
Скачать обои на рабочий стол с тремя мониторами:
- 4098×768
- 5760×1080
- 4320×900
- 4800×900
- 3840×800
- 3072×768
Скачать обои на рабочий стол с четырьмя мониторами:
- 2732×1536
- 3840×2160
- 2880×1800
- 3200×1800
- 2560×1600
- 2048×1536
Скачать обои на рабочий стол или экран блокировки iPhone:
iPhone 2G, iPhone 3G, iPhone 3GS:
320×480
iPhone 4, iPhone 4s:
640×960
iPhone, iPhone 5, iPhone 5 :
640×1136
iPhone 6, iPhone 6s, iPhone 7, iPhone 8:
750×1334
iPhone 6 plus, iPhone 6s plus, iPhone 7 plus, iPhone 8 plus:
1242×2208
iPhone X, iPhone Xs, iPhone 11 Pro:
1125×2436
iPhone Xs Max, iPhone 11 Pro Max:
88085
iPhone Xr, iPhone 11:
828×1792
iPhone 12 mini, iPhone 13 mini:
1080×2340
iPhone 12, iPhone 12 Pro, iPhone 13, iPhone 13 Pro, iPhone 14:
1170×2532
iPhone 12 Pro Max, iPhone 13 Pro Max, iPhone 14 Plus:
1284×2778
iPhone 14 Pro:
1179×2556
iPhone 14 Pro Max:
1290×2796
, телефоны Vivo, Tecno Android):
- 720×1280
- 1080×1920
- 480×854
- 480×800
- 540×960
- 600×1024
- 800×1280
- 1440×2560
- 320×480
- 1080×1812
- 1080×1800
- 720×1208
- 375×667
- 320×568
- 1440×2960
- 1080×2160
- 1080×2340
Скачать эти обои на рабочий стол iPad или экран блокировки:
iPad, iPad 2, iPad Mini:
768×1024, 1024×768
iPad 3, iPad 4, iPad Air, iPad Air 2, 2017 iPad, iPad Mini 2, iPad Mini 3, iPad Mini 4, 9,7-дюймовый iPad Pro:
2048×1536, 1536×2048
10,5-дюймовый iPad Pro:
2224×1668, 1668×2224
11″ iPad Pro:
2388×1668, 1668×2388
12.
9″ iPad Pro:
2732×2048, 2048×2732
10.9″ iPad Air:
2360×1640, 1640×2360
10.2″ iPad:
2160×1620 , 1620×2160
8.3″ iPad mini:
2266×1488, 1488×2266
- 1824×2736
- 1536×2048
- 600×1024
- 1200×1600
- 1440×2160
Музыкальные размышления: Глиэр — Симфония № 3 «Илья Муромец»
У большинства стран и народов есть свои народные герои. Многие из них основаны на исторических личностях или представляют собой объединение нескольких исторических фигур. Один из самых известных русских народных героев – Илья Муромец. Как и в Англии и Европе, в России был период времени, когда это было феодальное общество, в том числе храбрый и героический рыцарь, сражавшийся с захватчиком. Этих богатырей называли богатырями, а Илья Муромец был одним из величайших. Глиэр использовал эту народную сказку о России как источник вдохновения для своей симфонии.
Рейнхольд Глиэр родился в 1875 году в Киеве. Учился игре на скрипке в Киеве, позже занимался композицией и оркестровкой у учеников Римского-Корсакова, Михаила Ипполитова-Иванова и Антона Аренского. Он окончил школу в 1900 году и начал преподавать, а также сочинять. Одним из его частных учеников был Сергей Прокофьев. Его третья симфония была написана в 1911 году, а премьера состоялась в 1912 году. После революции в России Глиер продолжал преподавать и сочинять. Хотя его третья симфония определенно была современным произведением 1911, его стиль оставался более традиционным, чем авангардным, поэтому он избегал обвинений в формализме (определение которого было: Музыка, которая не нравилась Сталину), угрожавших Шостаковичу, Прокофьеву и другим композиторам советской эпохи. Он преподавал в Московской консерватории до 1941 года, занимался этомузыковедением для создания азербайджанской культурной оперы и продолжал писать кантаты и оперы. Он больше не писал симфоний после номера три.
Глиэр явно выжил. Он не создавал никаких волн, оставался в рамках официально утвержденных музыкальных рамок. Он стал живым классиком, и над ним высмеивались некоторые из более современных композиторов России. Но в своей Третьей симфонии он создал массивную, многочастную тональную поэму, которая является одним из самых обширных музыкальных произведений, когда-либо сочиненных. Он использовал огромный оркестр, по 4 деревянных духовых, 4 трубы, 8 валторн и разнообразные перкуссии. Его темы обширны, их развитие тем более. Третья симфония — это не музыкальное произведение, с которым можно торопиться. Она должна разворачиваться как великая книга рассказов, и это сборник рассказов, написанный музыкой. Сам Глиер отметил партитуру соответствующими событиями того, что изображает музыка. Симфония находится в 4 картинах:
Картины I — Странствующие пилигримы; Муромец и Свыгатор
Первая часть состоит из двух частей. Первый раздел начинается с медленной, зловещей музыки, изображающей Илью, калеку и неспособного ходить с рождения. Появляются странствующие паломники, обладающие даром врачевания. Илье говорят встать и идти, выйти и творить великие дела, ибо он уже не калека. Музыка движется очень медленно в этом разделе, пока Илья идет своим ходом.
Вторая часть посвящена встрече Ильи с великим богатырем Свигатором, рыцарем настолько большим, что его шлем раздвигает облака, когда он едет на своем гигантском коне. Сначала Илья бросает ему вызов, но после совместного разговора они быстро становятся друзьями, и Свигатор дает Илье много советов и мудрости. Музыка изображает дикие приключения, пока они не натыкаются на огромный каменный гроб. Свигатор ложится в гроб и, пока он в последний раз дышит на Илью и отдает ему всю свою силу и мудрость, на гроб надевается крышка, и он умирает. Смерть Свыгатора звучит в медленном спуске в самую глубину оркестра. Полнотоновая шкала используется для увеличения ужаса и загадочности эпизода. Затем Илья уезжает на своей лошади в Киев.
Картины II — Илья и Соловей-разбойник
Илья собирается поймать страшного монстра Соловья, который прячется под укрытием могучих дубов в грозном лесу. Соловей убивает смертных, которые осмеливаются войти в его лес, издавая громкий пронзительный звук, который убивает их. Струны оркестра играют у подставки своих инструментов (sul ponticello), создавая стеклянный, нереальный звук, символизирующий вход Ильи в опасный лес. Соловей слышит приближение Ильи и, когда тот оказывается рядом, дает волю своему пронзительному свисту, но безрезультатно. Оркестровое изображение свистка Соловья — одна из самых творческих оркестровок , которые Глиер использует в симфонии, известной своей творческой оркестровкой. Теперь Соловей пытается заманить Илью, выпуская на волю трех своих сладострастных дочерей, которые не только красивы, но и используют золото, серебро и жемчуг, чтобы попытаться заманить его в ловушку. Глиэр начинает медленно разворачивать вагнеровскую чувственность, изображая трех дочерей. Музыка нарастает до тех пор, пока Илья не сопротивляется их заклинанию, пуская стрелу в глаз Соловья. Пронзительный свист раздается еще раз, но все еще не действует на Илью, когда он привязывает Соловья к своей лошади и едет в Киев ко двору князя Владимира Солнечного. Неземной звук струн снова слышен, когда Илья выезжает из леса т.
Картины III — Двор Владимира Могучего Солнца
Настроение меняется при дворе князя Владимира Солнечного, популярного правителя Киева. Устраивается праздник для бояр (дворян) и богатырей его царства, с пляшущими девами, музыкантами, лучшими в еде и питье. Появляется Илья с Соловьем, все еще привязанным к своей лошади. Он отпускает Соловья со своим ужасным свистом, и все гости праздника в страхе падают на колени. Илья берет шпагу и тут же обезглавливает Соловья, тем самым показывая князю Владимиру и остальным, что он достоин быть богатырем. Князь Владимир принимает его таким, и праздник продолжается. Музыка отражает сюжетную линию и рисует для нее яркую картину, самую короткую часть симфонии, которую можно считать скерцо если по названию, то по назначению, если не по форме. Это движение ослабляет напряжение прошлых движений и подготавливает слушателя к тому, что грядет.
Картины IV — Подвиги и окаменение Ильи
Это движение состоит из двух частей, первая часть изображает в музыке сражения Ильи и других Богатырей против захватчиков всех мастей, реальных и вымышленных. Эпохи русской истории, изображенные в этой музыке, были временем принятия христианства князем Владимиром с его крещением и последовавшими за этим битвами с язычниками, пытающимися вернуть страну к язычеству. Глиер сочиняет одни из самых диких фуг, когда-либо написанных для оркестра, чтобы представить битвы. Оркестровка ощетинивается звуком и волнением, когда Илья и Богатыри побеждают каждого врага, который бросает им вызов.
Второй раздел движения изображает окончательный разгром Богатырей и Ильи. Одержав победу в стольких битвах, Богатыри смотрят в небо и спрашивают, есть ли вообще небесное войско, способное победить их. Странствующие паломники первой части, исцелившие Илью, на самом деле сами небесные существа, наблюдавшие за происходящим. Богатыри зашли слишком далеко в своей спеси, и небесное войско спускается на землю и побеждает Богатырей. Пока небесная армия побеждает остальных, Илья пытается сбежать, но на бегу превращается в камень. Оркестр достигает сокрушительной кульминации, поистине грандиозного грохота в тот момент, когда Илья превращается в камень. После этого музыка становится медленной и размышляет обо всем, что произошло. Напев, который во многих обличьях звучал на протяжении всей симфонии, звучит еще раз, на этот раз в приглушенных тонах. Музыка достигает незначительной кульминации, затем медленно испаряется.
Мое первое знакомство с этой симфонией произошло в начале 1970-х годов на двух длинных грампластинках старой советской российской звукозаписывающей компании «Мелодия», распространяемых Columbia Records. Я был поражен, буквально измотал запись несколькими прослушиваниями. Это была запись, в которой были вырезаны партитуры и несколько дополнений к партитуре от дирижера Натана Рахлина.