Археологи нашли бронзовый шлем греческого воина на раскопках в Тамани. Шлем греческого воина
Археологи нашли бронзовый шлем греческого воина на раскопках в Тамани
Ученые Института археологии РАН при раскопках захоронений V века до нашей эры на Таманском полуострове обнаружили греческий бронзовый шлем коринфского типа — такие шлемы носили воины во времена классической Греции, именно в них скульпторы изображали Перикла и богиню Афину. И это первая подобная находка в Северном Причерноморье.
— Шлем относится к коринфскому типу, группе «Гермиона» и датируется первой четвертью V века до нашей эры. Единственный подобный шлем на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у села Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались, — говорит руководитель экспедиции Роман Мимоход.
Сочинская экспедиция Института археологии под руководством Мимохода уже третий год проводит раскопки некрополя «Волна-1», который находится в четырех километрах к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение возникло в период позднего бронзового века и было достаточно крупным для своего времени. Со второй четверти IV века до нашей эры и до VI веках до нашей веры, в период колонизации Северного Причерноморья здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции было исследовано более 600 захоронений жителей этого полиса.
В ту эпоху значительная часть Таманского полуострова входила в состав Боспорского царства – эллинистического государства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива. Собственно греческие полисы занимали территории, как непосредственно примыкавшие к морю, так и в некотором отдалении от него, а за их пределами жили оседлые и кочевые племена синдов, меотов и, возможно, киммерийцев.
В настоящий момент ученые не знают о каких-либо варварских поселениях, существовавших на Тамани синхронно с греческими полисами. Но полисы не были герметичны: их жители вели активную торговлю с местными племенами, и постепенно в их культуру и быт проникали местные традиции.
Об этом свидетельствует, в частности, одна из находок: в 2017 году археологи нашли солонку с греческой надписью, из которой следовало, что она принадлежала жене некоего Ататея. По словам Романа Мимохода, греческая женщина написала бы свое имя, а определение себя через супруга свидетельствует о влиянии варварской культуры.
Сезон раскопок 2018 года начался недавно, но уже были сделаны находки, которые можно назвать уникальными.
Археологи обнаружили захоронения воинов-всадников, отличающиеся от найденных ранее. В погребениях, расположенных по внешней стороне некрополя, воины лежат с оружием, а рядом с ними лежат взнузданные кони.
В некоторых могилах на сосудах встречаются граффити с греческими именами. Захоронения совершены по одинаковому обряду и датируются одним временем – предположительно третьей четвертью и началом последней четверти V века до нашей эры.
Но самой интересной находкой оказался шлем коринфского типа, обнаруженный в одном из захоронений. Этот тип шлемов появился в Греции еще в VI веке до нашей эры и активно использовался до второй четверти V века до нашей эры.
Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода – именно такие шлемы изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов-гоплитов с рельефов Парфенона, на голове Перикла.
Первоначально такие шлемы полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге и воину не было нужно следить за передвижениями врага сбоку. Позже шлемы стали делать так, чтобы воин имел возможность поднять шлем и сдвинуть назад. Такой возможностью обладали почти все развитые типы шлемов. Верх шлема часто украшали гребнем из конского волоса. Одновременно существовали другие, открытые типы шлемов.
Шлемы являются довольно редкой находкой и встречаются, в основном, в погребениях знатных воинов. Появляются они в погребениях боспорской знати с IV века до нашей эры.
Коринфский шлем из погребения «Волна-1» — это первая такая находка в грунтовых некрополях греческих колоний Северного Причерноморья. По мнению Романа Мимохода, это шлем греческого воина, погибшего в бою. Неизвестно, в какой войне он участвовал — это могла быть завоевательная война Боспора против Синдики — государства, располагавшегося в южной части Таманского полуострова.
Амфора, найденная в захоронении. Фото: Институт археологии РАНЗаведующий Отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина.
— По всей видимости, это воин, погибший в битве и похороненный не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния, — считает Владимир Кузнецов.
Бюст Афины. Копия II века нашей эры, Мюнхенская глиптотека.1838.xn--p1ai
Археологи нашли шлем греческого воина на раскопках в Тамани - Русские Афины
Ученые Института археологии РАН при раскопках захоронений V века до нашей эры на Таманском полуострове обнаружили греческий бронзовый шлем коринфского типа — такие шлемы носили воины во времена классической Греции, именно в них скульпторы изображали Перикла и богиню Афину. И это первая подобная находка в Северном Причерноморье.
— Шлем относится к коринфскому типу, группе «Гермиона» и датируется первой четвертью V века до нашей эры. Единственный подобный шлем на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у села Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались, — говорит руководитель экспедиции Роман Мимоход.
Сочинская экспедиция Института археологии под руководством Мимохода уже третий год проводит раскопки некрополя «Волна-1», который находится в четырех километрах к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение возникло в период позднего бронзового века и было достаточно крупным для своего времени. Со второй четверти IV века до нашей эры и до VI веках до нашей веры, в период колонизации Северного Причерноморья здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции было исследовано более 600 захоронений жителей этого полиса.
В ту эпоху значительная часть Таманского полуострова входила в состав Боспорского царства – эллинистического государства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива. Собственно греческие полисы занимали территории, как непосредственно примыкавшие к морю, так и в некотором отдалении от него, а за их пределами жили оседлые и кочевые племена синдов, меотов и, возможно, киммерийцев.
В настоящий момент ученые не знают о каких-либо варварских поселениях, существовавших на Тамани синхронно с греческими полисами. Но полисы не были герметичны: их жители вели активную торговлю с местными племенами, и постепенно в их культуру и быт проникали местные традиции.
Об этом свидетельствует, в частности, одна из находок: в 2017 году археологи нашли солонку с греческой надписью, из которой следовало, что она принадлежала жене некоего Ататея. По словам Романа Мимохода, греческая женщина написала бы свое имя, а определение себя через супруга свидетельствует о влиянии варварской культуры.
Общий вид захоронения воина-всадника. Фото: Институт археологии РАН
Сезон раскопок 2018 года начался недавно, но уже были сделаны находки, которые можно назвать уникальными.
Археологи обнаружили захоронения воинов-всадников, отличающиеся от найденных ранее. В погребениях, расположенных по внешней стороне некрополя, воины лежат с оружием, а рядом с ними лежат взнузданные кони.
В некоторых могилах на сосудах встречаются граффити с греческими именами. Захоронения совершены по одинаковому обряду и датируются одним временем – предположительно третьей четвертью и началом последней четверти V века до нашей эры.
Бюст Афины. Копия II века нашей эры, Мюнхенская глиптотека.
Но самой интересной находкой оказался шлем коринфского типа, обнаруженный в одном из захоронений. Этот тип шлемов появился в Греции еще в VI веке до нашей эры и активно использовался до второй четверти V века до нашей эры.
Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода – именно такие шлемы изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов-гоплитов с рельефов Парфенона, на голове Перикла.
Первоначально такие шлемы полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге и воину не было нужно следить за передвижениями врага сбоку. Позже шлемы стали делать так, чтобы воин имел возможность поднять шлем и сдвинуть назад. Такой возможностью обладали почти все развитые типы шлемов. Верх шлема часто украшали гребнем из конского волоса. Одновременно существовали другие, открытые типы шлемов.
Эволюция греческих шлемов с VIII по V века до нашей эры (Peter Connolly, The Greek Armies, 1977, p. 34-35).
Шлемы являются довольно редкой находкой и встречаются, в основном, в погребениях знатных воинов. Появляются они в погребениях боспорской знати с IV века до нашей эры.
Коринфский шлем из погребения «Волна-1» — это первая такая находка в грунтовых некрополях греческих колоний Северного Причерноморья. По мнению Романа Мимохода, это шлем греческого воина, погибшего в бою. Неизвестно, в какой войне он участвовал — это могла быть завоевательная война Боспора против Синдики — государства, располагавшегося в южной части Таманского полуострова.
Заведующий Отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина.
— По всей видимости, это воин, погибший в битве и похороненный не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния, — считает Владимир Кузнецов.
rua.gr
Российские археологи нашли в Тамани бронзовый шлем греческого воина - Наука
МОСКВА, 11 мая. /ТАСС/. Бронзовый шлем коринфского типа, какие носили воины во времена классической Греции, нашли ученые из Института археологии РАН при раскопках захоронений V века до нашей эры на Таманском полуострове в Краснодарском крае. Об этом говорится в опубликованном в пятницу сообщении Института.
"Шлем относится к коринфскому типу, группе "Гермиона" и датируется первой четвертью V века до нашей эры. Единственный подобный шлем на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у села Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались", - приводятся в сообщении слова руководителя экспедиции Романа Мимохода.
Экспедиция Института археологии третий год проводит раскопки некрополя "Волна-1", который находится в 4 км к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение возникло в период позднего бронзового века и было достаточно крупным для своего времени. С VI века до нашей эры и до второй четверти IV века до нашей эры, в период колонизации Северного Причерноморья, здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции исследовали более 600 захоронений жителей этого полиса.
Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода - именно они изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов с рельефов Парфенона, на голове Перикла.
Первоначально такие шлемы полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге и им не нужно было следить за передвижениями врага сбоку.
Коринфский шлем из погребения "Волна-1" - это первая такая находка в грунтовых некрополях греческих колоний Северного Причерноморья.
Заведующий отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина. "По всей видимости, это воин, погибший в битве и похороненный не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего, одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния", - приводятся его слова в сообщении.
tass.ru
Российские археологи нашли в Тамани бронзовый шлем греческого воина
В Институте археологии РАН сообщили, что бронзовый греческий шлем, найденный на юге России, датируется первой четвертью V века до нашей эры.
Бронзовый шлем коринфского типа, какие носили воины во времена классической Греции, нашли ученые из Института археологии РАН при раскопках захоронений V века до нашей эры на Таманском полуострове в Краснодарском крае. Об этом говорится в опубликованном в пятницу сообщении Института.
«Шлем относится к коринфскому типу, группе «Гермиона» и датируется первой четвертью V века до нашей эры. Единственный подобный шлем на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у села Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались», — приводятся в сообщении слова руководителя экспедиции Романа Мимохода.
Экспедиция Института археологии третий год проводит раскопки некрополя «Волна-1», который находится в 4 км к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение возникло в период позднего бронзового века и было достаточно крупным для своего времени. С VI века до нашей эры и до второй четверти IV века до нашей эры, в период колонизации Северного Причерноморья, здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции исследовали более 600 захоронений жителей этого полиса.
Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода — именно они изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов с рельефов Парфенона, на голове Перикла.
Первоначально такие шлемы полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге и им не нужно было следить за передвижениями врага сбоку.
Коринфский шлем из погребения «Волна-1» — это первая такая находка в грунтовых некрополях греческих колоний Северного Причерноморья.
Заведующий отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина. «По всей видимости, это воин, погибший в битве и похороненный не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего, одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния», — приводятся его слова в сообщении.
www.popmech.ru
Как одевались древнегреческие воины
Греки во все времена были не то чтобы законодателями моды, но ярыми ее приверженцами и искусными изобретателями разнообразных нарядов, как для повседневности, таки для праздничных торжеств. Кстати, если подойти к рассмотрению древнегреческой одежды очень внимательно, можно сказать, что все наряды выглядели довольно незаурядно. Как одевались воины? Воин древней Греции – сплошь в доспехах, умеющий владеть разными типами оружия. На поясе, через плечо, на руках и ногах можно было наблюдать всевозможные приспособления для лука со стрелами, ножей, дротиков, меча, щита и др. Базовая одежда воина – это хитон (очень короткий тельник) и хламида. Ее надавали поверх доспехов.
Пару слов о нательной одежде воинов.
Хитон носили не только они, но и практически все население страны еще с 5 века до н.э. Классический период был ознаменован ношением мужчинами коротких хитонов без рукавов. Шить при этом надо было по минимуму. Брался кусок ткани прямоугольной формы, перегибался пополам и сшивался по краям. На плечах такая нательная одежда крепилась специальными скрепами – фибулами. Вся конструкция надевалась под пояс. Допускалось ношение нескольких поясов. По правилам требовалось подшить и подол. Неподшитую одежду надевали лишь рабы, очень бедные или обычный люд в период траура. Хитоны шили и с рукавом, но очень коротким.Хламида представляла собой своеобразный, коротковатый плащ, скрепленный на шее застежкой. Этот предмет одежды носили не только воины, но и охотники, а также путешественники. Доспехи, которые воинам приходилось носить постоянно, снимая лишь на ночь и то не всегда, были довольно легкими по весу. Они очень красиво декорировались и еще в древности считались произведениями искусства, а не только орудиями защиты или нападения в боях. Доспехи состояли из:
1. Металлической кирасы (руки при этом оставались открытыми). Часто она шилась из толстой ткани с подкладкой из фетра. У кавалерии кираса состояла еще и из бронзовых дисков, что напоминало чешуйки.
2. Поножей.
3. Сандалий на толстенной подошве, сшитых из очень плотной кожи.
Воины разных местностей Греции носили неодинаковой формы шлемы. У дорийцев низко спускалось забрало. У коринфов шлем сильно надвигался на глаза. Классический головной убор воина биотии защищал голову, щеки, нос.Особенности одежды и обуви древнегреческих воиновХитоны шили не только из льна, но и овечьей шерсти. Когда торговля развилась настолько, что в страну ввозилось огромное количество товаров, ткани для хитонов приобретали у иноземцев. Доставляли из колоний, Персии, Сирии, Финикии. Это были узорчатые, пурпурные, шелковые материалы.Хитоны были разной длины. У ионийцев она доходила до пят, а дорийцы носили хитоны до колен. Позже все стали надевать хитоны укороченного типа, поскольку и воинам, и представителям других профессий, было весьма трудно передвигаться в такой одежде. Особенно если нужно было делать это быстро.Что же касается обуви, воины без нее обходиться не могли. Наиболее распространенный вариант – сандалии. К ступням их крепили кожаными ремнями. Переплетали и красиво завязывали в районе икр. Слово «сандалии» в переводе с греческого - это просто подошва, прикрепленная к ногам. Кожаные шнуры называли «крепиды». Еще одна разновидность обуви воинов – эндромиды (сапоги из кожи). Они были высокими, шнурованными, очень удобными для езды верхом. Открытыми в эндромидах оставались лишь пальцы. В этой обуви было очень удобно бегать. Поэтому носили эндромиды не только воины, но и спортсмены, охотники. Кстати, это греки стали делать сандалии и иные типы обуви, для левой и правой ног. Это стало намного удобнее, что и оценили позже жители других государств, с которыми у греков была налажена торговля.
Амуниция
Копья у воинов древней Греции были либо очень длинными, либо укороченными, больше похожими на дротики. Чтобы совершать броски копий, при воине всегда были кожаные ремешки, которые он наматывал на стержень копья, делая петли для пальцев.Меч также был длинным. Таковой предпочитал видеть у своих бойцов афинский военный организатор Ификрат, живший в 400 гг. до н.э. В источниках часто упоминается и меч Лакедемон. Он отличался тем, что острая сторона была немного вогнутой, а тупая – широкой. Ножны такого орудия делались прямыми.Кроме этого, древнегреческие воины носили палицы. Более характерный период для применения такого вида оружия – Средневековье. Очень востребован у древнегреческих воинов был лук. Им владели легковооруженные отряды. Очень уважали луки воины крита, акаряне, ахеяне, жители Рода и Мела.Интересными были шлемы древнегреческих воинов. Мало того, что они защищали от ударов, но были настоящими произведениями искусства. Декор отличался изяществом и выпуклостью. На лбу, затылке, щеках изображались разные рисунки, среди которых были и животные, и птицы, и разнообразные орнаменты. Гребень шлема спускался к самой шее. Его чаще украшали разноцветными перьями. Панцирь. Это защита тела воина, которая надевалась в период боя. Панцирь старались делать облегченным. При этом доспех прекрасно декорировали, украшали различными орнаментами. Панцирь состоял из 2 половинок, которые скреплялись друг с другом при помощи крючков. Такой тип доспеха носили в основном офицеры высоких чинов. Воины в панцирях неоднократно изображались на памятниках архитектуры и упоминались письменности древней Греции.Нередко панцири изготавливали из плотной кожи. Именовали их фартуками. Половинки крепились посредством толстых ремней. Такой панцирь защищал не только плечи и туловище, но и руки. Большинство воинов поверх кожаного фартука крепили металлические пластины (чешуйки) или костяные слайсы. Такие защитные приспособления прилегали к основе по типу змеиной чешуи. Панцирь очень хорошо облегал тело древнегреческого бойца, смотрелся естественно, несмотря на то, что был выпуклым. Он выполнял главную защитную функцию торса и рук. По длине панцирь доходил до бедер. Нередко доспехи одного воина не мог носить никто другой, кроме него самого.
Щит.
Этот атрибут воинов не изменялся долгое время и в течение сотен лет сохранял свою форму, размер. Воинов разных местечек Греции отличал декор, которым украшали щиты. На них изображали птиц, змей, львов, кабанов. После персидских войн щиты начали маркировать буквами и наносили на них девизы войск.Щит изготавливался из дерева. У пехоты он был меньшего размера, чем у остальных воинов древней Греции. Иногда щиты делали из прутьев ивы, ловко сплетая их в круглый доспех. Нередко щиты были не округлой формы, а с выемками в виде полукругов или овальными, также с выемками.Окаймляли щиты металлическими ободами. Носили этот доспех на перевязи через плечо. Изнутри щит дополняли парой скобок, куда воины продевали руку. Это давало возможность легко управлять таким орудием в ходе боя и прекрасно защищаться от копий и ударов мечами. В более поздний период на щиты мостили металлические накладки. Их декорировали и натирали до блеска.Кстати, доспехами защищали не только воинов, но и их коней. На них надевали бляхи, вылитые из металла, налобники, нагрудники, набедренники. Сам же воин всегда имел при себе:
- Лук.
- Короткий меч с позолоченными ножнами
- Палицу
- Копье (часто пару штук)
- Секиру
- Нож.
В качестве оборонительных доспехов служили шлем, панцирь, щит, поножи. Все эти атрибуты воина делались исключительно по индивидуальным заказам или изготавливались ими самостоятельно. У царей и воинов элитного класса, доспехи были весьма дороги. Делались они из бронзы с вставками из серебра, а декорировались разными драгоценными металлами и камнями. Работа по изготовлению амуниции воинов считалась очень искусным делом. В более поздние времена воины защищали металлическими пластинами и ноги. Они крепили их к обуви. Такие чешуи закрывали икры, лодыжки древнегреческого бойца. Выше крепились наколенники. Амуниция для ног изготавливалась из бронзы и плотно прилегала к телу. Креплениями служили специальные пряжки, которые также делали в мастерских. Нередко пряжки были вылиты из серебра, а изнутри на них крепили мягкий материал, чтобы исключить давление на ноги в период сражений и походов.В качестве материалов, из которых изготавливали амуницию, древнегреческие воины выбирали не только бронзу, но и железо, медь. Искусство создавать одеждуГреки во все времена, при своей простоте вкусов, старались шить очень качественную и красивую одежду. Костюм воина, как и представителей разных профессий, не всегда выглядел просто. Складывать вокруг тела пару кусков ткани не приветствовалось. В почете были драпировка, изящные крепления. Очень хорошим тоном в древней Греции считалось ношение качественных и красивых вещей в течение долгого периода времени. Поначалу нательную одежду шили из льна, но позже дорийцы начали внедрять возможность использования шерстяных тканей. Их подкрашивали в желтый, фиолетовый, голубой цвета. Рисунки наносили нитками, вышивая. По кайме одежды всегда пускали орнамент. Он чаще был геометрического типа, но встречались и изображения птиц, животных. Хламида воина была однотонной – светлого или коричневого цветов. Кайма делалась по тону контрастному колору основной ткани. Для окантовки нередко использовали голубой, красный, желтый.
gidvgreece.com
На Тамани нашли греческий шлем
Шлем принадлежал воину, который, скорее всего, погиб вдали от дома и был погребен в простой могиле.
Шлем коринфского типа, найденный в некрополе «Волна-1». (Фото Института археологии РАН)
Общий вид захоронения воина-всадника. (Фото Института археологии РАН)
Эволюция греческих шлемов с VIII по V века до нашей эры. (Peter Connolly, The Greek Armies, 1977, p. 34-35)
Амфора, найденная в захоронении. (Фото Института археологии РАН)
Бюст Афины. Копия II века нашей эры, Мюнхенская глиптотека.
‹
›
Сотрудники Института археологии РАН при раскопках захоронений V века до нашей эры на Таманском полуострове обнаружили греческий бронзовый шлем. Такие шлемы носили воины во времена классической Греции, именно в них скульпторы изображали Перикла и богиню Афину. И это первая подобная находка в Северном Причерноморье.
Сочинская экспедиция Института археологии под руководством Романа Мимохода уже третий год проводит раскопки некрополя «Волна-1», который находится в четырех километрах к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение, достаточно крупное для своего времени, возникло в период позднего бронзового века. Со второй четверти IV века до н. э. и до VI века до н. э., в период колонизации Северного Причерноморья здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции археологи исследовали более 600 захоронений тех, кто в нем жил.
В ту эпоху значительная часть Таманского полуострова входила в состав Боспорского царства – эллинистического государства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива. Собственно греческие полисы занимали территории, как непосредственно примыкавшие к морю, так и в некотором отдалении от него, а за их пределами жили оседлые и кочевые племена синдов, меотов и, возможно, киммерийцев.
Были ли на Тамани какие-либо варварские поселения, существовавшие одновременно с греческими полисами, исследователи пока не знают. Но полисы не были герметичны: их жители вели активную торговлю с местными племенами, и постепенно в их культуру и быт проникали местные традиции. Об этом свидетельствует, в частности, найденная в 2017 году солонка с греческой надписью, из которой следовало, что она принадлежала жене некоего Ататея. По словам Романа Мимохода, греческая женщина написала бы свое имя; то, что жену определили через ее мужа, как раз говорит о влиянии варварской культуры.
Сезон раскопок 2018 года начался недавно, но сделанные находки можно смело назвать уникальными. Во-первых, археологи обнаружили захоронения воинов-всадников, отличающиеся от найденных ранее. В погребениях, расположенных по внешней стороне некрополя, воины лежат с оружием, а рядом с ними лежат взнузданные кони. В некоторых могилах на сосудах встречаются граффити с греческими именами. Воинов хоронили по одинаковому обряду, и датируются захоронения они одним временем – предположительно третьей четвертью и началом последней четверти V века до н. э.
Во-вторых, самая интересная находка – шлем, о котором шла речь в самом начале. Такой тип шлемов появился в Греции еще в VI веке до н. э. и активно использовался до второй четверти V века до нашей эры. «Шлем относится к коринфскому типу, группе «Гермиона» и датируется первой четвертью V века до нашей эры. Единственный подобный шлем на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у села Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались», – говорит руководитель экспедиции Роман Мимоход.
Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода – как было сказано выше, именно такие шлемы изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов-гоплитов с рельефов Парфенона, на голове Перикла. Первые «модели» шлемов полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге, в которой воину не было нужно следить за передвижениями врага сбоку. Позже шлемы стали делать так, чтобы воин мог поднять шлем и сдвинуть назад. Такой возможностью обладали почти все развитые типы шлемов. Их верх часто украшали гребнем из конского волоса. Одновременно существовали другие, открытые типы шлемов.
Шлемы находят довольно редко и встречаются они в основном в погребениях знатных воинов. В погребениях боспорской знати они появляются с IV века до н. э. По мнению Романа Мимохода, шлем из погребения «Волна-1» принадлежал греческому воину, погибшему в бою. Неизвестно, в какой войне он участвовал, это вполне могла быть завоевательная война Боспора против Синдики – государства, располагавшегося в южной части Таманского полуострова.
Заведующий Отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина. «По всей видимости, он погиб в битве и оказался похороненным не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния», – считает Владимир Кузнецов.
По материалам пресс-службы Института археологии РАН.
www.nkj.ru
В захоронениях на Таманском полуострове археологи обнаружили греческий шлем 
Сочинская экспедиция Института археологии уже третий год проводит раскопки некрополя "Волна-1", который находится в четырех километрах к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение возникло в период позднего бронзового века и было достаточно крупным для своего времени. С VI века до нашей эры до второй четверти IV века до нашей эры, в период колонизации Северного Причерноморья здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции было исследовано более 600 захоронений жителей этого полиса.
Самой интересной находкой оказался шлем коринфского типа, обнаруженный в одном из захоронений. Этот тип шлемов появился в Греции еще в VI веке до нашей эры и активно использовался до второй четверти V века до нашей эры.
Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода — именно такие шлемы изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов-гоплитов с рельефов Парфенона, на голове Перикла.
Первоначально такие шлемы полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге и воину не было нужно следить за передвижениями врага сбоку. Позже шлемы стали делать так, чтобы воин имел возможность поднять шлем и сдвинуть назад. Такой возможностью обладали почти все развитые типы шлемов. Верх шлема часто украшали гребнем из конского волоса. Одновременно существовали другие, открытые типы шлемов.
Заведующий Отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина. "По всей видимости, это воин, погибший в битве и похороненный не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния", — сказал Кузнецов.Читайте также
news.rambler.ru